«Светофор» для гурмана: о чем будет предупреждать цветовая маркировка товаров

О трёхцветной маркировке продуктов питания в ЕАЭС заговорили ещё в 2017-м. При помощи красной, жёлтой и зелёной полоски покупателям планируют сообщать о содержании в продуктах жира, сахара и соли. Так называемую маркировку «светофор» предложил российский Роспотребнадзор. Новация может заработать уже к концу 2019 года, причём на территории стран – участниц СНГ.

В чём суть?

Принцип «светофора» подразумевает, что низкая концентрация сахара, соли и жиров будет обозначена на упаковках товаров полосой зелёного цвета. О средней концентрации покупателям сообщит жёлтая полоса, о высокой – красная. При этом за критерий высокой концентрации этих веществ, сообщают российские СМИ, Роспотребнадзор предложил считать на 100 граммов продукта 20 граммов жиров, 15 граммов сахара и 600 миллиграммов соли. Разработчики уверены: потребителям это поможет лучше заботиться о своём здоровье и внимательнее выбирать продукты, что в итоге сократит и заболеваемость из‑за неправильного питания.

У инициативы нашлось немало как сторонников, так и противников. Последние подчёркивают: важно не только, что едим, но и  в каком количестве. Сторонники же «светофора» приводили в пример опыт других стран, в том числе Великобритании, где уже используют красный, янтарный и зелёный цвета.

Предварительно известно, что требования стандарта не будут распространяться на сырьё и продукты с однородным составом, то есть сахар, сливочное масло, шпик. Не будет маркировки и на упаковках питьевой воды, пищевых добавок и специализированной продукции. Также принцип «светофора» решили не применять к кондитерским изделиям, напиткам с подсластителями и сырам: покупатель изначально понимает, что содержание этих веществ в такой продукции критическое.


Читайте также: На любом месте можно творчески относиться к своей работе


Спорят о маркировке ещё и потому, что применение ГОСТов на территории ЕАЭС – дело добровольное. Поэтому в случае введения «светофора» далеко не все производители сразу начнут помечать свою продукцию разноцветными полосками, а те, чьи товары должны получить красную метку, и вовсе не будут спешить маркировать их.

Что думают эксперты?

Ирина Почицкая, начальник Республиканского контрольно‑испытательного комплекса по качеству и безопасности пищевых продуктов Научно‑практического центра Национальной академии наук Беларуси по продовольствию, поддерживает инициативу выносить на упаковку всю правду:

– Идея с трёхцветной маркировкой была ещё лет 10 назад. Мы говорили о том, чтобы потребитель, когда приходит за продуктами, не тратил время на этикетку. Цветовая окраска будет свидетельствовать о доброкачественности продукции. Зелёная метка – гарантированное качество. При этом покупатель ­–редупрежден и сам решает, покупать ли товары с жёлтой и красной маркировкой.

Специалист отмечает, что для покупателей такие метки – стимул делать выбор в пользу более здоровых продуктов, а для производителей – повышать качество товаров. Уже сейчас пользуется спросом шоколад без сахара, производят и мясные изделия с низким содержанием соли, а также кондитерские и хлебобулочные, в которых меньше соли, жира и сахара. Продукты обогащают микро‑ и макроэлементами, витаминами, пищевыми волокнами и пребиотиками.

Что же касается необязательности нормы, здесь, уверена специалист, торопиться действительно не стоит. Если сразу обязать указывать маркировку, это поставит многих производителей в сложную ситуацию: они не смогут так быстро перестроиться. Нужен переходный период, за который полезную привычку приобретут и покупатели, и производители.

 

Когда введут?

Впрочем, появление «светофора» на наших прилавках к концу 2019 года – ещё не окончательное решение. Как рассказали специалисты Госстандарта, первая редакция проекта межгосударственного стандарта «Продукция пищевая. Продукция пищевая, содержащая критически значимые пищевые вещества. Предупредительная маркировка. Общие требования» была рассмотрена в Беларуси в конце прошлого года. С нашей стороны внесены предложения по доработке. И пока нет окончательной редакции, подчёркивает заместитель начальника управления Госстандарта Наталия Парковская, говорить о нововведениях рано.


Читайте также: Как выглядит шлем, который старше шапки Мономаха


Какие корректировки предложили белорусские специалисты? Некоторые требования проекта ГОСТа не приведены в соответствие с требованиями технических регламентов Таможенного союза ЕАЭС: «О безопасности пищевой продукции», «Пищевая продукция в части её маркировки», «О безопасности молока и молочной продукции».

Открытым остаётся и вопрос, что подразумевается под «основной частью упаковки», поскольку в зависимости от её размеров исчисляются и размеры графического изображения с информацией о массовой доле критически значимых пищевых веществ в продуктах.

Многие производители считают, что размеры графического изображения завышены. При этом в Госстандарте отметили, что Беларусь готова рассмотреть окончательную редакцию проекта ГОСТа, которая также будет направлена всем заинтересованным сторонам – концерну «Белгоспищепром», Минсельхозпроду, Минздраву, облисполкомам и другим. Соответственно, говорить о том, присоединится ли Беларусь к цветовой маркировке или нет, можно будет лишь после рассмотрения окончательной редакции.

Ольга Пасияк, «СБ. Беларусь сегодня»

Поделиться

Читайте также

iStudy.by – агрегатор образовательных курсов Беларуси и онлайн.

Почему появился проект

Идея о создании проекта появилась после долгого и тяжёлого поиска курсов для себя.

Во время поиска автор этой идеи столкнулся с дублированными курсами, старым дизайном и было очень сложно что-то найти из-за обилия дубликатов. Поиск отнимал много времени, и появилась идея создать платформу, на которой пользователям было бы легко подобрать себе подходящий курс.

На данный момент на сайте istudy.by есть возможность получить бесплатную консультацию по подбору курса. Эта функция довольно популярна сейчас.

Если в 20-м веке профессии уходили медленно и всего десятками штук в столетие, то сейчас профессии будут уходить быстро и сотнями. А значит, сотни тысяч людей будут вынуждены переучиваться, а в противном случае терять работу. Согласно исследованиям, средний американец кардинально меняет профессию раз пять. В Беларуси это тоже будет, только чуть позже.

На этой ниве успешно растут образовательные онлайн-проекты. Многие делают онлайн-курсы, так как это быстрые и большие деньги. Но в онлайн-образовании есть проблемы: до конца онлайн-курсов в Coursera доходит только 3−7% записавшихся, а успешно сдают тесты только 1,5%. Многим это не подходит, да и далеко не всему можно научиться в онлайне.

Мы пошли другим путем и делаем проект не только для онлайн, но и офлайн-образования. Да, это сложный рынок, да, в нём много активностей, непривычных для ИТ-стартапов. И деньги не быстрые, так как привлечение покупателя размещенных курсов не всегда оправдывает себя с первой его покупки.

 

Как всё начиналось

Первое время мы общались с организаторами курсов, выкладывали первые версии описания курсов и стали запускать рекламу. В принципе мы и сейчас занимаемся этим же, только в больших масштабах. Текущая версия сайта постоянно дорабатывается, выкладываются новые категории курсов.

Организаторы агрегатора получили несколько ценных советов от друзей и экспертов на разных мероприятиях. В скором будущем запустят новый дизайн сайта для улучшения восприятия пользователями.

Работа с организаторами курсов и владельцами учебно-образовательных центров ведётся в ручном режиме. Это гарантирует высокое качество предлагаемых услуг и актуальность предоставляемой информации.


Читайте также: Подборка лучших IT-курсов в Беларуси


Начало работы и команда

Первая наша удача — это отличные люди, которых удалось привлечь в проект. Первые заявки от учеников тоже радовали, как и первые подключенные организаторы курсов. Люди — это пока самый ценный актив проекта. Сейчас в команде три человека, и каждый из них специалист в своей отрасли. Ещё двое, надеемся, тоже скоро станут частью команды.

Чем дальше, тем больше мы ускоряемся, подключаем больше организаторов, количество и качество курсов растёт. Потихоньку улучшаем конверсию на сайте и растём в поисковой выдаче. Каждая мини-победа приближает нас к цели — это очень мотивирует вставать с кровати каждое утро и скорее приступать к работе.

Планы

В планах улучшить внешний вид каталога, доработка CRM системы для организаторов курсов.

Организаторы могут бесплатно разместить свои курсы, создать компанию, добавить сотрудников, вести расписание, регистрировать участников внутри курса.

По нашим расчётам, понадобится два-три года, чтобы занять заметную часть рынка во всех целевых городах. В перспективе стать самой популярной площадкой по выбору образовательных курсов в Беларуси – а потом страны СНГ и ещё ряд перспективных рынков с низкой конкуренцией и похожих на наш.

1

Читать дальше

Отчётный концерт образцового хореографического коллектива «Крынiчка» «На одном дыхании» начнётся 27 апреля 2024 года во Дворце искусств Бобруйска в 16.00.

Справки по телефонам 73-75-76, 72-60-95.

 

Читать дальше

С 20 мая 2022 года в торговом центре «Карусель» (ул. Минская, 135) работает необычный зоомагазин общественного благотворительной организации «Пять свобод», в котором можно найти себе верного друга на долгие годы – щенка или котёнка. Столь необычный формат поиска семьи для бездомышей и зоопросвещения бобруйчан и гостьи города воплотила в жизнь Алёна Гревцова, бобруйский зооволонтёр.

В этом зоомагазине нет кормов, лекарственных препаратов, игрушек и других средств по уходу за животными, есть только щенки и котята, которые необходимо постоянно находиться в доме.

Все желающие могут употреблять с собой продукты питания для животных (мясные субпродукты, крупы, кроме пшена, перловки, манки), сухие корма и мясные консервы для щенков, котят, собак, старые газеты, пелёнки. Волонтёры будут благодарны за любую оказанную помощь.

Павильон работает ежедневно с 9.00 до 21.00.

С волонтёрами можно связаться по почте 5svobod@mail.ru и по тел:

  • +375(29) 248-69-17,
  • +375(29) 974-90-55,
  • +375(29) 361-63-40.

Приходите, знакомьтесь, спрашивайте, помогайте!

 

Читать дальше