Как учить аутичных детей плаванию

Часто у аутичных детей наблюдается стремление бродить и исчезать из поля зрения, потому водоёмы представляют для них опасность. По данным Национальной ассоциации аутизма США утопление – основная причина смерти аутичных детей в возрасте до 14 лет. Кроме обеспечения безопасности аутичного ребёнка, плавание может стать для него приятным и даже терапевтическим опытом.

Если вы – родитель аутичного ребёнка, но при этом не профессиональный пловец или спасатель на воде, то не пытайтесь самостоятельно обучить вашего ребёнка плаванию. Наймите профессионального инструктора по плаванию, имеющего опыт работы с детьми с особыми потребностями, предпочтительно с детьми в спектре аутизма.

Помогите ребёнку чувствовать себя комфортно

kak-uchit-autichnykh-detei-plavaniyu-1

1. Поговорите с ребёнком о плавании.

Используйте социальную историю во время разговора с ребёнком про обучение плаванию и о том, как проходят уроки плавания. Социальные истории – эффективный способ привести ребёнка к мысли брать уроки плавания.

  • Книги по написанию социальных историй есть в библиотеке, а примеры социальных историй – в Интернете. Адаптируйте социальную историю под вашего ребёнка или создайте собственную.
  • В истории должны быть отражены все этапы процесса обучения плаванию, включая даты и продолжительность уроков, место их проведения, как добраться туда и обратно, что происходит во время уроков.
  • Например, начало истории может быть таким: «Меня зовут Энди. Каждую субботу я беру уроки плавания в YMCA. Моя мама возит меня в YMCA на синей машине. Мы здороваемся с человеком за стойкой. Я иду в раздевалку и переодеваюсь в гидрокостюм. Мама посторожит мои вещи, пока я буду в бассейне. В бассейне я встречаюсь с моим инструктором. Я стою возле бассейна и жду, когда инструктор скажет, что я могу войти в воду».
  • Перед началом уроков плавания вместе с ребёнком несколько раз просмотрите социальную историю. Если у ребёнка возникнут вопросы по поводу предстоящего процесса, то ответьте на них. Некоторые ответы можно включить в историю.
kak-uchit-autichnykh-detei-plavaniyu-2

2. Покажите ребёнку фотографии и видео с плавающими людьми.

Используйте разные изображения в дополнение к своей социальной истории и продолжайте помогать ребёнку привыкнуть к идее уроков плавания.

  • Фотографии и видео особенно полезны для невербальных детей или для тех, у кого преобладает визуальное мышление.
  • Также фотографии могут облегчить посещение бассейна: ребёнок будет учиться плавать и сможет делать фотографии.
  • Сфотографируйте все места, которые ребёнок должен будет посетить во время урока, включая шкафчик или раздевалку, душевые и сам бассейн.
kak-uchit-autichnykh-detei-plavaniyu-3

3. Приведите ребёнка в бассейн.

Немало аутичных детей хорошо справляется в новой обстановке, если дать им возможность познакомиться с ней, не давя на них ожиданиями. Предварительное знакомство вашего ребёнка с местом, где будут проходить уроки плавания, поможет сделать для него занятия более комфортными.

  • Только от вашего ребёнка зависит количество предварительных посещений. Основывайтесь при этом на вашем опыте посещения новых мест.
  • Некоторым аутичным детям достаточно прийти за несколько минут до начала первого урока, чтобы осмотреться и привыкнуть к месту.
  • Другим аутичным детям необходимо несколько посещений, прежде чем они почувствуют себя достаточно комфортно, чтобы принять участие в уроках плавания.
  • Если ребёнку трудно адаптироваться, то мотивируйте и вознаграждайте его лакомством или новой игрушкой после посещения бассейна, чтобы бассейн ассоциировался с чем-то положительным.
kak-uchit-autichnykh-detei-plavaniyu-4

4. Дайте ребёнку понаблюдать за уроками плавания.

Многим аутичным детям полезно понаблюдать за уроками плавания до того, как они сами примут в них участие.

  • Предупредите руководство бассейна о том, что приведёте ребёнка для знакомства с процессом. Также можно организовать встречу ребёнка с его будущим инструктором, чтобы тот рассказал об уроках.
  • Поясняйте все действия, которые выполняют дети при обучении плаванию, и команды инструктора.
  • Во время ознакомительного посещения можно рассказать ребёнку о правилах поведения возле бортика бассейна, как входить и выходить из воды.
kak-uchit-autichnykh-detei-plavaniyu-5

5. Поиграйте с ребёнком в бассейне.

Прежде чем учить ребёнка плавать, поиграйте с ним в воде. Вначале полезно показать, что бассейн безопасен. Перед уроками плавания займитесь в бассейне чем-то весёлым, это облегчит ребёнку первоначальный дискомфорт.

Учитывайте сенсорные особенности

kak-uchit-autichnykh-detei-plavaniyu-6

1. Устраните лишние шумы.

Бассейны, особенно открытые, – очень шумные места с большим количеством звуков. Можно брать частные уроки в пустом бассейне, это решит данную проблему. Но такой способ не всегда финансово доступен.

  • Многие инструкторы по плаванию используют свистки и общаются с учениками громкими голосами, что может напугать или вызвать физическую боль у аутичного ребенка.
  • Если у ребёнка значительно выражена слуховая чувствительность, то убедитесь, что инструкторы по плаванию знают об этом и подстроят под него своё поведение.
  • Если инструкторы по плаванию не хотят приспосабливаться к сенсорным проблемам ребёнка, то не водите его к ним на уроки и найдите другое место для занятий.
  • Если в таких вопросах нет понимания, то весьма вероятно, что и к другим особенностям ребёнка не будут относиться внимательно. И ребёнок получит плохой опыт.
kak-uchit-autichnykh-detei-plavaniyu-7

2. Предложите ребёнку надеть костюм для подводного плавания (гидрокостюм).

Многим аутичным детям удобнее быть в воде в гидрокостюме, а не в обычных купальниках. В гидрокостюме тепло, он будто обнимает тело, потому ребёнок чувствует безопасность.

  • Ребёнку может быть более комфортно в гидрокостюме и потому, что он больше похож на обычную одежду, а купальник – на нижнее бельё.
  • Если ребёнок плавает в только бассейне и не учится погружению, то необязательно покупать ему самый высокотехнологичный гидрокостюм.
  • Недорогой гидрокостюм можно приобрести магазине уценённых товаров, но возможно, что он продаётся только летом.
  • Пусть до начала уроков плавания ребёнок дома походит в гидрокостюме, чтобы привыкнуть к нему.
kak-uchit-autichnykh-detei-plavaniyu-8

3. Попросите о гибком подходе к правилам.

В некоторых бассейнах требуют особую одежду или снаряжение для занятий плаванием, в которых вашему ребёнку неудобно, или они вызывают у него тревогу.

  • Если в бассейне требуется наличие шапочки или очков для плавания, то не просите сразу сделать исключение, сперва попробуйте воспользоваться этими предметами.
  • Например, можно сказать инструктору: «Я понимаю, что есть правило, чтобы все обучающиеся носили очки для плавания. У моей дочки аутизм. Ей показали очки, но она очень эмоционально и бурно на них реагирует, потому что они причиняют ей боль. Я была бы признательна, если бы вы позволили моей дочери не пользоваться очками до тех пор, пока она не приспособится к ним».
  • Просите сделать исключение (освобождение от снаряжения), если ребёнок так и не привык к нему и очень негативно реагирует. Если в бассейне не смогут пойти навстречу, то ищите другое место для занятий.
  • Имейте в виду: если вначале ребёнок отказывается пользоваться специальным снаряжением для плавания, то со временем он может изменить своё отношение. Ведь много новых вещей за раз сложно даются аутичным детям.
kak-uchit-autichnykh-detei-plavaniyu-9

4. Попросите инструктора адаптировать техники плавания для решения сенсорных проблем.

На уроках инструктор показывает различные гребки и техники, с некоторыми из них у вашего ребёнка могут возникнуть сложности из-за сенсорных особенностей.

  • Если ребёнок с трудом осваивает конкретный приём плавания и при этом другие даются ему без проблем, то, возможно, он пытается избежать сенсорной перегрузки или дискомфорта.
  • Например, многим аутичным детям сложно опускать голову под воду. И пусть плавание по-собачьи не так эффективно, как другие стили, но это лучше чем ничего.
  • При этом нужно работать и над конкретными приёмами, которые сложны для ребёнка. Придумайте новые способы пошаговых инструкций и мотивируйте ребёнка продолжить обучение.
  • Например, если ребёнку трудно опустить голову под воду, то можно начать с погружения под воду только подбородка, затем опустить под воду рот, потом рот и нос, а дальше – лицо; постепенно ребёнок захочет полностью погрузить в воду голову.
kak-uchit-autichnykh-detei-plavaniyu-10

5. Разрешайте ребёнку пользоваться привычными способами самоуспокоения.

Аутичные дети часто вращаются на месте, махают руками или делают другие повторяющиеся движения (стимминг), чтобы справиться с сенсорной перегрузкой или успокоиться, когда они тревожатся.

  • Инструктор должен понимать, что нельзя мешать стиммингу ребёнка.
  • Если ваш ребёнок пользуется фиджетами или другими предметами, то попросите у инструктора разрешения использовать один из них или несколько во время занятия (предметы должны быть водонепроницаемыми). Эти вещи помогут ребёнку чувствовать себя комфортно и успокоят его.
  • Наблюдайте, как проходит занятие. Если ребёнок сильно нервничает, то предложите ему выйти из бассейна, чтобы успокоиться.
  • В некоторых случаях лучше обратиться за разрешением находиться в бассейне с вашим ребёнком, особенно если он невербальный или склонен к вспышкам агрессии.
kak-uchit-autichnykh-detei-plavaniyu-11

6. Найдите тихую комнату для отдыха.

Убедитесь, что в здании бассейна есть место, куда ребёнок может отойти, если ему нужно побыть одному или уйти от чрезмерно перегружающей обстановки.

  • Таким местом необязательно должна быть целая комната, но это пространство должно быть свободно от других людей.
  • Можно принести с собой вещи, которые успокаивают ребёнка (например, одеяло или игрушка) и дать ему во время перерыва.
  • Убедитесь, что ребёнок понимает, где находится безопасное место и как туда добраться из бассейна.

Общайтесь с аутичными детьми

kak-uchit-autichnykh-detei-plavaniyu-12

1. Создайте распорядок каждого урока.

На каждом уроке должны быть постоянные процедуры начала и завершения процесса. Например, разбрызгивание воды, постукивание по ступенькам или пускание мыльных пузырей. Привычный порядок успокаивает ребёнка и повышает уверенность при выполнении заданий.

  • Многие программы плавания, разработанные для детей с особыми потребностями, включают в себя такие виды деятельности, например начало и завершение каждого урока песней.
  • Если в программе нет подобного этапа, то вы создайте его сами, выполняя определенные действия до и после каждого урока.
kak-uchit-autichnykh-detei-plavaniyu-13

2. Контактируйте через особые интересы ребёнка.

Часто аутичные люди сильно увлечены какими-то предметами или темами. Используя специальные интересы ребёнка, инструктор может привлечь и удержать его внимание во время занятий.

  • Если у вашего ребёнка есть особые интересы, имеющие какое-либо отношение к воде, то расскажите об этом инструктору, чтобы он смог включить их в уроки.
  • Даже если особые интересы ребёнка не имеют никакого отношения к воде или плаванию, инструктор, упомянув их, всё равно сможет привлечь его внимание.
  • Например, можно сказать инструктору по плаванию так: «Попросите моего ребёнка рассказать о поездах, так можно установить с ним контакт».
kak-uchit-autichnykh-detei-plavaniyu-14

3. Показывайте правильную технику плавания.

При обучении аутичных детей лучше избегать методики преподавания «правильно против неправильно». Характерная черта аутичных детей – видеть сразу много деталей, и потому им трудно отделить верное от неверного.

  • Зачастую инструкторы по плаванию демонстрируют ученикам гребки, говоря: «Делай так, а так не делай». Такая демонстрация сбивает с толку аутичного ребёнка.
  • Более эффективно продемонстрировать аутичному ребёнку технику гребка с разных ракурсов.
  • Например, инструктор может показать свободный стиль плавания сперва стоя перед ребёнком, затем – со стороны, а потом – уплывая от ребёнка.
  • Если у ребёнка визуальное мышление, то ему особенно полезно наблюдать за гребками со стороны, так он сможет сформировать правильное изображение движений и понять, как их делать.
kak-uchit-autichnykh-detei-plavaniyu-15

4. Давайте чёткие и понятные инструкции.

Инструктор должен говорить чётко, спокойным тоном, без криков. Объясните инструктору, что крик может вызвать боль или замешательство у вашего ребёнка.

  • Инструкции по плаванию должны быть простыми, без каких-либо метафор или сарказма, так как они могут сбить с толку.
  • Многие гребки включают в себя несколько различных этапов. Для более эффективного понимания можно разбить гребок на составляющие части и изучать каждую отдельно, прежде чем пытаться сделать все движения сразу.
  • Например, для ребенка может быть полезно сперва практиковать гребок каждой рукой по отдельности, а затем практиковать греки ногами, держась за бортик бассейна, а потом комбинировать движения, чтобы переплыть бассейн.
kak-uchit-autichnykh-detei-plavaniyu-16

5. Используйте визуальные подсказки.

Аутичным детям сложно воспринимать информацию на слух, потому им могут помочь визуальные подсказки. У многих аутичных детей визуальное восприятие, и представление в графическом формате правил, методов и ожиданий пойдёт им на пользу.

  • Фигурка с подвижными руками и ногами – хороший визуальный помощник, так как с её помощью можно продемонстрировать гребки.
  • Ребёнок может двигать части фигурки, пытаясь показать движения гребка, так он получит чёткое трехмерное визуальное представление о том, что нужно делать.
  • Манипуляции с фигуркой дадут ребёнку чувство осязания и понимание того, что от него ожидают.
kak-uchit-autichnykh-detei-plavaniyu-17

6. Отмечайте прогресс и достижения.

Аутичным детям обязательно нужно говорить, когда они оправдали ожидания и сделали что-то правильно. Даже самый маленький прогресс должен быть вознагражден, это поощрит аутичных детей продолжить занятия.

  • Инструкторы должны каждый раз хвалить ребёнка, когда он что-либо делает правильно.
  • Вы, как родитель, можете создать систему вознаграждения за успешное прохождение каждого занятия, чтобы ребёнок воспринимал уроки плавания как нечто позитивное и приятное. Вознаграждайте ребенка за выполнение каждого шага: переодевание в купальник или гидрокостюм, правильный подход к бассейну, вход в воду, участие в занятиях, правильный выход из бассейна, принятие душа и переодевание перед возвращением домой.
  • Избегайте зависимости вознаграждения от поведения ребёнка. Несправедливо отказывать в вознаграждении только потому, что ребёнок сделал то, что не мог контролировать.
  • Лучше всего, если вознаграждение основано на выполнении основных задач, связанных с проведением урока плавания.

Представленный выше материал – перевод текста «How to Teach Autistic Children to Swim».

Поделиться

Читайте также

Белорусы могут онлайн оценить риск инфицирования COVID-19. Соответствующий тест (пройдите по ссылке) размещен на сайте республиканского унитарного предприятия «Научно-практический центр гигиены». Об этом сообщает БЕЛТА.

Тест составлен на основе опыта специалистов профилактической медицины НПЦ гигиены как инструмент самооценки и совершенствования гигиенических навыков профилактики инфекционных заболеваний. На сайте говорится, что содержание и интерпретация результатов отражает частное мнение.

Авторы предлагают оценить факторы риска, а также особенности поведения в течение последних двух недель. В тесте 23 вопроса. Они касаются в том числе перемещения по городу, посещения магазинов, аптек и учреждений общественного питания, соблюдения физического дистанционирования в общественных местах, а также иных профилактических мер.

 

В случае значительного риска инфицирования рекомендуется принять дополнительные меры для того, чтобы защитить себя и своё окружение. Нужно обратить внимание на гигиенические навыки профилактики инфекционных заболеваний, а при появлении клинических симптомов незамедлительно обратиться в учреждение здравоохранения.

Ранее с призывом беречь здоровье и при возникновении симптомов острых респираторных инфекций (ОРИ) как можно раньше обращаться за медпомощью выступили белорусские врачи. Позаботиться о собственном здоровье, в частности, призвал директор Минского научно-практического центра хирургии, трансплантологии и гематологии Олег Руммо.

«При появлении первых симптомов вирусной инфекции обязательно обратитесь за медицинской помощью. Чем раньше вы начнёте лечение, тем более высока вероятность того, что перенесёте заболевание в лёгкой, малосимптомной форме», — сказал он. По словам Олега Руммо, это позволит не только сохранить здоровье себе и обезопасить своих близких, но и поможет медицинским работникам, которым сейчас очень непросто.

Читать дальше

На дорогах города на Березине появился автобус, который не только перевозит пассажиров, но и выполняет профилактическую функцию.

О безопасности горожан позаботились спасатели Бобруйска. Изображения на транспорте напоминают всем гражданам о правилах безопасного поведения и мобильном приложении «МЧС Беларуси: Помощь рядом».

Оно позволяет быстро сориентироваться в нестандартных ситуациях и имеет ряд полезных функций, направленных на обучение населения безопасности жизнедеятельности, оказание первой медицинской помощи, получение оповещений о штормовых предупреждениях и многое другое.

avtobus-mchs-belarusi-pomosh-ryadom-stal-kursirovat-po-ulicam-bobruiska-2

avtobus-mchs-belarusi-pomosh-ryadom-stal-kursirovat-po-ulicam-bobruiska-1

avtobus-mchs-belarusi-pomosh-ryadom-stal-kursirovat-po-ulicam-bobruiska-3

 

avtobus-mchs-belarusi-pomosh-ryadom-stal-kursirovat-po-ulicam-bobruiska-4

avtobus-mchs-belarusi-pomosh-ryadom-stal-kursirovat-po-ulicam-bobruiska-5

mchs.gov.by

Читать дальше

Крысціна Юханесан, пасол Швецыі ў Мінску, чытае па-беларуску казку Юі Вісландэр і Свэна Нурдквіста «Мама Му чытае».

Пераклад Надзеі Кандрусевіч.

Видео Embassy of Sweden in Minsk

 

Читать дальше