Уже много лет в мире популярна идея раннего развития: с рождения детей учат буквам, чтобы они начали читать чуть ли не в 3 года; с пелёнок с младенцами начинают изучать английский, математику и прочее.
А есть специалисты, которые пошли ещё дальше: они настойчиво советуют развивать и воспитывать детей ещё в утробе матери. Появилась целая наука о дородовом обучении – пренатальная педагогика, или пренатальное воспитание.
Что это – мода или необходимость? И правда ли эффективно такое внутриутробное развитие?
Пренатальная педагогика – это целенаправленное, осознанное воздействие на ещё не родившегося ребёнка. Её сторонники считают, что начинать воспитывать младенца надо, когда он сидит в животе мамы, что уже в это время можно улучшить интеллект, сформировать определенные качества, укрепить нервную систему и вообще оздоровить младенца.
Сами по себе идеи эти не новы, пренатальная педагогика стала развиваться уже давно – с конца 70-х годов прошлого столетия, просто в странах СНГ она, как и вообще идеи раннего развития, стала популярна в последние лет пятнадцать.
Началась пренатальная педагогика с того, что беременные женщины слушали музыку через аудиоплеер, помещая наушники на живот, чтобы малыши тоже её слышали. При этом врачи с помощью УЗИ наблюдали за тем, как меняются шевеления и сердечный ритм ребёнка. Эксперименты в этой области проводились во многих странах.
Читайте также: Как запланировать пол ребёнка? Мифы и реальность
В странах СНГ тоже появились свои специалисты пренатального обучения, со своими методами и теориями. Например, беременным рекомендовалось в определённое время дня петь специальные песни и проговаривать определённые упражнения. Предполагалось, что после родов мама продолжит их петь уже вместе с ребёнком.
Ещё на малыша воздействовали с помощью звуков и движений. Для этого женщина носила специальный музыкальный пояс, который позволял малышу начиная со II триместра беременности слышать музыкальные звуки и даже включать ту или иную музыкальную программу, используя силу собственных толчков.
Был и такой метод – гипокситерапия беременных (гипо – мало, окси – кислород). С помощью специальных аппаратов имитировалось пребывание человека в горной местности, где содержание кислорода ниже, чем обычно. Таким «горным» воздухом будущая мама дышала в течение нескольких недель по 30–40 минут.Цель таких занятий – подготовить ребёнка к недостатку кислорода, который может возникнуть в родах.
Все эти методы стали активно развиваться и совершенствоваться, и сегодня полно разных техник, схем в любой области: музыке, танце, рисовании и пр.
Для чего же создавались все эти методики и что в итоге они дают? Если говорить в общем, то цель у них одна – помочь ребёнку интеллектуально развиваться, укрепить его психику, наладить контакт с мамой.
И доводов у сторонников пренатального развития много. Например, они говорят, что классическая музыка, прослушанная внутриутробно, стимулирует развитие слуха и моторики, способствует возникновению ассоциативных связей. И что в дальнейшем всё это улучшит способность ребенка к обучению. Что дети ещё в животе мамы получавшие звуковой «стимул» в виде классики, вырастают более спокойными и рассудительными, у них хорошо развито логическое мышление, а также концентрация внимания.
Читайте также: Первый месяц: путеводитель по нужным вещам
Малыши, с которыми мама и папа активно общались во время беременности, рождаются более уверенными, самостоятельными, потому что ещё внутриутробно они чувствовали, что нужны и желанны. У них также хорошо развито слуховое восприятие и абстрактное, творческое мышление.
Есть даже такие аргументы: если во время беременности мама занимается танцами, у ребёнка развивается вестибулярный аппарат и после рождения малыш будет хорошо себя чувствовать в транспорте, его не будет укачивать. Или, например, танцуя, женщина активно двигается, и ребёнок получает больше кислорода.
Если же беременная поет, то звук её голоса положительно влияет на иммунитет малыша, развитие всех его органов, в том числе и головного мозга.
А если будущая мама регулярно посещает разные выставки, любуется произведениями искусства, наслаждается природой и пением птиц, есть высокая вероятность, что у неё родится ребёнок, способный ценить красоту окружающего мира.
Как видим, цели пренатального воспитания самые благие. Но правда ли, что всё так и будет, как считают его сторонники? А вот с этим вопросом все гораздо сложнее.
Подобные методики основаны лишь на теоретических предпосылках и имеют недостоверную доказательную базу. То есть нельзя сказать, что большинство детей, прослушавших классическую музыку во время беременности, потом, после рождения, будут спокойнее или умнее своих сверстников. То же самое касается и всех остальных методик.
Именно поэтому, наоборот, многие специалисты критикуют подобные способы пренатального воспитания. И у них тоже для этого есть серьезные доводы. По сути, все методики пренатального воспитания – это некое воздействие на ребёнка, возбуждающее его сенсорную систему.
Как на самом деле малыш реагирует на это воздействие – никто не знает. Да, это правда, классическая музыка развивает, а танец мамы улучшает и кровообращение, и приток кислорода к организму, но вот действительно ли это улучшит состояние ребенка – неизвестно.
1
И как определить границы воздействия на малыша? С родившимся младенцем хотя бы всё ясно – включили ему Моцарта, послушал он его радостно минут 5, 10, 20, а потом устал и занялся чем-то другим. Здесь мама видит, что нравится ребёнку и насколько он готов воспринимать какое-то воздействие.
А как всё это понять, если малыш пока не может сообщить о своем мнении? Вот он толкается или замер в ответ на какое-то воздействие (песенку, музыку) – это что значит? Ему нравится песенка, он равнодушен или, может быть, недоволен? И если нравится, то как долго он может её положительно воспринимать? Всё это, пока ребёнок сидит в животе у мамы, непонятно.
Вот почему и боятся многие врачи и психологи, что чрезмерное воздействие на ребёнка, его сильное раздражение может вызывать у него стрессовое состояние и излишне напрягать его нервную систему.
Так что существует даже такое мнение: общение матери с ребёнком во время беременности – это хорошо, общаться можно и нужно, но это совсем не значит, что в будущем младенец будет как-то там лучше развиваться.
Вот рождаются же у глухонемых матерей совершенно здоровые дети, которые по своему развитию не отличаются от детей, родившихся у обычных мам.
Да и вообще, есть женщины, которые спокойно реагируют на беременность, новые методики, теории и прочее, они не считают нужным как-то там активно взаимодействовать с ребенком до рождения. И тем не менее их дети не отстают в развитии, а могут даже опережать сверстников.
Читайте также: «Отец требовал, чтобы я сидела в кресле»: как рожали «наши бабки» и как менялось отношение к родам в истории
Кроме того, оценивая развитие ребёнка после рождения, мы в действительности не можем установить, откуда что взялось. Ребёнок такой развитый (не развитый), потому что его «поцеловал» (или нет) Господь Бог, сработала генетика, на него повлияло социальное окружение? Как уж тут определить, какие знания малыш получил во внутриутробный период, а что – за время после рождения.
Так что же делать, «развивать – не развивать, общаться – не общаться», если неизвестно, как пренатальное воспитание влияет на ребёнка?
Ответ простой: слушать себя, ориентироваться на свои пожелания и уклад жизни и не переусердствовать с тренировками и воздействиями.
Относитесь к дородовому развитию скептически? Имеете на это право. Вы лучше знаете, что нужно вам и вашему ребенку во время беременности.
Хотите заниматься пренатальным воспитанием – это тоже возможно, но придерживайтесь здравого смысла.
Английская пословица гласит: «Не надо воспитывать ребёнка, он всё равно будет похож на вас. Воспитывайте себя».
Поэтому, желая заниматься пренатальным воспитанием, мама и папа должны начать со своего развития. Трудно ожидать от ребёнка, что он начнёт читать или слушать классическую музыку, если мама и папа этого не любят и не делают. Поэтому пренатальное воспитание не должно быть чем-то нарочитым:
Неужели всё так просто? А где же методики, техники и прочие схемы? А как же общение с ребёнком в определённое время (по графику), какие-то специальные слова, развивающие стихи и песни, какая-то особая пренатальная музыка?
Читайте также: Совместные роды: за и против
Обычная, естественная, но гармоничная жизнь, которая даёт нам покой и радость, – вот залог правильного развития ребёнка.
Не думайте, что кто-то лучше вас знает, как именно вы должны общаться со своим малышом. Следуйте советам, только если они кажутся вам разумными, помогают избавиться от каких-то проблем, если занятия поднимают вам настроение, заряжают энергией.
Фото: rawpixel.com
Совмещённый с централизованным тестированием единый экзамен в школах планируется ввести с 2023 года. Такое решение принято 12 октября 2021 года. Об этом рассказал журналистам министр образования Игорь Карпенко
Обсуждение введения единого экзамена, совмещённого с ЦТ, шло долго. Были споры, с какого года это вводить – с 2022 года или с 2023-го. Решили всё-таки с 2023-го, чтобы дать год как адаптационный период для тех школьников, которые уже смогут по новой системе сдавать экзамены в школе и использовать их результаты для поступления в вузы.
Но, отметил Игорь Карпенко, пока ещё не пришли к единому выводу, будут ли дополнительно в школе устные экзамены, о которых велась речь. Но в ближайшее время всё-таки все точки над «i» расставят.
Читайте также: В единую базу данных будут вносить сведения о доходах граждан Беларуси
1
По сообщению БЕЛТА
Фото: newsbel
По сообщению Могилёвского областного управления МЧС, 19 октября около 1.50 в Бобруйской городской больнице скорой медицинской помощи имени В. О. Морзона произошёл пожар.
На место пожара первые спасатели прибыли через три минуты. Из окна палаты на четвёртом этаже, где располагается кардиологическое отделение, шёл дым. Дымно было и в коридоре.
Спасатели оперативно ликвидировали пожар. Работники МЧС вместе с сотрудниками больницы эвакуировали из больницы 38 пациентов. Никто не пострадал.
В результате пожара повреждены мебель, постельные принадлежности. Причина пожара устанавливается. Рассматриваемая версия – неосторожное обращение с огнём.
1
<ю24 октября 2021 года в 14.00 бобруйчан приглашает на экскурсию «Бобруйск советский».
Об этом и многом другом в авторской экскурсии Ольга Красного в воскресенье.
Запись обязательна +375 (29) 129-69-06. Место встречи сообщается в личку.
1