Статьи

Такова жизнь

А спать он будет в коробке

В 1938 году в Финляндии малоимущим матерям начали выдавать картонные коробки для новорожденных с самым необходимым. Теперь их называют бэби-боксами.
Такова жизнь

Холера, оспа, «испанка» и другие виды гриппа. Когда ещё случались пандемии в истории человечества?

С каждым днём в мире всё больше и больше жертв нового коронавируса 2019-nCoV. Распространение болезни достигло такого уровня, что ВОЗ объявила пандемию.
Такова жизнь

Интересные факты о столовых приборах

Вилки, ложки и ножи проделали долгий путь, прежде чем стать частью нашей жизни. За каждым из этих приборов стоит многовековая история.
Такова жизнь

Почему в родной Швеции терпеть не могут Карлсона

Персонаж шведской писательницы Астрид Линдгрен Карлсон очень полюбился жителям СССР и России, но на родине его недолюбливают.
Такова жизнь

Если вы пропустили: самые интересные книги 2019 года

Что объединяет мемуары о 90-х белорусского писателя, новую книгу автора «Ешь. Молись. Люби» и французский детектив для интеллектуалов? Попадание в рейтинг самых интересных книг ушедшего года!
Такова жизнь

«Снимаю шляпу»: 20 лучших фильмов ушедшего десятилетия

Плюс 10 недооценённых...
Такова жизнь

Иваси: сельдь или сардина

С таким ценным и полезным продуктом, как иваси, сейчас, увы, знакомы немногие, а вот тем, кому довелось жить во времена СССР, прекрасно известна эта рыба.
Такова жизнь

Самые удивительные вундеркинды

Иногда рождаются не просто умные, а очень умные дети.
Такова жизнь

Из истории шампанского

Во всём мире годом возникновения необычного играющего вина считают 1668 год.
Такова жизнь

Интересные факты о собаках

Например, что среднестатистическая собака может выучить от 200 до 500 слов.
Такова жизнь

Чем Санта отличается от Деда Мороза

Считается, что «литературный» Дед Мороз впервые появился на страницах книг в 1840 году, когда были опубликованы «Детские сказки дедушки Иринея» Владимира Одоевского, где зимний волшебник именовался Мороз Иванович.
Такова жизнь

Интересные факты о книгах

Книга похожа на холодильник — открываешь её и радуешься, что она полная.
Такова жизнь

Интересные факты о почте, которых вы не знали

9 октября во всем мире празднуют День почты. Он был установлен в 1969 году Всемирным почтовым союзом и включен в список праздников ООН.

Из года в год каждая страна проводит праздничные мероприятия, тематические выставки, конференции и дни открытых дверей, посвященные определенной "почтовой" тематике, а ведомства награждают лучших сотрудников почтамта.

Стоит отметить, что современная почта во многих развитых государствах работает в логистической и информационной сферах, ведь именно такая реформа может позволить вернуть людям веру в настоящие письма.

В День почты Sputnik решил поделиться интересными фактами из мира важного изобретения человечества.

Интересные факты из мира почты:

  • Невероятно, но факт: в XVII–XVIII веках в Англии существовала должность королевского откупорщика океанских бутылок с письмами. Тому, кто рискнул бы открыть бутылку самостоятельно, грозила смертная казнь.

  • В историю забавных почтовых фактов навеки вписано имя русского художника Владислава Коваля. Будучи студентом, он посылал письма родным, а чтобы не тратить деньги на марки, просто рисовал их на конвертах. Представляете, и все эти письма дошли по адресу.

  • Знаете ли вы, что в Америке существует лимит дневных посылок на одного человека? Это связано с историей строительства банка неким американским бизнесменом. Предприниматель высчитал, что почта - самый дешевый способ доставки стройматериалов на дальние расстояния, и отправил в свой город на расстояние в 676 км 80 000 кирпичей небольшими посылками, отдельно обернув каждый из них. Выполнив заказ, почтовое ведомство сразу же установило лимит посылок.

  • Невозможно не упомянуть о самой короткой в истории почтовой переписке. В 1862 году Виктор Гюго подписал в печать роман "Отверженные" и, желая знать реакцию читателей, послал своему издателю телеграмму из одного символа "?" Тот прислал в ответ телеграмму тоже из одного знака – "!".

  • А вот самым длинным письмом, по версии Книги рекордов Гиннесса, считается письмо англичанина Алана Формана своей супруге Джанет. Послание насчитывает 1 402 344 слова. И писал его влюбленный муж 22 дня.

Такова жизнь

20 нюансов русского языка, которые трудно понять иностранцу

Многие из иностранцев, начинающие изучать «великий и могучий», не могут понять его тонкостей и особенностей. Они поражаются количеству однокоренных слов, которые могут означать порой противоположные вещи.

Для иностранца наши падежи и даже наш алфавит - это «нечто запутанное и загадочное». По выражению одной из тех, кто стал изучать русский язык - это занятие для сильных духом.

Но вот как перевести на понятный для зарубежного гостя язык следующие слова и выражения:

  1. Сел в автобус. Стою.
  2. Часы могут идти, когда лежат, и стоять, когда висят.
  3. Слово «угу» может обозначать «простите», «спасибо», «добрый день», «не за что», «пожалуйста» и др.
  4. Предложения «Вода долго остывает» и «Вода долго не остывает» обозначают одно и то же.
  5. На столе ложка и чашка, но если первая лежит, то вторая почему-то стоит.
  6. «Руки не доходят посмотреть».
  7. Птичка сидит на ветке (хотя она стоит на лапках), но и сапог сидит на ноге.
  8. «Да нет наверное» - смысл фразы непонятен неносителю языка.
  9. Слово «мука» может обозначать и продукт, и состояние, которое испытывает человек. Всё зависит от ударения.
  10. В русском алфавите две буквы, не имеющие звуков, но они произносятся. Это ь и ъ.
  11. Слово «писать» обозначает разные действия ( в зависимости от ударения).
  12. Слово «ничего» может переводиться как «нормально», «ничего», «всё в порядке», «хорошо», «не стоит извинений», «отлично» и др.
  13. «Проснулась с петухами».
  14. «Ну да конечно».
  15. «Будешь есть кашу?» - «Ах, оставь».
  16. Слово «так» имеет несколько значений.
  17. «Улица» женского рода, «проспект» - мужского.
  18. У числительный «один» и «два» есть род, у остальных числительных его нет.
  19. Слово «щи». При его написании иностранцы делают ВОСЕМЬ! ошибок.
  20. «Ноги в руки - и вперёд».

И таких примеров можно привести огромное множество.

Такова жизнь

8 продуктов, объявленных вне закона в отдельных странах

В силу разных исторических обстоятельств эти продукты запрещались в некоторых странах.

    1. Во Франции с 2011 года во всех школах и университетах запрещен к употреблению кетчуп. Власти мотивировали запрет желанием привить ученикам любовь к традиционной французской кухне. Судя по всему, кетчуп был серьёзным препятствием.
    2. Абсент. Вплоть до недавнего времени этот напиток был запрещён в США и многих странах Европы. Запрет продлился практически 100 лет. Долгое время действие этого напитка считалось слишком пагубным: врачи отмечали высокий процент психических отклонений у любителей абсента и высокие риски поражения печени. Кроме того, полынь вызывает галлюцинации и быстрое привыкание к напитку. Даже, казалось бы, очень либеральные в этом отношении Нидерланды сняли вето лишь в 2004 году.8-produktov-obyavlennykh-vne-zakona-v-otdelnykh-stranakh
    3. Конина. Убой лошадей с целью последующего потребления мяса в пищу запрещен в США и в некоторых странах Европы. Однако несколько лет назад именно там и разгорелся мясной скандал: в составе многих продуктов вдруг была обнаружена конина. А надпись на упаковках гласила, что покупатель приобретает 100%-ную говядину.8-produktov-obyavlennykh-vne-zakona-v-otdelnykh-stranakh
    4. Продажа сырого молока запрещена в Канаде и некоторых штатах США. В целом тут аргументация довольно здравая: непастеризованное молоко может содержать различные бактерии, среди них и смертельно опасные.8-produktov-obyavlennykh-vne-zakona-v-otdelnykh-stranakh
    5. Киндер. Вот это действительно неожиданный факт: долгое время «Киндер-сюрприз» был вне закона в США. Дело в том, что местные предписания запрещают наличие несъедобных элементов внутри съедобных. Такое требование, скорее всего, является «защитой от дурака». Как известно, судебная практика США знает немало случаев, когда истцы выигрывали совершенно абсурдные дела.8-produktov-obyavlennykh-vne-zakona-v-otdelnykh-stranakh
    6. Национальное шотландское блюдо из бараньих потрохов под названием «хаггис» запрещено в США. Американцы утверждают, что бараньи лёгкие, входящие в состав продукта, опасны для здоровья.8-produktov-obyavlennykh-vne-zakona-v-otdelnykh-stranakh
    7. Вегетарианская паста для бутербродов Marmite запрещена в Дании с 2011 года. Этот бренд считается одной из самых успешных торговых товарок Великобритании. Запрет на продажу связан с составом пасты, который не соответствует требованиям безопасности пищевых продуктов. Кстати, датские вегетарианцы пытались отменить решение правительства, в 2011 году проходили митинги и забастовки.
8-produktov-obyavlennykh-vne-zakona-v-otdelnykh-stranakh
  1. Ямайский национальный фрукт Аки. FDA (Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов) запретило поставку плодов аки, поскольку чёрные семена фрукта токсичны и могут вызвать отравление. В целом факт широко известный: при употреблении аки принято поедать лишь мякоть, остальное съедобным и безопасным не является. Но американское законодательство, как известно, очень осторожно подходит к вопросам импорта и торговли.8-produktov-obyavlennykh-vne-zakona-v-otdelnykh-stranakh

Среда

Такова жизнь

Детская коляска: история длиной в столетия

Детская коляска была изобретена в 1700-х годах. До того времени младенцев выносили из дома редко. А если и делали это, то либо заворачивали в одежду (платок, подол, перевязь), либо малыша несли на руках (в богатой семье – нянька).

Об изобретателе

Первым изготовителем детских колясок считают ландшафтного дизайнера Уильяма Кента. В 1733 году он сконструировал и украсил первую коляску для детей Уильяма Кавендиша, третьего девонширского герцога. В семье было шестеро детей и вопрос их транспортировки, видимо, стоял перед отцом достаточно остро.

Коляски Кента стали востребованы в высших слоях общества, но они были очень дороги и представляли собой произведение дизайнерского искусства. Собственно, это были не коляски в нашем понимании, а небольшие детские повозки. Их возили за собой либо запрягали козу, собаку, овечку или пони.

detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya

 

detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya
Печать сделана Уильямом Остином. 1780.


Модель Кента пришлась по вкусу. Вскоре коляски распространились среди высших слоев Европы. В то время они представляли собой воистину произведение искусства. Средние и низшие сословия не могли позволить себе приобрести такую дорогую игрушку, и на протяжении ещё более ста лет коляска оставалась невероятной диковинкой.

detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya
detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya


Внешне первые детские коляски выглядели как колыбельки или креслица на колёсах, причем колёс часто было всего три. Дети перевозились сидя. Детскую коляску называли по-разному – рerambulator, baby buggy, baby carriage, pram, pushchair, stroller, go-cart, pusher, carriage, bassinet – и в этих названиях видна история её возникновения.

detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya


По-настоящему мода на коляски возникла в 1840 году с лёгкой руки королевы Виктории – любящей матери девятерых детей. Она пожелала самолично прогуливаться со своими детьми по королевскому парку.

detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya

detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya

detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya

Как и все коляски того времени, коляску королевы нельзя назвать действительно удобной. Она была чересчур высокая и неустойчивая. У коляски не было ручек, в связи с чем её нужно было тянуть за собой.

detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya


Викторианская плетеная коляска с зонтиком.


Вслед за королевской семьей колясками стали обзаводиться все состоятельные люди, сначала в Англии, а потом и по всему миру.

Прогресс не стоял на месте

К 1840-м годам пони сменились нянями, однако и они продолжали таскать эту тележку за собой.

detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya

 

detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya
Коляску возили за спиной.


Отсутствие необходимости заботиться о ребёнке стало признаком состоятельной и благополучной семьи, количество прислуги которой позволяет растить детей. Коляска в высшем сословии стала признаком огромного расстояния, разделявшего ребёнка и мать. Даже названия моделей того времени отражали их привилегированность: самыми популярными – «Герцогиня» и «Принцесса».

Революционный скачок произошел в 1853 году, когда Чарльз Бэртон запатентовал коляску с ручкой сзади. Это резко увеличило как управляемость детского экипажа, так и степень обзора для маленького пассажира.

В старинных колясках были специальные крепления для зонтиков, либо они прикреплялись на штангу.

Однако внешний вид, повторяющий очертания взрослых экипажей, полностью сохранился, а вместе с ним осталась и сама идея, что ребёнок должен в коляске сидеть. Это очень сужало сферу её применения: она подходила лишь для подросших детей. Что же касается малышей, то случаи их выпадения из «экипажа» были не редкостью.

detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya
Эдгар Дега. «Ребёнок с гувернанткой. Портрет Анри Вальпинсона в младенчестве». 1870.

detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya
Поль Гоген. «Сад на улице Карсель».


Лишь в последней трети XIX века коляска окончательно утратила черты сходства со взрослым экипажем и превратилась в люльку на колёсах. Однако даже эта метаморфоза не изменила отношения к коляске как к виду транспорта. В связи с тем, что она получила массовое распространение, полиция Лондона в 1873 году запретила возить её по тротуарам.

Усовершенствования

В конце 19 века в Великобритании появилась самая первая компания по производству колясок – Silver Cross. Она была основана в 1877 году и тогда же выпустила свои первые модели. С тех пор Silver Cross считается самой старейшей и престижной компанией в Англии, производящей коляски.

detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya


Кроме того, в 1880 году было выдвинуто требование ко всем колясковладельцам — оборудовать детские экипажи красными и белыми фонарями. Когда пошла мода на первые автомобили, возникли и автоколяски. Родители стали требовать от нянь вместе с рекомендациями ещё и водительские права. Однако быстрое распространение автотранспорта и загазованность улиц быстро сделали всё это ненужным — коляска была вытеснена в парки и скверы, туда, где она пребывает и сейчас.

detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya

На все случаи жизни – коляска с двумя ручками.


18 июня 1889 года в балтиморское патентное бюро пришел Уильям Ричардсон с идеей, свершившей очередную революцию в истории колясок. Он придумал реверсивную модель коляски, т. е. ребенок мог в ней сидеть как лицом к возившему коляску, так и спиной к нему.

Кроме того, Уильям включил в свою модель оси, что добавило коляске маневренности. Вплоть до того времени оси и колеса были цельнолитые, что не позволяло им поворачиваться по отдельности. Колеса в коляске Ричардсона могли вращаться на 360 градусов совершенно независимо друг от друга.

detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya
detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya

20-й век

С началом 20 века родилась колясочная индустрия. Коляски стали дешевле и доступнее. Появилось множество моделей, в которых использовали большие колеса, капоры, тормоза, разные формы люлек.

detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya

 

detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya

 

detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya

С окончанием Первой Мировой войны в преддверии беби-бума рынок колясок значительно расширился. Они стали доступны практически всем, кроме бедных слоев населения. Коляски претерпели некоторые изменения. У них появились подножки, «корзина» стала несколько глубже, а сами коляски – ниже, так что особо изобретательные малыши нередко сами выбирались из колясок и совершали путешествие до земли.

detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya

 

detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya

 

В 1938 году в Англии сконструировали странное и откровенно жутковатое средство передвижения – коляска на случай газовой атаки. Массивная, тяжёлая, громоздкая, она больше напоминала катафалк на колесах, чем детский транспорт.

detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya


В 1940-х стали использовать синтетические водонепроницаемые ткани, в колесах появились спицы. Уже в 1950-х в Европе и Америке коляски были доступны семьям с низким достатком.

detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya
detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya


В 1965 году авиаинженер Оуэн Макларен озаботился перевозкой детей в самолетах. Он придумал незаменимые по сей день легкие складные коляски-трости.

detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya


В 20-м столетии создатели колясок впервые начали изобретать изделия для двойни и тройни. Выглядели такие коляски достаточно комично, но матерям того времени выбирать не приходилось.

detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya

 

detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya

detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya

В СССР

В Советском Союзе промышленное производство колясок начали в 1949 году, когда по правительственному приказу из Германии был привезен образец немецкой коляски. Коляску детально изучили и по ее образу и подобию стали создавать советские модели колясок того времени.

detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya


Лидером по производству был «ДМЗ-Камов», по всей стране существовало более 50 цехов. Первые модели колясок выглядели нелепо, а в удобстве оставляли желать лучшего. Низкие, с маленькими колесами, они больше походили на газонокосилки. Такой тип колясок довольно долго оставался распространённым вплоть до 1960-х.

detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya


Народ побогаче мог позволить купить импортную коляску в специализированном магазине или заказать по заморскому образцу. А в деревнях люди обходились самодельными колясками, мастерили из дерева или плели из ивовой лозы. Они могли быть как на колёсиках, так и на полозьях наподобие санок. Совсем грудных детей по-прежнему носили на руках.

Благодаря технологиям

К середине века возникла проблема – громоздкие коляски было неудобно транспортировать в путешествиях. Потому изобрели лёгкие алюминиевые рамы и системы складывания колясок.

В 1980 году Фил Бэчлер решил совместить прогулку с сыном и бег, но делать это даже с хорошей манёвренной коляской было трудно и опасно, так он изобрел трехколесное шасси, которое сейчас тоже очень популярно. Фирмы, подхватившие идею Бэчлера для спортивных родителей, даже выпускают коляски-прицепы к велосипедам.

Со временем детская индустрия адаптировала современные технологии, сделав коляски лёгкими, компактными и удобными.

detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya
Эта коляска стала самой дорогой детской коляской за всю историю престижного лондонского универмага Harrods, специализирующегося на предметах роскоши, – творение дизайнеров Graham Richardson и Alison Murfet. Она вся покрыта 24-каратным золотом на 8000 долларов, обита синим сатином и мехом горностая. В коляску стоимостью 12 000 долларом вмонтирован специальный музыкальный механизм, проигрывающий убаюкивающие мелодии. Первый экземпляр уникальной коляски был продан богатому бизнесмену из Южной Африки. Следующую модель коляски дизайнеры планируют украсить также и бриллиантами.
 
detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya
detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya
detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya
detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya
Такова жизнь