Профессии, которые изменились за столетие: шофёр

Сегодня нередко можно услышать, что через несколько лет автомобили без водителей станут обычным явлением, а через десятилетие и вовсе захватят весь мир.

Несмотря на многие эксперименты, в том числе и удачные, пока автомобилями эффективнее управляет человек – водитель автомобиля или шофёр. Разница между ними в том, что водителем считается любой человек, получивший права и управляющий автомобилем, а шофёр – это профессионал, работа которого и заключается в управлении транспортом.

Автомобильная эра началась в конце ХIХ века, а первые машины в Российскую империю были доставлены из Франции. Поэтому и для водителей было позаимствовано слово из французского языка «chauffeur», как называли кочегара, подбрасывающего уголь в топку паровоза. Слово «шофёр» прижилось в русском языке.

Шофёром был не только человек, умевший управлять автомобилем. Он должен был уметь и починить свою технику. То есть шофёр был и водителем, и механиком. Людей этой редкой профессии было немного, их ценили.

В 1906 году в Санкт-Петербурге был построен императорский гараж, при котором открыли школу шофёров. Там учили управлять автомобилем, обслуживать и ремонтировать его, в том числе и мотор. Много внимания уделяли изучению материальной части и работе в ремонтных мастерских. Первые 26 выпускников школы были весьма уважаемыми людьми, они получали казённую форму и хорошую зарплату.

И всё же шоферов не хватало. Были случаи, когда богатым людям, поспешившим приобрести модную вещь – автомобиль, приходилось его продавать, поскольку найти хорошего шофёра была невозможно. Самим же учиться управлять мешали классовые предрассудки.

Вскоре в крупных городах стали открываться школы и курсы вождения для подготовки шофёров. В хороших школах учили не менее 3-х месяцев, но тех, кому учение не давалось, могли продержать и полгода, пока он не станет настоящим специалистом. В таких школах были хорошие машины, компетентные преподаватели и собственные мастерские.

 

Но были школы и разрядом пониже. Их открывали при мастерских или при фирмах проката автомобилей исключительно, чтобы заработать. Здесь обучали по упрощённой программе, курс был значительно короче, а вот диплом шофёра выдавали такой же.

Шофёрами могли стать люди, работавшие при мастерских или гаражах, в прокате автомобилей. Они умели кое-как разбираться в технике, запускать мотор, управлять автомобилем, считали себя профессионалами и требовали зарплату, сравнимую с окладом инженера.

Где учился первый минский таксист Иван Фёдоров, неизвестно, но в 1906 году у него был «мерседес» и разрешение городской управы на пассажирские перевозки. Именно с этим шофёром и произошло первое дорожно-транспортное происшествие. В газете было написано, что «на улице Подгорной, там, где она спускается к Губернаторскому саду (сейчас это район улицы Маркса между Красноармейской и Янки Купалы), водитель сильно разогнал автомобиль. Тяга тормоза не выдержала, и машина врезалась в телеграфный столб». Автомобиль разбился, пассажиров выбросило на мостовую и один из них погиб. То трагическое происшествие сильно повлияло на городские власти, было решено навсегда отказаться от перевозки пассажиров на «моторах».

«Навсегда» продлилось недолго, «железный конь» пришёл на смену медлительной конке в январе 1913 года. Тогда в минском автопарке были 2 таксомотора. Американский «Форд», принадлежавший гражданину Арановичу, и немецкий «Мерседес», которым владели минчане Неусыхин и Циперович, можно было увидеть у входа в Александровский сад, рядом с городским театром (ныне Национальный академический театр им. Янки Купалы). Эти люди наверняка были профессионалами своего дела. Известно, что Аранович, прежде чем заняться извозом, прошёл полный курс обучения в 1-й Петербургской автошколе.

Быть профессиональным шофёром в начале прошлого века было престижно. Но эта профессия пережила свой романтический период. За столетие она прошла путь от интеллектуальной и романтической до бытовой и повседневной. Однако можно сказать с уверенностью, что профессия шофёра потребуется ещё не одно десятилетие.

Читайте также:

Профессии, изменившиеся за столетие: пилот гражданской авиации

Профессии, которые изменились за столетие: врач

Профессии, изменившиеся за столетия: адвокат

Профессии, изменившиеся за столетия: машинист поезда

Профессии, которые изменились за столетие: учитель

Профессии, изменившиеся за столетия: спасатель-пожарный

1

1prof.by

Фото из открытых источников

Поделиться

Читайте также

Выставка экзотических масок «Без лица» будет работать в выставочном зале Бобруйского художественного музея с 12 декабря 2019-го по 2 февраля 2020-го.

В экспозиции представлены маски народов:

  • Азии,
  • Африки,
  • Индии,
  • Индонезии,
  • Океании,
  • Северной и Южной Америки.

Жители Бобруйска и Бобруйского района смогут узнать об обычаях и верованиях разных национальностей, окунуться в далёкий и мифический мир предков, ритуалов, мир злых духов, оберегов, талисманов, карнавальных перевоплощений.

Выставка будет работать с 10 до 18 часов с выходным в понедельник. Контактный телефон выставочного зала (касса, заказ экскурсий): 8 (0225) 73-28-08.

Цена билета:

  • детский – 2,5 руб.,
  • взрослый – 3 руб.,
  • для групп от 10 чел. – 2 руб.,
  • экскурсия – 3 руб.

v-vystavochnom-zale-bobruiska-vnov-pokazhut-kollekciyu-ekzoticheskikh-masok-1

v-vystavochnom-zale-bobruiska-vnov-pokazhut-kollekciyu-ekzoticheskikh-masok-2

v-vystavochnom-zale-bobruiska-vnov-pokazhut-kollekciyu-ekzoticheskikh-masok-3

v-vystavochnom-zale-bobruiska-vnov-pokazhut-kollekciyu-ekzoticheskikh-masok-4

Читать дальше

Ремонт и реконструкция Бобруйской детской больницы должен завершиться в 2020 году. Деньги на работы выделены из областного и городского бюджетов. 

Сейчас завершилась реконструкция каркаса здания, монтируется отопительная система, ведется подготовка к штукатурным работам.  

v-2020-godu-planiruyut-zavershit-remont-detskoi-bolnicy-bobruiska-1

В последний раз детская больница в Бобруйске ремонтировалась в 1980-х. Планы по реконструкции рассчитаны на 2 года, но строители обещают справиться раньше. Они уже  заменили на новые кровлю, коммуникации, окна, установили лифты...

v-2020-godu-planiruyut-zavershit-remont-detskoi-bolnicy-bobruiska-2

Во время телемарафона «Согреем детские сердца» на телеканале «Беларусь 4» Могилев» будут собираться деньги в том числе и на повышения комфортной среды в больнице. Телемарафон пройдет в прямом эфире 13 декабря.

ТРК Могилёв

Читать дальше

В бобруйской школе №34 есть два лего-класса. Это когда дети учатся читать, грамотно писать и решать задачи с помощью игрового конструктора. 

Карточки, счётные палочки и кассы букв ушли в прошлое, а на смену им идёт цветной конструктор.  Лего - набор пластмассовых кирпичиков с шипами отметил 70-летний юбилей. Бобруйские младшеклассники обожают лего и потому учёба для них -  очень творческая игра. 

На латинском языке слово «лего» означает «я собираю». Теперь с помощью лего собираются ещё и знания, это основа популярной образовательной технологии. В мире она существует уже десяток лет, используется и в Беларуси.

v-bobruiske-shkolniki-uchatsya-chitat-pisat-i-schitat-igraya-v-lego-1

Первые классы в нашем регионе - в Могилеве и Бобруйске.  

В новой бобруйской школе № 34 - большой, красивой и очень современной - работают два  лего-класса. Начинали с одного, потом родители попросили второй. Потому что результаты оказались хорошими: детям легче дался переход от игры к учёбе. В общем, и взрослые, и дети - только за. 

Малыши учатся с удовольствием. И лего помогает решить любые задачи. Мелкая моторика рук - конечно, это полезно. Но метод ещё и очень творческий. Ведь одинаковых семерок вы здесь не найдете. 

v-bobruiske-shkolniki-uchatsya-chitat-pisat-i-schitat-igraya-v-lego-2

А вот 2 «Е» занимается с помощью лего … не поверите,  изучением языка. И очень даже неплохо получается. В общем, конструктор - не то, чем кажется. На уроке он меняет своё предназначение. Кстати, курсы по лего-технологии педагоги проходили в Минске. 

Лего-технология в образовании - это когда знания сочетаются с игрой и экспериментом. Когда дети становятся организованными, самостоятельными, но и в то же время творческими людьми. Сейчас творческий подход, креативные работы - главное «маст хэв» рынка труда. И второклашкам это пригодится в будущем.

ТРК Могилёв

Читать дальше