Скоро в школу. Как «включить» ребёнка после лета

Простые правила адаптации ребёнка и родителя к школьной жизни после отдыха, лагеря и летнего безделья.

Пишу по уже приходящим запросам и для того, чтобы напомнить себе – маме старшеклассника.

1.    Режим дня

Сейчас, за три недели до 1 сентября, самое время постепенно возвращаться в «школьный» режим дня. Резкий переход от состояния покоя к рабочему режиму – и для детей, и для взрослых – стресс. Можно уже сейчас постепенно просыпаться утром и укладываться спать вечером чуть раньше.

2.    Летний откат в знаниях

Нашему мозгу нужны тренировки. За летние месяцы происходит «откат в знаниях» в среднем ко второй четверти предыдущего года обучения. И именно поэтому первые несколько месяцев учебного года учителя занимаются с детьми повторением.

Домашнее задание на каникулы часто и даётся для того, чтобы ребёнок оставался «в процессе» обучения. Здорово, если летом школьник в свободном отпускном режиме системно учился (например, иностранным языкам).

За три недели до школы можно в спокойном темпе, без давления и принуждения, пролистать тетради и, возможно, справочники за предыдущий год. Или скачать из интернета программу обучения и хотя бы просто просмотреть темы.

3.    Пора начать

Если во время учебного года планируется, что ребёнок будет ходить на кружки и секции, лучше начать заниматься уже в августе.

4.    О дефиците цинка

Первые учебные месяцы (особенно в новой школе, в новом классе) – это стресс. Система образования меняется, но пока многим детям ходить в школу страшно.

А жизнь подростков (так уж физиологически сложилось) – это всегда стресс. Когда человек находится в состоянии хронического стресса, его мозг испытывает дефицит цинка. Цинк влияет на работу гиппокампа, который помогает нам и нашим детям обрабатывать и запоминать большие объёмы информации.

Уже сейчас пора использовать то, во что вы верите – кушать продукты, содержащие цинк, если вы верите в витамины или биодобавки – использовать их.

Иногда ребёнку важна не оценка и «мотивирование», а помощь.

5.    Снижаем тревогу

Для интровертных, застенчивых детей, которые к тому же летние месяцы провели уединённо, возвращение в коллектив – нагрузка и возможный источник напряжения.

Можно предложить в какой-нибудь оставшийся до 1 сентября день встретиться всем классом и пойти в кино или на пикник. Это поможет снизить тревогу и проявить те грани, которые детям сложно проявить в школе.

skoro-v-shkolu-kak-vklyuchit-rebyonka-posle-leta-1

6.    Пройтись по школе

До первого сентября важно прийти в школу, походить по коридорам, посмотреть на новый (или вспомнить старый) кабинет.

Если ребёнок приносит в класс какую-то свою вещь – книгу в библиотеку, вазон, плакат, фотографию – он будто ставит отпечаток «я тут есть». Это облегчает адаптацию и привыкание к классу. Здорово, если в классе делается общая «газета» с фотографиями всех учеников.

7.    Радостный фотоколлаж

Для тех, кто склонен фокусировать внимание на негативе, у кого «ничего хорошего нет и не будет», кто склонен не замечать ресурсных событий и радостей – сделать коллаж из фотографий (даже сфотографированных на камеру мобильного телефона) из самых радостных моментов лета.

Записать всё самое знаменательное в «журнале воспоминаний», благодарностей, успехов (здорово ввести это в практику).

8.    Весёлая акклиматизация

Иногда, когда ребёнок приезжает из лагеря, у нас возникает ощущение, что он «не вернулся». Иногда и нам, взрослым, важно осознанно «ставить точку» в разных процессах. Так легче совершать «переход» в другие действия и психологически «акклиматизироваться».

Можно, например, отпраздновать возвращение из лагеря, из отпуска, отпраздновать завершение каникул. Встретить даже взрослого ребёнка из лагеря или после любого отсутствия сюрпризом: шариком, подарком, рукодельным плакатом, тортом.

 

9.    Он вернулся из лагеря и изменился

Нам важно дать себе возможность привыкнуть к изменившемуся за лето ребёнку. Жизнь его постоянно обогащается новыми отношениями, новыми ролями, новыми знаниями, словами и «системами». Фокус его внимания будет смещаться на других взрослых и детей.

Наша роль рядом с ребёнком с одной стороны неизменна, с другой – тоже своими гранями трансформируется. Нам важно стараться не тревожиться и «силой» не возвращать свою власть и авторитетность.

10. Ребенок влюбился

Влюбленность ребёнка – всегда новый уровень взаимоотношений с родителями. Важно относиться с уважением к чувствам малыша или подростка. Важно сохранять тайны, если с нами делятся. Важно не вторгаться в личное пространство, если от нас его оберегают.

  • Часто «чувствующий», переживающий влюбленность ребёнок перестает быть «думающим».
  • Не все взрослые умеют справляться с «нагрузкой чувств».
  • Нашим детям важно пройти свой первый опыт любви, очарований и разочарований. (И да, успеваемость в это время падает).

11.Покупка важных и полезных вещей в школу

  • У ребёнка в жизни очень мало возможности выбора. При финансовой возможности важно, чтобы он смог выбрать хотя бы дизайн обложек и дневников и модель ручек.
  • Важно помнить, что в магазине выбор из многих товаров ребёнка пугает (иногда у детей случаются истерики, когда им предлагают выбрать всё, что они хотят).
  • Ребёнок находится в двойственном состоянии. С одной стороны, новый класс школы – это повышение статуса. С другой – может проявиться страх этого нового, страх взросления. Здорово, если, помимо рациональных и обязательных покупок, при желании ребенка вы купите что-то со взрослой точки зрения «детское».

Школьная форма как психологический элемент для многих детей важна. Она при несформированном внутреннем стержне даёт опору на внешний. (Внешний «костыль» – правила – кодекс, режим дня, расписание звонков, форма). Школьная форма должна была бы вызывать гордость от принадлежности к мы – классу, гимназии, школе. Она должна быть современной, красивой, удобной. О школьной форме, о том, что нужно и можно учесть, очень профессионально говорит и пишет Евгения Григорьева.

skoro-v-shkolu-kak-vklyuchit-rebyonka-posle-leta-2

Важно

  1. Чтобы родители не были продолжением школы. У ребёнка должна быть безопасное пространство, нужна наша поддержка. Наше доверие его судьбе и вера в его потенциал.
  2. Чтобы родители не жертвовали собой ради успешности и реализации детей. Если мы вкладываем в них «энергию жертвенности» – мы вкладываем больше ожиданий в результат, наделяя ребёнка иногда непереносимой для него ответственностью, мы излишне напряжены. Там, где есть жертвенность – меньше радости. Иногда я предлагаю родителям посмотреть на слово воспитание - вос-питание – чем мы питаем ребёнка? Чем питаем – тем он и наполняется. И иногда «не переваривает».
  3. Мы все учимся, в том числе и благодаря зеркальной системе, функционирующей в нашем мозгу. Может ли «зеркалить» ребёнок у нас, то, что мы от него требуем? Обучения, ответственности, заботы о себе, уважения, благодарности. Ребёнку важно видеть нас учащихся, делающих зарядку, выполняющих свои «домашние задания», конструктивно реагирующих на критику, умеющих конфронтировать.
  4. Важно не переносить свои ощущения и опыт прошлого учебного года на будущий. Ребёнок развивается и меняется. Какие-то предметы, задачи ему будут даваться легче, какие-то сложнее. Важно стараться не формировать «образ школьной жизни: сам этот образ, наши ожидания могут стать «самореализующимся пророчеством» – программой для школьника.
  5. Очень часто ребёнок хочет, но не может или прикладывает чрезмерные усилия, чтобы овладеть каким-то навыком. Иногда эти сложности вызваны особенностями работы или несинхронностью в работе различных частей мозга. Иногда ребёнку важна не оценка и «мотивирование», а помощь. Сейчас всё более популярна нейропсихология, кинезиология с простыми практиками и упражнениями, стимулирующими работу мозга.
  6. Мы же помним, что школьные оценки очень субъективны и не отражают реальных знаний ребёнка»
  7. Много раз писала о том, что система образования заточена на измерение и «прокачивание» IQ. Упрощенно – словесно-логического интеллекта. В наших силах стать «агентами» изменений в школе. Возможно, вы сами сможете приходить в школу и вести там семинары для детей, проводить практикумы, приглашать их к себе на работу.
  8. Школа – это только часть жизни. Важная. Но «за» ней ребёнка должна ждать наполненная и радостная жизнь. Со свободным временем, общением и вдохновением.

Наши дети больше и мудрее любых систем. Система образования постепенно меняется. И, надеюсь, скоро нас будет ждать много открытий.

Доброго взросления!

1

Светлана Ройз, детский семейный психолог

Фото: unsplash.com

Поделиться

Читайте также

Государственный балет на льду Санкт-Петербурга, основанный в 1967 году выдающимся русским хореографом Константином Боярским, является продолжателем традиций санкт-петербургской школы русского классического балета.

Это единственный в мире классический балет на льду, который соединил традиции школы русского классического балета и фигурного катания, и который стоит в одном ряду со знаменитыми труппами Большого театра (Москва) и Мариинского театра (Санкт-Петербург).

С 1980 года балетом руководит его главный балетмейстер, заслуженный артист России, бывший солист всемирно известного Мариинского театра Константин Рассадин. Музыкальный руководитель – Заслуженный деятель России Лео Корхин, известный дирижер, дирижирующий целым рядом оркестров, включая прославленный симфонический академический оркестр Санкт-Петербургской филармонии имени Д. Шостаковича.

Чарующая музыка, прекрасная хореография и фигурное катание – все это позволило балету на многие десятилетия стать общепризнанным шедевром мирового искусства.

А нам позволяет сказать – что это зрелище для всей семьи. Ещё не было ни одного человека, которому бы это не понравилось.

У вас есть удивительный шанс прикоснуться к великому искусству.

30 января 2020 года

в 19.00

в «Бобруйск-Арене»

Цена билетов – 15 руб., 20 руб., 30 руб., 40 руб.

Видео Игорь Климович

По материалам сайта Бобруйск-Арены

Читать дальше

С 1 сентября по 1 ноября 2019 года на базе духовно-просветительского центра Георгиевского храма г. Бобруйска прошел епархиальный этап XV Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира». В этом году на суд жюри конкурса было представлено 176 творческих работ из учреждений дошкольного, общего среднего и дополнительного образования Бобруйска, Бобруйского района, Быхова, Кировска, Осиповичей.

В состав жюри конкурса, которое возглавил епископ Бобруйский и Быховский Серафим, вошли:

  • протоиерей Геннадий Вейго, настоятель прихода Георгиевского храма г. Бобруйска;
  • Привалова С. В., директор Бобруйского художественного музея;
  • Концуб А. А., член Белорусского союза художников;
  • Шаповалова В. М., преподаватель детской школы изобразительных искусств имени В.А. Доморада г. Бобруйска;
  • Пригодская Е. В., учитель ИЗО средней школы №19 г. Бобруйска, руководитель городского методического объединения учителей ИЗО.

Победителями епархиального этапа конкурса стали 15 работ. Они и представят Бобруйскую епархию на заключительном этапе конкурса в Москве.

Фотогалерея рисунков участников конкурса

Победители епархиального этапа конкурса в г. Бобруйске:

1-ая возрастная группа (до 8 лет):

  • Конойко Любовь (7 лет), гимназия №3 г. Бобруйска;
  • Минаева Елизавета (8 лет), детская школа изобразительных искусств имени В. А. Доморада г. Бобруйска;
  • Стельмашук Мария (8 лет), гимназия №3 г. Бобруйска;
  • Кутенкова Полина (7 лет), детская школа искусств г. Кировска;
  • Ивлева Ангелина (8 лет), детская школа художественных ремесел и искусств г. Быхова;
  • Семченко Мелания (8 лет), детская школа художественных ремесел и искусств г. Быхова.

2-я возрастная группа (9 — 12 лет):

  • Реутский Глеб (9 лет), центр творчества детей и молодежи г. Бобруйска;
  • Югай Полина (12 лет), центр творчества детей и молодежи г. Бобруйска;
  • Тиханкова Ирина (11 лет), гдетская школа художественных ремесел и искусств г. Быхова;
  • Короткевич Александра (10 лет), детская школа изобразительных искусств имени В. А. Доморада г. Бобруйска;
  • Курильчик Виктория (9 лет), Бобруйская районная детская школа искусств.

3-я возрастная группа (13-17 лет):

  • Жачкина Екатерина (15 лет), Бобруйская районная детская школа искусств;
  • Попиша Юлия (16 лет), центр дополнительного образования детей и молодежи «Росквит» г. Бобруйска;
  • Ковалева Дарья (13 лет), детская школа художественных ремесел и искусств г. Быхова;
  • Дроздова Анастасия (14 лет), детская школа художественных ремесел и искусств г. Быхова.

 krasotu-bozhego-mira-pokazyvayut-deti-v-bobruiskoi-eparkhii-1

 krasotu-bozhego-mira-pokazyvayut-deti-v-bobruiskoi-eparkhii-2

krasotu-bozhego-mira-pokazyvayut-deti-v-bobruiskoi-eparkhii-3

krasotu-bozhego-mira-pokazyvayut-deti-v-bobruiskoi-eparkhii-4

krasotu-bozhego-mira-pokazyvayut-deti-v-bobruiskoi-eparkhii-5

 krasotu-bozhego-mira-pokazyvayut-deti-v-bobruiskoi-eparkhii-6

krasotu-bozhego-mira-pokazyvayut-deti-v-bobruiskoi-eparkhii-7

krasotu-bozhego-mira-pokazyvayut-deti-v-bobruiskoi-eparkhii-8

krasotu-bozhego-mira-pokazyvayut-deti-v-bobruiskoi-eparkhii-9

krasotu-bozhego-mira-pokazyvayut-deti-v-bobruiskoi-eparkhii-10

krasotu-bozhego-mira-pokazyvayut-deti-v-bobruiskoi-eparkhii-11

krasotu-bozhego-mira-pokazyvayut-deti-v-bobruiskoi-eparkhii-12

krasotu-bozhego-mira-pokazyvayut-deti-v-bobruiskoi-eparkhii-13

krasotu-bozhego-mira-pokazyvayut-deti-v-bobruiskoi-eparkhii-14

 krasotu-bozhego-mira-pokazyvayut-deti-v-bobruiskoi-eparkhii-15

По материалам Бобруйской епархии

Читать дальше

В субботу, 23 ноября, бобруйчан и гостей города ждет незабываемый и яркий праздник.

Поводом собраться вместе и повеселиться от всей души стал юбилейный день рождения фирменного магазина кондитерской фабрики «Красный пищевик» на улице Социалистической. 

Бобруйчан и гостей города ожидают:

  • три часа музыки и танцев,
  • беспроигрышная лотерея,
  • возможность записать веселое видео в мобильной фотокабине,
  • ростовые куклы,
  • выступление творческого коллектива сладкого предприятия,
  • возможность сфотографироваться у ретро-автомобиля,
  • дегустация сладостей фабрики, в том числе жевательного мармелада «Verry Berry», который совсем недавно появился в продаже.

23 ноября

в 12.00

по адресу: улица Социалистическая, 94.

Праздник продлится до 15.00.

«Красный пищевик»

Читать дальше