Время читать Василия Шукшина: «Микроскоп»

На это надо было решиться. Он решился. Как-то пришёл домой — сам не свой — жёлтый; не глядя на жену, сказал:

— Это… я деньги потерял. — При этом ломаный его нос (кривой, с горбатинкой) из жёлтого стал красным. — Сто двадцать рублей.

У жены отвалилась челюсть, на лице появилось просительное выражение: может, это шутка? Да нет, этот кривоносик никогда не шутит, не умеет. Она глупо спросила:

— Где?

Тут он невольно хмыкнул.

— Дак если б я знал, я б пошёл и…

— Ну не-ет! — взревела она. — Ухмыляться ты теперь доолго не будешь! — И побежала за сковородником. — Месяцев девять, гад!

Он схватил с кровати подушку — отражать удары. (Древние только форсили своими сверкающими щитами. Подушка!) Они закружились по комнате…

— Подушку-то, подушку-то мараешь! Самой стирать!..

— Выстираю! Выстираю, кривоносик! А два ребра мои будут! Мои! Мои!..

— По рукам, слушай!..

— От-теньки-коротеньки!.. Кривенькие носики!

— По рукам, зараза! Я ж завтра на бюлитень сяду! Тебе же хуже.

— Садись!

— Тебе же хуже…

— Пускай!

— Ой!

— От так!

— Ну, будет?

— Нет, дай я натешусь! Дай мне душеньку отвести, скважина ты кривоносая! Дятел… — Тут она изловчилась и больно достала его по голове. Немножко сама испугалась…

Он бросил подушку, схватился за голову, застонал. Она пытливо смотрела на него: притворяется или правда больно? Решила, что — правда. Поставила сковородник, села на табуретку и завыла. Да с причётом, с причётом:

— Ох, да за штоже мне долюшка така-ая-а?.. Да копила-то я их, копила!.. Ох, да лишний-то раз кусочка белого не ела-а!.. Ох, да и детушкам своим пряничка сладкого не покупала!.. Все берегла-то я, берегла, скважина ты кривоносая-а!.. Ох-х!.. Каждую-то копеечку откладывала да радовалась: будут у моих детушек к зиме шубки теплые да нарядные! И будут-то они ходить в школу не рваные да не холодные!..

— Где это они у тебя рваные-то ходют? — не вытерпел он.

— Замолчи, скважина! Замолчи. Съел ты эти денюжки от своих же детей! Съел и не подавился… Хоть бы ты подавился имя, нам бы маленько легче было.

— Спасибо на добром слове, — ядовито прошептал он.

— М-хх, скважина!.. Где был-то? Может, вспомнишь?.. Может, на работе забыл где-нибудь? Может, под верстак положил да забыл?

— Где на работе!.. Я в сберкассу-то с работы пошёл. На работе…

— Ну, может, заходил к кому, скважина?

— Ни к кому не заходил.

— Может, пиво в ларьке пил с алкоголиками?.. Вспомни. Может, выронил на пол… Беги, они пока ишо отдадут.

— Да не заходил я в ларёк!

— Да где ж ты их потерять-то мог, скважина?

— Откуда я знаю?

— Ждала его!.. Счас бы пошли с ребятишками, примерили бы шубки… Я уж там подобрала — какие. А теперь их разберут. Ох, скважина ты, скважина…

— Да будет тебе! Заладила: скважина, скважина…

— Кто же ты?

— Што теперь сделаешь?

— Будешь в две смены работать, скважина! Ты у нас худой будешь… Ты у нас выпьешь теперь читушечку после бани, выпьешь! Сырой водички из колодца…

— Нужна она мне, читушечка. Без неё обойдусь.

— Ты у нас пешком на работу ходить будешь! Ты у нас покатаешься на автобусе.

Тут он удивился:

— В две смены работать и — пешком? Ловко…

— Пешком! Пешком — туда и назад, скважина! А где, так ишо побежишь — штоб не опоздать. Отольются они тебе, эти денюжки, вспомнишь ты их не раз.

— В две не в две, а по полторы месячишко отломаю — ничего, — серьёзно сказал он, потирая ушибленное место. — Я уж с мастером договорился… — Он не сообразил сперва, что проговорился. А когда она недоуменно глянула на него, поправился: — Я, как хватился денег-то, на работу снова поехал и договорился.

— Ну-ка дай сберегательную книжку, — потребовала она. Посмотрела, вздохнула и ещё раз горько сказала: — Скважина.

С неделю Андрей Ерин, столяр маленькой мастерской при «Заготзерне», что в девяти километрах от села, чувствовал себя скверно. Жена всё злилась; он то и дело получал «скважину», сам тоже злился, но обзываться вслух не смел.

Однако дни шли… Жена успокаивалась. Андрей ждал. Наконец решил, что — можно.

И вот поздно вечером (он действительно «вламывал» по полторы смены) пришёл он домой, а в руках держал коробку, а в коробке, заметно, что-то тяжёленькое. Андрей тихо сиял.

Ему нередко случалось приносить какую-нибудь работу на дом, иногда это были небольшие какие-нибудь деревянные штучки, ящички, завёрнутые в бумагу, — никого не удивляло, что он с чем-то пришёл. Но Андрей тихо сиял. Стоял у порога, ждал, когда на него обратят внимание… На него обратили внимание.

— Чего эт ты, как… голый зад при луне, светисся?

— Вот… дали за ударную работу. — Андрей прошёл к столу, долго распаковывал коробку. И наконец, открыл. И выставил на стол… микроскоп. — Микроскоп.

— Для чего он тебе?

Тут Андрей Ерин засуетился. Но не виновато засуетился, как он всегда суетился, а как-то снисходительно засуетился.

— Луну будем разглядывать! — И захохотал. Сын-пятиклассник тоже засмеялся: луну в микроскоп!

— Чего вы? — обиделась мать.

Отец с сыном так и покатились.

Мать навела на Андрея строгай взгляд. Тот успокоился.

— Ты знаешь, что тебя на каждом шагу окружают микробы? Вот ты зачерпнула кружку воды… Так? — Андрей зачерпнул кружку воды. — Ты думаешь, ты воду пьёшь?

— Пошёл ты!

— Нет, ты ответь.

— Воду пью.

Андрей посмотрел на сына и опять невольно захохотал.

— Воду она пьёт!.. Ну не дура?..

— Скважина! Счас сковородник возьму.

Андрей снова посерьёзнел.

— Микробов ты пьёшь, голубушка, микробов. С водой-то. Миллиончика два тяпнешь — и порядок. На закуску! — Отец и сын опять не могли удержаться от смеха. Зоя (жена) пошла в куть за сковородником.

— Гляди суда! — закричал Андрей. Подбежал с кружкой к микроскопу, долго настраивал прибор, капнул на зеркальный кружок капельку воды, приложился к трубе и, наверно, минуты две, еле дыша, смотрел. Сын стоял за ним — смерть как хотелось тоже глянуть.

— Пап!..

— Вот они, собаки!.. — прошептал Андрей Ерин. С каким-то жутким восторгом прошептал: — Разгуливают.

— Ну пап!

Отец дрыгнул ногой.

— Туда-сюда, туда-сюда!.. Ах, собаки!

— Папка!

— Дай ребёнку посмотреть! — строго велела мать, тоже явно заинтересованная.

Андрей с сожалением оторвался от трубки, уступил место сыну. И жадно и ревниво уставился ему в затылок. Нетерпеливо спросил:

— Ну?

Сын молчал.

— Ну?!

— Вот они! — заорал парнишка. — Беленькие…

Отец оттащил сына от микроскопа, дал место матери.

— Гляди! Воду она пьёт…

Мать долго смотрела… Одним глазом, другим…

— Да никого я тут не вижу.

Андрей прямо зашёлся весь, стал удивительно смелый.

— Оглазела! Любую копейку в кармане найдёт, а здесь микробов разглядеть не может. Они ж чуть не в глаз тебе прыгают, дура! Беленькие такие…

Мать, потому что не видела никаких беленьких, а отец с сыном видели, не осердилась.

— Вон, однако… — Может, соврала, у неё выскакивало. Могла приврать.

Андрей решительно оттолкнул жену от микроскопа и прилип к трубке сам. И опять голос его перешёл на шёпот.

— Твою мать, што делают! Што делают!..

— Мутненькие такие? — расспрашивала сзади мать сына. — Вроде как жиринки в супу?.. Они, што ли?

— Ти-ха! — рявкнул Андрей, не отрываясь от микроскопа. — Жиринки… Сама ты жиринка. Ветчина целая. — Странно, Андрей Ерин становился крикливым хозяином в доме.

Старший сынишка-пятиклассник засмеялся. Мать дала ему подзатыльник. Потом подвела к микроскопу младших.

— Ну-ка ты, доктор кислых щей!.. Дай детям посмотреть. Уставился.

Отец уступил место у микроскопа и взволнованно стал ходить по комнате. Думал о чём-то.

 

Когда ужинали, Андрей всё думал о чём-то, поглядывал на микроскоп и качал головой. Зачерпнул ложку супа, показал сыну:

— Сколько здесь? Приблизительно?

Сын наморщил лоб:

— С полмиллиончика есть.

Андрей Ерин прищурил глаз на ложку.

— Не меньше. А мы их — ам! — Он проглотил суп и хлопнул себя по груди. — И — нету. Сейчас их там сам организм начнет колошматить. Он-то с имя управляется!

— Небось сам выпросил? — Жена с лёгким неудовольствием посмотрела на микроскоп. — Может, пылесос бы дали. А то пропылесосить — и нечем.

Нет, Бог, когда создавал женщину, что-то такое намудрил. Увлёкся творец, увлёкся. Как всякий художник, впрочем. Да ведь и то — не Мыслителя делал.

Ночью Андрей два раза вставал, зажигал свет, смотрел в микроскоп и шептал:

— От же ж собаки!.. Што вытворяют. Што они только вытворяют! И не спится им!

— Не помешайся, — сказала жена, — тебе ведь немного и надо-то — тронешься.

— Скоро начну открывать, — сказал Андрей, залезая в тепло к жене. — Ты с учёным спала когда-нибудь?

— Ещё чего!..

— Будешь. — И Андрей Ерин ласково похлопал супругу по мягкому плечу. — Будешь, дорогуша, с учёным спать.

Неделю, наверно, Андрей Ерин жил как во сне. Приходил с работы, тщательно умывался, наскоро ужинал… Косился на микроскоп.

— Дело в том, — рассказывал он, — что человеку положено жить сто пятьдесят лет. Спрашивается, почему же он шестьдесят, от силы семьдесят — и протянул ноги? Микробы! Они, сволочи, укорачивают век человеку. Пролезают в организм, и как только он чуток ослабнет, они берут верх.

Вдвоем с сыном часами сидели они у микроскопа, исследовали. Рассматривали каплю воды из колодца, из питьевого ведра… Когда шёл дождик, рассматривали дождевую капельку. Ещё отец посылал сына взять для пробы воды из лужицы… И там этих беленьких кишмя кишело.

— Твою мать-то, што делают!.. Ну вот как с имя бороться? — У Андрея опускались руки. — Наступил человек в лужу, пришёл домой, наследил. Тут же прошёл и ребёнок босыми ногами и, пожалуйста, подцепил. А какой там организм у ребёнка!

— Поэтому всегда надо вытирать ноги, — заметил сын. — А ты не вытираешь.

— Не в этом дело. Их надо научиться прямо в луже уничтожать. А то — я вытру, знаю теперь, а Сенька вон Маров… докажи ему: как шлёпал, дурак, так и впредь будет.

Рассматривали также капельку пота, для чего сынишка до изнеможения бегал по улице, потом отец ложечкой соскрёб у него со лба влагу — получили капельку, склонились к микроскопу…

— Есть! — Андрей с досадой ударил себя кулаком по колену. — Иди проживи сто пятьдесят лет!.. В коже и то есть.

— Давай опробуем кровь? — предложил сын.

Отец уколол себе палец иголкой, выдавил ярко-красную ягодку крови, стряхнул на зеркальце… Склонился к трубке и застонал.

— Хана, сынок, — в кровь пролезли! — Андрей Ерин распрямился, удивленно посмотрел вокруг. — Та-ак. А ведь знают, паразиты, лучше меня знают — и молчат.

— Кто? — не понял сын.

— Учёные. У их микроскопы-то получше нашего — всё видят. И молчат. Не хотят расстраивать народ. А чего бы не сказать? Может, все вместе-то и придумали бы, как их уничтожить. Нет, сговорились и молчат. Волнение, мол, начнётся.

Андрей Ерин сел на табуретку, закурил.

— От какой мелкой твари гибнут люди! — Вид у Андрея был убитый.

Сын смотрел в микроскоп.

— Друг за дружкой гоняются! Эти маленько другие… Кругленькие.

— Все они — кругленькие, длинненькие — все на одну масть. Матери не говори пока, што мы у меня их в крове видели.

— Давай у меня посмотрим?

Отец внимательно поглядел на сына… И любопытство, и страх отразились в глазах Ерина-старшего. Руки его, натруженные за много лет — большие, пропахшие смольем… чуть дрожали на коленях.

— Не надо. Может, хоть у маленьких-то… Эх вы! — Андрей встал, пнул со зла табуретку. — Вшей, клопов, личинок всяких — это научились выводить, а тут каких-то… меньше же гниды самой маленькой — и ничего сделать не можете! Где же ваша учёная степень!

— Вшу видно, а этих… Как ты их?

Отец долго думал.

— Скипидаром?.. Не возьмёт. Водка-то небось покрепче… я ж пью, а вон видел, што делается в крове-то!

— Водка в кровь, что ли, поступает?

— А куда же? С чего же дуреет человек?

Как-то Андрей принёс с работы длинную тонкую иглу… Умылся, подмигнул сыну, и они ушли в горницу.

— Давай попробуем… Наточил проволочку — может, сумеем наколоть парочку.

Кончик проволочки был тонкий-тонкий — прямо волосок. Андрей долго ширял этим кончиком в капельку воды. Пыхтел… Вспотел даже.

— Разбегаются, заразы… Нет, толстая, не наколоть. Надо тоньше, а тоньше уже нельзя — не сделать. Ладно, счас поужинаем, попробуем их током… Я батарейку прихватил: два проводка подведем и законтачим. Посмотрим, как тогда они будут…

И тут-то во время ужина нанесло неурочного: зашёл Сергей Куликов, который работал вместе с Андреем в «Заготзерне». По случаю субботы Сергей был под хмельком, потому, наверно, и забрёл к Андрею — просто так.

В последнее время Андрею было не до выпивок, и он с удивлением обнаружил, что брезгует пьяными. Очень уж они глупо ведут себя и говорят всякие несуразные слова.

— Садись с нами, — без всякого желания пригласил Андрей.

— Зачем? Мы вот тут… Нам што? Нам — в уголку!..

«Ну чего вот сдуру сиротой казанской прикинулся?»

— Как хочешь.

— Дай микробов посмотреть?

Андрей встревожился.

— Каких микробов? Иди проспись, Серега… Никаких у меня микробов нету.

— Чего ты скрываешь-то? Оружию, што ли, прячешь? Научное дело… Мне мой парнишка все уши прожужжал: дядя Андрей всех микробов хочет уничтожить. Андрей!.. — Сергей стукнул себя в грудь кулаком, устремил свирепый взгляд на «ученого». — Золотой памятник отольём!.. На весь мир прославим! А я с тобой рядом работал!.. Андрюха!

Зое Ериной, хоть она тоже не выносила пьяных, тем не менее лестно было, что говорят про её мужа — учёный. Скорей по привычке поворчать при случае, чем из истинного чувства, она заметила:

— Не могли уж чего-нибудь другое присудить? А то — микроскоп. Свихнётся теперь мужик — ночи не спит. Што бы — пылесос какой-нибудь присудить… А то пропылесосить — и нечем, не соберёмся никак купить.

— Кого присудить? — не понял Сергей.

Андрей Ерин похолодел.

— Да премию-то вон выдали… Микроскоп-то этот…

Андрей хотел было как-нибудь — глазами — дать понять Сергею, что… но куда там! Тот уставился на Зою как баран.

— Какую премию?

— Ну премию-то вам давали!

— Кому?

Зоя посмотрела на мужа, на Сергея…

— Вам премию выдавали?

— Жди, выдадут они премию! Догонют да ишо раз выдадут. Премию…

— А Андрею вон микроскоп выдали… за ударную работу… — Голос супруги Ериной упал до жути — она всё поняла.

— Они выдадут! — разорялся в углу пьяный Сергей. — Я в прошлом месяце на сто тридцать процентов нарядов назакрывал… так? Вон Андрей не даст соврать…

Всё рухнуло в один миг и страшно устремилось вниз, в пропасть.

Андрей встал… Взял Сергея за шкирку и вывел из избы. Во дворе стукнул его разок по затылку, потом спросил:

— У тебя три рубля есть? До получки…

— Есть… Ты за што меня ударил?

— Пошли в лавку. Кикимора ты болотная!.. Какого хрена пьяный болтаешься по дворам?.. Эх-х… Чурка ты с глазами.

В эту ночь Андрей Ерин ночевал у Сергея. Напились они с ним до соплей. Пропили свои деньги, у кого-то ещё занимали до получки.

Только на другой день, к обеду, заявился Андрей домой… Жены не было.

— Где она? — спросил сынишку

— В город поехала, в эту… как её… в комиссионку.

Андрей сел к столу, склонился на руки. Долго сидел так.

— Ругалась?

— Нет. Так, маленько. Сколько пропил?

— Двенадцать рублей. Ах, Петька… сынок… — Андрей Ерин, не поднимая головы, горько сморщился, заскрипел зубами. — Разве же в этом дело?! Не поймёшь ты по малости своей… не поймёшь…

— Понимаю: она продаст его.

— Продаст. Да… Шубки надо. Ну ладно — шубки, ладно. Ничего… Надо: зима скоро. Учись, Петька! — повысил голос Андрей. — На карачках, но ползи в науку — великое дело. У тя в копилке мелочи нисколь нету?

— Нету, — сказал Петька. Может, соврал.

— Ну и ладно, — согласился Андрей. — Учись знай. И не пей никогда… Да они и не пьют, учёные-то. Чего им пить? У их делов хватает без этого.

Андрей посидел ещё, покивал грустно головой… И пошёл в горницу спать.

1

Поделиться

Читайте также

Вы наверняка слышали о таких компаниях, как GOOGLE, Apple, Viber, но знаете ли вы, с чего всё начиналось?

С проекта.

На курсе Project Management мы разберём все стадии создания проекта на практике, научимся работать в команде и попробуем реализовать свои собственные проекты. Эти знания пригодятся вам не только в учебе, но и в будущей работе.

Для кого этот курс?

Для старшеклассников и студентов колледжей и техникумов 15-19 лет.

Когда будет проходить?

2 раза в неделю в течение мая (со 2 по 28 мая) с 17.00 до 19.00.

Старт занятий – 2 мая в 17.00.

Где будет проходить?

Мы заботимся о вашем здоровье и точно не будем подвергать вас опасности. Все занятия будут проходить онлайн в программе ZOOM. Не переживайте, если не умеете ей пользоваться – мы научим.

Сколько стоит?

Участие бесплатно.

Регистрация обязательна по ссылке.

Вопросы по тел./вайбер/телеграм +375 (29) 146-51-21.

Организаторы – неформальный студенческий центр «Эволюция» и тайм-клуб «1387».

 

Читать дальше

Будут ли ставить «н» детям, которые остались дома по заявлению? Получат ли школьники оценки за выполненные домашние задания? Первая учебная неделя подошла к концу, но у родителей по-прежнему больше вопросов, чем ответов. А в последние дни в чатах стала появляться информация о том, что после выходных «дети должны появиться на занятиях». Тревожные сообщения приходят из разных школ страны.

«Информируйте родителей о необходимости выхода детей на занятия»

В редакцию TUT.BY прислали два противоречивых документа из средней школы №21 г. Барановичи. В приказе директор требует от классных руководителей донести родителям информацию о том, что заявления о непосещении школы действительны лишь до 3 мая. С 4 мая отсутствие допускается только по медицинской справке. В приказе директор ссылается на распоряжение Управления образования Барановичского горисполкома.

my-ispugany-i-rasteryany-roditeli-iz-raznykh-gorodov-strany-zhaluyutsya-na-davlenie-so-storony-shkoly-1

Родители пожаловались на действия директора и получили ответ, что школа поступает неправомерно, а законные представители детей могут самостоятельно принимать решения о дальнейшей форме обучения детей – очной или удаленной с помощью информационных технологий.

В других школах также появляется информация о «необходимости выхода всех детей на занятия» после выходных. Подчёркивается, что в Беларуси отсутствует система дистанционного обучения.

my-ispugany-i-rasteryany-roditeli-iz-raznykh-gorodov-strany-zhaluyutsya-na-davlenie-so-storony-shkoly-2

В Светлогорске родителям прислали смс с таким содержанием:

Дети должны ходить в школу со следующей недели. В школу могут не приходить только те, кто болен COVID-19, контакты 1 и 2 уровня с предоставлением в школу справки (о заболевании либо о том, что контакт 1 или 2 уровня).

Также в вайбер родителям сбросили памятку от классного руководителям о том, что дети, оставшиеся дома по заявлению, не будут аттестованы за 4-ю четверть. Им поставят отметки за год, исходя из результатов за первые три четверти.

- Мы считаем, что так заставляют наших детей идти в школу. В классе у ребёнка многие родители испугались, что детям придётся сдавать кучу зачётов, поэтому на этой неделе ходили более 15 человек. Мы пока дома, но после таких смс и мы в растерянности.

my-ispugany-i-rasteryany-roditeli-iz-raznykh-gorodov-strany-zhaluyutsya-na-davlenie-so-storony-shkoly-3

В одной из гомельских гимназий родителям предоставили ещё меньше вариантов для обучения. Учиться дома теперь можно якобы только по индивидуальному плану, а перевестись на него дают право только заболевшим детям или контактам первого и второго уровня, рассказывает мама шестиклассника Марина. Вот какие сообщения получают родители:

Согласно приказу Главного управления образования в гимназии будет организовано только 2 формы обучения: очная (дети приходят в школу) и обучение по индивидуальному учебному плану (далее ИУП), согласно ст.167 п.6 Кодексу Республики Беларусь об образовании (...) Основанием для индивидуального учебного плана может быть: справка о болезни или контакт первого и второго уровней. В остальных случаях ИУП не предоставляется. Если ребёнок не ходит в школу, ему ставятся «н», за 4 четверть он не будет аттестован, за год аттестация будет осуществлена по предыдущим трём четвертям.

- У нас такие скандалы в чатах, вы не представляете. Так как мы не «контакты», есть надежда только на то, что в электронных дневниках для детей будут появляться задания, либо же нам придётся самостоятельно заниматься по учебникам. Но вопрос даже не в образовании одного месяца, вопрос самой системы, которая надломилась. Нас пытаются заставить привести детей школу, хотя президент говорил, что дети могут остаться дома по желанию родителей. Я считаю, что тут прежде всего нужно отнестись с уважением к учителям и родителям и не «гасить» детей, которые остаются дома.

Педагоги тоже в растерянности

В начале недели учителя уверенно говорили о том, что им рекомендовано не ставить «н» в журнал детям, которые остались по заявлению дома. И объясняли это тем, что детей будут оценивать:

- Те дети, которые не пришли в школы, занимаются индивидуально с использованием ИКТ. Они присылают учителям работы, учителя их проверяют, ставят оценки. По крайней мере, у нас это делается, и у нас уже по две-три оценки дети «на удалёнке» заработали. Дети не отсутствуют в полном смысле слова, они просто занимаются удаленно. Вот в клеточки журнала оценки им и ставятся. В конце четверти по итогам этих оценок они будут аттестованы.

К концу недели ситуация изменилась, о чём говорит открытое письмо учителей. Автор письма, учитель русского языка и литературы Смолевичской школы Анна Северинец предостерегает Министерство образования от ошибочных решений:

- 24 красавіка шмат хто з маіх калег у школах Беларусі атрымаў праз розныя каналы сувязі інфармацыю (...) аб тым, што ў Міністэрстве прынята рашэнне не атэстоўваць у чацвёртай чвэрці вучняў, якія па рашэнні законных прадстаўнікоў навучаюцца дома пры дапамозе інфармацыйна-камунікатыўных тэхналогій: адзначаць у журналах іх адсутнасць, не выстаўляць у класныя журналы адзнакі за дамашнія работы і тым самым закрыць ім доступ да паўнавартаснага адукацыйнага працэсу. (..._) Калі мы вырашаем пазбавіць дзяцей, што знаходзяцца зараз дома, права на атэстацыю ў апошняй, часцяком вырашальнай, чвэрці, мы тым самым перакрэсліваем той давер, які ёсць паміж намі, настаўнікамі, нашымі вучнямі – і іх бацькамі.

Если верить сообщениям в чатах, учителям сегодня рекомендовали ограничиваться домашними заданиями для детей, которые не ходят в школу. При этом обратная связь необязательна, то есть проверять задания педагоги не обязаны.

my-ispugany-i-rasteryany-roditeli-iz-raznykh-gorodov-strany-zhaluyutsya-na-davlenie-so-storony-shkoly-4

Мы попросили на условиях анонимности прокомментировать ситуацию представителя администрации одной из средних школ Минска. По словам педагога, пока у учителей, как и у родителей, больше вопросов, чем ответов:

- Сейчас «н» мы не ставим никому. А после праздников, возможно, скажут ставить. С аттестацией пока все, как и говорили раньше. Если не будет дополнительных изменений, то ребёнок аттестуется по трем четвертям, если в четвертой отсутствовал по уважительной причине. Является ли причина, указанная в заявлении родителей, уважительной? Надеюсь, что да. Точно, если ребёнок отсутствует вообще без заявления, то это без уважительной причины.

Родителей и детей пугает неразбериха, соглашается педагог из другой школы Минска.

- Пусть бы Министерство образования раздало чёткие указания, как нам оценивать детей, находящихся на домашнем обучении. Дети реально делают домашние задания, высылают их через интернет, передают тетради с заданиями в школу. Но неизвестно, можно ли эти оценки выставлять. Дети задают вопрос: ради чего мы стараемся, если нас аттестуют по трём четвертям? Пока мы ждём распоряжения. Процесс обучения идет.

Учитель не согласна с тем, что родителей вынуждают привести детей в школу.

- Более того, такого вольготного поведения родителей и детей я не видела за 25 лет своей работы. Кто хочет, ходит в школу, при этом не учится (не носит учебников, не выполняет домашние задания). Кто хочет, сидит дома и пересылает задания. На днях директор объявил о том, что родители могут в устной форме через классного руководителя продлить заявление. Поэтому приходится много работать с родителями. Просить, чтобы подтвердили свои намерения или, наоборот, выяснить, кто собирается прийти после праздников в школу.

 

Чиновники: «Никаких новых распоряжений Министерство образования не давало»

TUT.BY задал волнующие вопросы во время прямой телефонной линии первому заместителю министра образования Ирине Старовойтовой.

На вопрос о том, как будут аттестованы дети, которые учатся дома с помощью информационно-коммуникативных технологий, специалист ответила:

- Аттестация детей будет осуществляться в установленном порядке, в соответствии с законодательством. Аттестовать детей за три четверти возможно. Что касается обучения детей дома — это установленный порядок, который существовал и ранее. Никаких изменений, внесений изменений или распоряжений Министерство образования не давало.

Родители по-прежнему могут написать заявление, в котором они обоснуют причину нахождения ребёнка дома.

Заместитель председателя Мингорисполкома Артем Цуран, который курирует вопросы образования в Минске, разъяснил, что решение по аттестации планируют принять после 4 мая.

- По аттестации мы окончательное решение не принимали, всё зависит от того, как мы выйдем на учебный процесс после праздников, 4 мая, какова будет ситуация по школам, по гимназиям, по заболевшим детям. Будем отталкиваться от посещаемости. На данный момент нам чётких установок от Минобразования нет по тому, как мы будем действовать, но мы и договаривались с министром, что подойдём к этой теме.

Ребёнок BY

Фото: aftenbladet.no

Читать дальше

Минздрав: в Беларуси на 25 апреля выздоровели и выписаны 1573 (+453) пациентов, у которых ранее был подтверждён диагноз COVID-19.

Зарегистрировано 9590 (+817) человек с положительным тестом на инфекцию.

Всего проведено 139 тысяч 295 (+8471) тестов.

За весь период распространения инфекции на территории страны умерли 67 (+4) пациентов с рядом хронических заболеваний с выявленной коронавирусной инфекцией.

Коронавирусная инфекция в Беларуси: ситуация на 26 апреля

 

К сведению. Число жертв коронавируса в мире приблизилось к 200 тысячам  человек (195 920). На сегодняшний день зарегистрировано 2 790 986 заразившихся. Рост за сутки составил 82 тысячи случаев (накануне 79,6).

РОО «Белорусское общество лабораторной медицины» безвозмездно получило 939 наборов реагентов для лабораторной диагностики, позволяющих сделать 30 тыс. тестов для выявления COVID-19. Наборы реагентов будут распределены среди лабораторий по республике с учетом их нагрузки в настоящее время. Наборы высокочувствительны и позволяют выявить не менее четырех генов коронавируса.

В РНПЦ спорта по просьбе Минздрава начали работу по тестированию на коронавирусную инфекцию. Открыто два отделения — для проведения ПЦР-диагностики и экспресс-тестов на антитела Covid-19. Готовы проводить до 500 тестов в сутки по каждому из направлений.

Читать дальше