Перешагнув порог школы, ребёнок попадает в совершенно новый для него мир. Кто-то легко привыкает к новой жизни, а у кого-то адаптация проходит тяжело. Родители тоже иногда подливают масла в огонь, неосознанно совершая ошибки. Чего не стоит делать во время адаптации детей к школе, рассказывает порталу Ребёнок BY психолог Галина Швец.
С началом школы у детей меняется режим дня, повышаются требования к ним, для многих это большой стресс. Поэтому в период адаптации ребёнок может стать капризным, невнимательным, беспокойным и тревожным. Могут нарушиться сон и аппетит, обостриться хронические заболевания. Родителям первые недели сентября тоже даются нелегко: они ждут праздника, а получают не очень послушного ребёнка.
Многие почему-то ошибочно полагают, что адаптация ребёнка к школе — это задача учителей. Но это неправильно, убеждена психолог. Именно родители могут помочь ребёнку быстрее привыкнуть к новым условиям или, наоборот, затормозить процесс адаптации. Вот какие типичные ошибки выделила специалист:
Ещё до школы стоит постепенно переходить на «школьный режим». Нужно ложиться спать в определённое время, утром вставать рано, плотно завтракать, планировать вместе с ребёнком его день. Это поможет будущему первокласснику быстрее адаптироваться к активному школьному ритму.
Читайте также: Скоро в школу. Как «включить» ребёнка после лета
Для ребёнка не должно стать сюрпризом, как проходят занятия в школе, как там нужно себя вести. Поэтому обязательно нужно рассказывать ему про уроки, про учителей, про требования на занятиях. Можно также показывать тематические фильмы и мультфильмы, читать сказки и рассказы о школе. Тогда адаптация пройдёт проще.
Рассказать ребёнку про школьную жизнь можно и с помощью игры.
— Возьмите любимые игрушки, приведите их в школу, рассадите за парты. Пусть придёт учительница, дети её внимательно будут слушать, потом будут отдыхать и веселиться на переменах, а затем пойдут домой с мамой. Так, через игру у ребёнка сформируется ясная картина перед глазами, что нужно делать в школе и как себя вести. Благодаря этому он будет чувствовать себя более уверенным и спокойным.
Иногда родители начинают проецировать на ребенка свои собственные страхи, касающиеся школы. Они постоянно спрашивают, все ли хорошо, не обижали ли ребенка в школе. В итоге, даже если у него не было проблем, он может начать бояться школы, стать тревожным и беспокойным. Но ваш школьник — отдельная личность, у него совсем необязательно будут те же проблемы, что были у вас.
Бывает, наоборот: родители не обращают внимания на чувства ребёнка и его переживания и говорят, что «в школу ходят все, нечего бояться, ты уже большой». Это обесценивает чувства ребенка. Проблема от этого никуда не уйдет, а ребёнок может просто закрыться от родителей.
— Нужно докопаться до причины того, почему ему сложно адаптироваться. Это может быть конфликт со сверстниками или учителем, переживания, что у него ничего не получится. Поможет спокойный разговор без обвинений и претензий. Если таким образом изменить ситуацию не удалось, можно воспользоваться терапевтическими сказками о школе. В них раскрываются многие важные моменты: почему нужно учиться, как правильно общаться с учителями и сверстниками. С помощью таких книг можно проработать любую проблему, которая возникла во время адаптации, например, страх подойти к учителю или выйти к доске.
Ребёнок может открыто не рассказывать о своих проблемах, но будет неосознанно инсценировать такие ситуации во время игр. Например, если у ребёнка произошел конфликт со сверстником, можно взять его любимые игрушки и попробовать проиграть эту ситуацию. Вы узнаете, что произошло, и сможете ненавязчиво показать, как себя вести во время конфликта.
Читайте также: Собираемся в школу: безопасный и удобный выбор
Многие родители запрещают детям брать в школу игрушки. Считается, что в школе детям нужно учиться, а не игры устраивать. «Ты уже большой», – говорят родители. При этом забывают, что любимая игрушка напоминает про дом, про привычную обстановку и обладает терапевтическим эффектом — снимает напряжение, помогает справиться с трудностями адаптации.
Порой родители сами покупают все школьные принадлежности для ребёнка, чтобы не ходить с ним по магазинам. А зря. Ребёнка должны окружать в школе те вещи, которые ему нравятся, а не то, что по своему усмотрению купили ему родители.
Лучше, чтобы ребёнок вместе с родителями покупал необходимое к школе. Пусть он сам выберет портфель, который ему по душе, или даже просто ручку, которая ему очень нравится. Тогда он с удовольствием будет ей писать. Такие вещи будут наполнять ребёнка положительными эмоциями, что поможет быстрее адаптироваться к новым условиям.
Пытаясь рассказать малышу о школе, родители порой создают пугающий образ учителя, которого нужно слушаться во всем. И ребёнок уже заранее начинает бояться учителей и школы в целом.
— Как до школы, так и уже в процессе адаптации говорить об учителях нужно только с положительной стороны. Стоит объяснить ребёнку, что он всегда может обратиться к педагогу за помощью. А если что-то непонятно, он может вежливо задать свой вопрос во время урока или перемены. Это поможет ребёнку быстрее наладить связь с учителем.
Читайте также: «Нет сил собирать ребёнка в школу». Как прийти в себя после случившегося: советы психолога
Главная задача родителей – сформировать у ребёнка положительное отношение к учебе, подчёркивает психолог. В первом классе ещё не ставят отметки, но любое замечание учителя родители иногда воспринимают слишком серьёзно.
— Ни в коем случае нельзя ругать ребёнка за то, что у него что-то не получается. Плохо, когда школа становится между вами и ребёнком. Ссоры из-за учебы могут плохо повлиять на его самооценку, а ещё школьнику банально перестанет хотеться ходить в школу.
Порой родители сравнивают успехи своего ребёнка с достижениями других детей. И если сравнение не в пользу ребёнка, игнорируют то, что уже хорошо получается.
— Отмечать успехи ребенка очень важно, даже если они кажутся вам не такими уж значительными. Первоклассник аккуратно написал слова, посчитал правильно задачу, выучил стихотворение? Порадуйтесь за него и не сравнивайте с другими детьми.
Обязательно нужно проговаривать, как выходить из конфликтных ситуаций со сверстниками: что делать, если ударили или сам ребёнок кого-то обидел, можно ли брать чужие вещи. Ведь ребёнок просто может не знать, как правильно вести себя в той или иной ситуации. А вспомнив домашний разговор, он примет верное решение.
Читайте также: Сборы в школу: хит-парад бессмысленных покупок
Утренние сборы в школу порой часто похожи на скоростной забег: родители подгоняют ребёнка и кричат на него из-за того, что он собирается слишком медленно. В итоге школьник приходит на занятия уже в плохом настроении. Вот почему очень важно организовать всё так, чтобы времени утром хватало и чтобы ребёнок в спокойной атмосфере собирался в школу.
— Нужно научить школьника заранее собирать сумку и готовить одежду на завтра, делать зарядку и завтракать, не отвлекаясь на мультики и игрушки. Выходите из дома заранее, чтобы не бежать спринт, а превратить дорогу в школу в приятную прогулку. По пути можно многое обсудить и поделиться планами на день.
1
Ребёнок BY
Оранжевый уровень опасности объявили синоптики на начало новой недели. Ночью морозы будут местами достигать 29 градусов, днём – минус 17-20.
18 января (понедельник) местами по стране, а утром и днём во многих районах Витебской и Минской областей небольшой кратковременный снег. На отдельных участках дорог гололедица. Температура воздуха минимальная ночью -19 -25°С, при прояснениях -26 -29°С, в крайних северо-западных районах -15 -18°С; максимальная днём -12 -19°С, по северу -8 -11°С.
19 января (вторник) ночью местами, днем по западу республики небольшой кратковременный снег. На отдельных участках дорог гололедица. Температура воздуха минимальная ночью -16 -22°С, при прояснениях -23 -28°С, в северных районах -10 -15°С; максимальная днём -8 -15°С, по юго-западу -3 -7°С.
С 20 января ожидается ослабление морозов.
Читайте также: В некоторых школах Беларуси в понедельник не будет занятий
Самые низкие температуры фиксировались за всю историю метеонаблюдений в Беларуси в январе 1940 года:
На фото больные ковидом в одной из клиник Уханя в феврале 2020 года. Фото: Reuters
Боли в мышцах, усталость и психологические проблемы: переболевшие тяжёлой формой COVID-19 могут страдать от последствий даже спустя полгода после заражения, пишет Deutsche Welle. Что ещё узнали учёные?
Около двух третей пациентов с COVID-19, проходивших лечение в больнице, страдают от одного или нескольких последствий коронавирусной инфекции даже спустя шесть месяцев после заражения. Об этом свидетельствуют результаты проведённого в китайском Ухане исследования, опубликованные 8 января в медицинском журнале The Lancet. Наиболее часто встречающиеся долгосрочные последствия ковида для организма — боли в мышцах, усталость и психические расстройства, такие как тревога и депрессия.
«Наш анализ показывает, что большинство пациентов после выписки из больницы продолжают жить с некоторыми из последствий вируса, и подчёркивает необходимость дальнейших обследований после выписки, особенно если течение болезни было тяжёлым», — говорит Бинь Цао, один из авторов исследования и заместитель директора китайского Национального центра клинических исследований респираторных заболеваний.
Учёные обследовали 1733 инфицированных, выписанных из больницы Цзинь Инь-Тань в Ухане в период с 7 января по 29 мая 2020 года. Средний возраст испытуемых — 57 лет, 52 процента из них составляли мужчины, 48 процентов — женщины.
Большинство (1172 пациента), находясь в больнице, были переведены на дополнительное снабжение кислородом. С середины июня по начало сентября прошлого года пациентов снова обследовали. С помощью анкет, а также лабораторных анализов и тестов на выносливость учёные обнаружили, что 76 процентов испытуемых имели хотя бы один симптом, который сопровождал их с момента их заражения.
Об усталости или слабости мышц сообщили 63 процента опрошенных. У 26 процентов были трудности со сном, ещё 23 процента жаловались на тревожные состояния или депрессию. Лабораторные тесты также показали, что у 13 процентов пациентов, у которых функция почек во время пребывания в больнице была нормальная, позже произошло ухудшение.
У пациентов с особенно тяжёлым течением болезни даже спустя несколько месяцев было заметно нарушение функции легких, сопровождавшееся ухудшением дыхания. Выводы китайских ученых совпадают с результатами других проведённых на сегодняшний день исследований долгосрочных осложнений после COVID-19. Тем не менее авторы указывают и на некоторые слабые места в своей работе.
Так, среди испытуемых было сравнительно немного людей с хроническими лёгочными или сердечно-сосудистыми заболеваниями. Однако информация об этом основана не на обследованиях ученых, а на высказываниях самих пациентов. Это могло привести к неверным оценкам.
Кроме того, в группу испытуемых не вошли инфицированные коронавирусом, имеющие лёгкие симптомы COVID-19, потому что эта категория пациентов просто не попадала в больницу Цзинь Инь-Тань — их направляли в другие медучреждения.
«Это обстоятельство могло привести к неправильной оценке количества тех, кто страдает от долгосрочных последствий коронавирусной инфекции», — указала Йордис Фроммхольд (Jördis Frommhold), главный врач отделения респираторных заболеваний и аллергии в немецкой клинике Median в Хайлигендамме, где проходят реабилитацию после COVID-19.
Фроммхольд говорит, что, наряду с людьми, которые почти не замечают инфекцию и потом полностью выздоравливают, и теми, кто с тяжёлым течением болезни попадает в отделения интенсивной терапии, есть ещё и третья группа.
«У этих пациентов умеренное течение болезни. Они, может быть, только на короткое время попадают в больницу, но потом у них ещё до трех месяцев сохраняются симптомы», — говорит Фроммхольд.
Как и китайские учёные, Фроммхольд называет среди долгосрочных осложнений после ковида, в первую очередь, усталость и мышечную слабость. Но к ней приходят и с неврологическими проблемами, с болями в суставах и выпадением волос. Прежде всего, говорит она, эти люди крайне неуверены, потому что не понимают, что с ними происходит.
Поэтому Фроммхольд рада каждому исследованию о возможных осложнениях после COVID-19. На сегодняшний день в Хайлигендамме прошли реабилитацию 300 человек, большинству из них от 30 до 65 лет. Они так и не смогли полностью оправиться после болезни и вернуться к работе.
«Люди, страдающие от последствий после перенесённой лёгкой формы заболевания, часто даже не знают, куда обращаться», — добавляет Фроммхольд. По её словам, семейные врачи часто не могут помочь, и услуги по реабилитации, как правило, доступны только тем, у кого было тяжёлое течение болезни.
«Очень важно объяснять, какие симптомы могут возникнуть», — подчёркивает Фроммхольд. Но для этого, как пишут учёные из Уханя, нужно «проводить более длительные наблюдения на более крупных популяциях, чтобы понять весь спектр воздействия COVID-19 на людей».
1
На понедельник, 18 января, Белгидромет объявил оранжевый уровень опасности из-за сильных морозов — до минус 29 градусов. В некоторых школах из-за холодной погоды отменены занятия, в основном это касается Минской области, сообщает Ребёнок BY, но есть сообщения и из других регионов.
«Во избежание обморожения детей, сохранения их здоровья занятия для 1−11 классов на понедельник отменяются и будут отработаны в другие более благоприятные дни. Если вы всё же хотите привезти ребёнка в учреждение, для него будет организован полноценный образовательный процесс», — такая новость опубликована в родительских чатах.
Решение по поводу занятий в школе в связи с сильными морозами принимают местные исполнительные и распорядительные органы. В «Требованиях для учреждений общего среднего образования» написано, если в 7.00 столбик термометра опускается ниже −25°C, а скорость ветра более 3 м/с, образовательный процесс могут приостановить.
Что касается работы детских садов, то в «Требованиях для учреждений дошкольного образования» говорится, что когда температура −15°С и ниже, а скорость ветра более 3 м/с, то руководитель учреждения может отменить или сократить прогулки ребят до 3 лет. Если малышам от 3 до 7 лет, то изменения в их дневное расписание вносят при температуре −18°С и ветре более 3 м/с.
Фото: Unsplash.com