Как учить аутичных детей плаванию

Часто у аутичных детей наблюдается стремление бродить и исчезать из поля зрения, потому водоёмы представляют для них опасность. По данным Национальной ассоциации аутизма США утопление – основная причина смерти аутичных детей в возрасте до 14 лет. Кроме обеспечения безопасности аутичного ребёнка, плавание может стать для него приятным и даже терапевтическим опытом.

Если вы – родитель аутичного ребёнка, но при этом не профессиональный пловец или спасатель на воде, то не пытайтесь самостоятельно обучить вашего ребёнка плаванию. Наймите профессионального инструктора по плаванию, имеющего опыт работы с детьми с особыми потребностями, предпочтительно с детьми в спектре аутизма.

Помогите ребёнку чувствовать себя комфортно

1. Поговорите с ребёнком о плавании.

Используйте социальную историю во время разговора с ребёнком про обучение плаванию и о том, как проходят уроки плавания. Социальные истории – эффективный способ привести ребёнка к мысли брать уроки плавания.

  • Книги по написанию социальных историй есть в библиотеке, а примеры социальных историй – в Интернете. Адаптируйте социальную историю под вашего ребёнка или создайте собственную.
  • В истории должны быть отражены все этапы процесса обучения плаванию, включая даты и продолжительность уроков, место их проведения, как добраться туда и обратно, что происходит во время уроков.
  • Например, начало истории может быть таким: «Меня зовут Энди. Каждую субботу я беру уроки плавания в YMCA. Моя мама возит меня в YMCA на синей машине. Мы здороваемся с человеком за стойкой. Я иду в раздевалку и переодеваюсь в гидрокостюм. Мама посторожит мои вещи, пока я буду в бассейне. В бассейне я встречаюсь с моим инструктором. Я стою возле бассейна и жду, когда инструктор скажет, что я могу войти в воду».
  • Перед началом уроков плавания вместе с ребёнком несколько раз просмотрите социальную историю. Если у ребёнка возникнут вопросы по поводу предстоящего процесса, то ответьте на них. Некоторые ответы можно включить в историю.

2. Покажите ребёнку фотографии и видео с плавающими людьми.

Используйте разные изображения в дополнение к своей социальной истории и продолжайте помогать ребёнку привыкнуть к идее уроков плавания.

  • Фотографии и видео особенно полезны для невербальных детей или для тех, у кого преобладает визуальное мышление.
  • Также фотографии могут облегчить посещение бассейна: ребёнок будет учиться плавать и сможет делать фотографии.
  • Сфотографируйте все места, которые ребёнок должен будет посетить во время урока, включая шкафчик или раздевалку, душевые и сам бассейн.

3. Приведите ребёнка в бассейн.

Немало аутичных детей хорошо справляется в новой обстановке, если дать им возможность познакомиться с ней, не давя на них ожиданиями. Предварительное знакомство вашего ребёнка с местом, где будут проходить уроки плавания, поможет сделать для него занятия более комфортными.

  • Только от вашего ребёнка зависит количество предварительных посещений. Основывайтесь при этом на вашем опыте посещения новых мест.
  • Некоторым аутичным детям достаточно прийти за несколько минут до начала первого урока, чтобы осмотреться и привыкнуть к месту.
  • Другим аутичным детям необходимо несколько посещений, прежде чем они почувствуют себя достаточно комфортно, чтобы принять участие в уроках плавания.
  • Если ребёнку трудно адаптироваться, то мотивируйте и вознаграждайте его лакомством или новой игрушкой после посещения бассейна, чтобы бассейн ассоциировался с чем-то положительным.

Читайте также: Учим аутичного ребёнка математике


4. Дайте ребёнку понаблюдать за уроками плавания.

Многим аутичным детям полезно понаблюдать за уроками плавания до того, как они сами примут в них участие.

  • Предупредите руководство бассейна о том, что приведёте ребёнка для знакомства с процессом. Также можно организовать встречу ребёнка с его будущим инструктором, чтобы тот рассказал об уроках.
  • Поясняйте все действия, которые выполняют дети при обучении плаванию, и команды инструктора.
  • Во время ознакомительного посещения можно рассказать ребёнку о правилах поведения возле бортика бассейна, как входить и выходить из воды.

5. Поиграйте с ребёнком в бассейне.

Прежде чем учить ребёнка плавать, поиграйте с ним в воде. Вначале полезно показать, что бассейн безопасен. Перед уроками плавания займитесь в бассейне чем-то весёлым, это облегчит ребёнку первоначальный дискомфорт.

Учитывайте сенсорные особенности

1. Устраните лишние шумы.

Бассейны, особенно открытые, – очень шумные места с большим количеством звуков. Можно брать частные уроки в пустом бассейне, это решит данную проблему. Но такой способ не всегда финансово доступен.

  • Многие инструкторы по плаванию используют свистки и общаются с учениками громкими голосами, что может напугать или вызвать физическую боль у аутичного ребенка.
  • Если у ребёнка значительно выражена слуховая чувствительность, то убедитесь, что инструкторы по плаванию знают об этом и подстроят под него своё поведение.
  • Если инструкторы по плаванию не хотят приспосабливаться к сенсорным проблемам ребёнка, то не водите его к ним на уроки и найдите другое место для занятий.
  • Если в таких вопросах нет понимания, то весьма вероятно, что и к другим особенностям ребёнка не будут относиться внимательно. И ребёнок получит плохой опыт.
 

2. Предложите ребёнку надеть костюм для подводного плавания (гидрокостюм).

Многим аутичным детям удобнее быть в воде в гидрокостюме, а не в обычных купальниках. В гидрокостюме тепло, он будто обнимает тело, потому ребёнок чувствует безопасность.

  • Ребёнку может быть более комфортно в гидрокостюме и потому, что он больше похож на обычную одежду, а купальник – на нижнее бельё.
  • Если ребёнок плавает в только бассейне и не учится погружению, то необязательно покупать ему самый высокотехнологичный гидрокостюм.
  • Недорогой гидрокостюм можно приобрести магазине уценённых товаров, но возможно, что он продаётся только летом.
  • Пусть до начала уроков плавания ребёнок дома походит в гидрокостюме, чтобы привыкнуть к нему.

Читайте также: «Я просто клала его на тротуар и плакала»: монолог матери ребёнка с РАС


3. Попросите о гибком подходе к правилам.

В некоторых бассейнах требуют особую одежду или снаряжение для занятий плаванием, в которых вашему ребёнку неудобно, или они вызывают у него тревогу.

  • Если в бассейне требуется наличие шапочки или очков для плавания, то не просите сразу сделать исключение, сперва попробуйте воспользоваться этими предметами.
  • Например, можно сказать инструктору: «Я понимаю, что есть правило, чтобы все обучающиеся носили очки для плавания. У моей дочки аутизм. Ей показали очки, но она очень эмоционально и бурно на них реагирует, потому что они причиняют ей боль. Я была бы признательна, если бы вы позволили моей дочери не пользоваться очками до тех пор, пока она не приспособится к ним».
  • Просите сделать исключение (освобождение от снаряжения), если ребёнок так и не привык к нему и очень негативно реагирует. Если в бассейне не смогут пойти навстречу, то ищите другое место для занятий.
  • Имейте в виду: если вначале ребёнок отказывается пользоваться специальным снаряжением для плавания, то со временем он может изменить своё отношение. Ведь много новых вещей за раз сложно даются аутичным детям.

4. Попросите инструктора адаптировать техники плавания для решения сенсорных проблем.

На уроках инструктор показывает различные гребки и техники, с некоторыми из них у вашего ребёнка могут возникнуть сложности из-за сенсорных особенностей.

  • Если ребёнок с трудом осваивает конкретный приём плавания и при этом другие даются ему без проблем, то, возможно, он пытается избежать сенсорной перегрузки или дискомфорта.
  • Например, многим аутичным детям сложно опускать голову под воду. И пусть плавание по-собачьи не так эффективно, как другие стили, но это лучше чем ничего.
  • При этом нужно работать и над конкретными приёмами, которые сложны для ребёнка. Придумайте новые способы пошаговых инструкций и мотивируйте ребёнка продолжить обучение.
  • Например, если ребёнку трудно опустить голову под воду, то можно начать с погружения под воду только подбородка, затем опустить под воду рот, потом рот и нос, а дальше – лицо; постепенно ребёнок захочет полностью погрузить в воду голову.

5. Разрешайте ребёнку пользоваться привычными способами самоуспокоения.

Аутичные дети часто вращаются на месте, махают руками или делают другие повторяющиеся движения (стимминг), чтобы справиться с сенсорной перегрузкой или успокоиться, когда они тревожатся.

  • Инструктор должен понимать, что нельзя мешать стиммингу ребёнка.
  • Если ваш ребёнок пользуется фиджетами или другими предметами, то попросите у инструктора разрешения использовать один из них или несколько во время занятия (предметы должны быть водонепроницаемыми). Эти вещи помогут ребёнку чувствовать себя комфортно и успокоят его.
  • Наблюдайте, как проходит занятие. Если ребёнок сильно нервничает, то предложите ему выйти из бассейна, чтобы успокоиться.
  • В некоторых случаях лучше обратиться за разрешением находиться в бассейне с вашим ребёнком, особенно если он невербальный или склонен к вспышкам агрессии.

Читайте также: О материнской любви, синдроме Аспергера и ангельском терпении


6. Найдите тихую комнату для отдыха.

Убедитесь, что в здании бассейна есть место, куда ребёнок может отойти, если ему нужно побыть одному или уйти от чрезмерно перегружающей обстановки.

  • Таким местом необязательно должна быть целая комната, но это пространство должно быть свободно от других людей.
  • Можно принести с собой вещи, которые успокаивают ребёнка (например, одеяло или игрушка) и дать ему во время перерыва.
  • Убедитесь, что ребёнок понимает, где находится безопасное место и как туда добраться из бассейна.

Общайтесь с аутичными детьми

1. Создайте распорядок каждого урока.

На каждом уроке должны быть постоянные процедуры начала и завершения процесса. Например, разбрызгивание воды, постукивание по ступенькам или пускание мыльных пузырей. Привычный порядок успокаивает ребёнка и повышает уверенность при выполнении заданий.

  • Многие программы плавания, разработанные для детей с особыми потребностями, включают в себя такие виды деятельности, например начало и завершение каждого урока песней.
  • Если в программе нет подобного этапа, то вы создайте его сами, выполняя определенные действия до и после каждого урока.

1

2. Контактируйте через особые интересы ребёнка.

Часто аутичные люди сильно увлечены какими-то предметами или темами. Используя специальные интересы ребёнка, инструктор может привлечь и удержать его внимание во время занятий.

  • Если у вашего ребёнка есть особые интересы, имеющие какое-либо отношение к воде, то расскажите об этом инструктору, чтобы он смог включить их в уроки.
  • Даже если особые интересы ребёнка не имеют никакого отношения к воде или плаванию, инструктор, упомянув их, всё равно сможет привлечь его внимание.
  • Например, можно сказать инструктору по плаванию так: «Попросите моего ребёнка рассказать о поездах, так можно установить с ним контакт».

3. Показывайте правильную технику плавания.

При обучении аутичных детей лучше избегать методики преподавания «правильно против неправильно». Характерная черта аутичных детей – видеть сразу много деталей, и потому им трудно отделить верное от неверного.

  • Зачастую инструкторы по плаванию демонстрируют ученикам гребки, говоря: «Делай так, а так не делай». Такая демонстрация сбивает с толку аутичного ребёнка.
  • Более эффективно продемонстрировать аутичному ребёнку технику гребка с разных ракурсов.
  • Например, инструктор может показать свободный стиль плавания сперва стоя перед ребёнком, затем – со стороны, а потом – уплывая от ребёнка.
  • Если у ребёнка визуальное мышление, то ему особенно полезно наблюдать за гребками со стороны, так он сможет сформировать правильное изображение движений и понять, как их делать.

4. Давайте чёткие и понятные инструкции.

Инструктор должен говорить чётко, спокойным тоном, без криков. Объясните инструктору, что крик может вызвать боль или замешательство у вашего ребёнка.

  • Инструкции по плаванию должны быть простыми, без каких-либо метафор или сарказма, так как они могут сбить с толку.
  • Многие гребки включают в себя несколько различных этапов. Для более эффективного понимания можно разбить гребок на составляющие части и изучать каждую отдельно, прежде чем пытаться сделать все движения сразу.
  • Например, для ребенка может быть полезно сперва практиковать гребок каждой рукой по отдельности, а затем практиковать греки ногами, держась за бортик бассейна, а потом комбинировать движения, чтобы переплыть бассейн.

Читайте также: «Особый ребёнок может появиться в любой семье»: отрывок из книги Ирины Млодик «Ограниченные невозможности»


5. Используйте визуальные подсказки.

Аутичным детям сложно воспринимать информацию на слух, потому им могут помочь визуальные подсказки. У многих аутичных детей визуальное восприятие, и представление в графическом формате правил, методов и ожиданий пойдёт им на пользу.

  • Фигурка с подвижными руками и ногами – хороший визуальный помощник, так как с её помощью можно продемонстрировать гребки.
  • Ребёнок может двигать части фигурки, пытаясь показать движения гребка, так он получит чёткое трехмерное визуальное представление о том, что нужно делать.
  • Манипуляции с фигуркой дадут ребёнку чувство осязания и понимание того, что от него ожидают.

6. Отмечайте прогресс и достижения.

Аутичным детям обязательно нужно говорить, когда они оправдали ожидания и сделали что-то правильно. Даже самый маленький прогресс должен быть вознагражден, это поощрит аутичных детей продолжить занятия.

  • Инструкторы должны каждый раз хвалить ребёнка, когда он что-либо делает правильно.
  • Вы, как родитель, можете создать систему вознаграждения за успешное прохождение каждого занятия, чтобы ребёнок воспринимал уроки плавания как нечто позитивное и приятное. Вознаграждайте ребенка за выполнение каждого шага: переодевание в купальник или гидрокостюм, правильный подход к бассейну, вход в воду, участие в занятиях, правильный выход из бассейна, принятие душа и переодевание перед возвращением домой.
  • Избегайте зависимости вознаграждения от поведения ребёнка. Несправедливо отказывать в вознаграждении только потому, что ребёнок сделал то, что не мог контролировать.
  • Лучше всего, если вознаграждение основано на выполнении основных задач, связанных с проведением урока плавания.

Представленный выше материал – перевод текста «How to Teach Autistic Children to Swim».

 

Поделиться

Читайте также

В пунктах пропуска на белорусской границе участились случаи обнаружения у граждан медпрепаратов с содержанием психотропных веществ, запрещенных либо ограниченных к перемещению через границу. Об этом сообщили БЕЛТА в Госпогранкомитете.

Такие препараты, как:

  • «Терафлю»,
  • «Ксанокс»,
  • «Феназепам»,
  • «КорвалТаб»,
  • «Диазепек»,
  • «Грипекс»,

содержат в своем составе психотропы альпразопам, феназепам, фенобарбитал, диазепам, псевдоэфедрин.

«В большинстве случаев лекарства приобретались гражданами в аптеках стран Европейского союза для личного пользования, после чего ввозились на территорию Беларуси», – отметили в ведомстве.

Госпогранкомитет напоминает, что за ввоз подобных веществ через границу предусмотрена ответственность по ст. 328-1 УК. Полный список запрещённых препаратов перечислен в постановлении Минздрава от 11 февраля 2015 года №19.


Читайте также: Просроченные лекарства: как правильно избавиться. Пункты сбора в Бобруйске


1

 

Фото: pixabay

Читать дальше

Проходит она под лозунгом «Взгляд на настоящее – шаг в будущее».

Как пройти в интернете

Если вам не хочется отвечать на вопросы переписчиков, пройдите перепись онлайн на первом этапе – с 4 по 18 октября. Для этого следует зайти по адресу www.census.by или  www.перепись.бел  и заполнить анкету.

При этом будет использоваться ресурс межбанковской системы идентификации (МСИ). Заполнить анкету будет возможно, даже если вы не зарегистрированы в этой системе. Нужно лишь указать номер своего мобильного и инидентификационный номер –  и тогда вам придёт смс-код. Если в МСИ вы зарегистрованы, войдите в систему при помощи логина и пароля.

После входа в систему вам останется лишь дозаполнить переписной лист. Да, просто дозаполнить – потому что на нём будут уже указаны ваши данные:

  • фамилия,
  • имя,
  • отчество,
  • личный номер,
  • дата рождения,
  • место рождения.

Дополните переписной лист недостающей в нём информацией о вас. И всё – вы приняли участие в переписи. Таким же образом вы сможете переписать и всех членов вашей семьи (с их согласия, разумееется). Напоминаем, что пройти перепись в интернете можно только до 18 октября.


Читайте также: Пройди онлайн-перепись и получи шанс выиграть смартфон


О стационарных участках

Решили переписаться на них? Загляните на сайт Белстата. Там размещена интерактивная карта, на которой указаны адреса и график работы стационарных участков (их 644). Работать они будут весь период переписи – а это с 4 по 30 октября 2019 года включительно.

С 4 по 6 октября 2019 года работать участки будут с 9 до 21 часа. С 7 по 30 октября бобруйские стационарные участки можно посетить с 9 до 20 часов.

Помимо общих стационарных участков, будут работать и мобильные – по заявкам организаций.

Стационарные участки по переписи населения в Бобруйске (данным Белстата)

Место расположения

Адрес

Учреждение «Бобруйский районный центр социального обслуживания населения»

ул. Чонгарская, д. 81/25

В учреждениях образования

ГУО «Средняя школа №1»

ул. Социалистическая, д. 160

ГУО «Средняя школа №11»

ул. Кирова, д. 158А

ГУО «Средняя школа №16»

ул. Ульяновская, д. 80

ГУО «Средняя школа №21»

ул. Горелика, д. 72

ГУО «Средняя школа №22»

пер.3-й Комбинатский, д. 2

ГУО «Средняя школа №24»

ул. Комарова, д. 2А

ГУО «Средняя школа №26»

ул. Минская, д. 83А

ГУО «Средняя школа №29»

ул. Луговая, д. 2

ГУО «Средняя школа №31»

б-р Приберезинский, д. 29

ГУО «Средняя школа №34»

ул. Гоголя, д. 194

ГУО «Гимназия-колледж искусств г. Бобруйска»

ул. Ковзана, д. 36А

ГУДО «Центр дополнительного образования г. Бобруйска»

ул. Социалистическая, д. 90

УО «Бобруйский государственный торгово-экономический профессионально-технический колледж»

ул. Советская, д. 61/42

Филиал БНТУ «Бобруйский государственный автотранспортный колледж»

ул. Интернациональная, д. 48

УО «Бобруйский государственный строительный профессионально-технический колледж»

ул. Гагарина, д. 42

Филиал УО «БГТУ «Бобруйский государственный лесотехнический колледж»

ул. Ленина, д. 93

ГУО «Бобруйский государственный механико-технологический колледж»

ул. Гагарина, д. 2

УО «Бобруйский государственный колледж им. А. Е. Ларина»

ул. Крылова, д. 38

ГУО «Ясли-сад №78»

ул. Сикорского, д. 14

В учреждениях культуры

ГУК «Дворец искусств»

ул. Ульяновская, д. 35/31

УК «Центр культуры и досуга Ленинского района г. Бобруйска»

пер. Песчаный, д. 22

На дому

С 21 октября 2019 года переписчики пойдут по домашним адресам тех, кто ещё не принял участие в переписи. Время посещения граждан по месту проживания/пребывания оговорено – с 9 до 21 часа.

Чтобы обезопасить переписчиков во время посещения ими неблагополучных адресов, ходить они будут в сопровождении милиционеров.

Важно знать

Белстат гарантирует анонимность всех указанных вам во время переписи сведений.

Во время переписи в случае возникновения вопросов ежедневно для консультирования граждан будет работать телефонная справочно-информационная служба. График её работы – с 9 до 21 часа. Единый справочный номер – 8-801-100-3131. Все звонки бесплатны.

1

Фото: Cancer

Читать дальше

С первого октября в Бобруйске стартовала прививочная кампания против гриппа. Медики рекомендуют прививаться до начала сезонного подъёма заболеваемости ОРВИ – в сентябре-ноябре. По их прогнозам, в эпидемическом сезоне ожидается циркуляция двух неизвестных нашей иммунной системе вируса.

Большинство людей болеют гриппом всего лишь несколько дней. Но некоторые заболевают серьёзнее, возможно тяжёлое течение болезни, вплоть до смертельного исхода. Всемирная организация здравоохранения считает наиболее эффективным средством против гриппа вакцинацию, которая позволяет обеспечить защиту от болезни в течение 6–12 месяцев.

В этом году бобруйчан будут прививать несколькими вакцинами, в том числе и «Гриппол плюс» (Россия). Эти средства могут использоваться для вакцинации детей с шестимесячного возраста, беременных и ВИЧ-инфицированных лиц.


Читайте также: Прививка против гриппа может предотвратить болезнь


Бесплатно профилактическую прививку против гриппа можно сделать:

  • в территориальной поликлинике при наличии показаний;
  • за счёт средств, выделенных нанимателем для вакцинации своих работников,
  • на здравпункте предприятия;
  • детям в возрасте от шести месяцев до трёх лет.

Также бесплатно вакцинация производится:

  • детям в возрасте от трёх лет и взрослым, имеющим хронические заболевания;
  • школьникам;
  • лицам с иммуносупрессией;
  • лицам в возрасте старше 65 лет;
  • беременным;
  • медицинским работникам;
  • детям и взрослым, находящимся в учреждениях с круглосуточным режимом пребывания;
  • работникам государственных органов, обеспечивающим безопасность государства и жизнедеятельность населения.

Платно прививки проводят в любой поликлинике (после заключения договора на платные услуги).

Вакцинация в Бобруйске продлится до первого декабря.

1

Фото: pixabay.com

Читать дальше