Скоро в школу. Как «включить» ребёнка после лета

Простые правила адаптации ребёнка и родителя к школьной жизни после отдыха, лагеря и летнего безделья.

Пишу по уже приходящим запросам и для того, чтобы напомнить себе – маме старшеклассника.

1.    Режим дня

Сейчас, за три недели до 1 сентября, самое время постепенно возвращаться в «школьный» режим дня. Резкий переход от состояния покоя к рабочему режиму – и для детей, и для взрослых – стресс. Можно уже сейчас постепенно просыпаться утром и укладываться спать вечером чуть раньше.

2.    Летний откат в знаниях

Нашему мозгу нужны тренировки. За летние месяцы происходит «откат в знаниях» в среднем ко второй четверти предыдущего года обучения. И именно поэтому первые несколько месяцев учебного года учителя занимаются с детьми повторением. Домашнее задание на каникулы часто и даётся для того, чтобы ребёнок оставался «в процессе» обучения. Здорово, если летом школьник в свободном отпускном режиме системно учился (например, иностранным языкам).

За три недели до школы можно в спокойном темпе, без давления и принуждения, пролистать тетради и, возможно, справочники за предыдущий год. Или скачать из интернета программу обучения и хотя бы просто просмотреть темы.

3.    Пора начать

Если во время учебного года планируется, что ребёнок будет ходить на кружки и секции, лучше начать заниматься уже в августе.

4.    О дефиците цинка

Первые учебные месяцы (особенно в новой школе, в новом классе) – это стресс. Система образования меняется, но пока многим детям ходить в школу страшно. А жизнь подростков (так уж физиологически сложилось) – это всегда стресс. Когда человек находится в состоянии хронического стресса, его мозг испытывает дефицит цинка. Цинк влияет на работу гиппокампа, который помогает нам и нашим детям обрабатывать и запоминать большие объёмы информации. Уже сейчас пора использовать то, во что вы верите – кушать продукты, содержащие цинк, если вы верите в витамины или биодобавки – использовать их.

Иногда ребёнку важна не оценка и «мотивирование», а помощь.

5.    Снижаем тревогу

Для интровертных, застенчивых детей, которые к тому же летние месяцы провели уединённо, возвращение в коллектив – нагрузка и возможный источник напряжения. Можно предложить в какой-нибудь оставшийся до 1 сентября день встретиться всем классом и пойти в кино или на пикник. Это поможет снизить тревогу и проявить те грани, которые детям сложно проявить в школе.

skoro-v-shkolu-kak-vklyuchit-rebyonka-posle-leta-1

6.    Пройтись по школе

До первого сентября важно прийти в школу, походить по коридорам, посмотреть на новый (или вспомнить старый) кабинет. Если ребёнок приносит в класс какую-то свою вещь – книгу в библиотеку, вазон, плакат, фотографию – он будто ставит отпечаток «я тут есть». Это облегчает адаптацию и привыкание к классу. Здорово, если в классе делается общая «газета» с фотографиями всех учеников.

7.    Радостный фотоколлаж

Для тех, кто склонен фокусировать внимание на негативе, у кого «ничего хорошего нет и не будет», кто склонен не замечать ресурсных событий и радостей – сделать коллаж из фотографий (даже сфотографированных на камеру мобильного телефона) из самых радостных моментов лета. Записать всё самое знаменательное в «журнале воспоминаний», благодарностей, успехов. (Здорово ввести это в практику).

8.    Весёлая акклиматизация

Иногда, когда ребёнок приезжает из лагеря, у нас возникает ощущение, что он «не вернулся». Иногда и нам, взрослым, важно осознанно «ставить точку» в разных процессах. Так легче совершать «переход» в другие действия и психологически «акклиматизироваться». Можно, например, отпраздновать возвращение из лагеря, из отпуска, отпраздновать завершение каникул. Встретить даже взрослого ребёнка из лагеря или после любого отсутствия сюрпризом: шариком, подарком, рукодельным плакатом, тортом.

 

9.    Он вернулся из лагеря и изменился

Нам важно дать себе возможность привыкнуть к изменившемуся за лето ребёнку. Жизнь его постоянно обогащается новыми отношениями, новыми ролями, новыми знаниями, словами и «системами». Фокус его внимания будет смещаться на других взрослых и детей. Наша роль рядом с ребёнком с одной стороны неизменна, с другой – тоже своими гранями трансформируется. Нам важно стараться не тревожиться и «силой» не возвращать свою власть и авторитетность.

10. Ребенок влюбился

Влюбленность ребёнка – всегда новый уровень взаимоотношений с родителями. Важно относиться с уважением к чувствам малыша или подростка. Важно сохранять тайны, если с нами делятся. Важно не вторгаться в личное пространство, если от нас его оберегают.

  • Часто «чувствующий», переживающий влюбленность ребёнок перестает быть «думающим».
  • Не все взрослые умеют справляться с «нагрузкой чувств».
  • Нашим детям важно пройти свой первый опыт любви, очарований и разочарований. (И да, успеваемость в это время падает).

11.Покупка важных и полезных вещей в школу

  • У ребёнка в жизни очень мало возможности выбора. При финансовой возможности важно, чтобы он смог выбрать хотя бы дизайн обложек и дневников и модель ручек.
  • Важно помнить, что в магазине выбор из многих товаров ребёнка пугает (иногда у детей случаются истерики, когда им предлагают выбрать всё, что они хотят).
  • Ребёнок находится в двойственном состоянии. С одной стороны, новый класс школы – это повышение статуса. С другой – может проявиться страх этого нового, страх взросления. Здорово, если, помимо рациональных и обязательных покупок, при желании ребенка вы купите что-то со взрослой точки зрения «детское».

Школьная форма как психологический элемент для многих детей важна. Она при несформированном внутреннем стержне даёт опору на внешний. (Внешний «костыль» – правила – кодекс, режим дня, расписание звонков, форма). Школьная форма должна была бы вызывать гордость от принадлежности к мы – классу, гимназии, школе. Она должна быть современной, красивой, удобной. О школьной форме, о том, что нужно и можно учесть, очень профессионально говорит и пишет Евгения Григорьева.

skoro-v-shkolu-kak-vklyuchit-rebyonka-posle-leta-2

Важно

  1. Чтобы родители не были продолжением школы. У ребёнка должна быть безопасное пространство, нужна наша поддержка. Наше доверие его судьбе и вера в его потенциал.
  2. Чтобы родители не жертвовали собой ради успешности и реализации детей. Если мы вкладываем в них «энергию жертвенности» – мы вкладываем больше ожиданий в результат, наделяя ребёнка иногда непереносимой для него ответственностью, мы излишне напряжены. Там, где есть жертвенность – меньше радости. Иногда я предлагаю родителям посмотреть на слово воспитание - вос-питание – чем мы питаем ребёнка? Чем питаем – тем он и наполняется. И иногда «не переваривает».
  3. Мы все учимся, в том числе и благодаря зеркальной системе, функционирующей в нашем мозгу. Может ли «зеркалить» ребёнок у нас, то, что мы от него требуем? Обучения, ответственности, заботы о себе, уважения, благодарности. Ребёнку важно видеть нас учащихся, делающих зарядку, выполняющих свои «домашние задания», конструктивно реагирующих на критику, умеющих конфронтировать.
  4. Важно не переносить свои ощущения и опыт прошлого учебного года на будущий. Ребёнок развивается и меняется. Какие-то предметы, задачи ему будут даваться легче, какие-то сложнее. Важно стараться не формировать «образ школьной жизни: сам этот образ, наши ожидания могут стать «самореализующимся пророчеством» – программой для школьника.
  5. Очень часто ребёнок хочет, но не может или прикладывает чрезмерные усилия, чтобы овладеть каким-то навыком. Иногда эти сложности вызваны особенностями работы или несинхронностью в работе различных частей мозга. Иногда ребёнку важна не оценка и «мотивирование», а помощь. Сейчас всё более популярна нейропсихология, кинезиология с простыми практиками и упражнениями, стимулирующими работу мозга.
  6. Мы же помним, что школьные оценки очень субъективны и не отражают реальных знаний ребёнка»
  7. Много раз писала о том, что система образования заточена на измерение и «прокачивание» IQ. Упрощенно – словесно-логического интеллекта. В наших силах стать «агентами» изменений в школе. Возможно, вы сами сможете приходить в школу и вести там семинары для детей, проводить практикумы, приглашать их к себе на работу.
  8. Школа – это только часть жизни. Важная. Но «за» ней ребёнка должна ждать наполненная и радостная жизнь. Со свободным временем, общением и вдохновением.

Наши дети больше и мудрее любых систем. Система образования постепенно меняется. И, надеюсь, скоро нас будет ждать много открытий.

Доброго взросления!

1

Светлана Ройз, детский семейный психолог

Фото: unsplash.com

Поделиться

Читайте также

Неделя технического творчества «Юность. Интеллект. Будущее» проходит в городе. Её цель – активизировать занятия молодёжью инновационным творчеством, техникой, изобретательством. Началась она 30 октября.

Татьяна Кизатова, возглавляющая отдел технического творчества Центра дополнительного образования детей и молодёжи, сообщила, что 2 ноября юных бобруйчан и их родителей ждут в здании бывшего Дома офицеров (ул. Социалистическая, д. 90) – в 11 часов там начнётся День открытых дверей.

Горожане увидят презентации, концерт самодеятельных артистов, выставку работ воспитанников отдела технического творчества, познакомятся с его педагогами, смогут задать им вопросы, посетить кабинеты и лаборатории, примут участие в уроке робототехники «Online».

yunykh-intellektualov-bobruiska-priglashayut-v-budushee-1

31 октября молодые таланты Бобруйска примут участие в областном этапе конкурса «Нi-Tech», который проходит в республике. В составе команды Корзун Максим, Гришков Тимофей, Абазовик Надежда, Чернявская Ксения. Их сопровождают и оказывают помощь педагоги Евгений Смирнов и Анна Ашурко. Тимофей и Максим покажут свои знания и умения в «Мобильной робототехнике», а Ксения с Надеждой – в «Компьютерной графике». Пожелаем юным бобруйчанам победы и прохождения на республиканский этап конкурса инновационного и технического творчества учащейся молодежи Беларуси.

yunykh-intellektualov-bobruiska-priglashayut-v-budushee-2

Фото: ЦДОДиМ

Читать дальше

В чемпионате, который проходил в Могилеве на базе областного центра творчества, приняли участие 36 команд из Могилева, Белыничей, Бобруйска, Кировска и других районов.

В этом году для юных интеллектуалов организаторы подготовили насыщенную программу. Чемпионат открылся авторской разминочной игрой «Герб малой родины» Ольги Морозовой, заместителя директора по учебно-методической работе областного центра творчества, регионального представителя Белорусской лиги интеллектуальных команд по Могилевской области. Победу в игре одержала команда средней школы №27 из Бобруйска, тренер Ольга Лукашевич.

Как рассказали организаторы интеллектуального чемпионата, традиционно в его программу были включены командная «Своя игра», брейн-ринг и «Что? Где? Когда?». Юные интеллектуалы разыграли девять комплектов медалей.

По итогам участия в играх не было равных ребятам из клуба «Эрудит» Центра дополнительного образования детей и молодежи Кировска. Клубом руководит уже более 20 лет педагог дополнительного образования Игорь Лукашов. Достойную конкуренцию победителям составили юные интеллектуалы из команды «Скотч-терьер» могилевского многопрофильного центра по работе с детьми и молодежью «Юность» и лицея Белорусско-Российского университета, а также команда «Титаны» из средней школы №27 Бобруйска.

Хорошие результаты показали ребята из Кричева и Могилева. Организаторы чемпионата поздравляют всех юных интеллектуалов с началом игрового сезона и желают всем дальнейших побед.

СБ

Фото: pixabay

Читать дальше

1 ноября в братскую могилу у деревни Роксолянка Сычковского сельсовета опустили с воинскими почестями останки двух военнослужащих Рабоче-крестьянской Красной армии, погибших в 1944 году при освобождении Бобруйщины.

Летом в районе проходила белорусско-российская поисковая экспедиция с участием членов молодёжного военно-патриотического клуба «Рассвет», приехавших в Беларусь из Российской Федерации (г. Арзамас Нижегородской обл.).

13 августа возле деревень Думановщина и Виноградовка поисковики обнаружили останки двух воинов. Личных опознавательных медальонов при них не найдено, поэтому определить личности погибших не удалось.

segodnya-v-bobruiskom-raione-perezakhoronili-ostanki-neizvestnykh-soldat-1

segodnya-v-bobruiskom-raione-perezakhoronili-ostanki-neizvestnykh-soldat-2

В церемонии перезахоронения приняли участие представители:

  • районного и Сычковского сельского исполнительных комитетов,
  • республиканских и региональных СМИ,
  • военного комиссариата г. Бобруйска, Бобруйского, Глусского и Кировского районов,
  • поискового отряда «Обелиск»,

а также

  • военные Бобруйского гарнизона,
  • учащиеся Ленинского ВПК «д/сад-СШ»,
  • духовенство,
  • члены детского о объединения «Краеведы-поисковики» Центра туризма, краеведения и экскурсий детей и молодёжи г. Бобруйска,
  • местные жители.

Всего свыше 50-ти человек.

segodnya-v-bobruiskom-raione-perezakhoronili-ostanki-neizvestnykh-soldat-3

segodnya-v-bobruiskom-raione-perezakhoronili-ostanki-neizvestnykh-soldat-4

segodnya-v-bobruiskom-raione-perezakhoronili-ostanki-neizvestnykh-soldat-5

segodnya-v-bobruiskom-raione-perezakhoronili-ostanki-neizvestnykh-soldat-5

Фото: Трыбуна працы

Читать дальше