Шесть особенностей воспитания детей в Норвегии

В Норвегии ребёнка с раннего возраста приучают к самоограничению и ответственности за собственную жизнь и здоровье. Никто не опекает своё чадо «от и до».

Как там у нас? Мама с бабушкой стараются одеть детей потеплее, в сильный мороз с коляской ни в коем случае не гулять, накормить повкуснее, отвезти в школу на машине и вообще одного ребёнка никуда не отпускать.

В Норвегии же всех с раннего возраста приучают к самоограничению и ответственности за собственную жизнь и здоровье. Никто не опекает своё чадо «от и до» и родители над ребёнком совершенно не трясутся...

Вот некоторые особенности воспитания детей в Норвегии, о которых я успел узнать во время своей поездки:

Особенность первая. У природы нет плохой погоды.

Детей с детсада учат дружить с погодой и самим определять, как одеваться в зависимости от времени года. То есть не мама выдает носки-флиску-куртку-шапку, а ребёнок сам знает, когда надеть резиновые самоги, а когда — тёплый пуховик.

При этом все школьные переменки в любую погоду дети должны проводить во дворе: дождь, ливень, ветер, снег — неважно. Считается, что, бегая, прыгая и «проветривая мозги», ребёнок отдыхает, настраивается на следующий урок, закаляется и запасается здоровьем.

В школе детям преподают уроки окружающей среды. Именно на них детям объясняют, как правильно одеваться в соответствии с прогнозом погоды. Например, если на улице минус десять, нужно быть одетым как капуста — многослойно.

  • Первый слой прилегает к телу: длинные штаны и пуловер из тонкой шерсти или флисa.
  • Вторым слоем идёт платье или джинсы с толстовкой.
  • Третий слой — тёплый, но лёгкий водоотталкивающий комбинезон.
  • Плюс прорезиненные утеплённые сапоги, непромокаемые варежки, шерстяная шапка-шлем — и, если совсем холодно, капюшон.
 

Особенность вторая. Питание.

Особенность в том, что здесь нет никаких «на обед обязательно нужно есть суп» и «первое-второе-компот».

Горячие обеды в школах не предусмотрены. Родители укладывают детям в пластмассовые контейнеры холодные сэндвичи, пирожки, фрукты, йогурты. Между уроками есть один получасовой перерыв, во время которого можно перекусить.

Сладкое запрещено: никаких лимонадов, конфет, печенья, шоколадок. Орехи тоже нельзя — во избежание аллергии. Во всех школах и садиках висят таблички: Nut free zone («Свободная от орехов зона»).


Читайте также: Шведская семья: папа – в декретный, мама – на работу


Особенность третья. Самостоятельность.

С младших классов ребёнок сам собирается в школу, мама лишь контролирует.

В школу дети ходят без сопровождения взрослых. Никто не привозит и не забирает своих детей на машинах, здесь это вообще нонсенс.

Кстати, помимо увесистого ранца с книгами, каждый несёт с собой ещё и пакет с ланчем. На тренировки, дополнительные занятие и т. д. — тоже всё сами.

Дети сами определяют одежду по погоде и одеваются, как я уже сказал выше.

Особенность четвёртая. Маниакальная забота о зубах.

На школьных занятиях ученики читают «Приключения Кариуса и Бактуса». Эта популярная в Норвегии детская книга Турбьёрна Эгнера рассказывает о том, как весёлая бактерия вместе с другом-кариесом разрушала зубы ленивого мальчика Марка, пока он не начал их старательно чистить.

Ещё есть мультик по этой книжке, который видел каждый норвежский ребенок, как у нас когда-то «Ну, погоди!».

Всё дело в том, что медицинские расходы здесь, как правило, покрываются государственной страховкой, но стоматологическая помощь предоставляется только до 18 лет, после — к стоматологу за свои кровные. Поэтому зубы берегут с детства — мамы начинают чистить ребёнку зубы, едва у него во рту проклюнется первый. И учат самих чистить зубы раньше, чем читать.

Кстати, конфеты и жвачку норвежские дети видят реже, чем горячий суп на обед, а его они видят очень редко, как вы поняли.

1

Особенность пятая. Высокая температура — не повод для паники.

По норвежским понятиям, если у ребёнка температура 38 градусов, это не повод беспокоить врача, а насморк — не основание для пропуска занятий в школе. При определённом списке заболеваний и недомоганий — например, при мигрени или простуде — доктор может выписать так называемый зелёный рецепт. Это официальная рекомендация пойти прогуляться по лесу.

Норвежская медицина устроена по принципу «спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Сказать, что у тебя барахлит здоровье, всё равно что признать, что ты ленивый и безответственный. Не занимался спортом, не закалялся — вот и заболел.


Читайте также: Вернуть детство. В чём успех финской системы образования


Особенность шестая. Спорт важнее, чем учебники.

Спортивной подготовке в школе уделяется реально даже больше внимания, чем другим урокам. Весной и осенью — плавание, зимой — лыжи. И круглый год походы.

В государственных школах дети, начиная с девяти лет, ходят в трёхдневные походы с учителями, ночуют в палатках, жгут костры, готовят еду в котелке. Кроме того, раз в неделю специальный автобус отвозит их на трёхчасовую прогулку в лес или в горы, пешую — весной и осенью, лыжную — зимой.

Кроме того, школьники постоянно участвуют в различных марафонах, благотворительных забегах/заплывах/велозаездах, перечисляя взносы за участие то в помощь голодающим детям Африки, то терпящим бедствие от землетрясения непальским школьникам.

Кстати, спорт — единственное, где детям позволяют выделяться. Во всём остальном — ни в коем случае. Хвастаться не зазорно только спортивными успехами и рекордами, а никак не достатком, тачкой папы и где провёл каникулы.

Как вам такой подход к воспитанию детей?

aquatek_filips

 

Поделиться

Читайте также

25 февраля в Бобруйске произошла курьёзная криминальная история: местный житель ограбил цветочный магазин ради букета для жены, сообщает УВД Могилёвского облисполкома.

39-летний мужчина хотел зашёл в цветочный магазин, чтобы приобрести жене на день рождения букет цветов, но на глазах продавца схватил 9 роз и убежал. Женщина не смогла его удержать и обратилась в милицию.

 

Спустя некоторое время в милицию обратился таксист. Он рассказал патрульным милиционерам, что подвозил двух мужчин к цветочному ларьку. Один из них уснул в машине, а второй сбежал. Мужчину в состоянии алкогольного опьянения задержали в его доме.

Бобруйчанин рассказал, что хотел порадовать жену букетом. Неизвестно, получила ли она его: правоохранители нашли цветы в подъезде возле мусоропровода. Возбуждено уголовное дело по статье «Грабёж».

Newsbel.by

Читать дальше

Беллегпром» временно перепрофилирует ряд предприятий для пошива медицинских изделий, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ. Теперь маски будут выпускать 15 фабрик. Планируемый объём производства – 550 тысяч в сутки. К 5 марта заказчикам уже поставлено более миллиона штук.

Отечественные маски изготавливают из хлопка. Они четырехслойные, многоразовые и их можно стерилизовать. Ранее таким производством у нас занимались четыре фабрики, и они уже значительно увеличили объемы.

 

К примеру, предприятие в Бобруйске в феврале получило заказ на 400 тысяч масок, а сейчас выпуск увеличен в два раза. Заявки поступают со всей страны, поэтому 400 сотрудниц фабрики заняты только пошивом марлевых повязок.

В связи с ростом загрузки некоторым работницам даже женский праздник, возможно, придётся провести на рабочем месте.

СТВ

Читать дальше

Проект обучающего тренажёра «Юный спасатель» бобруйчанина Павла Шевцова признан лучшим в финале 9-го сезона республиканского конкурса «100 идей для Беларуси». В номинации «Рациональное природопользование и глубокая переработка природных ресурсов» победил проект «Экологическая карта» 10-классниц средней школы №2 Кировска имени К. П. Орловского Алины Потяговой и Елизаветы Пяловой.

Павел Шевцов – учащийся второго курса Бобруйского государственного аграрно-экономического колледжа. Он много лет посещает кружок «Робототехника» в Центре дополнительного образования детей и молодёжи Бобруйска. Павел создал тренажёр совместно с педагогом дополнительного образования Евгением Смирновым.

«Юный спасатель» помогает учить детей начальной школы основам правил начальной пожарной безопасности. На интерактивном стенде созданы 6 локаций с разными вариантами возгорания. На сенсорном экране ученику предлагаются варианты тушения пожара: водой или пеной.

Светодиоды имитируют пожар, ребёнок выбирает способ тушения. В случае правильного ответа рука-манипулятор поворачивается в нужном направлении и тушит пожар пеной либо водой. Если ответ не верный – рука-манипулятор не действует и локация продолжает «гореть». В конце теста подводится итог.

 

Сначала тренажёр заинтересовал победил в конкурсе «Спасатели глазами детей» и заинтересовал руководство МЧС как уникальное, не имеющее аналогов обучающее пособие. Теперь – новый успех бобруйской разработки в номинации «Национальная безопасность и обороноспособность, защита от чрезвычайных ситуаций».

В финале в 10 номинациях конкурса «100 идей для Беларуси» было представлено более 100 проектов со всей Беларуси. Защиту каждой из разработок пришлось держать перед авторитетным экспертным советом.

В планах – внедрить тренажёр «Юный спасатель» в центры безопасности МЧС, в общеобразовательные школы, чтобы ученики начальных классов могли изучать правила пожарной безопасности в интерактивной форме.

ТРК Могилёв

Читать дальше