Детская коляска: история длиной в столетия

Детская коляска была изобретена в 1700-х годах. До того времени младенцев выносили из дома редко. А если и делали это, то либо заворачивали в одежду (платок, подол, перевязь), либо малыша несли на руках (в богатой семье – нянька).

Об изобретателе

Первым изготовителем детских колясок считают ландшафтного дизайнера Уильяма Кента. В 1733 году он сконструировал и украсил первую коляску для детей Уильяма Кавендиша, третьего девонширского герцога. В семье было шестеро детей и вопрос их транспортировки, видимо, стоял перед отцом достаточно остро.

Коляски Кента стали востребованы в высших слоях общества, но они были очень дороги и представляли собой произведение дизайнерского искусства. Собственно, это были не коляски в нашем понимании, а небольшие детские повозки. Их возили за собой либо запрягали козу, собаку, овечку или пони.

detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya

 

detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya
Печать сделана Уильямом Остином. 1780.


Модель Кента пришлась по вкусу. Вскоре коляски распространились среди высших слоев Европы. В то время они представляли собой воистину произведение искусства. Средние и низшие сословия не могли позволить себе приобрести такую дорогую игрушку, и на протяжении ещё более ста лет коляска оставалась невероятной диковинкой.

detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya
detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya


Внешне первые детские коляски выглядели как колыбельки или креслица на колёсах, причем колёс часто было всего три. Дети перевозились сидя. Детскую коляску называли по-разному – рerambulator, baby buggy, baby carriage, pram, pushchair, stroller, go-cart, pusher, carriage, bassinet – и в этих названиях видна история её возникновения.

detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya


По-настоящему мода на коляски возникла в 1840 году с лёгкой руки королевы Виктории – любящей матери девятерых детей. Она пожелала самолично прогуливаться со своими детьми по королевскому парку.

detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya

detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya

detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya

Как и все коляски того времени, коляску королевы нельзя назвать действительно удобной. Она была чересчур высокая и неустойчивая. У коляски не было ручек, в связи с чем её нужно было тянуть за собой.

detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya


Викторианская плетеная коляска с зонтиком.


Вслед за королевской семьей колясками стали обзаводиться все состоятельные люди, сначала в Англии, а потом и по всему миру.

Прогресс не стоял на месте

К 1840-м годам пони сменились нянями, однако и они продолжали таскать эту тележку за собой.

detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya

 

detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya
Коляску возили за спиной.


Отсутствие необходимости заботиться о ребёнке стало признаком состоятельной и благополучной семьи, количество прислуги которой позволяет растить детей. Коляска в высшем сословии стала признаком огромного расстояния, разделявшего ребёнка и мать. Даже названия моделей того времени отражали их привилегированность: самыми популярными – «Герцогиня» и «Принцесса».

Революционный скачок произошел в 1853 году, когда Чарльз Бэртон запатентовал коляску с ручкой сзади. Это резко увеличило как управляемость детского экипажа, так и степень обзора для маленького пассажира.

В старинных колясках были специальные крепления для зонтиков, либо они прикреплялись на штангу.

Однако внешний вид, повторяющий очертания взрослых экипажей, полностью сохранился, а вместе с ним осталась и сама идея, что ребёнок должен в коляске сидеть. Это очень сужало сферу её применения: она подходила лишь для подросших детей. Что же касается малышей, то случаи их выпадения из «экипажа» были не редкостью.

detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya
Эдгар Дега. «Ребёнок с гувернанткой. Портрет Анри Вальпинсона в младенчестве». 1870.

detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya
Поль Гоген. «Сад на улице Карсель».


Лишь в последней трети XIX века коляска окончательно утратила черты сходства со взрослым экипажем и превратилась в люльку на колёсах. Однако даже эта метаморфоза не изменила отношения к коляске как к виду транспорта. В связи с тем, что она получила массовое распространение, полиция Лондона в 1873 году запретила возить её по тротуарам.

Усовершенствования

В конце 19 века в Великобритании появилась самая первая компания по производству колясок – Silver Cross. Она была основана в 1877 году и тогда же выпустила свои первые модели. С тех пор Silver Cross считается самой старейшей и престижной компанией в Англии, производящей коляски.

detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya


Кроме того, в 1880 году было выдвинуто требование ко всем колясковладельцам — оборудовать детские экипажи красными и белыми фонарями. Когда пошла мода на первые автомобили, возникли и автоколяски. Родители стали требовать от нянь вместе с рекомендациями ещё и водительские права. Однако быстрое распространение автотранспорта и загазованность улиц быстро сделали всё это ненужным — коляска была вытеснена в парки и скверы, туда, где она пребывает и сейчас.

detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya

На все случаи жизни – коляска с двумя ручками.


18 июня 1889 года в балтиморское патентное бюро пришел Уильям Ричардсон с идеей, свершившей очередную революцию в истории колясок. Он придумал реверсивную модель коляски, т. е. ребенок мог в ней сидеть как лицом к возившему коляску, так и спиной к нему.

Кроме того, Уильям включил в свою модель оси, что добавило коляске маневренности. Вплоть до того времени оси и колеса были цельнолитые, что не позволяло им поворачиваться по отдельности. Колеса в коляске Ричардсона могли вращаться на 360 градусов совершенно независимо друг от друга.

detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya
detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya

20-й век

С началом 20 века родилась колясочная индустрия. Коляски стали дешевле и доступнее. Появилось множество моделей, в которых использовали большие колеса, капоры, тормоза, разные формы люлек.

detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya

 

detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya

 

detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya

С окончанием Первой Мировой войны в преддверии беби-бума рынок колясок значительно расширился. Они стали доступны практически всем, кроме бедных слоев населения. Коляски претерпели некоторые изменения. У них появились подножки, «корзина» стала несколько глубже, а сами коляски – ниже, так что особо изобретательные малыши нередко сами выбирались из колясок и совершали путешествие до земли.

detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya

 

detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya

 

В 1938 году в Англии сконструировали странное и откровенно жутковатое средство передвижения – коляска на случай газовой атаки. Массивная, тяжёлая, громоздкая, она больше напоминала катафалк на колесах, чем детский транспорт.

detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya


В 1940-х стали использовать синтетические водонепроницаемые ткани, в колесах появились спицы. Уже в 1950-х в Европе и Америке коляски были доступны семьям с низким достатком.

detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya
detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya


В 1965 году авиаинженер Оуэн Макларен озаботился перевозкой детей в самолетах. Он придумал незаменимые по сей день легкие складные коляски-трости.

detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya


В 20-м столетии создатели колясок впервые начали изобретать изделия для двойни и тройни. Выглядели такие коляски достаточно комично, но матерям того времени выбирать не приходилось.

detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya

 

detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya

detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya

В СССР

В Советском Союзе промышленное производство колясок начали в 1949 году, когда по правительственному приказу из Германии был привезен образец немецкой коляски. Коляску детально изучили и по ее образу и подобию стали создавать советские модели колясок того времени.

detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya


Лидером по производству был «ДМЗ-Камов», по всей стране существовало более 50 цехов. Первые модели колясок выглядели нелепо, а в удобстве оставляли желать лучшего. Низкие, с маленькими колесами, они больше походили на газонокосилки. Такой тип колясок довольно долго оставался распространённым вплоть до 1960-х.

detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya


Народ побогаче мог позволить купить импортную коляску в специализированном магазине или заказать по заморскому образцу. А в деревнях люди обходились самодельными колясками, мастерили из дерева или плели из ивовой лозы. Они могли быть как на колёсиках, так и на полозьях наподобие санок. Совсем грудных детей по-прежнему носили на руках.

Благодаря технологиям

К середине века возникла проблема – громоздкие коляски было неудобно транспортировать в путешествиях. Потому изобрели лёгкие алюминиевые рамы и системы складывания колясок.

В 1980 году Фил Бэчлер решил совместить прогулку с сыном и бег, но делать это даже с хорошей манёвренной коляской было трудно и опасно, так он изобрел трехколесное шасси, которое сейчас тоже очень популярно. Фирмы, подхватившие идею Бэчлера для спортивных родителей, даже выпускают коляски-прицепы к велосипедам.

Со временем детская индустрия адаптировала современные технологии, сделав коляски лёгкими, компактными и удобными.

detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya
Эта коляска стала самой дорогой детской коляской за всю историю престижного лондонского универмага Harrods, специализирующегося на предметах роскоши, – творение дизайнеров Graham Richardson и Alison Murfet. Она вся покрыта 24-каратным золотом на 8000 долларов, обита синим сатином и мехом горностая. В коляску стоимостью 12 000 долларом вмонтирован специальный музыкальный механизм, проигрывающий убаюкивающие мелодии. Первый экземпляр уникальной коляски был продан богатому бизнесмену из Южной Африки. Следующую модель коляски дизайнеры планируют украсить также и бриллиантами.
 
detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya
detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya
detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya
detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya detskaya-kolyaska-istoriya-dlinoj-v-dva-s-polovinoj-stoletiya

Поделиться

Читайте также

Горожан ждут четыре информационно-насыщенных урока с практическими занятиями и самыми последними трендами для ведения и продвижения бизнеса в инстаграм:

  • 8 февраля
  • 15 февраля
  • 22 февраля
  • 29 февраля

Время и место проведения занятий: 15.00-18.00 в центре «Вдохновение» (ул. Московская, 38-206).

Стоимость курса – 110 руб. Записавшиеся и оплатившие курс до 27 января получают скидку – курс всего за 95 руб.

———————————————————

Регистрация участников на курс «Взорви свой инстаграм» стартует 22 января.

Количество мест строго ограничено.

———————————————————

Тел. для записи:

  • +375 (44) 548-06-68
  • +375 (29) 323-20-23 Анастасия

Реклама и продвижение в инстаграме – особая наука со своими тонкостями и нюансами.

Что входит в курс:

  1. Профессиональное ведение продающего бизнес-аккаунта.
  2. Контентное планирование.
  3. Анализ конкурентов.
  4. Создание продающих фото.
  5. Обработка фото для 100% продаж.
  6. Копирайт как одна из основ продаж.
  7. Бесплатное и платное продвижение и т. д.
  8. Секреты, о которых ваши конкуренты ещё не знают.

На курсе «Взорви свой инстаграм» участники научатся:

  • привлекать клиентов и продавать им свой товар/услугу,
  • создавать продающий контент-маркетинг,
  • создавать фотоконтент который будет продавать,
  • зарабатывать и развивать свой бизнес в Инстаграм.

Спикер Ирина Островская – smm-специалист по развитию инстаграм с нуля, автор блога, тренер, мобильный фотограф. Прошла обучение в трёх школах фотографии и видеомонтажа (basic, creative, food).

В её копилке 23 семинара по фотообработке, 14 обучающих мастер-классов по ведению бизнес аккаунтов Инстаграм на проф. уровне.

Полный курс состоит из 4 уроков, на котором каждый прокачает свой инстаграм. Будут домашние задания и сплошная практика!

Каждый/ая участник курса получит:

  • сертификат,
  • чек -лист по развитию своей страницы,
  • контент-план,
  • алгоритмы для таргетированной рекламы,
  • и много другой полезной информации!

Читать дальше

С 1 по 26 февраля в выставочном зале Бобруйского художественного музея пройдёт выставка художницы Ларисы Босяковой «Импреза «О любви». На ней горожане увидят как живописные полотна, так и дизайнерские изделия из кожи. Есть возможность их приобретения.

Открытие состоится 1 февраля в 17 часов. Вход свободный.

Стоимость билета в остальные дни – 3 рубля.

Тел. для справок: 8 (0025) 73-28-08, 70-88-11­.

Читать дальше

Уже привычным для жителей Бобруйска в зимне-весенний период стал пейзаж: голые стволы деревьев с обрубками вместо веток. Мало того, что это некрасиво, чаще всего ещё и опасно для деревьев – утверждают специалисты. Небезразличные бобруйчане инициировали по этому вопросу диалог с властями и организовали лекцию-прогулку с ландшафтным архитектором.

«Деревья в городе – это наше психоэмоциональное и физическое здоровье»

Обеспокоилась проблемой ещё в начале января владелица тайм-клуба «1387» Наталья Халанская, когда увидела, как обрезали деревья вдоль улиц Чонгарской и Московской. Одновременно с обрезкой, на Московской были полностью срублены несколько высохших изнутри деревьев. Наталья позвонила на «горячую линию» в администрацию Ленинского района г. Бобруйска. Там ей ответили, что обрезка деревьев плановая, её проводят квалифицированные специалисты с соблюдением технологии и горожанам беспокоиться не о чём.

После этой беседы предпринимательница написала обращение в горисполком. Его перенаправили на рассмотрение в управление ЖХК. Также Наталья обратилась к депутатам, они будут обсуждать вопрос обрезки деревьев на комиссии по экологии.

Чтобы привлечь внимание бобруйчан к теме озеленения города, Наталья организовала публичную встречу с экспертом экологического товарищества «Зелёная сеть» Игорем Куталовским. Когда-то Игорь был ландшафтным архитектором в Бобруйске, пока эту должность не упразднили.

zhelatelno-obkhoditsya-voobshe-bez-obrezok-ekspert-rasskazal-bobruichanam-kak-spasti-derevya-v-gorode-1

zhelatelno-obkhoditsya-voobshe-bez-obrezok-ekspert-rasskazal-bobruichanam-kak-spasti-derevya-v-gorode-2

Во время теоретической части встречи эксперт рассказал о том, какие существуют виды обрезки деревьев, когда и как часто её надо проводить.

«Зелёные насаждения – важнейший в городской среде компонент, – заметил эксперт. – Это и наше психоэмоциональное, и физическое здоровье. Зелёные насаждения создают среду с отрицательно заряженными ионами, в которой мы и чувствуем себя хорошо. Вся промышленная среда – это положительно заряженные частицы, которые вызывают депрессивное состояние».

Зелёные насаждения в городе, как рассказал Игорь Куталовский, отвечают за воздушные потоки, температурный режим. Поэтому самое главное при уходе за деревьями в городе – поддержать и усилить их функции, а это возможно только когда дерево здоровое, с большой кроной, листовой массой, как в естественной природе.

zhelatelno-obkhoditsya-voobshe-bez-obrezok-ekspert-rasskazal-bobruichanam-kak-spasti-derevya-v-gorode-3

«Понятно, что в городе надо следить за ростом деревьев, потому что тут транспорт, коммуникации, провода. В городе деревья не должны расти стихийно, как в лесу, – говорил эксперт. – Но уход должен быть благоразумным, а также нельзя забывать про эстетическую составляющую. Садово-парковое искусство имеет в Беларуси многовековую историю. Да, был период, когда оно было разрушено, после революции, но сейчас мы можем его возродить».

«Важно сохранить берёзовую аллею на улице Пушкина»

Игорь Куталовский рассказал, что ещё в 1996 году в Беларуси были разработаны технические требования к обрезке деревьев.

«И даже если им сегодня следовать, можно проводить довольно грамотную обрезку», – заметил эксперт.

В городе могут проводиться три вида обрезки: формовочная, омолаживающая, санитарная. Общее требование к ним – не удалять более трети кроны, иначе дерево очень болезненно себя начинает чувствовать. Обрезать дерево можно в период остановки вегетации, то есть в зимнее время до начала набухания почек.

Обрезать до вида столба можно тополя, но тогда нужно каждый год ухаживать за кроной.

«Если об этом забывать, и потом опять резать до столба, то в итоге время от времени мы видим в городе таки довольно депрессивные для восприятия объекты», – сказал Куталовский.

Каштан, берёза, клён очень плохо переносят обрезку. Формовочную обрезку они в принципе не воспринимают. Поэтому у этих деревьев крону надо один раз сформировать и потом очень грамотно поддерживать, подчеркнул эксперт. Идеальным деревом для города эколог назвал граб – он минимально требует обрезки.

zhelatelno-obkhoditsya-voobshe-bez-obrezok-ekspert-rasskazal-bobruichanam-kak-spasti-derevya-v-gorode-4

Говоря о состоянии деревьев в Бобруйске на сегодняшний день, Игорь Куталовский вспомнил про берёзовую аллею на улице Пушкина, которая, на его взгляд, вскоре потребует обрезки.

«И здесь надо подойти очень грамотно, потому что хотелось бы сохранить эту аллею, не потерять её эстетичность, как это случилось на улице Минской, как минимум, в той её части, где растут каштаны, от бани до главпочтамта», –  сказал эколог.

Куталовский заметил, что липа вдоль Минской сейчас восстанавливается, и её можно возродить при грамотном уходе. Но эксперт не понимает, зачем вообще нужно было её так кардинально резать, и даже какой вид обрезки там был произведён.

«Раньше там была прекрасная зелёная пешеходная зона, которая защищала пешеходов от интенсивного движения на проезжей части. Там можно было гулять с колясками, – заметил эксперт. – Сейчас же пешеходы общаются напрямую с транспортом, в открытую. На самом деле там достаточно было просто постричь крону, провести формовочную обрезку, но не резать под столб».

zhelatelno-obkhoditsya-voobshe-bez-obrezok-ekspert-rasskazal-bobruichanam-kak-spasti-derevya-v-gorode-5

Кусторезами, а не бензопилой

На вопрос о том, какая из обрезок предпочтительна в городе, Куталовский ответил, что «желательно обходиться вообще без обрезок».

«Когда мы создаём в городе зелёные насаждения, важно понимать, как будут расти эти деревья, чтобы вмешательство было минимальным», – объяснил эксперт.

Когда же необходимость обрезки возникает, то лучше, если это будет формовочная обрезка, во время которой используются кусторезы и сучкорезы, а не бензопила. Кроме того, нужно, чтобы работники, выполняющие обрезку, знали и понимали, как обращаться с деревом. Грубая и неграмотная обрезка приведёт к потере дерева.

«На первый взгляд кажется, что это более затратно, но уже на следующий год становится понятным, что для такого ухода за кроной требуется меньше работы, с улицы вывозится меньше биомассы, и, соответственно, это становится дешевле», – отметил эксперт.

После лекции Игорь Куталовский провёл для гостей встречи прогулку по улицам Чонгарской и Московский, где на примерах показал удачную и плохую обрезку деревьев.

zhelatelno-obkhoditsya-voobshe-bez-obrezok-ekspert-rasskazal-bobruichanam-kak-spasti-derevya-v-gorode-6

zhelatelno-obkhoditsya-voobshe-bez-obrezok-ekspert-rasskazal-bobruichanam-kak-spasti-derevya-v-gorode-7

zhelatelno-obkhoditsya-voobshe-bez-obrezok-ekspert-rasskazal-bobruichanam-kak-spasti-derevya-v-gorode-8

zhelatelno-obkhoditsya-voobshe-bez-obrezok-ekspert-rasskazal-bobruichanam-kak-spasti-derevya-v-gorode-9

zhelatelno-obkhoditsya-voobshe-bez-obrezok-ekspert-rasskazal-bobruichanam-kak-spasti-derevya-v-gorode-10

Наталья Халанская в конце встречи рассказала, что, возможно, будет организован цикл публичных лекций по теме городского озеленения, а также выразила надежду, что получится организовать круглый стол с представителями власти, экспертами и СМИ.

Подробно об экскурсии по обрезанным бобруйским деревьям смотрите в нашем видеосюжете.

БК

Читать дальше