Скоро в школу. Как «включить» ребёнка после лета

Простые правила адаптации ребёнка и родителя к школьной жизни после отдыха, лагеря и летнего безделья.

Пишу по уже приходящим запросам и для того, чтобы напомнить себе – маме старшеклассника.

1.    Режим дня

Сейчас, за три недели до 1 сентября, самое время постепенно возвращаться в «школьный» режим дня. Резкий переход от состояния покоя к рабочему режиму – и для детей, и для взрослых – стресс. Можно уже сейчас постепенно просыпаться утром и укладываться спать вечером чуть раньше.

2.    Летний откат в знаниях

Нашему мозгу нужны тренировки. За летние месяцы происходит «откат в знаниях» в среднем ко второй четверти предыдущего года обучения. И именно поэтому первые несколько месяцев учебного года учителя занимаются с детьми повторением.

Домашнее задание на каникулы часто и даётся для того, чтобы ребёнок оставался «в процессе» обучения. Здорово, если летом школьник в свободном отпускном режиме системно учился (например, иностранным языкам).

За три недели до школы можно в спокойном темпе, без давления и принуждения, пролистать тетради и, возможно, справочники за предыдущий год. Или скачать из интернета программу обучения и хотя бы просто просмотреть темы.

3.    Пора начать

Если во время учебного года планируется, что ребёнок будет ходить на кружки и секции, лучше начать заниматься уже в августе.

4.    О дефиците цинка

Первые учебные месяцы (особенно в новой школе, в новом классе) – это стресс. Система образования меняется, но пока многим детям ходить в школу страшно.

А жизнь подростков (так уж физиологически сложилось) – это всегда стресс. Когда человек находится в состоянии хронического стресса, его мозг испытывает дефицит цинка. Цинк влияет на работу гиппокампа, который помогает нам и нашим детям обрабатывать и запоминать большие объёмы информации.

Уже сейчас пора использовать то, во что вы верите – кушать продукты, содержащие цинк, если вы верите в витамины или биодобавки – использовать их.

Иногда ребёнку важна не оценка и «мотивирование», а помощь.

5.    Снижаем тревогу

Для интровертных, застенчивых детей, которые к тому же летние месяцы провели уединённо, возвращение в коллектив – нагрузка и возможный источник напряжения.

Можно предложить в какой-нибудь оставшийся до 1 сентября день встретиться всем классом и пойти в кино или на пикник. Это поможет снизить тревогу и проявить те грани, которые детям сложно проявить в школе.

skoro-v-shkolu-kak-vklyuchit-rebyonka-posle-leta-1

6.    Пройтись по школе

До первого сентября важно прийти в школу, походить по коридорам, посмотреть на новый (или вспомнить старый) кабинет.

Если ребёнок приносит в класс какую-то свою вещь – книгу в библиотеку, вазон, плакат, фотографию – он будто ставит отпечаток «я тут есть». Это облегчает адаптацию и привыкание к классу. Здорово, если в классе делается общая «газета» с фотографиями всех учеников.

7.    Радостный фотоколлаж

Для тех, кто склонен фокусировать внимание на негативе, у кого «ничего хорошего нет и не будет», кто склонен не замечать ресурсных событий и радостей – сделать коллаж из фотографий (даже сфотографированных на камеру мобильного телефона) из самых радостных моментов лета.

Записать всё самое знаменательное в «журнале воспоминаний», благодарностей, успехов (здорово ввести это в практику).

8.    Весёлая акклиматизация

Иногда, когда ребёнок приезжает из лагеря, у нас возникает ощущение, что он «не вернулся». Иногда и нам, взрослым, важно осознанно «ставить точку» в разных процессах. Так легче совершать «переход» в другие действия и психологически «акклиматизироваться».

Можно, например, отпраздновать возвращение из лагеря, из отпуска, отпраздновать завершение каникул. Встретить даже взрослого ребёнка из лагеря или после любого отсутствия сюрпризом: шариком, подарком, рукодельным плакатом, тортом.

 

9.    Он вернулся из лагеря и изменился

Нам важно дать себе возможность привыкнуть к изменившемуся за лето ребёнку. Жизнь его постоянно обогащается новыми отношениями, новыми ролями, новыми знаниями, словами и «системами». Фокус его внимания будет смещаться на других взрослых и детей.

Наша роль рядом с ребёнком с одной стороны неизменна, с другой – тоже своими гранями трансформируется. Нам важно стараться не тревожиться и «силой» не возвращать свою власть и авторитетность.

10. Ребенок влюбился

Влюбленность ребёнка – всегда новый уровень взаимоотношений с родителями. Важно относиться с уважением к чувствам малыша или подростка. Важно сохранять тайны, если с нами делятся. Важно не вторгаться в личное пространство, если от нас его оберегают.

  • Часто «чувствующий», переживающий влюбленность ребёнок перестает быть «думающим».
  • Не все взрослые умеют справляться с «нагрузкой чувств».
  • Нашим детям важно пройти свой первый опыт любви, очарований и разочарований. (И да, успеваемость в это время падает).

11.Покупка важных и полезных вещей в школу

  • У ребёнка в жизни очень мало возможности выбора. При финансовой возможности важно, чтобы он смог выбрать хотя бы дизайн обложек и дневников и модель ручек.
  • Важно помнить, что в магазине выбор из многих товаров ребёнка пугает (иногда у детей случаются истерики, когда им предлагают выбрать всё, что они хотят).
  • Ребёнок находится в двойственном состоянии. С одной стороны, новый класс школы – это повышение статуса. С другой – может проявиться страх этого нового, страх взросления. Здорово, если, помимо рациональных и обязательных покупок, при желании ребенка вы купите что-то со взрослой точки зрения «детское».

Школьная форма как психологический элемент для многих детей важна. Она при несформированном внутреннем стержне даёт опору на внешний. (Внешний «костыль» – правила – кодекс, режим дня, расписание звонков, форма). Школьная форма должна была бы вызывать гордость от принадлежности к мы – классу, гимназии, школе. Она должна быть современной, красивой, удобной. О школьной форме, о том, что нужно и можно учесть, очень профессионально говорит и пишет Евгения Григорьева.

skoro-v-shkolu-kak-vklyuchit-rebyonka-posle-leta-2

Важно

  1. Чтобы родители не были продолжением школы. У ребёнка должна быть безопасное пространство, нужна наша поддержка. Наше доверие его судьбе и вера в его потенциал.
  2. Чтобы родители не жертвовали собой ради успешности и реализации детей. Если мы вкладываем в них «энергию жертвенности» – мы вкладываем больше ожиданий в результат, наделяя ребёнка иногда непереносимой для него ответственностью, мы излишне напряжены. Там, где есть жертвенность – меньше радости. Иногда я предлагаю родителям посмотреть на слово воспитание - вос-питание – чем мы питаем ребёнка? Чем питаем – тем он и наполняется. И иногда «не переваривает».
  3. Мы все учимся, в том числе и благодаря зеркальной системе, функционирующей в нашем мозгу. Может ли «зеркалить» ребёнок у нас, то, что мы от него требуем? Обучения, ответственности, заботы о себе, уважения, благодарности. Ребёнку важно видеть нас учащихся, делающих зарядку, выполняющих свои «домашние задания», конструктивно реагирующих на критику, умеющих конфронтировать.
  4. Важно не переносить свои ощущения и опыт прошлого учебного года на будущий. Ребёнок развивается и меняется. Какие-то предметы, задачи ему будут даваться легче, какие-то сложнее. Важно стараться не формировать «образ школьной жизни: сам этот образ, наши ожидания могут стать «самореализующимся пророчеством» – программой для школьника.
  5. Очень часто ребёнок хочет, но не может или прикладывает чрезмерные усилия, чтобы овладеть каким-то навыком. Иногда эти сложности вызваны особенностями работы или несинхронностью в работе различных частей мозга. Иногда ребёнку важна не оценка и «мотивирование», а помощь. Сейчас всё более популярна нейропсихология, кинезиология с простыми практиками и упражнениями, стимулирующими работу мозга.
  6. Мы же помним, что школьные оценки очень субъективны и не отражают реальных знаний ребёнка»
  7. Много раз писала о том, что система образования заточена на измерение и «прокачивание» IQ. Упрощенно – словесно-логического интеллекта. В наших силах стать «агентами» изменений в школе. Возможно, вы сами сможете приходить в школу и вести там семинары для детей, проводить практикумы, приглашать их к себе на работу.
  8. Школа – это только часть жизни. Важная. Но «за» ней ребёнка должна ждать наполненная и радостная жизнь. Со свободным временем, общением и вдохновением.

Наши дети больше и мудрее любых систем. Система образования постепенно меняется. И, надеюсь, скоро нас будет ждать много открытий.

Доброго взросления!

1

Светлана Ройз, детский семейный психолог

Фото: unsplash.com

Поделиться

Читайте также

5 февраля 2021 года (пятница) в 17.30 в филиале фитнес-клуба «Ева» по ул. Чонгарская пройдёт полезная и интересная встреча с врачом общей практики Ольгой Рядченко.

Участие бесплатно.

Участников встречи ждут:

  1. Лекция «Какие анализы и для чего необходимо сдавать, если вам за 50».
  2. Как правильно лечиться при вирусных заболеваниях.
  3. Восстановление после Covid.
  4. Чаепитие с рубрикой «Вопрос-ответ».
  5. Розыгрыш призов.

Предварительная запись по телефону 233 (с мобильного) обязательна.

 

Читать дальше

ОО «Белорусская ассоциация социальных работников» с 2013 года реализует социальный проект «Минский университет третьего возраста» (УТВ). За время работы обучение на бесплатных курсах прошли несколько тысяч минчан старше 60 лет. В списках слушателей каждый год были пенсионеры, которые приезжали на занятия из других городов, также поступали запросы на дистанционное обучение.

В 2021 году благодаря поддержке генерального партнера проекта «Минский университет третьего возраста» — компании JTI пожелания старшего поколения исполнятся. ОО «Белорусская ассоциация социальных работников» запустила онлайн-университет третьего возраста. Главное преимущество нового проекта — возможность учиться из любого уголка Беларуси. Доступ к занятиям бесплатный.

«Для нас как для генерального партнёра Университета третьего возраста поддержка этой инициативы имеет особое значение, поскольку способствует достижению сразу нескольких целей по позитивному социальному воздействию. Запуск онлайн-университета существенно расширяет доступ к обучению для пожилых, к чему наша компания стремится во всех своих социальных программах, и при этом люди старшего поколения получают дополнительные навыки максимально безопасно с учётом эпидемиологической обстановки», — подчеркнул руководитель компании Максим Лобачёв.

Онлайн-университет третьего возраста представляет собой специальную платформу, где будут собраны десятки видеокурсов. Часть курсов для удобства изучения разбита на небольшие фрагменты, по завершении каждого из которых предусмотрен контроль пройденного материала в виде небольшого теста. Есть лекции, которые можно прочесть или посмотреть в записи, например, «Как открыть своё дело на пенсии», «Мировая художественная культура».

В настоящее время платформа работает в тестовом режиме.

Организаторы онлайн-университета приглашают волонтёров-преподавателей для проведения занятий, а также партнёров, которые хотят поделиться полезной информацией со старшим поколением и находятся в поиске дополнительной площадки для размещения своих лекций, вебинаров, статей. Отправить заявку на сотрудничество можно на электронный адрес pr@basw-ngo.by

 

aif.by

Читать дальше

Традиционный областной смотр-конкурс любительских театральных коллективов «В ладонях моей Беларуси» пройдёт в феврале-марте в Могилёвской области. В нём примут участие различные любительские театральные коллективы учреждений культуры региона:

  • театры-студии,
  • театры миниатюр,
  • другие формы коллективов, работающих в жанре театрального искусства.

Для участия в смотре конкурса было подано около 30 заявок.

Обзор-конкурс будет проводиться в два этапа:

  • 1-й этап – зональные виды,
  • 2-й этап – финал смотра конкурса.

Первый зональный просмотр состоится 8 февраля. Традиционно его примет город Бобруйск, а именно Дворец искусств. Участниками первого зонального показа станут любительские театральные коллективы из Бобруйска, Кличева, Глусского, Осиповичского, Бобруйского и Кировского районов.

zonalnyi-prosmotr-konkursa-v-ladonyakh-moei-belarusi-primet-8-fevralya-bobruisk

 

 

Заключительный этап состоится в третьей декаде марта в областном методическом центре народного творчества и культурно-просветительской работы. Зрителям будут представлены лучшие спектакли театральных коллективов, победители трёх зональных этапов.

Жюри определит победителей в 5 номинациях:

  1. «Лучшая мужская роль».
  2. «Лучшая женская роль».
  3. «Лучшая игра для детей».
  4. «Лучший актерский ансамбль».
  5. «Лучшая режиссёрская постановка».

Читайте также: В Бобруйске выступили любительские театральные коллективы

Областной смотр-конкурс любительских театральных коллективов «В ладонях моей Беларуси» проводится каждые два года с 2011 года. Цель этого форума – сохранение и развитие театральных традиций Поднепровья, активизация деятельности любительского театрального искусства, выявление новых творческих коллективов.

1

Читать дальше