Железная дорога сегодня – это сложный комплекс информационно-аналитических систем, важнейшая часть транспортной системы страны.
На железнодорожных станциях уже не услышать колокола, нет семафоров с механическими крыльями и дежурных в красных фуражках, но профессия «машинист поезда» по-прежнему остается важной.
В начале ХХ века машинист был главным на паровозе, отвечал за его работу и своевременное прибытие на станцию назначения. Ему, как и всей паровозной бригаде, платили больше всех на железной дороге. Однако труд машиниста, его помощника и кочегара – «обслуги», как тогда говорили, был тяжёлым.
В паровозе от дождя, ветра и дыма от угля паровозную бригаду прикрывала лишь полубудка без дверей. Задняя часть её была полностью открыта зимой и летом. Там находился тендер с углём, откуда кочегар брал его лопатой и бросал в топку. Помощник машиниста подкачивал воду и смазывал механизмы. Главным был машинист: он вел паровоз и следил за приборами.
У котла – жара за 60 градусов, за окном – минус 20 и всё продувается. Паровоз идёт в клубах дыма и пара, но машинисту надо смотреть вперёд, высунуться из окна и следить за сигналами семафоров. Если же в пути случались неисправности, например, в топке, то паровоз останавливали, а машинисту приходилось лезть и ремонтировать, ведь он был ещё и механиком.
Машинист надевал на себя пару ватников, рукавиц, закутывал голову, оставив щелки для глаз, его обливали водой и затем он лез по доске и чинил неисправность. Помощник и кочегар следили за машинистом и быстро вытаскивали его за ноги. Это было важно, иначе машинист мог потерять сознание, одежда на нём уже дымилась. Почти каждому из них доводилось лазить в горячую топку. После рейса в более серьёзном ремонте паровоза участвовала вся бригада.
Жизнь паровозной бригады была непростой: отдохнул дома и завтра снова в дорогу, потом отдых на дистанции, снова в дорогу – и домой. После смены в 12 и более часов паровоз нужно было подготовить к новому рейсу и только после этого – идти домой.
Стать машинистом паровоза можно было только лет за 10-15, пройдя прежде путь от слесаря в депо до помощника машиниста. Но работать на «железке» было почётно и выгодно. Железнодорожники получали твёрдый заработок и могли обеспечить семью. Если же случались недород или засуха, продукты выдавались по рабочей карточке. Машинист с семьёй, как правило, получал дом с несколькими комнатами, а помощник или кочегар – комнату в казарме, недалеко от железной дороги.
Все работники железной дороги получали зимнее и летнее форменное обмундирование, рабочее и парадное. Кочегару полагался на 3 года укороченный полушубок, на 2 года – пальто, кожаные рукавицы и зимняя шапка, на год давали валяные сапоги и форменную фуражку. Ходить в такой форме было почётно.
Паровоз и паровозные бригады были главными на железных дорогах практически до конца 1950-х годов, когда стали внедряться новые локомотивы – тепловозы и электровозы. Поездные бригады уже были закрыты и работали в тепле, но паровозы ходили ещё кое-где и в начале 1980-х.
Сейчас условия работы стали иными: кабины машинистов изменились коренным образом и всё больше напоминают кабины самолетов. Но главным, как и раньше, остаётся машинист. Его рабочий день начинается с обязательного прохождения медкомиссии и проверки технического состояния поезда – тормозов, колес, всей ходовой части. Если же обнаруживаются проблемы, машинисту уже не надо никуда лезть, для этого есть высококвалифицированные бригады ремонтников.
Но, как и прежде, современный машинист должен быть пунктуальным, уравновешенным, хладнокровным, внимательным, обладать быстрой реакцией и чувством ответственности.
Профессии, которые изменились за столетие: шофёр
Профессии, изменившиеся за столетие: пилот гражданской авиации
Профессии, изменившиеся за столетие: врач
Профессии, изменившиеся за столетия: адвокат
Профессии, изменившиеся за столетие: учитель
Профессии, изменившиеся за столетия: спасатель-пожарный
1
Фото из открытых источников
Об этом сообщили Радио Могилёв в облуправлении по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов.
Пилотный проект по повышению энергоэффективности жилых домов в области реализуют при поддержке Всемирного банка. Для участия в нём выбрали около 100 домов – в Могилёве, Бобруйске, Быхове и Осиповичах. Это старый жилфонд со сверхнормативными потерями тепла, сообщил заместитель начальника областного управления по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов Александр Маслов.
Как отметил специалист, сегодня нормативным потреблением тепловой энергии считается 90 киловатт-час на квадратный метр в год. А в домах, которые будут определены под этот проект, потребление составляет порядка 200-260 киловатт-час на квадратный метр.
Читайте также: Ветхих и пустующих домов в Бобруйске станет меньше
Принцип отбора единый: жилфонд нуждается в капитальном ремонте. «Чтобы снизить тепловые потери и довести теплопотребление до 90 киловатт-час на метр квадратный в год, будут предлагаться мероприятия, которые не входят в капитальный ремонт и которые будет предложено профинансировать жильцам пополам со Всемирным банком», – рассказал Александр Маслов.
На собраниях большинством голосов жильцы решат, на какие работы они согласны, чтобы повысить потребительские характеристики дома. К примеру, можно утеплить крышу, стены, заменить окна на лестничных клетках.
Всемирный банк готов компенсировать 50% стоимости этих работ, остальное частями будут выплачивать жильцы на протяжении 10 и более лет. На этот срок государство даст рассрочку – беспроцентный кредит. Эта схема для Беларуси новая. Своим появлением она обязана указу президента №327 «О повышении энергоэффективности многоквартирных жилых домов».
По предварительным подсчётам, для двухкомнатной квартиры в 48 квадратов платеж будет оставлять не более 1 базовой величины в месяц. «Если у жильца возникнут определённые трудности с оплатой, то предусмотрена возможность распределить эту рассрочку не на 10 лет, а на 15», – уточнил собеседник.
Ежегодно в Беларуси платежи за жилищно-коммунальные услуги повышаются примерно на 5 долларов, из которых 3 приходятся именно на тепло. За каждую гигакалорию население пока платит примерно пятую часть от реальной цены. Остальное берёт на себя государство.
Перспектива последующих лет – постепенный выход на экономически обоснованный тариф. Вот почему утепление старых домов актуально уже сейчас. Утеплённый по всем правилам дом сможет экономить до 50% тепловой энергии.
Прибывшие на место полицейские не обнаружили следов насилия на теле ребёнка и предположили, что смерть наступила в результате разряда тока.
В одном из сёл близ города Уштобе скончалась девятиклассница. Девочку, предположительно, ударило током через мобильный телефон, в котором заряжался аккумулятор.
Информацию о гибели подростка распространили в социальных сетях. В публикациях указывалось, что несчастный случай произошёл 28 сентября 2019 года в селе Бастобе Каратальского района.
Читайте по теме: Можно ли заряжать всю ночь напролет? Ответы на «глупые» вопросы о смартфонах
Сообщается также, что 14-летняя девочка, предположительно, ночью слушая музыку, заснула рядом с включённым в сеть телефоном и погибла.
Факт кончины ребенка Sputnik Казахстан подтвердили в департаменте полиции Алматинской области.
«Сообщение от родителей школьницы поступило сегодня рано утром. Прибывшие на место происшествия сотрудники обнаружили мобильный телефон и зарядное устройство. Явных признаков насилия на теле ребёнка не обнаружено. По заключению медиков, подростка убило электрическим током. Проверку по факту проводят сотрудники Каратальской полиции», – сообщили в областном департаменте, добавив, что гибель девочки зарегистрирована как несчастный случай.
1
Фото: pixabay.com
За десять лет продолжительность жизни белорусов увеличилась до 74,5 года (в 2018 году): у женщин в среднем она составляет 79,4 года, у мужчин – 69,2 года, сообщает Sputnik.
Средняя продолжительность жизни белорусов увеличилась на четыре года за десять лет, об этом свидетельствуют данные статистического обзора Белстата, опубликованного к Международному дню пожилых людей 1 октября 2019 года.
«В Республике Беларусь на начало 2019 года проживало 2091,7 тысячи пожилых граждан, или почти каждый пятый житель республики. За последние десять лет численность лиц пожилого возраста в целом по республике увеличилась на 322 тысячи человек (или на 18,2%)», – сообщили в Белстате.
Из них 64,2% женщины, 35,8% – мужчины. Большинство людей пожилого возраста живут в городах (71,6%). За десять лет продолжительность жизни увеличилась на четыре года: до 74,5 года в 2018 году. У женщин в среднем она составляет 79,4 года, у мужчин – 69,2 года.
Читайте также: Ожидаемая продолжительность жизни мужчин Могилёвской области составила 68,4 года, женщин – 78,7
В прошлом году доля пожилых людей в общем числе работников организаций составляла 7,8%. Больше всего их в области научных исследований и разработок (21,8%), операций с недвижимостью (14,8%), а также в сфере услуг (13,8%).
«Возраст никогда не являлся помехой для создания семьи. В прошлом году в пожилом возрасте заключили брачный союз 939 женщин и 1480 мужчин, при этом в 739 случаях оба вступающих в брак были в возрасте 60 лет и старше», – отмечается в обзоре.
Отмечается также, что в Беларуси с каждым годом становится больше пожилых людей, занимающихся физкультурой и спортом: по данным на начало 2019 года 91% пожилых людей занимались самостоятельно, а 9% посещали организованные занятия. Примечательно также, что в прошлом году доля интернет-пользователей среди лиц пожилого возраста составила 35,8%.
1
Фото: pixabay.com