Профессии, изменившиеся за столетия: машинист поезда

Железная дорога сегодня – это сложный комплекс информационно-аналитических систем, важнейшая часть транспортной системы страны.

На железнодорожных станциях уже не услышать колокола, нет семафоров с механическими крыльями и дежурных в красных фуражках, но профессия «машинист поезда» по-прежнему остается важной.

В начале ХХ века машинист был главным на паровозе, отвечал за его работу и своевременное прибытие на станцию назначения. Ему, как и всей паровозной бригаде, платили больше всех на железной дороге. Однако труд машиниста, его помощника и кочегара – «обслуги», как тогда говорили, был тяжёлым.

В паровозе от дождя, ветра и дыма от угля паровозную бригаду прикрывала лишь полубудка без дверей. Задняя часть её была полностью открыта зимой и летом. Там находился тендер с углём, откуда кочегар брал его лопатой и бросал в топку. Помощник машиниста подкачивал воду и смазывал механизмы. Главным был машинист: он вел паровоз и следил за приборами.

У котла – жара за 60 градусов, за окном – минус 20 и всё продувается. Паровоз идёт в клубах дыма и пара, но машинисту надо смотреть вперёд, высунуться из окна и следить за сигналами семафоров. Если же в пути случались неисправности, например, в топке, то паровоз останавливали, а машинисту приходилось лезть и ремонтировать, ведь он был ещё и механиком.

Машинист надевал на себя пару ватников, рукавиц, закутывал голову, оставив щелки для глаз, его обливали водой и затем он лез по доске и чинил неисправность. Помощник и кочегар следили за машинистом и быстро вытаскивали его за ноги. Это было важно, иначе машинист мог потерять сознание, одежда на нём уже дымилась. Почти каждому из них доводилось лазить в горячую топку. После рейса в более серьёзном ремонте паровоза участвовала вся бригада.

Жизнь паровозной бригады была непростой: отдохнул дома и завтра снова в дорогу, потом отдых на дистанции, снова в дорогу – и домой. После смены в 12 и более часов паровоз нужно было подготовить к новому рейсу и только после этого – идти домой.

 

Стать машинистом паровоза можно было только лет за 10-15, пройдя прежде путь от слесаря в депо до помощника машиниста. Но работать на «железке» было почётно и выгодно. Железнодорожники получали твёрдый заработок и могли обеспечить семью. Если же случались недород или засуха, продукты выдавались по рабочей карточке. Машинист с семьёй, как правило, получал дом с несколькими комнатами, а помощник или кочегар – комнату в казарме, недалеко от железной дороги.

Все работники железной дороги получали зимнее и летнее форменное обмундирование, рабочее и парадное. Кочегару полагался на 3 года укороченный полушубок, на 2 года – пальто, кожаные рукавицы и зимняя шапка, на год давали валяные сапоги и форменную фуражку. Ходить в такой форме было почётно.

Паровоз и паровозные бригады были главными на железных дорогах практически до конца 1950-х годов, когда стали внедряться новые локомотивы – тепловозы и электровозы. Поездные бригады уже были закрыты и работали в тепле, но паровозы ходили ещё кое-где и в начале 1980-х.

Сейчас условия работы стали иными: кабины машинистов изменились коренным образом и всё больше напоминают кабины самолетов. Но главным, как и раньше, остаётся машинист. Его рабочий день начинается с обязательного прохождения медкомиссии и проверки технического состояния поезда – тормозов, колес, всей ходовой части. Если же обнаруживаются проблемы, машинисту уже не надо никуда лезть, для этого есть высококвалифицированные бригады ремонтников.

Но, как и прежде, современный машинист должен быть пунктуальным, уравновешенным, хладнокровным, внимательным, обладать быстрой реакцией и чувством ответственности.

Читайте также:

Профессии, которые изменились за столетие: шофёр

Профессии, изменившиеся за столетие: пилот гражданской авиации

Профессии, изменившиеся за столетие: врач

Профессии, изменившиеся за столетия: адвокат

Профессии, изменившиеся за столетие: учитель

Профессии, изменившиеся за столетия: спасатель-пожарный

1

1prof.by

Фото из открытых источников

Поделиться

Читайте также

Около 16 часов 8 ноября мальчишка переходил улицу Минскую по нерегулируемому переходу. Именно в этот момент его и сбил автомобиль. Ребёнка от удара отбросило на расстояние более метра.

По словам Александры Адотик, сотрудника ОГАИ УВД Бобруйского горисполкома, в происшествии мальчику повезло, он отделался легкими травмами, и потому госпитализации не потребовалось.

Госавтоинспекция проводит проверку обстоятельств случившегося. Пешеходный переход в этом месте обозначен соответствующим дорожным знаком об ограничении скорости, с обеих сторон оборудован неровностями, имеет яркий цвет.

Читать дальше

Бюст белорусского писателя Алеся Адамовича торжественно открыли в посёлке Глуша Бобруйского района. В мероприятии приняли участие:

  • жители посёлка Глуша,
  • представители руководства Бобруйского района,
  • дочь Алеся Адамовича Наталья,
  • автор скульптуры Геник Лойка,
  • инициатор проекта и активный участник его реализации бобруйчанин Андрусь Архипенко,
  • председатель Могилёвского областного отделения Союза писателей Беларуси Александр Казеко,
  • депутат Палаты представителей Национального собрания Елена Анисим,
  • а также гости из Минска, Могилева, Бобруйска, окрестных деревень.

Установленный в Глуше бюст стал первым памятником белорусскому писателю Алесю Адамовичу. Средства на него собирали всем миром. Реализация проекта стала результатом эффективного взаимодействия общественности и власти.

v-glushe-torzhestvenno-otkryli-byust-alesya-adamovicha-1

v-glushe-torzhestvenno-otkryli-byust-alesya-adamovicha-2
 
Бюст Алеся Адамовича – второй этап проекта «Глуша: Адамович». В рамках первого в Глуше создан арт-объект – остановка общественного транспорта.

Третий этап предусматривает создание и установку информационных указателей, которые позволят гостям Глуши самостоятельно найти на территории поселка объекты культурного наследия.

Продолжается работа по созданию в здании бывшей аптеки музея, который будет посвящён творчеству Алеся Адамовича, а также событиям Великой Отечественной войны.

Открытие бюста Алеся Адамовича стало главной составляющей празднования Дня поселка Глуша. Перед ним участники мероприятия посетили могилу писателя.

v-glushe-torzhestvenno-otkryli-byust-alesya-adamovicha-3

v-glushe-torzhestvenno-otkryli-byust-alesya-adamovicha-4

v-glushe-torzhestvenno-otkryli-byust-alesya-adamovicha-5

v-glushe-torzhestvenno-otkryli-byust-alesya-adamovicha-6

v-glushe-torzhestvenno-otkryli-byust-alesya-adamovicha-7

v-glushe-torzhestvenno-otkryli-byust-alesya-adamovicha-8

v-glushe-torzhestvenno-otkryli-byust-alesya-adamovicha-9

v-glushe-torzhestvenno-otkryli-byust-alesya-adamovicha-10

v-glushe-torzhestvenno-otkryli-byust-alesya-adamovicha-11

v-glushe-torzhestvenno-otkryli-byust-alesya-adamovicha-12

v-glushe-torzhestvenno-otkryli-byust-alesya-adamovicha-13

Информпортал ИА "Могилевские ведомости"

Читать дальше

3 ноября в оперативно-дежурную службу обратилась бобруйчанка, 1948 года рождения. Женщина рассказала, что на городском кладбище по улице Светлогорской двое неизвестных мужчин открыто похитили у нее сумку, в которой находились, деньги, кошелек и банковские карточки, и скрылись. Всё произошло так быстро, что женщина не успела запомнить их приметы.

В ходе оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками отделения уголовного розыска отдела милиции Ленинского района г. Бобруйска УВД Бобруйского горисполкома были установлены подозреваемые в совершении данного преступления.

Как рассказал начальник ОУР отдела милиции Ленинского района г. Бобруйска УВД Бобруйского горисполкома подполковник милиции Андрей Леонидович Васильев, благодаря профессионализму оперативников, преступление было раскрыто в течение дежурных суток.

Предварительно установлено, что подозреваемые воспользовались украденной банковской карточкой, что и помогло их впоследствии изобличить. Ими оказались нигде неработающие, ранее судимые жители Бобруйска.

В отношении 32-летнего и 25-летнего бобруйчан возбуждено уголовное дело по факту грабежа. Им грозит наказание в виде лишения свободы сроком до 6 лет.

УВД Могилёвского облисполкома

Читать дальше