Профессии, изменившиеся за столетия: спасатель-пожарный

Профессия пожарного всегда была сложной и опасной. Для того чтобы бороться с огнём и спасать жизни других людей, нужны храбрость, смелость и отвага.

В начале ХХ века в пожарные команды людей набирали в основном из отслуживших солдат: служба не сильно отличалось от воинской. Жили они в казармах при пожарной части, откуда без позволения брандмейстера – начальника пожарной команды, уходить не позволялось. Пожарный должен был быть на службе днём и ночью. Один раз в неделю брандмейстер отпускал его на 3 часа в баню, один раз в месяц мог дать увольнительную на сутки, если не было замечаний.

Пока с пожарной каланчи, которая была в каждом городе, дозорный не видел дыма, пожарные могли заниматься строевой и физической подготовкой. Лазали по лестницам на каланчу, спускались по верёвкам и прыгали с высокого здания в страховочную сетку. При пожарных частях были и конюшни с лошадьми. Обязательной была отработка быстрого выезда на конке с водяной помпой на пожар. А ещё были занятия по словесности, там изучали «Закон Божий», устав, знаки различия воинских чинов и даты тезоименитства царских особ.

Когда было всё спокойно, брандмейстер мог отправить пожарных подметать городские улицы, перевозить трупы неизвестных в морг, ловить бродячих собак. В петербургском журнале «Пожарное дело» 1912 года указывалось, что пожарным приходилось снимать пьяного купца с коня триумфальной арки, ловить улетевшего попугая и снимать курицу с трамвайного провода.

 

Но если случался пожар, пожарная часть в полном составе выезжала из депо на тушение огня. Впереди верхом на коне скакал брандмейстер. На специальной повозке «линейке», запряжённой четвёркой лошадей, под звон колокола выезжал основной состав пожарных. Один из пожарных периодически сигнальной трубой подавал сигнал прохожим. За ними следовали две деревянные бочки с водой. Каждую тащила пара лошадей, управляемая кучером и подручным. Ещё одна повозка везла ручную трубу, затем шла повозка с баграми, лестницами и катушками с рукавами шлангов. Последней в обозе была карета скорой помощи. Такой кавалькаде дорогу уступали все.

Прибыв на пожар, под громогласные команды брандмейстера пожарные разворачивали технику и бросались к пылающему зданию. Работали пожарные баграми, топорами, заливали пламя водой из насосов. Для хорошего напора нужны были усилия десятка человек, в этом, как правило, помогали местные жители и погорельцы. В городах практически не было водопровода и воду всем миром таскали ведрами из колодцев или рек. Бороться с огнем приходилось до полной его ликвидации, и случаи гибели пожарных были нередки.

В 1920-х годах пожарная служба переживала не лучшие времена. После Гражданской войны не хватало лошадей, бездействовали водопроводы, большой недостаток был в людях. Пожарным приходилось не только тушить пожары, но и заготавливать сено для лошадей, ремонтировать технику, восстанавливать телефонную связь.

В 1925 году московский завод «Автопромторг» выпустил первый пожарный автомобиль. За месяц таких машин произвели лишь 10, но это уже было большим достижением. Постепенно в пожарные части стали поступать автоцистерны, пожарные насосы и мотопомпы отечественного производства.

professii-izmenivshiesya-za-stoletiya-spasatel-pozharnyi

В 1926 году Народный комиссариат труда СССР присвоил профессии пожарного высшую категорию по степени вредности и опасности. Труд пожарных приравнивался к работе шахтёров, лётчиков и моряков-подводников. Пожарные части были переведены на трёхсменное дежурство, к тушению пожаров отдыхающие смены привлекали лишь в случаях крайней необходимости. Профессия пожарного стала престижной.

Во времена становления БССР для пожарной службы потребовались квалифицированные специалисты, способные грамотно организовать и проводить работу по предупреждению и тушению пожаров на объектах народного хозяйства, в городах и на селе. 30 октября 1929 года в Минске были открыты первые Всебелорусские четырёхмесячные пожарные курсы, куда было набрано 40 человек из фабрично-заводских пожарных дружин.

Сегодня спасатель-пожарный – профессия универсальная. Такие люди должны уметь не только погасить возгорание, но и обладать навыками спасателя, медика, уметь обращаться с сложной техникой и инновационными технологиями. Но чтобы стать настоящим спасателем, нужно обладать решительностью, стойкостью, выносливостью и вниманием. Всеми теми качествами, которые были присущи огнеборцам столетие тому назад.


Читайте также:

Профессии, которые изменились за столетие: шофёр

Профессии, изменившиеся за столетие: пилот гражданской авиации

Профессии, которые изменились за столетие: врач

Профессии, изменившиеся за столетия: адвокат

Профессии, изменившиеся за столетия: машинист поезда

Профессии, которые изменились за столетие: учитель


1prof.by

Фото из открытых источников

 

Поделиться

Читайте также

Янина Пинчук – молодая художница и писательница из Бобруйска, которая никогда не перестает мечтать, даже в самые сложные времена.

Именно поэтому даже если она рисует свои картины в студёную пору года, на них расцветают разнообразные цветы и радуют глаз своими красками. Это символизирует надежду: и в природе, и в жизни весна и тепло придут обязательно!

Но чтобы сохранять светлый и оптимистичный настрой, стоит иногда получить заряд ярких образов - а затем, если прислушаться к себе, можно услышать в своей душе музыку ... Для этого приглашаем посетить выставку Янины Пинчук «Вальс цветов».

Презентация состоится:

 

Яніна Пінчук – маладая мастачка і пісьменніца з Бабруйска, якая ніколі не перастае марыць, нават у самыя складаныя часы.

Менавіта таму, нават калі яна малюе свае карціны ў сцюдзёную пару года, на іх расцвітаюць разнастайныя кветкі і радуюць вока сваімі колерамі. Гэта сімвалізуе надзею: і ў прыродзе, і ў жыцці вясна і цяпло прыйдуць абавязкова!

Але каб захоўваць светлы і аптымістычны настрой, варта часам атрымаць зарад яркіх вобразаў - а затым, калі прыслухацца да сябе, можна пачуць у сваёй душы музыку... Для гэтага запрашаем наведаць выставу Яніны Пінчук «Вальс кветак».

Прэзентацыя адбудзецца:

vals-cvetov-vystavka-yaniny-pinchuk

1

Читать дальше

С 15 по 21 февраля 2020 года в РЦОП по шахматам и шашкам прошло первенство Беларуси по шашкам-64 среди молодёжи, юниоров, юношей и девушек. 150 спорстменов из всех регионов страны съехались в Минск, чтобы принять участие в состязании в классической игре и блице.

Бобруйчанка Вера Хващинская завоевала 2 золотые медали в обоих видах программы первенства.

Ещё одна звёздочка из Бобруйска взяла серебро в блице и бронзу в классической игре – это юная Анастасия Соколова, игравшая в подгруппе 2004-2006 годов рождения.


Читайте также: Медали чемпионатов мира привезла в Бобруйск Вера Хващинская


 

Читать дальше

31 марта 2023 года в республике пройдёт Единый день безопасности дорожного движения, «Движение по правилам!», ориентированный на профилактику безопасного передвижения на средствах персональной мобильности (СПМ).

C каждым днём всё чаще можно увидеть горожан, которые передвигаются на этих популярных и удобных средствах передвижения. Однако стоит отметить, что передвижение на СПМ может быть небезопасным. Поскольку средства персональной мобильности способны развивать довольно высокую скорость, они автоматически становятся серьёзным источником повышенной опасности.


Читайте также: ГАИ: как безопасно ездить на электросамокатах и гироскутерах


Правила передвижения на СПМ

В целях предупреждения ДТП госавтоинспекция призывает пользователей средств персональной мобильности к строгому соблюдению правил дорожного движения, а также напоминает основные меры безопасности:

  • выезжать на гаджете на проезжую часть дороги, в случае необходимости, разрешено только лицам, достигшим 14 лет;
  • двигаться необходимо по велосипедным дорожкам, а при их отсутствии – по тротуарам, пешеходной дорожке или обочине, не создавая препятствий для движения других пешеходов;
  • перед пересечением проезжей части по пешеходному переходу необходимо остановиться, убедиться, что выход (выезд) на дорогу безопасен и только после этого пересекать проезжую часть со скоростью идущего шагом пешехода;
  • передвигаться необходимо со скоростью, которая позволит в случае возникновения препятствия на пути безопасно остановиться, не прибегая к экстренному торможению, при этом скорость не должна превышать 25 км/ч;
  • необходимо крепко держаться за руль (при его наличии);
  • нельзя перевозить других лиц вне специально оборудованных мест для сидения, предусмотренной конструкцией гаджета;
  • во время движения нельзя отвлекаться на телефонные разговоры или просмотр сообщений на экране телефона, необходимо постоянно контролировать ситуацию вокруг себя, соблюдать безопасную дистанцию до других участников движения;
  • заметив поблизости детей, снижайте скорость и будьте готовы к резкой смене направления движения маленьких пешеходов, которые обычно отличаются высокой подвижностью и непредсказуемостью;
  • проезжая возле выходов из подземных переходов, торговых объектов, крытых остановок общественного транспорта, снижайте скорость и будьте готовы к внезапному появлению людей;
  • в тёмное время суток и при недостаточной видимости необходимо обозначить себя световозвращающими элементами, а на средстве персональной мобильности должна быть установлена фара (фонарь), позволяющая своевременно обнаружить препятствие для дорожного движения;
  • используйте шлем и иную защитную экипировку;
  • запрещено управлять средствами персональной мобильности в состоянии опьянения или при плохом самочувствии.

Стоит отметить, что лица, управляющие такими устройствами, с 27 октября 2022 года стали полноправными участниками дорожного движения и официально приравнены к пешеходам. Следовательно, ответственность за нарушения ими ПДД наступает в соответствии со ст. 18.20 КоАП Республики Беларусь.

К сведению

Средство персональной мобильности – устройство, имеющее одно или несколько колёс (роликов), предназначенное для передвижения человека посредством использования электродвигателя (электродвигателей) и (или) мускульной энергии человека (роликовые коньки, самокаты, электросамокаты, скейтборды, электроскейборты, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства), за исключением велосипедов и инвалидных колясок.

1

 

УВД Могилёвского облисполкома

Читать дальше