«Не ной! Не шуми! Прекрати!»: почему ребенок не реагирует на эти слова и чем их заменить

Сокращение негативных формулировок сделает общение с ребёнком понятнее и поможет сохранить его самооценку.

Кара Карреро, многодетная мама и создательница сайта для родителей Extremely Good Parenting, объясняет разницу между позитивными и негативными формулировками и рассказывает, почему родителям важно обращать внимание на язык, который они используют для общения с детьми.

«Нет», «нельзя», «перестань», «не надо так делать», «прекрати» — всё это примеры негативных высказываний, которые родители обычно произносят, чтобы вводить ограничения, устанавливать границы и корректировать поведение ребёнка. По словам Кары Карреро, использование подобных отрицаний имеет целый ряд недостатков.

Негативные формулировки не предоставляют альтернативы

Главная проблема с негативными формулировками заключается в том, что они недостаточно конкретны, и не всегда позволяют ребёнку понять, что именно нужно перестать делать и что можно сделать вместо нежелательной активности. Для малыша задача самостоятельного переключения внимания и придумывания альтернативы слишком сложна. И поэтому негативная формулировка родителя с большей вероятностью отрицательно скажется на его уверенности в себе или будет просто проигнорирована. Подход, который предлагает Кара, предлагает направить внимание ребёнка на желательное изменение.

 

Например, если малыш бросил игрушку и попал в вас, вместо того чтобы крикнуть: «Не делай так!», можно назвать свои чувств и озвучить просьбу: «Ой, мне было больно, пожалуйста, следи за своими игрушками лучше» или попросить играть в определённом месте (другой комнате).

Негативные формулировки отрицательно сказываются на самооценке

Постоянно слышать отказы, негативные оценки своего поведения и требования «не делать так», «прекратить», «перестать» тяжело для любого человека, а для ребёнка особенно. Детям может начать казаться, что любые их действия неправильны и недопустимы, а они сами — «плохие». Это само по себе может негативно повлиять на уверенность в себе, а если ребёнку не предложен вариант того, как можно сделать по-другому, то он остается в состоянии парализующего непонимания.

Исследования показывают, что даже когда человек просто слышит «нет», в организме выделяются гормоны стресса, которые негативно сказываются на работе мозга, мешают проявлению и развитию креативности и мышления, вызывают тревогу и просто портят общение. Поэтому родителям рекомендуется использовать слова, которые выражают строгий запрет, только в случаях опасности, когда это действительно необходимо.

Негативные формулировки сложнее правильно услышать

Другая причина того, что негативные формулировки менее действительны, чем положительные, заключается в том, что их сложнее услышать правильно. Предложения, которые содержат отрицания, требуют большей сосредоточенности и внимательности. На лету дети могут услышать только часть вашей просьбы и воспринять вас совсем не так, как вы бы хотели.

Из исследований лингвистов известно, что люди в повседневной жизни редко сосредоточенно слушают все, что им говорят. Вместо этого наш мозг интуитивно достраивает смысл услышанного высказывания, часто пропуская его начало.

Поэтому вместо того, чтобы сказать «я не могу сейчас с тобой говорить», когда ребёнок обращается к вам во время телефонного разговора, можно ответить так: «сейчас я разговариваю по телефону и смогу поговорить с тобой немного позже». В силу того, что внимание малыша обычно рассеянно, в первом случае его мозг «выцепит» из вашей фразы «могу», «сейчас», «говорить», тогда как во втором случае он услышит ещё и про «телефонный разговор», и про «немного попозже».

ne-noi-ne-shumi-prekrati-pochemu-rebenok-ne-reagiruet-na-eti-slova-i-chem-ikh-zamenit

«Следуя той же логике, если я увижу, что моя дочь играет слишком близко к дороге, я не буду кричать “Не выходи на дорогу!”», — пишет Кара и предлагает вместо этого говорить: «Подойди ближе к дому/ко мне/к папе» или в случае опасности: «Это опасно, иди ко мне».

Вот ещё несколько примеров того, как можно переформулировать негативные высказывания родителей в позитивном ключе:

  • «Не трогай» — «Держи руки при себе» или «Дай мне руку»
  • «Не говори так» — «Выбери другие слова»
  • «Прекрати ныть» — «Скажи словами»
  • «Я не слышу тебя» — «Скажи громче»
  • «Я не куплю тебе этого» — «Давай вместо этого мы сделаем/пойдём…»
  • «Не расстраивайся» — «Это нормально, что ты так себя чувствуешь…»
  • «Это не твое, не трогай» — «Это папино, давай я дам тебе что-то другое»
  • «Прекращай играть» — «Мы должны идти»

Ограничения и отказы являются нормальной частью общения с ребёнком, однако важно не только то, что говорит родитель, но и то, как он это делает. Подход с позитивными формулировками предлагает уделять больше внимания тому, что в итоге услышит малыш, учитывая особенности его повседневной активности и восприятия.

На то, чтобы привыкнуть к такому способу общения родителю потребуется время, больше внимательности и терпение к себе, и самое главное — много практики.

chips-journal.ru

Фото: pexels

Поделиться

Читайте также

Театр песни «Шина-най» из Бобруйска завоевал 7 дипломов международного конкурса «Наши звёзды». Он проходил в Санкт-Петербурге и в путешествии на пароме в Стокгольм, Хельсинки и Таллин.

Сейчас коллектив готовится к новому конкурсу, на этот раз в Киеве.

ТРК Могилёв

Читать дальше

В Беларуси есть Единая база чипированных животных – animalid.by. Это программно-технический комплекс, интегрированный в Международную базу данных.

Доступ к ресурсу открыт. В поле ввода на главной странице сервиса вводится 15-значный код – и все животные, внесённые в базу, перед вами.

Проект Единой базы чипированных животных стартовал в республике в 2015 году. Причиной создания послужило повышение спроса на электронную систему идентификации со стороны владельцев животных и предприятий зооветеринарного назначения.

С 2010 года в страны Евросоюза запрещен ввоз нечипированных животных, все пересечения границы животными возможны только при наличии микрочипа.

edinaya-baza-chipirovannykh-zhivotnykh-est-v-belarusi

По материалам animalid.by

Читать дальше

В театре драмы и комедии имени Дунина-Марцинкевича – новый главный режиссёр. Как сообщили «Радио «Могилев» в администрации бобруйского театра, труппу возглавил актёр театра и кино, режиссёр и педагог Станислав Савостин.

Станислав Савостин – выпускник Белорусской государственной академии искусств, учился на театральном факультете, специализация «Режиссура драмы». Там же закончил магистратуру и впоследствие преподавал.

Работал в театрах Бреста, Гомеля, Мозыря и Минска. Как актёр, отмечен в ролях в фильмах «Цветочное танго», «Всё могло быть иначе», «Маруся», «Колдовское озеро» и других.

Бобруйским театралам знаком по режиссёрской работе над спектаклем «Фестиваль тишины» и другим театральным работам вместе с группой минского режиссёра Татьяны Троянович.

ТРК Могилёв

Читать дальше