«Светофор» для гурмана: о чем будет предупреждать цветовая маркировка товаров

О трёхцветной маркировке продуктов питания в ЕАЭС заговорили ещё в 2017-м. При помощи красной, жёлтой и зелёной полоски покупателям планируют сообщать о содержании в продуктах жира, сахара и соли. Так называемую маркировку «светофор» предложил российский Роспотребнадзор. Новация может заработать уже к концу 2019 года, причём на территории стран – участниц СНГ.

В чём суть?

Принцип «светофора» подразумевает, что низкая концентрация сахара, соли и жиров будет обозначена на упаковках товаров полосой зелёного цвета. О средней концентрации покупателям сообщит жёлтая полоса, о высокой – красная. При этом за критерий высокой концентрации этих веществ, сообщают российские СМИ, Роспотребнадзор предложил считать на 100 граммов продукта 20 граммов жиров, 15 граммов сахара и 600 миллиграммов соли. Разработчики уверены: потребителям это поможет лучше заботиться о своём здоровье и внимательнее выбирать продукты, что в итоге сократит и заболеваемость из‑за неправильного питания.

У инициативы нашлось немало как сторонников, так и противников. Последние подчёркивают: важно не только, что едим, но и  в каком количестве. Сторонники же «светофора» приводили в пример опыт других стран, в том числе Великобритании, где уже используют красный, янтарный и зелёный цвета.

Предварительно известно, что требования стандарта не будут распространяться на сырьё и продукты с однородным составом, то есть сахар, сливочное масло, шпик. Не будет маркировки и на упаковках питьевой воды, пищевых добавок и специализированной продукции. Также принцип «светофора» решили не применять к кондитерским изделиям, напиткам с подсластителями и сырам: покупатель изначально понимает, что содержание этих веществ в такой продукции критическое.


Читайте также: На любом месте можно творчески относиться к своей работе


Спорят о маркировке ещё и потому, что применение ГОСТов на территории ЕАЭС – дело добровольное. Поэтому в случае введения «светофора» далеко не все производители сразу начнут помечать свою продукцию разноцветными полосками, а те, чьи товары должны получить красную метку, и вовсе не будут спешить маркировать их.

Что думают эксперты?

Ирина Почицкая, начальник Республиканского контрольно‑испытательного комплекса по качеству и безопасности пищевых продуктов Научно‑практического центра Национальной академии наук Беларуси по продовольствию, поддерживает инициативу выносить на упаковку всю правду:

– Идея с трёхцветной маркировкой была ещё лет 10 назад. Мы говорили о том, чтобы потребитель, когда приходит за продуктами, не тратил время на этикетку. Цветовая окраска будет свидетельствовать о доброкачественности продукции. Зелёная метка – гарантированное качество. При этом покупатель ­–редупрежден и сам решает, покупать ли товары с жёлтой и красной маркировкой.

Специалист отмечает, что для покупателей такие метки – стимул делать выбор в пользу более здоровых продуктов, а для производителей – повышать качество товаров. Уже сейчас пользуется спросом шоколад без сахара, производят и мясные изделия с низким содержанием соли, а также кондитерские и хлебобулочные, в которых меньше соли, жира и сахара. Продукты обогащают микро‑ и макроэлементами, витаминами, пищевыми волокнами и пребиотиками.

Что же касается необязательности нормы, здесь, уверена специалист, торопиться действительно не стоит. Если сразу обязать указывать маркировку, это поставит многих производителей в сложную ситуацию: они не смогут так быстро перестроиться. Нужен переходный период, за который полезную привычку приобретут и покупатели, и производители.

 

Когда введут?

Впрочем, появление «светофора» на наших прилавках к концу 2019 года – ещё не окончательное решение. Как рассказали специалисты Госстандарта, первая редакция проекта межгосударственного стандарта «Продукция пищевая. Продукция пищевая, содержащая критически значимые пищевые вещества. Предупредительная маркировка. Общие требования» была рассмотрена в Беларуси в конце прошлого года. С нашей стороны внесены предложения по доработке. И пока нет окончательной редакции, подчёркивает заместитель начальника управления Госстандарта Наталия Парковская, говорить о нововведениях рано.


Читайте также: Как выглядит шлем, который старше шапки Мономаха


Какие корректировки предложили белорусские специалисты? Некоторые требования проекта ГОСТа не приведены в соответствие с требованиями технических регламентов Таможенного союза ЕАЭС: «О безопасности пищевой продукции», «Пищевая продукция в части её маркировки», «О безопасности молока и молочной продукции».

Открытым остаётся и вопрос, что подразумевается под «основной частью упаковки», поскольку в зависимости от её размеров исчисляются и размеры графического изображения с информацией о массовой доле критически значимых пищевых веществ в продуктах.

Многие производители считают, что размеры графического изображения завышены. При этом в Госстандарте отметили, что Беларусь готова рассмотреть окончательную редакцию проекта ГОСТа, которая также будет направлена всем заинтересованным сторонам – концерну «Белгоспищепром», Минсельхозпроду, Минздраву, облисполкомам и другим. Соответственно, говорить о том, присоединится ли Беларусь к цветовой маркировке или нет, можно будет лишь после рассмотрения окончательной редакции.

1

 

Ольга Пасияк, «СБ. Беларусь сегодня»

Поделиться

Читайте также

В предстоящие выходные инспекторы Госавтоинспекции уделят особое внимание соблюдению ПДД в местах массового отдыха. Также будут выявлять нетрезвых участников дорожного движения, бесправников и пешеходов-нарушителей, сообщили БЕЛТА в ГАИ.

Остановка и стоянка транспортных средств на газонах и других участках с зелёными насаждениями запрещены. Нарушение ПДД влечёт административную ответственность, напомнили в госавтоинспекции.

Правила дорожного движения строго и однозначно запрещают всем водителям управлять транспортным средством, когда они находятся в состоянии алкогольного опьянения либо под наркотическими средствами, психотропными, токсическими и другими одурманивающими веществами.


Читайте также: Проект «Глуша Адамовича» получит финансовую поддержку


1

Читать дальше

Социальный проект «Глуша Адамовича» получит финансирование по результатам конкурса Social Weekend. Он победил в номинациях «Малая Радзіма» и «Добрыя ініцыятывы».

Конкурс социальных проектов Social Weekend проводился в 13-ый раз. Из всех регионов Беларуси было подано более 380 заявок на инициативы в сфере культуры, экологии, здравоохранения, улучшения инфраструктуры населенных пунктов. После народного голосования в финал прошли 15 проектов.

Инициатива «Глуша Адамовича» направлена на увековечение памяти белорусского писателя Алеся Адамовича, создание туристической инфраструктуры, бренда для поселка Глуша.


Читайте также: Бюст Алесю Адамовичу в Глуше откроют 9 ноября


Александр Михайлович Адамович родился 3 сентября 1927 в деревне Конюхи, Копыльского района, Минской области в семье врачей. В 1928 году семья переехала в Глушу Бобруйского района. Этот поселок стал прототипом Лесной Селибы, в которой происходят события романа-дилогии «Партизаны». Писатель скончался в 1994 году и, согласно завещанию, похоронен в Глуше рядом с родителями.

В Глуше уже появился арт-объект «Остановка Адамовича», собрали с помощью краудфандинга деньги на изготовление и установку бюста писателя. В ближайших планах – подготовка информационных стендов и туристического маршрута. На эту работу спонсоры выделят  11 тысяч белорусских рублей.

ТРК Могилёв

1

Читать дальше

Министерство антимонопольного регулирования и торговли напоминает о правах потребителей услуг такси. В частности, пассажир вправе отказаться от оплаты поездки в автомобиле с выключенным кассовым суммирующим аппаратом, совмещённым с таксометром. Такая информация размещена на сайте ведомства, сообщает БЕЛТА.

Пассажир также имеет право знать информацию об услугах и их исполнителях, ориентировочную стоимость услуг при заказе, на надлежащее качество и безопасность перевозки. Он может провозить с собой бесплатно других пассажиров, требовать от водителя движения по кратчайшему маршруту к пункту назначения, отменить ранее сделанный заказ не позже чем за 30 минут до установленного времени прибытия автомобиля.

В министерстве напомнили, что взаимоотношения, возникающие между потребителем и автомобильным перевозчиком, регулируются Правилами автомобильных перевозок пассажиров, утверждёнными постановлением Совета Министров от 30 июня 2008 года №972.

В салоне автомобиля-такси на видном месте должна находиться информационная табличка, содержащая наименование и телефон диспетчера такси (если автомобильные перевозки выполняются с использованием его услуг); используемые тарифы для этого автомобиля: тариф за 1 км (днем и ночью), за пределами города, стоимость абонирования, стоимость посадки, простоя, заказа такси по телефону, иные тарифные условия и пример расчёта оплаты проезда несколькими пассажирами.

 

Кроме того, в салоне должны находиться визитная карточка, содержащая сведения о водителе и его фотографию; информация о наименовании (фамилии, собственном имени, отчестве), месте нахождения (месте жительства) и контактных телефонах автомобильного перевозчика.

«В случае отсутствия перечисленной информации в салоне автомобиля-такси (недоведения её до сведения потребителей) или несогласии пассажира с объявленной ценой услуги (например, потребителя не устраивает стоимость посадки), пассажир имеет право до начала поездки отказаться от использования услуги такси», – отметили в ведомстве.


Читайте также: В выходные до +26. Дождь и гроза – в начале следующей недели


Размер платы за услугу определяется по кассовому суммирующему аппарату, совмещенному с таксометром на основании установленных тарифов за подачу автомобиля-такси по заказу, посадку в автомобиль-такси (исходя из затрат, связанных с выполнением посадки и высадки пассажиров, укладки и выгрузки багажа и ручной клади), 1 км оплачиваемого пробега и 1 час оплачиваемого простоя.

Водителю автомобиля-такси запрещается перевозить пассажиров с неисправным или выключенным кассовым суммирующим аппаратом, совмещенным с таксометром (правило не распространяется на перевозки, заказанные с использованием электронной информационной системы), закрывать его какими-либо предметами, требовать от пассажира плату сверх показаний таксометра, производить посадку других пассажиров без согласия пассажира, находящегося в автомобиле-такси, курить во время движения.

1

Читать дальше