Некоторые традиции свадебного костюма существовали веками. Прообраз фаты появился ещё в Древней Греции. Подвенечный шлейф стал правилом в эпоху Средневековья. В эпоху готики невесты украшали свои наряды флердоранжем (цветами померанцевого дерева) или колосьями пшеницы.
Причём до середины 19-го века белый цвет не считался обязательным для невест. А превратился в главный свадебный цвет с подачи молодой королевы Виктории. В 1840 году она венчалась с принцем Альбертом, одетая в элегантное бело-кремовое шелковое платье с кружевами. Его изображение разлетелось по светским журналам, стало модной сенсацией, а вскоре – традицией.
Г. Хэйтер. Свадьба королевы Виктории 10 февраля 1840 года.
И почти тогда же «униформа» появилась у женихов. Её главный элемент, строгий чёрный фрак, прекрасно оттенял наряд невесты. А что в России?
Свадебную тенденцию, введённую королевой Викторией, поддержала принцесса Мария Гессенская (в православии Мария Александровна). 16 апреля 1841 года она венчалась с цесаревичем Александром Николаевичем в белом платье-сарафане.
Камер-юнгфера Яковлева вспоминала: «Белый сарафан был богато вышит серебром и разукрашен бриллиантами. Через плечо лежала красная лента; пунцовая бархатная мантия, подбитая белым атласом и обшитая горностаем, была прикреплена на плечах. На голове бриллиантовая диадема, серьги, ожерелье, браслеты – бриллиантовые»
Не менее тщательно готовили венчальный наряд и приданое для Марии Софии Фредерики Дагмар, ставшей в 1866 году супругой цесаревича Александра Александровича. Приданое было богатым – парча, меха, кружева, золотые нити, постельные принадлежности, нижнее белье, блузы, сорочки, а также несчётное количество обуви, к которой Мария Федоровна всегда испытывала слабость.
Часть платьев для высоконаречённой невесты выполнил знаменитый парижский портной Чарльз Фредерик Ворт. Его произведения стоили дорого, но были вполне по карману русскому двору. Кутюрье вскоре стал любимым закройщиком Дагмар и сочинял ей наряды целых тридцать лет.
Читайте также: Факты о девице Миллер – будущей королеве захватывающих преступлений
В приданое невесты включили и роскошный придворный комплект для будущих больших выходов, выполненный русскими мастерами и золотошвейками. Он состоял из трёх нарядов – белого муарового сарафана и шлейфа, густо покрытых вышивками стоимостью 2300 рублей, расшитых золотом сарафана и шлейфа из синего бархата стоимостью 450 рублей и ещё одного дополнительного бархатного шлейфа бутылочного оттенка, расшитого золотом. За него отдали 500 рублей.
Её весьма тяжелый венчальный наряд включал в себя серебряный сарафан, мантию малинового бархата, подбитую горностаем, и малую бриллиантовую корону. На венчании цесаревич Александр был в мундире атамана всех казачьих войск.
Среди законодательниц русской свадебной моды тех лет была и светлейшая княжна Мария Максимилиановна Романовская герцогиня Лейхтенбергская. В 1863 году она вышла замуж за принца Баденского. Светский Петербург не переставал восхищаться её подвенечным платьем, украшениями, а также по-русски щедрым белошвейным приданым, составленным из десятков пеньюаров, чепчиков, рукавов и подрукавников, наколок на волосы и галстучков, тюлевых косынок и нежнейших носовых платков с монограммами.
И, наконец, свадьба цесаревича Николая Александровича с принцессой Викторией Алисой Гессен-Дармштадтской состоялась в ноябре 1894 года. В присутствии родственников и близкого круга придворных августейшая пара дала клятву вечной любви и верности.
Николай Александрович был одет в красный доломан и синие чикчиры лейб-гвардии Гусарского полка, шефом которого недавно стал. Александра Фёдоровна произносила священные слова в золотопарчовой мантии, отороченной и подбитой мехом горностая, её голову украшала корона с кружевной фатой.
Это была последняя свадьба в истории правящей династии Романовых.
Какими бы великолепными ни были наряды царских невест, свадебную моду определяли не они. Законодателями являлись европейские аристократки и кутюрье.
В 1860 годы бесспорной сенсацией стало подвенечное платье принцессы Александры, выполненное прославленным модельером Чарльзом Фредериком Вортом.
«Оно вышито серебряными цветами: розы, трилистника и репейника – национальными цветами Великобритании. Платье производило необыкновенный эффект», – сообщал светский хроникер.
Драгоценности, оттенявшие богатство наряда, сочинил для Александры британский придворный ювелир Гаррард: «Это целая масса богатства, вкуса и изящества отделки! Особенное внимание обращали на себя ожерелье с прибором, то есть брошем, браслетами, серьгами, диадемой, и кольцо из шести драгоценных камней». И платье, и свадебные украшения были тут же скопированы русскими аристократками.
Ворт долгое время оставался законодателем свадебных мод. Среди его клиенток было немало русских – графиня Софья Петровна Шувалова, Надежда Михайловна Половцова и ее дочь Анна, княгини Щербатова, Барятинская, Юсупова...
Во второй половине 1870-х в России узнали о лондонском модном доме Redfern & Sons, который потчевал щеголих приятными свадебными новинками. Но популярностью пользовался и петербургский торговый дом Августа Бризака – он предлагал наряды превосходного качества и не такие дорогие, как у Ворта. В начале 20-го века московские невесты заказывали платья у Надежды Петровны Ламановой-Каютовой, одной из лучших портних предреволюционной России. Кружева были традиционной отделкой подвенечных нарядов. Их покупали в петербургском магазине госпожи Шоазель на Малой Морской улице и в Лионском магазине на Михайловской улице.
Читайте также: «Социальная болезнь» во времена НЭПа. Любовь за деньги в БССР (и в Бобруйске тоже)
В начале 20 века главным цветом свадебного платья оставался белый. Но силуэт и отделка менялись в угоду неоклассической моде. Теперь русские аристократки, повинуясь парижскому модельеру Полю Пуаре, выходили замуж в платьях-«ампир» с завышенной линией талии, узкой длинной юбкой с традиционным шлейфом.
«Элегантный подвенечный туалет, – сообщал «Модный свет», – делается из атласа или крепдешина и отделывается вставочкой из заложенного в складки шифона или нинона. Вставочка и нижние рукава делаются из кружевного тюля. Спереди блуза отделывается красивым жемчужным мотивом»
В пору Великой войны стали актуальны подвенечные платья в русском вкусе. В этом отчасти повинна петербургская красавица Надежда Торби. Весной 1917 года она сочеталась законным браком с принцем Георгом Баттенбергским. Её платье было сшито из серебряной парчи, традиционного материала подвенечных и коронационных нарядов русских императриц. Оно стало сенсацией в Англии и Франции.
Ну, а пока невесты сверкали драгоценностями и шелестели парчой, женихи скромно держались в тени. Военные и чиновники венчались в парадной форме, оживлённой лишь флердоранжем. Все прочие надевали черно-белую свадебную «униформу» – чёрный (реже тёмно-синий) фрак, панталоны с атласной лентой по боковому шву, белый пикейный жилет, белый галстук-бабочку, белые перчатки и чёрный цилиндр. В петлице – неизменный флердоранж. Этот костюм сформировался в середине 1850 годов и оставался правилом вплоть до революции 1917 года.
Подвенечное платье (слева) весеннего сезона 1888 года. Иллюстрация из журнала моды. Фото: коллекция Ольги Хорошиловой
В первой половине 19-го века социальные границы были ещё не столь размыты. Купеческих невест можно было легко отличить от дворянских. Купчихи любили всего побольше – платья шили громоздкие, пышные, дорогие, напоказ. И часто перебарщивали с отделкой, кружевами и драгоценностями. Когда журналы сообщали, что нынче в моде «длинный трен, который ползёт за женщиной в змеиных изгибах», купеческие невесты заказывали шлейфы самой невообразимой длины.
Но уже в середине 19-го века их нравы изменились. Купеческие дочки теперь всё больше напоминали благородных барышень. Красивые, статные, в эффектных парижских платьях и скромных драгоценностях, они украшали петербургские и московские балы.
«Дворянство завидовало купечеству, купечество щеголяло своим стремлением к цивилизации и культуре, – писал Владимир Немирович-Данченко, – купеческие жены получали свои туалеты из Парижа, ездили на «зимнюю весну» на Французскую Ривьеру и в то же самое время по каким-то тайным психологическим причинам заискивали у высшего дворянства».
Это мнение разделяла писательница Екатерина Авдеева. Она отмечала: «Ныне все молодые женщины, купчихи, одеваются точно так же, как и в столице. Кто приедет прямо из Москвы или Петербурга, тот мало заметит разницы в одежде».
Столичные купеческие девы перенимали стиль дворянок. И следовали предписаниям уважаемых модных арбитров, которые призывали не злоупотреблять отделкой и шить скромные свадебные платья – никакого декольте и оголённых рук. Заказывали платья из белых тканей – пу-де-суа, муар-антика, тафты, и дополняли кисейными юбками и рукавами-воланами.
Читайте также: История о том, как врач и морковный суп спасли тысячи жизней
Облик столичной купеческой невесты дополняли венок из флердоранжа и такой же букетик, приколотый к корсажу. Голову украшали вуалью из тюля illusion. В Петербурге такие покупали в магазине мод И. А. Александровой (Вознесенский проспект, 20), у Елены Павловны Сиверс (Невский проспект, 52). Те, кто хотел сэкономить, отправлялись в лавку к госпоже Рейзакер (Невский проспект, 82), которая делала «хорошенькие, со вкусом и недорогие шляпы, вуали и фаты».
В провинции тоже были свои звёздные свадебные портные. К примеру, орловские купчихи заказывали венчальные наряды от «парижской кутюрьерки» мадам Леблан. Она владела также рестораном и кондитерской, так что у неё можно было заказать свадебный all-inclusive – наряды и зал с царским ужином.
Невесты-горожанки, в особенности из купеческих семейств, заказывали свадебные платья с русскими кружевами. Самые изящные создавали вологодские мастерицы Анны Григорьевны Надпорожской и Авдотьи Меликовой.
В конце 19-го века поборницы национального стиля выходили замуж в платьях из драгоценной материи «московит» – толстого бледно-кремового или белого атласа, затканного крупными букетами из серебряных и золотых нитей. Купчихи его очень любили.
Мещанки от купчих не отставали – они тоже хотели венчаться в белых атласных или парчовых платьях, с кружевами, длинным шлейфом, в кружевной фате и в драгоценностях. Но позволить такую роскошь могли не все. И потому мещанки искали способы сшить платье достойное, но недорогое. На помощь приходили портнихи, работавшие на дому и ловко стрекотавшие на машинках «Зингер».
Брачующиеся из села Спасское (Приморская область). 1911 год. Фото: коллекция Ольги Хорошиловой
Другие обращались в швейные мастерские, в которых работали девушки из малообеспеченных семей. Одной из самых популярных в мещанской среде Петербурга была мастерская Общества дешёвых квартир (в доме Тура на Невском проспекте). Её организовала предприимчивая аристократка Анна Павловна Философова вместе с Надеждой Васильевной Стасовой и Марией Васильевной Трубниковой. Швеи жили здесь же, дёшево снимая в доме Тура крохотные квартирки. Ежедневно в мастерской трудились 12-15 женщин. В начале 1870-х комитет Общества открыл вторую мастерскую в доме Реймерса в 1-й Измайловской роте. Аналогичные ателье организовали при школе Сергиевского братства и приюте святой Ксении.
Если денег не хватало, мещанки шили платья сами или перешивали наряды своих бабушек и мам. Дамские журналы часто предлагали выкройки и делились советами, как старые костюмы и платья «употребить в дело и сделать из них новые туалеты».
Читайте также: «Палка сыровяленой колбасы была всё равно что сейчас – блюдо с устрицами». Как отмечали Новый год в СССР
В отличие от аристократов, мужчины из среды мещан и разночинцев часто нарушали свадебный регламент. Фракам предпочитали более дешёвые и удобные сюртуки. Некоторые женились в повседневных пиджаках и рабочих куртках, отличаясь от гостей лишь белыми перчатками и флердоранжем. Впрочем, даже ими порой пренебрегали.
Революция 1917 года отменила имперские законы и уничтожила многие традиции, в том числе брачные. Показательно, что в те годы появился модный вид развлечения – шуточные травестийные свадьбы, разыгранные по всем «старорежимным» правилам – со священником, венчанием, посаженными родителями. При этом роль жениха и невесты играли люди одного пола. Впрочем, иногда эти вечеринки завершались милицейскими рейдами. Об одной такой «Родина» писала в №4 за 2016 год.
Но время шло. Многие из имперских свадебных традиций постепенно вернулись, а вместе с ними и свадебная «униформа» – белые платья, шлейфы, фата, флердоранж...
Открытый Кубок Бобруйска по восточному танцу состоится во Дворце искусств 23 марта 2024 года.
Турнир международный (в наш город приглашаются участники из других стран).
1
Полторы сотни учеников бобруйской гимназии № 1 изучают французский язык. Этот выбор сделали сами дети.
На днях с гимназистами пообщался без переводчика Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Франция в Республике Беларусь Дидье Канесс. Презентация школы, представление на сцене, общение – всё на французском, без перевода. Даже сценки из белорусской сельской жизни были по-французски.
Оказывается, таким образом гимназисты рассказали гостю про местные легенды и достопримечательности Бобруйска. Пели тоже по-французски. Но кроме эстрады, французский язык остаётся одним из главных языков международного общения. Это официальный язык в 29 странах.
Читайте также: Два золота, серебро и бронза первенства страны – у бобруйчанок
В первой бобруйской гимназии французский язык учат не так уж много учеников – менее 20%. Ни для кого ни секрет, что сейчас лидирует английский язык, который считается всё-таки первым и главным в международных отношениях. Но именно здесь у детей и их родителей есть выбор, и многие делают его в пользу французского языка.
Наша голосовая помощница Алиса находит общий язык с людьми разного возраста. В том числе и с маленькими детьми — Алиса может рассказать им сказку, включить песенку, загадать загадку или сыграть в игре. Малыши, которые не так давно начали говорить, произносят слова совсем не так, как взрослые. Поэтому когда-то мы специально учили Алису разбирать детскую речь. Но нам хочется, чтобы Алиса не только была одинаковой, но и поэтому она говорила лучше.
Сегодня в каталоге навыков Алисы появился детский тренер для развития речи. Мы назвали его « Легко сказать ». Тренажёр создан с участием педагогов-логопедов. С его помощью дети 5–7 лет могут отработать правильное произнесение шести звуков, которые часто вызывают затруднения: это [з], [ц], [ш], [ч], [р] и [л].
Ольга Бобкова, педагог-логопед, стаж работы — 26 лет:
Те или иные дефекты речи встречаются у 70–80 процентов детей. Нарушение звукопроизношения — один из самых лёгких случаев. Скорректировать такое нарушение достаточно просто: сначала ребёнку «ставить» звук, то есть учат произносить его правильно, а затем доводить это умение до автоматизма.
Занятия на тренажёре проходят в форме игры. Играть можно вместе с фиксиками и звуками. Фиксики — герои одноимённого мультсериала; их голоса знают почти каждый шаг. Звуклей мы придумали специально для игр, а озвучили их современные артисты: Даниил Мацейчук из Quest Pistols Show, Катя IOWA и Максим Свобода. Скоро в «Легко сказать» появится ещё один персонаж-звуколь — за него будут говорить солистки группы Open Kids.
Персонажей легко изменить: у каждого свой голос, свое имя и свой звук, который он помогает освоить ребенка. Так, звукль Безошибка — эксперт по звуку [ш], а фиксик Нолик научит правильно выговаривать [р].
Каждому звуку было посвящено пять занятий. Они организованы по одной схеме. Сначала персонаж проводится с ребёнком разминку. Она состоит из легких упражнений, задача которых — разогреть речевой аппарат. Например, ребенок может случайно широко улыбнуться, высунуть язык или поцокать.
Читайте также: Растущие парты и столы для работы сидя и стоя – это моде или необходимость?
За разминкой идет распевка: вслед за персонажем голос произносит припев из повторяющихся слов. Это позволяет обрабатывать звук в одном из возможных вариантов. Последнее задание — спеть куплет песенки. Тексты песенок написали детские стихи по требованиям, составленным логопедами. В песенках изучаемый звук встречается во всех позициях: в ударных, безударных, обратных и прямых лозунгах.
Ольга Бобкова, педагог-логопед, стаж работы — 26 лет:
Если вы хотите слепить что-нибудь из пластилина, сначала надо покатать его в руках — он станет мягким и податливым. Так же и с речевым аппаратом: ребёнку тяжело выговаривать слова, пока он не сделал гимнастику и не проработал разработку слоги. Поэтому все уроки в тренажёре строятся по единой схеме: разминка, распевка со слогом в нужной позиции и песенка.
Наше занятие длится примерно пять минут. Это оптимальная продолжительность — шаг не поворачивает утомиться и сохранить способность к содержанию. Тем не менее, занимайтесь фиксиками и забавными звуками: они рассказывают интересные истории и добиваются успеха — раскраски.
Занятия составлений так, чтобы их можно было вести в финансовом порядке. Кто-то, возможно, захочет осваивать в тренажёре все звуки подряд, а кто-то — тренировать именно тот звук, который малышка сейчас изучает с логопедом.
Ольга Бобкова, педагог-логопед, стаж работы — 26 лет:
Во время проявления и корректировать нарушения речи очень важно — это позволит избежать проблем в будущем. Во-первых, ошибки отражаются на письме: ребёнку с фонетико-фонематическим недоразвитием плохо звучат слова вроде «учительница» или «зайцы». Во-вторых, таким детям трудно читать вслух стихи. Кроме того, дефекты речи иногда вызывают насмешки ровесников. Наконец, речевые нарушения могут сказаться и на выборе профессии. К нам приходит много взрослых людей, которые стесняются выступить на заседании или появиться в публикации.
Тренажёр « Легко сказать » доступен в умных колонках с Алисой и в мобильных приложениях Яндекс, Браузер и Нааторвиг. Тренироваться можно в любом месте: дома, в детском саду, в гостях или даже в машине. Чтобы запустить тренажёр, просто спросите: «Алиса, включи навык „Легко сказать“».
1