Профессии, изменившиеся за столетия: машинист поезда

Железная дорога сегодня – это сложный комплекс информационно-аналитических систем, важнейшая часть транспортной системы страны.

На железнодорожных станциях уже не услышать колокола, нет семафоров с механическими крыльями и дежурных в красных фуражках, но профессия «машинист поезда» по-прежнему остается важной.

В начале ХХ века машинист был главным на паровозе, отвечал за его работу и своевременное прибытие на станцию назначения. Ему, как и всей паровозной бригаде, платили больше всех на железной дороге. Однако труд машиниста, его помощника и кочегара – «обслуги», как тогда говорили, был тяжёлым.

В паровозе от дождя, ветра и дыма от угля паровозную бригаду прикрывала лишь полубудка без дверей. Задняя часть её была полностью открыта зимой и летом. Там находился тендер с углём, откуда кочегар брал его лопатой и бросал в топку. Помощник машиниста подкачивал воду и смазывал механизмы. Главным был машинист: он вел паровоз и следил за приборами.

У котла – жара за 60 градусов, за окном – минус 20 и всё продувается. Паровоз идёт в клубах дыма и пара, но машинисту надо смотреть вперёд, высунуться из окна и следить за сигналами семафоров. Если же в пути случались неисправности, например, в топке, то паровоз останавливали, а машинисту приходилось лезть и ремонтировать, ведь он был ещё и механиком.

Машинист надевал на себя пару ватников, рукавиц, закутывал голову, оставив щелки для глаз, его обливали водой и затем он лез по доске и чинил неисправность. Помощник и кочегар следили за машинистом и быстро вытаскивали его за ноги. Это было важно, иначе машинист мог потерять сознание, одежда на нём уже дымилась. Почти каждому из них доводилось лазить в горячую топку. После рейса в более серьёзном ремонте паровоза участвовала вся бригада.

Жизнь паровозной бригады была непростой: отдохнул дома и завтра снова в дорогу, потом отдых на дистанции, снова в дорогу – и домой. После смены в 12 и более часов паровоз нужно было подготовить к новому рейсу и только после этого – идти домой.

 

Стать машинистом паровоза можно было только лет за 10-15, пройдя прежде путь от слесаря в депо до помощника машиниста. Но работать на «железке» было почётно и выгодно. Железнодорожники получали твёрдый заработок и могли обеспечить семью. Если же случались недород или засуха, продукты выдавались по рабочей карточке. Машинист с семьёй, как правило, получал дом с несколькими комнатами, а помощник или кочегар – комнату в казарме, недалеко от железной дороги.

Все работники железной дороги получали зимнее и летнее форменное обмундирование, рабочее и парадное. Кочегару полагался на 3 года укороченный полушубок, на 2 года – пальто, кожаные рукавицы и зимняя шапка, на год давали валяные сапоги и форменную фуражку. Ходить в такой форме было почётно.

Паровоз и паровозные бригады были главными на железных дорогах практически до конца 1950-х годов, когда стали внедряться новые локомотивы – тепловозы и электровозы. Поездные бригады уже были закрыты и работали в тепле, но паровозы ходили ещё кое-где и в начале 1980-х.

Сейчас условия работы стали иными: кабины машинистов изменились коренным образом и всё больше напоминают кабины самолетов. Но главным, как и раньше, остаётся машинист. Его рабочий день начинается с обязательного прохождения медкомиссии и проверки технического состояния поезда – тормозов, колес, всей ходовой части. Если же обнаруживаются проблемы, машинисту уже не надо никуда лезть, для этого есть высококвалифицированные бригады ремонтников.

Но, как и прежде, современный машинист должен быть пунктуальным, уравновешенным, хладнокровным, внимательным, обладать быстрой реакцией и чувством ответственности.

Читайте также:

Профессии, которые изменились за столетие: шофёр

Профессии, изменившиеся за столетие: пилот гражданской авиации

Профессии, изменившиеся за столетие: врач

Профессии, изменившиеся за столетия: адвокат

Профессии, изменившиеся за столетие: учитель

Профессии, изменившиеся за столетия: спасатель-пожарный

1

1prof.by

Фото из открытых источников

Поделиться

Читайте также

В белорусских школах не будет второй смены у учеников I, II, V, IX-XI классов, а также VIII класса с изучением отдельных предметов на повышенном уровне. Соответствующее решение, как пишет Sputnik, заложено в постановлении Совмина № 525 от 07.08.19.

В соответствии с документом, ученики VI-VII классов, изучающие отдельные предметы на повышенном уровне, могут заниматься на вторую смену.

Что касается факультативов, их в течение учебной недели нужно ставить на дни, когда у школьников меньше всего занятий.  

Максимум нагрузки, по требованиям Совмина, учащиеся должны получать в дни наибольшей работоспособности: во вторник и среду — ученики I-IV классов; вторник, среду и (или) пятницу — V-XI (XII) классов, также должно быть равномерное распределение по другим дням учебной недели.

Во избежание переутомления школьников правительство предусмотрело и другие меры. Так, предметы, на которые нужно затратить больше умственных сил, сосредоточенности и внимания — математику, русский, белорусский и иностранный языки — в I-IV классах должны преподаваться преимущественно на втором и третьем уроках. 

Математику, русский, белорусский, иностранные, физику и химию в остальных классах можно ставить первым или последним уроками не чаще, чем один раз в неделю в одном классе.

Что касается физкультуры, её нельзя проводить два дня подряд в одном классе и более одного раза в неделю первым или последним уроком. Объединение двух уроков физкультуры возможно лишь при проведении занятий по лыжной подготовке. В общем же в постановлении обращается внимание, что при проведении физнагрузок должно учитываться состояние здоровья обучающихся.

Также правительство не рекомендует педагогам переусердствовать с контрольными работами. Ученики должны писать их не более чем по одному предмету в день в одном классе. Запретил Совмин писать контрольные, как и курсовые, или сдавать зачёты и экзамены по пятницам и на последних уроках.

Фото: health-magazine.org.ua

Читать дальше

Старческие болезни развиваются у наших граждан уже к 60 годам, тогда как среднемировой «возраст старения» - 65 лет.

Об этом говорится в сравнительном исследовании скорости старения жителей 195 стран, опубликованном в научном журнале The Lancet, на который ссылается Lenta.ru.

Авторы работы — пять ученых из США, Испании и Норвегии — проанализировали данные с 1990 по 2017 год и установили, что среднемировой «возраст старения» — 65 лет. Обычно к этому времени у человека накапливается несколько из 92 болезней, которые считаются старческими. Среди них инсульт, мерцательная аритмия, ишемия, эндокардит, миокардит и еще восемь заболеваний сердечно-сосудистой системы, 35 видов онкологий, болезни Паркинсона и Альцгеймера, катаракта и глаукома, ухудшение слуха и прочее.

Согласно выводам исследования, в зависимости от страны проживания старение у людей может начинаться значительно раньше или позже установленных 65 лет. Например, в Папуа — Новая Гвинея, которая заняла последнее, 195-е место в рейтинге старения жителей, «старость» приходит в 45 лет. В Афганистане (192 место) она начинается в 51 год, в Вануату (193) — в 52.

В Украине старческие болезни начинают развиваться примерно в 57 лет, в Беларуси и Грузии — в 60. Россия заняла 160-ю позицию с ее 59 годами. На этом же уровне - Казахстан, Индия, Болгария, Буркина Фасо, Бурундия, Гамбия, Демократической республика Конго, Фиджи и Филиппины.

В Армении «возраст старения» составил 64 года, в Эстонии — 66, на Кубе — почти 67, в Иране — 69, Мексике и Словении — 70, Финляндии — 72. Позднее всех старческие болезни проявляются у жителей Швейцарии, Франции, Японии, Сингапура — в 76.

Авторы исследования отметили, что за последние 27 лет в мире возрастные болезни меньше обременяют жизнь людей, также снизилась смертность от них.

Ежедневник

Читать дальше

19 августа на воркшопе «Акварельное лето» ждут тех, кто хочет продлить очарование летних дней.

Лето – время, когда природа дарит нам самые яркие краски и ароматы, самые разнообразные цветы сменяют друг друга, а фрукты вбирают в себя всевозможные витамины вместе с солнечными лучами.

Акварель – краски, которые позволяют передать летнюю лёгкость и атмосферу и создать волшебный рисунок.

Ведущая: Дарья Роскач, начинающий художник, любящий экспериментировать с разными художественными материалами.

Воркшопы проходят каждый понедельник в тайм-клубе «1387» (ул. Чонгарская, 54).

Ближайший воркшоп - 19 августа с 18:00 до 20:00.

Стоимость: 5 BYN.

Возраст: 12+. Дети младше 12-ти лет – с родителями.

Запись на воркшоп ЗДЕСЬ или по тел./вайбер +375295491264.

Все материалы включены в стоимость мастер-класса. Также вас ждут вкусные бонусы – чай и печенье.

vkusnoe-leto-bobruichane-mogut-sozdat-v-ponedelnik

Читать дальше