Как менялось отношение к родам и роженицам на протяжении веков, действительно ли «наши бабки рожали в поле — и ничего», когда роды из естественного события превратились в экстренную ситуацию и в каких случаях после них может наступить посттравматическое расстройство – в материале медицинского журналиста Даши Саркисян в журнале «Домашний очаг».
«Ничего страшного, потерпишь», «Раньше надо было об обезболивании думать, родишь и так», «Я лучше знаю, что надо делать» — эти фразы не запатентованы российскими роддомами. Эти фразы говорят роженицам по всему миру: и в развитых странах, и в развивающихся. К такой грубости и обесцениванию часто добавляется то, что называют «акушерской агрессией» — медицинские вмешательства там, где без них вполне можно было бы обойтись. Это отношение к роженицам логичным образом породило ответ — движение за «естественные роды».
В своём экстремальном виде это роды вообще без медицинских специалистов где-нибудь в пустыне или лесу. В менее экстремальном — роды с минимальной медицинской помощью, но с путями отхода на тот случай, если что-то пойдёт не так.
Читайте также: Подготовка к зачатию ребенка: 10 рекомендаций
Важная часть этого движения — давать женщинам слово, давать им право высказывать своё мнение и принимать решения. К сожалению, защищая эту позицию, активисты и активистки нередко апеллируют к временам, когда медицина была ещё плохо развита, женщины «рожали в поле, и ничего». В действительности история несколько сложнее, и даже 200 лет назад не всем женщинам удавалось отстоять во время родов своё право делать так, как просит тело.
Хотя роды — процесс, который теоретически должен протекать естественным образом, во все времена (о которых мы можем судить) женщины не рожали без поддержки более опытных помощниц.
В России это часто были «бабки-повитухи» или «повивальные бабки». Их знания передавались от одной другой, и не нужно было обучаться в специальном заведении, чтобы помогать при родах. Помощь эта бывала разной:
Повитуха приходила к роженице домой, и, конечно, предполагалось, что та будет слушать её, но в то же время у крестьянок было достаточно свободы в перемещении. Они могли рожать стоя, на корточках, в движении.
У дворянок в России в XVIII–XIX веках дела обстояли иначе. Рожали они, конечно, не в бане, как крестьянки, а у себя в постели, причём почти всегда лежа. Сейчас известно, что это не самая удачная позиция. В этом им помогали акушерки, иногда врачи и всегда домашние, в том числе уже рожавшие женщины.
Ни о какой свободе и волеизъявлении роженицы речи не шло. Она была обязана родить ребёнка (лучше, конечно, мальчика), не нарушая иерархию в принятии решений.
Например, историк Анна Белова в своей статье, посвящённой родам у дворян, приводит такую цитату из письма княгини Волконской: «Отец требовал, чтобы я сидела в кресле, мать, как опытная мать семейства, хотела, чтобы я легла в постель во избежание простуды, и вот начинается спор, а я страдаю; наконец, воля мужчины, как всегда, взяла верх; меня поместили в большом кресле, в котором я жёстко промучилась без всякой медицинской помощи».
С конца XVIII века во всём мире стали появляться мужчины-акушеры (не всегда врачи). Также начали открываться роддома. Обычно туда попадали бедные женщины (в России также дворянки, которые хотели родить анонимно внебрачного ребёнка).
В роддомах могли практиковать и акушерки, и врачи. Предполагалось, что там можно также проходить обучение студентам. Пациентки в этих заведениях оказывались без традиционной поддержки семьи и в довольно зависимом положении.
Во всём мире XX век стал временем, когда медицина очень активно заинтересовалась родами. Роды перестали рассматриваться как естественное завершение беременности и превратились в экстренную медицинскую ситуацию.
Акушерки гораздо более активно стали получать образование.
Врачи стали сильнее бороться с акушерками и апеллировали к тому, что те отнимают у студентов возможность учиться, беря на себя основную массу рожениц. При этом любопытно, что в начале века более активное участие врачей в родах привело даже к увеличению материнской смертности. По всей видимости, из-за избыточных медицинских вмешательств.
Одновременно в Советском Союзе началась борьба с повитухами, у которых по определению не было формального образования (см. плакаты того времени ), активно стали строить роддома, а там, где их не было, работали обученные акушерки.
Читайте также: Как довести себя до стресса: антируководство мамы
В разных странах роды постепенно стали перемещаться в медицинские учреждения, где у врача всё было под рукой. За относительную безопасность, пришедшую с развитием медицины, пациентки платили тем, что их мнение в принятии решений не учитывалось. Например, если женщина просила не использовать без крайней необходимости лекарства во время родов или настаивала на том, чтобы оставить ребёнка рядом с собой в палате на ночь, то ей отказывали.
Медсестры держат детей в родильном отделении больницы Святого Варфоломеи в Лондоне.
Весь XX век профессия врача требовала обучения в специальном учреждении (что часто делало человека образованнее своих пациентов, особенно в начале столетия). Уже в конце XIX века случилось множество открытий — от фармацевтических до хирургических. И в этих условиях логичным образом вырос патернализм. Это явление подразумевает, что врач знает лучше, а обычному пациенту и понимать не нужно, что вообще происходит.
Как в «Раковом корпусе» Александра Солженицына, пациенты лишь по косвенным признакам узнают свой диагноз и/или прогноз, потому что врач решил, что не нужно их беспокоить. В России патернализм до сих пор — основная модель общения с пациентами.
К середине века подавляющее большинство женщин, даже с низким риском осложнений, стали рожать в специальных учреждениях. Например, если в 1930-х годах в Великобритании дома рожали в 90% случаев, то в 1955-м — в трети случаев, а в 1980-х — почти в 1% случаев.
Читайте также: Ожирение во время беременности грозит ребёнку диабетом
В США уже к 1930 году 70% родов проходили в больницах. С развитием медицины женщины и их новорожденные дети стали умирать гораздо реже, однако в обращении к врачам были и минусы. Например, анестезия по-прежнему могла быть такой сильной, что женщины, по сути, не принимали участия в родах.
У тех, кто был в сознании, могло развиться посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Сейчас считается, что таких женщин — чуть больше 1%. ПТСР — это психическое расстройство, при котором человек, переживший что-либо эмоционально тяжелое (теракт, изнасилование), испытывает тревогу, бессонницу, ночные кошмары, имеет навязчивые мысли и воспоминания. И всё это сильно ухудшает качество жизни.
Откровенно говоря, мы не знаем, чаще ли за последние два века у женщин стало развиваться посттравматическое стрессовое расстройство после родов. Однако известно, что его риск повышается, если у женщины было мало контроля над происходящим, её не поддерживали и внепланово пришлось прибегнуть к активным медицинским вмешательствам (например, кесареву сечению или использованию щипцов).
Но любое действие рождает противодействие. Постепенно этот перекос в сторону медицинских вмешательств привёл к массовым возмущениям со стороны женщин. Некоторые врачи и матери, в том числе будущие, всё чаще стали говорить о «естественных родах» и о том, что тело знает лучше. Женщины стали громче заявлять о своих правах. В Великобритании это вылилось в революционный государственный доклад «Меняя роды», вышедший в 1993 году. В нём заявлялось о правах женщин на участие в принятии решений и в целом о том, что женщина должна быть в центре процесса. Это действительно гораздо важнее в плане удовлетворённости опытом, чем то, насколько естественно и планово протекают роды.
На ситуацию повлияло и то, что во второй половине XX века в западных странах стали приходить к партнёрским отношениям врачей и пациентов. Если врач пытается давить авторитетом, говорит, что обязательно нужно явиться завтра на операцию, но не объясняет толком почему, то есть немаленькая вероятность, что человек просто не придёт. Потому что он боится или подумал, что врач его запугивает по каким-то своим причинам.
Читайте также: Как определить послеродовую депрессию
Если объяснять пациенту, что происходит, предложить варианты, рассказав обо всех плюсах и минусах, то он скорее начнёт сотрудничать. Врачи осознали, что это большое заблуждение — думать будто знаешь, что лучше для пациента. Например, женщина, которая хочет родить ещё пятерых, совсем по-другому смотрит на риск потерять матку из-за какого-то медицинского вмешательства, чем женщина, которая больше не намерена рожать.
Естественно, прямо во время родов женщине сложно принимать взвешенные решения, основываясь на том, что говорит медицинский специалист. Однако это не повод не обсуждать с ней те медицинские вмешательства, которые кажутся врачу или акушерке необходимыми. Можно также проговаривать различные сценарии до родов или обращаться к законному представителю женщины, если она сама не в состоянии что-либо говорить.
Движение за права рожениц привело к тому, что акушерки, в XX веке отошедшие в какой-то степени на второй план, стали играть главную роль в новых учреждениях — в центрах, где нет врачей, используется минимум лекарств и роды принимаются только у женщин с низким риском осложнений. (В экстренных ситуациях пациенткам оказывают первую помощь и везут в больницу).
Важные плюсы таких мест — более близкие и доверительные отношения роженицы с персоналом и активное внимание к потребностям женщины. При этом такие учреждения оказались столь же безопасными, как и традиционные роддома, только число вмешательств уменьшилось.
Сейчас в британском руководстве по ведению родов есть отдельная глава, посвящённая тому, что к роженице нужно относиться уважительно и слушать её. О том же говорит и канадское руководство. В стандартах Всемирной организации здравоохранения, посвящённых родовспоможению, указано: «У всех женщин есть возможность сделать осознанный выбор в отношении тех или иных услуг, и им чётко разъясняются причины использования определённых мер и их последствий для здоровья».
Стандарты Всемирной организации здравоохранения относятся и к России. Однако, как и во многих других странах, далеко не все учреждения находят возможным менять практику.
1
11 марта 2021 года (четверг) в 18.00 молодёжный православный центр «Дружба» приглашает молодых жителей Бобруйска на праздник, посвящённый началу Великого поста.
Как не странно это звучит, но для нас пост действительно радостное время. Мы называем это время весной духовной. В этот вечер в центре пойдёт речь о посте, а ещё поиграем, попоём, в общем, интересно и плодотворно проведем время.
1
С 10 по 13 марта 2021 года на льду СК «Бобруйск-Арена» состоится финальный этап республиканских соревнований среди детей и подростков по хоккею с шайбой «Золотая шайба» на призы Президента Республики Беларусь, дивизион «А», возрастная группа 2008-2009 г. р.
Читайте также: Детский хоккейный турнир проведут на льду «Бобруйск-Арены»
14:00 Матч А1-А4
15:45 Матч А2-А3
17:30 Церемония открытия
18:00 Матч Б1-Б4
19:45 Матч Б2-Б3
10:00 Матч А3-А1
11:45 Матч Б3-Б1
13:30 Матч А4-А2
15:15 Матч Б4-Б2
10:00 Матч А1-А2
11:45 Матч Б1-Б2
13:30 Матч А3-А4
15:15 Матч Б3-Б4
10:45 Матч за 7-8 место
12:30 Матч за 5-6 место
14:15 Матч за 3-4 место
16:00 Финал
17:30 Церемония закрытия
Вход на все матчи свободный.
11 февраля 2024 года в Бобруйске в магазине стильной бижутерии и аксессуаров PourPour для детей проведут мастер-класс «Мармеладный мишка». Организатор – сеть магазинов стильной бижутерии и аксессуаров PourPour.
Мастер-класс – это отличная возможность проявить фантазию, собрать украшение по своему вкусу, своими руками и почувствовать себя дизайнером.
Стоимость участия в мастер-классе – 25,00 руб.
Продолжительность – 1,2-1,3 ч.
Начало в 14.00.
Записаться можно, написав в директ инстаграма @pourpour.by или по номеру +375(44) 764-07-07.