Вернуть детство. В чём успех финской системы образования

Финский эксперт по образованию Кари Лоухивуори перечисляет:

  1. Главные секреты финского образования: короткий школьный день, много игр, мало домашних заданий, длинные каникулы.
  2. Одно из основных достижений школьной реформы в Финляндии – отсутствие школьных инспекторов. Инспекция – это своего рода театр. Все надевают костюмы, улыбаются инспектору. Детей в шутку «запугивают» – если сделаешь что-то не так во время проверки, потом получишь! А когда спектакль заканчивается, все «выдыхают»: наконец-то вернется нормальная жизнь!
  3. В Финляндии полностью бесплатное образование. На всю страну существует только одна частная школа. Все остальные – государственные, и все они одинаковые. Для учеников всё бесплатно, включая питание. Но мы не тратим деньги на то, что не нужно.
  4. Полное доверие к учителям. В Финляндии вообще всё построено на доверии. Правительство доверяет муниципалитетам, муниципалитеты – директорам школ, директора – учителям, учителя – ученикам. А родители полностью доверяют школе.
  5. Профессия учителя престижна. Учителя очень хорошо зарабатывают и являются уважаемыми людьми. Но и уровень их профессионализма должен быть соответствующий. Каждый учитель должен пройти обучение в магистратуре.
  6. В Финляндии нет тестов и экзаменов. Вернее, есть, но только один – при окончании средней школы. Ведь учитель лучше знает, на что способен каждый его ученик! Что же касается школ и учителей – у нас нет необходимости доказывать, что наша школа лучше, чем соседняя. Лишь изредка в Финляндии проводятся выборочное исследование, чтобы убедиться, что все школы находятся на одном уровне.
  7. Мы не сравниваем учеников друг с другом. Этого делать категорически нельзя, ведь все дети разные! Ученик должен оценивать своё развитие, а не ориентироваться на навыки других. Надо показывать ребёнку, какого прогресса достиг именно он.
  8. Оценки в финской школе есть, но они не очень важны. В Финляндии десятибалльная система, но, как правило, нижний балл, который ставится, – 4. Если ты получил «четыре» – это фиаско, курс надо повторить. А «восьмерка» – очень хорошая оценка. Но оценка значит не так уж много – для ученика гораздо важнее получить вербальную обратную связь. Особенно в начальной школе. Как правило, учитель собирает учеников и родителей несколько раз в год, и они обсуждают учёбу. Причём всё происходит очень позитивно – упор делается на достижения учеников. И ещё один важный момент: учитель всегда точно объясняет, чего он хочет от ученика.
  9. Школьная форма в Финляндии неформальная. Учителя и ученики ходят в толстовках или джинсах. Всё очень неофициально. Учителей называют только по имени.
  10. Школа будущего – это не роботы и супертехнологии. Это выход из классов и новые возможности. Сегодня даже школа в самой глубокой глуши благодаря Интернету может иметь доступ к лучшим преподавателям мира, может пригласить любого специалиста. Все ограничения существуют только в воображении.
  11. Учитель – это эксперт. В Финляндии нет реформ, которые навязываются сверху. Все изменения и нововведения обсуждаются с учителями. И учителя могут выбирать ту методику, которую считают нужной. В этом отношении – полная автономия.
  12. Что должны делать родители? Ничего сверхъестественного: есть вместе с детьми, общаться, читать, ходить в театр или кино, объяснять непонятное. Важно целовать и обнимать детей. Устанавливать правила безопасности. И быть для них взрослым, а не другом.
  13. Помощь ребёнку в процессе обучения экономит средства для общества. Если ребёнка исключают из школы, не обращают на него внимания – он в перспективе может пойти по кривой дорожке. Это будет стоить очень дорого для общества. Поэтому надо оказывать полноценную поддержку детям в обучении и разбираться в сути проблем, которые не дают ему нормально учиться.

Читайте также: Шесть особенностей воспитания детей в Норвегии


  1. Каких граждан должна воспитывать финская школа?
  • Уверенных и ориентированных на будущее;
  • владеющих многими языками;
  • имеющих критические и аналитические способности;
  • интерактивных и способных взаимодействовать;
  • способных оценить других и умеющих быть благодарными;
  • экспертов по многим вопросам и способных обучаться на протяжении всей жизни;
  • активных и инновационных;
  • преданных сообществу;
  • креативных и способных использовать свой потенциал.

Не так уж и много…

  1. У ребенка должно быть детство. Он должен играть и общаться со сверстниками. Даже то, что считается «бездарно тратить время ни на что», для него тоже очень важно!

 

АиФ

Поделиться

Читайте также

Общественное объединение инвалидов «Особый мир» готовится к реализации нового социального проекта в Бобруйске.

Мы не хотим широко освещать то, чего пока нет. Любая задумка требует серьёзной и вдумчивой подготовки. Наша инициатива, связанная с оказанием медицинских услуг в г. Бобруйске, – не исключение.

На данный момент мы ищем партнёров и будущих исполнителей, а также выявляем степень актуальности проблемы, которую призван решить наш будущий проект.

С начала июля в социальных сетях идёт опрос среди бобруйчан, связанный с возможностью получения некоторых медицинских услуг. Нам важно понимать степень заинтересованности жителей Бобруйска в решении обозначенной нами проблемы.

Примите участие в опросе!

Помогите нам сделать жизнь в нашем городе комфортней!


Читайте также: Первая инклюзивная велодорожка появилась в Беларуси


1

Читать дальше

Дворец искусств Бобруйска приглашает увлечённых коллекционированием жителей города в клуб коллекционеров «Лавка времени». Как сообщается на сайте учреждения культуры, предметом обсуждений, взаимного обмена, демонстрации и новых знакомств станут:

  • марки,
  • монеты
  • почтовые и иллюстрированные открытки,
  • фотографии,
  • музыкальные, вокальные и иные звукозаписи на аудионосителях разного рода,
  • украшения,
  • винтажные наряды,
  • старинные книги,
  • утварь для дома,
  • игрушки,
  • самовары и подсвечники
  • и многое другое.

Ярмарки будут проводиться раз в месяц во Дворце искусств города (ул. Ульяновская, 35/31, каб. № 220). Телефон 8(0225)72-60-79.


Читайте также: У взрослых и юных бобруйчан появилась возможность научиться бесплатно вязать


 

Читать дальше

Во Дворце искусств в рамках обновляемой экспозиции «Атмосфера» с середины сентября 2019 года проходит выставка «Бабруйск – горад майго жыцця». Здесь представлены работы Луции Рудаковской, выполненные ею с воспитанниками образцовой студии изобразительного искусства «Фантазия и Я».

С 2013 года и по настоящее время автор работает педагогом дополнительного образования в ГУО «Центр художественного творчества детей и молодёжи г. Бобруйска».

Серия работ посвящена родному городу, его архитектурным видам. Все знаковые здания Бобруйска — «Дом купчихи Кацнельсон», «Гостиница Бобруйск», «Бобруйская крепость», а также культовые постройки запечатлены в технике силуэтного вырезания (вытинанки). Интересна уже сама идея непривычной подачи столь привычных бобруйчанам достопримечательностей.


Читайте также: Во Дворце искусств Бобруйска выставка Елены Нелюбиной


Вытинанка – основной вид творческого самовыражения мастера, к которому она пришла сравнительно недавно и в котором достигла значительных результатов. Признание творческого уровня произошло в 2017 году, когда Луция Казимировна вступила в Белорусский союз мастеров народного творчества.

Работы Рудаковской отличает сочетание приёмов народного искусства с профессионализмом исполнения. Ей удаётся с видимой лёгкостью воплощать в традиционной технике любые темы и образы.

Выставка продлится до конца октября 2019 года.

1

Читать дальше