Профессии, которые изменились за столетие: шофёр

Сегодня нередко можно услышать, что через несколько лет автомобили без водителей станут обычным явлением, а через десятилетие и вовсе захватят весь мир.

Несмотря на многие эксперименты, в том числе и удачные, пока автомобилями эффективнее управляет человек – водитель автомобиля или шофёр. Разница между ними в том, что водителем считается любой человек, получивший права и управляющий автомобилем, а шофёр – это профессионал, работа которого и заключается в управлении транспортом.

Автомобильная эра началась в конце ХIХ века, а первые машины в Российскую империю были доставлены из Франции. Поэтому и для водителей было позаимствовано слово из французского языка «chauffeur», как называли кочегара, подбрасывающего уголь в топку паровоза. Слово «шофёр» прижилось в русском языке.

Шофёром был не только человек, умевший управлять автомобилем. Он должен был уметь и починить свою технику. То есть шофёр был и водителем, и механиком. Людей этой редкой профессии было немного, их ценили.

В 1906 году в Санкт-Петербурге был построен императорский гараж, при котором открыли школу шофёров. Там учили управлять автомобилем, обслуживать и ремонтировать его, в том числе и мотор. Много внимания уделяли изучению материальной части и работе в ремонтных мастерских. Первые 26 выпускников школы были весьма уважаемыми людьми, они получали казённую форму и хорошую зарплату.

И всё же шоферов не хватало. Были случаи, когда богатым людям, поспешившим приобрести модную вещь – автомобиль, приходилось его продавать, поскольку найти хорошего шофёра была невозможно. Самим же учиться управлять мешали классовые предрассудки.

Вскоре в крупных городах стали открываться школы и курсы вождения для подготовки шофёров. В хороших школах учили не менее 3-х месяцев, но тех, кому учение не давалось, могли продержать и полгода, пока он не станет настоящим специалистом. В таких школах были хорошие машины, компетентные преподаватели и собственные мастерские.

 

Но были школы и разрядом пониже. Их открывали при мастерских или при фирмах проката автомобилей исключительно, чтобы заработать. Здесь обучали по упрощённой программе, курс был значительно короче, а вот диплом шофёра выдавали такой же.

Шофёрами могли стать люди, работавшие при мастерских или гаражах, в прокате автомобилей. Они умели кое-как разбираться в технике, запускать мотор, управлять автомобилем, считали себя профессионалами и требовали зарплату, сравнимую с окладом инженера.

Где учился первый минский таксист Иван Фёдоров, неизвестно, но в 1906 году у него был «мерседес» и разрешение городской управы на пассажирские перевозки. Именно с этим шофёром и произошло первое дорожно-транспортное происшествие. В газете было написано, что «на улице Подгорной, там, где она спускается к Губернаторскому саду (сейчас это район улицы Маркса между Красноармейской и Янки Купалы), водитель сильно разогнал автомобиль. Тяга тормоза не выдержала, и машина врезалась в телеграфный столб». Автомобиль разбился, пассажиров выбросило на мостовую и один из них погиб. То трагическое происшествие сильно повлияло на городские власти, было решено навсегда отказаться от перевозки пассажиров на «моторах».

«Навсегда» продлилось недолго, «железный конь» пришёл на смену медлительной конке в январе 1913 года. Тогда в минском автопарке были 2 таксомотора. Американский «Форд», принадлежавший гражданину Арановичу, и немецкий «Мерседес», которым владели минчане Неусыхин и Циперович, можно было увидеть у входа в Александровский сад, рядом с городским театром (ныне Национальный академический театр им. Янки Купалы). Эти люди наверняка были профессионалами своего дела. Известно, что Аранович, прежде чем заняться извозом, прошёл полный курс обучения в 1-й Петербургской автошколе.

Быть профессиональным шофёром в начале прошлого века было престижно. Но эта профессия пережила свой романтический период. За столетие она прошла путь от интеллектуальной и романтической до бытовой и повседневной. Однако можно сказать с уверенностью, что профессия шофёра потребуется ещё не одно десятилетие.

Читайте также:

Профессии, изменившиеся за столетие: пилот гражданской авиации

Профессии, которые изменились за столетие: врач

Профессии, изменившиеся за столетия: адвокат

Профессии, изменившиеся за столетия: машинист поезда

Профессии, которые изменились за столетие: учитель

Профессии, изменившиеся за столетия: спасатель-пожарный

1

1prof.by

Фото из открытых источников

Поделиться

Читайте также

В Беларуси установлены новые тарифы на железнодорожные пассажирские перевозки.

Тарифы на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования на городских линиях увеличены на 10 копеек, на региональных и межрегиональных линиях увеличатся в среднем на 5 процентов в сравнении с действующим уровнем тарифов, сообщила СБ пресс-служба МАРТ.

Например, стоимость проезда пассажиров поездами:

  • городских линий в пределах одного тарифного пояса по направлению Минск-Пассажирский — Беларусь увеличится на 10 копеек, в пределах двух тарифных поясов по одному направлению Минск- Пассажирский — Смолевичи при проезде через Городище — на 10 копеек;
  • региональных линий экономкласса по направлению Минск-Пассажирский — Руденск — на 5 копеек, Минск-Пассажирский — Смолевичи — на 4 копейки, Минск-Пассажирский —Беларусь — на 3 копейки;
  • региональных линий бизнес-класса по направлению Минск-Пассажирский — Бобруйск — на 32 копейки, Минск-Пассажирский — Орша — на 39 копеек.

Также в среднем на 5% повышаются тарифы на перевозку багажа и грузобагажа.

В министерстве отметили, что уровень возмещения населением затрат на оказание внутриреспубликанских пассажирских перевозок железнодорожным транспортом не достигает и 20%. При этом субсидирование из бюджета на эти услуги не осуществляется.

Читать дальше

На Могилевщине уже 8 лет учащиеся области соревнуются в остроумии на областном турнире КВН «Юные спасатели шутят», среди районных (городских) отделений Белорусской молодежной общественной организации спасателей-пожарных.

В ноябре состоялись зональные этапы КВН, в которых приняли участие 26 команд от районных (городских) отделений БМООСП.

Вердикт жюри был суров, но справедлив. Только 7 команд вышли в финал:

  • «ДЮП», ГУО «Средняя школа № 10 г. Бобруйска»;
  • «Выше голову», ГУО «Средняя школа № 1 г.п. Хотимска»;
  • «Зажжем», УО «Климовичская районная государственная гимназия имени И.С. Николаева»;
  • «Как-то так», ГУО «Вейнянская средняя школа»;
  • «NEXT», ГУО «Гимназия № 1 г. Горки»;
  • «Новое поколение», ГУО «Средняя школа № 2 г. Белыничи»;
  • «Белоснежка и 7 гномов», ГУО «Средняя школа № 19 г. Могилева».

20 декабря в актовом зале УО «Могилевский государственный университет им. А. А. Кулешова» состоится областной этап турнира КВН.

Мероприятие обещает быть «горячим и острым», как шутки его участников. Пожелаем удачи и победы. Ведь КВН - это игра, объединяющая поколения вот уже на протяжении более чем 40 лет, актуальная во все времена и, самое главное, игра, которая посредством юмора заставляет задуматься об очень важных серьезных вещах!

Читать дальше

Почти до середины января в Могилеве в музее этнографии можно увидеть выставку кукол бобруйчанки Гульнары Качан. Их больше сотни! Маленькие и побольше, из ткани и соломы, крупы и ниток, пакли и шнура, ситца и льна, обрядовые и игровые. И самые интересные — обереговые.

Гульнара — член Белорусского союза мастеров народного творчества, автор двух книг о традиционных народных куклах. Научной степени и специального образования не имеет, но кукол делает по всем правилам, которыми руководствовались наши предки.

Первая Берегиня

Как создать куклу, бобруйчанке никто не показывал. Но как-то накануне Масленицы, готовя сценарий к празднику, прочитала в журнале про кукол, которых когда-то делали в качестве оберегов. И сама страстно захотела попробовать — сделала маленькую вепсскую Берегиню.   

Гульнара признается, что тогда удивлялась: чего вдруг ее потянуло к этим, казалось бы, незатейливым куклам из тряпочек? Но с того дня начала делать кукол и дарить подругам и приятельницам:

— Дарила и наблюдала за реакцией. Глаза взрослых женщин менялись, они очень радовались таким подаркам. А потом рассказывали, как в их жизни начинали происходить перемены к лучшему, и были уверены — помогла кукла.

Гульнара стала читать специальную литературу и увлекалась все больше, узнавая, что кукла была границей между физическим и духовным миром, а наши прапрабабушки делали их на все случаи жизни.

Для крепкой семьи

Чтобы удачно выйти замуж, девушка на растущую луну создавала куклу на деревянной болванке с нечетным количеством разноцветных воротничков. Дерево должно было быть «женской» породы — рябина, липа, береза. Таких кукол не дарили. Кроме самой девушки, куклу могла ей сделать мама.

Для крепкой семьи делали неразлучников. Две куколки становились единым целым  — рука одной была продолжением другой. Для здоровья мастерили длинную связку лихорадок-лихоманок, приманивающих к себе болезни. В такой связке могло быть до 70 с лишним куколок!

А еще у каждой девушки была Желанница. Такую куклу-подружку хранили в мешочке или коробочке вместе с зеркальцем, никому не показывали. Когда хотели загадать желание, дарили кукле подарок — бусину, пуговицу или ленточку, подносили зеркальце, чтобы Желанница видела, какая она красивая, просили исполнить желаемое и прятали.

Делали кукол на благополучную беременность, на здоровье и удачу, для безопасных поездок и перемен к лучшему.

gulnara-kachan-kazhdaya-zhenshina-mozhet-sdelat-sebe-kuklu-obereg

«Пусть больше будет кукольниц!»

Почти шесть лет Гульнара Качан проводит мастер-классы для отдыхающих в санатории имени Ленина:

— За столом собираются женщины из Беларуси, России, Украины, из больших городов и глубинки. Делимся знаниями, я им рассказываю что-то о куклах, они мне. Однажды 70-летняя женщина из Санкт-Петербурга рассказала, что помнит процесс изготовления куклы, показанный ей бабушкой. Бабушка была родом из Беларуси, а во время столыпинской реформы со всей деревней переехала в Сибирь. И там они сохранили язык и культуру, традиции, песни и кукол, через которых передавали девочкам женские знания.

Петербурженка на глазах Гульнары сделала куклу. В грудь закрутила две горошины — символ плодородия, на голове — символ  силы       женских волос: лоскуток материала, изображающий уходящие в космос волосы. Надела на готовую куклу передник — сильнейший оберег. Смысл имела каждая деталь, вплоть до бусинок.

— Каждая женщина может сделать себе куклу-оберег, — говорит Гульнара Качан. — Можно долго рассказывать, но пока вы не возьмётесь сделать её сами и не прочувствуете процесс, многого не поймёте. Даже одного раза достаточно, чтобы «сработал переключатель» и женщина вспомнила свою забытую внутреннюю силу, освободилась от страхов, узнала себя, начала осмысленно и легче жить, по-другому видеть мир. Пусть больше будет кукольниц!

Правила начинающей мастерицы

— Делать куклу может только женщина — исключительно в хорошем настроении, с добрыми мыслями и чистыми руками. Мужчине мало того, что запрещено прикасаться к ткани и ниткам, так еще и наблюдать за процессом.

— Работать над куклой надо на коленях, на подоле и успеть доделать ее за один день. Если отложить работу на завтра, то кукла потеряет свою силу и не сможет стать оберегом. Не делают кукол ночью, в выходные и праздники, а также по средам и пятницам.

— Мудрость кукол начинается с головы. Формируйте её с добрыми пожеланиями — здоровья, светлых мыслей, хорошей памяти. Произносите их шепотом, пока работаете. Так вы налаживаете куклу, а она будет налаживать вашу жизнь.

— Славяне верили, что через кукольные глаза может вселиться злой дух. Поэтому у обереговой куклы не должно быть лица, так она не станет ничьим двойником и не причинит вред.

— В работе над куклой не используют колющие и режущие предметы. Если ножницы необходимы, то приговаривайте: «Пусть будет ровная прямая дорога по жизни!». Игла используется только для вышивки.

— Каждое движение должно нести смысл. Разглаживая швы, желайте, чтобы все складывалось гладко. Мотайте нить по часовой стрелке, это будет направлять энергию в русло развития. Каждый узелок должен сопровождаться добрым словом или молитвой.

— Лучше всего создавать куклу из старой одежды, принадлежащей родным людям. Старая кофта бабушки или деда пропитана их энергией, излучать ее будет и кукла и передавать будущим поколениям. Только выбирайте счастливую одежду! Не берите ту, что носили в болезни и в стрессах, сложных жизненных ситуациях.

mogpravda.by

Читать дальше