Железная дорога сегодня – это сложный комплекс информационно-аналитических систем, важнейшая часть транспортной системы страны.
На железнодорожных станциях уже не услышать колокола, нет семафоров с механическими крыльями и дежурных в красных фуражках, но профессия «машинист поезда» по-прежнему остается важной.
В начале ХХ века машинист был главным на паровозе, отвечал за его работу и своевременное прибытие на станцию назначения. Ему, как и всей паровозной бригаде, платили больше всех на железной дороге. Однако труд машиниста, его помощника и кочегара – «обслуги», как тогда говорили, был тяжёлым.
В паровозе от дождя, ветра и дыма от угля паровозную бригаду прикрывала лишь полубудка без дверей. Задняя часть её была полностью открыта зимой и летом. Там находился тендер с углём, откуда кочегар брал его лопатой и бросал в топку. Помощник машиниста подкачивал воду и смазывал механизмы. Главным был машинист: он вел паровоз и следил за приборами.
У котла – жара за 60 градусов, за окном – минус 20 и всё продувается. Паровоз идёт в клубах дыма и пара, но машинисту надо смотреть вперёд, высунуться из окна и следить за сигналами семафоров. Если же в пути случались неисправности, например, в топке, то паровоз останавливали, а машинисту приходилось лезть и ремонтировать, ведь он был ещё и механиком.
Машинист надевал на себя пару ватников, рукавиц, закутывал голову, оставив щелки для глаз, его обливали водой и затем он лез по доске и чинил неисправность. Помощник и кочегар следили за машинистом и быстро вытаскивали его за ноги. Это было важно, иначе машинист мог потерять сознание, одежда на нём уже дымилась. Почти каждому из них доводилось лазить в горячую топку. После рейса в более серьёзном ремонте паровоза участвовала вся бригада.
Жизнь паровозной бригады была непростой: отдохнул дома и завтра снова в дорогу, потом отдых на дистанции, снова в дорогу – и домой. После смены в 12 и более часов паровоз нужно было подготовить к новому рейсу и только после этого – идти домой.
Стать машинистом паровоза можно было только лет за 10-15, пройдя прежде путь от слесаря в депо до помощника машиниста. Но работать на «железке» было почётно и выгодно. Железнодорожники получали твёрдый заработок и могли обеспечить семью. Если же случались недород или засуха, продукты выдавались по рабочей карточке. Машинист с семьёй, как правило, получал дом с несколькими комнатами, а помощник или кочегар – комнату в казарме, недалеко от железной дороги.
Все работники железной дороги получали зимнее и летнее форменное обмундирование, рабочее и парадное. Кочегару полагался на 3 года укороченный полушубок, на 2 года – пальто, кожаные рукавицы и зимняя шапка, на год давали валяные сапоги и форменную фуражку. Ходить в такой форме было почётно.
Паровоз и паровозные бригады были главными на железных дорогах практически до конца 1950-х годов, когда стали внедряться новые локомотивы – тепловозы и электровозы. Поездные бригады уже были закрыты и работали в тепле, но паровозы ходили ещё кое-где и в начале 1980-х.
Сейчас условия работы стали иными: кабины машинистов изменились коренным образом и всё больше напоминают кабины самолетов. Но главным, как и раньше, остаётся машинист. Его рабочий день начинается с обязательного прохождения медкомиссии и проверки технического состояния поезда – тормозов, колес, всей ходовой части. Если же обнаруживаются проблемы, машинисту уже не надо никуда лезть, для этого есть высококвалифицированные бригады ремонтников.
Но, как и прежде, современный машинист должен быть пунктуальным, уравновешенным, хладнокровным, внимательным, обладать быстрой реакцией и чувством ответственности.
Профессии, которые изменились за столетие: шофёр
Профессии, изменившиеся за столетие: пилот гражданской авиации
Профессии, изменившиеся за столетие: врач
Профессии, изменившиеся за столетия: адвокат
Профессии, изменившиеся за столетие: учитель
Профессии, изменившиеся за столетия: спасатель-пожарный
1
Фото из открытых источников
Традиционно в преддверии школьных каникул на объектах железнодорожного транспорта будет усилен контроль за соблюдением мер безопасности несовершеннолетними, сообщает пресс-центр БЖД.
На вокзалах, станциях и в поездах работники БЖД совместно с сотрудниками органов внутренних дел организуют рейды, во время которых уделят особое внимание детям и подросткам, находящимся без присмотра взрослых, в трудовых коллективах предприятий и в учреждениях образования, расположенных вблизи железной дороги, проведут тематические профилактические беседы.
На белорусской магистрали работа по предупреждению несчастных случаев с участием несовершеннолетних на объектах железнодорожного транспорта проводится регулярно и находится на особом контроле.
За 9 месяцев 2023 года работниками БЖД во взаимодействии с правоохранительными органами проведены более 5,6 тыс. рейдов. Также организовано более 4,3 тыс. выступлений в коллективах предприятий и учреждениях образования по вопросам соблюдения правил безопасности. Охват населения составил более 203 тыс. граждан, 147 тыс. из которых – несовершеннолетние. Было распространено более 42,3 тыс. профилактических памяток.
Читайте также: В Бобруйском районе поселились благородные олени
Несмотря на все принимаемые меры, проблема травмирования несовершеннолетних на объектах железнодорожного транспорта остаётся актуальной.
Так, за 9 месяцев 2023 года произошло 67 случаев непроизводственного травматизма, что на 2 случая меньше, чем за аналогичный период прошлого года, число пострадавших в текущем году составило 68 человек, погибло 52 человека, из которых 2 несовершеннолетние.
Основными причинами несчастных случаев по-прежнему остаются игнорирование гражданами элементарных мер безопасности, спешка и беспечность.
Белорусская железная дорога в очередной раз призывает граждан быть внимательнее на объектах железнодорожного транспорта, пересекать железнодорожные пути только в установленных и оборудованных для этого местах, при их пересечении обязательно убедиться в отсутствии приближающегося поезда, обращать внимание на предупреждающие знаки, неукоснительно соблюдать правила безопасности, беречь свою жизнь и жизнь своих детей.
Помните, железная дорога – это не место для игр и шалостей, а транспортный объект повышенной опасности!
Детский спортивный клуб «Знич» приглашает на занятия по дзюдо, самбо, общей физической подготовке (ОФП) ребят в возрасте:
Тренировки проводят мастера спорта Республики Беларусь, чемпионы Беларуси, чемпионы мира и Европы. Группы – до 10-12 человек.
Занятия спортом – это:
Приходите на тренировки! Первое занятие бесплатно.
Телефон для справок: +375(33) 66-99-172.
22 и 23 декабря 2023 года в ТЦ « Техас» Бобруйска пройдёт благотворительная акция «Дари радость на Рождество», организацией которой занимаются социальный отдел Бобруйской епархии и сестричество храма св. Илии. Каждый желающий может принять участие с 12.00 до 19.00 в дни проведения мероприятия.
Целью акции является сбор необходимых вещей для воспитанников социальных приютов Бобруйска и района, Центра временного (ночного) пребывания лиц без определённого места жительства, приюту круглосуточного пребывания инвалидов и пожилых людей, а также людям с физическими особенностями, многодетным и малообеспеченным семьям. С благодарностью от горожан примут новую одежду, продукты питания, бытовую химию.
Читайте также: Расписание богослужений в храмах Бобруйска в дни праздника Рождества Христова
Вопросы по тел. +375(29) 206-54-02 (ответственная по социальной работе Ильинского прихода Мария).
Во время сбора подарков волонтёры запишут имена всех жертвователей и членов их семей, в середине января будет отслужен благодарственный молебен.
После акции по сбору подарков волонтёры проведут представления в различных социальных учреждениях и передадут подопечным все собранные подарки.