«Светофор» для гурмана: о чем будет предупреждать цветовая маркировка товаров

О трехцветной маркировке продуктов питания в ЕАЭС заговорили еще два года назад. При помощи красной, желтой и зеленой полоски покупателям планируют сообщать о содержании в продуктах жира, сахара и соли. Так называемую маркировку «светофор» предложил российский Роспотребнадзор. Новация может заработать уже к концу года, причем на территории стран – участниц СНГ.

В чем суть?

Принцип «светофора» подразумевает, что низкая концентрация сахара, соли и жиров будет обозначена на упаковках товаров полосой зеленого цвета. О средней концентрации покупателям сообщит желтая полоса, о высокой – красная. При этом за критерий высокой концентрации этих веществ, сообщают российские СМИ, Роспотребнадзор предложил считать на 100 граммов продукта 20 граммов жиров, 15 граммов сахара и 600 миллиграммов соли. Разработчики уверены: потребителям это поможет лучше заботиться о своем здоровье и внимательнее выбирать продукты, что в итоге сократит и заболеваемость из‑за неправильного питания.

У инициативы нашлось немало как сторонников, так и противников. Последние подчеркивают: важно не только, что едим, но и  в каком количестве. Сторонники же «светофора» приводили в пример опыт других стран, в том числе Великобритании, где уже используют красный, янтарный и зеленый цвета.

Предварительно известно, что требования стандарта не будут распространяться на сырье и продукты с однородным составом, то есть сахар, сливочное масло, шпик. Не будет маркировки и на упаковках питьевой воды, пищевых добавок и специализированной продукции. Также принцип «светофора» решили не применять к кондитерским изделиям, напиткам с подсластителями и сырам: покупатель изначально понимает, что содержание этих веществ в такой продукции критическое.

svetofor-dlya-gurmana-o-chem-budet-preduprezhdat-cvetovaya-markirovka-tovarov

Спорят о маркировке еще и потому, что применение ГОСТов на территории ЕАЭС – дело добровольное. Поэтому в случае введения «светофора» далеко не все производители сразу начнут помечать свою продукцию разноцветными полосками, а те, чьи товары должны получить красную метку, и вовсе не будут спешить маркировать их.

Что думают эксперты?

Ирина Почицкая, начальник Республиканского контрольно‑испытательного комплекса по качеству и безопасности пищевых продуктов Научно‑практического центра Национальной академии наук Беларуси по продовольствию, поддерживает инициативу выносить на упаковку всю правду:

– Идея с трехцветной маркировкой была еще лет 10 назад. Мы говорили о том, чтобы потребитель, когда приходит за продуктами, не тратил время на этикетку. Цветовая окраска будет свидетельствовать о доброкачественности продукции. Зеленая метка – гарантированное качество. При этом покупатель ­предупрежден и сам решает, покупать ли товары с желтой и красной маркировкой.

Специалист отмечает, что для покупателей такие метки – стимул делать выбор в пользу более здоровых продуктов, а для производителей – повышать качество товаров. Уже сейчас пользуется спросом шоколад без сахара, производят и мясные изделия с низким содержанием соли, а также кондитерские и хлебобулочные, в которых меньше соли, жира и сахара. Продукты обогащают микро‑ и макроэлементами, витаминами, пищевыми волокнами и пребиотиками.

Что же касается необязательности нормы, здесь, уверена специалист, торопиться действительно не стоит. Если сразу обязать указывать маркировку, это поставит многих производителей в сложную ситуацию: они не смогут так быстро перестроиться. Нужен переходный период, за который полезную привычку приобретут и покупатели, и производители.

Когда введут?

Впрочем, появление «светофора» на наших прилавках к концу года – еще не окончательное решение. Как рассказали специалисты Госстандарта, первая редакция проекта межгосударственного стандарта «Продукция пищевая. Продукция пищевая, содержащая критически значимые пищевые вещества. Предупредительная маркировка. Общие требования» была рассмотрена в Беларуси в конце прошлого года. С нашей стороны внесены предложения по доработке. И пока нет окончательной редакции, подчеркивает заместитель начальника управления Госстандарта Наталия Парковская, говорить о нововведениях рано.

svetofor-dlya-gurmana-o-chem-budet-preduprezhdat-cvetovaya-markirovka-tovarov

Какие корректировки предложили белорусские специалисты? Некоторые требования проекта ГОСТа не приведены в соответствие с требованиями технических регламентов Таможенного союза ЕАЭС: «О безопасности пищевой продукции», «Пищевая продукция в части ее маркировки», «О безопасности молока и молочной продукции». Открытым остается и вопрос, что подразумевается под «основной частью упаковки», поскольку в зависимости от ее размеров исчисляются и размеры графического изображения с информацией о массовой доле критически значимых пищевых веществ в продуктах. Многие производители считают, что размеры графического изображения завышены. При этом в Госстандарте отметили, что Беларусь готова рассмотреть окончательную редакцию проекта ГОСТа, которая также будет направлена всем заинтересованным сторонам – концерну «Белгоспищепром», Минсельхозпроду, Минздраву, облисполкомам и другим. Соответственно, говорить о том, присоединится ли Беларусь к цветовой маркировке или нет, можно будет лишь после рассмотрения окончательной редакции.

Ольга Пасияк, «СБ. Беларусь сегодня»

Поделиться

Читайте также

«Тролли. Мировой тур»

6+ в 3D

Поп-тролли в шоке — оказывается, мир музыки гораздо больше, чем они думали. Рейвы, оупен-эйры, классические концерты и, конечно, хип-хоп баттлы — впереди их ждёт головокружительное веселье.

Но неудержимая королева Рокс планирует уничтожить всё… чтобы миром безоговорочно правил хард-рок!

Розочка, Цветан и их новые друзья отправляются в невероятное путешествие: им предстоит объединить всех троллей и помешать Рокс.

Большой зал: 17.10* (5,60-7,10 руб.)

Малый зал: 11.40* и 15.10* (5,60 руб.)

kinoteatr-tovarish-filmy-s-19-po-25-marta-1

«Афера в Майами»

18+ в 2D

Кубинское правительство направляет в Майами своих шпионов для предотвращения терактов, организуемых враждебными группировками США. Но агенты под прикрытием не только успешно исполняют свою миссию, но и оказываются вовлечены в подпольную торговлю кокаином, что грозит мировым скандалом.

Большой зал: 21.15* (6,10-8,10 руб.)

kinoteatr-tovarish-filmy-s-19-po-25-marta-2

«Чудо-детки: Непутёвые волшебники»

6+ в 2D

В центре сюжета картины история 13-летнего мальчика вампира Влада, который попадает в одну из самых престижных школ волшебства мира. Городок Краильсфельден и школа оказываются пристанищем самых разнообразных сказочных существ. С появлением Влада и его отца там теперь есть и вампиры.

 

Всё выглядит чудесно, но у маленького Влада есть одна большая проблема. Вампир совершенно не выносит вида крови. Его друзьями в школе становятся два таких же неудачника: страдающая аэрофобией фея и мальчик-оборотень с аллергией на шерсть животных. Вместе трём героям предстоит пережить незабываемые приключения и бросить вызов мэру городка.

Малый зал: 13.20* (5,60 руб.) и 19.10* (6,10 руб.)

kinoteatr-tovarish-filmy-s-19-po-25-marta-3

«Бладшот»

16+ в 2D

Корпорация RST возвращает к жизни недавно убитого солдата Рэя Гаррисона. Армия нанороботов в его крови превратила Рэя в бессмертного Бладшота, наделенного сверхчеловеческой силой и способностью мгновенно самоисцеляться.

Контролируя тело Рэя, компания влияет на его разум и воспоминания. Но герой пойдёт на всё, чтобы выяснить правду.

Большой зал: 19.00* (6,60-8,10 руб.)

Малый зал: 21.10* (7,10 руб.)

kinoteatr-tovarish-filmy-s-19-po-25-marta-4

«Вперёд»

6+ в 3D

Братья-эльфы Иэн и Барли Лайтфуты живут в волшебном мире, населённом троллями, гоблинами, гномами, кентаврами и единорогами. Когда-то их мир переполняла магия, но те времена прошли, и теперь сказочные существа летают на самолетах, пользуются автомобилями, и ведут в целом прозаичную жизнь. Однако неожиданная находка приводит к тому, что братья решают отправиться в захватывающее путешествие на поиски настоящего волшебства из древних преданий.

Большой зал: 13.00* и 15.00* (5,10-6,60 руб.)

kinoteatr-tovarish-filmy-s-19-po-25-marta-5

«Остров фантазий»

16+ в 2D

Загадочный мистер Рорк воплощает в жизнь самые смелые и тайные мечты своих постояльцев на роскошном труднодоступном тропическом курорте. Но будут ли готовы гости разгадать тайну острова и спасти свои жизни, когда их фантазии обернутся кошмаром?

Малый зал: 17.00* (6,60 руб.)

kinoteatr-tovarish-filmy-s-19-po-25-marta-6

«Кокоша - маленький дракон: Приключения в джунглях»

0+ в DVD

Ура! Каникулы! Кокошу и его закадычного приятеля Оскара родители отправляют в летний лагерь для юных драконов и драконесс. Дикобразов туда не берут, поэтому друзья разрабатывают тайную спецоперацию по нелегальной отправке к месту отдыха их лучшей подружки, дикобразихи Матильды, без которой они никуда.

Весёлое и увлекательное путешествие неразлучной троицы очень быстро превратилось в опаснейшее приключение, потому что им повстречалось племя не самых гостеприимных Водяных Драконов, а джунгли просто кишели прожорливыми и очень голодными растениями…

Малый зал: 10.00* - 21 и 22 марта

kinoteatr-tovarish-filmy-s-19-po-25-marta-7

*Перед сеансом демонстрируется киножурнал «Юморинка» стоимостью 10 коп.

Читать дальше

Пока в России думают, как доставлять на дом безрецептурные лекарства, в Беларуси крупнейшие аптечные сети ADEL и «Добрыя лекi» объединились и запустили единую сеть онлайн-заказов с доставкой лекарственных средств в ближайшую к пользователю аптеку. Онлайн-бронирование заработало почти во всех городах страны.

Более 316 аптек по всей стране превратят в пункты выдачи онлайн-заказов лекарств, медицинских товаров и техники. Тем самым белорусские фармацевты и провизоры планируют повысить безопасность покупателей.

«Чтобы сократить перемещение людей по городу, мы предлагаем выбрать любую ближайшую аптеку обеих сетей. В целях безопасности покупателю не потребуется подстраиваться и ехать в ту аптеку, где есть нужные лекарства. Заказ доставят в ближайшую, чтобы сократить риски для его здоровья, – рассказывают в ADEL. – Электронная система автоматически сформирует карточку заказа при онлайн-бронировании – провизору останется только нажать на кнопку, чтобы пробить чек. В большинстве аптек выделены специальные кассы для оплаты броней».

Рассчитывают, что это в среднем в три раза повысит скорость расчётов за онлайн-заказ и тем самым втрое сократит время пребывания в аптеке. Покупателю потребуется от 30 секунд в обычное время и до 2 минут в пиковые часы.

Технология называется «Click & Collect» и популярна на Западе.

Система бронирования встроена в сайт аптечной сети ADEL. После наполнения виртуальной корзины можно выбрать ближайшую аптеку на карте.

 

Так как в основной группе риска старшее поколение, для них предусмотрено бронирование по телефону. Во время разговора провизор выяснит местоположение покупателя и даже согласует время прибытия в аптеку. Сотрудник аптеки будет ожидать у специально выделенной кассы.

«При бронировании мы просим покупателей в случае наличного расчёта заранее готовить сумму без сдачи. Считаем это ответственным отношением к себе и к окружающим. Особенно это важно, если в аптеку пришёл пожилой человек, находящийся в группе риска. Его безопасность в том числе зависит от скорости обслуживания и времени пребывания в замкнутом помещении», – отмечают в аптеке.

Белорусское законодательство запрещает доставку лекарств на дом.

В случае легализации рынка в аптечной сети отвечают, что готовы запустить собственные сервисы доставки.

«Превратить аптеки в пункты выдачи онлайн-броней – решение, отвечающее требованиям времени, и мы продолжим развивать этот сервис в дальнейшем. В то же время все аптеки продолжат обслуживание в стандартном режиме. В торговых залах выполняются необходимые санитарно-гигиенические требования, сотрудники обеспечены всеми средствами защиты, а также несколько раз в день проходят температурные тесты», – поясняют провизоры.

Коммуникационное агентство PR Vision

Читать дальше

27 марта в 18.00 в детском развлекательном центре «Нэмо» начнётся яркая вечеринка в компании Алетт и Маршала.

Кто же всё-таки спасает мир и держит в страхе злодеев? Маршал и Алетт встретятся на нашем ринге и расставят все точки над i.

Неугомонный Маршал покажет свои навыки, яркая Алетт ответит своими умениями, а ребятам придется решить, кому отправить на очередное дело.

Стоимость участия – 10 рублей (+ посещение игровых зон неограниченное количество времени).

Подробности +375 (29) 311-44-11.

 

Читать дальше