Как выглядит дом? Ответ вас точно удивит – и заставит по-другому смотреть на вещи (а ещё вы сможете помочь детям)

«Ой, снег хрустит! А в этом мешке есть подарки – их можно достать?» – интересуется маленькая девочка в жёлтом платьице, водя рукой по странице из книги о маленьком Деде Морозе. Она улыбается тому, что на ней «видит», и, услышав ответ на свой вопрос, продолжает с упоением «читать» дальше. Девочке восемь лет, и она с рождения практически ничего не видит. Об истории создания тактильных книг пишет интернет-журнал о Минске CityDog.by.

В 2015 году в Минске появились «Тактильные книги» для детей с особенностями зрения и не только для них. Этот благотворительный проект возник на стыке интересов двух инициатив: «ЗаЧтение» (популяризация современной художественной литературы) и «Мивия» (создание макетов зданий для людей, которые не видят), а также на их желании поработать вместе. Позже к проекту подключилась Научная библиотека БНТУ.

В 8 утра в Научной библиотеке БНТУ ещё темно и пустынно. Только на втором этаже горит свет, и там нас уже ждут Виктория и Ольга – организаторы «ЗаЧтение» и «Тактильных книг». Кстати, именно здесь и собираются волонтёры, которые по несколько часов в неделю в течение года трудятся над созданием книг.

Девушки удивляют с первой минуты общения, ставя на стол большую коробку. Оказывается, это и есть тактильная книга.

Книга-коробка — это вообще как?

– Как вы представляете себе дом? – спрашивает Виктория, переводя внимание от коробки.

– Квадратик и треугольник.

– Точно, ещё труба и выходящий из неё дымок. А если задать этот вопрос человеку с особенностями зрения, то он скажет, что это… ручка. Ведь он понимает, что пришёл домой, когда берётся за дверную ручку.

И в тактильных книгах практически всё так и работает. Вот только когда мы шили первую – «Истории о маленьком кролике» Кати Толстой, – желание сделать копию книги перевесило всё остальное. Поэтому сшили мы её неправильно. При этом, конечно, консультировались со специалистами и прочли всё, что только могли, о том, как это делать.

– Но так как мы шьём книги не для того, чтобы их выдавать на руки, а просто для чтения, всё равно позволяем себе некоторые ошибки, – продолжает Ольга. – Например, нельзя изображать людей или животных в профиль. А если по-другому не получается, у них должно быть по две руки и ноги, по два глаза и уха.

kak-vyglyadit-dom-otvet-vas-tochno-udivit-i-zastavit-po-drugomu-smotret-na-veshi-a-eshyo-vy-smozhete-pomoch-detyam-9

В большинстве случаев наш главный персонаж изображён в странной позе, а это тоже недопустимо. Так что мы создаём его в объёме и даём перед началом чтения потрогать детям, чтобы они понимали, о ком идёт речь. Ведь заяц в куртке и с частью зонтика, летящий головой вниз, – это unreal.

Мы столкнулись с ещё одной проблемой: наша первая книга сшита как книга, что тоже не совсем подходит для дальнейших совместных чтений. Когда мы её читаем, то рассказываем какую-то историю, что для детей с особенностями зрения не так уж и важно, так как у них есть тактильный голод и им хочется скорее книгу прощупать.

Поэтому вторую книгу мы сделали по принципу «история из коробки». То есть отшили её постранично. Страницы хранятся в коробках, а во время чтения их по очереди дают детям. Сделана книга по всем правилам и нормам: сшита, а не склеена, без колющих и режущих элементов, а также тех, которые можно оторвать, съесть и так далее. Она выдерживает стирки – и целая куча детей её ещё не убила.


Читайте также: «Я просто клала его на тротуар и плакала»: монолог матери ребёнка с РАС


А какие ещё есть правила?

Второй для проекта стала книга «Маленький Дед Мороз» Ану Штонер. В 2015 году «Тактильные книги» стали обладателями гран-при Social Weekend 5, получив небольшое финансирование на материалы для её создания.

Отшив первую страницу книги, девушки узнали важное правило: центр не может быть пустым. Потому что для людей с особенностями зрения не существует понятия «перспектива». Если они положили руки в центр и там ничего нет — страница пустая. Также обязательно должен быть обозначен низ, чтобы они понимали, как расположена картинка.

Основной принцип тактильной книги — всё упрощать. Поэтому на этой картинке количество элементов уменьшено, стол развернут в нужной перспективе, а Дед Мороз сшит как игрушка, чтобы дети могли его прощупать.

Эта страница сшита неправильно, так как изображена только часть одного Деда Мороза, а второй показан в профиль, – так быть не должно. Но, поскольку это самая знаковая картинка книги и дети перед чтением познакомились с игрушкой в виде главного героя, на контрасте «большой/маленький» они понимают, что изображено.

kak-vyglyadit-dom-otvet-vas-tochno-udivit-i-zastavit-po-drugomu-smotret-na-veshi-a-eshyo-vy-smozhete-pomoch-detyam-10

Наложение слоев в идеальной тактильной книге тоже недопустимо, но здесь детям показывают толпу Дедов Морозов. Для детей с особенностями зрения очень важны детали: особенно тщательно они прощупывают пряжку на ремне Деда Мороза, снег, который непременно должен хрустеть (для этого создатели книг используют целлофановый пакет), и мешок с подарками (их роль выполняет конструктор LEGO).

Ольга: Эта книга интересна и тем, что её нельзя перевести только шрифтом Брайля, так как историю дополняют картинки.

Для своих тактильных книг мы выбираем современную детскую литературу, в которой изображение играет с текстом равноправную роль, и каждый из этих элементов несёт свою информацию. Её родители и дети воспринимают по-разному – в этом и состоит гениальность современной детской литературы.

 

С правилами разобрались, а как долго делать такую книгу?

Виктория: Свои книжки мы шьём очень долго, потому что делаем это вместе с волонтёрами, а не самостоятельно. Когда только запустили проект, привлекали к созданию «тактилок» ещё и родителей с детками, причём не только с особенностями зрения.

Процесс шёл очень медленно – приходилось многое переделывать. Поэтому сейчас мы отшиваем книги только с волонтёрами. Но, если захотят присоединиться семьи, всегда будем рады.

Как делают тактильные книги

  • Для начала из современных детских книжек выбирается та, которую и будут адаптировать для детей с особенностями зрения.
  • Когда выбор сделан, мастер книги создает её макет.
  • После этого подбираются материалы – они должны быть натуральных цветов, контрастными и хорошо стираться.
  • Прежде чем сшить все 4 экземпляра, каждую отшитую страницу тестируют дети с особенностями зрения.
  • Только после этого набираются волонтёры, которые помогают отшивать книгу целиком и несколько дополнительных её экземпляров.

Подробнее об этом вы можете узнать из видеоуроков «Школы тактильных книг» и даже попробовать сшить тактильную книгу дома, передав её затем в библиотеку. Ведь детей с особенностями зрения очень много, а тактильных книг – очень мало.


Читайте также: О материнской любви, синдроме Аспергера и ангельском терпении


Ольга: На пошив одной страницы в среднем уходит около 12 часов. Собираться вместе с волонтерами часто не получается, поэтому всю книгу делаем небыстро. Так, первую мы шили год, на создание второй ушло два года – она есть в четырёх экземплярах, то есть коробках.

Конечно, мы не можем отшить все страницы, поэтому выбираем наиболее значимые. Лучше всего делать книгу из 4-5 страниц, потолок – 6. У нас же во второй книге их десять – это очень много, дети устают.

Все книги хранятся в Научной библиотеке БНТУ, на дом не выдаются.

Всё понятно. А как «тактилку» читают детям?

Знакомят детей с тактильными книгами инициаторы проекта во время инклюзивных чтений. Их они организовывают сами, размещая соответствующее объявление в группе facebook, или проводят в школах, детских домах, библиотеках и других организациях по их приглашению. «Тактильные книги» уже побывали в Молодечно, Бресте, Барановичах, Гомеле и Гродно.

Проводятся инклюзивные чтения для небольших групп – до 8 человек, – в которых есть как детки с особенностями, так и без. Они садятся парами. Один из организаторов проекта читает бумажную книгу, а малыши в это время страница за страницей исследуют её тактильный вариант. За каждой парой стоит взрослый, который в случае чего объясняет непонятные моменты.

Кроме того, перед началом чтения с детками оговариваются его правила, чтобы они понимали, что «книга к ним вернётся». Ведь сразу после чтения – оно длится минут 20 – идет обсуждение книги, во время которого ребятам возвращают страницы для более внимательного изучения.

Ольга: Когда мы только задумали инклюзивные чтения, были «поглощены» утопической идеей. Нам казалось, что здоровые дети будут читать обычные книги (специально приобрели для этого около 10 экземпляров бумажной версии), а ребята с особенностями зрения – тактильные. Ничего подобного: ни один ребёнок не будет читать простую книгу, если есть «тактилка».

Детям с особенностями зрения они нравятся, так как у них есть «тактильный голод». Ведь если книгу, выполненную шрифтом Брайля, можно найти в библиотеках, то тактильные появляются благодаря чей-то инициативе. Поэтому для детей такие книги, возможность их прочесть – целое событие.

kak-vyglyadit-dom-otvet-vas-tochno-udivit-i-zastavit-po-drugomu-smotret-na-veshi-a-eshyo-vy-smozhete-pomoch-detyam-17

1

Для них тактильные книги – ожившая история. И я даже не уверена, что они воспринимают книгу как книгу. Скорее, как игрушку с сопровождением. Но это спорный момент, потому что детей об этом мы никогда не спрашивали.

Нужно сказать, что работа с детьми строится всегда по-разному, потому что они не похожи друг на друга. Мне, например, запомнился мальчик лет 8-9 из Молодечно, который смотрел, как именно помогает взрослый другой паре, а затем самостоятельно объяснял своей соседке – тотально слепой девочке лет 13-14, – что изображено на страницах.

Виктория: А мне запомнился мальчик из Гродно. Обычно в конце чтений мы рассказываем ребятам о трудностях, с которыми столкнулись во время создания книги, о деталях, за которые нам было особенно страшно, что кто-то их не поймёт.

И вот этот мальчик тогда переспросил: «Что вы думали, что будет непонятно?» Мы ему рассказали, он прощупал эти детали и серьёзно сказал: «Всё нормально, оставляем!» И вот это его одобрение было приятным, запомнилось.

Есть только тактильные книги или что-то ещё?

Кроме тактильных книг, в библиотеке проекта есть также тактильное стихотворение «Про маленького пингвина» Ренаты Мухи, выполненное в жанре «Стихи в коробке».

А ещё и тактильные открытки по стихам современных авторов. В канун Нового года был организован мастер-класс по их изготовлению. Все открытки были именные, их передали воспитанникам столичных домов-интернатов.

Ольга: А ещё мы составляем список художественной литературы, в которой главный герой не такой, как все, с инвалидностью или с другими особенностями. Сегодня появляется всё больше и больше книг с особыми героями.

Для привлечения внимания общественности такие книги называются «инклюзивной литературой», литературой «включения». Но, как нам кажется, эти термины со временем должны сойти на нет, потому что если мы все стремимся к миру, в котором люди не будут больше разделены на группы, то почему истории должны быть разделены?


Читайте также:  Родители особенных детей: розовый пластмассовый оптимизм не для вас


Список «Обычные книги про необычных детей» — как для самих детей с особенностями (потому что каждый заслуживает быть героем книги!), так и для всех остальных. Ведь наши дети не каждый день встречают детей с инвалидностью. А когда встречают, то начинают громко что-то спрашивать у мамы, мама их одёргивает – все вы, уверена, видели похожие ситуации.

Примеры книг, которые Ольга и Виктория советуют читать детям, чтобы познакомить с инклюзией, людьми с особенностями и просто сложными темами. Девушки включают в список только художественную литературу, делят её по возрастам и заболеваниям.

Виктория: В работе с такими книгами есть своя сложность: родители, узнав, что там главный герой умирает, употребляет наркотики и так далее, не соглашаются читать их детям. Но, во-первых, у детей иное восприятие, чем у взрослых, – оно проще. Во-вторых, прочитав про те же наркотики, дети не начнут их употреблять.

Ни одна художественная книга, хорошая она или плохая, не призывает к чему-то плохому. Она просто позволяет стать героем книжки, получить тот или иной опыт. Это поможет ребёнку легче пережить то, о чём он прочитал, в реальности. Потому не надо бояться «сложных» книг, а нужно дать их ребёнку в подходящий момент. Чтобы сработали в голове маркеры, что он это прожил и знает, как действовать, – и он пойдёт дальше.

То же самое касается и людей с особенностями. Прочитав о них в книге, ребёнок будет знать, что это простой человек, но с какой-то особенностью – а у кого их нет? И, кстати, практически все книги из списка позитивные, несмотря на серьёзные темы, которые там поднимаются.

 

Ольга: Ещё одно направление нашего проекта – громкие чтения. Их мы проводили на книжных фестивалях, в библиотеках и так далее, сейчас – в Научной библиотеке БНТУ. Читаем только современные книги, сидя на подушках, – сцены нет. На чтениях присутствуют и дети, и их родители. Но не больше 10–12 человек.

По времени громкие чтения занимают от 20 минут до 1,5 часа. Всё зависит от аудитории. Есть те, кто готов читать или слушать книгу долго, а есть «непоседы». Поэтому перед началом чтения мы всегда обращаем внимание на то, что каждый может встать и походить.

У каждого чтения есть своя тема, под которую подбираются соответствующие книги. Одна из них – сложная, немного «на вырост». Это «подтягивает» аудиторию. Другие книги могут быть попроще. С помощью некоторых мы даже играем.

kak-vyglyadit-dom-otvet-vas-tochno-udivit-i-zastavit-po-drugomu-smotret-na-veshi-a-eshyo-vy-smozhete-pomoch-detyam-35

Виктория: Объединяет все направления деятельности нашего проекта фестиваль «Город и Книги». В этом году в его рамках мы собираемся сделать отдельную секцию по инклюзивной литературе и пригласить специалистов, которые знают и могут рассказать про неё больше, чем мы.

Здорово! А кто за всем этим стоит?

Когда-то команда проекта «ЗаЧтение» состояла из двух человек — Ольги и Виктории. Девушки работают в Научной библиотеке БНТУ, до этого трудились в детских библиотеках. Сменив направление, они всё равно решили продолжить заниматься литературой для самых маленьких, для чего и создали проект «ЗаЧтение».


Читайте также: Три совета, как помочь ребёнку полюбить книги


Постепенно к нему присоединились и другие любители детской литературы. Некоторые проекты девушки стали осуществлять совместно с Научной библиотекой БНТУ. Параллельно с этим формировалась команда фестиваля «Город и Книги», которая сейчас активно сотрудничает и с командой «ЗаЧтение».

Например, теперь в команде есть:

  • Юлия Кучинская, мастер и идейная вдохновительница второй книги, отвечающая за иллюстрации;
  • Наталья Медведь – обозревательница детской художественной литературы;
  • Анна Терехович – мастер новой книги;
  • Ольга Ременица, которая ведёт соцсети;
  • Екатерина Ермолович, отвечающая за пиар и связи с общественностью,
  • и Виктория Шевцова, благодаря которой проекты технически оснащены.

Ольга: У нас много помощников, и у каждого из них свой кусок работы, которая не оплачивается. Всё на волонтёрских началах. Поэтому люди, которые всё это делают, «сумасшедшие». При этом мы не даём объявлений о том, что ищем волонтёров. К нам приходят сами – и остаются. Кого-то «находим» на громких чтениях, кого-то – на фестивале «Город и Книги».

Например, Юлия Кучинская принесла нам для фестиваля куклу, сшитую по книге Анны Гавальды «35 кило надежды». Понятно же, что человек – такой же «придурок», как и мы, если у него случайно дома оказалась такая кукла. И вот Юлия принесла нам куклу – и втянулась. Помимо того, что она мастер книги, она ещё и три года была куратором выставки «Улыбчивые Чуда».

kak-vyglyadit-dom-otvet-vas-tochno-udivit-i-zastavit-po-drugomu-smotret-na-veshi-a-eshyo-vy-smozhete-pomoch-detyam-37

Ольга: Финансирования у нас нет – нам просто везёт на хороших людей. Но мы надеемся, что в скором времени поддержка появится. Пока же для нас самое главное – рассказать о том, что есть такие проекты, как «Город и Книги» и «Тактильные книги».

И немного о планах на будущее

Сейчас команда проекта «ЗаЧтение» работает над созданием третьей тактильной книги – «Малыш и чудовище» Маркуса Зауэрмана, – в которой главной герой – мама, превратившаяся в «монстра» из-за развода. В скором времени все желающие смогут присоединиться к работе над ней.

А ещё в планах команды – создание универсальных книг, которые могли бы читать и дети с особенностями зрения, и дети с аутизмом, проблемами слуха или другими особенностями.

Для детей с особенностями выпускают книги, написанные с помощью мировой системы пиктограмм. Например, эту «Белоснежку и семь гномов» издали в Украине. Ольга и Виктория хотели бы, чтобы такая появилась и на белорусском языке.

Поддержать проекты «Тактильные книги» и «ЗаЧтение» или присоединиться к ним можно здесь.

Фото: Павал Хадзінскі для CityDog.by; а также zachtenie.by.

 

Поделиться

Читайте также

Специалисты убеждены: чтобы повзрослевшее чадо не стало бездеятельным и ленивым, прививать ему любовь к труду необходимо с раннего возраста. О том, в каком возрасте это лучше делать, а также как вести себя с ленивыми подростками, порталу 1prof.by рассказала психолог Лана Куликова.

Наиболее благоприятный возраст для приучения к труду

По мнению собеседницы, дети в дошкольном возрасте чаще всего сами хотят помогать взрослым. И этот благоприятный период не стоит упускать. Главная задача родителей малышей – суметь организовать деятельность мальчиков и девочек таким образом, чтобы они испытывали радость от того, чем занимаются.

– Положительное отношение к труду возникает, когда родители и педагоги поддерживают стремление ребёнка участвовать в жизни взрослых и предоставляют ему возможность проявить свою самостоятельность. Но этого недостаточно. Чтобы малыш полюбил труд, он должен владеть техническими навыками, понимать общественную значимость деятельности, её важности для других людей. Стремление и желание трудиться становится устойчивым, когда малыш осваивает правила, помогающие ему организовать собственную работу, – говорит психолог. – Здорово, когда ребёнок что-то делает по собственному желанию: в этот момент он испытывает яркие положительные эмоции. Маленькие дети охотно помогают взрослым и сверстникам, исходя не из собственных интересов, а из нужд и потребностей другого человека, – поясняет Лана Куликова.


Читайте также: 3 навыка, которые нужно формировать у девочки с детства


Если говорить о конкретном возрасте, то здесь всё просто: чем раньше родители начинают включать детишек в заботы по дому, тем лучше.

– Примерно с года детки уже хотят вести себя, как взрослые. Мамы с опытом знают, что лучшие игрушки для годовалых малышей – настоящие, «взрослые» вещи. Вот и давайте им эти предметы вместо игрушек, и показывайте, что с ними можно делать. Конечно, давать следует то, что малыши смогут освоить: у них получится приносить бельё для стирки и класть его в стиральную машину. Они сами смогут постирать носовые платочки или другие мелкие предметы в тазике с тёплой водой. Проще говорят, задача родителей не накормить ребёнка, а научить его есть самостоятельно, – делится психолог.

Не важно, сколько ребёнку лет. Мальчикам и девочка можно давать любые поручения, но это должны быть их дела по дому. Когда малыш освоили определённую задачу, можно давать им следующее поручение и так далее. Получается, что со временем у ребёнка накапливается достаточно бытовых забот, а у родителей их становится меньше. Так дети постепенно взрослеют.

– Совсем не обязательно передавать дела ребёнку в атмосфере серьёзности или тем более напряжения: это может быть весёлым занятием и игрой. Помыть посуду вместе – весело. Сходить с мамой в магазин – занимательная экскурсия и даже целое приключение. Это родители приучают детей к труду, а малыши – просто играют. И лет до 9–10 им важно, чтобы мамы и папы вместе с ними радовались успехам, замечали проделанную работу. Есть ещё один секрет: если родители сами что-то делают ловко, скорее всего, это приносит им удовольствие. Малыши это замечают, заражаются эмоциями и хотят так же, – делится секретами Лана Куликова.

Советы родителям:

  1. Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.
  2. Будьте последовательны в своих требованиях.
  3. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.
  4. Прежде чем поручить что-либо ребёнку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.
  5. Учите ребёнка уважать труд других людей, бережно относится к результатам их трудовой деятельности.
  6. Тактично оценивайте результаты труда ребёнка.
 

Что делать, если ребенок не хочет помогать родителям

Разберём ситуацию, когда ребёнок не хочет выполнять обязанности по дому. Собеседница убеждена, что к такому результату обычно приходят взрослые, которые не допускали малышей к выполнению домашней работы либо критиковали за ошибки. Когда же дети взрослеют, родители требуют помощи от ребёнка, не приученного её оказывать. Можно ли исправить такую ситуацию?

– Раз время упущено, то требовать от детей неукоснительного послушания в этом вопросе бессмысленно. Надо постараться перевести всё в игровую форму – сделайте шутливые карточки с названиями работ по дому и предлагайте на выбор. В конце недели можно посчитать количество исполненных по ним заданий и даже премировать за определённый объём. Речь в данном случае идёт не о денежном вознаграждении, а об обещании какого-либо мероприятия или исполнения давнишней детской просьбы, – делится секретами психолог Анна Куликова.


Читайте по теме: Домашние обязанности детей по возрастам


Для более старших детей – 7-14 лет – можно разместить список дел на кухонной доске и по мере выполнения вычеркивать их.

 – Не придирайтесь к ребёнку, даже если поручение не выполнено. Просто ещё раз напомните: «Проверь список, всё ли сделано?». Можно и не прибегать к словам, а следовать невербальным способам передачи информации. Например, по ранее достигнутой договоренности наклеить яркий стикер там, где работа не сделана. Пометка может очутиться на полке для обуви, если обувь не убрана на место, на собаке, если она не выгуляна, на двери комнаты, которая не убрана и т.д.

Чаще прибегайте к юмору. Развесьте таблички на самых «горячих» точках уборки: «SOS!», «Помой меня, мне плохо!», «Полей меня, я засыхаю!». Старайтесь обсуждать проблему совместно с детьми, не наказывая их, но ставя в зависимость их удовольствия и развлечения от достигнутого результата. Спросите: «Когда ты сможешь это сделать?», «Как только ты сделаешь, сможешь пойти гулять (играть, в кино, в гости)». Без уважительной причины не выполняйте за них обязанности, даже усталость такой не является, только болезнь. Ребёнок четко должен усвоить, что никто его обязанности не выполнит, – отмечает специалист.

Родители не любят свою работу. Нужно ли говорить об этом детям

Во время беседы с психологом мы поинтересовались, насколько важен опыт родителей и нужно ли говорить детям, что папа и мама не любят работу. Не случится ли так, что ребята перенесут негативный опыт в свою жизнь.

  – Признание родителей в том, что у них тяжёлая работа могут мотивировать ребёнка помогать маме и папе дома. Если родители много работают, но счастливы и удовлетворены результатами труда и его оплатой, то разделение с ребёнком ответственности в рамках семьи поможет чаду чувствовать себя значимым, – говорит Лана Куликова.

Если же родители подробно и со вкусом описывают свои страдания на работе или ненависть к начальнику, то здесь есть риск формирования у ребёнка установки «быть продавцом = страдать».

Почему подросткам важно трудиться и нужна ли им работа на лето

Работу на лето чаще всего ищут школьники до 18 лет, которые не хотят впустую прогулять летние деньки и стремятся подзаработать на что-то из своего wish-листа. Законодательство РБ поощряет это стремление и разрешает работать подросткам с 16 лет без письменного разрешения родителей. Чтобы работать в возрасте 14-15 лет, необходимо письменное разрешение одного из родителей. Согласно белорусскому законодательству, дети старшего школьного возраста могут работать до 23 (14−16 лет) и 35 (16−18 лет) часов в неделю и должны оформляться официально.

– Желание подростка подрабатывать можно лишь приветствовать, но важно, чтобы сам он чётко понимал, зачем ему это нужно, что именно он способен делать и какие проблемы ему придётся решать, – рассуждает Лана Куликова.

Ребята не всегда понимают, с какими трудностями им придется столкнуться. Родителям стоит обсудить намерения любимых чад, задав им следующие вопросы:

  1. Уверен ли ты, что подработка не будет мешать учёбе?

Чаще всего подростки подрабатывают в летние каникулы, но нередко они хотят трудиться и в течение учебного года.

  1. Зачем ты хочешь подрабатывать?

Чаще всего мотивация тут прагматическая: заработать. Тем не менее, нематериальная польза от подработки может многократно превышать денежную. Это, например, обретение начальных навыков в профессии. Это опыт деловых отношений со взрослыми. Это опыт самоорганизации, управления своим временем. Это полезные знакомства, которые могут пригодиться уже после окончания школы. Подросток не всегда видит эти «долгоиграющие» плюсы, поэтому родителям надо акцентировать на них внимание.

  1. Какие условия работы приемлемы, какие – нет?

Речь идёт о том, сколько времени будет занимать работа, как рано придется утром вставать, как далеко ехать, как это будет оплачиваться, с каким начальником подросток может сработаться, а с каким нет.

1

ФПБ

Читать дальше

«Счастье в детях» – фестиваль с таким говорящим названием прошёл в Бобруйске. Цель его – поддержка семьи, материнства и детства.

Представители церкви, государственных учреждений, сферы образования и здравоохранения из Беларуси и России, учащиеся и студенты – форум объединил людей, неравнодушных к ситуации в современном обществе.

Возрождение традиционных семейных ценностей и положительный имидж многодетных – задача общая. Каждый уверен, что сильная семья – это сильное государство.

По сути, форум – это площадка для открытого диалога между государством, церковью и обществом. Обмен опытом и презентации лучших социально значимых проектов, направленных на укрепление института семьи и решение демографических вопросов.

Кстати

Стартовал масштабный проект в 2012 году. Организаторы – Центр «Покрова», епархия и горисполком Бобруйска. Трехдневная программа насыщенная – духовно-просветительские, образовательные и культурные проекты для всей семьи.

1

ОНТ

Читать дальше

Редакция «Медицинского вестника» объявила художественный конкурс. И на этот раз главным героем станет белорусский врач! Самоотверженный, целеустремлённый, спасающий Жизнь. 

Условия конкурса

К участию в конкурсе приглашаются дети и подростки от 3 до 17 лет, проживающие в Беларуси. В редакции «Медицинского вестника» ждут рисунки, выполненные в любой технике, с помощью любых художественных средств – акварель, акрил, гуашь, масло, пастель, тушь, линеры, карандаши, уголь…

Фотографии готовых работ (качественные снимки) необходимо присылать на электронный адрес info@medvestnik.by (с обязательной пометкой в теме письма «На конкурс «Доктор спасает Жизнь»).

Работы принимаются до 11 июня включительно.

А 17 июня на страницах газеты «Медицинский вестник» и на портале medvestnik.by будут опубликованы результаты конкурса и представлены самые интересные работы.

Все участники получат цифровые дипломы, а также приглашения от студии «МВ-медиа» на семейную фотосессию с большой скидкой.

Награды

Победителей ждут сертификаты на бесплатную семейную фотосессию от «МВ-медиа», фирменные наборы детской брендовой косметики Bübchen (Германия), сертификаты на путешествия от туристической компании TravelAgency.by, а также призы и сюрпризы от редакции «Медицинского вестника» и школы уличных танцев Flying Stars.

Главный приз конкурса — детский смарт-меш-небулайзер AGU SN10 Weezy нового поколения. Он достанется юному художнику за работу с самым высоким баллом. Вне зависимости от возрастной категории.

 

Фото: Shutterstock

Читать дальше