«Не ной! Не шуми! Прекрати!»: почему ребенок не реагирует на эти слова и чем их заменить

Сокращение отрицательных формулировок сделает общение с ребенком понятнее и поможет сохранить его самооценку.

Кара Карреро, многодетная мама и создательница сайта для родителей «Чрезвычайно хорошее воспитание», объясняет разницу между позитивными и негативными формулировками и рассказывает, почему родителям важно обращать внимание на язык, который они используют для общения с детьми.

«Нет», «нельзя», «перестань», «не надо так делать», «прекрати» — всё это свидетельствует о негативных высказываниях, которые родители обычно произносят, чтобы в ограничениях вести, сдерживать границы и корректировать поведение ребенка. По словам Кары Карреро, использование подобных отрицаний имеет целый ряд недостатков.

Негативные формулировки не предоставляют альтернативы

Главная проблема с негативными формулировками заключается в том, что они недостаточно конкретны, и не всегда позволяют ребёнку понять, что именно нужно перестать делать и что можно сделать вместо нежелательной активности. Для малыша проблема самостоятельного переключения внимания и придумывания альтернатив слишком сложна. И поэтому отрицательная формулировка родителя с большей вероятностью отрицательно скажется на его уверенности в себе или будет просто проигнорирована. Подход, который предлагает Кара, предлагает направить внимание ребенка на желательное изменение.


Читайте также: Размышления о меньшей свободе, которую надо дать ребёнку


Например, если малыш бросил игрушку и упал на вас, вместо того, чтобы кричать: «Не делай так!», можно назвать свои чувства и озвучить просьбу: «Ой, мне было больно, пожалуйста, следи за своими игрушками лучше» или случилась игра в в определенном месте (другой комнате).

Негативные формулировки оказываются отрицательными на самооценке.

Постоянно звучат отказы, негативные оценки их поведения и требований «не делать так», «прекратить», «перестать» тяжело для любого человека, а для особенно ребенка. Детям могут начать казаться, что любые их действия неправильны и недопустимы, а они сами — «плохие». Это само по себе может негативно повлиять на уверенность в себе, а если ребёнку не предложен вариант того, как можно сделать по-другому, то он остаётся в состоянии парализующего непонимания.

Исследования показывают, что даже когда человек просто слышит «нет», в результате обнаруживаются гормоны стресса, которые отрицательно влияют на работу мозга, мешают развитию креативности и мышления, вызывают тревогу и просто портят общение. Поэтому родители рекомендуют использовать слова, выражающие строгий запрет, только в случае опасности, когда это действительно необходимо.

Негативные формулировки сложнее правильно услышать

Другая причина того, что негативные формулировки менее обоснованны, чем позитивные, заключается в том, что их сложнее воспринимать правильно. Предложения, содержащие отрицания, требуют большей комплексности и внимательности. В лету дети могут услышать только часть ваших просьб и принять вас совсем не так, как вы бы хотели.

 

В результате исследований в области лингвистики известно, что люди в повседневной жизни редко слушают все, что они говорят. Вместо этого наш мозг дополняет смысл произнесенных высказываний, часто пропуская его начало.

Поэтому вместо того, чтобы сказать «я не могу сейчас сказать с тобой говорить», когда ты обращаешься к тебе во время телефонного разговора, можно ответить так: «сейчас я разговариваю по телефону и что-нибудь с тобой немного позже». В силе того, что малыш смотрит обычно рассеянно, в первом случае его мозг «выцепит» из ваших фраз «могу», «сейчас», «говорить», тогда как во втором случае он слышит еще и про «телефонный разговор», и про «немного попозже».


Читайте также: Отличное дыхательное упражнение для ребёнка


«Следуя той же логике, если я увижу, что моя дочь играет слишком близко к дороге, я не буду кричать «Не выходи на дорогу!»», — пишет Кара и предлагает вместо этого говорить: «Подойди ближе к дому/ко мне/ к папе» или в случае опасности: «Это опасно, иди ко мне».

Вот еще несколько примеров того, как можно переформулировать негативные высказывания родителей в позитивном ключе:

  • «Не трогай» — «Держи руки при себе» или «Дай мне руку»
  • «Не говори так» — «Выбери другие слова»
  • «Прекрати ныть» — «Скажи слова»
  • «Я не слышу тебя» — «Скажи громче»
  • «Я не куплю тебе это» — «Давай вместо этого мы сделаем/пойдём…»
  • «Не расстраивайся» — «Это нормально, что ты так себя чувствуешь…»
  • «Это не твой, не трогай» — «Это папино, давай я дам тебе что-то другое»
  • «Прекращай игра» — «Мы должны идти»

Ограничения и отказы - нормальная часть общения с ребенком, однако важно не только то, что говорит родитель, но и то, как он это делает. Подход с позитивными формулировками предлагает обратить больше внимания на то, что в конечном итоге этот малыш учитывает особенности его повседневной активности и восприятия.

На то, чтобы привыкнуть к такому способу общения родителю потребуется время, большая внимательность и терпимость к себе, и самое главное — много практики.

Chips-journal.ru

Фото: pexels.com

 

Поделиться

Читайте также

С 23 октября по 19 ноября 2023 года во Дворце искусств Бобруйска персональная выставка живописи Елены Садковой.

О художнице

Елена Юрьевна Садкова родилась в Бобруйске. Училась в Архангельском музыкальном училище. Профессию выбрала одну и на всю жизнь — учитель по классу аккордеона. Преподавала в детских школах искусств. Работа с детьми для Елены Юрьевны — это не только большой труд, но и позитивная энергия, задор, молодость души.

Как известно, талантливый человек талантлив во всём. Желание Елены Юрьевны попробовать себя в новом творческом направлении воплотилось в занятие живописью.

Живопись и музыка очень похожи, ведь для получения нужного результата необходимы вдохновение, эмоциональный подъём. Играя новые музыкальные произведения,  сначала вслушиваешься в мелодию, потом она обрастает гармонией, появлется характер. В рисунках то же само — на чистом листе появляются первые мазки, нечёткие образы. Затем они обрастают оттенками красок — и лист оживает, передавая задуманное.

Музыканты — люди эмоциональные, поэтому художнице хочется поделиться с кем-то радостью созерцания красоты природы, передать яркость красок, разнообразие образов. И хотя Елена Юрьевна не профессиональный художник, но старается, чтобы её работы радовали людей, вызывая живые эмоции.

1

Читать дальше

Организация дорожного движения будет изменена в Бобруйске – на улице Пушкина через площадь Ленина откроют сквозное движение.

Сейчас там проводят инженерные мероприятия по нанесению горизонтальной разметки и замене дорожных знаков. Теперь улица Пушкина по отношению к улице Максима Горького будет являться главной.

С 17 апреля 2023 года движение автобусов, микроавтобусов маршрута №6 и №6А будет осуществляться по улицам Минской и Пушкина, а далее по маршруту.

ГАИ призывает водителей и пешеходов быть внимательными и учитывать данные изменения.


Читайте также: Расписание новых троллейбусных маршрутов в Бобруйске


Могилёвоблавтотранс

1

Читать дальше

29 февраля 2024 года в Бобруйске гастроли Нового драматического театра Минска. На сцене театра драмы и комедии им. В. И. Дунина-Марцинкевича бобруйским ценителям прекрасного покажут спектакль по Оскару Уальду «Как важно быть серьёзным» (16+).

Название комедии представляет собой каламбур, означающее по-английски «серьёзный», созвучно имени Эрнест, которое и имеет семантическое значение «серьёзный, благородный, честный», которыми представляются два героя пьесы. При этом сколько-нибудь серьёзными людьми они не являются.

Произведение относится к группе «великосветских комедий», написанных Оскаром Уайльдом в первой половине 1890-х «в угоду обывательским вкусам». Действие и характеры в них отходили на второй план перед развитием диалога.

Основное событие пьесы — сватовство двух эгоистов Джона Уординга и Алджерона Монкрифа к двум девушкам. Сюжет наполнен фарсовыми и мелодраматическими элементами — например, оба героя, чтобы понравиться своим избранницам, выдают себя за некого Эрнеста, но оказываются разоблачены. В финале выясняется много таинственного и неожиданного.

На первый взгляд, О. Уайльд не затрагивает в этой пьесе никаких серьёзных вопросов, однако на самом деле важное место в ней занимают темы пошлости и ханжества.

В своё время и по наши дни пьеса тепло принимается зрителями и критикой. Бернард Шоу назвал её «чрезвычайно забавной», Герберт Уэллс — «свежей», Уистен Оден — «словесной оперой». Посещение спектакля в 1946 году королем Георгом VI знаменовало прекращение «опалы», долгое время тяготевшей над произведениями О. Уайльда после его ареста.

Начало – 18.00.

Продолжительность –  2 часа.

Стоимость билета – 15,00 руб., 20,00 руб., 25,00 руб.

1

Читать дальше