Профессии, которые изменились за столетие: шофёр

Сегодня нередко можно услышать, что через несколько лет автомобили без водителей станут обычным явлением, а через десятилетие и вовсе захватят весь мир.

Несмотря на многие эксперименты, в том числе и удачные, пока автомобилями эффективнее управляет человек – водитель автомобиля или шофёр. Разница между ними в том, что водителем считается любой человек, получивший права и управляющий автомобилем, а шофёр – это профессионал, работа которого и заключается в управлении транспортом.

Автомобильная эра началась в конце ХIХ века, а первые машины в Российскую империю были доставлены из Франции. Поэтому и для водителей было позаимствовано слово из французского языка «chauffeur», как называли кочегара, подбрасывающего уголь в топку паровоза. Слово «шофёр» прижилось в русском языке.

Шофёром был не только человек, умевший управлять автомобилем. Он должен был уметь и починить свою технику. То есть шофёр был и водителем, и механиком. Людей этой редкой профессии было немного, их ценили.

В 1906 году в Санкт-Петербурге был построен императорский гараж, при котором открыли школу шофёров. Там учили управлять автомобилем, обслуживать и ремонтировать его, в том числе и мотор. Много внимания уделяли изучению материальной части и работе в ремонтных мастерских. Первые 26 выпускников школы были весьма уважаемыми людьми, они получали казённую форму и хорошую зарплату.

И всё же шоферов не хватало. Были случаи, когда богатым людям, поспешившим приобрести модную вещь – автомобиль, приходилось его продавать, поскольку найти хорошего шофёра была невозможно. Самим же учиться управлять мешали классовые предрассудки.

Вскоре в крупных городах стали открываться школы и курсы вождения для подготовки шофёров. В хороших школах учили не менее 3-х месяцев, но тех, кому учение не давалось, могли продержать и полгода, пока он не станет настоящим специалистом. В таких школах были хорошие машины, компетентные преподаватели и собственные мастерские.

 

Но были школы и разрядом пониже. Их открывали при мастерских или при фирмах проката автомобилей исключительно, чтобы заработать. Здесь обучали по упрощённой программе, курс был значительно короче, а вот диплом шофёра выдавали такой же.

Шофёрами могли стать люди, работавшие при мастерских или гаражах, в прокате автомобилей. Они умели кое-как разбираться в технике, запускать мотор, управлять автомобилем, считали себя профессионалами и требовали зарплату, сравнимую с окладом инженера.

Где учился первый минский таксист Иван Фёдоров, неизвестно, но в 1906 году у него был «мерседес» и разрешение городской управы на пассажирские перевозки. Именно с этим шофёром и произошло первое дорожно-транспортное происшествие. В газете было написано, что «на улице Подгорной, там, где она спускается к Губернаторскому саду (сейчас это район улицы Маркса между Красноармейской и Янки Купалы), водитель сильно разогнал автомобиль. Тяга тормоза не выдержала, и машина врезалась в телеграфный столб». Автомобиль разбился, пассажиров выбросило на мостовую и один из них погиб. То трагическое происшествие сильно повлияло на городские власти, было решено навсегда отказаться от перевозки пассажиров на «моторах».

«Навсегда» продлилось недолго, «железный конь» пришёл на смену медлительной конке в январе 1913 года. Тогда в минском автопарке были 2 таксомотора. Американский «Форд», принадлежавший гражданину Арановичу, и немецкий «Мерседес», которым владели минчане Неусыхин и Циперович, можно было увидеть у входа в Александровский сад, рядом с городским театром (ныне Национальный академический театр им. Янки Купалы). Эти люди наверняка были профессионалами своего дела. Известно, что Аранович, прежде чем заняться извозом, прошёл полный курс обучения в 1-й Петербургской автошколе.

Быть профессиональным шофёром в начале прошлого века было престижно. Но эта профессия пережила свой романтический период. За столетие она прошла путь от интеллектуальной и романтической до бытовой и повседневной. Однако можно сказать с уверенностью, что профессия шофёра потребуется ещё не одно десятилетие.


Читайте также:

Профессии, изменившиеся за столетие: пилот гражданской авиации

Профессии, которые изменились за столетие: врач

Профессии, изменившиеся за столетия: адвокат

Профессии, изменившиеся за столетия: машинист поезда

Профессии, которые изменились за столетие: учитель

Профессии, изменившиеся за столетия: спасатель-пожарный


1

1prof.by

Фото из открытых источников

Поделиться

Читайте также

25 мая отмечается Международный день полотенца, а в Центре досуга и творчества Бобруйска начала свою работу выставка декоративного прикладного искусства «Из бабушкиного сундука».

Идея выставки родилась спонтанно и вначале носила шуточный характер, а спустя всего день обрела совершенно иное значение. На выставку стали приносить рушники, скатерти, салфетки и другие предметы вышитые собственноручно, а чаще из приданого мам, бабушек и прабабушек. В узорах рушников и скатёрок четко просматриваются семейные истории.

Экспозиция выставки сформирована из работ, представленных работниками Центра досуга и творчества, их родственников, участников коллективов художественного творчества и жителей города Бобруйска, которым эта тема оказалась близкой и интересной.

Всего на выставку предоставили более 100 экспонатов 25 человек.

На выставке представлены и современные­ работы, как сувенирные и подарочные.

1

Учащиеся бобруйской средней школы №34 представили свои первые работы, и это подтверждает, что живут традиции наших предков, если рядом есть такие педагоги, как Малинина Галина Петровна.

Фойе Центра преобразилось, наполнилось удивительной энергетикой тепла, душевности и памятью родственников участников выставки: мам, бабушек и прабабушек.

В день открытия выставки прозвучала радиогазета с историей праздника, традиций и обрядов наших предков.

Мы приглашаем бобруйчан и гостей города Бобруйска посетить выставку, прикоснуться к творчеству и мудрости наших бабушек и прабабушек.

Выставка будет работать до 3 июля 2020 года с 8.00 до 20.00. На выставке можно сделать фото на память.

vystavka-iz-babushkinogo-sunduka-1

vystavka-iz-babushkinogo-sunduka-2

vystavka-iz-babushkinogo-sunduka-4

 

vystavka-iz-babushkinogo-sunduka-3

vystavka-iz-babushkinogo-sunduka-5

Бобруйский горисполком

Читать дальше

В отделении дневного пребывания для инвалидов территориального центра социального обслуживания населения Ленинского района Бобруйска накануне встречи с летом организована «ромашковая онлайн-поляна пожеланий».

Потрудились над её созданием руководитель кружка «Весёлый досуг» Оксана Александровна Шлапакова и молодые люди с инвалидностью. Для этого им понадобились бумага, ножницы, ручка и искренние пожелания друзьям на предстоящее лето. В отличие от обычных ромашек, эти никогда не завянут, всегда будут цвести. А написанные от души пожелания обязательно сбудутся.

Присоединиться онлайн и «посадить» свой цветок с пожеланиями на «ромашковой поляне» может любой желающий. Для этого нужно перейти по ссылке, стать участником группы и в комментариях оставить свои пожелания. ­

Пусть наше наступающее лето будет счастливым, ярким и солнечным! И, конечно, цветут и радуют ромашки и другие цветы.

romashkovaya-onlain-polyana-pozhelanii-poyavilas-v-bobruiske-1

romashkovaya-onlain-polyana-pozhelanii-poyavilas-v-bobruiske-2

1

Бобруйский горисполком

Читать дальше

Третья и четвёртая четверти прошли необычно. Многие дети стали учиться онлайн. Учителя одной из белорусских школ спели для своих учеников песню.

Видео СШ30 г.Гомеля

1

Читать дальше