Вернуть детство. В чём успех финской системы образования

Финский эксперт по образованию Кари Лоухивуори перечисляет:

  1. Главные секреты финского образования: короткий школьный день, много игр, мало домашних заданий, длинные каникулы.
  2. Одно из основных достижений школьной реформы в Финляндии – отсутствие школьных инспекторов. Инспекция – это своего рода театр. Все надевают костюмы, улыбаются инспектору. Детей в шутку «запугивают» – если сделаешь что-то не так во время проверки, потом получишь! А когда спектакль заканчивается, все «выдыхают»: наконец-то вернется нормальная жизнь!
  3. В Финляндии полностью бесплатное образование. На всю страну существует только одна частная школа. Все остальные – государственные, и все они одинаковые. Для учеников всё бесплатно, включая питание. Но мы не тратим деньги на то, что не нужно.
  4. Полное доверие к учителям. В Финляндии вообще всё построено на доверии. Правительство доверяет муниципалитетам, муниципалитеты – директорам школ, директора – учителям, учителя – ученикам. А родители полностью доверяют школе.
  5. Профессия учителя престижна. Учителя очень хорошо зарабатывают и являются уважаемыми людьми. Но и уровень их профессионализма должен быть соответствующий. Каждый учитель должен пройти обучение в магистратуре.
  6. В Финляндии нет тестов и экзаменов. Вернее, есть, но только один – при окончании средней школы. Ведь учитель лучше знает, на что способен каждый его ученик! Что же касается школ и учителей – у нас нет необходимости доказывать, что наша школа лучше, чем соседняя. Лишь изредка в Финляндии проводятся выборочное исследование, чтобы убедиться, что все школы находятся на одном уровне.
  7. Мы не сравниваем учеников друг с другом. Этого делать категорически нельзя, ведь все дети разные! Ученик должен оценивать своё развитие, а не ориентироваться на навыки других. Надо показывать ребёнку, какого прогресса достиг именно он.
  8. Оценки в финской школе есть, но они не очень важны. В Финляндии десятибалльная система, но, как правило, нижний балл, который ставится, – 4. Если ты получил «четыре» – это фиаско, курс надо повторить. А «восьмерка» – очень хорошая оценка. Но оценка значит не так уж много – для ученика гораздо важнее получить вербальную обратную связь. Особенно в начальной школе. Как правило, учитель собирает учеников и родителей несколько раз в год, и они обсуждают учёбу. Причём всё происходит очень позитивно – упор делается на достижения учеников. И ещё один важный момент: учитель всегда точно объясняет, чего он хочет от ученика.
  9. Школьная форма в Финляндии неформальная. Учителя и ученики ходят в толстовках или джинсах. Всё очень неофициально. Учителей называют только по имени.
  10. Школа будущего – это не роботы и супертехнологии. Это выход из классов и новые возможности. Сегодня даже школа в самой глубокой глуши благодаря Интернету может иметь доступ к лучшим преподавателям мира, может пригласить любого специалиста. Все ограничения существуют только в воображении.
  11. Учитель – это эксперт. В Финляндии нет реформ, которые навязываются сверху. Все изменения и нововведения обсуждаются с учителями. И учителя могут выбирать ту методику, которую считают нужной. В этом отношении – полная автономия.
  12. Что должны делать родители? Ничего сверхъестественного: есть вместе с детьми, общаться, читать, ходить в театр или кино, объяснять непонятное. Важно целовать и обнимать детей. Устанавливать правила безопасности. И быть для них взрослым, а не другом.
  13. Помощь ребёнку в процессе обучения экономит средства для общества. Если ребёнка исключают из школы, не обращают на него внимания – он в перспективе может пойти по кривой дорожке. Это будет стоить очень дорого для общества. Поэтому надо оказывать полноценную поддержку детям в обучении и разбираться в сути проблем, которые не дают ему нормально учиться.

Читайте также: Шесть особенностей воспитания детей в Норвегии


  1. Каких граждан должна воспитывать финская школа?
  • Уверенных и ориентированных на будущее;
  • владеющих многими языками;
  • имеющих критические и аналитические способности;
  • интерактивных и способных взаимодействовать;
  • способных оценить других и умеющих быть благодарными;
  • экспертов по многим вопросам и способных обучаться на протяжении всей жизни;
  • активных и инновационных;
  • преданных сообществу;
  • креативных и способных использовать свой потенциал.

Не так уж и много…

  1. У ребенка должно быть детство. Он должен играть и общаться со сверстниками. Даже то, что считается «бездарно тратить время ни на что», для него тоже очень важно!

 

АиФ

Поделиться

Читайте также

С 10 февраля 2020 года во Дворце искусств проходит персональная выставка мастера вышивки лентами Елены Поляковой. В технике, которую автор называет «затейливые узелки», выполнены натюрморты и портреты, жанровые сценки.

v-zateilivykh-uzelkakh-eleny-polyakovoi-graficheskaya-zarisovka-nastroeniya-1

Всего в экспозиции представлено более 40 работ. И, хотя вышивать картины атласными лентами Елена начала недавно, она в совершенстве освоила приёмы этого популярного некогда вида рукоделия. Обыгрывая фон-основу из батика, деликатно добавляя детали из лент, мастеру удаётся создать готовое произведение. Умение с большим вкусом подбирать разные по объёму и фактуре стежки лентами сочетается в её работах с аккуратностью и кропотливостью.

v-zateilivykh-uzelkakh-eleny-polyakovoi-graficheskaya-zarisovka-nastroeniya-2

Порой для создания образа достаточно всего несколько стежков – и перед нами графическая зарисовка настроения. Особенно удачны букеты цветов, сочные и живописные, с нежными переходами тонов. Хорошее настроение зрителю от их созерцания гарантировано. Проверено на себе. Предлагаем и вам ещё один повод для улыбки в пасмурном феврале.

Экспозицию можно увидеть до конца февраля. Многие из выставленных работ можно приобрести.

v-zateilivykh-uzelkakh-eleny-polyakovoi-graficheskaya-zarisovka-nastroeniya-3

v-zateilivykh-uzelkakh-eleny-polyakovoi-graficheskaya-zarisovka-nastroeniya-4

v-zateilivykh-uzelkakh-eleny-polyakovoi-graficheskaya-zarisovka-nastroeniya-5

v-zateilivykh-uzelkakh-eleny-polyakovoi-graficheskaya-zarisovka-nastroeniya-6

v-zateilivykh-uzelkakh-eleny-polyakovoi-graficheskaya-zarisovka-nastroeniya-7

v-zateilivykh-uzelkakh-eleny-polyakovoi-graficheskaya-zarisovka-nastroeniya-8

v-zateilivykh-uzelkakh-eleny-polyakovoi-graficheskaya-zarisovka-nastroeniya-9

v-zateilivykh-uzelkakh-eleny-polyakovoi-graficheskaya-zarisovka-nastroeniya-10

v-zateilivykh-uzelkakh-eleny-polyakovoi-graficheskaya-zarisovka-nastroeniya-11

v-zateilivykh-uzelkakh-eleny-polyakovoi-graficheskaya-zarisovka-nastroeniya-12

v-zateilivykh-uzelkakh-eleny-polyakovoi-graficheskaya-zarisovka-nastroeniya-13

Справочно.

С 2018 года в фойе Дворца искусств г. Бобруйска действует обновляемая экспозиция работ самодеятельных художников «Атмосфера», организовываемая отделом художественного творчества.

Традиция проводить здесь выставки зародилась несколько лет назад благодаря инициативе директора Инны Анатольевны Новиковой и, как показало время, оказалась весьма к месту. Ведь благодаря посещаемости учреждения в связи с проводимыми мероприятиями с творчеством мастеров и самодеятельных художников можно ознакомиться ещё на одной площадке нашего города.

В 2020 году здесь открылась третья по счёту выставка в рамках проекта, после выставок вытинанки Елены Нелюбиной и живописи самодеятельного художника Анатолия Стряпченко.

Читать дальше

Персональная выставка «Бобруйские мотивы» мастера текстильной куклы Галины Тарнецкой в настоящий момент проходит в районном историко-краеведческом музее в деревне Сычково.

Наряду с постоянно действующей экспозицией в музее есть выставочный зал, где проходят временные выставки, на которых нередко представлены работы художников и мастеров декоративно-прикладного творчества города Бобруйска.

В 2019 году совместно с отделом художественного творчества Дворца искусств г. Бобруйска в Сычково были организованы персональные выставки «Элегия» Елены Нелюбиной, «Птушкі Беларусі» Юлии Кравец, «Бабруйск – горад майго жыцця» Луции Рудаковской.

На выставке «Бобруйские мотивы» представлены куклы, среди которых и колоритные персонажи нашего города:

  • Бабки-Ежки,
  • домовёнок Кузя,
  • кукла-конфетница,
  • кукла-начальник,
  • куклы в образе представителей еврейской национальности,
  • дачницы,
  • семейные пары.

galina-tarneckaya-priglashaet-bobruichan-v-volshebnyi-mir-tekstilnoi-kukly-1

Все они наделены элементами, отражающими бобруйское чувство юмора. Выполнены работы в технике текстильного моделирования или скульптурного текстиля, основой которой являются обычный капрон и синтепон.

Особенность этой техники заключается в том, что с помощью утяжки можно придать лицу куклы любую мимику, создать любое настроение. Яркие образы горожан в исполнении мастера Галины Тарнецкой никого не оставят равнодушными.

Выставка продлится до конца февраля 2020 года.

galina-tarneckaya-priglashaet-bobruichan-v-volshebnyi-mir-tekstilnoi-kukly-2

galina-tarneckaya-priglashaet-bobruichan-v-volshebnyi-mir-tekstilnoi-kukly-3

Читать дальше

Проект примерных этических правил уже опубликован Министерством образования. Обсуждать его специалисты и педагоги будут до 1 марта, сообщает Sputnik Беларусь.

Появление своеобразного «этического кодекса» учителей на минувшей неделе анонсировал министр образования Игорь Карпенко. Предполагается, что подобный свод правил может помочь в предотвращении конфликтных ситуаций.

Так, от педагогов будут требовать поддержания уважительных и доверительных отношений в педагогическом коллективе и коллективе обучающихся, отсутствия унижающих честь и достоинство оценок и высказываний. Запретят педагогам обсуждать рабочие моменты и переходить на личности или публично предвзято обсуждать учреждение образование, в том числе и в интернете.

Требуется от учителей также проявлять уважение к традициям и культуре обучающихся. Необходимо и соблюдать этические нормы в медиапространстве, не допускать размещения в интернете причиняющей вреда здоровью или развитию ребенка информации. Необходимо также не допускать применения любого насилия, быть объективным в оценках и не сообщать другим информацию, услышанную от учеников.

«Не подвергать публичной критике личность обучающихся и их законных представителей», – говорит один из пунктов правил.

Прописаны и этические требования к взаимодействию педагогов внутри коллектива. Например, там указана необходимость стремиться к взаимодействию с коллегами, говорится о недопустимости перенесения личных симпатий и антипатий на служебные отношения. Отдельный пункт запрещает «нетактичное вмешательство» в личную жизнь.

Наконец, говорится в правилах и об отношениях с законными представителями учеников. Одним из пунктов в этой главе является следующий: «Не допускать, чтобы организационная, финансовая и иная поддержка, оказываемая учреждению образования законными представителями обучающихся, влияла на отношение к ним педагогических работников».

Читать дальше