Профессии, которые изменились за столетие: шофёр

Сегодня нередко можно услышать, что через несколько лет автомобили без водителей станут обычным явлением, а через десятилетие и вовсе захватят весь мир.

Несмотря на многие эксперименты, в том числе и удачные, пока автомобилями эффективнее управляет человек – водитель автомобиля или шофёр. Разница между ними в том, что водителем считается любой человек, получивший права и управляющий автомобилем, а шофёр – это профессионал, работа которого и заключается в управлении транспортом.

Автомобильная эра началась в конце ХIХ века, а первые машины в Российскую империю были доставлены из Франции. Поэтому и для водителей было позаимствовано слово из французского языка «chauffeur», как называли кочегара, подбрасывающего уголь в топку паровоза. Слово «шофёр» прижилось в русском языке.

Шофёром был не только человек, умевший управлять автомобилем. Он должен был уметь и починить свою технику. То есть шофёр был и водителем, и механиком. Людей этой редкой профессии было немного, их ценили.

В 1906 году в Санкт-Петербурге был построен императорский гараж, при котором открыли школу шофёров. Там учили управлять автомобилем, обслуживать и ремонтировать его, в том числе и мотор. Много внимания уделяли изучению материальной части и работе в ремонтных мастерских. Первые 26 выпускников школы были весьма уважаемыми людьми, они получали казённую форму и хорошую зарплату.

И всё же шоферов не хватало. Были случаи, когда богатым людям, поспешившим приобрести модную вещь – автомобиль, приходилось его продавать, поскольку найти хорошего шофёра была невозможно. Самим же учиться управлять мешали классовые предрассудки.

Вскоре в крупных городах стали открываться школы и курсы вождения для подготовки шофёров. В хороших школах учили не менее 3-х месяцев, но тех, кому учение не давалось, могли продержать и полгода, пока он не станет настоящим специалистом. В таких школах были хорошие машины, компетентные преподаватели и собственные мастерские.

 

Но были школы и разрядом пониже. Их открывали при мастерских или при фирмах проката автомобилей исключительно, чтобы заработать. Здесь обучали по упрощённой программе, курс был значительно короче, а вот диплом шофёра выдавали такой же.

Шофёрами могли стать люди, работавшие при мастерских или гаражах, в прокате автомобилей. Они умели кое-как разбираться в технике, запускать мотор, управлять автомобилем, считали себя профессионалами и требовали зарплату, сравнимую с окладом инженера.

Где учился первый минский таксист Иван Фёдоров, неизвестно, но в 1906 году у него был «мерседес» и разрешение городской управы на пассажирские перевозки. Именно с этим шофёром и произошло первое дорожно-транспортное происшествие. В газете было написано, что «на улице Подгорной, там, где она спускается к Губернаторскому саду (сейчас это район улицы Маркса между Красноармейской и Янки Купалы), водитель сильно разогнал автомобиль. Тяга тормоза не выдержала, и машина врезалась в телеграфный столб». Автомобиль разбился, пассажиров выбросило на мостовую и один из них погиб. То трагическое происшествие сильно повлияло на городские власти, было решено навсегда отказаться от перевозки пассажиров на «моторах».

«Навсегда» продлилось недолго, «железный конь» пришёл на смену медлительной конке в январе 1913 года. Тогда в минском автопарке были 2 таксомотора. Американский «Форд», принадлежавший гражданину Арановичу, и немецкий «Мерседес», которым владели минчане Неусыхин и Циперович, можно было увидеть у входа в Александровский сад, рядом с городским театром (ныне Национальный академический театр им. Янки Купалы). Эти люди наверняка были профессионалами своего дела. Известно, что Аранович, прежде чем заняться извозом, прошёл полный курс обучения в 1-й Петербургской автошколе.

Быть профессиональным шофёром в начале прошлого века было престижно. Но эта профессия пережила свой романтический период. За столетие она прошла путь от интеллектуальной и романтической до бытовой и повседневной. Однако можно сказать с уверенностью, что профессия шофёра потребуется ещё не одно десятилетие.

Читайте также:

Профессии, изменившиеся за столетие: пилот гражданской авиации

Профессии, которые изменились за столетие: врач

Профессии, изменившиеся за столетия: адвокат

Профессии, изменившиеся за столетия: машинист поезда

Профессии, которые изменились за столетие: учитель

Профессии, изменившиеся за столетия: спасатель-пожарный

1

1prof.by

Фото из открытых источников

Поделиться

Читайте также

Жителей Бобруйска приглашают провести субботний вечер тепло, зажигательно, душевно и спеть вместе любимые песни на акустическом вечере кавер-группы Cover Night.

Музыка для участников группы больше, чем просто увлечение. Она заряжает ребят силой, заставляет сопереживать, задумываться. Она наполняет жизнь и сопутствует музыкантам везде.

За последние два года CoverNight принимали участие во многих музыкальных встречах тайм-клуба «1387» (вечера Би-2, аниме-party, зорка-party и др.), но давно не выступали с сольной программой. Время пришло!

На вечере бобруйчане услышат каверы известных русских и зарубежных исполнителей. В программе:

  • Би-2,
  • Ария,
  • Король и Шут,
  • Bon Jovi,
  • Imagine Dragons,
  • Nirvana и другие.

До встречи в субботу, 25 июля
19.00-21.00
Дворик тайм-клуба «1387»
Вход свободный
FreeDonation

Соблюдаем дистанцию, рекомендуем быть в маске.

 

Читать дальше

Выпускников 9-х классов ждут до 14 августа. Тех, кто окончил 11 классов, – до 18 числа. А уже с 25 июля принимать документы будут и вузы. Пока же у абитуриентов последняя возможность пройти ЦТ в резервные дни.

Выдавать сертификаты начнут в ближайшую пятницу, 24 июля. Абитуриенты, которые сдавали экзамены в резервные дни, смогут получить их на пару дней позже – с 29 июля.

1

ОНТ

Читать дальше

Купаться запрещено! Ещё 13 зон отдыха в Беларуси попали в «чёрный список». Всего за неделю специалисты санэпидемслужбы проверили больше 360 пляжей по всей стране.

И 58 из них санитарный контроль не прошли. Большинство нарушений легко устранить – речь о ненадлежащем оборудовании мусорных контейнеров, кабинок для переодевания. В таких случаях купание ограничивают. Но в там, где требованиям не соответствует вода, плавание уже запрещают.

В Могилёвской области в список попали два пляжа в областном центре и два – в Могилёвском районе, по одному – в Кличеве, Славгороде и Шклове. В перечне нет мест отдыха в Бобруйске и Бобруйском районе, так что продолжаем отдыхать у воды и в воде.

Полный список можно найти на сайте Республиканского центра гигиены.

Читать дальше