Как превратить первые недели школы в мучения: типичные родительские ошибки

Перешагнув порог школы, ребёнок попадает в совершенно новый для него мир. Кто-то легко привыкает к новой жизни, а у кого-то адаптация проходит тяжело. Родители тоже иногда подливают масла в огонь, неосознанно совершая ошибки. Чего не стоит делать во время адаптации детей к школе, рассказывает порталу Ребёнок BY психолог Галина Швец.

С началом школы у детей меняется режим дня, повышаются требования к ним, для многих это большой стресс. Поэтому в период адаптации ребёнок может стать капризным, невнимательным, беспокойным и тревожным. Могут нарушиться сон и аппетит, обостриться хронические заболевания. Родителям первые недели сентября тоже даются нелегко: они ждут праздника, а получают не очень послушного ребёнка.

Многие почему-то ошибочно полагают, что адаптация ребёнка к школе — это задача учителей. Но это неправильно, убеждена психолог. Именно родители могут помочь ребёнку быстрее привыкнуть к новым условиям или, наоборот, затормозить процесс адаптации. Вот какие типичные ошибки выделила специалист:

Не приучаем к режиму заранее

 Ещё до школы стоит постепенно переходить на «школьный режим». Нужно ложиться спать в определённое время, утром вставать рано, плотно завтракать, планировать вместе с ребёнком его день. Это поможет будущему первокласснику быстрее адаптироваться к активному школьному ритму.

Не рассказываем ничего про школу

Для ребёнка не должно стать сюрпризом, как проходят занятия в школе, как там нужно себя вести. Поэтому обязательно нужно рассказывать ему про уроки, про учителей, про требования на занятиях. Можно также показывать тематические фильмы и мультфильмы, читать сказки и рассказы о школе. Тогда адаптация пройдёт проще.

Рассказать ребёнку про школьную жизнь можно и с помощью игры.

— Возьмите любимые игрушки, приведите их в школу, рассадите за парты. Пусть придёт учительница, дети её внимательно будут слушать, потом будут отдыхать и веселиться на переменах, а затем пойдут домой с мамой. Так, через игру у ребёнка сформируется ясная картина перед глазами, что нужно делать в школе и как себя вести. Благодаря этому он будет чувствовать себя более уверенным и спокойным.

Проецируем свои опасения на ребёнка или, наоборот, игнорируем его страхи

Иногда родители начинают проецировать на ребенка свои собственные страхи, касающиеся школы. Они постоянно спрашивают, все ли хорошо, не обижали ли ребенка в школе. В итоге, даже если у него не было проблем, он может начать бояться школы, стать тревожным и беспокойным. Но ваш школьник — отдельная личность, у него совсем необязательно будут те же проблемы, что были у вас.

Бывает, наоборот: родители не обращают внимания на чувства ребёнка и его переживания и говорят, что «в школу ходят все, нечего бояться, ты уже большой». Это обесценивает чувства ребенка. Проблема от этого никуда не уйдет, а ребёнок может просто закрыться от родителей.

— Нужно докопаться до причины того, почему ему сложно адаптироваться. Это может быть конфликт со сверстниками или учителем, переживания, что у него ничего не получится. Поможет спокойный разговор без обвинений и претензий. Если таким образом изменить ситуацию не удалось, можно воспользоваться терапевтическими сказками о школе. В них раскрываются многие важные моменты: почему нужно учиться, как правильно общаться с учителями и сверстниками. С помощью таких книг можно проработать любую проблему, которая возникла во время адаптации, например, страх подойти к учителю или выйти к доске.

Ребёнок может открыто не рассказывать о своих проблемах, но будет неосознанно инсценировать такие ситуации во время игр. Например, если у ребёнка произошел конфликт со сверстником, можно взять его любимые игрушки и попробовать проиграть эту ситуацию. Вы узнаете, что произошло, и сможете ненавязчиво показать, как себя вести во время конфликта.

 

Запрещаем брать в школу любимые игрушки

Многие родители запрещают детям брать в школу игрушки. Считается, что в школе детям нужно учиться, а не игры устраивать. «Ты уже большой», – говорят родители. При этом забывают, что любимая игрушка напоминает про дом, про привычную обстановку и обладает терапевтическим эффектом — снимает напряжение, помогает справиться с трудностями адаптации.

Покупаем вещи для школы без участия ребёнка

Порой родители сами покупают все школьные принадлежности для ребёнка, чтобы не ходить с ним по магазинам. А зря. Ребёнка должны окружать в школе те вещи, которые ему нравятся, а не то, что по своему усмотрению купили ему родители.

Лучше, чтобы ребёнок вместе с родителями покупал необходимое к школе. Пусть он сам выберет портфель, который ему по душе, или даже просто ручку, которая ему очень нравится. Тогда он с удовольствием будет ей писать. Такие вещи будут наполнять ребёнка положительными эмоциями, что поможет быстрее адаптироваться к новым условиям.

Создаём страх перед учителем

Пытаясь рассказать малышу о школе, родители порой создают пугающий образ учителя, которого нужно слушаться во всем. И ребёнок уже заранее начинает бояться учителей и школы в целом.

kak-prevratit-pervye-nedeli-shkoly-v-mucheniya-tipichnye-roditelskie-oshibki

Фото: pexels.com

— Как до школы, так и уже в процессе адаптации говорить об учителях нужно только с положительной стороны. Стоит объяснить ребёнку, что он всегда может обратиться к педагогу за помощью. А если что-то непонятно, он может вежливо задать свой вопрос во время урока или перемены. Это поможет ребёнку быстрее наладить связь с учителем.

Ругаем за неуспеваемость

Главная задача родителей – сформировать у ребёнка положительное отношение к учебе, подчёркивает психолог. В первом классе ещё не ставят отметки, но любое замечание учителя родители иногда воспринимают слишком серьёзно.

— Ни в коем случае нельзя ругать ребёнка за то, что у него что-то не получается. Плохо, когда школа становится между вами и ребёнком. Ссоры из-за учебы могут плохо повлиять на его самооценку, а ещё школьнику банально перестанет хотеться ходить в школу.

Не замечаем успехов ребёнка, считая их несерьёзными

Порой родители сравнивают успехи своего ребёнка с достижениями других детей. И если сравнение не в пользу ребёнка, игнорируют то, что уже хорошо получается.

— Отмечать успехи ребенка очень важно, даже если они кажутся вам не такими уж значительными. Первоклассник аккуратно написал слова, посчитал правильно задачу, выучил стихотворение? Порадуйтесь за него и не сравнивайте с другими детьми.

Не учим общаться со сверстниками

Обязательно нужно проговаривать, как выходить из конфликтных ситуаций со сверстниками: что делать, если ударили или сам ребёнок кого-то обидел, можно ли брать чужие вещи. Ведь ребёнок просто может не знать, как правильно вести себя в той или иной ситуации. А вспомнив домашний разговор, он примет верное решение.

Превращаем сборы в школу в спринт

Утренние сборы в школу порой часто похожи на скоростной забег: родители подгоняют ребёнка и кричат на него из-за того, что он собирается слишком медленно. В итоге школьник приходит на занятия уже в плохом настроении. Вот почему очень важно организовать всё так, чтобы времени утром хватало и чтобы ребёнок в спокойной атмосфере собирался в школу.

— Нужно научить школьника заранее собирать сумку и готовить одежду на завтра, делать зарядку и завтракать, не отвлекаясь на мультики и игрушки. Выходите из дома заранее, чтобы не бежать спринт, а превратить дорогу в школу в приятную прогулку. По пути можно многое обсудить и поделиться планами на день.

1

Ребёнок BY

Поделиться

Читайте также

Дворец искусств Бобруйска приглашает увлечённых коллекционированием жителей города в клуб коллекционеров «Лавка времени». Как сообщается на сайте учреждения культуры, предметом обсуждений, взаимного обмена, демонстрации и новых знакомств станут:

  • марки,
  • монеты
  • почтовые и иллюстрированные открытки,
  • фотографии,
  • музыкальные, вокальные и иные звукозаписи на аудионосителях разного рода,
  • украшения,
  • винтажные наряды,
  • старинные книги,
  • утварь для дома,
  • игрушки,
  • самовары и подсвечники
  • и многое другое.

Ярмарки будут проводиться раз в месяц во Дворце искусств города (ул. Ульяновская, 35/31, каб. № 220). Телефон 8(0225)72-60-79.

Читать дальше

Сохраняйте спокойствие, слушайте радио, выполняйте все указания штаба ГО гражданской обороны.

Предупредите соседей и помогите детям, старикам, больным и инвалидам в решении вопросов личной безопасности.

Жители первых этажей должны подняться на верхние этажи, взяв с собой самое необходимое (тёплые вещи, продукты, документы, лекарства, деньги). Жители одноэтажных домов, при невозможности эвакуации в безопасные районы, должны занять чердачные помещения, крыши или возвышенные места.

Покиньте дом, как только получите распоряжение об эвакуации от спасательных службы, и следуйте к сборному эвакопункту.

Для эвакуации пользуйтесь маршрутом, назначенным спасательными службами. Не пытайтесь «срезать путь» – вы можете попасть в опасное место и оказаться в ловушке.

Если вода резко поднимается, то нужно как можно быстрее занять безопасное место и запастись любыми предметами, которые могут помочь для самоэвакуации. Кроме лодок, плотов и надувных матрасов, подойдут бочки, бревна, щиты, двери, обломки деревянных заборов, автомобильные камеры.

До прибытия спасателей или спада воды следует оставаться на верхних этажах и крышах, на деревьях или других возвышениях. Чтобы спасатели могли быстрее найти потерпевших, нужно в светлое время суток вывешивать на высокое место белое или цветное полотно, а в темноте – подавать световые сигналы.

Обезопасьте домашних животных, обеспечьте их водой и питанием.

Берите с собой только то, что абсолютно необходимо (аптечку первой помощи, документы, медикаменты).

Оказавшись в воде, сбросьте тяжёлую одежду и обувь, воспользуйтесь плавающими поблизости или возвышающимися над водой предметами. Лучше плыть под углом к течению, постепенно приближаясь к берегу. Необходимо быть очень внимательным, чтобы не удариться о предметы, скрытые под водой или плывущие рядом. В залитом водой кустарнике, в густой высокой траве не следует делать резких движений – можно запутаться. В этом случае лучше плыть на спине. При появлении в ноге судорог надо с усилием выпрямить её, пяткой вперёд и за большой палец потянуть на себя.

Увидев тонущего, подплыть для его спасения к нему сзади, следя за тем, чтобы он не схватил вас за руки, ноги, шею или туловище и не потянул вас на глубину. Брать его можно за воротник, голову, предплечье или подмышки, повернув лицом вверх. Плыть с утопающим следует на боку или спине, работая ногами и свободной рукой. На лодке к тонущему человеку подходят против течения, а поднимать его лучше с кормы. Если в воде оказались несколько человек, в первую очередь подбирают детей и тех, кто нуждается в немедленной помощи, остальным подаются плавсредства.

Первая помощь людям, подобранным на поверхности воды, заключается в следующем: их надо переодеть в сухое белье, тепло укутать и дать успокаивающее средство. Извлечённые из-под воды пострадавшие нуждаются в искусственном дыхании.

Избегайте езды по залитой дороге – вас может снести течением.

Если вы оказались в зоне затопления, а машина сломалась, покиньте её и вызовите спасателей.

mchs-napominaet-deistviya-vo-vremya-navodnenii-pavodkov-podtoplenii

Действия после ЧС

  • Достаньте аптечку первой помощи, помогите раненым.
  • Слушайте радио и следуйте инструкциям спасательных служб.
  • Соблюдайте осторожность, вернувшись в дом. Проверьте, надёжны ли его конструкции (стены, полы).
  • Обнаружив в доме и вокруг него лужу стоячей воды, немедленно залейте её 2 литрами отбеливателя или засыпьте хлорной известью.
  • Не отводите всю воду сразу: (это может повредить фундамент) – каждый день отводите только около трети общего объёма воды.
  • Не живите в доме, где осталась стоячая вода.
  • Опасайтесь электрического удара – если слой воды на полу толще 5 см, носите резиновые сапоги.
  • Убедитесь в том, что электрические кабели не контачат с водой. В затопленных местах немедленно отключайте электропитание на распределительных щитах, если вы этого ещё не сделали.
  • Если пол у электрощита влажный, накройте его сухой доской и стойте на ней. Чтобы отключить электричество, воспользуйтесь сухой палкой.
  • Если вы подозреваете, что питьевая вода в колодце или колонке загрязнена, используйте воду, заранее запасённую в бутылках, или же кипятите её в течение 5 минут.
  • Вымойте или обеззаразьте загрязненную посуду и столовые приборы
  • Не поднимайте температуру воздуха в доме выше 4°С прежде, чем не будет отведена вся стоячая вода.
  • Очистите дом от всех обломков и пропитанных водой предметов.
  • Уберите оставшиеся ил и грязь, выбросьте загрязненные постельные принадлежности, одежду, мебель и другие предметы.
  • Протрите все поверхности в доме отбеливателем. При этом обеспечьте хорошую вентиляцию, чтобы очистить воздух от токсичных испарений.

Читать дальше

Во Дворце искусств в рамках обновляемой экспозиции «Атмосфера» с середины сентября 2019 года проходит выставка «Бабруйск – горад майго жыцця». Здесь представлены работы Луции Рудаковской, выполненные ею с воспитанниками образцовой студии изобразительного искусства «Фантазия и Я». С 2013 года и по настоящее время автор работает педагогом дополнительного образования в ГУО «Центр художественного творчества детей и молодежи г. Бобруйска».

Серия работ посвящена родному городу, его архитектурным видам. Все знаковые здания Бобруйска — «Дом купчихи Кацнельсон», «Гостиница Бобруйск», «Бобруйская крепость», а также культовые постройки запечатлены в технике силуэтного вырезания (вытинанки). Интересна уже сама идея непривычной подачи столь привычных бобруйчанам достопримечательностей.

Вытинанка основной вид творческого самовыражения мастера, к которому она пришла сравнительно недавно и в котором достигла значительных результатов. Признание творческого уровня произошло в 2017 году, когда Луция Казимировна вступила в Белорусский союз мастеров народного творчества.  Работы Рудаковской  отличает сочетание приемов народного искусства с профессионализмом исполнения. Ей удается с видимой легкостью воплощать в традиционной технике любые темы и образы.

Выставка продлится до конца октября 2019 года.

 

Читать дальше