Профессии, изменившиеся за столетия: спасатель-пожарный

Профессия пожарного всегда была сложной и опасной. Для того чтобы бороться с огнём и спасать жизни других людей, нужны храбрость, смелость и отвага.

В начале ХХ века в пожарные команды людей набирали в основном из отслуживших солдат: служба не сильно отличалось от воинской. Жили они в казармах при пожарной части, откуда без позволения брандмейстера – начальника пожарной команды, уходить не позволялось. Пожарный должен был быть на службе днём и ночью. Один раз в неделю брандмейстер отпускал его на 3 часа в баню, один раз в месяц мог дать увольнительную на сутки, если не было замечаний.

Пока с пожарной каланчи, которая была в каждом городе, дозорный не видел дыма, пожарные могли заниматься строевой и физической подготовкой. Лазали по лестницам на каланчу, спускались по верёвкам и прыгали с высокого здания в страховочную сетку. При пожарных частях были и конюшни с лошадьми. Обязательной была отработка быстрого выезда на конке с водяной помпой на пожар. А ещё были занятия по словесности, там изучали «Закон Божий», устав, знаки различия воинских чинов и даты тезоименитства царских особ.

Когда было всё спокойно, брандмейстер мог отправить пожарных подметать городские улицы, перевозить трупы неизвестных в морг, ловить бродячих собак. В петербургском журнале «Пожарное дело» 1912 года указывалось, что пожарным приходилось снимать пьяного купца с коня триумфальной арки, ловить улетевшего попугая и снимать курицу с трамвайного провода.

 

Но если случался пожар, пожарная часть в полном составе выезжала из депо на тушение огня. Впереди верхом на коне скакал брандмейстер. На специальной повозке «линейке», запряжённой четвёркой лошадей, под звон колокола выезжал основной состав пожарных. Один из пожарных периодически сигнальной трубой подавал сигнал прохожим. За ними следовали две деревянные бочки с водой. Каждую тащила пара лошадей, управляемая кучером и подручным. Ещё одна повозка везла ручную трубу, затем шла повозка с баграми, лестницами и катушками с рукавами шлангов. Последней в обозе была карета скорой помощи. Такой кавалькаде дорогу уступали все.

Прибыв на пожар, под громогласные команды брандмейстера пожарные разворачивали технику и бросались к пылающему зданию. Работали пожарные баграми, топорами, заливали пламя водой из насосов. Для хорошего напора нужны были усилия десятка человек, в этом, как правило, помогали местные жители и погорельцы. В городах практически не было водопровода и воду всем миром таскали ведрами из колодцев или рек. Бороться с огнем приходилось до полной его ликвидации, и случаи гибели пожарных были нередки.

В 1920-х годах пожарная служба переживала не лучшие времена. После Гражданской войны не хватало лошадей, бездействовали водопроводы, большой недостаток был в людях. Пожарным приходилось не только тушить пожары, но и заготавливать сено для лошадей, ремонтировать технику, восстанавливать телефонную связь.

В 1925 году московский завод «Автопромторг» выпустил первый пожарный автомобиль. За месяц таких машин произвели лишь 10, но это уже было большим достижением. Постепенно в пожарные части стали поступать автоцистерны, пожарные насосы и мотопомпы отечественного производства.

professii-izmenivshiesya-za-stoletiya-spasatel-pozharnyi

В 1926 году Народный комиссариат труда СССР присвоил профессии пожарного высшую категорию по степени вредности и опасности. Труд пожарных приравнивался к работе шахтёров, лётчиков и моряков-подводников. Пожарные части были переведены на трёхсменное дежурство, к тушению пожаров отдыхающие смены привлекали лишь в случаях крайней необходимости. Профессия пожарного стала престижной.

Во времена становления БССР для пожарной службы потребовались квалифицированные специалисты, способные грамотно организовать и проводить работу по предупреждению и тушению пожаров на объектах народного хозяйства, в городах и на селе. 30 октября 1929 года в Минске были открыты первые Всебелорусские четырёхмесячные пожарные курсы, куда было набрано 40 человек из фабрично-заводских пожарных дружин.

Сегодня спасатель-пожарный – профессия универсальная. Такие люди должны уметь не только погасить возгорание, но и обладать навыками спасателя, медика, уметь обращаться с сложной техникой и инновационными технологиями. Но чтобы стать настоящим спасателем, нужно обладать решительностью, стойкостью, выносливостью и вниманием. Всеми теми качествами, которые были присущи огнеборцам столетие тому назад.


Читайте также:

Профессии, которые изменились за столетие: шофёр

Профессии, изменившиеся за столетие: пилот гражданской авиации

Профессии, которые изменились за столетие: врач

Профессии, изменившиеся за столетия: адвокат

Профессии, изменившиеся за столетия: машинист поезда

Профессии, которые изменились за столетие: учитель


1prof.by

Фото из открытых источников

 

Поделиться

Читайте также

Концерт учащихся и коллективов художественного творчества детской школы искусств имени Е. К. Тикоцкого «Оркестр MIX» пройдёт 29 марта 2024 года во Дворце искусств Бобруйска.

Начало: 18.00.

Стоимость билета – 7,00 руб. (балкон), 9,00 руб. (партер). Телефон для справок – 8(0225) 72-60-95.

 

Читать дальше

В Могилёвской область вовсю идёт вакцинация от коронавируса — прививки получить бесплатно могут все желающие.

Вакцинация в два этапа: препарат вводится в мышцу плеча или бедра: сначала компонент I в дозе 0,5 мл, а через 21−28 дней — компонент II в такой же дозе.

Вакцина бесплатная.


Читайте также: Какие лекарства врачи не рекомендуют пить при коронавирусе


Чтобы сделать прививку в Бобруйске, необходимо позвонить в поликлинику по месту жительства либо по месту регистрации и оставить свои контактные данные. Работники медучреждения сами связываются с желающими вакцинироваться и сообщают, когда прийти на прививку.

 

Поликлиники Бобруйска, где можно сделать прививку от COVID-19

№ поликлиники

Адрес медучреждения

Телефон для записи на вакцинацию

№1

ул. Пролетарская, 37

8(0225) 44-35-83

№2

ул. Комсомольская, 29

8(0225) 72-63-03

№3

ул. Минская, 102

8(0225) 71-61-37

№6

ул. 50 лет ВЛКСМ, 18

8(0225) 73-62-83

№7

пр-т Строителей, 37

8(0225) 74-16-43

Запись на вакцинацию – с 8.00 до 18.00.


Читайте также: Какие лекарства запрещено ввозить в Беларусь из-за границы


1

Фото: pexels.com

Читать дальше

Специалисты убеждены: чтобы повзрослевшее чадо не стало бездеятельным и ленивым, прививать ему любовь к труду необходимо с раннего возраста. О том, в каком возрасте это лучше делать, а также как вести себя с ленивыми подростками, порталу 1prof.by рассказала психолог Лана Куликова.

Наиболее благоприятный возраст для приучения к труду

По мнению собеседницы, дети в дошкольном возрасте чаще всего сами хотят помогать взрослым. И этот благоприятный период не стоит упускать. Главная задача родителей малышей – суметь организовать деятельность мальчиков и девочек таким образом, чтобы они испытывали радость от того, чем занимаются.

– Положительное отношение к труду возникает, когда родители и педагоги поддерживают стремление ребёнка участвовать в жизни взрослых и предоставляют ему возможность проявить свою самостоятельность. Но этого недостаточно. Чтобы малыш полюбил труд, он должен владеть техническими навыками, понимать общественную значимость деятельности, её важности для других людей. Стремление и желание трудиться становится устойчивым, когда малыш осваивает правила, помогающие ему организовать собственную работу, – говорит психолог. – Здорово, когда ребёнок что-то делает по собственному желанию: в этот момент он испытывает яркие положительные эмоции. Маленькие дети охотно помогают взрослым и сверстникам, исходя не из собственных интересов, а из нужд и потребностей другого человека, – поясняет Лана Куликова.


Читайте также: 3 навыка, которые нужно формировать у девочки с детства


Если говорить о конкретном возрасте, то здесь всё просто: чем раньше родители начинают включать детишек в заботы по дому, тем лучше.

– Примерно с года детки уже хотят вести себя, как взрослые. Мамы с опытом знают, что лучшие игрушки для годовалых малышей – настоящие, «взрослые» вещи. Вот и давайте им эти предметы вместо игрушек, и показывайте, что с ними можно делать. Конечно, давать следует то, что малыши смогут освоить: у них получится приносить бельё для стирки и класть его в стиральную машину. Они сами смогут постирать носовые платочки или другие мелкие предметы в тазике с тёплой водой. Проще говорят, задача родителей не накормить ребёнка, а научить его есть самостоятельно, – делится психолог.

Не важно, сколько ребёнку лет. Мальчикам и девочка можно давать любые поручения, но это должны быть их дела по дому. Когда малыш освоили определённую задачу, можно давать им следующее поручение и так далее. Получается, что со временем у ребёнка накапливается достаточно бытовых забот, а у родителей их становится меньше. Так дети постепенно взрослеют.

– Совсем не обязательно передавать дела ребёнку в атмосфере серьёзности или тем более напряжения: это может быть весёлым занятием и игрой. Помыть посуду вместе – весело. Сходить с мамой в магазин – занимательная экскурсия и даже целое приключение. Это родители приучают детей к труду, а малыши – просто играют. И лет до 9–10 им важно, чтобы мамы и папы вместе с ними радовались успехам, замечали проделанную работу. Есть ещё один секрет: если родители сами что-то делают ловко, скорее всего, это приносит им удовольствие. Малыши это замечают, заражаются эмоциями и хотят так же, – делится секретами Лана Куликова.

Советы родителям:

  1. Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.
  2. Будьте последовательны в своих требованиях.
  3. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.
  4. Прежде чем поручить что-либо ребёнку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.
  5. Учите ребёнка уважать труд других людей, бережно относится к результатам их трудовой деятельности.
  6. Тактично оценивайте результаты труда ребёнка.
 

Что делать, если ребенок не хочет помогать родителям

Разберём ситуацию, когда ребёнок не хочет выполнять обязанности по дому. Собеседница убеждена, что к такому результату обычно приходят взрослые, которые не допускали малышей к выполнению домашней работы либо критиковали за ошибки. Когда же дети взрослеют, родители требуют помощи от ребёнка, не приученного её оказывать. Можно ли исправить такую ситуацию?

– Раз время упущено, то требовать от детей неукоснительного послушания в этом вопросе бессмысленно. Надо постараться перевести всё в игровую форму – сделайте шутливые карточки с названиями работ по дому и предлагайте на выбор. В конце недели можно посчитать количество исполненных по ним заданий и даже премировать за определённый объём. Речь в данном случае идёт не о денежном вознаграждении, а об обещании какого-либо мероприятия или исполнения давнишней детской просьбы, – делится секретами психолог Анна Куликова.


Читайте по теме: Домашние обязанности детей по возрастам


Для более старших детей – 7-14 лет – можно разместить список дел на кухонной доске и по мере выполнения вычеркивать их.

 – Не придирайтесь к ребёнку, даже если поручение не выполнено. Просто ещё раз напомните: «Проверь список, всё ли сделано?». Можно и не прибегать к словам, а следовать невербальным способам передачи информации. Например, по ранее достигнутой договоренности наклеить яркий стикер там, где работа не сделана. Пометка может очутиться на полке для обуви, если обувь не убрана на место, на собаке, если она не выгуляна, на двери комнаты, которая не убрана и т.д.

Чаще прибегайте к юмору. Развесьте таблички на самых «горячих» точках уборки: «SOS!», «Помой меня, мне плохо!», «Полей меня, я засыхаю!». Старайтесь обсуждать проблему совместно с детьми, не наказывая их, но ставя в зависимость их удовольствия и развлечения от достигнутого результата. Спросите: «Когда ты сможешь это сделать?», «Как только ты сделаешь, сможешь пойти гулять (играть, в кино, в гости)». Без уважительной причины не выполняйте за них обязанности, даже усталость такой не является, только болезнь. Ребёнок четко должен усвоить, что никто его обязанности не выполнит, – отмечает специалист.

Родители не любят свою работу. Нужно ли говорить об этом детям

Во время беседы с психологом мы поинтересовались, насколько важен опыт родителей и нужно ли говорить детям, что папа и мама не любят работу. Не случится ли так, что ребята перенесут негативный опыт в свою жизнь.

  – Признание родителей в том, что у них тяжёлая работа могут мотивировать ребёнка помогать маме и папе дома. Если родители много работают, но счастливы и удовлетворены результатами труда и его оплатой, то разделение с ребёнком ответственности в рамках семьи поможет чаду чувствовать себя значимым, – говорит Лана Куликова.

Если же родители подробно и со вкусом описывают свои страдания на работе или ненависть к начальнику, то здесь есть риск формирования у ребёнка установки «быть продавцом = страдать».

Почему подросткам важно трудиться и нужна ли им работа на лето

Работу на лето чаще всего ищут школьники до 18 лет, которые не хотят впустую прогулять летние деньки и стремятся подзаработать на что-то из своего wish-листа. Законодательство РБ поощряет это стремление и разрешает работать подросткам с 16 лет без письменного разрешения родителей. Чтобы работать в возрасте 14-15 лет, необходимо письменное разрешение одного из родителей. Согласно белорусскому законодательству, дети старшего школьного возраста могут работать до 23 (14−16 лет) и 35 (16−18 лет) часов в неделю и должны оформляться официально.

– Желание подростка подрабатывать можно лишь приветствовать, но важно, чтобы сам он чётко понимал, зачем ему это нужно, что именно он способен делать и какие проблемы ему придётся решать, – рассуждает Лана Куликова.

Ребята не всегда понимают, с какими трудностями им придется столкнуться. Родителям стоит обсудить намерения любимых чад, задав им следующие вопросы:

  1. Уверен ли ты, что подработка не будет мешать учёбе?

Чаще всего подростки подрабатывают в летние каникулы, но нередко они хотят трудиться и в течение учебного года.

  1. Зачем ты хочешь подрабатывать?

Чаще всего мотивация тут прагматическая: заработать. Тем не менее, нематериальная польза от подработки может многократно превышать денежную. Это, например, обретение начальных навыков в профессии. Это опыт деловых отношений со взрослыми. Это опыт самоорганизации, управления своим временем. Это полезные знакомства, которые могут пригодиться уже после окончания школы. Подросток не всегда видит эти «долгоиграющие» плюсы, поэтому родителям надо акцентировать на них внимание.

  1. Какие условия работы приемлемы, какие – нет?

Речь идёт о том, сколько времени будет занимать работа, как рано придется утром вставать, как далеко ехать, как это будет оплачиваться, с каким начальником подросток может сработаться, а с каким нет.

1

ФПБ

Читать дальше