Профессии, которые изменились за столетие: шофёр

Сегодня нередко можно услышать, что через несколько лет автомобили без водителей станут обычным явлением, а через десятилетие и вовсе захватят весь мир.

Несмотря на многие эксперименты, в том числе и удачные, пока автомобилями эффективнее управляет человек – водитель автомобиля или шофёр. Разница между ними в том, что водителем считается любой человек, получивший права и управляющий автомобилем, а шофёр – это профессионал, работа которого и заключается в управлении транспортом.

Автомобильная эра началась в конце ХIХ века, а первые машины в Российскую империю были доставлены из Франции. Поэтому и для водителей было позаимствовано слово из французского языка «chauffeur», как называли кочегара, подбрасывающего уголь в топку паровоза. Слово «шофёр» прижилось в русском языке.

Шофёром был не только человек, умевший управлять автомобилем. Он должен был уметь и починить свою технику. То есть шофёр был и водителем, и механиком. Людей этой редкой профессии было немного, их ценили.

В 1906 году в Санкт-Петербурге был построен императорский гараж, при котором открыли школу шофёров. Там учили управлять автомобилем, обслуживать и ремонтировать его, в том числе и мотор. Много внимания уделяли изучению материальной части и работе в ремонтных мастерских. Первые 26 выпускников школы были весьма уважаемыми людьми, они получали казённую форму и хорошую зарплату.

И всё же шоферов не хватало. Были случаи, когда богатым людям, поспешившим приобрести модную вещь – автомобиль, приходилось его продавать, поскольку найти хорошего шофёра была невозможно. Самим же учиться управлять мешали классовые предрассудки.

Вскоре в крупных городах стали открываться школы и курсы вождения для подготовки шофёров. В хороших школах учили не менее 3-х месяцев, но тех, кому учение не давалось, могли продержать и полгода, пока он не станет настоящим специалистом. В таких школах были хорошие машины, компетентные преподаватели и собственные мастерские.

 

Но были школы и разрядом пониже. Их открывали при мастерских или при фирмах проката автомобилей исключительно, чтобы заработать. Здесь обучали по упрощённой программе, курс был значительно короче, а вот диплом шофёра выдавали такой же.

Шофёрами могли стать люди, работавшие при мастерских или гаражах, в прокате автомобилей. Они умели кое-как разбираться в технике, запускать мотор, управлять автомобилем, считали себя профессионалами и требовали зарплату, сравнимую с окладом инженера.

Где учился первый минский таксист Иван Фёдоров, неизвестно, но в 1906 году у него был «мерседес» и разрешение городской управы на пассажирские перевозки. Именно с этим шофёром и произошло первое дорожно-транспортное происшествие. В газете было написано, что «на улице Подгорной, там, где она спускается к Губернаторскому саду (сейчас это район улицы Маркса между Красноармейской и Янки Купалы), водитель сильно разогнал автомобиль. Тяга тормоза не выдержала, и машина врезалась в телеграфный столб». Автомобиль разбился, пассажиров выбросило на мостовую и один из них погиб. То трагическое происшествие сильно повлияло на городские власти, было решено навсегда отказаться от перевозки пассажиров на «моторах».

«Навсегда» продлилось недолго, «железный конь» пришёл на смену медлительной конке в январе 1913 года. Тогда в минском автопарке были 2 таксомотора. Американский «Форд», принадлежавший гражданину Арановичу, и немецкий «Мерседес», которым владели минчане Неусыхин и Циперович, можно было увидеть у входа в Александровский сад, рядом с городским театром (ныне Национальный академический театр им. Янки Купалы). Эти люди наверняка были профессионалами своего дела. Известно, что Аранович, прежде чем заняться извозом, прошёл полный курс обучения в 1-й Петербургской автошколе.

Быть профессиональным шофёром в начале прошлого века было престижно. Но эта профессия пережила свой романтический период. За столетие она прошла путь от интеллектуальной и романтической до бытовой и повседневной. Однако можно сказать с уверенностью, что профессия шофёра потребуется ещё не одно десятилетие.

Читайте также:

Профессии, изменившиеся за столетие: пилот гражданской авиации

Профессии, которые изменились за столетие: врач

Профессии, изменившиеся за столетия: адвокат

Профессии, изменившиеся за столетия: машинист поезда

Профессии, которые изменились за столетие: учитель

Профессии, изменившиеся за столетия: спасатель-пожарный

1

1prof.by

Фото из открытых источников

Поделиться

Читайте также

Орденом Матери за рождение и воспитание пяти и более детей награждены восемь бобруйчанок. Их имена есть в соответствующем указе, подписанном главой белорусского государства Александром Лукашенко. Об этом говорится в сообщении пресс-службы Президента страны.

В числе награждённых:

  • Алисеенко Ольга Александровна – домохозяйка, Ленинский район г. Бобруйска,
  • Алексеева Анна Николаевна – домохозяйка, Первомайский район г. Бобруйска,
  • Архипенко Анна Николаевна – домохозяйка, Ленинский район г. Бобруйска,
  • Афанасьева Валентина Евгеньевна – слесарь механосборочных работ производственного унитарного предприятия «Универсал Бобруйск» общественного объединения «Белорусское общество глухих»,
  • Бузунова Екатерина Игоревна – домохозяйка, Первомайский район г. Бобруйска,
  • Лунева Марина Фёдоровна – домохозяйка, Ленинский район г. Бобруйска,
  • Рыжкова Ольга Владимировна – индивидуальный предприниматель, Первомайский район г. Бобруйска,
  • Семёнова Галина Васильевна – повар ресторана быстрого обслуживания филиала «Бобруйский торговый центр «Корона» общества с ограниченной ответственностью «Табак-Инвест».

Поздравляем бобруйчанок с высокой наградой.

Желаем здоровья и счастья им и членам их семей!

Читать дальше

Французское издание Le Figaro включило Беларусь в список стран и мест, где точно стоит побывать в 2020-м году.

Из плюсов называют:

  • безвизовый режим,
  • хорошо сохранившееся советское архитектурное наследие
  • и многочисленные национальные парки вроде Налибокской или Беловежской пущи.

Также ресурс называет Беларусь «спящей красавицей Европы».

В топ-20 направлений этого года также включены Австралия, Мадагаскар, Индонезия, Барбадос, ОАЭ, Словения, Грузия, Куба, Япония, Гавайи и др.

Читать дальше

«Калі не ведаеце, як выглядае працы мары», — так Наталля Рымашэўская, ветэрынарка з Бабруйска, падпісала гэта фота ў сацыяльных сетках.

«Гаспадары прывезлі далмацінцаў на першую ў жыцці вакцынацыю. Для нас быццам сеанс каністэрапіі правялі, станоўчыя эмоцыі на ўвесь дзень», — расказала дзяўчына гісторыю фотаздымкаў.

babruiskaya-veterynarka-pakazala-yak-vyglyadae-praca-mary

Наталля скончыла Віцебскую дзяржаўную акадэмію ветэрынарнай медыцыны.

«Я з таго адсотку студэнтаў-ветэрынараў, якія не трапілі ў мед. І не пашкадавалі», — жартуе яна.

Па размеркаванні дзяўчына трапіла ва ўстанову, якая вядзе базу даных пра сельскагаспадарчых жывёл і прадукцыю жывёльнага паходжання. Займалася офіснай працай — камп’ютар, паперы, камандзіроўкі… А летась у жніўні ўладкавалася ў прыватную клініку Бабруйска і стала лячыць катоў і сабак.

«Люблю сваю працу за тое, што адчуваю сябе патрэбнай і на сваім месцы. Здаровыя і мілыя жывёлы — гэта класна, гэта радуе, але часцей яны трапляюць да нас не ў такім стане. І тады ветэрынар робіць тое, што павінен, — ратуе. Калі атрымліваецца перамагчы хваробу — я люблю сваю працу яшчэ больш», — падзялілася бабруйчанка.

У яе самой, дарэчы, таксама ёсць гадаванец — кошка Машка. Шэсць год таму падабралі яе з мамай на вакзале кацяняткам і пакінулі жыць у сябе, паведамляе Наша Ніва.

Читать дальше