«Не ной! Не шуми! Прекрати!»: почему ребенок не реагирует на эти слова и чем их заменить

Сокращение отрицательных формулировок сделает общение с ребенком понятнее и поможет сохранить его самооценку.

Кара Карреро, многодетная мама и создательница сайта для родителей «Чрезвычайно хорошее воспитание», объясняет разницу между позитивными и негативными формулировками и рассказывает, почему родителям важно обращать внимание на язык, который они используют для общения с детьми.

«Нет», «нельзя», «перестань», «не надо так делать», «прекрати» — всё это свидетельствует о негативных высказываниях, которые родители обычно произносят, чтобы в ограничениях вести, сдерживать границы и корректировать поведение ребенка. По словам Кары Карреро, использование подобных отрицаний имеет целый ряд недостатков.

Негативные формулировки не предоставляют альтернативы

Главная проблема с негативными формулировками заключается в том, что они недостаточно конкретны, и не всегда позволяют ребёнку понять, что именно нужно перестать делать и что можно сделать вместо нежелательной активности. Для малыша проблема самостоятельного переключения внимания и придумывания альтернатив слишком сложна. И поэтому отрицательная формулировка родителя с большей вероятностью отрицательно скажется на его уверенности в себе или будет просто проигнорирована. Подход, который предлагает Кара, предлагает направить внимание ребенка на желательное изменение.


Читайте также: Размышления о меньшей свободе, которую надо дать ребёнку


Например, если малыш бросил игрушку и упал на вас, вместо того, чтобы кричать: «Не делай так!», можно назвать свои чувства и озвучить просьбу: «Ой, мне было больно, пожалуйста, следи за своими игрушками лучше» или случилась игра в в определенном месте (другой комнате).

Негативные формулировки оказываются отрицательными на самооценке.

Постоянно звучат отказы, негативные оценки их поведения и требований «не делать так», «прекратить», «перестать» тяжело для любого человека, а для особенно ребенка. Детям могут начать казаться, что любые их действия неправильны и недопустимы, а они сами — «плохие». Это само по себе может негативно повлиять на уверенность в себе, а если ребёнку не предложен вариант того, как можно сделать по-другому, то он остаётся в состоянии парализующего непонимания.

Исследования показывают, что даже когда человек просто слышит «нет», в результате обнаруживаются гормоны стресса, которые отрицательно влияют на работу мозга, мешают развитию креативности и мышления, вызывают тревогу и просто портят общение. Поэтому родители рекомендуют использовать слова, выражающие строгий запрет, только в случае опасности, когда это действительно необходимо.

Негативные формулировки сложнее правильно услышать

Другая причина того, что негативные формулировки менее обоснованны, чем позитивные, заключается в том, что их сложнее воспринимать правильно. Предложения, содержащие отрицания, требуют большей комплексности и внимательности. В лету дети могут услышать только часть ваших просьб и принять вас совсем не так, как вы бы хотели.

 

В результате исследований в области лингвистики известно, что люди в повседневной жизни редко слушают все, что они говорят. Вместо этого наш мозг дополняет смысл произнесенных высказываний, часто пропуская его начало.

Поэтому вместо того, чтобы сказать «я не могу сейчас сказать с тобой говорить», когда ты обращаешься к тебе во время телефонного разговора, можно ответить так: «сейчас я разговариваю по телефону и что-нибудь с тобой немного позже». В силе того, что малыш смотрит обычно рассеянно, в первом случае его мозг «выцепит» из ваших фраз «могу», «сейчас», «говорить», тогда как во втором случае он слышит еще и про «телефонный разговор», и про «немного попозже».


Читайте также: Отличное дыхательное упражнение для ребёнка


«Следуя той же логике, если я увижу, что моя дочь играет слишком близко к дороге, я не буду кричать «Не выходи на дорогу!»», — пишет Кара и предлагает вместо этого говорить: «Подойди ближе к дому/ко мне/ к папе» или в случае опасности: «Это опасно, иди ко мне».

Вот еще несколько примеров того, как можно переформулировать негативные высказывания родителей в позитивном ключе:

  • «Не трогай» — «Держи руки при себе» или «Дай мне руку»
  • «Не говори так» — «Выбери другие слова»
  • «Прекрати ныть» — «Скажи слова»
  • «Я не слышу тебя» — «Скажи громче»
  • «Я не куплю тебе это» — «Давай вместо этого мы сделаем/пойдём…»
  • «Не расстраивайся» — «Это нормально, что ты так себя чувствуешь…»
  • «Это не твой, не трогай» — «Это папино, давай я дам тебе что-то другое»
  • «Прекращай игра» — «Мы должны идти»

Ограничения и отказы - нормальная часть общения с ребенком, однако важно не только то, что говорит родитель, но и то, как он это делает. Подход с позитивными формулировками предлагает обратить больше внимания на то, что в конечном итоге этот малыш учитывает особенности его повседневной активности и восприятия.

На то, чтобы привыкнуть к такому способу общения родителю потребуется время, большая внимательность и терпимость к себе, и самое главное — много практики.

Chips-journal.ru

Фото: pexels.com

 

Поделиться

Читайте также

26 сентября 2020 года в районе спорткомплекса «Бобруйск-Арена» пройдёт городская открытая спартакиада среди инвалидов-колясочников. Начало в 10.00.

В программе спартакиады:

  • соревнования по пневматической стрельбе,
  • состязания по дартсу среди спинальников,
  • соревнования по шашкам среди лиц с детским церебральным параличом,
  • спринт,
  • эстафета.
 

Читать дальше

23-25 сентября 2020 года в Бобруйске состоялись Республиканские соревнования по автомодельному спорту в рамках XVIII республиканской спартакиады учащихся по техническим видам спорта «ТехноСпорт».

Лучшие автомоделисты Республики (до 18 лет) собрались в Бобруйске, чтобы продемонстрировать свои навыки и побороться за звание лучших автомоделистов.

Почётным правом организации соревнований такого высокого уровня удостоился городской Центр дополнительного образования детей и молодёжи.

На протяжении нескольких лет центр принимает детскую спартакиаду, демонстрируя высокое качество подготовки и огромный опыт проведения ответственных мероприятий. Учреждение сделало все возможное, чтобы гостям нашего города было комфортно, а соревнования прошли в дружеской атмосфере.

По итогам 2-х этапов соревнований победила команда РЦИиТТ (Минск) –  I место, на II месте сборная команда г. Минска, на III-м – СЦТиПТУМ (Минская область, г. Слуцк).


Читайте также: На открытом Чемпионате страны бобруйские автомоделисты дважды поднимались на пьедестал почёта


1

cxtbobr.schools.by

Читать дальше

Часто у людей, услышавших об автомоделизме, первая мысль – это что-то, связанное с игрушками. Однако это далеко не так. И в этом с лёгкостью можно было убедиться, посетив 2-й этап открытого Чемпионата Республики Беларусь по автомодельному спорту, который проходил в эту субботу в Бобруйске.

Данный вид спорта, так же, как и авиа-, и судомоделирование, очень быстро стал популярным. Ещё бы, ведь он позволяет продемонстрировать свои способности не только, как пилота, но и как конструктора. Применение самодвижущихся моделей автомобиля делает этот спорт зрелищным, причём не меньше, чем автомобильный или авиационный. Кроме того, он вполне доступен для детей, а значит, позволяет буквально выращивать профессиональных спортсменов или конструкторов современных автомобилей. Этот спорт тренирует у спортсмена не только его технические способности, но и внимательность, терпеливость и точность.

Такое мероприятие, как соревнования по автомодельному спорту такого высокого уровня, тем более его подготовка требует серьёзных знаний регламента проведения, тонкостей подготовки трассы и технического оснащения. На протяжении нескольких лет Белорусская федерация автомодельного спорта доверяет организацию и проведение нескольких этапов Чемпионата Республик Беларусь отделу технического творчества Центра дополнительного образования детей и молодёжи Бобруйска и каждый этап проходит на очень высоком уровне.


Читайте также: Бобруйские ребята взошли на пьедестал почёта, обойдя 79 команд


Электронная засечка отсчитывает последние минуты до старта и модели срываются с места. Основная задача спортсменов – управлять своими моделями таким образом, чтобы первым достигнуть финиша.

Невозможно описать словами тот шквал эмоций, который захватывает спортсменов, болельщиков и всех, кто следит за соревнованиями. Гонка, поломки, дозаправка, смена резины и вот он, долгожданный момент награждения!

По итогам 2-го этапа бобруйские автомоделисты (класс моделей F2 – группа Б) дважды поднимались на пьедестал почёта за золотой и серебряной медалями:

  • I место – Бежелев Сергей (Бобруйск) – бывший учащийся Центра,
  • II место – Гудков Виталий (Бобруйск) – педагог дополнительного образования Центра.

1

По материалам cxtbobr.schools.by

Читать дальше