Вернуть детство. В чём успех финской системы образования

Финский эксперт по образованию Кари Лоухивуори перечисляет:

  1. Главные секреты финского образования: короткий школьный день, много игр, мало домашних заданий, длинные каникулы.
  2. Одно из основных достижений школьной реформы в Финляндии – отсутствие школьных инспекторов. Инспекция – это своего рода театр. Все надевают костюмы, улыбаются инспектору. Детей в шутку «запугивают» – если сделаешь что-то не так во время проверки, потом получишь! А когда спектакль заканчивается, все «выдыхают»: наконец-то вернется нормальная жизнь!
  3. В Финляндии полностью бесплатное образование. На всю страну существует только одна частная школа. Все остальные – государственные, и все они одинаковые. Для учеников всё бесплатно, включая питание. Но мы не тратим деньги на то, что не нужно.
  4. Полное доверие к учителям. В Финляндии вообще всё построено на доверии. Правительство доверяет муниципалитетам, муниципалитеты – директорам школ, директора – учителям, учителя – ученикам. А родители полностью доверяют школе.
  5. Профессия учителя престижна. Учителя очень хорошо зарабатывают и являются уважаемыми людьми. Но и уровень их профессионализма должен быть соответствующий. Каждый учитель должен пройти обучение в магистратуре.
  6. В Финляндии нет тестов и экзаменов. Вернее, есть, но только один – при окончании средней школы. Ведь учитель лучше знает, на что способен каждый его ученик! Что же касается школ и учителей – у нас нет необходимости доказывать, что наша школа лучше, чем соседняя. Лишь изредка в Финляндии проводятся выборочное исследование, чтобы убедиться, что все школы находятся на одном уровне.
  7. Мы не сравниваем учеников друг с другом. Этого делать категорически нельзя, ведь все дети разные! Ученик должен оценивать своё развитие, а не ориентироваться на навыки других. Надо показывать ребёнку, какого прогресса достиг именно он.
  8. Оценки в финской школе есть, но они не очень важны. В Финляндии десятибалльная система, но, как правило, нижний балл, который ставится, – 4. Если ты получил «четыре» – это фиаско, курс надо повторить. А «восьмерка» – очень хорошая оценка. Но оценка значит не так уж много – для ученика гораздо важнее получить вербальную обратную связь. Особенно в начальной школе. Как правило, учитель собирает учеников и родителей несколько раз в год, и они обсуждают учёбу. Причём всё происходит очень позитивно – упор делается на достижения учеников. И ещё один важный момент: учитель всегда точно объясняет, чего он хочет от ученика.
  9. Школьная форма в Финляндии неформальная. Учителя и ученики ходят в толстовках или джинсах. Всё очень неофициально. Учителей называют только по имени.
  10. Школа будущего – это не роботы и супертехнологии. Это выход из классов и новые возможности. Сегодня даже школа в самой глубокой глуши благодаря Интернету может иметь доступ к лучшим преподавателям мира, может пригласить любого специалиста. Все ограничения существуют только в воображении.
  11. Учитель – это эксперт. В Финляндии нет реформ, которые навязываются сверху. Все изменения и нововведения обсуждаются с учителями. И учителя могут выбирать ту методику, которую считают нужной. В этом отношении – полная автономия.
  12. Что должны делать родители? Ничего сверхъестественного: есть вместе с детьми, общаться, читать, ходить в театр или кино, объяснять непонятное. Важно целовать и обнимать детей. Устанавливать правила безопасности. И быть для них взрослым, а не другом.
  13. Помощь ребёнку в процессе обучения экономит средства для общества. Если ребёнка исключают из школы, не обращают на него внимания – он в перспективе может пойти по кривой дорожке. Это будет стоить очень дорого для общества. Поэтому надо оказывать полноценную поддержку детям в обучении и разбираться в сути проблем, которые не дают ему нормально учиться.

Читайте также: Шесть особенностей воспитания детей в Норвегии

  1. Каких граждан должна воспитывать финская школа?
  • Уверенных и ориентированных на будущее;
  • владеющих многими языками;
  • имеющих критические и аналитические способности;
  • интерактивных и способных взаимодействовать;
  • способных оценить других и умеющих быть благодарными;
  • экспертов по многим вопросам и способных обучаться на протяжении всей жизни;
  • активных и инновационных;
  • преданных сообществу;
  • креативных и способных использовать свой потенциал.

Не так уж и много…

  1. У ребенка должно быть детство. Он должен играть и общаться со сверстниками. Даже то, что считается «бездарно тратить время ни на что», для него тоже очень важно!

 

АиФ

Поделиться

Читайте также

С 15 июля в Могилёвской области начинают работать профильные палаточные лагеря. В этом сезоне в них смогут отдохнуть 1400 ребят в возрасте от 12 лет и старше.

Как рассказала главный специалист главного управления по образованию Могилёвского облисполкома Олеся Василенко, в июле и августе в разных районах области будет организован 61 профильный палаточный лагерь.

Традиционно, смены будут различной направленности:

  • туристической,
  • военно-патриотической,
  • экологической,
  • краеведческой,
  • спортивной и другие.

Читайте также: С 6 июля в Беларуси начнёт работу летний онлайн-лагерь для детей и молодёжи

1

mogilevnews.by

Читать дальше

Сейчас, когда многие больницы выходят из инфекционного режима, очень важно при госпитализации плановых и экстренных пациентов не допустить возможного очага инфекции в стационаре. Новый приказ Минздрава уточняет, кому и как будут проводить тестирование на коронавирус при поступлении в больницу.

За 2—3 дня до плановой операции, еще на этапе поликлиники, врач должен оценить наличие симптомов и при их отсутствии назначить ПЦР-исследование. Пациента проинформируют о том, что ему следует минимизировать контакты.

Аналогичный алгоритм и при плановой госпитализации беременной.

Если же больного необходимо направить в отделения терапевтического (педиатрического) профиля, то врач также определяет его состояние и собирает эпиданамнез, рекомендует контролировать температуру тела все эти дни. В приемном отделении оценят такой мониторинг, еще раз убедятся в отсутствии клинических симптомов, при необходимости сделают экспресс-тест. Там и примут окончательное решение о госпитализации.

 

Источник: sb.by

Читать дальше

В Беларуси на 90 дней — с 18 июля до 15 октября — продлили госрегулирование цен на социально значимые товары. Это решение согласовала коллегия Евразийской экономической комиссии, сообщает TUT.BY.

Власти с 19 апреля ввели временное регулирование цен на отдельные социально значимые товары на 90 дней — всего по 26 позициям. В этот перечень попали в числе прочего:

  • свежая рыба,
  • сливочное, подсолнечное, рапсовое масло,
  • пшеничная мука,
  • яблоки,
  • мясо (говядина, свинина, мясо кур и цыплят-бройлеров),
  • поваренная соль,
  • рис,
  • овсяные хлопья,
  • многие виды хлеба,
  • куриные яйца,
  • чай,
  • кофе,
  • консервы,
  • картофель,
  • репчатый лук,
  • многие молочные продукты.
 

«Нужно было не допустить спекулятивного роста в стране цен на такие товары в связи с увеличением потребительского спроса, вызванного пандемией коронавирусной инфекции, а также введением рядом государств ограничительных мер, связанных с проведением санитарно-карантинных мероприятий, закрытием границ и другим, — уточнили в ЕЭК. — После введения ценового регулирования ситуация на потребительском рынке Беларуси стабилизировалась».

TUT.BY

Читать дальше