В Норвегии ребёнка с раннего возраста приучают к самоограничению и ответственности за собственную жизнь и здоровье. Никто не опекает своё чадо «от и до».
Как там у нас? Мама с бабушкой стараются одеть детей потеплее, в сильный мороз с коляской ни в коем случае не гулять, накормить повкуснее, отвезти в школу на машине и вообще одного ребёнка никуда не отпускать.
В Норвегии же всех с раннего возраста приучают к самоограничению и ответственности за собственную жизнь и здоровье. Никто не опекает своё чадо «от и до» и родители над ребёнком совершенно не трясутся...
Вот некоторые особенности воспитания детей в Норвегии, о которых я успел узнать во время своей поездки:
Детей с детсада учат дружить с погодой и самим определять, как одеваться в зависимости от времени года. То есть не мама выдает носки-флиску-куртку-шапку, а ребёнок сам знает, когда надеть резиновые самоги, а когда — тёплый пуховик.
При этом все школьные переменки в любую погоду дети должны проводить во дворе: дождь, ливень, ветер, снег — неважно. Считается, что, бегая, прыгая и «проветривая мозги», ребёнок отдыхает, настраивается на следующий урок, закаляется и запасается здоровьем.
В школе детям преподают уроки окружающей среды. Именно на них детям объясняют, как правильно одеваться в соответствии с прогнозом погоды. Например, если на улице минус десять, нужно быть одетым как капуста — многослойно.
Особенность в том, что здесь нет никаких «на обед обязательно нужно есть суп» и «первое-второе-компот».
Горячие обеды в школах не предусмотрены. Родители укладывают детям в пластмассовые контейнеры холодные сэндвичи, пирожки, фрукты, йогурты. Между уроками есть один получасовой перерыв, во время которого можно перекусить.
Сладкое запрещено: никаких лимонадов, конфет, печенья, шоколадок. Орехи тоже нельзя — во избежание аллергии. Во всех школах и садиках висят таблички: Nut free zone («Свободная от орехов зона»).
Читайте также: Шведская семья: папа – в декретный, мама – на работу
С младших классов ребёнок сам собирается в школу, мама лишь контролирует.
В школу дети ходят без сопровождения взрослых. Никто не привозит и не забирает своих детей на машинах, здесь это вообще нонсенс.
Кстати, помимо увесистого ранца с книгами, каждый несёт с собой ещё и пакет с ланчем. На тренировки, дополнительные занятие и т. д. — тоже всё сами.
Дети сами определяют одежду по погоде и одеваются, как я уже сказал выше.
На школьных занятиях ученики читают «Приключения Кариуса и Бактуса». Эта популярная в Норвегии детская книга Турбьёрна Эгнера рассказывает о том, как весёлая бактерия вместе с другом-кариесом разрушала зубы ленивого мальчика Марка, пока он не начал их старательно чистить.
Ещё есть мультик по этой книжке, который видел каждый норвежский ребенок, как у нас когда-то «Ну, погоди!».
Всё дело в том, что медицинские расходы здесь, как правило, покрываются государственной страховкой, но стоматологическая помощь предоставляется только до 18 лет, после — к стоматологу за свои кровные. Поэтому зубы берегут с детства — мамы начинают чистить ребёнку зубы, едва у него во рту проклюнется первый. И учат самих чистить зубы раньше, чем читать.
Кстати, конфеты и жвачку норвежские дети видят реже, чем горячий суп на обед, а его они видят очень редко, как вы поняли.
1
По норвежским понятиям, если у ребёнка температура 38 градусов, это не повод беспокоить врача, а насморк — не основание для пропуска занятий в школе. При определённом списке заболеваний и недомоганий — например, при мигрени или простуде — доктор может выписать так называемый зелёный рецепт. Это официальная рекомендация пойти прогуляться по лесу.
Норвежская медицина устроена по принципу «спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Сказать, что у тебя барахлит здоровье, всё равно что признать, что ты ленивый и безответственный. Не занимался спортом, не закалялся — вот и заболел.
Читайте также: Вернуть детство. В чём успех финской системы образования
Спортивной подготовке в школе уделяется реально даже больше внимания, чем другим урокам. Весной и осенью — плавание, зимой — лыжи. И круглый год походы.
В государственных школах дети, начиная с девяти лет, ходят в трёхдневные походы с учителями, ночуют в палатках, жгут костры, готовят еду в котелке. Кроме того, раз в неделю специальный автобус отвозит их на трёхчасовую прогулку в лес или в горы, пешую — весной и осенью, лыжную — зимой.
Кроме того, школьники постоянно участвуют в различных марафонах, благотворительных забегах/заплывах/велозаездах, перечисляя взносы за участие то в помощь голодающим детям Африки, то терпящим бедствие от землетрясения непальским школьникам.
Кстати, спорт — единственное, где детям позволяют выделяться. Во всём остальном — ни в коем случае. Хвастаться не зазорно только спортивными успехами и рекордами, а никак не достатком, тачкой папы и где провёл каникулы.
Как вам такой подход к воспитанию детей?
25 февраля в Бобруйске произошла курьёзная криминальная история: местный житель ограбил цветочный магазин ради букета для жены, сообщает УВД Могилёвского облисполкома.
39-летний мужчина хотел зашёл в цветочный магазин, чтобы приобрести жене на день рождения букет цветов, но на глазах продавца схватил 9 роз и убежал. Женщина не смогла его удержать и обратилась в милицию.
Спустя некоторое время в милицию обратился таксист. Он рассказал патрульным милиционерам, что подвозил двух мужчин к цветочному ларьку. Один из них уснул в машине, а второй сбежал. Мужчину в состоянии алкогольного опьянения задержали в его доме.
Бобруйчанин рассказал, что хотел порадовать жену букетом. Неизвестно, получила ли она его: правоохранители нашли цветы в подъезде возле мусоропровода. Возбуждено уголовное дело по статье «Грабёж».
Беллегпром» временно перепрофилирует ряд предприятий для пошива медицинских изделий, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ. Теперь маски будут выпускать 15 фабрик. Планируемый объём производства – 550 тысяч в сутки. К 5 марта заказчикам уже поставлено более миллиона штук.
Отечественные маски изготавливают из хлопка. Они четырехслойные, многоразовые и их можно стерилизовать. Ранее таким производством у нас занимались четыре фабрики, и они уже значительно увеличили объемы.
К примеру, предприятие в Бобруйске в феврале получило заказ на 400 тысяч масок, а сейчас выпуск увеличен в два раза. Заявки поступают со всей страны, поэтому 400 сотрудниц фабрики заняты только пошивом марлевых повязок.
В связи с ростом загрузки некоторым работницам даже женский праздник, возможно, придётся провести на рабочем месте.
Проект обучающего тренажёра «Юный спасатель» бобруйчанина Павла Шевцова признан лучшим в финале 9-го сезона республиканского конкурса «100 идей для Беларуси». В номинации «Рациональное природопользование и глубокая переработка природных ресурсов» победил проект «Экологическая карта» 10-классниц средней школы №2 Кировска имени К. П. Орловского Алины Потяговой и Елизаветы Пяловой.
Павел Шевцов – учащийся второго курса Бобруйского государственного аграрно-экономического колледжа. Он много лет посещает кружок «Робототехника» в Центре дополнительного образования детей и молодёжи Бобруйска. Павел создал тренажёр совместно с педагогом дополнительного образования Евгением Смирновым.
«Юный спасатель» помогает учить детей начальной школы основам правил начальной пожарной безопасности. На интерактивном стенде созданы 6 локаций с разными вариантами возгорания. На сенсорном экране ученику предлагаются варианты тушения пожара: водой или пеной.
Светодиоды имитируют пожар, ребёнок выбирает способ тушения. В случае правильного ответа рука-манипулятор поворачивается в нужном направлении и тушит пожар пеной либо водой. Если ответ не верный – рука-манипулятор не действует и локация продолжает «гореть». В конце теста подводится итог.
Сначала тренажёр заинтересовал победил в конкурсе «Спасатели глазами детей» и заинтересовал руководство МЧС как уникальное, не имеющее аналогов обучающее пособие. Теперь – новый успех бобруйской разработки в номинации «Национальная безопасность и обороноспособность, защита от чрезвычайных ситуаций».
В финале в 10 номинациях конкурса «100 идей для Беларуси» было представлено более 100 проектов со всей Беларуси. Защиту каждой из разработок пришлось держать перед авторитетным экспертным советом.
В планах – внедрить тренажёр «Юный спасатель» в центры безопасности МЧС, в общеобразовательные школы, чтобы ученики начальных классов могли изучать правила пожарной безопасности в интерактивной форме.