Женщина в церкви

Почему женщина не может быть священником; почему женщин не пускают на Афон, в алтарь, на соборы? Что написано в Домострое об их правах и почему женщине нельзя то, что можно мужчине? Неужели она хуже?

Почему женщин не пускают на Афон

Святая гора Афон — полуостров в Греции, на котором расположено 20 крупных мужских монастырей (не считая более мелких монашеских общин).

В Византии вход во все мужские монастыри женщинам был строго запрещён.

zhenshina-v-cerkvi-1
Рябушкин А.П. «Русские женщины 17 столетия в церкви»

Святая гора считается земным уделом Божией Матери — предание гласит, что Пресвятая Богородица и евангелист Иоанн отправились в морское путешествие, но попали в шторм в пути и сбились с курса, в конце концов пристав к подножию горы Афон, в том месте, где теперь расположен Иверский монастырь.

Пораженная красотой этих мест, Матерь Божия попросила Господа сделать Святую гору Её земным уделом.

По завету Матери Божией ни одна женщина, кроме Неё, не может ступить на землю Афона.

В 1045 году при византийском императоре Константине IX Мономахе был принят устав для афонитов, официально запрещавший женщинам и даже домашним животным женского пола находиться на территории Святой горы.

Указ президента Греции от 1953 года предусматривает тюремное заключение на срок от 2 до 12 месяцев для женщин, нарушивших запрет (надо сказать, что во время гражданской войны в Греции 1946–1949 гг. на Святой Горе находили пристанище женщины-беженки, как и не раз во время турецкого владычества).

Сохранение запрета было одним из выдвинутых Грецией условий вступления в Евросоюз.

Несмотря на это, периодически различные органы ЕС пытаются оспорить этот пункт.

До сих пор этого сделать не удавалось, так как формально Афон находится в частном владении — вся территория горы разделена на двадцать частей между расположенными тут монастырями.


Читайте также: Ученые назвали семь простых привычек, которые превратят сову в жаворонка


Надо заметить, что византийский запрет на посещение монастырей лицами противоположного пола в Греции до сих пор соблюдается достаточно строго — не только на Афон, но во многие мужские монастыри не пускают женщин, а в большинство женских монастырей не пускают мужчин (кроме служащего духовенства).

Женщины на Поместных соборах

Большую часть церковной истории отсутствие женщин на церковных соборах обуславливалось словами апостола Павла: «жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1 Кор. 14:34-35). Русской Православной Церковью это правило строго соблюдалось вплоть до ХХ века.

Даже на известном количеством предлагавшихся на нем церковных инноваций Поместном соборе 1917-1918 годов женщины (включая монашествующих), хотя и могли присутствовать, но не имели права голоса.

Впервые в истории Церкви женщины приняли участие в Поместном Соборе РПЦ в 1971 году, когда избирался патриарх Пимен. Участвовали женщины и в работе Поместного собора 1990 года, избравшего Патриарха Алексия II.

 

Согласно канонам Церкви, полноправными членами Поместных соборов являются только преемники апостолов — епископы.

Канонов, предусматривающих участие в соборах клириков и мирян, нет, хотя подобные случаи в истории Церкви, особенно после падения Византийской империи, были.

В России в начале ХХ века развернулась широкая полемика об участии в соборах не только епископов. В результате членами собора 1917-1918 гг. были и клирики, и миряне.

Ныне действующий Устав Русской Православной Церкви, принятый в 2000 году, также предусматривает участие клириков и мирян в Поместном соборе.

Однако епископат удерживает за собой канонически обоснованный контроль за решениями Поместного собора: любое решение может быть принято собором только с согласия большинства присутствующих на нем епископов.

Почему женщина не может быть священником?

zhenshina-v-cerkvi-2

Женщина-священник в Англиканской Церкви

Многовековая православная церковная традиция никогда не знала женщин-«священниц», практика «рукоположения» женщин в священнический и епископский сан не приемлется Православной Церковью.

Против женского священства есть несколько аргументов.

  1. Во-первых, «священник на литургии — это литургическая икона Христа, и алтарь — это комната Тайной вечери. На этой вечери именно Христос взял чашу и сказал: пейте, это Кровь Моя. ...Мы причащаемся Крови Христа, которую дал Он Сам, именно поэтому священник должен быть литургической иконой Христа... Поэтому священнический архетип (первообраз) – мужской, а не женский» (диакон Андрей Кураев, «Церковь в мире людей»).
  2. Во-вторых, священник — это пастырь, а женщина, созданная как помощница, сама нуждается в поддержке и совете и потому не может нести пастырское служение в полноте. Своё призвание она призвана осуществлять в материнстве.

Не менее весомым аргументом является отсутствие самой идеи женского священства в церковном Предании. «Священное Предание — это не просто традиция, — пояснил нам профессор Московской духовной академии доктор богословия А.И. Осипов. — Важно уметь отличать случайные традиции от традиций, имеющих глубокие религиозные корни».


Читайте также: Топ-5 мифов о воде, которые следует развенчать


Есть веские аргументы в пользу того, что отсутствие женского священства — существенная традиция.

В истории Церкви первое столетие называется веком чрезвычайных дарований. Одновременно с крещением люди получали дарование, некоторые сразу несколько:

  • пророчество,
  • дар языков,
  • дар исцеления болезней,
  • дар изгнания бесов…

Дарования, очевидные для всех, поражавшие язычников, убеждавшие их в значимости и силе христианства.

В этот век мы видим иное отношение к Закону иудейскому, из которого исторически (но не онтологически) вышло христианство. В частности, другое отношение к женщине.

Среди святых того времени есть равноапостольные Мария Магдалина, Фекла — женщины, которые по своим дарованиям оказались на одном уровне с апостолами, занимались тем же — проповедью христианства. Но нигде и никогда уровень их церковного почитания не соединялся с дарованием им священства.

Более того, когда во II-III вв. в секте маркионитов появилось женское священство, это вызвало решительный протест целого ряда почитаемых святых и учителей Церкви.

Божия Матерь, почитаемая выше Ангелов, не была священником.

Вопрос недопустимости женского священства в богословской литературе подробно не освещен: есть только отдельные высказывания по этому поводу. Но дело в том, что в науке новая теория принимается только тогда, когда есть новые факты, ее подтверждающие, и принципиальные недостатки, присущие предшествующей теории.

Богословие — тоже наука.

Так что по общему для всех наук принципу богословские аргументы должны представить не противники женского священства, а его защитники.

Аргументы эти могут быть только из двух источников — Священного Писания и учения святых отцов.

Ни в Писании, ни в святоотеческой литературе нет ни одного факта, подтверждающего возможность женского священства».

Для справки: первая женщина-«священник» в истории христианства появилась в одной из церквей Англиканского содружества (объединение англиканских церквей всего мира).

zhenshina-v-cerkvi-3

Первая женщина-священник Флоренс Ли Тим Ой

Её звали Флоренс Ли Тим Ой (1907–1992).

В 1941 году, получив богословское образование, она стала диакониссой и служила в общине китайских беженцев в Макао.

Когда японская оккупация Китая привела к тому, что община в Макао оказалась без окормления священника, англиканский епископ Гонконга рукоположил ее в сан священника. Это был вынужденный шаг.

Так как это произошло за 30 лет до того, как какая-либо из англиканский церквей официально разрешила женское священство, доктор Ли Тим Ой прекратила священническое служение сразу после окончания Второй мировой войны.

Она умерла в 1992 году в Торонто; к этому времени женское «священство» было введено в большинстве англиканских церквей, чем дальше, тем больше отступающих от апостольских установлений не только в этом вопросе.

«Почему же протестанты дерзают вводить священников-женщин? Здесь есть внутреннее противоречие, — считает о. Иов (Гумеров), преподаватель Священной истории Ветхого Завета московской Сретенской семинарии. — Ведь в спорах с православными протестанты, чуть что, говорят: «А где это сказано в Библии?» Но в вопросе женского священства поступают прямо противоположным образом. Рассуждения о том, что если в Библии не сказано «нет», значит, можно — это формализм, лукавство и отказ воспринимать истинный дух Священного Писания».

Покойный митрополит Сурожский Антоний считал, что с богословской точки зрения вопрос о призвании женщины ещё только должен быть проработан: «Я убежден, что мы должны вдумываться в эту проблему всеми силами ума, с полным знанием Писания и Предания, и найти ответ» («Православная Церковь и женский вопрос»).


Читайте также: Что старит женщин


Известны слова Апостольских посланий обо всех верующих: «Вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2:9).

Как понимать эти слова?

Митрополит Антоний Сурожский так объясняет эту мысль: «Мне кажется, можно ответить, что всеобщее священство состоит в призвании всех тех, кто принадлежит Самому Христу, кто через крещение стал Христовым… освящать этот мир, делать его священным и святым, приносить его как дар Богу. Это служение состоит в первую очередь в том, чтобы приносить Богу собственную душу и тело как живую жертву, и в этом приношении самого себя приносить — все, что наше: не только чувства, и душу, и мысли, и волю, и все тело, но все, что мы делаем, все, чего касаемся, все, что нам принадлежит, все, что мы можем своей властью освободить от рабства сатане, — действием собственной верности Богу».

«Управление принадлежит только особо призванным, а не всему народу, члены которого даров управления не получали, а без благодатных даров не может быть служения в Церкви. Поэтому служение пастырей отлично от служения народа Божьего».

Именно к такому пастырскому служению (пресвитерскому и епископскому), согласно Преданию, не допущены женщины.

Всегда ли женщин не пускали в алтарь?

Стать алтарницей — то есть убирать в алтаре, подавать кадило, читать, выходить со свечами — могут вдовы, девы или монахини после 40 лет.

На Святой Земле в храме Гроба Господня в Кувуклию — пещеру, где воскрес Христос и которая служит алтарем храма, — может войти любой паломник или паломница и приложиться к смертному ложу Спасителя, то есть к св. престолу. Многих смущает тот факт, что при Крещении мальчиков вносят в алтарь, а девочек нет.

Однако известно, что до XIV века всех детей на 40-й день после рождения воцерковляли («всороковляли») — вносили в алтарь. Мало того, и мальчиков, и девочек прикладывали к св. престолу. Крестили же детей примерно в 3 года, а младенцев — только в случае опасности.

Позже, после того как крестить детей стали раньше, чин воцерковления стал совершаться уже не до, а сразу после Крещения, и тогда девочек перестали вносить в алтарь, а мальчиков — прикладывать к св. престолу.


Читайте также: 10 финансовых советов, которые точно пригодятся в новом году


Куда исчезли диакониссы?

Диакониссы как особое женское церковное служение появились около IV века по Рождестве Христовом (хотя о диакониссе Фиве упоминается в Послании апостола Павла к римлянам, историки считают, что в то время чин поставления в диакониссы еще не сложился).

zhenshina-v-cerkvi-4

Диаконисса Олимпиада

В последующей византийской традиции диакониссами могли стать незамужние женщины старше 50 лет: вдовы, девы, а также монахини.

Порядок чинов рукоположения диакониссы и диакона почти не различался (но молитвы поставления, конечно, были разными) — диакону в конце поставления вручали Чашу, и он шел причащать верующих, а диаконисса ставила Чашу обратно на св. престол.

Этим выражалось то, что диаконисса не имела богослужебных обязанностей (единственная известная самостоятельная роль диаконисс в богослужении была связана с соблюдением благопристойности при Крещении женщин: после того, как епископ или священник возливал св. елей на лоб крещаемой, остальные части тела помазывала диаконисса).

Диакониссы выполняли административные функции в благотворительных учреждениях, руководили женскими общинами.

В Византии диакониссы просуществовали до XI века (к этому времени диакониссой могли стать лишь схимонахини), на Западе они исчезли примерно на полтысячелетия раньше — во многом из-за разрушения той социальной структуры, в рамках которой требовались.

В Византии необходимость в диакониссах отпала по схожим причинам — социальные благотворительные институты перестали испытывать в них потребность.

Позже институт диаконисс не восстанавливался, так как в них не было необходимости. Правда, несколько диаконисс было рукоположено святителем Нектарием Эгинским (1846–1920), основателем женского монастыря на греческом острове Эгина, но этот опыт не имел продолжения.

В России диаконисс никогда не было — в древнейшей славянской рукописи чинов рукоположений (архиерейский Требник РНБ. Соф. 1056, XIV в.) чин поставления диакониссы отсутствует.


Читайте также: Нашим сердцам чёрный шоколад по сердцу


Почему мужчины и женщины в некоторых храмах стоят отдельно?

По традиции, восходящей к раннехристианским временам, мужчины и женщины стоят в церкви отдельно.

Такое разделение соответствовало древним представлениям о благочестии.

Условное деление храма на мужскую и женскую половины до сих пор сохраняется, например, у коптов.

В Византии во многих храмах устраивались хоры (вторые этажи, идущие по периметру храма), где во время службы стояли женщины.

Только ребро или целая половина?

По одному из толкований Библии Бог сотворил женщину не из мужчины Адама, а из человека Адама, разделив его на две половинки: мужскую и женскую.

Митрополит Антоний Сурожский так комментирует этот отрывок: «Переводы Библии часто говорят, что Бог взял ребро Адама (Быт.2:21). Еврейский текст предлагает другие переводы, один из которых говорит не о ребре, а стороне. Бог не отделил ребро, а разделил две стороны, две половины, женское и мужское.

Действительно, когда читаешь текст по-еврейски, ясно становится, что говорит Адам, когда лицом к лицу встречается с Евой. Он восклицает: она жена, потому что я муж (Быт. 2:23). По-еврейски это звучит: иш и иша, одно и то же слово в мужском и женском роде.

Они вместе составляют человека, и они видят друг друга в новом богатстве, в новой возможности перерастать то, что уже дано, в новую полноту».

1

Ужасы Домостроя преувеличены

Почему-то считается, что все ужасы традиционного семейного быта описаны в «Домострое» — русском семейном уставе XVI века (знаменитый священник Сильвестр был автором только одной из редакций «Домостроя»)


Читайте также: Во что наряжались женихи и невесты в Российской империи


Однако в этой книге мы находим только одну цитату, которую можно интерпретировать как поощряющую телесные наказания для женщин:

«А увидит муж, что у жены непорядок и у слуг или не так все, как в книге этой изложено, сумел бы жену наставлять да учить полезным советом; если она понимает, тогда уж пусть так все делает, и уважить ее да жаловать, но если жена науке такой, наставлению не последует и того не исполняет (о чем в этой книге сказано), и сама ничего из того не знает, и слуг не учит, должен муж жену свою наказывать, вразумлять ее страхом наедине, а наказав, простить и попенять, и нежно наставить, и поучить, но при том ни мужу на жену не обижаться, ни жене на мужа — жить всегда в любви и согласии».

Никто не обижен?

Насколько распространено среди церковных женщин недовольство тем местом, какое отводит им Церковь?

Мы cпросили об этом нескольких заметных православных женщин.

Признаёмся честно — начиная опрос православных соотечественниц, мы ожидали, что выбранные нами успешные, профессионально состоявшиеся, осуществившие своё призвание женщины острее других чувствуют и лучше других могут выразить ту женскую обиду, которая звучит в письме из Зарубежной Церкви.

К нашему удивлению, ни одной обиженной среди наших собеседниц не нашлось! Может быть, дело в том, что в Церкви любой разговор с позиции «я имею право» совершенно неплодотворен?

Никто из нас — мужчин или женщин, неважно — не может ничего требовать «для себя» — потому что любовь не ищет своего. Требовать можно только с себя самих. Как хорошо, что женской, более мягкой и уступчивой природе легче это понять! А что делать тем, кто все же обижен: мужчины слова не дают сказать? Я думаю, утешение есть.

Если тебе действительно есть что сказать, и содержание твоей души и твоих слов действительно важно — можно не бояться, ты будешь услышана. Как были услышаны святые жены — да так, что память о них и их слова сохранились через века.

Приход храма Троицы

 

Поделиться

Читайте также

31 марта 2023 года в республике пройдёт Единый день безопасности дорожного движения, «Движение по правилам!», ориентированный на профилактику безопасного передвижения на средствах персональной мобильности (СПМ).

C каждым днём всё чаще можно увидеть горожан, которые передвигаются на этих популярных и удобных средствах передвижения. Однако стоит отметить, что передвижение на СПМ может быть небезопасным. Поскольку средства персональной мобильности способны развивать довольно высокую скорость, они автоматически становятся серьёзным источником повышенной опасности.


Читайте также: ГАИ: как безопасно ездить на электросамокатах и гироскутерах


Правила передвижения на СПМ

В целях предупреждения ДТП госавтоинспекция призывает пользователей средств персональной мобильности к строгому соблюдению правил дорожного движения, а также напоминает основные меры безопасности:

  • выезжать на гаджете на проезжую часть дороги, в случае необходимости, разрешено только лицам, достигшим 14 лет;
  • двигаться необходимо по велосипедным дорожкам, а при их отсутствии – по тротуарам, пешеходной дорожке или обочине, не создавая препятствий для движения других пешеходов;
  • перед пересечением проезжей части по пешеходному переходу необходимо остановиться, убедиться, что выход (выезд) на дорогу безопасен и только после этого пересекать проезжую часть со скоростью идущего шагом пешехода;
  • передвигаться необходимо со скоростью, которая позволит в случае возникновения препятствия на пути безопасно остановиться, не прибегая к экстренному торможению, при этом скорость не должна превышать 25 км/ч;
  • необходимо крепко держаться за руль (при его наличии);
  • нельзя перевозить других лиц вне специально оборудованных мест для сидения, предусмотренной конструкцией гаджета;
  • во время движения нельзя отвлекаться на телефонные разговоры или просмотр сообщений на экране телефона, необходимо постоянно контролировать ситуацию вокруг себя, соблюдать безопасную дистанцию до других участников движения;
  • заметив поблизости детей, снижайте скорость и будьте готовы к резкой смене направления движения маленьких пешеходов, которые обычно отличаются высокой подвижностью и непредсказуемостью;
  • проезжая возле выходов из подземных переходов, торговых объектов, крытых остановок общественного транспорта, снижайте скорость и будьте готовы к внезапному появлению людей;
  • в тёмное время суток и при недостаточной видимости необходимо обозначить себя световозвращающими элементами, а на средстве персональной мобильности должна быть установлена фара (фонарь), позволяющая своевременно обнаружить препятствие для дорожного движения;
  • используйте шлем и иную защитную экипировку;
  • запрещено управлять средствами персональной мобильности в состоянии опьянения или при плохом самочувствии.

Стоит отметить, что лица, управляющие такими устройствами, с 27 октября 2022 года стали полноправными участниками дорожного движения и официально приравнены к пешеходам. Следовательно, ответственность за нарушения ими ПДД наступает в соответствии со ст. 18.20 КоАП Республики Беларусь.

К сведению

Средство персональной мобильности – устройство, имеющее одно или несколько колёс (роликов), предназначенное для передвижения человека посредством использования электродвигателя (электродвигателей) и (или) мускульной энергии человека (роликовые коньки, самокаты, электросамокаты, скейтборды, электроскейборты, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства), за исключением велосипедов и инвалидных колясок.

1

 

УВД Могилёвского облисполкома

Читать дальше

Шарлотта Аубери шла на встречу с друзьями, когда к ней подошёл пранкер Кевин Фрешуотер и попросил её допеть хит Леди Гаги из фильма «Звезда родилась», пишет twizz.ru. Её исполнение поразило парня и пользователей сети!

Всего видео с Аубери посмотрели более 60 миллионов раз.

Песня «Shallow» снова вошла в топ-40 песен на iTunes, и на Инстаграм Шарлотты подписалась певица Ариана Гранде. По мнению пользователей сети, её исполнение даже затмило оригинальное.

О женщине тут же заговорили — оказалось, что она британская певица, которая уже 15 лет выступает на свадьбах и праздниках.

Шарлотта стала настолько популярна, что её пригласили на шоу американки Эллен Дедженерес.

Там Шарлотта снова исполнила песню, которая сделала её знаменитой, и получила подарки — годовой абонемент в Лондонское метро и 10 000 фунтов (почти 13 тыс. долларов или 848 000 рос. рублей) на Shutterfly.

Сейчас у женщины в Инстаграме больше полумиллиона подписчиков — а начинала она с 4 тысяч.

Сама Шарлотта в шоке от обрушившейся на неё славы, и благодарит за успех своего отца:

Мой папа всегда говорил: «Где бы ты не была — пой. Никогда не сдавайся». И он был прав!

И совет отца Шарлотты её не подвёл — она пела везде, даже в метро, и благодаря этому пришла к мировому успеху!


Читайте также: В Бобруйске в моде – розовые тюльпаны


 

Читать дальше

Сегодня, 28 февраля, жители страны с утра узнали, что в Беларуси лабораторно подтверждён первый случай заболевания коронавирусом.

Один из иностранных студентов БНТУ прилетел 22 февраля из Ирана с 2019-nCoV на Боинге, полном пассажиров. Шесть дней он находился среди людей, не подозревая о заболевании. За это время с парнем контактировала масса народа.

Уже предприняты шаги

В минской городской клинической инфекционной больнице, где находится вирусоноситель, введён карантин и запрещён доступ на её территорию.

С утра студентов БНТУ перевели на индивидуальное обучение, семья девушки парня – в инфекционной больнице, а его одногруппники – под наблюдением медиков.

Столичная санстанция отправила в адрес торговых объектов письма-рекомендации об установлении возле касс дозаторов-дезинфекторов для распыления антисептиков.

Но

Массовые мероприятия официально не отменяются, поэтому вы должны решать сами, стоит ли посещать места с большим скоплением людей вам самим и вашим детям.

Беларусь не будет, по утверждению главы государства, закрывать границы, но на них ужесточат санитарно-карантинные меры безопасности.


Читайте также: Знаменитые зоопарки мира предлагают онлайн-посещения


У некоторых людей шок и паника

В столичных аптеках исчезли из продажи медицинские маски – люди массово кинулись их приобретать.

Нет в продаже масок и в аптеках Бобруйска. Мы объехали их в нескольких районах города. Было бы логичным, чтобы в продаже появились те изделия, что стали шить на бобруйской «Славянке». Но пока их в городских аптеках нет.

А знаете ли вы, что Всемирная организация здравоохранения заявила о невозможности полностью защититься от коронавируса с помощью обычной медицинской маски.

Чтобы её использование было эффективным, следует ношение маски сочетать с правильным мытьём рук, приёмом витаминных комплексов (назначенных врачом) и другими мерами.

Минздрав Беларуси разъясняет, что здоровым людям маска нужна лишь при уходе за больным. Если же у вас или окружающих вас людей есть признаки даже простого ОРВИ, маска необходима. При коронавирусе важнее не ношение маски, а соблюдение гигиенических правил.

 

Что нужно знать о коронавирусе 2019-nCoV

Вирусы — уникальная форма жизни. Для того чтобы размножаться, они встраивают свой геном в клетку хозяина. Инкубационный период заболевания коронавирусом – от двух до 14 дней.

Летальные исходы в Китае наиболее часто регистрировались у пациентов пожилого возраста и с патологиями (сахарный диабет, артериальная гипертензия, сердечно-сосудистые болезни, хронические заболевания почек, онкологическая патология).

Необходимо обязательно соблюдать личную гигиену и кашлевой этикет (использование при чихании/кашле платка либо согнутого локтя, а не рук). Так как коронавирус передаётся и контактным, и воздушно-капельным путём, важно не трогать нос/рот/глаза немытыми руками. Их рекомендуют мыть чаще с мылом, причём не менее 20-ти секунд. При невозможности использования мыла очищать руки антисептиками, в составе которых есть спирт.

Грипп более опасен и заразен. Если на открытых поверхностях его вирус может сохраняться до 6 часов, то коронавирус менее устойчив. Медики советуют держать расстояние не менее метра от больного, так как заразны мельчайшие капли, выделяемые им при чихании либо кашле.

2019-nCoV поражает больше нижние дыхательные пути, чем верхние. В патологический процесс чаще вовлекаются бронхи и лёгкие.

Вирус может проникнуть к плоду у беременной, но не факт, что ребёнок будет заражён.

98 процентов заболевших коронавирусом выздоравливают. С лёгкими признаками заболевания – через неделю, с более тяжёлыми (это примерно 15% заразившихся) – через две.


Читайте также: Ангиографический комплекс открыли в Бобруйске


Важно обращать внимание на следующие симптомы

  • Сухой кашель,
  • повышение температуры,
  • быстрая утомляемость.

Помимо основных признаков заболевания, следует насторожиться, если беспокоят:

  • заложенность носа,
  • першение в горле,
  • диарея,
  • насморк.

Одним из редких симптомов коронавируса (1 из 6 случаев) является дыхательная недостаточность, среди проявлений которой:

  • одышка (даже в состоянии покоя),
  • дневная сонливость,
  • синюшность кожных покровов,
  • головные боли,
  • расстройство ночного сна.

1

Фото из открытых источников носит иллюстративный характер.

Читать дальше