Профессии, изменившиеся за столетия: машинист поезда

Железная дорога сегодня – это сложный комплекс информационно-аналитических систем, важнейшая часть транспортной системы страны.

На железнодорожных станциях уже не услышать колокола, нет семафоров с механическими крыльями и дежурных в красных фуражках, но профессия «машинист поезда» по-прежнему остается важной.

В начале ХХ века машинист был главным на паровозе, отвечал за его работу и своевременное прибытие на станцию назначения. Ему, как и всей паровозной бригаде, платили больше всех на железной дороге. Однако труд машиниста, его помощника и кочегара – «обслуги», как тогда говорили, был тяжёлым.

В паровозе от дождя, ветра и дыма от угля паровозную бригаду прикрывала лишь полубудка без дверей. Задняя часть её была полностью открыта зимой и летом. Там находился тендер с углём, откуда кочегар брал его лопатой и бросал в топку. Помощник машиниста подкачивал воду и смазывал механизмы. Главным был машинист: он вел паровоз и следил за приборами.

У котла – жара за 60 градусов, за окном – минус 20 и всё продувается. Паровоз идёт в клубах дыма и пара, но машинисту надо смотреть вперёд, высунуться из окна и следить за сигналами семафоров. Если же в пути случались неисправности, например, в топке, то паровоз останавливали, а машинисту приходилось лезть и ремонтировать, ведь он был ещё и механиком.

Машинист надевал на себя пару ватников, рукавиц, закутывал голову, оставив щелки для глаз, его обливали водой и затем он лез по доске и чинил неисправность. Помощник и кочегар следили за машинистом и быстро вытаскивали его за ноги. Это было важно, иначе машинист мог потерять сознание, одежда на нём уже дымилась. Почти каждому из них доводилось лазить в горячую топку. После рейса в более серьёзном ремонте паровоза участвовала вся бригада.

Жизнь паровозной бригады была непростой: отдохнул дома и завтра снова в дорогу, потом отдых на дистанции, снова в дорогу – и домой. После смены в 12 и более часов паровоз нужно было подготовить к новому рейсу и только после этого – идти домой.

 

Стать машинистом паровоза можно было только лет за 10-15, пройдя прежде путь от слесаря в депо до помощника машиниста. Но работать на «железке» было почётно и выгодно. Железнодорожники получали твёрдый заработок и могли обеспечить семью. Если же случались недород или засуха, продукты выдавались по рабочей карточке. Машинист с семьёй, как правило, получал дом с несколькими комнатами, а помощник или кочегар – комнату в казарме, недалеко от железной дороги.

Все работники железной дороги получали зимнее и летнее форменное обмундирование, рабочее и парадное. Кочегару полагался на 3 года укороченный полушубок, на 2 года – пальто, кожаные рукавицы и зимняя шапка, на год давали валяные сапоги и форменную фуражку. Ходить в такой форме было почётно.

Паровоз и паровозные бригады были главными на железных дорогах практически до конца 1950-х годов, когда стали внедряться новые локомотивы – тепловозы и электровозы. Поездные бригады уже были закрыты и работали в тепле, но паровозы ходили ещё кое-где и в начале 1980-х.

Сейчас условия работы стали иными: кабины машинистов изменились коренным образом и всё больше напоминают кабины самолетов. Но главным, как и раньше, остаётся машинист. Его рабочий день начинается с обязательного прохождения медкомиссии и проверки технического состояния поезда – тормозов, колес, всей ходовой части. Если же обнаруживаются проблемы, машинисту уже не надо никуда лезть, для этого есть высококвалифицированные бригады ремонтников.

Но, как и прежде, современный машинист должен быть пунктуальным, уравновешенным, хладнокровным, внимательным, обладать быстрой реакцией и чувством ответственности.


Читайте также:

Профессии, которые изменились за столетие: шофёр

Профессии, изменившиеся за столетие: пилот гражданской авиации

Профессии, изменившиеся за столетие: врач

Профессии, изменившиеся за столетия: адвокат

Профессии, изменившиеся за столетие: учитель

Профессии, изменившиеся за столетия: спасатель-пожарный


1

1prof.by

Фото из открытых источников

Поделиться

Читайте также

Ипотека в Беларуси станет доступной для населения к 2025 году. Об этом рассказал премьер-министр Романа Головченко, отвечая на вопрос журналистов о задачах строительной отрасли в программе социально-экономического развития Беларуси на 2021-2025 годы.

– Задача у строителей – давать объёмы. Что в советское время, что сейчас, что в будущем. Для этого нужно развивать материально-техническую базу строительных организаций, нужно, чтобы было достаточно кредитных ресурсов, чтобы заработала по-настоящему ипотека, – цитирует главу правительства БЕЛТА.

По словам Головченко, развитие ипотеки позволит ускорить темпы строительства жилья в стране.

Помимо этого, в будущей пятилетке планируется более равномерно распределить трудовые ресурсы. Для этого планируют обеспечить возможность строительства жилья для людей в населённых пунктах, расположенных недалеко от столицы и областных центров.

По мнению главы правительства, работники крупных предприятий, которые рассчитывают создать в рамках программы социально-экономического развития до 2025 года, также должны быть обеспечены жильём.

1

Читать дальше

16 октября 2020 года в 18.00 на малой сцене театра драмы и комедии им. В. И. Дунина-Марцинкевича должен был состояться вечер памяти Владимира Высоцкого. По техническим причинам мероприятие отменено.

Билеты действительны на другие спектакли либо можно сдать билеты в кассе театра.

Театр приносит свои извинения.

 

Читать дальше

Министерство труда и социальной защиты предложило сократить рабочий день для 7 часов для многодетных родителей. Об этом корреспонденту Sputnik Беларусь заявила глава ведомства Ирина Костевич на официальной встрече с многодетными мамами.

 

Читайте также: «Семейный капитал» в Беларуси больше не будут назначать в долларах

 

Министр пояснила, что в 2021 году планируются очередные изменения в Трудовой кодекс. Сейчас многодетным семьям предоставляются свободный от работы день в неделю, оплачиваемый в размере среднего заработка.

«В качестве альтернативы данной нормы предлагается рассмотреть такую норму как сокращённый 7-часовой рабочий день для одного из родителей, воспитывающих троих и более детей до 16 лет», – сказала Ирина Костевич.

На встрече также затронули вопрос семейного капитала. Программа «Семейный капитал» начала действовать в Беларуси в 2015 году. Она была рассчитана на четыре года, однако в 2020-м её продлили.

Цель программы – поддержка многодетных семей: им полагалась выплата в размере 10 тысяч долларов за рождение или усыновление третьего и последующего ребёнка. В настоящий момент размер семейного капитала составляет 22 500 рублей.

 

Читайте также: 9000 белорусов использовали семейный капитал в 2020 году

 

Досрочно его можно потратить на улучшения жилищных условий, получение образования и медицинских услуг.

Министр напомнила о расширении направлений досрочного использования этой материальной помощи.

«Практика показывает, что направления досрочного использования востребованы, особенно в сфере жилья. Заявления на досрочное распоряжение средствами семейного капитала подали почти 24 тысяч многодетных семей, из них на строительство жилья – 22 тысяч семей или 90,4 процента», – отметила Костевич.

 

Читайте также: Более 85 тысяч депозитных счетов открыто белорусами по программе «Семейный капитал»

 

Он добавила, что в министерство поступают обращения граждан, которые хотели бы использовать выплату досрочно для покупки доли жилого помещения, автомобиля отечественного производства и т. д.

Согласно данным Минтруда, в стране насчитывается более 110 тысяч семей, в которых воспитываются около 360 тысяч детей.

 

Читайте также: Какому количеству семей и на что разрешили потратить семейный капитал досрочно

 

 

Читать дальше