Профессии, изменившиеся за столетия: машинист поезда

Железная дорога сегодня – это сложный комплекс информационно-аналитических систем, важнейшая часть транспортной системы страны.

На железнодорожных станциях уже не услышать колокола, нет семафоров с механическими крыльями и дежурных в красных фуражках, но профессия «машинист поезда» по-прежнему остается важной.

В начале ХХ века машинист был главным на паровозе, отвечал за его работу и своевременное прибытие на станцию назначения. Ему, как и всей паровозной бригаде, платили больше всех на железной дороге. Однако труд машиниста, его помощника и кочегара – «обслуги», как тогда говорили, был тяжёлым.

В паровозе от дождя, ветра и дыма от угля паровозную бригаду прикрывала лишь полубудка без дверей. Задняя часть её была полностью открыта зимой и летом. Там находился тендер с углём, откуда кочегар брал его лопатой и бросал в топку. Помощник машиниста подкачивал воду и смазывал механизмы. Главным был машинист: он вел паровоз и следил за приборами.

У котла – жара за 60 градусов, за окном – минус 20 и всё продувается. Паровоз идёт в клубах дыма и пара, но машинисту надо смотреть вперёд, высунуться из окна и следить за сигналами семафоров. Если же в пути случались неисправности, например, в топке, то паровоз останавливали, а машинисту приходилось лезть и ремонтировать, ведь он был ещё и механиком.

Машинист надевал на себя пару ватников, рукавиц, закутывал голову, оставив щелки для глаз, его обливали водой и затем он лез по доске и чинил неисправность. Помощник и кочегар следили за машинистом и быстро вытаскивали его за ноги. Это было важно, иначе машинист мог потерять сознание, одежда на нём уже дымилась. Почти каждому из них доводилось лазить в горячую топку. После рейса в более серьёзном ремонте паровоза участвовала вся бригада.

Жизнь паровозной бригады была непростой: отдохнул дома и завтра снова в дорогу, потом отдых на дистанции, снова в дорогу – и домой. После смены в 12 и более часов паровоз нужно было подготовить к новому рейсу и только после этого – идти домой.

 

Стать машинистом паровоза можно было только лет за 10-15, пройдя прежде путь от слесаря в депо до помощника машиниста. Но работать на «железке» было почётно и выгодно. Железнодорожники получали твёрдый заработок и могли обеспечить семью. Если же случались недород или засуха, продукты выдавались по рабочей карточке. Машинист с семьёй, как правило, получал дом с несколькими комнатами, а помощник или кочегар – комнату в казарме, недалеко от железной дороги.

Все работники железной дороги получали зимнее и летнее форменное обмундирование, рабочее и парадное. Кочегару полагался на 3 года укороченный полушубок, на 2 года – пальто, кожаные рукавицы и зимняя шапка, на год давали валяные сапоги и форменную фуражку. Ходить в такой форме было почётно.

Паровоз и паровозные бригады были главными на железных дорогах практически до конца 1950-х годов, когда стали внедряться новые локомотивы – тепловозы и электровозы. Поездные бригады уже были закрыты и работали в тепле, но паровозы ходили ещё кое-где и в начале 1980-х.

Сейчас условия работы стали иными: кабины машинистов изменились коренным образом и всё больше напоминают кабины самолетов. Но главным, как и раньше, остаётся машинист. Его рабочий день начинается с обязательного прохождения медкомиссии и проверки технического состояния поезда – тормозов, колес, всей ходовой части. Если же обнаруживаются проблемы, машинисту уже не надо никуда лезть, для этого есть высококвалифицированные бригады ремонтников.

Но, как и прежде, современный машинист должен быть пунктуальным, уравновешенным, хладнокровным, внимательным, обладать быстрой реакцией и чувством ответственности.

Читайте также:

Профессии, которые изменились за столетие: шофёр

Профессии, изменившиеся за столетие: пилот гражданской авиации

Профессии, изменившиеся за столетие: врач

Профессии, изменившиеся за столетия: адвокат

Профессии, изменившиеся за столетие: учитель

Профессии, изменившиеся за столетия: спасатель-пожарный

1

1prof.by

Фото из открытых источников

Поделиться

Читайте также

Расписание игр бобруйской Лиги мини-футбола
на 4-й тур Летнего турнира

Вторник 7 июля

19-00 Бобруйск 30 – Ополченцы
20-00 Витязь-Практик – ФК «Белшина»

Четверг 9 июля

19-00 Торпедо – Легион
20-00 Белшина – 101/112

Дисквалификаций на четвёртый тур нет.

1

Читать дальше

Портал «Артхив» приступил к созданию путеводителя по живописи для детей. В нём профессионалы доступным языком рассказывают о мировых шедеврах, делятся тайнами их создания и объясняют значение тех или иных деталей на полотнах. В пробный выпуск путеводителя вошли 20 картин, которые видел каждый, но узнать о них больше никогда не помешает.

Все шедевры в этом списке расположены в хронологическом порядке. Дополняют их мини-рассказы и любопытные факты о картинах. Например, знали ли вы, что Леонардо да Винчи отказался от традиционного способа создания фресок — по мокрой штукатурке? Он придумал свой: покрыл каменную стену гипсом, смолой и мастикой. Эксперимент не удался, и «Тайная вечеря» стала настоящей проблемой для реставраторов. На данный момент от оригинала осталось не больше 20%.

portal-artkhiv-opublikoval-spisok-kartin-kotorye-dolzhen-znat-kazhdyi-rebyonok-1

Ещё один интересный факт. А Микеланджело Буонарроти считал Всевышнего источником разума для человека. Если обратить внимание, то можно заметить, что на фреске «Сотворение Адама» он изобразил Творца и его окружение буквально в виде человеческого мозга.

portal-artkhiv-opublikoval-spisok-kartin-kotorye-dolzhen-znat-kazhdyi-rebyonok-2

Полотно «Последний день Помпеи» хранит в себе портрет создателя Карла Брюллова. Художник изобразил себя в левой части картины под ящиком с кистями.

portal-artkhiv-opublikoval-spisok-kartin-kotorye-dolzhen-znat-kazhdyi-rebyonok-3

Также в первом выпуске рассказывается о таких картинах, как «Портрет чет Арнольфини» Яна ван Эйка, «Рождение Венеры» Боттичелли, «Охотники на снегу» Питера Брейгеля-старшего и др. Узнать много интересного об этих картинах можно на сайте «Артхива».

1

Избранное

Читать дальше

Численность населения Могилёвской области на начало текущего года составила 1 млн. 23 тысячи человек (10,9% от общей численности населения Беларуси). В области, как и в целом по республике, женское население (547 тыс. человек) преобладает над мужским (476 тыс. человек). На 1000 мужчин в среднем по области приходилось 1149 женщин.

- Более чем три четверти (79,4%) населения области – горожане, – рассказали в главном статуправлении Могилевской области, накануне Всемирного дня народонаселения,  отмечаемого ежегодно 11 июля. – На начало текущего года численность городского населения составила 812,5 тыс. человек, сельского – 210,5 тыс. человек.

Ожидаемая продолжительность жизни населения области составила:

  • 73,7 года (мужчин – 68,4 года, женщин – 78,7 года);
  • горожан – 74,9 года (мужчин – 69,7 года, женщин – 79,7 года),
  • жителей сельской местности – 68,6 года (мужчин – 63,5 года, женщин – 75,2 года).

Уровень занятости в трудоспособном возрасте среди мужчин составил 82,6%, женщин – 85,6%, уровень безработицы – 6,9% и 3,7% соответственно.

 

mogilevnews.by

Читать дальше