Сегодня нередко можно услышать, что через несколько лет автомобили без водителей станут обычным явлением, а через десятилетие и вовсе захватят весь мир.
Несмотря на многие эксперименты, в том числе и удачные, пока автомобилями эффективнее управляет человек – водитель автомобиля или шофёр. Разница между ними в том, что водителем считается любой человек, получивший права и управляющий автомобилем, а шофёр – это профессионал, работа которого и заключается в управлении транспортом.
Автомобильная эра началась в конце ХIХ века, а первые машины в Российскую империю были доставлены из Франции. Поэтому и для водителей было позаимствовано слово из французского языка «chauffeur», как называли кочегара, подбрасывающего уголь в топку паровоза. Слово «шофёр» прижилось в русском языке.
Шофёром был не только человек, умевший управлять автомобилем. Он должен был уметь и починить свою технику. То есть шофёр был и водителем, и механиком. Людей этой редкой профессии было немного, их ценили.
В 1906 году в Санкт-Петербурге был построен императорский гараж, при котором открыли школу шофёров. Там учили управлять автомобилем, обслуживать и ремонтировать его, в том числе и мотор. Много внимания уделяли изучению материальной части и работе в ремонтных мастерских. Первые 26 выпускников школы были весьма уважаемыми людьми, они получали казённую форму и хорошую зарплату.
И всё же шоферов не хватало. Были случаи, когда богатым людям, поспешившим приобрести модную вещь – автомобиль, приходилось его продавать, поскольку найти хорошего шофёра была невозможно. Самим же учиться управлять мешали классовые предрассудки.
Вскоре в крупных городах стали открываться школы и курсы вождения для подготовки шофёров. В хороших школах учили не менее 3-х месяцев, но тех, кому учение не давалось, могли продержать и полгода, пока он не станет настоящим специалистом. В таких школах были хорошие машины, компетентные преподаватели и собственные мастерские.
Но были школы и разрядом пониже. Их открывали при мастерских или при фирмах проката автомобилей исключительно, чтобы заработать. Здесь обучали по упрощённой программе, курс был значительно короче, а вот диплом шофёра выдавали такой же.
Шофёрами могли стать люди, работавшие при мастерских или гаражах, в прокате автомобилей. Они умели кое-как разбираться в технике, запускать мотор, управлять автомобилем, считали себя профессионалами и требовали зарплату, сравнимую с окладом инженера.
Где учился первый минский таксист Иван Фёдоров, неизвестно, но в 1906 году у него был «мерседес» и разрешение городской управы на пассажирские перевозки. Именно с этим шофёром и произошло первое дорожно-транспортное происшествие. В газете было написано, что «на улице Подгорной, там, где она спускается к Губернаторскому саду (сейчас это район улицы Маркса между Красноармейской и Янки Купалы), водитель сильно разогнал автомобиль. Тяга тормоза не выдержала, и машина врезалась в телеграфный столб». Автомобиль разбился, пассажиров выбросило на мостовую и один из них погиб. То трагическое происшествие сильно повлияло на городские власти, было решено навсегда отказаться от перевозки пассажиров на «моторах».
«Навсегда» продлилось недолго, «железный конь» пришёл на смену медлительной конке в январе 1913 года. Тогда в минском автопарке были 2 таксомотора. Американский «Форд», принадлежавший гражданину Арановичу, и немецкий «Мерседес», которым владели минчане Неусыхин и Циперович, можно было увидеть у входа в Александровский сад, рядом с городским театром (ныне Национальный академический театр им. Янки Купалы). Эти люди наверняка были профессионалами своего дела. Известно, что Аранович, прежде чем заняться извозом, прошёл полный курс обучения в 1-й Петербургской автошколе.
Быть профессиональным шофёром в начале прошлого века было престижно. Но эта профессия пережила свой романтический период. За столетие она прошла путь от интеллектуальной и романтической до бытовой и повседневной. Однако можно сказать с уверенностью, что профессия шофёра потребуется ещё не одно десятилетие.
Профессии, изменившиеся за столетие: пилот гражданской авиации
Профессии, которые изменились за столетие: врач
Профессии, изменившиеся за столетия: адвокат
Профессии, изменившиеся за столетия: машинист поезда
Профессии, которые изменились за столетие: учитель
Профессии, изменившиеся за столетия: спасатель-пожарный
1
Фото из открытых источников
В Гомеле 29 декабря 2019 года прошёл Новогодний республиканский шашечный фестиваль. Участие принимали 60 спортсменов из разных областей Республики Беларусь.
Успешно выступили на нём юные шашисты Бобруйска.
И остальные наши участники выступили тоже хорошо:
Все дети занимаются в Центре дополнительного образования детей и молодёжи Бобруйска у тренера – международного мастера, двукратного чемпиона мира по шашкам-64 Кадесникова Николая Петровича.
Бобруйские следователи начали проверку в связи со смертью пятилетнего мальчика, сообщили Sputnik Беларусь в УСК по Могилевской области. Трагедия произошла в ночь на 25 декабря 2019 года – в деревне Каменка под Бобруйском умер ребёнок.
«По факту смерти мальчика следователями начата проверка, назначена судебно-медицинская экспертиза, которая установит причины гибели ребёнка», – сообщила Sputnik в понедельник официальный представитель управления Следственного комитета по Могилевской области Анастасия Лавринович.
По её словам, смерть малыша наступила дома, когда мальчику стало плохо, мать вызвала скорую, но медики не смогли его спасти.
Согласно информации местных СМИ, накануне трагедии мальчик был в детском саду, но никаких жалоб от него не поступало.
Читайте также: Бобруйский школьник угорел из-за преждевременного закрытия дымохода
Это не первая смерть ребёнка за последние несколько дней в Бобруйском районе – на минувшей неделе в райцентре скончалась 2-летняя девочка. В УСК отметили, что это два совершенно разных случая и связывать их нет никаких оснований.
Президент Беларуси Александр Лукашенко 30 декабря подписал указ №492, которым комплексно корректируется перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлению граждан, пишет 1prof.by.
Как сообщает пресс-служба белорусского лидера, согласно указу, отменяется необходимость оформления талона к водительскому удостоверению и сертификата о прохождении государственного техосмотра транспортных средств, регламентируется процедура выдачи международного водительского удостоверения.
Также сокращаются сроки выполнения процедур, связанных с постановкой на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определяется бессрочный срок действия решения о признании жилого помещения не соответствующим установленным санитарным и техническим требованиям (сейчас он составляет 6 месяцев).
Кроме того, указ упрощает порядок постановки граждан на консульский учет, предусматривает отказ от взимания платы за регистрацию временно пребывающих в Беларуси иностранцев в случае обращения за такой регистрацией через единый портал электронных услуг.
Читайте по теме: Бобруйчане играют молниеносно и успешно
За копией паспорта закрепляется правомерность предоставления вместо оригинала при обращении в налоговые органы для выполнения ряда административных процедур. Это позволит гражданам подавать заявления в электронном и письменном виде без личного посещения налоговых органов.
С целью соблюдения тайны усыновления, вместо копии решения суда об усыновлении можно будет предоставить выписку из такого документа.
Кроме того, вводятся новые административные процедуры, необходимые для реализации гражданами прав, исключаются процедуры, утратившие свою актуальность, например, по выдаче решений о приватизации жилых помещений.