Перешагнув порог школы, ребёнок попадает в совершенно новый для него мир. Кто-то легко привыкает к новой жизни, а у кого-то адаптация проходит тяжело. Родители тоже иногда подливают масла в огонь, неосознанно совершая ошибки. Чего не стоит делать во время адаптации детей к школе, рассказывает порталу Ребёнок BY психолог Галина Швец.
С началом школы у детей меняется режим дня, повышаются требования к ним, для многих это большой стресс. Поэтому в период адаптации ребёнок может стать капризным, невнимательным, беспокойным и тревожным. Могут нарушиться сон и аппетит, обостриться хронические заболевания. Родителям первые недели сентября тоже даются нелегко: они ждут праздника, а получают не очень послушного ребёнка.
Многие почему-то ошибочно полагают, что адаптация ребёнка к школе — это задача учителей. Но это неправильно, убеждена психолог. Именно родители могут помочь ребёнку быстрее привыкнуть к новым условиям или, наоборот, затормозить процесс адаптации. Вот какие типичные ошибки выделила специалист:
Ещё до школы стоит постепенно переходить на «школьный режим». Нужно ложиться спать в определённое время, утром вставать рано, плотно завтракать, планировать вместе с ребёнком его день. Это поможет будущему первокласснику быстрее адаптироваться к активному школьному ритму.
Читайте также: Скоро в школу. Как «включить» ребёнка после лета
Для ребёнка не должно стать сюрпризом, как проходят занятия в школе, как там нужно себя вести. Поэтому обязательно нужно рассказывать ему про уроки, про учителей, про требования на занятиях. Можно также показывать тематические фильмы и мультфильмы, читать сказки и рассказы о школе. Тогда адаптация пройдёт проще.
Рассказать ребёнку про школьную жизнь можно и с помощью игры.
— Возьмите любимые игрушки, приведите их в школу, рассадите за парты. Пусть придёт учительница, дети её внимательно будут слушать, потом будут отдыхать и веселиться на переменах, а затем пойдут домой с мамой. Так, через игру у ребёнка сформируется ясная картина перед глазами, что нужно делать в школе и как себя вести. Благодаря этому он будет чувствовать себя более уверенным и спокойным.
Иногда родители начинают проецировать на ребенка свои собственные страхи, касающиеся школы. Они постоянно спрашивают, все ли хорошо, не обижали ли ребенка в школе. В итоге, даже если у него не было проблем, он может начать бояться школы, стать тревожным и беспокойным. Но ваш школьник — отдельная личность, у него совсем необязательно будут те же проблемы, что были у вас.
Бывает, наоборот: родители не обращают внимания на чувства ребёнка и его переживания и говорят, что «в школу ходят все, нечего бояться, ты уже большой». Это обесценивает чувства ребенка. Проблема от этого никуда не уйдет, а ребёнок может просто закрыться от родителей.
— Нужно докопаться до причины того, почему ему сложно адаптироваться. Это может быть конфликт со сверстниками или учителем, переживания, что у него ничего не получится. Поможет спокойный разговор без обвинений и претензий. Если таким образом изменить ситуацию не удалось, можно воспользоваться терапевтическими сказками о школе. В них раскрываются многие важные моменты: почему нужно учиться, как правильно общаться с учителями и сверстниками. С помощью таких книг можно проработать любую проблему, которая возникла во время адаптации, например, страх подойти к учителю или выйти к доске.
Ребёнок может открыто не рассказывать о своих проблемах, но будет неосознанно инсценировать такие ситуации во время игр. Например, если у ребёнка произошел конфликт со сверстником, можно взять его любимые игрушки и попробовать проиграть эту ситуацию. Вы узнаете, что произошло, и сможете ненавязчиво показать, как себя вести во время конфликта.
Читайте также: Собираемся в школу: безопасный и удобный выбор
Многие родители запрещают детям брать в школу игрушки. Считается, что в школе детям нужно учиться, а не игры устраивать. «Ты уже большой», – говорят родители. При этом забывают, что любимая игрушка напоминает про дом, про привычную обстановку и обладает терапевтическим эффектом — снимает напряжение, помогает справиться с трудностями адаптации.
Порой родители сами покупают все школьные принадлежности для ребёнка, чтобы не ходить с ним по магазинам. А зря. Ребёнка должны окружать в школе те вещи, которые ему нравятся, а не то, что по своему усмотрению купили ему родители.
Лучше, чтобы ребёнок вместе с родителями покупал необходимое к школе. Пусть он сам выберет портфель, который ему по душе, или даже просто ручку, которая ему очень нравится. Тогда он с удовольствием будет ей писать. Такие вещи будут наполнять ребёнка положительными эмоциями, что поможет быстрее адаптироваться к новым условиям.
Пытаясь рассказать малышу о школе, родители порой создают пугающий образ учителя, которого нужно слушаться во всем. И ребёнок уже заранее начинает бояться учителей и школы в целом.
— Как до школы, так и уже в процессе адаптации говорить об учителях нужно только с положительной стороны. Стоит объяснить ребёнку, что он всегда может обратиться к педагогу за помощью. А если что-то непонятно, он может вежливо задать свой вопрос во время урока или перемены. Это поможет ребёнку быстрее наладить связь с учителем.
Читайте также: «Нет сил собирать ребёнка в школу». Как прийти в себя после случившегося: советы психолога
Главная задача родителей – сформировать у ребёнка положительное отношение к учебе, подчёркивает психолог. В первом классе ещё не ставят отметки, но любое замечание учителя родители иногда воспринимают слишком серьёзно.
— Ни в коем случае нельзя ругать ребёнка за то, что у него что-то не получается. Плохо, когда школа становится между вами и ребёнком. Ссоры из-за учебы могут плохо повлиять на его самооценку, а ещё школьнику банально перестанет хотеться ходить в школу.
Порой родители сравнивают успехи своего ребёнка с достижениями других детей. И если сравнение не в пользу ребёнка, игнорируют то, что уже хорошо получается.
— Отмечать успехи ребенка очень важно, даже если они кажутся вам не такими уж значительными. Первоклассник аккуратно написал слова, посчитал правильно задачу, выучил стихотворение? Порадуйтесь за него и не сравнивайте с другими детьми.
Обязательно нужно проговаривать, как выходить из конфликтных ситуаций со сверстниками: что делать, если ударили или сам ребёнок кого-то обидел, можно ли брать чужие вещи. Ведь ребёнок просто может не знать, как правильно вести себя в той или иной ситуации. А вспомнив домашний разговор, он примет верное решение.
Читайте также: Сборы в школу: хит-парад бессмысленных покупок
Утренние сборы в школу порой часто похожи на скоростной забег: родители подгоняют ребёнка и кричат на него из-за того, что он собирается слишком медленно. В итоге школьник приходит на занятия уже в плохом настроении. Вот почему очень важно организовать всё так, чтобы времени утром хватало и чтобы ребёнок в спокойной атмосфере собирался в школу.
— Нужно научить школьника заранее собирать сумку и готовить одежду на завтра, делать зарядку и завтракать, не отвлекаясь на мультики и игрушки. Выходите из дома заранее, чтобы не бежать спринт, а превратить дорогу в школу в приятную прогулку. По пути можно многое обсудить и поделиться планами на день.
1
Ребёнок BY
С 15 декабря 2022 года по 31 января 2023 года в выставочном зале Бобруйского художественного музея выставка коллекции ёлочных украшений и игрушек, почтовых открыток «Старый Новый год».
Стоимость билета:
Время работы экспозиции: 10.00-19.00, выходной: понедельник.
1
27 января 2023 года в 18.00 заслуженный коллектив Республики Беларусь оркестр народных инструментов имени народного артиста Беларуси Л. Л. Иванова (художественный руководитель и главный дирижер – Денис Черта) представит уникальную программу «Метель» в театре драмы и комедии им. В. И. Дунина-Марцинкевича.
Музыкальные композиции Г. В. Свиридова в исполнении оркестра полностью отразят настроение повести А. С. Пушкина и создадут в театральном зале настоящее волшебство. Текст повести прочтут артисты Могилёвского областного драматического театра — Галина Лобанок и Александр Кулешов.
Стоимость билета — 10,00 руб., 12,00 руб., 15,00 руб.
1
С 22 декабря 2023 года по 7 января 2024 года в театре драмы и комедии им. В. И. Дунина-Марцинкевича новогодняя программа – праздничное представление у ёлки, встреча с Дедом Морозом и новогодняя сказка, детективный мюзикл-переполох «Следствие ведёт снеговик» (0+). Режиссёр-постановщик – Дмитрий Нуянзин.
В лавке-мастерской весело суетятся Снеговик и Лиса: они готовят праздничные подарки для детей. А ещё они выполняют ответственное задание – берегут Волшебные часы, без которых праздник никак не состоится и желания ни у кого не смогут исполниться.
Но недоглядели герои – волшебные часы пропали! Наши герои находят вещественные доказательства лесного преступления и подозревают всех, кто заходил в лавку накануне… Снеговик и Лиса отправляются на поиски преступника.
1