Сокращение отрицательных формулировок сделает общение с ребенком понятнее и поможет сохранить его самооценку.
Кара Карреро, многодетная мама и создательница сайта для родителей «Чрезвычайно хорошее воспитание», объясняет разницу между позитивными и негативными формулировками и рассказывает, почему родителям важно обращать внимание на язык, который они используют для общения с детьми.
«Нет», «нельзя», «перестань», «не надо так делать», «прекрати» — всё это свидетельствует о негативных высказываниях, которые родители обычно произносят, чтобы в ограничениях вести, сдерживать границы и корректировать поведение ребенка. По словам Кары Карреро, использование подобных отрицаний имеет целый ряд недостатков.
Главная проблема с негативными формулировками заключается в том, что они недостаточно конкретны, и не всегда позволяют ребёнку понять, что именно нужно перестать делать и что можно сделать вместо нежелательной активности. Для малыша проблема самостоятельного переключения внимания и придумывания альтернатив слишком сложна. И поэтому отрицательная формулировка родителя с большей вероятностью отрицательно скажется на его уверенности в себе или будет просто проигнорирована. Подход, который предлагает Кара, предлагает направить внимание ребенка на желательное изменение.
Читайте также: Размышления о меньшей свободе, которую надо дать ребёнку
Например, если малыш бросил игрушку и упал на вас, вместо того, чтобы кричать: «Не делай так!», можно назвать свои чувства и озвучить просьбу: «Ой, мне было больно, пожалуйста, следи за своими игрушками лучше» или случилась игра в в определенном месте (другой комнате).
Постоянно звучат отказы, негативные оценки их поведения и требований «не делать так», «прекратить», «перестать» тяжело для любого человека, а для особенно ребенка. Детям могут начать казаться, что любые их действия неправильны и недопустимы, а они сами — «плохие». Это само по себе может негативно повлиять на уверенность в себе, а если ребёнку не предложен вариант того, как можно сделать по-другому, то он остаётся в состоянии парализующего непонимания.
Исследования показывают, что даже когда человек просто слышит «нет», в результате обнаруживаются гормоны стресса, которые отрицательно влияют на работу мозга, мешают развитию креативности и мышления, вызывают тревогу и просто портят общение. Поэтому родители рекомендуют использовать слова, выражающие строгий запрет, только в случае опасности, когда это действительно необходимо.
Другая причина того, что негативные формулировки менее обоснованны, чем позитивные, заключается в том, что их сложнее воспринимать правильно. Предложения, содержащие отрицания, требуют большей комплексности и внимательности. В лету дети могут услышать только часть ваших просьб и принять вас совсем не так, как вы бы хотели.
В результате исследований в области лингвистики известно, что люди в повседневной жизни редко слушают все, что они говорят. Вместо этого наш мозг дополняет смысл произнесенных высказываний, часто пропуская его начало.
Поэтому вместо того, чтобы сказать «я не могу сейчас сказать с тобой говорить», когда ты обращаешься к тебе во время телефонного разговора, можно ответить так: «сейчас я разговариваю по телефону и что-нибудь с тобой немного позже». В силе того, что малыш смотрит обычно рассеянно, в первом случае его мозг «выцепит» из ваших фраз «могу», «сейчас», «говорить», тогда как во втором случае он слышит еще и про «телефонный разговор», и про «немного попозже».
Читайте также: Отличное дыхательное упражнение для ребёнка
«Следуя той же логике, если я увижу, что моя дочь играет слишком близко к дороге, я не буду кричать «Не выходи на дорогу!»», — пишет Кара и предлагает вместо этого говорить: «Подойди ближе к дому/ко мне/ к папе» или в случае опасности: «Это опасно, иди ко мне».
Вот еще несколько примеров того, как можно переформулировать негативные высказывания родителей в позитивном ключе:
Ограничения и отказы - нормальная часть общения с ребенком, однако важно не только то, что говорит родитель, но и то, как он это делает. Подход с позитивными формулировками предлагает обратить больше внимания на то, что в конечном итоге этот малыш учитывает особенности его повседневной активности и восприятия.
На то, чтобы привыкнуть к такому способу общения родителю потребуется время, большая внимательность и терпимость к себе, и самое главное — много практики.
Фото: pexels.com
Экзамен по истории Беларуси может стать обязательным при поступлении в вузы. Об этом заявил министр образования Игорь КАРПЕНКО 10 июня во время парламентских слушаний «Национальная система образования: состояние, законодательное регулирование, пути совершенствования», передает БЕЛТА. На слушаниях обсуждаются состояние и перспективы развития национальной системы образования.
«Учитывая важность исторических знаний в формировании мировоззрения подрастающего поколения, Министерство образования инициирует включение экзамена по истории Беларуси как обязательного при поступлении в учреждения высшего образования», – сказал Игорь Карпенко.
Читайте также: Впервые в сентябре Беларусь отметит День народного единства
Сейчас каких-то обязательных для всех без исключения абитуриентов экзаменационных предметов при поступлении в белорусские вузы нет.
1
Фото: shutterstock.com
15 июня 2024 года в 12.00 на малой встрече городского парка культуры и отдыха Бобруйска начнётся конкурс гитаристов «Пой, гитарная струна».
Справки по телефону: 8(0225) 73-15-15.
1
Расположится ресторан финской сети Hesburger на месте шиномонтажки на пересечении улиц Урицкого и Минской.
В объекте общественного питания, помимо зала на 50 мест, будет работать окно выдачи заказа непосредственно в автомобиль (услуга драйв-ин).
В кафе, которое планируют открыть в октябре 2021 года, бобруйчане и гости города смогут полакомиться мороженым, бургерами, снеками, напитками, картофелем фри, салатами.
Строительство ресторана ведёт минское ООО «Белбургер».
Читайте также: Школьные базары ждут бобруйчан
1