Профессии, которые изменились за столетие: шофёр

Сегодня нередко можно услышать, что через несколько лет автомобили без водителей станут обычным явлением, а через десятилетие и вовсе захватят весь мир.

Несмотря на многие эксперименты, в том числе и удачные, пока автомобилями эффективнее управляет человек – водитель автомобиля или шофёр. Разница между ними в том, что водителем считается любой человек, получивший права и управляющий автомобилем, а шофёр – это профессионал, работа которого и заключается в управлении транспортом.

Автомобильная эра началась в конце ХIХ века, а первые машины в Российскую империю были доставлены из Франции. Поэтому и для водителей было позаимствовано слово из французского языка «chauffeur», как называли кочегара, подбрасывающего уголь в топку паровоза. Слово «шофёр» прижилось в русском языке.

Шофёром был не только человек, умевший управлять автомобилем. Он должен был уметь и починить свою технику. То есть шофёр был и водителем, и механиком. Людей этой редкой профессии было немного, их ценили.

В 1906 году в Санкт-Петербурге был построен императорский гараж, при котором открыли школу шофёров. Там учили управлять автомобилем, обслуживать и ремонтировать его, в том числе и мотор. Много внимания уделяли изучению материальной части и работе в ремонтных мастерских. Первые 26 выпускников школы были весьма уважаемыми людьми, они получали казённую форму и хорошую зарплату.

И всё же шоферов не хватало. Были случаи, когда богатым людям, поспешившим приобрести модную вещь – автомобиль, приходилось его продавать, поскольку найти хорошего шофёра была невозможно. Самим же учиться управлять мешали классовые предрассудки.

Вскоре в крупных городах стали открываться школы и курсы вождения для подготовки шофёров. В хороших школах учили не менее 3-х месяцев, но тех, кому учение не давалось, могли продержать и полгода, пока он не станет настоящим специалистом. В таких школах были хорошие машины, компетентные преподаватели и собственные мастерские.

 

Но были школы и разрядом пониже. Их открывали при мастерских или при фирмах проката автомобилей исключительно, чтобы заработать. Здесь обучали по упрощённой программе, курс был значительно короче, а вот диплом шофёра выдавали такой же.

Шофёрами могли стать люди, работавшие при мастерских или гаражах, в прокате автомобилей. Они умели кое-как разбираться в технике, запускать мотор, управлять автомобилем, считали себя профессионалами и требовали зарплату, сравнимую с окладом инженера.

Где учился первый минский таксист Иван Фёдоров, неизвестно, но в 1906 году у него был «мерседес» и разрешение городской управы на пассажирские перевозки. Именно с этим шофёром и произошло первое дорожно-транспортное происшествие. В газете было написано, что «на улице Подгорной, там, где она спускается к Губернаторскому саду (сейчас это район улицы Маркса между Красноармейской и Янки Купалы), водитель сильно разогнал автомобиль. Тяга тормоза не выдержала, и машина врезалась в телеграфный столб». Автомобиль разбился, пассажиров выбросило на мостовую и один из них погиб. То трагическое происшествие сильно повлияло на городские власти, было решено навсегда отказаться от перевозки пассажиров на «моторах».

«Навсегда» продлилось недолго, «железный конь» пришёл на смену медлительной конке в январе 1913 года. Тогда в минском автопарке были 2 таксомотора. Американский «Форд», принадлежавший гражданину Арановичу, и немецкий «Мерседес», которым владели минчане Неусыхин и Циперович, можно было увидеть у входа в Александровский сад, рядом с городским театром (ныне Национальный академический театр им. Янки Купалы). Эти люди наверняка были профессионалами своего дела. Известно, что Аранович, прежде чем заняться извозом, прошёл полный курс обучения в 1-й Петербургской автошколе.

Быть профессиональным шофёром в начале прошлого века было престижно. Но эта профессия пережила свой романтический период. За столетие она прошла путь от интеллектуальной и романтической до бытовой и повседневной. Однако можно сказать с уверенностью, что профессия шофёра потребуется ещё не одно десятилетие.

Читайте также:

Профессии, изменившиеся за столетие: пилот гражданской авиации

Профессии, которые изменились за столетие: врач

Профессии, изменившиеся за столетия: адвокат

Профессии, изменившиеся за столетия: машинист поезда

Профессии, которые изменились за столетие: учитель

Профессии, изменившиеся за столетия: спасатель-пожарный

1

1prof.by

Фото из открытых источников

Поделиться

Читайте также

15 июня стартует приемная кампания в учреждениях профессионально-технического образования.

В 2020 году прием осуществляют 127 учреждений профессионально-технического образования по более чем 260 профессиям.

Кроме того, прием для обучения по рабочим профессиям осуществляют 44 учреждения образования других уровней, реализующих образовательные программы профессионально-технического образования, сообщили в пресс-службе Минобразования.

1

Читать дальше

В Минске завтра откроется Музей музыки.

В залах – более 60 настоящих инструментов, как очень редких и дорогих (рояль, арфа, клавесин, ситар, контрабас), так и широко распространенных (оркестровых, народных и ударных).

Также там представлена коллекция миниатюр (статуэток, шкатулок), картин и чеканок на музыкальную тему.

Музей находится в центре Минска, на ул. Кирилла и Мефодия, 8.

1

Читать дальше

Республиканский конкурс туристских видеороликов «Маршрутами победителей» уже идет. Вы участвуете?!

29 апреля Республиканским центром экологии и краеведения был дан старт интересному проекту «Маршрутами победителей», посвященному 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Приглашаем Вас стать его частью!

Сделать это просто:

1. Снимите видеоролик продолжительностью до 5 минут, соответствующий одной из предложенных тематик:
«Пешеходные походы педагогов».
«Горные походы педагогов».
«Водные походы педагогов».
«Велосипедные походы педагогов».
«Пешеходные походы с учащимися».
«Горные походы с учащимися».
«Водные походы с учащимися».
«Велосипедные походы с учащимися».
«Семейные походы».

2. Готовую работу пришлите на электронную почту: orient.rct@mail.ru с пометкой «Конкурс».

3. В заявке укажите номинацию (тематика), в которой участвуете, название работы, полные ФИО автора и (или) руководителя авторского коллектива, место учебы (работы), Ваши контакты для связи.

 

Конкурсные работы принимаются до 1 сентября включительно.
Познакомиться с ними можно на YouTube канале.

Читать дальше