Статьи

Растём

Все ли педагогические приёмы хороши

Папа не стал читать нотации о вреде курения, а заставил чадо выкурить сразу десять сигарет. Может, отец работал в реанимации?
Растём

Порядок в комнате подростка: а нужно ли это?

Как я люблю эти несколько минут приятной усталости, когда, закончив уборку квартиры, сажусь в любимое кресло. Почему всего несколько минут?
Растём

И я снова делаю с ребёнком уроки

Установка «не делайте уроки с детьми», действительно, правильная и, что важно, изобретённая не сегодня. В советское время это просто никому в голову не приходило.
Растём

Размышления о мере свободы, которую надо давать ребёнку

До сих пор не знаю ту меру свободы, которую надо давать. То есть какой длины должен быть поводок, чтоб с одной стороны не задавить инициативу, а с другой – чтоб я не умерла от страха.
Растём

Если ребёнок манипулирует взрослыми, что делать

Всем хорошо известно, что гармоничные отношения в семье основаны на любви и взаимном доверии. Но не всегда мы имеем возможность строить нормальные отношения.
Растём

Штрихи жизни: в шею всех «толиков»

- А мне Толик сказал, что я мерзко рисую, и что моими рисунками надо топить печку, - плачет Ванька.
Растём

Детская избалованность: избавляемся от синдрома серебряной ложки

Можно ли с этим бороться и как это сделать, не навредив ребёнку?
Растём

«Шустрики» и «мямлики» – кто ваш ребенок

Шустрики — это очень активные дети, зачастую даже гиперактивные. Мямлики любят тихие настольные игры, молчаливые по натуре, иногда стеснительные.
Растём

Про детский тайм-менеджмент

Ключ к сердцу любого ребёнка — это игра. Вот и тайм-менеджмент может быть очень увлекательной и полезной игрой. Проверено.
Растём

Как помочь ребенку справиться со стрессом

Обычный стресс — это универсальная реакция человека на любые внешние раздражители: смену образа жизни, конфликты, сложности, неудачи… Иными словами, это совершенно нормально.

А вот хронический стресс — это большая проблема, которая не дает ребенку развиваться, нормально учиться, общаться и радоваться жизни.

Как зарождается хронический стресс?

Всё начинается с чувства первичной тревоги. Оно возникает, когда ребенок на короткий срок сталкивается с раздражителем. Например, впервые

  • услышал, как ссорятся мама и папа на кухне,
  • пошёл сделать прививку,
  • проспал, собирался в школу, как на пожар, и бежал до автобуса, чтобы успеть до звонка.

Первичная тревога в общем неопасна для психики ребенка и даже может играть роль развивающего тренажера: мы пережили короткий стресс, осмыслили, что это такое с нами было, запомнили состояние дискомфорта и приготовились ко второй стадии — сопротивлению.

Сопротивление начинается тогда, когда раздражитель возвращается снова и снова или его воздействие вообще не прекращается. Например, постоянный страх получить двойку по математике, напряженная атмосфера дома, мама все ругает и ругает, что ты такой неряха и у тебя вечный беспорядок…

Организм ребенка уже знаком с ощущением стресса и сопротивляется всеми возможными способами. Многим родителям этот период знаком как период постоянной «войны»:

  • «Не пойду я в школу»,
  • «Не хочу в детский сад»,
  • «Не буду мыть голову»,
  • «Не хочу, чтобы вы ссорились»,
  • «Перестаньте меня ругать»…

Именно на этом этапе организм детей начинает иногда «выдавать» первые психосоматические реакции: вялотекущие простуды, бессонницу, навязчивые движения.

kak-pomoch-rebenku-spravitsya-so-stressom-1

Если на этом этапе источник беспокойства не исчезнет, мы рискуем перейти к ситуации хронического стресса, который грозит общим истощением. Ребёнок чувствует себя всё хуже, болеет всё чаще, никак не может сосредоточиться, плохо учится и уже как будто не очень всему этому сопротивляется.

На борьбу со стрессом у него уходят все жизненные силы, а на развитие и благополучную жизнь уже ничего не остается. К этому «букету» иногда присоединяются энурез и другие серьёзные проблемы со здоровьем.

Где искать причину?

Хорошо, когда проблема лежит на поверхности: вы только переехали в новый дом, ребёнок пошел в школу, сменил класс, у него проблемы со сверстником, конфликт с учителем, родители на грани развода, тяжело болеет любимая бабушка…

Примечательно, что все эти факторы относятся к одной категории — социально-психологических.

Но есть и две другие группы, которые не всегда столь очевидны даже для очень внимательных и заботливых родителей.

Обо всех трёх поговорим подробнее.

Физиологические факторы развития стресса:

  • Голод. Утром завтракать не хотелось, в школе каша была невкусная, сразу после уроков пришлось бежать на тренировку… И вот пять часов вечера, у ребёнка в желудке за весь день побывали два печенья и бутерброд. Он голоден, возможно, даже не отдаёт себе в этом отчёта, и его желудок уже сжимается от одной мысли, что завтра будет ещё один такой же день, и снова он не успеет толком ни позавтракать, ни пообедать… Комментарии излишни: распорядок нужно наладить так, чтобы ребёнок был сыт в течение дня.
  • Жажда. Позаботьтесь о том, чтобы вода всегда была доступна. Давайте с собой бутылку воды на прогулки, тренировки и экскурсии, следите за тем, чтобы кулер в классе или в детском саду был всегда в рабочем состоянии. Кроме того, нужно, чтобы воспитатели и учителя случайно не «перекрывали» доступ к воде срочными делами или дисциплинарными упражнениями: даже если вы на перемене дописываете контрольную, у детей должно быть время, чтобы утолить жажду.
  • Шум. Есть дети, которые особенно чувствительны к громким звукам или постоянному монотонному шуму. В первом классе они часто приходят домой и ложатся спать: устали от гула, свиста, громких голосов. Даже если ваши дети сами часто бывают источником страшного шума, нужно уважать их право отдыхать, читать, делать уроки в тишине. Не включайте телевизор и постарайтесь унять шумных младших детей, пока старшие заняты умственным трудом или отдыхают после школы.
  •  Кислородное голодание. На него дети жалуются реже, чем на голод и жажду, но именно перманентный недостаток кислорода часто является причиной плохого самочувствия. Следите за тем, чтобы помещение, где находится ребёнок, регулярно проветривалось, и найдите возможность выходить на прогулку хотя бы на час-полтора в день.   
  • Травмы, болезни, общая интоксикация организма. Недолеченная простуда, наличие очага воспаления, боль, сильный ушиб — все это отнимает силы, раздражает, мучает, и на восстановление после любого недомогания нужно время. Зачастую больше, чем определяет лечащий врач.
  • Физические и психоэмоциональные перегрузки. Если пришлось три часа подряд учить английский, писать по четыре контрольных на неделе, сильно выкладываться на тренировках, то нет ничего удивительного в том, что после этого у ребёнка обнаруживаются признаки стресса. Обратите внимание: физические перегрузки происходят не тогда, когда ребёнок много бегает или активно занимается спортом (это как раз способствует «обнулению» и выходу из состояния стресса). Больше всего нагружен ребёнок, когда ему приходится долго находиться в статичных позах, не шевелиться и накапливать напряжение в теле. Чтобы расслабиться, нужно обязательно делать паузы, ограничивать нахождение в статике, делать гимнастику как для всего тела, так и для спины, шеи, пальцев и кистей рук.
  • Недостаток сна. Сон — это важно. Если приходится выбирать между сном и уроками, занятиями, другими серьёзными делами — выбирайте сон.
  • Режим ограничения времени. У каждого человека есть свой внутренний темп, удобный и органичный для проживания жизни и выполнения различных задач. Некоторые дети по природе достаточно медлительны. Для них источником стресса является ситуация, когда им нужно постоянно успевать, бежать, спешить, укладываться во временные промежутки. Постарайтесь не торопить ребе\ёнка на каждом шагу: если только можно потерпеть, подождать хотя бы несколько минут,  используйте их, чтобы дать ребёнку отдых от постоянных попыток попасть в ритм жизни.

kak-pomoch-rebenku-spravitsya-so-stressom-2

Это далеко не все факторы стресса, связанные с физиологическими недомоганиями ребёнка. Хронические заболевания, неудобная одежда и обувь, вынужденные асимметричные позы, сложности с посещением туалета или просто необходимость подолгу терпеть — всё это может стать стрессовым фактором.

Чем можно помочь?

Во-первых, просто не забывать об этой значимой группе причин стресса. В этом месте тоже можно «искать», если ребёнок вдруг стал раздражительным, нервным, обзавелся навязчивыми движениями или стал вдруг хуже учиться.

Во-вторых, накануне серьёзных социально-психологических потрясений (смена места жительства, развод родителей, начало учебы в школе, смена школы и т. д.) нужно постараться обеспечить детям максимальный базовый комфорт. Наладить питание и сон, сохранять прогулки и двигательную активность, долечиваться и давать ребёнку время на восстановление.

Социально-психологические факторы развития стресса

Не будем перечислять все возможные глобальные изменения в повседневной жизни ребёнка: нам и так обычно бывает ясно, почему вдруг всё «посыпалось». Скажем лишь о двух факторах, наиболее скрытых и неочевидных:

  • Состояние неуспеха. Детям больно, когда взрослые ими недовольны. Глубина переживаний у каждого ребенка своя, но есть и такие дети, которые просто не могут вынести, когда близкий человек демонстрирует недовольство ими. Конечно, если ребенок однажды натворил что-то из ряда вон выходящее, вы выскажете ему все, что думаете, и это будет кратковременное воздействие стресса. Но если ребенок «не вылезает» из таких ситуаций, у него развивается хронический стресс.
  • Ситуация неопределённости. Об этом факторе мы часто забываем. Детям крайне необходимы прозрачные и понятные правила: за что их похвалят, а за что отругают. Что бывает в будни, а что — в выходные. Какие события произойдут завтра утром обязательно (завтрак, чистка зубов, прогулка, чтение на ночь и т. д.), а какие могут и не произойти. И это тоже нормально. Если ребёнок не знает, где он будет жить через пару месяцев, не забудут ли ему пожелать спокойной ночи, будет он сыт или голоден, будут его ругать за двойку или скажут: «Ерунда, ничего страшного», — ему не на что опереться, он пребывает в постоянном нервном напряжении. Поэтому есть смысл создать более или менее единообразную систему жизни. Конечно, часть решений вы с ребёнком будете принимать «по настроению», но общая канва, система понятных «можно» и «нельзя». «хорошо» и «плохо» пусть будет неизменна для всей семьи.  

Чем можно помочь?

Прежде всего, не брать на себя слишком много. Понятно, что исключить из жизни ребёнка внешние раздражители не получится; да это и не требуется, чтобы помочь ему справиться со стрессом.

kak-pomoch-rebenku-spravitsya-so-stressom-3

Главная задача — не упустить скрытые психологические факторы стресса, такие как частые неудачи в той или иной сфере, насмешки, которые кажутся безобидными, отсутствие близких друзей.  

Эмоциональные факторы развития стресса:

  • Травма привязанности. Если у ребёнка утерян контакт с близкими взрослыми, он с любыми стрессовыми ситуациями справляется тяжелее и дольше.
  • Недостаточный эмоциональный контакт с родителями. Мы разные: кто-то более открыт, кто-то более замкнут и внешне холоден. Закрытость родителей может быть для ребёнка дополнительным стрессовым фактором.   
  • Недостаточно развитый эмоциональный интеллект. Психологи и педагоги отмечают, что сейчас очень часты случаи, когда дети развиты интеллектуально, они много читали, обладают энциклопедическими знаниями, хорошо усваивают новые знания, но им сложно справляться с собственными эмоциями и понимать эмоции других.
  • Эмоциональное насилие. Это не только насмешки, издевательства, наказания и другие явные признаки. Игнорирование, отказ от контакта с ребёнком, небезопасная и недостаточно дружелюбная атмосфера также являются источниками хронического стресса.  

Чем можно помочь?

На этапе подготовки ребёнка к школе, детскому саду и любому другому крупному изменению в жизни уделите внимание эмоциональному состоянию: старайтесь дать ему не только и не столько знания, сколько теплоту и поддержку. Старайтесь находить время, чтобы выслушать ребёнка, поговорить с ним, придумайте поддерживающие практики, ритуалы, которые позволят ему прожить все свои эмоции: гнев, огорчение, грусть, страх.

Будет здорово, если даже в самые сложные периоды жизни вы сможете найти поддержку друг в друге: повеселиться, почитать смешную книжку или просто обняться, перед тем как вернуться на поле брани с повседневными делами.  

Family Tree

Растём

Подростка воспитывать поздно. Его нужно любить

Однажды встаёшь, как ни в чем ни бывало, готовишь детям завтрак, а у твоего сына – бац! – выросли усы. Вполне себе настоящие усища, тёмные, даже слегка курчавые. Ты замрёшь, он поднимет на тебя сонные глаза и басом спросит: «А мяса со вчера не осталось?».

Вот уже три года я живу на поле боя с редкими перемириями и немым криком: «Ааааа!». Узнав, что у меня сын подросток, люди сочувственно похлопывают меня по плечу и тихо сливаются, оставляя меня наедине с этим счастьем.

По дому бродит незнакомое существо. Его вдруг выросшие руки нечаянно, но регулярно смахивают со стола предметы, ноги натыкаются на всё подряд и не влезают в ботинки, купленные два месяца назад. Оно всё время хочет спать, а когда не хочет, сжирает всё, что попадётся ему на глаза. И ещё оно воняет.

Но это не главное. Существо это крайне придирчиво, мнительно, недоверчиво, легко впадает в гнев, настроение его скачет от бешеной радости до вселенской тоски. Всё, о чем вы договорились вечером, утром не считается, каждый день – с нуля, и нет никаких гарантий. Ни на что. Как же это бесит!

Кто подменил мне ребёнка? Как долго это продлится? Как это пережить, что мне делать?

Если вы узнали свою семейную ситуацию, можно уже зарыдать и припасть к моему виртуальному плечу в поисках сочувствия. А я попытаюсь ответить на вопросы, исходя из личного опыта и не претендуя на то, что это истина и единственно верный рецепт счастливой жизни с подростком.

1. Кто подменил ребёнка?

Это все ещё он, тот самый малыш, который когда-то делал первые шаги, обнимал вас и доверчиво смотрел вам в глаза. Это ваш ребёнок, и ему сейчас больно. Так больно, что он спрячется за что угодно, чтобы эту боль скрыть от себя и от вас – уйдёт в виртуальный мир, в новую тусовку, в показное равнодушие. Ваш ребёнок мучительно вылупляется сейчас в юношу/девушку, а рождаться всегда больно. Помните, как это было у вас?

2. Сколько это продлится?

Грустная новость – учёные официально продлили подростковый возраст до 21 года. Да, друзья. Примерно к этому возрасту теперь формируются ответственность, самостоятельность суждений, осознанность в принятии решений и умение нести за них ответственность. А, кстати, у вас лично со всем этим как обстоит? Если честно?)

3. Что делать?

Любить. Помните чудище в Аленьком цветочке? Его спасла любовь и чуть не погубило нарушенное обещание. Так и с подростком. Его надо любить. Воспитывать уже поздно. Всё, что вы смогли, вы в него вложили, и попытка командовать, контролировать, улучшать его жизнь на собственный вкус встретят только сопротивление. Или наоборот, ребёнок охотно примет вашу инициативу, но тогда на чём же ему, спрашивается, тренировать умение принимать решения и нести за них ответственность? Как становиться самостоятельным взрослым?

Подросток – это шанс наконец-то всерьёз заняться собой. И я сейчас не про маникюр и йогу. Хотя и про них тоже. Что вам по-настоящему важно? Есть ли у вас идеалы? Любите ли свою работу? Наконец, выполняете ли сами те требования, которые предъявляете детке (не жрать дрянь, вовремя ложиться спать, сначала уроки, потом развлечения, уважение, благодарность... – этот весь набор).

Ваш ребёнок отчаянно вглядывается в мир и в вас в поисках смысла и идеала. Их не навяжешь и не вложишь в голову. Это передаётся вирусно-капельным путем.

Спросите себя, каким вы хотите видеть своего ребёнка и станьте таким. Требуйте с себя. Это нелегко, но, право, того заслуживает. Подросток в семье – это не наказание или божья кара, а шанс на перезагрузку. Так мы решили в своей семье и трудимся ежедневно, с переменным успехом.

Ангелина Еленина

Иллюстрация Снежаны Суш

Растём

Подарите своим детям 23 очень важных подарка

Сегодня дети утопают в изобилии игрушек, игр, развлечений. Столько всего существует для них, что уже просто нереально чем-то удивить! Но эти 23 подарка ваши дети точно запомнят навсегда! Более того, они пронесут их с собой через всю жизнь и, скорее всего, подарят уже своим детям.⠀

  1. Вера в их силы. Ребёнку чрезвычайно важно знать, что самый любимый человек в мире в них верит. Давайте ребенку понять, что вы уверены в нём, в его умениях и возможностях. Всего одно ваше слово способно сделать из малыша успешного гения.
  2. Любовь во всех её проявлениях. Обнимайте, целуйте, говорите слова любви всегда, несмотря ни на что! Даже если вашему ребенку уже за 30!
  3. Семейные ужины. Эти минуты семейного единения запоминаются детьми на всю жизнь. Это прекрасная традиция, которая объединяет, мирит, вдохновляет и умиротворяет.
  4. Радость. Радуйтесь жизни и своему ребёнку. Не стесняйтесь своих чувств, смейтесь вместе с малышом, дурачьтесь.
  5. Крепкая и полная семья. Старайтесь сохранить семью и хорошие отношения с её членами. Для ребёнка семья — это тот фундамент, та опора, которая дает поддержку и помогает идти по жизни.
  6. Своё время. Это самый ценный подарок, особенно для современных детей. Находите время для ребёнка каждый день! Чтобы просто побыть с ним, пообниматься, поиграть вместе, погулять или просто поваляться на кровати.
  7. Внимание. Ещё одна вещь, которой постоянно не хватает детям.
  8. Доброта. Ребёнок ещё успеет научиться жёсткости и жестокости. А вы покажите ему пример настоящей доброты и умения сострадать.
  9. Умение ценить. Научите ребёнка ценить то, что у него есть, но всегда стремиться к большему.
  10. Интерес. Интерес к миру присутствует у каждого ребёнка. Храните, берегите его! Постарайтесь не убить всякими: «Не лезь! Не мешай. Хватит говорить! Сколько можно спрашивать?»
  11. Умение принимать решения. Стимулируйте к самостоятельности, помогите принимать последствия своих действий, покажите пример настоящей смелости и решительности.
  12. Рамки. Детям чрезвычайно тяжело жить во всёдозволенности и не иметь никаких ограничений. Им нужны рамки, которые структурируют для них этот мир. Только не увлекайтесь запретами, иначе это чревато непослушанием.
  13. Свобода. Помните, что запретов должно быть минимум. Давайте ребёнку возможность выбирать, самостоятельно принимать решения, действовать и учиться на собственных ошибках.
  14. Похвала. Детям очень важно чувствовать одобрение их действий со стороны родителей. Это стимулирует к совершенствованию.
  15. Любовь к творчеству. Предоставляйте возможность творить столько, сколько хочется. Поощряйте творческую деятельность, создавайте условия для неё. Сами увлекайтесь и занимайтесь с ребёнком. Это очень важное в эпоху интернета и компьютерных технологий умение, которое учит видеть прекрасное во всём, радоваться жизни, находить выходы из нестандартных ситуаций.
  16. Щедрость. Покажите на личном примере, что такое щедрость, как делиться, и научите получать удовольствие от собственной щедрости.
  17. Духовность. Прививайте детям осознание наличия души. Хорошо, если они научатся действовать, руководствуясь потребностями не только своего тела, но и души.
  18. Правда. Будьте честными с детьми. Таким образом вы научите быть честными их. Кроме того, вы продемонстрируете ребёнку, что вам можно доверять, что с вами он в безопасности.
  19. Надежда. Она поможет в самые трудные моменты, поддержит и придаст сил.
  20. Любовь к познанию. Любовь к знаниям и хорошая оценка в школе порой не имеют абсолютно ничего общего. Поощряйте ребёнка познавать мир, увлекаться, научите получать удовольствие от познания мира.
  21. Оптимизм. Это то, что помогает добиваться успехов и менять этот мир к лучшему.
  22. Посиделки у вас на коленях. Для ребёнка это самое лучшее, самое уютное место в мире!
  23. Верность в семье и в отношениях. Быть верным своему супругу (супруге) — это поступок нашего ума, сердца и души. А дети чувствуют это очень тонко.

smiruponitke.ru

Растём

Пусть дети скучают

Когда мои дети жалуются, что им скучно, я радуюсь и… ничего не делаю. Вообще ничего.

Почему радуюсь? Потому что не пройдёт и десяти минут, как дети придумают себе увлекательное занятие, следовательно, потренируют важные навыки — выдумку, смекалку, находчивость, сотрудничество и так далее.

Скука — это прекрасное чувство! Она помогает нам найти энергию и заняться чем-нибудь важным/полезным/интересным.

Не надо спасать ребёнка от скуки — наоборот, пусть помается немного. Этим он накопит энергии и придумает что-нибудь классное.

Важно понимать — если мы развлекаем заскучавшего ребёнка, мы учим его только потреблять развлечения. А это — самый тупиковый из всех возможных путей.

Развлечения, которые нам создают другие, приедаются очень быстро, куда быстрее, чем хотелось бы.

Другое дело — развлечения, которые мы создаём себе сами. Такие сохраняют свою «работоспособность» гораздо дольше, доставляют нам куда больше удовольствия и дольше держатся в памяти.

Крайне важно, чтобы взрослый человек мог легко создать себе интересное и полезное занятие. Это в буквальном смысле полезно для здоровья, т.к. это самым замечательным образом удовлетворяет наши потребности в компетентности и автономи].

А когда учиться создавать себе интересное и полезное занятие, когда не в детстве?

Конечно, когда вы в самолёте летите десять часов, то здесь нужно напрячься и занять ребёнка чем-нибудь.

Но если вы дома или в другой штатной ситуации — пусть развлекаются сами.

То же самое касается совсем уж маленьких детей — им не так уж легко придумать себе занятие просто в силу малолетства. Но если уж детям больше пяти лет — они уже вполне могут создать себе интересное занятие.

Задача родителя здесь только одна — следить за безопасностью таких развлечений, и ничего более.

Доказательная психология

Растём

7 вещей, которые нельзя требовать от ребенка: табу воспитания

Чтобы не воспитать из ребенка бездушного робота, которым будут управлять все, не нужно заставлять его делать эти 7 вещей.

Родителям кажется, что они знают лучше ребенка. Нередко они заставляют его делать что-то против своей воли.

Даже, если вы воспитываете малыша в строгости, есть черта, которую переходить нельзя.

К чему нельзя принуждать ребенка?

7-veshei-kotorye-nelzya-trebovat-ot-rebenka-tabu-vospitaniya-1

Заставлять ребенка есть, когда он не голоден

Ваш ребенок говорит, что не голоден, а вы его заставляете есть. Или он сказал, что наелся, а вы говорите, что нужно съесть еще две ложечки. Психологи говорят, что ребенок не враг себе, он способен чувствовать голод и сообщать об этом. Заставляя ребенка есть, вы отучаете его слушать собственное тело. Впоследствии вырастает человек, который склонен к пищевым расстройствам, а также не может понять, чего хочет на самом деле.

Заставлять говорить неправду и иметь секретики

Мама купила ребенку новую машинку и попросила сказать, что бабушка подарила. Или папа купил ребенку мороженное, хотя мама не разрешала и попросил держать это в тайне. Маленькая ложь и ложь во благо учит ребенка вранью. Не стоит удивляться, если он начнет скрывать от вас правду.

Извиняться

Ребенок ударил мальчика, и вы заставляете его извинится. Он разбил вазу, и вы хотите услышать извинения. Ваше желание понятно, вы хотите, чтобы он осознал свою вину. Но заставляя приносить извинения, он этому не учится. Чтобы извинения были искренними, ребенок должен понять свой поступок. Вместо выбивания "прости" и "извини", посвятите время объяснению поступка малыша.

Здороваться с незнакомцами

Как неловко чувствуют себя родители, когда их малыш не здоровается с консьержкой в подъезде или с вашей коллегой по работе. Не заставляйте детей здороваться с ними. Для него это – незнакомый человек, а значит он небезопасный. Заставляя ребенка здороваться с теми, кого он не знает, вы прививаете ему то, что с незнакомцами можно и нужно говорить. А чем это может закончиться – мы знаем.

Делиться всеми секретами

Родителям хочется знать, что происходит в жизни ребенка. Но нам нужно принять тот факт, что он имеет право на собственную жизнь, а также иметь интимную зону, куда "вход родителям воспрещен". Учите ребенка доверять вам, чтобы он сам хотел поделиться, а не заставлять рассказывать всё.

7-veshei-kotorye-nelzya-trebovat-ot-rebenka-tabu-vospitaniya-2

Дружить с теми, кто ему не по душе

Мамы дружат, а значить и дети должны общаться – считают подружки, и заставляют своих детей это делать. Но у них могут быть совершенно разные интересы. Если вы хотите дружить с мамой ребенка, а дети терпеть друг друга не могут, то устраивайте встречи без них.

Делать что-то против своей воли

Конечно, есть ситуации, когда нам необходимо проявить настойчивость. Например, если ребенку нужно сдать кровь из вены. Но если он ходит на танцы и не хочет, не заставляйте его. Если он с радостью ходил на танцы, а потом перехотел, сначала узнайте причину, что случилось, но опять же не заставляйте ребенка. Давление не сказывается позитивно на развитии ребенка

Наши дети

Фото: istockphoto.com

Растём

«В 32 года купила квартиру без кредита». Как научить детей зарабатывать

Сегодня многие в нашей стране рассчитывают на помощь родителей в зрелом возрасте, иногда в 30 и даже в 50 лет. И родители часто это поощряют, помогают до последнего, делятся своей пенсией.

Наша читательница Лия Рыжая считает, что таким образом мы оказываем детям медвежью услугу. На своем примере автор показывает другую модель воспитания, которая помогла ей в 32 года купить собственную квартиру без кредита.

У меня было обычное советское детство: мы ели мороженое в бумажных стаканчиках, носили импортную одежду, которая проходила через всех детей семьи и даже передавалась по наследству. Первый раз в жизни я попробовала чизбургер в 6-м классе, когда родители нас с сестрой отвезли в минский цирк. Тогда маме этот ресторан показался неоправданно дорогим.

Но я всегда хотела большего. Родители считали, что я наглая, ненасытная и не умею ценить то, что есть, приводя в пример их детство. Но никогда не ругали. Просто папа говорил:

Хочешь получить больше — заработай сама

И я с энтузиазмом приняла этот «челлендж». Так, свои первые карманные деньги заработала в 6 лет. По выходным мои родители продавали стиральный порошок на местном сморгонском базаре. Меня брали с собой, потому что все бабушки жили слишком далеко. Я подумала: «Чего болтаться без дела?» И решила тоже продавать. Только не порошок, а шоколадки, которые папа привозил блоками.

Мы договорились с ним, что я буду забирать себе прибыль от продажи. В отличие от своих родителей я решила не стоять на одном месте и не ждать, пока купят. Я сама ходила по рынку и предлагала купить у меня шоколадку, причем всем без разбора: и покупателям, и другим продавцам.

Не заметить, а точнее не услышать меня было сложно. Потому что я кричала на весь рынок: «Покупайте шоколадки, вкусные молочные шоколадки!». Мне было 6 лет, я не знала ни стыда, ни страха. Перед жалобными детскими глазами не могли устоять: товар заканчивался еще в начале дня.

«Ой, ну и аферистка ты была»

На этом я не остановилась. В младших классах я ходила на кружок вязания крючком. И вязать у меня получалось красиво и аккуратно: мягкие игрушки, салфетки, грелки на чайник, обвязывала маме пуговицы, чтобы они были в тон связанной спицами кофты.

Мамины подруги заметили пуговицы и попросили меня украсить их для них. Я согласилась, но попросила символическую плату «на мороженое». Подруги рассмеялись, но сделку мы закрепили согласием.

В 10 лет я загнала под продуктовым магазином котят окотившейся у бабушки на чердаке кошки. Бабушка до сих пор припоминает мне этот случай, приговаривая: «Ой, ну и аферисткой ты была».

В моем детстве молоко продавалось в стеклянных бутылках и закрывалось фольгированной крышкой. У нас дома бутылки никогда не задерживались, мы с младшей сестрой дрались за них. Потому что тот, кто тащит их в стеклотару, кладет вырученные копейки в карман.

v-32-goda-kupila-kvartiru-bez-kredita-kak-nauchit-detei-zarabatyvat-1

Нет постыдной работы, любой труд должен уважаться

Когда я поступила в университет, мне родители давали мне деньги на еду и на проезд. Еще была стипендия. Но я впервые выбралась в большой город. Хотелось и в кафе сходить, и новую одежду купить.

У родителей просить было стыдно, потому что помнила: «Хочешь получить больше — заработай сама». Так в свободное от учебы время я подрабатывала репетитором по математике, официанткой в ночном клубе. Каждые летние каникулы я проводила в США, работая по студенческой программе оператором в парке аттракционов, продавцом в ювелирном магазине, убирала дома за деньги, продавала мобильники.

На 5-м курсе устроилась в ИТ компанию. При этом не упускала любой возможности подзаработать, потому что с детства мне говорили: «Нет постыдной работы, любой труд должен уважаться». И я до сих пор так считаю.

Какая разница, на чем ты ездишь, если тебе приходится ждать зарплаты, чтобы купить еду?

В 23 года я решила, что хочу купить машину, но полной суммы у меня не было, и я собралась в банк за кредитом. Папа всегда к кредитам относился негативно: «Какая разница, какой у тебя телефон или на чем ты ездишь, если тебе приходится ждать зарплаты, чтобы купить еду?».

Я же просто хотела машину и не хотела ждать. Тогда папа предложил мне купить старую мамину машину в кредит. К машине я быстро привыкла, а вот расставаться с частью зарплаты каждый месяц мне было грустно.

Да и в принципе чувство долга сильно ограничивает в свободе выбора: ты можешь позволить себе распоряжаться собственным бюджетом, но очень сложно рисковать теми деньгами, которые только предстоит заработать. Так что больше я не покупала того, что не могла себе позволить, учитывая имеющийся бюджет. И это тоже очень приятный урок, за который я благодарна родителям.

В декрете работать вполне реально

Вместе с работой в ИТ я пробовала другие виды деятельности как ИП. Сначала был маленький магазин сантехники в Минске (вместе с бывшим мужем), для него я сама сделала сайт по книжкам. Чуть позже я его продала и поняла, что услуга по созданию сайтов востребована. Подключила рекламу, а потом заработало «сарафанное радио» — меня рекомендовали мои же клиенты. Изначально привлекала их низкой ценой, но по мере того, как рос мой опыт, я повышала и стоимость своих услуг.

v-32-goda-kupila-kvartiru-bez-kredita-kak-nauchit-detei-zarabatyvat-2

А когда ребенку было 9 месяцев, я вернулась на работу в компанию на полставки (работала удаленно из дома). Это давало мне постоянный стабильный доход. Так из дома я проработала весь декретный отпуск.

Когда есть цель, не сворачивайте с пути в попытке кому-то что-то доказать

У меня не было проблем с жильем, но я всегда мечтала купить собственную квартиру. В первую очередь, чтобы доказать самой себе, что могу ни от кого финансово не зависеть, что бы в жизни ни случилось.

Мечта превратилась в цель, и дедлайн был установлен — до 35 лет. Я знала свой месячный заработок и посчитала, сколько должна откладывать каждый месяц, чтобы мечта превратилась в реальность, учитывая установленный дедлайн.

Я даже открыла отдельный валютный счет, и в день получения зарплаты откладывала на на него запланированную сумму. Эти деньги я никогда не позволяла себе тратить на шопинг, отдых или другую ерунду. Я просто отказывала себе в таких удовольствиях, если понимала, что деньги на элементарные потребности (квартплата, еда, топливо) на исходе.

Когда понимала, что продвинулась дальше намеченного плана (потому что брала подработки, получала бонусы в компании), позволяла себе отдохнуть — уезжала за подзарядкой к солнцу и морю. НО! именно как учила мама в детстве: сделал дело — гуляй смело, то есть сначала выполни план – потом отдохни.

Статус не имеет значения

И еще один важный пункт: для меня не имеет большого значения статус. Я абсолютно спокойно отношусь к тому, что ребята, у которых я менеджер в компании, ходят с телефоном более новой модели, чем у меня, или позволяют себе нанять людей для уборки по дому, а я ползаю раком по квартире со шваброй.

Модель телефона, машины или бренд одежды абсолютно не говорит о финансовой состоятельности, размере заработной платы и уж точно ничего не говорит о личности. Конечно, я позволяю себе дорогие вещи (например, технику для работы или качественную одежду, обувь), но всегда адекватно оцениваю свои финансовые возможности.

Когда есть цель, не сворачивайте с пути в попытке кому-то что-то доказать. Так что в свои 32 я уже 4 года хожу с одним и тем же телефоном и жду сдачи дома, в котором купила собственную квартиру, как давно мечтала.

v-32-goda-kupila-kvartiru-bez-kredita-kak-nauchit-detei-zarabatyvat-3

Как же заставить мечты сбываться?

Поначалу в Америке мне показалось диким, что проблемы подростков в 16 лет решают сами подростки. Ты водишь машину и влетел на штраф (а штрафы там в сотни долларов) — это твоя проблема, как его оплатить.

Сделали ребенка — сами подумайте о том, как его прокормить и где вы с новоиспеченным папой будете жить. Там такое воспитание обусловлено тем, что большинство родителей не могут позволить себе оплатить обучение детей в колледже или долго содержать ребенка. Поэтому почти каждый обычный школьник лет с 16 начинает работать хотя бы на полставки — официантом в фастфуде или продавцом в ближайшем супермаркете. Зато подростки знают цену деньгам, умеют позаботиться о себе самостоятельно.

У нас в Беларуси родители часто помогают материально своим взрослым детям, которые сами уже родили детей и давно должны научиться решать свои проблемы. В итоге 30-40-летние «дети» постоянно ждут помощи от кого-то: своих родителей на пенсии, льгот от государства, жалуются на отсутствие возможностей и бесперспективную страну.

Но страна станет намного более перспективной, если мы перестанем на кого-то надеяться и сами начнем решать свои финансовые проблемы. Все очень просто: чтобы хорошо зарабатывать, надо много работать. Везде — и в Беларуси, и в США, и в других странах.

Если вы хотите вырастить финансово самостоятельных детей, перестаньте решать за них их проблемы, отпустите их в конце концов в свободное плавание по жизни. В 25 лет они точно «не утонут», смогут быстрее найти себя, реализовывать мечты. А у вас как минимум появится еще один повод для гордости своим ребенком.

И конечно, воспитывать в таком духе желательно изначально, мотивируя ребенка к тому, чтобы он учился самостоятельно реализовывать свои желания.

Rebenok.by

Фото: pixabay.com

Растём

Пять качеств карандаша: притча

Малыш смотрит, как бабушка пишет письмо, и спрашивает:

— Ты пишешь обо мне?

Бабушка перестает писать, улыбается и говорит внуку:

— Ты угадал, я пишу о тебе. Но важнее не то, что я пишу, а то, чем я пишу. Я хотела бы, чтобы ты, когда вырастешь, стал таким, как этот карандаш...

Малыш смотрит на карандаш с любопытством, но не замечает ничего особенного.

— Он точно такой же, как все карандаши!

— Всё зависит от того, как смотреть на вещи. Этот карандаш обладает пятью качествами, которые необходимы тебе, если ты хочешь прожить жизнь в ладу со всем миром.

Во-первых: ты можешь быть гением, но никогда не должен забывать о существовании Направляющей Руки. Мы называем эту руку Высшей силой. Доверяй этой силе и учись чувствовать ее.

Во-вторых: чтобы писать, мне приходится затачивать карандаш. Эта операция немного болезненна для него, но зато после этого карандаш пишет более тонко. Следовательно, умей терпеть боль, помня, что она облагораживает тебя.

В-третьих: если пользоваться карандашом, всегда можно стереть резинкой то, что считаешь ошибочным. Запомни, что исправлять себя — не всегда плохо. Часто это единственный способ удержаться на верном пути.

В-четвёртых: в карандаше значение имеет не дерево, из которого он сделан и не его форма, а графит, находящийся внутри. Поэтому всегда думай о том, что происходит внутри тебя.

И наконец, в-пятых: карандаш всегда оставляет за собой след. Так же и ты оставляешь после себя следы своими поступками – и поэтому обдумывай каждый свой шаг.

Фото: pixabay

Растём

Как вырастить уверенного в себе ребенка

Как подарить ребёнку заботу и не избаловать? Как помочь ему найти баланс между уверенностью в себе и самоуверенностью? Какие подобрать слова в трудных ситуациях?

1. Вера в себя. Откуда она берётся?

Из родительской веры.

Родительская тревога – это «анти-вера» в ребенка. Тревога предвидит катастрофу, с которой никто не справится. Уделяйте больше внимания моментам, где вы и ваш ребёнок справлялись с чем-то, и обсуждайте, закрепляйте это.

Из адекватного отражения, отзеркаливания.

Показывайте ребенку полную картину – не только и не столько про его неудачи, огрехи и ошибки, а объёмно, что он умеет, а что – нет. Когда ребёнок объёмно знает, кто он, он может опереться на сильные части своей личности и защитить или в слабых попросить о помощи.

2. Уверенный – не значит самодостаточный.

Тот, кто знает и умеет просить о помощи, тоже уверен. Как правило, послание – опирайся только на себя, приводит к перенапряжению, ошибкам и провалам.

3. Важно понимать свои возможности, способности, таланты и ограничения.

Чаще всего мы не рождаемся универсальными, умеющими делать всё одинаково безупречно. Нам важно осознавать, что мы делаем не очень хорошо, просто потому что не склонны. Что делаем лучше, что отлично, а что уникально – так, как никто другой этого не сделает. Из этого списка рождаются наша профессиональная реализация и предназначение.

4. Уверенный ребёнок – ребёнок, знающий свои права.

Права – это основа достоинства. Человек, лишённый прав – подавленный, послушный – лишён и достоинства. Знать свои права полезно, потому что это позволяет уважать и чужие права. Это хорошая профилактика жертвенной позиции, из которой потом трудно выбраться.

5. Униженный ребёнок никогда не будет уверенным.

Он может быть подавлен обесцениванием или покровительственной позицией, озлоблен. Но никогда не уверен. Поэтому не хотите затравленности или озлобленности – не унижайте, не высмеивайте, не оскорбляйте. Уважайте!

6. Уверенный ребёнок – это думающий, размышляющий ребенок, имеющий свою позицию и представления.

Чтобы они формировались, надо чаще спрашивать: «Как ты думаешь?», «Как ты считаешь?», «А как тебе кажется?». Это не означает, что ребёнок должен принимать взрослые решения: с кем жить с мамой или папой, в какую школу идти.

Но мнение и размышления он иметь может, и они ему нужны. Несмотря на то, что до какой-то поры последнее слово всё равно будет за родителями, постепенно у ребёнка появляется всё больше свободы для принятия собственных решений.

7. Уверенный ребёнок знает, чего он хочет.

Это часто неудобно, и такого ребёнка называют «упрямым». Но «упрямство» – это часто необходимость сохранить идентичность. Возможно, это показатель того, что на ребёнка оказывается излишнее давление.

kak-vyrastit-uverennogo-v-sebe-rebenka

8. Уверенный – это не тот, кого контролируют.

А тот, кто всё больше учится контролировать себя сам и брать ответственность за последствия своего контроля или спонтанности. То есть тот, кто учится принимать решения, соответствующие его возрасту.

9. Уверенный тот, в чьей семье безопасно.

То есть нет насилия, оскорблений, агрессивных атак, неадекватного поведения взрослых, регулярного недовольства, критики.

10. Уверенный ребёнок тот, кого не нагружают не по силам или не по возрасту.

Если ребёнку поручают то, к чему он не готов, то велика вероятность не справиться. В результате у него может появиться ощущение неуспешности и тревоги.

11. Уверенный – это точно не тот, кого стыдят, пугают и обвиняют.

Стыжение делает человека маленьким, желающим спрятаться. Страх «застыживания» делает напряжённым, заставляет считать себя глупее, чем на самом деле.

12. Уверенный тот, кто хорошо умеет говорить «нет», когда считает нужным.

Для этого хорошо отличать «своё» от «не своего» и иметь право проявить агрессию, выдав отказ. В этом случае ребёнок гораздо спокойнее встречает отказы от других.

13. Уверенный тот, кого принимают таким, как он есть.

Ребёнок может ошибиться, не справиться, но он должен понимать, что его не покинут, не исключат из семьи.

psychologyjournal.ru

Фото: pixabay.com

Растём

Как мои дочери собирались на море

Вечно работающая мать (я) дала им задание, уходя с утра из дома, чтобы каждая сложила чемодан для себя сама. Их ждали две недели, почти спартанские условия виндсерфинга и недорогого отеля.

Ттребования, как всегда: книги для чтения, альбомы для рисования, одежда на пляж, на завтрак и ужин, на экскурсию.

Поздним вечером я вернулась домой. Весь дом спал, а в гостиной, в распахнутых чемоданах, меня ждали три прекрасные женские истории – такие счастливые и разные, самодостаточные и очень узнаваемые.

Чемодан старшей дочери

  • Это полдюжины серых и чёрных футболок, большая папина – вместо пижамы, одни рваные джинсовые шорты и сланцы.
  • Альбом, тушь и перья для каллиграфии, простой карандаш и чёрная ручка для записей в самодельном блокноте.
  • Книги. Очень много разных по толщине, серьёзности и степени увлекательности.
  • Лошадь – игрушечная, мягкая и совсем как настоящая, любимая, как её будущая мечта и как остаток детства в её почти взрослых вещах.
  • Зубная щётка.


Средняя дочь

  • Это три пышных юбки и четыре сарафана с рюшами, штук пять милых маечек с сердечком, принцессой и мерцающими пайетками, заколки для волос с алыми цветами, немного бирюзовых и просто золотые.
  • Шесть пар розовых босоножек, в том числе с блёстками и крупными розовыми камнями (я и не знала, что в нашем доме их столько! И где они хранились все эти годы?!).
  • Много мелких мягких и очень пушистых игрушек.
  • Коробка акварели, большая пачка фломастеров, полсотни разноцветных карандашей.
  • Альбом.
  • Одна небольшая книжка (видно, что положена впопыхах, когда все вещи уже собраны и вдруг мелькнула мысль, что «что-то ещё мама говорила надо.... Ок, пусть будет эта, не важно ведь какая, да?»).
  • Большая косметичка с набором блесков для губ и маленьким ароматным мыльцем.
  • Косметичка, конечно же, с кошечкой, но зубной щётки в ней нет.


Третья дочь

Ей с барского плеча средней был отдан пронзительно-розовый чемодан. Она заполнила его только наполовину. Там лежит одна маленькая книжка про Карлхена, один сарафан, трусики и ночная рубашка, босоножки самого непритязательного фасона и старый беленький мишка, аккуратно замотанный в простую холщовую тряпочку.

Чемодан полупустой, но вещи сложены аккуратной стопочкой и пристёгнуты маленьким ремешком, чтобы не болтались по всему пространству, а ровно лежали в своём уголке.

Три разноцветных карандашика, щетка, зубная паста, гребешок.

Я смотрю на всё это и думаю: «А зачем я их воспитываю?» Ведь каждая уже знает, как именно должна быть устроена её жизнь.

Татьяна Королёва

Растём