Как растить сыновей: советы известного психолога

Мэгги Дент — австралийская писательница, мама четверых сыновей, одна из самых популярных в Австралии экспертов по родительству. Её книга “Mothering Our Boys” призвана помочь мамам мальчиков лучше понять своих сыновей и выстроить с ними близкие и доверительные отношения. Автор «Матрон» Алёна Хмилевская прочитала для портала книгу Мэгги Дент и рассказывает об основных идеях.

Мальчики до 7 лет развиваются медленнее девочек

На протяжении всей книги Мэгги подчёркивает: идеи о том, что мальчики сильнее девочек и что их надо воспитывать более строго, чтобы вырастить «настоящего мужчину» — опасный и вредный предрассудок.

В действительности мальчишки более уязвимы, чем девочки: исследования показывают, что мозг мальчиков развивается медленнее, чем у девочек (это связано с влиянием тестостерона).

Это замедленное созревание приводит к тому, что как психологический стресс, так и негативное влияние окружающей среды (например, токсины) оказывают на мальчиков более серьёзное влияние. По статистике, мальчики чаще, чем девочки, погибают внутриутробно, при рождении и в первый год жизни.

Обращаясь к теории привязанности, Мэгги пишет, что для всех детей без исключения жизненно необходимо быть рядом со «своими» взрослыми — обычно это мать, отец и другие близкие люди, которые регулярно заботятся о ребёнке.


Читайте также: Воспитывать мальчиков. Как?


Привязанность так же важна для развития малыша, как еда и сон. Из-за большей уязвимости нарушение привязанности часто оказывает на мальчиков более глубокое воздействие, чем на девочек, и ведёт к серьёзным психологическим проблемам в последующем.

Мальчики испытывают такие же сильные эмоции, как и девочки (то, что мальчики якобы менее эмоциональны — опасный миф), но затрудняются осознавать и формулировать их. Все непереработанные эмоции (грусть, страх, сомнения и т. д.) превращаются в гнев, и под влиянием эмоций, с которыми они не могут справиться, мальчики становятся агрессивными. Язык мальчиков — это их поведение.

Абсолютно необходимо оказывать мальчикам эмоциональную поддержку и учить их справляться с чувствами. Мамам также важно защищать своих сыновей от людей, которые транслируют им ложные послания о должном мужском поведении (например, популярное «мальчики не плачут»).

Более медленное созревание мозга проявляется и в других областях: так, речь у мальчиков развивается не так быстро, как у девочек, — девочки раньше начинают говорить, и к школе их словарный запас больше, а речь сложнее, чем у мальчиков.

Развитие мелкой моторики также отстает — поэтому не стоит сравнивать своего сына с маленькой девочкой, которая уже в три года умеет аккуратно раскрашивать картинки, в то время как ваш мальчик способен в лучшем случае на размашистое каля-маля.

Очень важно не отзываться негативно о способностях мальчиков в возрасте до 7 лет и постараться не сравнивать их с девочками — это может повлиять на формирование их представления о себе («я тупой, неуклюжий, у меня всё равно не получится»).

Обычно мальчики догоняют девочек в возрасте около 8 лет.

 

Как облегчить мальчику адаптацию в детском саду/школе

Существует мнение, что если ребёнок не ходит в детский сад, он «не социализируется». Однако Гордон Ньюфелд, известный канадский психолог, полагает, что преждевременная социализация скорее вредна, чем полезна. Другие детские психологи отмечают, что до трёх лет дети ещё не способны в полной мере освоить социальные навыки.

Особенно важно проявлять осторожность при выборе детских учреждений с мальчиками, которые по своему развитию отстают от девочек на 6-12 месяцев и эмоционально являются более уязвимыми. Большинству мальчиков будет лучше находиться в семье, чем в детском учреждении, особенно в первые три года жизни.

Однако если у мамы есть необходимость отдать сына в детский сад, то лучше выбрать такой, в котором делают акцент на выстраивании отношений с детьми, а не на их развитии. Оптимально, когда о ребёнке заботится один и тот же воспитатель, — он станет для малыша «заместителем» мамы.

Что касается школы, то Мэгги настоятельно рекомендует при малейших сомнениях отложить поступление мальчика в школу (если такая возможность есть). Мальчики могут быть готовы к школе интеллектуально, но при этом не готовы психологически или с точки зрения социальных навыков (или наоборот).

Мэгги призывает мам не расспрашивать сыновей о том, чтобы было в школе или в садике, когда они только забрали их оттуда. Большинство мальчиков должны сначала расслабиться после стресса (а школа или сад — это стресс, особенно для маленьких мальчиков) и просто не в состоянии отвечать на вопросы. Мэгги рекомендует иметь при себе перекус и по возможности скорее вернуться с ребёнком домой (не таскать его по магазинам).

Хорошее время, чтобы обсудить прошедший день (но не в форме допроса!) — это купание и укладывание. Обычно в это время мальчики более расслаблены и готовы поделиться с мамой событиями дня.


Читайте также: Подростка воспитывать поздно. Его нужно любить


«Петухи» и «ягнята»

Один из главных секретов родительства, о котором иногда забывают в нашем перенасыщенном информации мире, — все дети рождаются с разными темпераментами.

Мэгги Дент предлагает рассматривать разнообразие темпераментов как спектр, на одном конце которого находятся задиристые «петухи», а на другом — ласковые «ягнята». Задача родителей — помочь детям оказаться примерно в центре этого спектра: «ягнят» надо научить уверенности и смелости, а «петухов» — эмпатии.

Отличительные черты «мальчиков-петухов»:

  • жаждут независимости,
  • стремятся всё делать сами,
  • очень громко кричат,
  • часто очень упрямые,
  • у них очень много энергии — они умудряются умотать родителей к 9 утра,
  • им нужно меньше сна — часто они просыпаются очень рано и позже всех ложатся,
  • они задают вопросы и спорят из-за всего (ещё до того, как научатся говорить!) — еды, одежды, игрушек, способов воспитания и так далее,
  • всегда хотят быть первыми,
  • считают себя важнее всех,
  • не любят делиться своими вещами,
  • часто испытывают фрустрацию и злятся,
  • нетерпеливы и импульсивны,
  • очень чувствительны к мнению других, хотя скрывают это за маской «мне всё равно!».

Родителям мальчиков-петухов стоит уделить особое внимание формированию эмпатии, сочувствия, терпения и спокойствия в возрасте до 5 лет, иначе такие мальчики могут стать излишне доминирующими (даже травить других детей), эгоистичными, чересчур зацикленными на себе.

1

В то же время надо понимать, что за бравадой петухов скрывается невероятная эмоциональная уязвимость. Мальчики-петухи особенно чувствительны к неудачам и провалам (чаще всего они скрывают свои эмоции за гневом).

«Петухи» особенно склонны проверять границы, поэтому родителям важно спокойно и уверенно эти границы ставить (но ни в коем случае не использовать крик, ругань и телесные наказания, чтобы в том числе не подавать им дурной пример).

«Мальчики-ягнята» отличаются тем, что:

  • любят поспать,
  • не любят шум и чрезмерную стимуляцию,
  • ещё более чувствительны к крикам и наказаниям, очень расстраиваются, если на них кричат,
  • любят быть одни,
  • очень спокойные, не возражают против того, чтобы пропустить «петухов» вперёд,
  • долго осваиваются среди людей, даже в знакомых местах,
  • им не хватает уверенности, они медленно принимают решения,
  • могут быть очень стеснительными,
  • долго адаптируются к переменам,
  • прячутся, когда напуганы.

Родителям мальчиков-ягнят нужно поощрять развитие в сыновьях смелости и уверенности, особенно в возрасте до 5 лет. Однако не стоит заставлять их делать то, что они не хотят или боятся, — это может травмировать их на всю жизнь.

Лучше поддерживать и приободрять их словами: «Ты сможешь, когда будешь готов». Избегайте пугающих фильмов или телевизионных программ — ягнята очень впечатлительные.


Читайте также: Как разговаривать с подростком


«Ягнята» медленно «разогреваются» в ситуациях социального взаимодействия — им нужно некоторое время, чтобы начать общаться даже со знакомыми людьми. Не стоит силой принуждать их к общению, иначе им ещё сложнее будет преодолеть этот барьер. В то же время во многих ситуациях «ягнята», особенно подросшие, могут повести себя смелее и решительнее, чем «петухи».

Вне зависимости от темперамента, каждому мальчику очень важно чувствовать, что мама его любит, — а часто выясняется, что мальчики не уверены в этом, к огромному удивлению их заботливых и любящих матерей!

В случае с сыновьями слов часто бывает недостаточно. Для укрепления связи можно придумать несложные игры и семейные ритуалы, какие-нибудь секретные жесты, понятные только маме и сыну, и так далее.

Ни в коем случае нельзя стыдить, ругать и бить мальчиков (впрочем, как и девочек).

Игра и движение

Мэгги Дент убеждена: дефицит игры в раннем возрасте негативно влияет на всех мальчиков. Игра и возможность двигаться критически важны для правильного развития мозга ребёнка любого пола, особенно в первые годы жизни. Однако мальчикам, мозг которых развивается медленнее, чем мозг девочек, может быть необходимо ещё больше движения, чем девочкам.

Кроме того, именно в игре ребёнок учится навыкам социального взаимодействия, которые невозможно получить в компьютерных играх.

Безопасность детей является приоритетом современных родителей — и, к сожалению, это привело к тому, что у детей становится всё меньше возможностей играть друг с другом и исследовать мир. На детских площадках остаётся только безопасное игровое оборудование — а ведь риск является очень важным элементом взросления мальчиков.

Увлечение ранним обучением, проникновение в нашу жизнь гаджетов также сокращают время на игру.

Мэгги Дент призывает родителей обеспечить своим сыновьям достаточно свободного времени для игры (в том числе игры со сверстниками) и разнообразного движения — детям надо лазить, играть в мяч, прыгать и бегать! Не надо любой ценой избегать боли (синяков, ссадин) — умеренная боль важна и даже нужна для понимания возможностей своего тела.

И ещё: не надо запрещать мальчикам игры в «войнушку» и не надо ругать их за любовь к мечам, пистолетам и палкам — эти игры очень важны для мальчиков. Однако важно научить их играть так, чтобы не навредить друг другу!


Читайте также: Разговор с сыном о магии слов


Когда мальчики плохо себя ведут

Ваш сын не хочет вас расстроить! Мальчики очень любят своих мам и очень хотят быть хорошими в их глазах. И чаще всего их плохое поведение — это результат неверного решения, принятого под влиянием гормонов, и импульсивности. В то же время не стоит мириться с этим — именно родители отвечают за то, чтобы научить мальчиков принимать правильные решения.

Чтобы справиться с ситуацией, когда ваш сын набедокурил, если он еще маленький:

  1. Возьмите паузу, глубоко вдохните.
  2. С интересом спросите у вашего сына: «Ты это всё сам сделал?»
  3. Объясните, почему лучше больше так не делать (например: «Мы не рисуем на стенах, мы рисуем на бумаге»).
  4. Вместе с сыном займитесь уборкой последствий (ни в коем случае не пропускайте этот шаг!).

В возрасте около 4 лет мальчики часто становятся более «буйными» — скорее всего, это связано с изменениями в гормональном фоне. В этот период мальчикам сложно выражать свои чувства и мысли словами — и они часто прибегают к физическому воздействию. Поэтому 4-6-летним мальчикам особенно важно много двигаться.

Чтобы научить мальчиков принимать правильные решения, важно донести до них, что существуют границы, которые надо уважать. Однако не стоит устанавливать слишком много правил, иначе ваш сын их, скорее всего, не запомнит! Мэгги Дент предлагает три базовых правила:

  1. Постарайся не делать больно себе.
  2. Постарайся не делать больно окружающим.
  3. Постарайся не сломать предметы вокруг тебя.
  4. Эти правила надо учить с раннего детства.

С мальчиками постарше, совершившими ошибку, Мэгги предлагает разговаривать — и делать это по следующему сценарию:

  1. Понять, чего он хотел добиться в результате своих действий, и объяснить, что он сделал не так.
  2. Обсудить, как можно исправить последствия.
  3. Подумать, как лучше поступить в следующий раз в подобной ситуации (очень важно!).
  4. Простить и забыть.
  5. Признать ценность этого урока.

Мэгги Дент снова подчеркивает: сильный характер не воспитывается унижением и насмешками. Но он и не возникнет сам по себе — как мальчиков, так и девочек необходимо воспитывать: во-первых, своим примером, во-вторых, необходимо говорить с ними о ценностях, о выборе, об уважении к другим и благодарности, о том, как поступать правильно в тех или иных ситуациях. Подспорьем в этом могут послужить хорошие книги и фильмы.

Подросткам, которые не хотят говорить с мамой или не слышат её, можно написать письмо — важно, чтобы оно было честным и выдержано в уважительном тоне.

Мэгги рекомендует «технику сэндвича»: начать письмо чем-то приятным, потом сообщить о том, что вас беспокоит, и завершить чем-то позитивным и ободряющим, чтобы ваш сын понял, что вы любите его так же сильно, как и раньше. Важно: не ждите ответа на это письмо и не говорите о нём!


Читайте также: Читаем Михаила Жванецкого: «Письмо сыну»


Если поведение вашего сына доставляет вам много неприятностей, Мэгги также советует обратить внимание на его питание — возможно, причина кроется в нём. В практике Мэгги было много случаев, когда смена рациона (отказ от переработанных продуктов, фастфуда, излишка сахара) радикально улучшала поведение мальчика.

Мои читательские впечатления

Должна сказать, этот текст дался мне непросто: несмотря на свой существенный объём, книга Мэгги Дент почти не содержит воды — и хотя Мэгги время от времени повторяет основные идеи, на которых базируется её подход (об эмоциональной уязвимости мальчиков, важности близких и доверительных отношений с матерью и т. п.), почти на каждой странице книги можно найти точные и смешные наблюдения о мальчиках, очень полезные (и временами тоже очень смешные!) советы и примеры, а также цитаты из опроса мужчин об их отношениях с матерью, организованного Мэгги. Так что выбрать основные идеи для этой статьи было очень нелегко.

Так, в текст не уместились

  • советы Мэгги по поводу домашних животных (вкратце — это хороший способ учить заботе и эмпатии!),
  • информация из главы о том, как помочь мальчику пережить потерю и что делать в случае смерти члена семьи (важно не скрывать от него факт смерти и отвечать на его вопросы — в соответствии со своими представлениями и делая скидку на возраст),
  • советы по сексуальному воспитанию (учите уважать женщин и тому, что «нет» значит «нет»)
  • и очень трогательная глава о том, как важно вовремя отпустить своих выросших сыновей.

И ещё: Мэгги Дент призывает всех мам приглядывать не только за своими, но и за чужими мальчиками (сыновьями друзей, племянниками и т. д.), чтобы в том случае, если мама переживает тяжёлый период и не может оказать ему необходимой поддержки — сын не оказался совсем один.

«Давайте все постараемся стать добрыми наставницами для наших мальчиков — как мамы, тетушки и мудрые бабушки — чтобы у каждого мальчика была тихая гавань, в которой можно будет набраться сил, если настанут трудные времена».

matrony.ru

 

Поделиться

Читайте также

С 23 октября по 19 ноября 2023 года во Дворце искусств Бобруйска персональная выставка живописи Елены Садковой.

О художнице

Елена Юрьевна Садкова родилась в Бобруйске. Училась в Архангельском музыкальном училище. Профессию выбрала одну и на всю жизнь — учитель по классу аккордеона. Преподавала в детских школах искусств. Работа с детьми для Елены Юрьевны — это не только большой труд, но и позитивная энергия, задор, молодость души.

Как известно, талантливый человек талантлив во всём. Желание Елены Юрьевны попробовать себя в новом творческом направлении воплотилось в занятие живописью.

Живопись и музыка очень похожи, ведь для получения нужного результата необходимы вдохновение, эмоциональный подъём. Играя новые музыкальные произведения,  сначала вслушиваешься в мелодию, потом она обрастает гармонией, появлется характер. В рисунках то же само — на чистом листе появляются первые мазки, нечёткие образы. Затем они обрастают оттенками красок — и лист оживает, передавая задуманное.

Музыканты — люди эмоциональные, поэтому художнице хочется поделиться с кем-то радостью созерцания красоты природы, передать яркость красок, разнообразие образов. И хотя Елена Юрьевна не профессиональный художник, но старается, чтобы её работы радовали людей, вызывая живые эмоции.

 

Читать дальше

Организация дорожного движения будет изменена в Бобруйске – на улице Пушкина через площадь Ленина откроют сквозное движение.

Сейчас там проводят инженерные мероприятия по нанесению горизонтальной разметки и замене дорожных знаков. Теперь улица Пушкина по отношению к улице Максима Горького будет являться главной.

С 17 апреля 2023 года движение автобусов, микроавтобусов маршрута №6 и №6А будет осуществляться по улицам Минской и Пушкина, а далее по маршруту.

ГАИ призывает водителей и пешеходов быть внимательными и учитывать данные изменения.


Читайте также: Расписание новых троллейбусных маршрутов в Бобруйске


 

Могилёвоблавтотранс

Читать дальше

Выставка творческого объединения «Арт-Кроха» Глусской гимназии «Арт-крошечное движение шагает по планете!» пройдёт в выставочном зале художественного музея Бобруйска с 5 по 30 ноября 2022 года.

Экспозицию можно посетить с 10.00 до 19.00 ежедневно, кроме понедельника.

История «Арт-Крохи»

История объединения берёт своё начало в январе 2017 года. Тогда длинными зимними вечерами и появилась идея организовать творческие занятия рисованием для малышей от 1 года совместно с родителями. На необычную идею талантливого педагога с радостью и интересом сразу же откликнулись родители.

Первое занятие вызвало настоящий восторг у малышей. Ведь на своих занятиях Елена Сергеевна не только учит рисовать, держать кисть, смело воплощать идеи на бумагу, но с любовью и теплом подходит к каждому занятию. Индивидуальный подход, тематическое разнообразие занятий, использование различных техник (рисование пальчиками и ладошками, использование ваты, фасоли, пластилина, семечек и многое другое), а также развитие мелкой моторики и воображения, логического и пространственного мышления – вот что вдохновляло родителей каждую субботу вместе со своими крошками посещать творческое объединение «АРТ-Кроха». А горящие, счастливые глаза детей были настоящим подтверждением того, что всё получилось.

Однако со временем занятия рисованием стали привлекать уже не только юных художников, но и их родителей. Так родилась идея создания ещё одного творческого объединения, но уже для взрослых – «АРТ-ШОК».

В 2019 году Глусский районный историко-краеведческий музей гостеприимно распахнул свои двери и принял художников старшего поколения. Стоит отметить, что именно здесь уже на протяжении четырёх лет проходит выставка «Шедевры АРТ-Крошек, или АРТ-Крошечные шедевры», а также весной этого года состоялось открытие взрослой выставки «Арт-Шок Выставка-1».

Когда в сердце настоящая любовь к своему делу, когда получаешь истинное удовольствие от того, чем занимаешься, тогда невозможно этим не делиться. Так, в настоящее время «АРТ-Кроха» не останавливается на достигнутом и трансформируется в новые направления. Выездные плэнеры и мастер-классы «АРТ-Крохи» и «АРТ-ШОКа» уже во всю покоряют новые горизонты и территории нашей Беларуси, расширяют возможность поселить в сердце абсолютно каждого человека чувство прекрасного и любовь к изобразительному искусству.

О руководителе объединения

Елена Сергеевна Петрова – основатель и художественный руководитель, а также идейный вдохновитель творческого объединения «АРТ-Кроха».

Свой творческий путь Елена Сергеевна начала в 2003 году, поступив в Бобруйский профессионально-технический художественный колледж, а в 2010 году окончила Витебский государственный университет им. П. М. Машерова.

В настоящее время работает учителем изобразительного искусства в гимназии г. п. Глуска, где уже на протяжении почти 5 лет работает творческое объединение «АРТ-Кроха». За это время через объединение прошло около ста ребят абсолютно разных возрастов, которые смогли нарисовать большое количество работ. Постоянное участие и победы в различных конкурсах республиканского и международного уровня, выступления на телевидении, статьи в газетах и журналах – всё это лишь небольшая часть истории творческого объединения «АРТ-Кроха».

 

Бобруйский художественный музей

Читать дальше