Простые правила адаптации ребёнка и родителя к школьной жизни после отдыха, лагеря и летнего безделья.
Пишу по уже приходящим запросам и для того, чтобы напомнить себе – маме старшеклассника.
Сейчас, за три недели до 1 сентября, самое время постепенно возвращаться в «школьный» режим дня. Резкий переход от состояния покоя к рабочему режиму – и для детей, и для взрослых – стресс. Можно уже сейчас постепенно просыпаться утром и укладываться спать вечером чуть раньше.
Нашему мозгу нужны тренировки. За летние месяцы происходит «откат в знаниях» в среднем ко второй четверти предыдущего года обучения. И именно поэтому первые несколько месяцев учебного года учителя занимаются с детьми повторением.
Домашнее задание на каникулы часто и даётся для того, чтобы ребёнок оставался «в процессе» обучения. Здорово, если летом школьник в свободном отпускном режиме системно учился (например, иностранным языкам).
За три недели до школы можно в спокойном темпе, без давления и принуждения, пролистать тетради и, возможно, справочники за предыдущий год. Или скачать из интернета программу обучения и хотя бы просто просмотреть темы.
Читайте также: Зачем ходить с детьми в театр
Если во время учебного года планируется, что ребёнок будет ходить на кружки и секции, лучше начать заниматься уже в августе.
Первые учебные месяцы (особенно в новой школе, в новом классе) – это стресс. Система образования меняется, но пока многим детям ходить в школу страшно.
А жизнь подростков (так уж физиологически сложилось) – это всегда стресс. Когда человек находится в состоянии хронического стресса, его мозг испытывает дефицит цинка. Цинк влияет на работу гиппокампа, который помогает нам и нашим детям обрабатывать и запоминать большие объёмы информации.
Уже сейчас пора использовать то, во что вы верите – кушать продукты, содержащие цинк, если вы верите в витамины или биодобавки – использовать их.
Иногда ребёнку важна не оценка и «мотивирование», а помощь.
Для интровертных, застенчивых детей, которые к тому же летние месяцы провели уединённо, возвращение в коллектив – нагрузка и возможный источник напряжения.
Можно предложить в какой-нибудь оставшийся до 1 сентября день встретиться всем классом и пойти в кино или на пикник. Это поможет снизить тревогу и проявить те грани, которые детям сложно проявить в школе.
До первого сентября важно прийти в школу, походить по коридорам, посмотреть на новый (или вспомнить старый) кабинет.
Если ребёнок приносит в класс какую-то свою вещь – книгу в библиотеку, вазон, плакат, фотографию – он будто ставит отпечаток «я тут есть». Это облегчает адаптацию и привыкание к классу. Здорово, если в классе делается общая «газета» с фотографиями всех учеников.
Для тех, кто склонен фокусировать внимание на негативе, у кого «ничего хорошего нет и не будет», кто склонен не замечать ресурсных событий и радостей – сделать коллаж из фотографий (даже сфотографированных на камеру мобильного телефона) из самых радостных моментов лета.
Записать всё самое знаменательное в «журнале воспоминаний», благодарностей, успехов (здорово ввести это в практику).
Читайте также: Собираемся в школу: безопасный и удобный выбор
Иногда, когда ребёнок приезжает из лагеря, у нас возникает ощущение, что он «не вернулся». Иногда и нам, взрослым, важно осознанно «ставить точку» в разных процессах. Так легче совершать «переход» в другие действия и психологически «акклиматизироваться».
Можно, например, отпраздновать возвращение из лагеря, из отпуска, отпраздновать завершение каникул. Встретить даже взрослого ребёнка из лагеря или после любого отсутствия сюрпризом: шариком, подарком, рукодельным плакатом, тортом.
Нам важно дать себе возможность привыкнуть к изменившемуся за лето ребёнку. Жизнь его постоянно обогащается новыми отношениями, новыми ролями, новыми знаниями, словами и «системами». Фокус его внимания будет смещаться на других взрослых и детей.
Наша роль рядом с ребёнком с одной стороны неизменна, с другой – тоже своими гранями трансформируется. Нам важно стараться не тревожиться и «силой» не возвращать свою власть и авторитетность.
1
Влюбленность ребёнка – всегда новый уровень взаимоотношений с родителями. Важно относиться с уважением к чувствам малыша или подростка. Важно сохранять тайны, если с нами делятся. Важно не вторгаться в личное пространство, если от нас его оберегают.
Школьная форма как психологический элемент для многих детей важна. Она при несформированном внутреннем стержне даёт опору на внешний. (Внешний «костыль» – правила – кодекс, режим дня, расписание звонков, форма). Школьная форма должна была бы вызывать гордость от принадлежности к мы – классу, гимназии, школе. Она должна быть современной, красивой, удобной. О школьной форме, о том, что нужно и можно учесть, очень профессионально говорит и пишет Евгения Григорьева.
Читайте также: Учёные объяснили, почему письмо от руки делает детей умнее
Наши дети больше и мудрее любых систем. Система образования постепенно меняется. И, надеюсь, скоро нас будет ждать много открытий.
Доброго взросления!
Светлана Ройз, детский семейный психолог
Фото: unsplash.com
Нил до сих пор таит в себе много загадок. Одной из них стали обнаруженные в начала XXI столетия руины древнего города Тониса.
Помимо остатков города в виде полуразрушенных храмовых колонн и молельного дома греков, учёные нашли и фрагмент судна. Это часть 13-тиметровой лодки, которую нашли раньше. Молельный дом Гераклиона (так называли этот город греки) был погребён на метр под морским дном.
При помощи специального аппарата исследователи просканировали дно Нила. Часть лодки, древнеегипетский затонувший город Тонис – и золотые украшения с бронзовыми и золотыми монетами. Между прочим, монеты с борта корабля учёные относят ко времени сатрапа Птолемея, правившего Египтом и основавшего династию.
Находки специалисты датируют 283–246 годами до н. э. А вот найденные изделия из керамики и другие предметы они относят к III–IV столетиям уже нашей эры.
Группа учёных работала и в западной части дельты реки, где исследовала в пригороде Александрии древний Канопус. В этом городе исследователи изучали находки времён Птолемея и Византийской империи: монеты, порт, постройки, украшения.
За последние несколько лет число случаев заболевания корью в Германии утроилось, причём в одном только 2017 году погибло почти 1000 человек, а один ребёнок умер, пишет Jpost.
Германия объявила, что после того как в 2017 году число случаев заражения корью утроилось, родители, которые не вакцинируют своих детей вакциной против кори, начиная со следующего года, будут оштрафованы на 2500 евро.
Принятый закон сделает вакцинацию обязательной во всех школах и детских садах из-за опасений по поводу роста числа инфекций. Домашнее обучение в Германии запрещено, поэтому школьное обучение и вакцинация в нём обязательны.
Положение о вакцинации также будет действовать в отношении работников образования в порядке штрафа.
Министр здравоохранения Германии Йенс Спан сказал: «Мы хотим спасти как можно больше детей от инфекции кори. Корь чрезвычайно заразна и может принять очень неприятный, иногда смертельно опасный ход».
Читайте также: В Израиле обнаружено место рождения библейского великана Голиафа
1
С 22 по 29 июля 2019 года в Бобруйском роддоме родилось 45 детей.
Появились на свет 19 мальчиков и 27 девочек.
Поздравляем родителей и их близких с радостным событием!
По информации роддома