Воспитывать мальчиков. Как?

У меня тоже растёт мальчик. Ему уже семь. И мне бы очень хотелось сказать здесь что-то новое, свежее, небанальное. Боюсь, не получится. Я сама во многом двигаюсь на ощупь. Есть вещи, на которые я опираюсь и которые меня здорово поддерживают. Но вы их прекрасно знаете и без меня.

Как говорится, идеального мужчину можно только родить самой. Живёт, живёт в нас тоска по идеалу. Идеальный — значит рыцарь. Трудяга. Каменная стена. Хозяин слова. Читатель мыслей. Плечо! А ещё внимательный, заботливый, мужественный, надёжный.

Чтобы мальчик вырос таким, его надо таким воспитывать. А у нас обычно хотят построить красивый город, а вместо этого роют землянки: мечтают об ответственном и деятельном сыне, который к чему-то стремится и чего-то добивается, а сами, отнимая инициативу, «переделывая», критикуя и стыдя, делают его сомневающимся, несамостоятельным и привыкшим исполнять чужую волю.

Чтобы мальчик вырос (бог с ним — с «настоящим мужчиной») просто хорошим человеком, которому нравится жить, ему (как, впрочем, и девочке), очень важны:

Любовь, внимание, телесный контакт

Через мамину любовь, мамино отношение, её чувства, её взгляд ребёнок учится любить и принимать себя. Прикосновения, обнимашки, добрые слова — самое убедительное свидетельство того, что он дорог и ценен.

Цитата из моей книги «Малыш. Мамино счастье»:

«Нашим мальчикам фатально не везёт. Их с детства приучают к тому, что надо быть «настоящим мужиком», не плакать, не ныть и уметь держать удар. А потому часто мамы (а папы и подавно) буквально обкрадывают сыновей своей лаской, ограничивают объятия и поцелуи, стыдят за слабость, слезы и неумение постоять за себя. В итоге, целостность личности у таких мальчиков нарушается: её «женская» часть (умение проявлять нежность, сочувствие, сопереживать, показывать свою боль) не развивается, отмирает. И вырастают потом «настоящие мужики», да, неспособные ни проявить свои чувства, ни понять чувства другого…

А потому целуйте своих мальчиков (девочек, конечно, тоже), прижимайте к себе, не отрицайте их «женственность», их чувства, не бойтесь, что они вырастут неженками. Любовь — это самое главное, что вы можете им дать».

И ещё цитата:

«Любовь — это не всёдозволенность. И это не сверхконтроль. Не гиперопека. Не слепое самопожертвование («я посвятила тебе всю себя!»). Любовь — это глубокая тёплая привязанность, это душевный отклик, это близость, это способность быть рядом, когда нужно, и отпустить, когда придёт время.

Говорят, безграничная материнская любовь портит ребёнка. Это не так. Она портит только в том случае, если безгранично любя ребёнка, мы не любим и обкрадываем себя, забывая о своих потребностях, интересах, благополучии, если малыш только поглощает нашу любовь. Научиться любить он сможет лишь тогда, когда будет видеть: родители очень любят его, но при этом также они любят себя и они любят друг друга».

Мне кажется, это важно: выросший из мальчика мужчина будет способен на глубокие, близкие, искренние отношения с женщиной тогда, когда он выстроил эти отношения со своей матерью. И в них, в этих отношениях, есть привязанность, есть уважение, есть автономность, и нет манипуляций, нет размывания границ и инверсии ролей (когда сын становится «эмоциональным супругом» матери, если у неё самой нет мужчины или мужчина есть, но с ним всё сложно).

Признание — его достижений, побед, его «хорошести», того, что он может, способен, достоин

Это позволяет ему чувствовать себя значимым, уверенным, успешным. Мои клиенты-мужчины (буквально каждый первый) страдают от того, что когда-то в детстве они не были признаны своими родителями — в первую очередь, отцами. Их подавляли, критиковали, обесценивали. В них не верили. На них отыгрывали свои травмы. Они не услышали таких нужных, таких вдохновляющих слов: «Я горжусь тобой, сын, ты — замечательный!»

 

Непризнанным детям очень тяжело психологически вырасти и стать зрелыми взрослыми. Они зависимы от чужих оценок, сомневаются в себе и постоянно, любыми способами (в том числе обесценивая других) пытаются доказать, что они есть, они существуют и на что-то способны.

Опора и защита

Я уже как-то писала: у нас очень рано детям внушают, что отстаивать свои интересы и уметь постоять за себя они должны сами. Это неправильно. Ребёнку любого возраста, хоть новорожденному, хоть подростку, нужно чувствовать, что он защищён (не теплично ограждён, а именно защищён), что ему есть на кого опереться и у кого — если нужно — попросить помощи. И помощь придёт. Выросший в поддерживающей среде мальчик со временем сам становится тем, кто умеет защищать — свои ценности, свою семью, своих детей.

Уважение особенностей и различий, принятие

Наши дети в чём-то на нас очень похожи, а в чём-то совсем нет. И это «совсем нет» позволяет им быть уникальными и неповторимыми. Чтобы ребёнок рос в гармонии с собой и имел возможность проживать свою жизнь, его неповторимость, его непохожесть на других (в том числе на нас самих) надо признавать и уважать, а не изживать и выкорчевывать.


Читайте также: Фитнес вместе с малышом: три эффективных упражнения на пресс для мамы


Мой Гриша, например, очень на меня похож — такой же солнечный, жизнерадостный, ровный. Растить ребёнка, который почти копия ты (в лучших своих проявлениях), которого ты понимаешь и чувствуешь, как себя — очень легко и приятно.

Сын моей знакомой, наоборот, — копия её муж, с которым у неё были изматывающие отношения и мучительный разрыв. Ещё там было много замороженной, непроработанной обиды, невольно выливавшейся на того, кто так похож на бывшего мужа — так же ходит, смотрит, говорит и держит ложку. Моей знакомой понадобилось много времени и большая внутренняя работа — чтобы сквозь завесу раздражавших её черт разглядеть в своём мальчике не тень отца, а отдельного настоящего человека, начать узнавать его (именно его), замечать и поддерживать всё хорошее, светлое, индивидуальное.

vospityvat-malchikov-kak

Право на собственное мнение, свои занятия и планы, увлечения и мечты, свой выбор и свой путь

Нашим мальчикам нужно дать возможность заявлять о себе, проявлять самостоятельность, иметь свои взгляды, спорить, отстаивать что-то для них очень важное и дорогое. Принимать собственные (даже ошибочные на наш мудрый родительский взгляд) решения, не соглашаться, поступать по-своему и встречаться с последствиями своих действий. Только так они смогут вырасти самостоятельными, ответственными и уверенными в собственных силах.

Вы спросите, какие решения может принять 3-х (5-ти, 10-ти) летний ребёнок? Любые из текущей жизни, которые не угрожают его жизни и здоровью (и жизни и здоровью окружающих): обедать или отправляться нагуливать аппетит до ужина, делиться ли игрушками в песочнице, с кем дружить и какую секцию выбрать.

1

Модель зрелого мужского поведения, отношения, взросления

Чтобы стать мужественным и сильным, нужно иметь перед глазами хороший пример. Нужно иметь того, на кого захочется быть похожим. С кем можно разделить свои «мужские секреты» и увлечения. Кто покажет, как относиться к работе, любимой женщине, самому себе. Как действовать, общаться с людьми, строить отношения, разрешать конфликты, делать выбор, достигать целей, устанавливать границы и правила. Кто не будет одергивать, стыдить, бить по рукам и бояться конкуренции, а будет играть, поддерживать, поощрять инициативу и признавать.

В самом лучшем жизненном варианте этот человек — отец. А если в силу тех или иных обстоятельств отец не может быть таким примером, им может стать отчим, дед, крёстный, дядя или (и такое бывает) тренер в спортивной школе.

Отсутствие завышенных требований и амбициозных ожиданий (мой ребёнок должен быть самым лучшим/самым успешным/отличником/чемпионом/гением)

Они очень опасны. И в первую очередь тем, что любви к ребёнку за ними нет. Ребёнка не любят. Его идеальный образ лелеют и любят, а его самого, живого, такого, какой он есть — нет. И он это чувствует! Не понимает, не осознает, но чувствует. И с этой внутренней болью, задушенной, замурованной, часто даже безотчётной, ему предстоит прожить, возможно, всю жизнь.

Фразы, которые нужно забыть мамам, папам (и бабушкам/дедушкам) мальчиков

  • У тебя не получится (ты не сможешь, ты не сумеешь), дай я!
  • Мал ещё свое мнение иметь!
  • У тебя нет прав, одни обязанности.
  • Не лезь (не трогай, не делай) — разобьёшься (поранишься, заболеешь)!
  • Что ты хнычешь, как девчонка? Ты можешь! Иди и делай.
  • Как тебе не стыдно?! Ты ж мужик! Мужчины не плачут (не боятся).

Мужчины — плачут. От радости, от горя, от боли. Это не стыдно. Пожалуйста, не запрещайте вашим мальчикам плакать. Не запрещайте бояться. Не запрещайте злиться. Не заставляйте их вытеснять и блокировать свои эмоции, подавлять переживания и загонять внутрь душевную боль. Лучше учите осознавать свои чувства, называть их и переживать. И тогда они вырастут сильными, здоровыми. Настоящими.

Ирина Чеснова

 

Поделиться

Читайте также

18 мая 2021 года в Бобруйском краеведческом музее учащиеся средней школы №9 приняли участие в праздничном квесте «Путешествие в Бобрландию», приуроченном к  Международному Дню музеев.

Чтобы попасть в необычную страну «Бобрландию», ребятам предстояло:

  • совершить путешествие во времени,
  • узнать, как бобры связаны с историей родного края,
  • прочесть интересные факты о бобрах,
  • разгадать ребусы и головоломки во всех экспозиционных залах музея,
  • справиться с непростыми кроссвордами
  • и найти следы главного героя квеста.

По итогам все участники игры получили сладкие призы.

Такая форма деятельности музея набирает всё большую популярность у юных любознательных краеведов Бобруйска.

1

Бобруйский краеведческий музей

Читать дальше

22 мая 2021 года (суббота) в фитнес-клубе «Ева» пройдёт день открытых дверей.

Цена для новичков – 2,90 руб.

Расписание занятий

10.00

йога для начинающих

11.00

степ-аэробика

11.00

зумба

12.00

табата

13.00

гимнастика для позвоночника

14.00

стретчинг

Запись по номеру 233 (с мобильного).

 

Читать дальше

Учреждение «Территориальный центр социального обслуживания населения Ленинского района г. Бобруйска» информирует.

Для организации социального обслуживания и оказания помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в Бобруйске функционируют территориальные центры социального обслуживания населения (ТЦСОН).

Данные учреждения осуществляют деятельность по постинтернатному сопровождению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и оказанию им помощи в жизнеустройстве до достижения ими 23-летнего возраста.

Когда лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прибывают на территорию по месту приобретения статуса сироты, либо по месту предоставления первого рабочего места их ставят на учёт в ТЦСОН.

Виды помощи и услуги

Специалисты ТЦСОН оказывают данной категории следующие виды услуг и помощи на безвозмездной основе:

  • содействие в постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий;
  • содействие в реализации права на получение жилья, в том числе социального пользования;
  • содействие в трудоустройстве;
  • содействие в получении юридических консультаций;
  • содействие в получении гуманитарной и материальной помощи; государственной адресной социальной помощи;
  • услугу временного приюта до решения вопроса о предоставлении места проживания;
  • консультационно-информационные услуги (по вопросам оформления регистрации, внесения оплаты за жилищно-коммунальные услуги, услуги связи и др.);
  • социально-психологические услуги;
  • социально-посреднические услуги (содействие в восстановлении и поддержании родственных связей; в восстановлении (замене) документов, удостоверяющих личность и подтверждающих право на льготы);
  • услуги культурно-массового и досугового характера (организаций работы клубов и кружков по интересам; проведение культурно-массовых мероприятий);
  • услугу по сопровождению и другие.
 

Куда обращаться

Если место проживания Ленинский район Бобруйска, нужно обращаться в учреждение «Территориальный центр социального обслуживания населения Ленинского района г. Бобруйска» по адресу: г. Бобруйск, ул. К. Либкнехта, д. 58, тел. 8(0225) 72-83-69 в будние дни с 8.00 до 17.00 (перерыв на обед с 13.00 до 14.00).

Если место проживания Первомайский район Бобруйска, нужно обращаться в учреждение социальной защиты «Территориальный Центр социального обслуживания населения Первомайского района г. Бобруйска» по адресу: г. Бобруйск, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 19, тел. 8(0225) 72-73-77 в будние дни с 8.00 до 17.00 (перерыв на обед с 13.00 до 14.00).

Если место проживания Бобруйский район, нужно обращаться в учреждение «Бобруйский районный центр социального обслуживания населения» по адресу: г. Бобруйск, ул. Чонгарская, д.  81/25, тел. 8(0225) 70-82-74 в будние дни с 8.00 до 17.00 (перерыв на обед с 13.00 до 14.00).

1

Читать дальше