— Ты сделала уроки?
— Да.
— Точно?
— Точно.
— И обществознание?
— Ой, обществознание забыла…
— И английский?
— А нам не задали.
— Как не забыли? Вот, вижу в электронном дневнике задание.
— Ой, извини, я не знала.
— А математику покажи-ка? Тут же ничего не дописано! На второй задаче силы, что ли, кончились?
— Я просто не поняла, как тут решиааааать….
Знакомо? Думаю, у тех читательниц, которые являются мамами школьников, глаза начали дёргаться уже с первых слов моего текста.
Почему мы делаем уроки с детьми? Мы прочитали десяток статей о том, что так не надо. Что нужно прививать им ответственность, а пока мы проверяем уроки, это недостижимо. «Не сделал уроки? Пусть получит свою честную двойку, это его выбор», — авторитетно пишут психологи в своих блогах. Я киваю, читая, — какие молодцы! Правильно! И целую неделю не проверяю уроки. Позже обнаружил две двойки в журнале, две в тетради и замечание в дневнике от «русички».
Установка «не делайте уроки с детьми», действительно, неправильная и, что важно, избранная не сегодня. В советское время это просто никому в голову не приходило. Со мной уроки, например, не делал. Не делал и с сестрой. Наши занятые родители вообще не вникали в учебный процесс. «Мама, почему ты не спрашиваешь, что я получила?» — «Ну, хорошо, что ты получила, Аня?» — «Пятёрку по математике и четвёрку по истории» — «Молодец, я же знаю, что у тебя всё хорошо». Вот и весь разговор.
Более того, я и со своей старшей дочкой не делали уроков. После первого полугодия первого класса я сообщил ей, что она уже большая, к школе привыкла, и я больше не буду проверять ее задания и то, как она пересмотрела портфель. После этого я неделю тихонько, пока она спала, всё-таки проверяла — и задания, и портфель. Убедившись, что всё более-менее в порядке, я забыла про учёбу до её окончания школы. То есть, конечно, я всем заинтересованным сторонам, вызванная по просьбе, ходила на родительские собрания и даже была в родительском комитете один год. Но уроки у нее я больше никогда не проверяла.
Читайте также: Размышления о меньшей свободе, которую надо дать ребёнку
Помню, как меня раздражало, когда я звонила подруге, и она, быстро обсуждая новости, бросала мне: «Всё, извини, мне с Серёжей надо уроки делать». Серёжа в 6-м классе, — Думала я. Какой ужас! Кого она вырастит, что за инфантилизм!
Следующим по счёту школьником у меня был мальчик — прекрасный умный наш сын, прочитывающий в начале учебного года весь учебник, «потому что интересно», и далее особо к нему не возвращающийся. Сын, который еженедельно забывал в школе то телефон, то тетрадь, то сменку, то физкультурную форму, то что-то ещё. Сын, к учёбе которого с пятого класса у учителей возникли большие вопросы. Как-то, уже классе в седьмом, ему даже поставили «н/а» в четверти по обществознанию, учительница вызвала меня в школу. Первые минут 15 мне рассказывали, какой умный, начитанный и с широким кругозором у меня ребёнок. «Тогда почему не аттестован?» — резонно удивилась я. И мне ещё 15 минут объясняли, что знания надо систематизировать, рабочие тетради заполнять, на уроках слушать и домашние задания хоть иногда готовить.
В общем, как вы уже поняли, всю среднюю школу я контролировала домашки сына, сидела с ним над математикой, напоминала, проверяла… Сына подруги Сережу теперь я вспоминала с покаянным чувством.
В ту пору я сделала вывод, что «у мальчиков всегда так, а девочки другие». И искренне верила в него… пока в школу не пошла моя средняя дочь.
Наша средняя дочь и внешне, и по интересам, и по «замашкам» очень похожа на своего старшего брата. Возможно, потому что он довольно много времени уделял ей в детстве. «Я взрастил её!» — гордо говорит он периодически. Она тоже увлекается баскетболом, так же рассеянна, и её так же интересует очень многое — но только не то, что задано по программе. Прибавим к этому, что у неё уже — в силу принадлежности к «другому поколению», которое увлечено гаджетами и хуже умеет концентрироваться, — гораздо меньше тяга к чтению. Да и уровень IQ у брата, откровенно говоря, несколько выше. Я искренне хотела с ней пойти «по плану» старшей сестры — опыт, что «так можно», теперь был подкреплён многочисленными статьями по популярной возрастной психологии о том, что «так надо». Мы даже проводили с ней эксперименты: одну четверть я проверяла уроки, вторую — нет. Результаты, на самом деле, были примерно одинаковыми, но в конце третьей четверти обнаружилось, что у ребёнка выпали целые пласты знаний по некоторым предметам, и «вылезать» это стало к концу учебного года. Сейчас я стараюсь балансировать на границе между «это твоя ответственность, делай сама, я тебе доверяю» и «давай всё-таки разберёмся, почему у тебя снова “три” по контрольной по математике, открывай-ка домашку».
Поскольку средняя переплюнула в безалаберности даже своего старшего брата, я уже почти совсем точно сделала вывод, что «то поколение» (мои старшие дети родились в 90-х) несравнимо самостоятельнее поколения нынешних школьников, рождённых в 2000-х. Что, кстати, хором подтверждают старые учителя: «Дети сейчас совсем другие. Вот, помню, мы раньше вообще таблицу умножения не учили, просто дети как-то сами постепенно её запоминали. Сейчас же задаёшь на лето после первого класса, но и даже в шестом её знают плохо». Но я снова ошиблась: в школу пошла моя младшая дочь…
Возможно, потому что я совсем спокойно стала вести школу («отличников» наша семья так и не рожает, колокольчиком на плече у выпускника никто не трясется, да и на банальных утренниках мои дети всегда стоят в 4-м ряду, чего так уж тут через себя перепрыгивать — сама-то я знаю, что они у меня гениальные и талантливые), а может, потому что мне некогда — и работы стало больше, и детей, и эти вещи стали для меня важными, — но я явно ощущаю, что Младшая снова вполне способна делать уроки сама. Да, не с учетом первого класса, но с его конца я уроки у нее не проверяю. И сейчас, в начале второго — тоже нет. Посмотрим, как сложится в этот раз.
Читайте также: Инструкция для детей, которые идут одни
Какой итог, спросите вы?
Основное правило: правил нет. И то, что подходит для детей продвинутого психолога, может вам не подойти.
Не секрет, что те времена, когда дразнили «ботаником», двоечники считались крутыми парнями, оставались позади. Сейчас дети, которые учатся хорошо, пользуются большим уважением в классе, а те, кто не вылезает из «трояков» и «пар», — негласно сдерживающими неудачниками. Если они, конечно, не придумали себе какого-то мощного альтернативного кредо.
В общем, когда вашему ребенку трудно и плохо, — помогите ему с уроками, да. Только не зацикливайтесь на этом, умоляю! Если ваше участие в его школьных делах будет сильно разбавлено вашей такой же насыщенной профессиональной и личной жизнью, всем от этого будет только лучше.
В МВД сообщили, что страна не ощущает утраты трудовых национальных ресурсов.
В Украину с сентября уехало около 3 тысяч человек, в Польшу – 10 тысяч, в Латвию и Литву – не более 500 белорусов.
Начальник Департамента по гражданству и миграции МВД Алексей Бегун назвал ситуацию вокруг выезда граждан с целью трудоустройства в другие страны некритичной. По его словам, МВД анализирует ситуацию и отслеживает передвижение людей через внешний контур.
Читайте также: Скидка на отопление: нюансы оплаты
По данным Департамента по гражданству и миграции МВД, Беларусь не ощущает утраты трудовых национальных ресурсов. Люди зачастую не возвращаются обратно из-за карантина и закрытых границ.
– Это не безвозвратная, а трудовая миграция. Многих привлекает, что Украина и некоторые другие страны предоставляют определённые преференции работающим белорусам, – отметил Алексей Бегун.
1
Ввести налог на бездетность предложили в «Совете матерей». Платить его будут должны как мужчины, так и женщины репродуктивного возраста. Тех же, кто не может завести ребёнка по медицинским причинам, освободят от уплаты.
«Мы говорим о тех, кто сознательно отказывается от решения родить ребёнка. Не любят, пусть платят налог и не любят дальше. Либо любит детей и рожает, либо не любит и платит за то, что не любит», – цитирует председателя правления этой общероссийской общественной организации Татьяну Буцкую радио «Говорит Москва».
Она обещает не делать налог грабительским: «Вас не будут просить заплатить 600 тысяч рублей в месяц. Гипотетически это может быть 500 рублей в месяц». По мнению общественницы, если ты строишь карьеру, живёшь для себя, путешествуешь, получаешь «пятое образование», плати.
Читайте также: В какие страны белорусы уезжают работать
Буцкая считает, что такая мера необходима в связи с низкой рождаемостью в стране.
Руководитель «Совета матерей» вспомнила советское время, когда с бездетных мужчин брали налог. «Если у человека есть принципиальная позиция не рожать ребёнка, хорошо, тогда помоги тем, кто их уже родил. Рождаемость в СССР могла быть и меньше, она сохранялась. Я уверена, что налог принёс пользу с точки зрения финансовой и демографической».
Фото: iStock
Для его восполнения нужно принимать витамины или соблюдать особую диету.
Такие рекомендации в эфире радиостанции «Говорит Москва» дала невролог Вера Пшеничникова.
«Считается, что дефицит магния — это пандемия, с ней нужно бороться. Анализ на магний взять крайне тяжело, поэтому проверить не можем. Он не образует камни, выводится с калом, он совершенно безопасен. Можно пить 300 мг — два месяца пьёте, месяц не пьёте, схем сейчас очень много. Сейчас у американцев модно, когда зовут диетологов и пациенту по микроэлементам, которых ему не хватает, составляют диету. Составляйте диеты и ешьте богатые этими микроэлементами продукты. Это такой сейчас модный тренд».
Читайте также: Инсульт может передаваться от родителей к детям
Врач рассказала, чем заменить препарат «Аспаркам», который назначают при терапии сердечной недостаточности, нарушении сердечного ритма.
«В «Аспаркаме» много микроэлементов. Это, в том числе, магний и калий — полезные микроэлементы для работы клетки. Вы можете «Аспаркам» пить, если не пьёте препаратов мочегонного ряда, курсами. Заменить можно отдельно магнием, отдельно калием, которые продают в разных формах».