Профессии, изменившиеся за столетия: машинист поезда

Железная дорога сегодня – это сложный комплекс информационно-аналитических систем, важнейшая часть транспортной системы страны.

На железнодорожных станциях уже не услышать колокола, нет семафоров с механическими крыльями и дежурных в красных фуражках, но профессия «машинист поезда» по-прежнему остается важной.

В начале ХХ века машинист был главным на паровозе, отвечал за его работу и своевременное прибытие на станцию назначения. Ему, как и всей паровозной бригаде, платили больше всех на железной дороге. Однако труд машиниста, его помощника и кочегара – «обслуги», как тогда говорили, был тяжёлым.

В паровозе от дождя, ветра и дыма от угля паровозную бригаду прикрывала лишь полубудка без дверей. Задняя часть её была полностью открыта зимой и летом. Там находился тендер с углём, откуда кочегар брал его лопатой и бросал в топку. Помощник машиниста подкачивал воду и смазывал механизмы. Главным был машинист: он вел паровоз и следил за приборами.

У котла – жара за 60 градусов, за окном – минус 20 и всё продувается. Паровоз идёт в клубах дыма и пара, но машинисту надо смотреть вперёд, высунуться из окна и следить за сигналами семафоров. Если же в пути случались неисправности, например, в топке, то паровоз останавливали, а машинисту приходилось лезть и ремонтировать, ведь он был ещё и механиком.

Машинист надевал на себя пару ватников, рукавиц, закутывал голову, оставив щелки для глаз, его обливали водой и затем он лез по доске и чинил неисправность. Помощник и кочегар следили за машинистом и быстро вытаскивали его за ноги. Это было важно, иначе машинист мог потерять сознание, одежда на нём уже дымилась. Почти каждому из них доводилось лазить в горячую топку. После рейса в более серьёзном ремонте паровоза участвовала вся бригада.

Жизнь паровозной бригады была непростой: отдохнул дома и завтра снова в дорогу, потом отдых на дистанции, снова в дорогу – и домой. После смены в 12 и более часов паровоз нужно было подготовить к новому рейсу и только после этого – идти домой.

 

Стать машинистом паровоза можно было только лет за 10-15, пройдя прежде путь от слесаря в депо до помощника машиниста. Но работать на «железке» было почётно и выгодно. Железнодорожники получали твёрдый заработок и могли обеспечить семью. Если же случались недород или засуха, продукты выдавались по рабочей карточке. Машинист с семьёй, как правило, получал дом с несколькими комнатами, а помощник или кочегар – комнату в казарме, недалеко от железной дороги.

Все работники железной дороги получали зимнее и летнее форменное обмундирование, рабочее и парадное. Кочегару полагался на 3 года укороченный полушубок, на 2 года – пальто, кожаные рукавицы и зимняя шапка, на год давали валяные сапоги и форменную фуражку. Ходить в такой форме было почётно.

Паровоз и паровозные бригады были главными на железных дорогах практически до конца 1950-х годов, когда стали внедряться новые локомотивы – тепловозы и электровозы. Поездные бригады уже были закрыты и работали в тепле, но паровозы ходили ещё кое-где и в начале 1980-х.

Сейчас условия работы стали иными: кабины машинистов изменились коренным образом и всё больше напоминают кабины самолетов. Но главным, как и раньше, остаётся машинист. Его рабочий день начинается с обязательного прохождения медкомиссии и проверки технического состояния поезда – тормозов, колес, всей ходовой части. Если же обнаруживаются проблемы, машинисту уже не надо никуда лезть, для этого есть высококвалифицированные бригады ремонтников.

Но, как и прежде, современный машинист должен быть пунктуальным, уравновешенным, хладнокровным, внимательным, обладать быстрой реакцией и чувством ответственности.


Читайте также:

Профессии, которые изменились за столетие: шофёр

Профессии, изменившиеся за столетие: пилот гражданской авиации

Профессии, изменившиеся за столетие: врач

Профессии, изменившиеся за столетия: адвокат

Профессии, изменившиеся за столетие: учитель

Профессии, изменившиеся за столетия: спасатель-пожарный


1

1prof.by

Фото из открытых источников

Поделиться

Читайте также

В Год исторической памяти и 78-годовщины победы советского народа в Великой Отечественной войне Бобруйский краеведческий музей проводит акцию «Подари экспонат музею».

Сотрудники музея с большой благодарностью примут в дар от жителей города документы, фотографии и награды участников Великой Отечественной войны, связанные с историей нашего края:

  • старые фотографии и документы,
  • предметы быта, мягкой и твёрдой этнографии,
  • а также многое другое, что может представлять историко-краеведческую ценность.

Всех бобруйчан, неравнодушных к истории родного города, музей приглашает принять участие в этой акции и сделать подарок к 635-летию Бобруйска. Став музейными предметами, эти вещи подучат новую жизнь, будут представлены на выставках и в экспозициях музея.

Иям дарителя будет навсегда занесено в Книгу поступления фондов музея. Таким образом у горожан есть возможность не только оставить благородный след в истории музея, но и ощутить сопричастность к сохранению наследия предков, сохранения частички фамильного наследия для потомков на века.

Контактный телефон: 8(0225) 72-63-77.

v-akcii-podari-muzeyu-eksponat-priglashayut-prinyat-uchastie-bobruichan

1

Читать дальше

С 18 мая 2022 года в галерее Бобруйского художественного музея работает выставка «Памяць пакаленняў».

Экспозиция знакомит с работами ветеранов, классиков белорусского искусства из собрания Белорусского союза художников и Национального художественного музея страны. В своих работах художники интерпретируют образы и события, определяющие очень значимую веху белорусской истории – Великую Победу.

Время работы галереи: 10.00-19.00 ежедневно, кроме понедельника, вторника.

1

Читать дальше

С 1 февраля по 10 марта 2024 года в фойе Дворца искусств Бобруйска выставка графики Марии Лышко «Моменты» (0+).

Это первая выставка графики Марии. В экспозиции представлены моменты из жизни, вызывающие разнообразные эмоции. Вдохновением стали люди, в глазах которых есть радость, задумчивость, строгость и грусть. Работы Марии напоминают нам о радостях жизни. Момент будто бы застыл в них, давая возможность задуматься. В работах удачное сочетание графитного карандаша с углём.

Вход бесплатный.

Об авторе работ

Мария Лышко окончила в 2021 году Бобруйский художественный колледж им. А.Е. Ларина. Весной-летом 2022 года во Дворце искусств прошла первая выставка художницы «Бобруйск в акварели» как признание в любви к городу и подарок к его 635-летию. Прогуливаясь по улицам родного Бобруйска, молодая художница вдохновилась его красотой и природой. В экспозиции были представлены знакомые каждому бобруйчанину места. В работах Марии много ярких насыщенных красок, которые передают восхищение городской архитектурой. Голубое небо символизирует мир и чистоту. Лёгкие и воздушные цветовые пятна – яркие эмоции от прогулки.

 

Читать дальше