Как превратить первые недели школы в мучения: типичные родительские ошибки

Перешагнув порог школы, ребёнок попадает в совершенно новый для него мир. Кто-то легко привыкает к новой жизни, а у кого-то адаптация проходит тяжело. Родители тоже иногда подливают масла в огонь, неосознанно совершая ошибки. Чего не стоит делать во время адаптации детей к школе, рассказывает порталу Ребёнок BY психолог Галина Швец.

С началом школы у детей меняется режим дня, повышаются требования к ним, для многих это большой стресс. Поэтому в период адаптации ребёнок может стать капризным, невнимательным, беспокойным и тревожным. Могут нарушиться сон и аппетит, обостриться хронические заболевания. Родителям первые недели сентября тоже даются нелегко: они ждут праздника, а получают не очень послушного ребёнка.

Многие почему-то ошибочно полагают, что адаптация ребёнка к школе — это задача учителей. Но это неправильно, убеждена психолог. Именно родители могут помочь ребёнку быстрее привыкнуть к новым условиям или, наоборот, затормозить процесс адаптации. Вот какие типичные ошибки выделила специалист:

Не приучаем к режиму заранее

 Ещё до школы стоит постепенно переходить на «школьный режим». Нужно ложиться спать в определённое время, утром вставать рано, плотно завтракать, планировать вместе с ребёнком его день. Это поможет будущему первокласснику быстрее адаптироваться к активному школьному ритму.

Не рассказываем ничего про школу

Для ребёнка не должно стать сюрпризом, как проходят занятия в школе, как там нужно себя вести. Поэтому обязательно нужно рассказывать ему про уроки, про учителей, про требования на занятиях. Можно также показывать тематические фильмы и мультфильмы, читать сказки и рассказы о школе. Тогда адаптация пройдёт проще.

Рассказать ребёнку про школьную жизнь можно и с помощью игры.

— Возьмите любимые игрушки, приведите их в школу, рассадите за парты. Пусть придёт учительница, дети её внимательно будут слушать, потом будут отдыхать и веселиться на переменах, а затем пойдут домой с мамой. Так, через игру у ребёнка сформируется ясная картина перед глазами, что нужно делать в школе и как себя вести. Благодаря этому он будет чувствовать себя более уверенным и спокойным.

Проецируем свои опасения на ребёнка или, наоборот, игнорируем его страхи

Иногда родители начинают проецировать на ребенка свои собственные страхи, касающиеся школы. Они постоянно спрашивают, все ли хорошо, не обижали ли ребенка в школе. В итоге, даже если у него не было проблем, он может начать бояться школы, стать тревожным и беспокойным. Но ваш школьник — отдельная личность, у него совсем необязательно будут те же проблемы, что были у вас.

Бывает, наоборот: родители не обращают внимания на чувства ребёнка и его переживания и говорят, что «в школу ходят все, нечего бояться, ты уже большой». Это обесценивает чувства ребенка. Проблема от этого никуда не уйдет, а ребёнок может просто закрыться от родителей.

— Нужно докопаться до причины того, почему ему сложно адаптироваться. Это может быть конфликт со сверстниками или учителем, переживания, что у него ничего не получится. Поможет спокойный разговор без обвинений и претензий. Если таким образом изменить ситуацию не удалось, можно воспользоваться терапевтическими сказками о школе. В них раскрываются многие важные моменты: почему нужно учиться, как правильно общаться с учителями и сверстниками. С помощью таких книг можно проработать любую проблему, которая возникла во время адаптации, например, страх подойти к учителю или выйти к доске.

Ребёнок может открыто не рассказывать о своих проблемах, но будет неосознанно инсценировать такие ситуации во время игр. Например, если у ребёнка произошел конфликт со сверстником, можно взять его любимые игрушки и попробовать проиграть эту ситуацию. Вы узнаете, что произошло, и сможете ненавязчиво показать, как себя вести во время конфликта.

 

Запрещаем брать в школу любимые игрушки

Многие родители запрещают детям брать в школу игрушки. Считается, что в школе детям нужно учиться, а не игры устраивать. «Ты уже большой», – говорят родители. При этом забывают, что любимая игрушка напоминает про дом, про привычную обстановку и обладает терапевтическим эффектом — снимает напряжение, помогает справиться с трудностями адаптации.

Покупаем вещи для школы без участия ребёнка

Порой родители сами покупают все школьные принадлежности для ребёнка, чтобы не ходить с ним по магазинам. А зря. Ребёнка должны окружать в школе те вещи, которые ему нравятся, а не то, что по своему усмотрению купили ему родители.

Лучше, чтобы ребёнок вместе с родителями покупал необходимое к школе. Пусть он сам выберет портфель, который ему по душе, или даже просто ручку, которая ему очень нравится. Тогда он с удовольствием будет ей писать. Такие вещи будут наполнять ребёнка положительными эмоциями, что поможет быстрее адаптироваться к новым условиям.

Создаём страх перед учителем

Пытаясь рассказать малышу о школе, родители порой создают пугающий образ учителя, которого нужно слушаться во всем. И ребёнок уже заранее начинает бояться учителей и школы в целом.

kak-prevratit-pervye-nedeli-shkoly-v-mucheniya-tipichnye-roditelskie-oshibki

Фото: pexels.com

— Как до школы, так и уже в процессе адаптации говорить об учителях нужно только с положительной стороны. Стоит объяснить ребёнку, что он всегда может обратиться к педагогу за помощью. А если что-то непонятно, он может вежливо задать свой вопрос во время урока или перемены. Это поможет ребёнку быстрее наладить связь с учителем.

Ругаем за неуспеваемость

Главная задача родителей – сформировать у ребёнка положительное отношение к учебе, подчёркивает психолог. В первом классе ещё не ставят отметки, но любое замечание учителя родители иногда воспринимают слишком серьёзно.

— Ни в коем случае нельзя ругать ребёнка за то, что у него что-то не получается. Плохо, когда школа становится между вами и ребёнком. Ссоры из-за учебы могут плохо повлиять на его самооценку, а ещё школьнику банально перестанет хотеться ходить в школу.

Не замечаем успехов ребёнка, считая их несерьёзными

Порой родители сравнивают успехи своего ребёнка с достижениями других детей. И если сравнение не в пользу ребёнка, игнорируют то, что уже хорошо получается.

— Отмечать успехи ребенка очень важно, даже если они кажутся вам не такими уж значительными. Первоклассник аккуратно написал слова, посчитал правильно задачу, выучил стихотворение? Порадуйтесь за него и не сравнивайте с другими детьми.

Не учим общаться со сверстниками

Обязательно нужно проговаривать, как выходить из конфликтных ситуаций со сверстниками: что делать, если ударили или сам ребёнок кого-то обидел, можно ли брать чужие вещи. Ведь ребёнок просто может не знать, как правильно вести себя в той или иной ситуации. А вспомнив домашний разговор, он примет верное решение.

Превращаем сборы в школу в спринт

Утренние сборы в школу порой часто похожи на скоростной забег: родители подгоняют ребёнка и кричат на него из-за того, что он собирается слишком медленно. В итоге школьник приходит на занятия уже в плохом настроении. Вот почему очень важно организовать всё так, чтобы времени утром хватало и чтобы ребёнок в спокойной атмосфере собирался в школу.

— Нужно научить школьника заранее собирать сумку и готовить одежду на завтра, делать зарядку и завтракать, не отвлекаясь на мультики и игрушки. Выходите из дома заранее, чтобы не бежать спринт, а превратить дорогу в школу в приятную прогулку. По пути можно многое обсудить и поделиться планами на день.

1

Ребёнок BY

Поделиться

Читайте также

С 14 по 17 декабря в г. Минске проходил Кубок Беларуси по шашкам.

3-е место по шашкам-100 заняла команда Могилёвской области в составе:

  • Кадесников Николай,
  • Хващинская Вера,
  • Соколова Анастасия.

Все спортсмены – представители Центра дополнительного образования детей и молодёжи г. Бобруйска.

na-kubke-belarusi-bobruichane-voshli-v-troiku-liderov

На снимке неоднократная чемпионка мира и Европы бобруйчанка Вера Хващинская.

Читать дальше

Стартовала акция «Помогаешь себе, помоги другому!» в середине последнего месяца лета. Инициаторами её стали сотрудники территориального центра социального обслуживания населения Ленинского района г. Бобруйска.

В течение 3,5 месяцев неравнодушные горожане несли необходимые вещи:

  • одежду,
  • мебель,
  • предметы интерьера,
  • обувь,
  • бытовую технику.
 

Коллектив Центра благодарит всех, кто откликнулся и оказал посильную помощь.

Хоть благотворительная акция и завершилась, призыв «Помогаешь себе, помоги другому!» остаётся актуальным. По всем вопросам обращайтесь:

  • по адресу: ул. К. Либкнехта, д. 58, каб. 204
  • или по телефону: 8 (0225) 72-83-69.

Переводчик жестового языка Е. О. Пугачёва

Читать дальше

В Первомайском районе проходит благотворительная акция «Дари добро».

С 15 декабря 2019-го по 10 января 2020-го во время ежегодной благотворительной акции «Дари добро» организован сбор канцелярских принадлежностей, игрушек, спортивного инвентаря. Принимают их в дошкольных учреждениях Первомайского района г. Бобруйска.

Собранные подарки будут переданы детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, воспитанникам приемных семей, детских домов семейного типа.

darite-dobro-detyam

 

Читать дальше