Скоро в школу. Как «включить» ребёнка после лета

Простые правила адаптации ребёнка и родителя к школьной жизни после отдыха, лагеря и летнего безделья.

Пишу по уже приходящим запросам и для того, чтобы напомнить себе – маме старшеклассника.

1. Режим дня

Сейчас, за три недели до 1 сентября, самое время постепенно возвращаться в «школьный» режим дня. Резкий переход от состояния покоя к рабочему режиму – и для детей, и для взрослых – стресс. Можно уже сейчас постепенно просыпаться утром и укладываться спать вечером чуть раньше.

2. Летний откат в знаниях

Нашему мозгу нужны тренировки. За летние месяцы происходит «откат в знаниях» в среднем ко второй четверти предыдущего года обучения. И именно поэтому первые несколько месяцев учебного года учителя занимаются с детьми повторением.

Домашнее задание на каникулы часто и даётся для того, чтобы ребёнок оставался «в процессе» обучения. Здорово, если летом школьник в свободном отпускном режиме системно учился (например, иностранным языкам).

За три недели до школы можно в спокойном темпе, без давления и принуждения, пролистать тетради и, возможно, справочники за предыдущий год. Или скачать из интернета программу обучения и хотя бы просто просмотреть темы.


Читайте также: Зачем ходить с детьми в театр


3. Пора начать

Если во время учебного года планируется, что ребёнок будет ходить на кружки и секции, лучше начать заниматься уже в августе.

4. О дефиците цинка

Первые учебные месяцы (особенно в новой школе, в новом классе) – это стресс. Система образования меняется, но пока многим детям ходить в школу страшно.

А жизнь подростков (так уж физиологически сложилось) – это всегда стресс. Когда человек находится в состоянии хронического стресса, его мозг испытывает дефицит цинка. Цинк влияет на работу гиппокампа, который помогает нам и нашим детям обрабатывать и запоминать большие объёмы информации.

Уже сейчас пора использовать то, во что вы верите – кушать продукты, содержащие цинк, если вы верите в витамины или биодобавки – использовать их.

Иногда ребёнку важна не оценка и «мотивирование», а помощь.

5. Снижаем тревогу

Для интровертных, застенчивых детей, которые к тому же летние месяцы провели уединённо, возвращение в коллектив – нагрузка и возможный источник напряжения.

Можно предложить в какой-нибудь оставшийся до 1 сентября день встретиться всем классом и пойти в кино или на пикник. Это поможет снизить тревогу и проявить те грани, которые детям сложно проявить в школе.

 

6. Пройтись по школе

До первого сентября важно прийти в школу, походить по коридорам, посмотреть на новый (или вспомнить старый) кабинет.

Если ребёнок приносит в класс какую-то свою вещь – книгу в библиотеку, вазон, плакат, фотографию – он будто ставит отпечаток «я тут есть». Это облегчает адаптацию и привыкание к классу. Здорово, если в классе делается общая «газета» с фотографиями всех учеников.

7. Радостный фотоколлаж

Для тех, кто склонен фокусировать внимание на негативе, у кого «ничего хорошего нет и не будет», кто склонен не замечать ресурсных событий и радостей – сделать коллаж из фотографий (даже сфотографированных на камеру мобильного телефона) из самых радостных моментов лета.

Записать всё самое знаменательное в «журнале воспоминаний», благодарностей, успехов (здорово ввести это в практику).


Читайте также: Собираемся в школу: безопасный и удобный выбор


8. Весёлая акклиматизация

Иногда, когда ребёнок приезжает из лагеря, у нас возникает ощущение, что он «не вернулся». Иногда и нам, взрослым, важно осознанно «ставить точку» в разных процессах. Так легче совершать «переход» в другие действия и психологически «акклиматизироваться».

Можно, например, отпраздновать возвращение из лагеря, из отпуска, отпраздновать завершение каникул. Встретить даже взрослого ребёнка из лагеря или после любого отсутствия сюрпризом: шариком, подарком, рукодельным плакатом, тортом.

9. Он вернулся из лагеря и изменился

Нам важно дать себе возможность привыкнуть к изменившемуся за лето ребёнку. Жизнь его постоянно обогащается новыми отношениями, новыми ролями, новыми знаниями, словами и «системами». Фокус его внимания будет смещаться на других взрослых и детей.

Наша роль рядом с ребёнком с одной стороны неизменна, с другой – тоже своими гранями трансформируется. Нам важно стараться не тревожиться и «силой» не возвращать свою власть и авторитетность.

1

10. Ребёнок влюбился

Влюбленность ребёнка – всегда новый уровень взаимоотношений с родителями. Важно относиться с уважением к чувствам малыша или подростка. Важно сохранять тайны, если с нами делятся. Важно не вторгаться в личное пространство, если от нас его оберегают.

  • Часто «чувствующий», переживающий влюбленность ребёнок перестает быть «думающим».
  • Не все взрослые умеют справляться с «нагрузкой чувств».
  • Нашим детям важно пройти свой первый опыт любви, очарований и разочарований. (И да, успеваемость в это время падает).

11. Покупка важных и полезных вещей в школу

  • У ребёнка в жизни очень мало возможности выбора. При финансовой возможности важно, чтобы он смог выбрать хотя бы дизайн обложек и дневников и модель ручек.
  • Важно помнить, что в магазине выбор из многих товаров ребёнка пугает (иногда у детей случаются истерики, когда им предлагают выбрать всё, что они хотят).
  • Ребёнок находится в двойственном состоянии. С одной стороны, новый класс школы – это повышение статуса. С другой – может проявиться страх этого нового, страх взросления. Здорово, если, помимо рациональных и обязательных покупок, при желании ребенка вы купите что-то со взрослой точки зрения «детское».

Школьная форма как психологический элемент для многих детей важна. Она при несформированном внутреннем стержне даёт опору на внешний. (Внешний «костыль» – правила – кодекс, режим дня, расписание звонков, форма). Школьная форма должна была бы вызывать гордость от принадлежности к мы – классу, гимназии, школе. Она должна быть современной, красивой, удобной. О школьной форме, о том, что нужно и можно учесть, очень профессионально говорит и пишет Евгения Григорьева.


Читайте также: Учёные объяснили, почему письмо от руки делает детей умнее


Важно

  1. Чтобы родители не были продолжением школы. У ребёнка должна быть безопасное пространство, нужна наша поддержка. Наше доверие его судьбе и вера в его потенциал.
  2. Чтобы родители не жертвовали собой ради успешности и реализации детей. Если мы вкладываем в них «энергию жертвенности» – мы вкладываем больше ожиданий в результат, наделяя ребёнка иногда непереносимой для него ответственностью, мы излишне напряжены. Там, где есть жертвенность – меньше радости. Иногда я предлагаю родителям посмотреть на слово воспитание - вос-питание – чем мы питаем ребёнка? Чем питаем – тем он и наполняется. И иногда «не переваривает».
  3. Мы все учимся, в том числе и благодаря зеркальной системе, функционирующей в нашем мозгу. Может ли «зеркалить» ребёнок у нас, то, что мы от него требуем? Обучения, ответственности, заботы о себе, уважения, благодарности. Ребёнку важно видеть нас учащихся, делающих зарядку, выполняющих свои «домашние задания», конструктивно реагирующих на критику, умеющих конфронтировать.
  4. Важно не переносить свои ощущения и опыт прошлого учебного года на будущий. Ребёнок развивается и меняется. Какие-то предметы, задачи ему будут даваться легче, какие-то сложнее. Важно стараться не формировать «образ школьной жизни: сам этот образ, наши ожидания могут стать «самореализующимся пророчеством» – программой для школьника.
  5. Очень часто ребёнок хочет, но не может или прикладывает чрезмерные усилия, чтобы овладеть каким-то навыком. Иногда эти сложности вызваны особенностями работы или несинхронностью в работе различных частей мозга. Иногда ребёнку важна не оценка и «мотивирование», а помощь. Сейчас всё более популярна нейропсихология, кинезиология с простыми практиками и упражнениями, стимулирующими работу мозга.
  6. Мы же помним, что школьные оценки очень субъективны и не отражают реальных знаний ребёнка»
  7. Много раз писала о том, что система образования заточена на измерение и «прокачивание» IQ. Упрощенно – словесно-логического интеллекта. В наших силах стать «агентами» изменений в школе. Возможно, вы сами сможете приходить в школу и вести там семинары для детей, проводить практикумы, приглашать их к себе на работу.
  8. Школа – это только часть жизни. Важная. Но «за» ней ребёнка должна ждать наполненная и радостная жизнь. Со свободным временем, общением и вдохновением.

Наши дети больше и мудрее любых систем. Система образования постепенно меняется. И, надеюсь, скоро нас будет ждать много открытий.

Доброго взросления!

Светлана Ройз, детский семейный психолог

Фото: unsplash.com

 

Поделиться

Читайте также

Приём-приём! Командно-интерактивная игра «Мозгобойня» на связи! Многим просто необходим вечер для того, чтобы передохнуть от груза мыслей, встретиться с друзьями и сокомандниками, немного перезагрузиться, вдоволь пообщаться и настроиться на позитивный лад.

30 мая 2021 года в 17.00 игра начнётся в кафе «Мята».

Захватите с собой маску и заходите в ней в бар. Если у вас её нет, мы обязательно «угостим» на входе!

Регистрация на игру на странице portal.mozgo.com.

1

Читать дальше

Председатель Бобруйского горисполкома 1 августа 2020 года в 7-м микрорайоне города на месте, где скоро начнут строить новую школу на 1020 мест, участвовал в церемонии закладки капсулы с посланием будущим бобруйчанам.

Тогда же мэр сообщил, что в планах переименование молодых районов Бобруйска – 5-го, 6-го и 7-го. А вот дать названия им Александр Студнев предложил самим горожанам.

Свои варианты бобруйчане могут присылать на bobruisk-sait@mogilev.by. Их  рассмотрят и на конкурсной основе отберут лучшие.


Читайте по теме: У молодых микрорайонов Бобруйска новые названия


1

Фото: Владимир Шейкин

Читать дальше

О том, что РУП «Белпочта» разработало мобильное приложение, которое позволит клиентам воспользоваться услугами в онлайн-режиме, сообщила пресс-служба предприятия.

Мобильное приложение даёт возможность пользователям отследить статусы отправления в онлайн-режиме. Для тех, кому необходимо отслеживать несколько почтовых отправлений, предусмотрена возможность сохранения списка штрих-кодов, что позволяет одним кликом получать данные по статусам каждого из отправлений.

Кроме того, с помощью приложения можно найти ближайшее отделение почтовой связи, узнать индекс нужного отделения, вызвать курьера.

Приложение «Белпочты» доступно для скачивания в App Store и Google Play.


Читайте также: Бобруйский школьник создал мобильное приложение для родителей


 

Читать дальше