Нет двух одинаковых аутичных детей и поэтому трудно обобщать. Тем не менее аутичные люди, как правило, преуспевают с числами. Как правило, они могут читать и упорядочивать номера, что может быть связано с улучшенной способностью понимать системы. Поскольку каждый ребёнок, страдающий аутизмом, уникален, необходимо адаптировать обучение к его индивидуальным потребностям.
Если ребёнок частично вербальный или невербальный, дайте ему время для альтернативного общения. Это может быть набор текста, язык жестов или что-то ещё.
Что-то может быть показано при помощи наглядных примеров, но обычно они сочетаются с устными инструкциями. В этом и заключается трудность. Старайтесь использовать визуальные подсказки как можно чаще при обучении вашего ребёнка.
Для преодоления этой проблемы в некоторой степени используйте современные технологии – ребёнку порой легче нажимать кнопки и сенсорные экраны, чем физически брать ручку.
Попробуйте, если это возможно, найти рабочую тетрадь для лошади. У ребёнка это может вызвать пик интереса к работе, которая должна быть завершена.
Ваше одобрение сделает их счастливее и время обучения будет ассоциироваться с позитивом. Вместо того чтобы бояться учёбы, они могут, наоборот, ждать то время, когда получают похвалу и внимание.
Путаница, связанная с языковым барьером, может помешать изучению математических понятий. Использование вопросов с множественным выбором делает этот барьер более лёгким в обучении.
По сути, вы учите ребёнка отражать ваши действия. Он будет постепенно видеть итог ваших действий и сам сможет делать эти действия, когда вас нет рядом.
- То, что ребенок с точки зрения речи отстаёт в развитии, не означает, что он отстаёт в математике.
- Иногда незаинтересованность детей указывает на то, что работа для них не является достаточно сложной. Если это происходит, попробуйте дать им более тяжёлую работу или поставьте более трудную задачу и посмотрите, справляются ли они с ней.
- Попробуйте описать шаги по одному, пока ребёнок их завершает. Например: «Сначала вы добавляете два к обеим сторонам. Затем вы делите обе стороны на 5. Теперь у вас есть ответ, x = 7».
- Думайте об аутичном ребёнке как об изучающем иностранный язык. Ему нужно немного больше времени, чтобы обработать то, что вы говорите. Поэтому делайте инструкции короткими и быстрыми. Чем легче их вспомнить, тем лучше.
- Нейтральные светло-голубой или бежевый – тоже отличные цвета для начала. Их глаз легко обрабатывает.
- Игры красочные и весёлые привлекают внимание детей. Это современные дети очень любят и потому не будут сопротивляться такому обучению. Это всё равно что учить их, даже не говоря, что их учат.
Например, обучая сложению и вычитанию, вы можете подвести ребёнка к лестнице, дать каждой ступеньке номер, начиная с 0 в середине, идти вверх к +5 и идти вниз к -5. Ребёнок должен стоять на 0 и попросить добавить 2. Для этого он может прыгнуть наверх и, если его попросят вычесть 3, ребёнок может пройти 3 шага вниз.
- Вам тоже легче. Сосредоточиться на одном ребёнке достаточно сложно, а концентрация на большем количестве детей может рассеять ваше внимание.
- Работайте с ребёнком в одном месте. Храните все обучающие предметы в одном безопасном месте. Таким образом, ребёнок может вернуться и подробно рассмотреть их и даже повторить урок.
- Стимуляция ребёнка может выглядеть необычно (например, покачивание или подпрыгивание). Даже если это так, предположите, что это служит важной цели. Вмешивайтесь лишь в том случае, если это антисанитарно (например, кладёт предметы в рот) или вредно (бьёт себя). В этом случае вы можете предложить ему другой стимул (жевательная резинка, ударить подушку).
- Чрезмерное беспокойство (т. е. волнение до такой степени, что он не может выполнять какую-либо работу) указывает на то, что ребёнок находится в состоянии стресса или не получает достаточного количества упражнений.
Ребёнок должен знать, как сказать:
- Ребёнок также должен знать, что вы будете выполнять его просьбы. Когда он пытается объяснить свои потребности, немедленно обратите внимание.
- Одним из наиболее распространённых инструментов, которые используются почти всеми детьми при обучении основам сложения и вычитания, является счёт. Абакус, своеобразная счётная дощечка для вычислений, обеспечивает визуальное представление, которое помогает им понять концепции, лежащие в основе базовой математики.
- Например, пицца из 8 ломтиков может быть использована для обучения основам дробей. Целая пицца составляет 8/8, но если вынуть 2 ломтика, то доля становится 6/8, что означает, что 2 ломтика отсутствуют. После занятий ешьте пиццу вместе. Ребёнок всегда будет вспоминать пиццу, делая сложение дроби и её вычитание – и вынимать, и вынимать воображаемые кусочки из воображаемой коробки всякий раз, когда ему задают об этом вопрос.
Лицензия на изображения: Creative Commons
Как жить, когда ребенка убивает простая мука, а мир вокруг полон глютена – он содержится даже в пластилине и шампуне, выяснил Sputnik.
Когда ты входишь в один процент людей планеты, живущих с редким заболеванием, сложно подстроиться под весь остальной мир. Но придется, иначе не выжить.
«У нас пока даже многие медики не знают, что это такое – целиакия. В одном из медцентров врач сказала: «Ах да, сейчас модная болезнь». А у меня ребенок корчится от боли…», – рассказывает Марина Клещёва корреспонденту Sputnik Тамаре Зениной.
Путь этой мамы к установлению точной причины, по которой ее сын «корчился от боли», был сложным и долгим – полтора года. Но Марина считает, что им еще повезло.
Если целиакию не диагностировать вовремя и не назначить больному безглютеновую диету, то заболевание может закончиться летальным исходом.
По общемировой статистике, только 20% больных целиакией знают о своем диагнозе. Остальные всю жизнь лечатся от разных болезней со схожими симптомами, страдают от тяжелых недугов, у них выпадают волосы и зубы, приходит в упадок нервная система, но причины всего этого они могут так и не узнать.
Целиакия – заболевание с наследственной предрасположенностью. Из-за непереносимости глютена у больного происходит атрофия ворсинок слизистой оболочки тонкой кишки. Это значит, что пища перестает всасываться и организм ничего не получает, ни одного полезного компонента.
Это теория, а теперь о том, как это происходит на практике.
Многодетная мама Марина Клещёва очень любит готовить, интересуется кухнями разных стран. Но на ее собственной просторной кухне в минской новостройке вы не найдете ни одной пылинки пшеничной муки.
«При целиакии не важно, ты съел батон или тебе попала одна мучная пылинка, разрушающее действие одинаковое», – говорит Марина и показывает набор продуктов, на которые перешла ее большая семья полгода назад.
Почти все упаковки импортные, имеют специальную маркировку – перечеркнутый колосок и надпись «gluten free»: мука для выпечки, мука для пельменей, печенье, сладости, овсяные хлопья, масло авокадо…
Ценники на коробках впечатляют, например, килограмм немецкой безглютеновой муки стоит 14 рублей, полкило безглютеновых геркулесовых хлопьев – 9 рублей, 200 граммов печенья – три рубля.
«Дети любят выпечку, блины, оладьи, сырники», – говорит хозяйка.
Диагноз целиакия поставили ее среднему ребенку – пятилетнему Глебу, но к новому виду питания привыкает вся семья – она, муж и еще двое детей.
«У нас мораторий на внос в дом каких-либо продуктов, кроме тех, которые разрешены Глебу, чтобы ему случайно ничего не попало. В нашей квартире вы не найдете ничего глютенсодержащего», – заверяет женщина.
Старшая восьмилетняя дочь, по словам мамы, «добирает глютен» в школьной столовой, сама Марина привыкла съедать круассан во время прогулки с младшей дочкой.
У Глеба, несмотря на все предосторожности, отдельная посуда, вилка, ложка и ланч-бокс с продуктами, приготовленными мамой, который он берет с собой, выходя из дома.
Марина уверена, что на кухне, где хранится обычная пшеничная мука, невозможно приготовить безопасную для ее сына еду. По этой причине она перестала водить Глеба в детский садик.
«По закону ему обязаны там готовить блюда по специальной диете, но как это возможно в том же помещении и на тех же столах, где готовят пирожки из обычной муки? Разве можно отследить, где осядет ее пыль, которой достаточно для того, чтобы мой ребенок снова мучился?» – в недоумении разводит руками мама.
«В 2,5 года сын стал жаловаться на боли в животе, живот вообще был постоянно вздутый, как барабан. Начались проблемы со стулом, он был белый, пенистый. Иногда стопы у ребенка болели так сильно, что он не мог на них вставать и начинал ползать.
То, что он постоянно чувствовал себя плохо, было видно сразу, Глеб был бледный, у него ни на что не было сил, вместо улицы он всегда предлагал остаться дома и полежать», – вспоминает Марина симптомы, вызвавшие у нее беспокойство.
Полтора года мама с сыном ходили к разным специалистам, чтобы выяснить, что происходит с ребенком.
«Сначала нам говорили, что до трех лет вздутый живот – это норма, и советовали перестать есть бобовые, которые мы и так не ели. После трех лет у Глеба просто брали анализы, которые ничего не показывали, и много раз делали всевозможные УЗИ», – рассказывает женщина.
При этом она утверждает, что после двух лет мальчик перестал расти.
«Он два года носил одну и ту же одежду и обувь, и это в тот период, когда у детей меняется размер каждые три месяца», – говорит Марина.
Одна из гастроэнтерологов все-таки предложила мальчику сдать специальный анализ на целиакию. Атрофию слизистой тонкой кишки подтвердило и эндоскопическое исследование.
«Я была беременна третьим ребенком, когда узнала о диагнозе Глеба. Это был такой стресс, не передать! Сейчас я понимаю, что в основном стресс испытываешь от того, что находишься в вакууме, очень мало информации. Хорошо, что я смогла найти материалы врачей Санкт-Петербургского общества больных целиакией», – вспоминает Марина свою первую реакцию.
Сегодня она не хуже специалистов знает все про «те самые ворсинки на слизистой», атрофия которых произошла у ее сына.
«Они отвечают за всасывание всех полезных веществ из пищи, но у таких людей глютен их разрушает. Мы упустили много времени, у Глеба произошла тотальная атрофия ворсинок, слизистая оказалась полностью голой. И весь этот период ему не поступали ни витамины, ни микроэлементы, ни питательные вещества», – объясняет Марина.
Сейчас Глеб имеет удостоверение ребенка-инвалида, его наблюдают в Республиканском детском центре целиакии и гастроэнтерологии на базе 3-й детской столичной больницы. Заболевание его неизлечимо, но при соблюдении аглютеновой диеты он будет ощущать себя вполне здоровым человеком.
Марина Клещёва сознательно убрала из дома все продукты с глютеном и попыталась заменить их безопасными для сына аналогами. Но это оказалось непросто.
В Беларуси таких товаров немного, при этом надпись «Без глютена» на иных далеко не всегда соответствует действительности. Она может быть просто инструментом производителей, для которых отсутствие глютена – всего лишь дань новомодной диете.
«У меня волосы встают дыбом, когда я вижу, как продают в наших магазинах безглютеновую муку – она стоит на одной полке, а иногда вообще рядом с обычной, и кругом еще обязательно куча рассыпанной муки. Понятно, что ни один больной этот продукт не сможет взять.
У нас нет общественных заведений питания, где бы правильно подавалась безглютеновая еда, она везде стоит в общих холодильниках с обычной, в лучшем случае на разных полках, но это не исключает того, что посыпка с одного пирожного не попадет на другое» – делится мама Глеба.
Большинство продуктов она предпочитает покупать за границей, где они выставлены в отдельных шкафах.
«Проблема в том, что во многих продуктах содержится скрытый глютен. Он может быть в конфетах, шоколаде, мороженом, жевательной резинке, колбасе, сосисках, йогурте, кетчупе, майонезе, чипсах.
Глютен содержится не только в еде. Например, он есть в пластилине, бытовой химии, зубных пастах и шампунях», – рассказывает женщина.
Уже полгода она пишет официальные запросы производителям разных стран с просьбой уточнить состав их товаров. Только так, считает Марина, можно получить стопроцентную гарантию.
«Быстрее всего отвечают немецкие компании. Они высылают заверенные сертификаты, но и российские, и наши белорусские тоже отвечают», – показывает женщина таблицу с отечественными «разрешенными» продуктами.
Эту таблицу составляют все участники группы «Целиакия» в вайбере. В ней, кроме Марины Клещёвой, состоят почти 160 человек. Единомышленники делятся не только рецептами, но и проблемами.
«Не все дети и даже подростки понимают, что происходит, почему им нельзя быть как все. Срывы, конечно, бывают. Недавно одна мама рассказала, как ее сын не устоял и пошел вместе с классом в Макдональдс, а моя дочь из добрых побуждений угостила в кафе любимого брата кусочком своего пирожного, а я не уследила», – сожалеет Марина.
Результатом таких срывов, как правило, становятся длительные боли и возвращение к исходному состоянию.
Что говорить о детях, когда далеко не всем взрослым можно объяснить суть заболевания.
«Попробуй объясни старшему поколению, особенно где-нибудь на периферии, что хлеб для кого-то может оказаться вредным. Или запрети бабушкам готовить для внуков пирожки! Многие вообще свою любовь к детям умеют выражать только через еду», – делится наболевшим женщина.
Своих родных, признается Марина, она тоже не сразу уговорила перестать угощать сына какими бы то ни было продуктами. Теперь и родственники, и даже друзья знают, что Глеб всегда приходит в гости со своим ланч-боксом, и не пытаются всунуть ему шоколадку или печеньку.
Во время встречи с корреспондентом Sputnik Глеб Клещёв с удовольствием катался на качелях и на горке, а его мама похвасталась первыми маленькими достижениями.
За шесть месяцев без глютена у мальчика стали расти, а не выпадать волосы, изменился цвет кожи, а главное, Глеб вырос на шесть сантиметров.
В Беларуси сегодня живут около 300 детей с верифицированным диагнозом целиакия.
«Их родителям непросто принять факт наличия заболевания, перестроить весь жизненный уклад, привычки питания для организации безглютеновой диеты, ведь другой доказанной научной альтернативы пока нет. В этой связи мой респект всем родителям, которые соблюдают наши рекомендации», – говорит руководитель Республиканского детского центра целиакии и гастроэнтерологии, доцент 2-й кафедры детских болезней БГМУ, главный внештатный детский гастроэнтеролог Минздрава Ирина Саванович.
Однако, по ее словам, есть пациенты, которые сознательно не соблюдают диету.
«Кроме возможного прогрессирования тяжелого поражения кишечника, доказано, что целиакия – это фактор риска развития злокачественных заболеваний, бесплодия, психоневрологических нарушений, другой аутоиммунной патологии и дефицитных состояний», – констатирует специалист.
В особой группе риска, отмечает доктор, больные сахарным диабетом первого типа, потому что оба заболевания имеют общие гены предрасположенности.
«Таким больным постоянно проводится специальное исследование крови на наличие маркеров целиакии, а пациентам с целиакией, в свою очередь, – на сахарный диабет», – уточнила Ирина Саванович.
Фото: pexels.com
Часто у аутичных детей наблюдается стремление бродить и исчезать из поля зрения, потому водоёмы представляют для них опасность. По данным Национальной ассоциации аутизма США утопление – основная причина смерти аутичных детей в возрасте до 14 лет. Кроме обеспечения безопасности аутичного ребёнка, плавание может стать для него приятным и даже терапевтическим опытом.
Если вы – родитель аутичного ребёнка, но при этом не профессиональный пловец или спасатель на воде, то не пытайтесь самостоятельно обучить вашего ребёнка плаванию. Наймите профессионального инструктора по плаванию, имеющего опыт работы с детьми с особыми потребностями, предпочтительно с детьми в спектре аутизма.
Используйте социальную историю во время разговора с ребёнком про обучение плаванию и о том, как проходят уроки плавания. Социальные истории – эффективный способ привести ребёнка к мысли брать уроки плавания.
Используйте разные изображения в дополнение к своей социальной истории и продолжайте помогать ребёнку привыкнуть к идее уроков плавания.
Немало аутичных детей хорошо справляется в новой обстановке, если дать им возможность познакомиться с ней, не давя на них ожиданиями. Предварительное знакомство вашего ребёнка с местом, где будут проходить уроки плавания, поможет сделать для него занятия более комфортными.
Многим аутичным детям полезно понаблюдать за уроками плавания до того, как они сами примут в них участие.
Прежде чем учить ребёнка плавать, поиграйте с ним в воде. Вначале полезно показать, что бассейн безопасен. Перед уроками плавания займитесь в бассейне чем-то весёлым, это облегчит ребёнку первоначальный дискомфорт.
Бассейны, особенно открытые, – очень шумные места с большим количеством звуков. Можно брать частные уроки в пустом бассейне, это решит данную проблему. Но такой способ не всегда финансово доступен.
Многим аутичным детям удобнее быть в воде в гидрокостюме, а не в обычных купальниках. В гидрокостюме тепло, он будто обнимает тело, потому ребёнок чувствует безопасность.
В некоторых бассейнах требуют особую одежду или снаряжение для занятий плаванием, в которых вашему ребёнку неудобно, или они вызывают у него тревогу.
На уроках инструктор показывает различные гребки и техники, с некоторыми из них у вашего ребёнка могут возникнуть сложности из-за сенсорных особенностей.
Аутичные дети часто вращаются на месте, махают руками или делают другие повторяющиеся движения (стимминг), чтобы справиться с сенсорной перегрузкой или успокоиться, когда они тревожатся.
Убедитесь, что в здании бассейна есть место, куда ребёнок может отойти, если ему нужно побыть одному или уйти от чрезмерно перегружающей обстановки.
На каждом уроке должны быть постоянные процедуры начала и завершения процесса. Например, разбрызгивание воды, постукивание по ступенькам или пускание мыльных пузырей. Привычный порядок успокаивает ребёнка и повышает уверенность при выполнении заданий.
Часто аутичные люди сильно увлечены какими-то предметами или темами. Используя специальные интересы ребёнка, инструктор может привлечь и удержать его внимание во время занятий.
При обучении аутичных детей лучше избегать методики преподавания «правильно против неправильно». Характерная черта аутичных детей – видеть сразу много деталей, и потому им трудно отделить верное от неверного.
Инструктор должен говорить чётко, спокойным тоном, без криков. Объясните инструктору, что крик может вызвать боль или замешательство у вашего ребёнка.
Аутичным детям сложно воспринимать информацию на слух, потому им могут помочь визуальные подсказки. У многих аутичных детей визуальное восприятие, и представление в графическом формате правил, методов и ожиданий пойдёт им на пользу.
Аутичным детям обязательно нужно говорить, когда они оправдали ожидания и сделали что-то правильно. Даже самый маленький прогресс должен быть вознагражден, это поощрит аутичных детей продолжить занятия.
Представленный выше материал – перевод текста «How to Teach Autistic Children to Swim».
Жене Курмысе 17 лет. Живет в Кобрине, учится в обычной общеобразовательной школе, в 10,5 классе. «Почему с половиной? Потому, что лето на дворе», — шутит парень.
Женя отличник, идет на золотую медаль, ездит на олимпиады — каждый год по разным предметам — и знает, что будет дальше. В следующем году он окончит с золотой медалью школу, поступит в один из белорусских технических университетов, станет программистом и устроится на работу в IT-компанию. Последний пункт программы архиважен. Во-первых, парень хочет работать и приносить пользу людям. Во-вторых, он давно пообещал маме свозить ее с первой зарплаты в Париж. Женя верит, что все у него получится, а мама верит в Женю. Всегда верила. Даже когда ей говорили, что у ее сына одно будущее — «клеить конвертики». Потому что Женя — особенный ребенок.
В каждом маленьком городе есть улица встреч, на которую когда ни выйдешь — обязательно наткнешься на знакомого: коллегу, бывшего однокурсника, одноклассника, одногруппника, гостя со свадьбы двоюродной сестры. Пешеходка на Суворова в Кобрине именно такая. Здесь всегда многолюдно: утром, днем, вечером, в будни, в выходные, в праздники. Горожанину в этой толпе легко потеряться, но не Жене. Высокий и угловатый, он подошел к ориентиру — большому глобусу в самом начале улицы Суворова — за пять минут до назначенного времени встречи. Отличника в нем выдавали сосредоточенный взгляд и нахмуренные, как у человека, который постоянно решает в уме сложные математические задачи, брови, а программера — внешний вид: майка и джинсы, как любит Цукерберг, но черного, по Джобсу, цвета.
Познакомились, поздоровались и сразу перешли на «ты» — так проще. Женя по характеру человек открытый. Все, что происходит у него внутри, мигом отражается в мимике и жестах. Поначалу движения парня казались какими-то скованными, ощущалась нервозность.
— Жень, волнуешься?
— Волнуюсь. Никогда не думал, что кому-то могу быть интересным.
Важная черта Жени — это максимальная честность. Он тебе сразу скажет, если ты ему не нравишься. Не будет перебирать свой внутренний гардероб в поисках подходящей маски, не станет подбирать корректные слова и придумывать эвфемизмы. Два года назад Женя попал в репортаж региональной телекомпании о турнире для «особенных детей». Он тогда взял первое место по шашкам и поделился на камеру своим мнением об игре: «Правила несложные. Если сконцентрироваться, то вообще будет проще пареной репы».
Но к Жене мы приехали не о шашках поговорить. Несколько дней назад в редакцию пришло письмо от некоего Максима:
«Здравствуйте, — написал читатель, — кажется, я нашел новость для раздела 42. Есть сайт, где можно изучить много полезного (например, язык программирования). На этом сайте чем больше заданий (задач) ты выполнил, тем больше ты получил баллов. Так вот, на первом месте по баллам находится белорусский школьник, ученик 10-го класса Евгений Курмыса. На данный момент он решил 19 108 задач».
Сайт, о котором писал Максим, называется Stepik. Это образовательная платформа, на которой собрано большое количество уроков по различным дисциплинам: биологии, биоинформатике, инженерно-техническим и естественным наукам. Услугами сервиса пользуются тысячи людей по всему миру. Женя занял на сайте первое место в рейтинге по знаниям и вот уже несколько месяцев удерживает лидерство. Рейтинговые баллы начисляются за успешное решение задач в уроках, которые пройдены более чем сотней других пользователей.
— Мое увлечение онлайн-курсами началось несколько лет назад, — начал свой рассказ Женя. — Класса с шестого я начал заниматься программированием. Учитель давал мне задачи на языке программирования «Паскаль», а я их решал. Однажды мне посоветовали сходить в ресурсный центр, где по субботам проходят бесплатные факультативы по школьным предметам…
— Учитель нам сказал: ну что ты тут дурью маешься, зайди на Stepik, посмотри, — подключается к разговору мама Жени Ольга.
— Так я познакомился с сайтом и начал решать задачи. Потом нашел сборник по языку программирования C++, чтобы закрепить свои знания, а заодно почерпнуть что-то новое. Потом нашел еще курс, по другому языку — Kotlin. Так увлекся курсами. Начал решать все что ни попадя, — рассказал Женя.
Скриншот профиля Жени в Stepik. Темными квадратами отмечены дни, когда он решал задачи
За два года на Stepik Женя собрал армию подписчиков и получил сертификаты с отличием по 23 предметам, среди которых — математика, программирование, молекулярная биология, генетика, литовский, китайский языки. По данным на 12 августа, в его копилке было 19 215 правильно решенных задач, к вечеру их стало 19 230. С ним советуются школьники и взрослые дяди, которые давно прошли свои университеты.
— Ты сейчас учишься в школе или поступил куда-то, может, уже работаешь? Просто вообще не верится — такой маленький, умненький, — удивляется пользователь под ником Екатерина Великая.
— Да, я работаю. Десятиклассником в школе, в основном приношу стабильные девятки-десятки, — парировал Женя.
Смотришь на его активность на Stepik, просматриваешь список сертификатов с отличием — и не веришь, что еще 14 лет назад родителям Жени советовали смириться с тем, что их сын из-за особенностей развития всегда будет «особенным» — и в будущем он будет лишь «клеить конвертики». Диагноз сына Ольга просит не называть, не хочет видеть в статье и длинное описание родительского подвига, на который им пришлось пойти, чтобы вернуть сына к полноценной жизни. Это история не только успеха, но и боли, постоянной борьбы, упорства и упрямства, о которых родителям не хочется вспоминать. День за днем, неделю за неделей, месяц за месяцем, год за годом они работали с сыном — и все-таки «завели». Наперекор прогнозам пессимистов, Женя заговорил и зачитал. В первый класс он пошел в обычную среднюю школу.
Проблем с учебой у парня нет, но так было не всегда. Это сейчас стихотворение он учит за 10−15 минут, текст — за 20 минут. Читает быстро. По оценке мамы «очень», по Жениной — «довольно-таки». Учится на девятки и десятки, идет на золотую медаль.
— Из первой школы мы ушли после первого класса — не сложилось. А в СШ № 9 мы попали во второй класс к Валентине Николаевне Кулич. Мы ее называем наша вторая первая учительница. Она нам дала огромный старт, заразила его процессом обучения, — объяснила Ольга.
— А раньше я был необучаем, — протянул Женя.
— Нет, не то чтобы необучаем: у него просто не было интереса. Его не понимали. А когда нет взаимопонимания, то и процесс неинтересен. Он на самом деле легко вовлекаемый, и если Женю увлечь, то потом его не остановить. Он загорелся учебой, стал участвовать в олимпиадах. У нас были призовые места на районном уровне по русскому, английскому, обществоведению, математике, информатике. На областной олимпиаде можно только по одному предмету выступать, поэтому из года в год меняем предметы, чтобы учителя не обижались, — улыбнулась мама.
С одноклассниками Женя поддерживает «деловые» отношения. Живому общению он предпочитает виртуальное. По словам парня, в интернете его «никто не обидит», а если и обидит, то можно закрыть вкладку и забыть. Свое свободное время он отдает урокам, репетитору по техническому английскому, кружкам и онлайн-курсам. Каждый день решает на Stepik по 30−50 уроков и не прерывает свою учебную серию более 400 дней.
— Одна беда — курсы потихоньку заканчиваются, — пожаловался собеседник, — Поэтому приходится мести, скрести по сусекам, выискивая интересные уроки. Мне интересны программирование и математика. Информатика — это перспективное направление, которое дает возможность помогать людям. В современном мире цифровые технологии везде. Люди стирают белье в стиральных машинках, звонят по мобильным телефонам — и даже не задумываются о том, что за каждым продуктом стоит огромная команда людей, в том числе программистов, которые все это создают, разрабатывают, тестируют и выпускают в свет.
— Какие языки программирования сейчас изучаешь?
— Python, C++. На начальном уровне знаю C#. Еще несколько языков на уровне от низкого до среднего. Но я не только математикой интересуюсь. Занимаюсь еще и русским языком.
— Зачем?
— Времени у меня много. Девать его все равно некуда. Тем более что в наше время ценятся грамотные люди. Если знаешь язык на уровне ЕГЭ и ЦТ, то в жизни будет проще.
— Ты же и по китайскому с литовским курсы проходил…
— Ну это совсем был начальный уровень. Надеюсь, что скоро выпустят более углубленный курс.
— Он и другие языки учит, — говорит Ольга. — Съездили в Испанию на отдых — и он через английский начал учить испанский. У него феноменальная память.
— Одно время увлекался немецким, французским… Хочется когда-нибудь выпорхнуть из гнезда или сделать его лучше, создавая различные устройства и технологии, — ударился в метафоры Женя.
Дистанционные курсы, конечно, имеют свои плюсы, но и Женя, и его родители видят, что такая форма обучения имеет свои пределы. Уже сейчас парень чувствует, что для движения вперед ему нужен наставник.
— В Жене просто безумный объем информации, которым нужно научиться управлять. Я не могу ни в Кобрине, ни в Бресте найти программиста, который мог бы его куда-то направить. Репетиторов по такой дисциплине мы найти не смогли, обращались в крупную IT-компанию, у которых есть офисы и в Бресте, и в Минске, попросили как-то ему уделить время. С нами так и не связались. Мы хотим, чтобы с нами кто-то позанимался, направил Женю. Платно, бесплатно — хоть как, — говорит Ольга.
Со своим будущим Женя уже определился. После школы поступит в технический вуз Минска или Бреста на одну из специальностей, связанную с программированием. Пока в приоритете Брест. Во-первых, он ближе к Кобрину. Во-вторых, Женя более-менее знаком с городом. В-третьих, там тоже есть IT-компании, которым требуются программисты.
— Мы давно уже с Женей договорились, что с первой его зарплаты поедем в Париж.
— Жень, а кроме того, чтобы маму в Париж свозить с первой зарплаты, о чем мечтаешь?
— Стать хорошим программистом и приносить пользу людям. Таких, как я, «особенных», не так уж и уважают. Мне бы хотелось, чтобы нас воспринимали как равных. Каждый человек может приносить пользу. Никого нельзя недооценивать. Все могут сделать что-то полезное, достаточно лишь протянуть руку.
…По правде говоря, Ольга могла давно и сама в Париж съездить. С тургруппой, с друзьями, с Женей или сама. Посмотреть, погулять, отведать лягушачьих лапок, напитаться впечатлениями — и вернуться в родной Кобрин наслаждаться туристическим послевкусием. Но путешествие в Париж для мамы совсем не про Париж. Глянуть на Эйфелеву башню — хорошо, пройтись по Лувру — замечательно, погулять по Монмартру — прекрасно. Но не в достопримечательностях дело. Поездка в Париж — это обряд инициации для Жени и выпускной для мамы. Там он в ее мечтах поймет, что готов выпорхнуть из родного гнезда, а она — что готова отпустить.
— Подожду еще немножко, — улыбнулась мама.
Фото: Станислав Коршунов, TUT.BY