Профессии, изменившиеся за столетия: машинист поезда

Железная дорога сегодня – это сложный комплекс информационно-аналитических систем, важнейшая часть транспортной системы страны.

На железнодорожных станциях уже не услышать колокола, нет семафоров с механическими крыльями и дежурных в красных фуражках, но профессия «машинист поезда» по-прежнему остается важной.

В начале ХХ века машинист был главным на паровозе, отвечал за его работу и своевременное прибытие на станцию назначения. Ему, как и всей паровозной бригаде, платили больше всех на железной дороге. Однако труд машиниста, его помощника и кочегара – «обслуги», как тогда говорили, был тяжёлым.

В паровозе от дождя, ветра и дыма от угля паровозную бригаду прикрывала лишь полубудка без дверей. Задняя часть её была полностью открыта зимой и летом. Там находился тендер с углём, откуда кочегар брал его лопатой и бросал в топку. Помощник машиниста подкачивал воду и смазывал механизмы. Главным был машинист: он вел паровоз и следил за приборами.

У котла – жара за 60 градусов, за окном – минус 20 и всё продувается. Паровоз идёт в клубах дыма и пара, но машинисту надо смотреть вперёд, высунуться из окна и следить за сигналами семафоров. Если же в пути случались неисправности, например, в топке, то паровоз останавливали, а машинисту приходилось лезть и ремонтировать, ведь он был ещё и механиком.

Машинист надевал на себя пару ватников, рукавиц, закутывал голову, оставив щелки для глаз, его обливали водой и затем он лез по доске и чинил неисправность. Помощник и кочегар следили за машинистом и быстро вытаскивали его за ноги. Это было важно, иначе машинист мог потерять сознание, одежда на нём уже дымилась. Почти каждому из них доводилось лазить в горячую топку. После рейса в более серьёзном ремонте паровоза участвовала вся бригада.

Жизнь паровозной бригады была непростой: отдохнул дома и завтра снова в дорогу, потом отдых на дистанции, снова в дорогу – и домой. После смены в 12 и более часов паровоз нужно было подготовить к новому рейсу и только после этого – идти домой.

 

Стать машинистом паровоза можно было только лет за 10-15, пройдя прежде путь от слесаря в депо до помощника машиниста. Но работать на «железке» было почётно и выгодно. Железнодорожники получали твёрдый заработок и могли обеспечить семью. Если же случались недород или засуха, продукты выдавались по рабочей карточке. Машинист с семьёй, как правило, получал дом с несколькими комнатами, а помощник или кочегар – комнату в казарме, недалеко от железной дороги.

Все работники железной дороги получали зимнее и летнее форменное обмундирование, рабочее и парадное. Кочегару полагался на 3 года укороченный полушубок, на 2 года – пальто, кожаные рукавицы и зимняя шапка, на год давали валяные сапоги и форменную фуражку. Ходить в такой форме было почётно.

Паровоз и паровозные бригады были главными на железных дорогах практически до конца 1950-х годов, когда стали внедряться новые локомотивы – тепловозы и электровозы. Поездные бригады уже были закрыты и работали в тепле, но паровозы ходили ещё кое-где и в начале 1980-х.

Сейчас условия работы стали иными: кабины машинистов изменились коренным образом и всё больше напоминают кабины самолетов. Но главным, как и раньше, остаётся машинист. Его рабочий день начинается с обязательного прохождения медкомиссии и проверки технического состояния поезда – тормозов, колес, всей ходовой части. Если же обнаруживаются проблемы, машинисту уже не надо никуда лезть, для этого есть высококвалифицированные бригады ремонтников.

Но, как и прежде, современный машинист должен быть пунктуальным, уравновешенным, хладнокровным, внимательным, обладать быстрой реакцией и чувством ответственности.


Читайте также:

Профессии, которые изменились за столетие: шофёр

Профессии, изменившиеся за столетие: пилот гражданской авиации

Профессии, изменившиеся за столетие: врач

Профессии, изменившиеся за столетия: адвокат

Профессии, изменившиеся за столетие: учитель

Профессии, изменившиеся за столетия: спасатель-пожарный


1

1prof.by

Фото из открытых источников

Поделиться

Читайте также

18 мая 2024 года в художественном музее Бобруйска пройдут мероприятия, посвященные Мжидународному дню музеям.

12.00

Открытие выставки «Добро через рисунок» в рамках городского конкурса «Юный художник» . Награждение победителей

выставочный зал

15.00

Образовательная программа «Художественный музей: где встречаются искусство и профессия»

Галерея

18.00

Музыкально-литературный вечер «И родины лирический пейхаж...» к 180-летию Василия Поленова

Галерея

 

 

Читать дальше

31 мая 2024 года в 18.00 в городском Дворце искусств начнётся отчётный концерт образцового ансамбля танца «Потешки» Центра дополнительного образования детей и молодёжи Бобруйска.

Вход свободный.

 

Читать дальше

Причина, по которой некоторые внешне здоровые новорожденные умирают, долгие годы ускользала от учёных и врачей.

По сообщению агентства Reuters, учёные в Австралии попали в первую очередь, почему возникла предрасположенность к синдрому внезапной детской смерти.

Результаты нового исследования наконец-то проливают свет на синдром внезапной детской смерти, который иногда встречается в возрасте до 6 месяцев во время сна.

Учёные отмечают, что дети, умершие от СВДС, требуют более высокого уровня фермента, называемого бутирилхолинэстеразой (БХЭ). Фермент играет важную роль в процессе пробуждения мозга, а его уровень повышенной склонности к спячивости заболеваемости или реакции на общее состояние.

– Это первое доказательство того, что «дети, умирающие от СВДС, имеют значение от рождения», – сообщил руководитель исследования доктор Кармель Харрингтон из Детской больницы в Вестмиде в Австралии.

 

Учёные определили уровень фермента BCHE у 722 новорождённых детей, из обнаруженных 67 неожиданно и без видимых причин умерли и не дожили до двух лет. В 26 случаях в качестве причин смерти был указан синдром внезапной детской смерти. Выяснилось, что у всех детей при рождении был ниже уровня BCHE, чем у выживших детей или умерших по другим.

В опубликованном исследовании говорится, что аномалия фермента является «измеримой, специфической уязвимостью» к СВДС, которая ранее не была обнаружена.

«Исследование показало, что некоторые дети просто не просятся, – пояснила доктор Кармель Харрингтон, которая после смерти от этого синдрома ребенка в 1991 году посвятила жизнь исследованию СВДС. – Мы давно подозревали причины явлений, но до включения этого момента не знали, что блокирует возможность возникновения пробуждения. Теперь очевидно, что в этом задействована BCHE, мы можем изъять детей и оставить синдром внезапной детской смерти в прошлом».

Сеть детских больниц Сиднея в Австралии назвала это открытие «первым прорывом в мире». Однако другие эксперты в Медицинском журнале Новой Зеландии заявили, что охват «лишь на полпути» к полному пониманию СВДС и невозможности его предотвращения. Они рекомендуют укладывать рождение ребенка на спину, не на живот, а также ряд других профилактических мер.

1проф

 

Читать дальше