«Отец требовал, чтобы я сидела в кресле»: как рожали «наши бабки» и как менялось отношение к родам в истории

Как менялось отношение к родам и роженицам на протяжении веков, действительно ли «наши бабки рожали в поле — и ничего», когда роды из естественного события превратились в экстренную ситуацию и в каких случаях после них может наступить посттравматическое расстройство — в материале медицинского журналиста Даши Саркисян. «Домашний очаг» продолжает цикл статей о женском здоровье в истории.

«Ничего страшного, потерпишь», «Раньше надо было об обезболивании думать, родишь и так», «Я лучше знаю, что надо делать» — эти фразы не запатентованы российскими роддомами. Эти фразы говорят роженицам по всему миру: и в развитых странах, и в развивающихся.

К такой грубости и обесцениванию часто добавляется то, что называют «акушерской агрессией» — медицинские вмешательства там, где без них вполне можно было бы обойтись. Это отношение к роженицам логичным образом породило ответ — движение за «естественные роды».

В своём экстремальном виде это роды вообще без медицинских специалистов где-нибудь в пустыне или лесу. В менее экстремальном — роды с минимальной медицинской помощью, но с путями отхода на тот случай, если что-то пойдёт не так.


Читайте также: Подготовка к зачатию ребенка: 10 рекомендаций


Важная часть этого движения — давать женщинам слово, давать им право высказывать свое мнение и принимать решения. К сожалению, защищая эту позицию, активисты и активистки нередко апеллируют к временам, когда медицина была еще плохо развита, женщины «рожали в поле, и ничего».

В действительности история несколько сложнее, и даже 200 лет назад не всем женщинам удавалось отстоять во время родов свое право делать так, как просит тело.

Хотя роды — процесс, который теоретически должен протекать естественным образом, во все времена (о которых мы можем судить) женщины не рожали без поддержки более опытных помощниц.

В России это часто были «бабки-повитухи» или «повивальные бабки». Их знания передавались от одной другой, и не нужно было обучаться в специальном заведении, чтобы помогать при родах. Помощь эта бывала разной:

  • от простой моральной поддержки до попытки выдавить ребёнка,
  • от обмазывания живота маслом до расширения шейки матки пальцами.

otec-treboval-chtoby-ya-sidela-v-kresle-kak-rozhali-nashi-babki-i-kak-menyalos-otnoshenie-k-rodam-v-istorii-1

Повитуха приходила к роженице домой, и, конечно, предполагалось, что та будет слушать её, но в то же время у крестьянок было достаточно свободы в перемещении. Они могли рожать стоя, на корточках, в движении.

У дворянок в России в XVIII—XIX веках дела обстояли иначе. Рожали они, конечно, не в бане, как крестьянки, а у себя в постели, причём почти всегда лежа. Сейчас известно, что это не самая удачная позиция. В этом им помогали акушерки, иногда врачи и всегда домашние, в том числе уже рожавшие женщины.

Ни о какой свободе и волеизъявлении роженицы речи не шло. Она была обязана родить ребёнка (лучше, конечно, мальчика), не нарушая иерархию в принятии решений.

Например, историк Анна Белова в своей статье, посвящённой родам у дворян, приводит такую цитату из письма княгини Волконской: «Отец требовал, чтобы я сидела в кресле, мать, как опытная мать семейства, хотела, чтобы я легла в постель во избежание простуды, и вот начинается спор, а я страдаю; наконец, воля мужчины, как всегда, взяла верх; меня поместили в большом кресле, в котором я жёстко промучилась без всякой медицинской помощи».

otec-treboval-chtoby-ya-sidela-v-kresle-kak-rozhali-nashi-babki-i-kak-menyalos-otnoshenie-k-rodam-v-istorii-2

С конца XVIII века во всёи мире стали появляться мужчины-акушеры (не всегда врачи). Также начали открываться роддома. Обычно туда попадали бедные женщины (в России также дворянки, которые хотели родить анонимно внебрачного ребенка).

В роддомах могли практиковать и акушерки, и врачи. Предполагалось, что там можно также проходить обучение студентам. Пациентки в этих заведениях оказывались без традиционной поддержки семьи и в довольно зависимом положении.

otec-treboval-chtoby-ya-sidela-v-kresle-kak-rozhali-nashi-babki-i-kak-menyalos-otnoshenie-k-rodam-v-istorii-3

В странах Запада у женщин среднего и высшего класса со временем появился выбор: рожать с помощью акушерки либо врача. Между людьми этих двух групп разгорелась настоящая война, которая, по сути, продолжается до сих пор.

Считалось, что акушерки могут поддержать и помочь в течении естественных родов умелыми действиями. Но на стороне врачей со временем появились анестезия, щипцы и различные лекарства, которые, безусловно, могли сделать процесс менее пугающим (в конце концов, кто в те времена не знал женщину, умершую в родах).

Если женщина выбирала врача, то на этом её волеизъявление и заканчивалось: достаточно тяжёлая анестезия не позволяла ей видеть и понимать то, что происходит.

Роды перестали рассматриваться как естественное завершение беременности и превратились в экстренную медицинскую ситуацию.

Во всём мире XX век стал временем, когда медицина очень активно заинтересовалась родами. Роды перестали рассматриваться как естественное завершение беременности и превратились в экстренную медицинскую ситуацию.

  • Акушерки гораздо более активно стали получать образование.
  • Врачи стали сильнее бороться с акушерками и апеллировали к тому, что те отнимают у студентов возможность учиться, беря на себя основную массу рожениц.

При этом любопытно, что в начале века более активное участие врачей в родах привело даже к увеличению материнской смертности. По всей видимости, из-за избыточных медицинских вмешательств.

otec-treboval-chtoby-ya-sidela-v-kresle-kak-rozhali-nashi-babki-i-kak-menyalos-otnoshenie-k-rodam-v-istorii-4

Одновременно в Советском Союзе началась борьба с повитухами, у которых по определению не было формального образования (см. плакаты того времени), активно стали строить роддома, а там, где их не было, работали обученные акушерки.


Читайте также: Как довести себя до стресса: антируководство мамы


В разных странах роды постепенно стали перемещаться в медицинские учреждения, где у врача всё было под рукой. За относительную безопасность, пришедшую с развитием медицины, пациентки платили тем, что их мнение в принятии решений не учитывалось. Например, если женщина просила не использовать без крайней необходимости лекарства во время родов или настаивала на том, чтобы оставить ребёнка рядом с собой в палате на ночь, то ей отказывали.

otec-treboval-chtoby-ya-sidela-v-kresle-kak-rozhali-nashi-babki-i-kak-menyalos-otnoshenie-k-rodam-v-istorii-5
Медсёстры держат детей в родильном отделении больницы Святого Варфоломея в Лондоне.

Весь XX век профессия врача требовала обучения в специальном учреждении (что часто делало человека образованнее своих пациентов, особенно в начале столетия).

Уже в конце XIX века случилось множество открытий — от фармацевтических до хирургических. И в этих условиях логичным образом вырос патернализм. Это явление подразумевает, что врач знает лучше, а обычному пациенту и понимать не нужно, что вообще происходит.

Как в «Раковом корпусе» Александра Солженицына, пациенты лишь по косвенным признакам узнают свой диагноз и/или прогноз, потому что врач решил, что не нужно их беспокоить. В России патернализм до сих пор — основная модель общения с пациентами.

К середине века подавляющее большинство женщин, даже с низким риском осложнений, стали рожать в специальных учреждениях. Например, если в 1930-х годах в Великобритании дома рожали в 90% случаев, то в 1955-м — в трети случаев, а в 1980-х — почти в 1% случаев.


Читайте также: Ожирение во время беременности грозит ребёнку диабетом


В США уже к 1930 году 70% родов проходили в больницах. С развитием медицины женщины и их новорожденные дети стали умирать гораздо реже, однако в обращении к врачам были и минусы. Например, анестезия по‑прежнему могла быть такой сильной, что женщины, по сути, не принимали участия в родах.

Известно, что риск ПТСР повышается, если у женщины было мало контроля над происходящим.

У тех, кто был в сознании, могло развиться посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Сейчас считается, что таких женщин — чуть больше 1%. ПТСР — это психическое расстройство, при котором человек, переживший что-либо эмоционально тяжелое (теракт, изнасилование), испытывает тревогу, бессонницу, ночные кошмары, имеет навязчивые мысли и воспоминания. И всё это сильно ухудшает качество жизни.

Откровенно говоря, мы не знаем, чаще ли за последние два века у женщин стало развиваться посттравматическое стрессовое расстройство после родов. Однако известно, что его риск повышается, если у женщины было мало контроля над происходящим, её не поддерживали и внепланово пришлось прибегнуть к активным медицинским вмешательствам (например, кесареву сечению или использованию щипцов).

 

Но любое действие рождает противодействие. Постепенно этот перекос в сторону медицинских вмешательств привёл к массовым возмущениям со стороны женщин. Некоторые врачи и матери, в том числе будущие, всё чаще стали говорить о «естественных родах» и о том, что тело знает лучше.

Женщины стали громче заявлять о своих правах. В Великобритании это вылилось в революционный государственный доклад «Меняя роды», вышедший в 1993 году. В нём заявлялось о правах женщин на участие в принятии решений и в целом о том, что женщина должна быть в центре процесса. Это действительно гораздо важнее в плане удовлетворённости опытом, чем то, насколько естественно и планово протекают роды.

На ситуацию повлияло и то, что во второй половине XX века в западных странах стали приходить к партнёрским отношениям врачей и пациентов.

Если врач пытается давить авторитетом, говорит, что обязательно нужно явиться завтра на операцию, но не объясняет толком почему, то есть немаленькая вероятность, что человек просто не придёт. Потому что он боится или подумал, что врач его запугивает по каким-то своим причинам.


Читайте также: Как определить послеродовую депрессию


Если объяснять пациенту, что происходит, предложить варианты, рассказав обо всех плюсах и минусах, то он скорее начнет сотрудничать. Врачи осознали, что это большое заблуждение — думать, будто знаешь, что лучше для пациента. Например, женщина, которая хочет родить ещё пятерых, совсем по‑другому смотрит на риск потерять матку из-за какого-то медицинского вмешательства, чем женщина, которая больше не намерена рожать.

Естественно, прямо во время родов женщине сложно принимать взвешенные решения, основываясь на том, что говорит медицинский специалист. Однако это не повод не обсуждать с ней те медицинские вмешательства, которые кажутся врачу или акушерке необходимыми. Можно также проговаривать различные сценарии до родов или обращаться к законному представителю женщины, если она сама не в состоянии что-либо говорить.

Движение за права рожениц привело к тому, что акушерки, в XX веке отошедшие в какой-то степени на второй план, стали играть главную роль в новых учреждениях — в центрах, где нет врачей, используется минимум лекарств и роды принимаются только у женщин с низким риском осложнений.

В экстренных ситуациях пациенткам оказывают первую помощь и везут в больницу.

Важные плюсы таких мест — более близкие и доверительные отношения роженицы с персоналом и активное внимание к потребностям женщины. При этом такие учреждения оказались столь же безопасными, как и традиционные роддома, только число вмешательств уменьшилось.

Сейчас в британском руководстве по ведению родов есть отдельная глава, посвященная тому, что к роженице нужно относиться уважительно и слушать ее. О том же говорит и канадское руководство.

В стандартах Всемирной организации здравоохранения, посвящённых родовспоможению, указано: «У всех женщин есть возможность сделать осознанный выбор в отношении тех или иных услуг, и им чётко разъясняются причины использования определенных мер и их последствий для здоровья».

Стандарты Всемирной организации здравоохранения относятся и к России. Однако, как и во многих других странах, далеко не все учреждения находят возможным менять практику.

1

Поделиться

Читайте также

Находится Бобруйский краеведческий музей в историческом центре города, который сформировался в ходе строительства крепости, когда горожане были фактически выселены на новые районы (форштадты).

Бобруйчане ежедневно ходят по городским улицам, где сохранились старинные здания, в которых располагались жилые дома, торговые лавки, доходные дома, банкирские конторы. После Второй мировой войны некоторые дома были разрушены и не восстанавливались, изменилась нумерация зданий. И всё же на некоторых улицах старая застройка уцелела почти полностью. Только каменных домов сохранилось больше сотни.


Читайте также: Путешествие в прошлое. История сквера Челюскинцев


Сегодня очень непросто разобраться, кому принадлежали эти здания и что в них размещалось до 1920 года. Поначалу казалось, что сотрудники музея просто опоздали – старожилов уже нет, предшественники зафиксировали воспоминания отдельных жителей, но сведений о дореволюционных домах оказалось ничтожно мало.

 

И всё же музейные работники углубились в изучение документов архивов, библиотек. И им удалось открыть удивительные подробности о жизни бобруйчан прошлого столетия.


Читайте также: Гуляем по Бобруйску: дом Козловского


Процесс поиска продолжается и сейчас, но сотрудникам музея хотелось поделиться тем, что они нашли на сегодняшнем этапе. Значительная часть материалов публикуется впервые.

Прошло два месяца после старта проекта на сайте музея и в соцсетях. По наблюдениям музейных работников, публикации вызывают большой интерес у бобруйчан, в том числе у тех, кто живёт в разных концах света, у экскурсоводов, жителей Беларуси – потенциальных туристов.


Читайте также: Гуляем по Бобруйску: дом Гинденбурга


bobrkrai.museum.by

 

Читать дальше

9 августа 2022 года принято постановление Совета министров №516, которым утверждено Положение о порядке отчисления для перевода, перевода обучающихся и восстановления лиц для продолжения получения образования.

Положением определяются порядок и условия:

  • отчисления из учреждения образования для перевода в другое учреждение образования обучающихся, получающих дошкольное, общее среднее, специальное образование, дополнительное образование детей и молодёжи,
  • перевода для получения образования в другой форме получения образования обучающихся, получающих дошкольное, общее среднее, специальное образование, дополнительное образование детей и молодёжи,
  • восстановления лиц для продолжения получения общего среднего, специального образования в учреждениях образования и дополнительного образования детей и молодёжи в детских школах искусств.

Документом установлено, что отчисление ребёнка из одного учреждения дошкольного образования и перевод в другое может осуществляться по инициативе его законного представителя при наличии свободных мест в соответствующей возрастной группе в соответствии с общими требованиями к приёму (зачислению) лиц для получения дошкольного образования, специального образования, установленными статьями 140 и 274 Кодекса Республики Беларусь об образовании.

 

Что касается перевода в другое учреждение образования, реализующее образовательные программы общего среднего образования, специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу дополнительного образования детей и молодёжи, а также перевода обучающихся для получения общего среднего образования, специального образования на уровне общего среднего образования, дополнительного образования детей и молодёжи в другой форме получения образования, он может осуществляться по инициативе обучающегося, законного представителя несовершеннолетнего обучающегося.

При этом должны быть соблюдены следующие условия:

  • наличие свободного места в соответствующих классе, группе, объединении по интересам,
  • наличие группы по соответствующему профилю (направлению) деятельности в детской школе искусств,
  • возможность успешного продолжения обучения и воспитания.

Читайте также: Раз в месяц школьники Беларуси смогут посещать бесплатно любые музеи страны


Для перевода необходимо подать письменное заявление руководителю учреждения образования, в которое обучающийся желает перевестись. Решение по данному заявлению принимается в течение пяти календарных дней. При наличии согласия на перевод, обучающийся, законный представитель несовершеннолетнего обучающегося подают на имя руководителя учреждения образования, в котором он обучается, заявление о досрочном прекращении образовательных отношений (отчислении) для перевода в другое учреждение образования. К заявлению прилагается соответствующее письменное согласие на перевод.

Как правило, указанный перевод осуществляется в период каникул.

Исключение составляют случаи упразднения структурного подразделения, прекращения деятельности обособленного подразделения, реорганизации учреждения образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, ликвидации организации.

В перечисленных ситуациях перевод обучающихся в другие учреждения образования, иные организации осуществляется с их согласия, согласия законных представителей несовершеннолетних обучающихся в любое время года с учётом наличия свободных мест в соответствующих группе, классе, объединении по интересам.

Положением также определён порядок восстановления отчисленных из учреждений образования и не завершивших освоение содержания соответствующих образовательных программ.

Министерству образования предоставлено право давать разъяснения по вопросам применения настоящего постановления.

Документ вступает в силу с 1 сентября 2022 года.

pravo.by

 

Читать дальше

23 сентября 2023 года в 12.00 парк культуры и отдыха Бобруйска приглашает горожан принять участие в конкурсе «Пой, страна родная!» (0+).

Условия конкурса

  • Номинация – вокальное искусство.
  • Участники – дети, подростки и молодёжь в возрасте от 10 до 31 года.

Справки по телефону 8(0225) 73-15-15.

 

Читать дальше