Время читать Чехова: «Беглец»

Это была длинная процедура. Сначала Пашка шёл с матерью под дождём то по скошенному полю, то по лесным тропинкам, где к его сапогам липли жёлтые листья, шёл до тех пор, пока не рассвело. Потом он часа два стоял в тёмных сенях и ждал, когда отопрут дверь. В сенях было не так холодно и сыро, как на дворе, но при ветре и сюда залетали дождевые брызги. Когда сени мало-помалу битком набились народом, стиснутый Пашка припал лицом к чьему-то тулупу, от которого сильно пахло солёной рыбой, и вздремнул. Но вот щелкнула задвижка, дверь распахнулась, и Пашка с матерью вошёл в приемную. Тут опять пришлось долго ждать. Все больные сидели на скамьях, не шевелились и молчали. Пашка оглядывал их и тоже молчал, хотя видел много странного и смешного. Раз только, когда в приёмную, подпрыгивая на одной ноге, вошёл какой-то парень, Пашке самому захотелось также попрыгать; он толкнул мать под локоть, прыснул в рукав и сказал:

— Мама, гляди: воробей!

— Молчи, детка, молчи! — сказала мать.

В маленьком окошечке показался заспанный фельдшер.

— Подходи записываться! — пробасил он.

Все, в том числе и смешной подпрыгивающий парень, потянулись к окошечку. У каждого фельдшер спрашивал имя и отчество, лета, местожительство, давно ли болен и проч. Из ответов своей матери Пашка узнал, что зовут его не Пашкой, а Павлом Галактионовым, что ему семь лет, что он неграмотен и болен с самой Пасхи.

vremya-chitat-chekhova-beglec-1

Иллюстрации А. Давыдовой, 1936 г.

Вскоре после записывания нужно было ненадолго встать; через приёмную прошёл доктор в белом фартуке и подпоясанный полотенцем. Проходя мимо подпрыгивающего парня, он пожал плечами и сказал певучим тенором:

— Ну и дурак! Что ж, разве не дурак? Я велел тебе прийти в понедельник, а ты приходишь в пятницу. По мне хоть вовсе не ходи, но ведь, дурак этакой, нога пропадёт!

Парень сделал такое жалостное лицо, как будто собрался просить милостыню, заморгал и сказал:

— Сделайте такую милость, Иван Миколаич!

— Тут нечего — Иван Миколаич! — передразнил доктор. — Сказано в понедельник, и надо слушаться. Дурак, вот и всё...

Началась приёмка. Доктор сидел у себя в комнатке и выкликал больных по очереди. То и дело из комнатки слышались пронзительные вопли, детский плач или сердитые возгласы доктора:

— Ну, что орешь? Режу я тебя, что ли? Сиди смирно!

vremya-chitat-chekhova-beglec-2

Настала очередь Пашки.

— Павел Галактионов! — крикнул доктор.

Мать обомлела, точно не ждала этого вызова, и, взяв Пашку за руку, повела его в комнатку. Доктор сидел у стола и машинально стучал по толстой книге молоточком.

— Что болит? — спросил он, не глядя на вошедших.

— У парнишки болячка на локте, батюшка, — ответила мать, и лицо её приняло такое выражение, как будто она в самом деле ужасно опечалена Пашкиной болячкой.

— Раздень его!

Пашка, пыхтя, распутал на шее платок, потом вытер рукавом нос и стал не спеша стаскивать тулупчик.

— Баба, не в гости пришла! — сказал сердито доктор. — Что возишься? Ведь ты у меня не одна тут.

Пашка торопливо сбросил тулупчик на землю и с помощью матери снял рубаху... Доктор лениво поглядел на него и похлопал его по голому животу.

— Важное, брат Пашка, ты себе пузо отрастил, — сказал он и вздохнул. — Ну, показывай свой локоть.

Пашка покосился на таз с кровяными помоями, поглядел на докторский фартук и заплакал.

— Ме-е! — передразнил доктор. — Женить пора баловника, а он ревёт! Бессовестный.

Стараясь не плакать, Пашка поглядел на мать, и в этом его взгляде была написана просьба: «Ты же не рассказывай дома, что я в больнице плакал!»

Доктор осмотрел его локоть, подавил, вздохнул, чмокнул губами, потом опять подавил.

— Бить тебя, баба, да некому, — сказал он. — Отчего ты раньше его не приводила? Рука-то ведь пропащая! Гляди-кась, дура, ведь это сустав болит!

— Вам лучше знать, батюшка... — вздохнула баба.

— Батюшка... Сгноила парню руку, да теперь и батюшка. Какой он работник без руки? Вот век целый и будешь с ним нянчиться. Небось, как у самой прыщ на носу вскочит, так сейчас же в больницу бежишь, а мальчишку полгода гноила. Все вы такие.

 

Доктор закурил папироску. Пока папироска дымила, он распекал бабу и покачивал головой в такт песни, которую напевал мысленно, и всё думал о чем-то. Голый Пашка стоял перед ним, слушал и глядел на дым. Когда же папироса потухла, доктор встрепенулся и заговорил тоном ниже:

— Ну, слушай, баба. Мазями да каплями тут не поможешь. Надо его в больнице оставить.

— Ежели нужно, батюшка, то почему не оставить?

— Мы ему операцию сделаем. А ты, Пашка, оставайся, — сказал доктор, хлопая Пашку по плечу. — Пусть мать едет, а мы с тобой, брат, тут останемся. У меня, брат, хорошо, разлюли малина! Мы с тобой, Пашка, вот как управимся, чижей пойдём ловить, я тебе лисицу покажу! В гости вместе поедем! А? Хочешь? А мать за тобой завтра приедет! А?

Пашка вопросительно поглядел на мать.

— Оставайся, детка! — сказала та.

— Остаётся, остаётся! — весело закричал доктор. — И толковать нечего! Я ему живую лисицу покажу! Поедем вместе на ярмарку леденцы покупать! Марья Денисовна, сведите его наверх!

Доктор, по-видимому, весёлый и покладистый малый, рад был компании; Пашка захотел уважить его, тем более что отродясь не бывал на ярмарке и охотно бы поглядел на живую лисицу, но как обойтись без матери? Подумав немного, он решил попросить доктора оставить в больнице и мать, но не успел он раскрыть рта, как фельдшерица уже вела его вверх по лестнице. Шёл он и, разинув рот, глядел по сторонам. Лестница, полы и косяки — всё громадное, прямое и яркое — были выкрашены в великолепную жёлтую краску и издавали вкусный запах постного масла. Всюду висели лампы, тянулись половики, торчали в стенах медные краны. Но больше всего Пашке понравилась кровать, на которую его посадили, и серое шершавое одеяло. Он потрогал руками подушки и одеяло, оглядел палату и решил, что доктору живётся очень недурно.

Палата была невелика и состояла только из трёх кроватей. Одна кровать стояла пустой, другая была занята Пашкой, а на третьей сидел какой-то старик с кислыми глазами, который всё время кашлял и плевал в кружку. С Пашкиной кровати видна была в дверь часть другой палаты с двумя кроватями: на одной спал какой-то очень бледный, тощий человек с каучуковым пузырём на голове; на другой, расставив руки, сидел мужик с повязанной головой, очень похожий на бабу.

Фельдшерица, усадив Пашку, вышла и немного погодя вернулась, держа в охапке кучу одежи.

— Это тебе, — сказала она. — Одевайся.

Пашка разделся и не без удовольствия стал облачаться в новое платье. Надевши рубаху, штаны и серый халатик, он самодовольно оглядел себя и подумал, что в таком костюме недурно бы пройтись по деревне. Его воображение нарисовало, как мать посылает его на огород к реке нарвать для поросёнка капустных листьев; он идёт, а мальчишки и девчонки окружили его и с завистью глядят на его халатик.

В палату вошла сиделка, держа в руках две оловянных миски, ложки и два куска хлеба. Одну миску она поставила перед стариком, другую — перед Пашкой.

— Ешь! — сказала она.

vremya-chitat-chekhova-beglec-3

Иллюстрации А. Давыдовой, 1936 г.

Взглянув в миску, Пашка увидел жирные щи, а в щах кусок мяса, и опять подумал, что доктору живётся очень недурно и что доктор вовсе не так сердит, каким показался сначала. Долго он ел щи, облизывая после каждого хлебка ложку, потом, когда, кроме мяса, в миске ничего не осталось, покосился на старика и позавидовал, что тот всё ещё хлебает. Со вздохом он принялся за мясо, стараясь есть его возможно дольше, но старания его ни к чему не привели: скоро исчезло и мясо. Остался только кусок хлеба. Невкусно есть один хлеб без приправы, но делать было нечего, Пашка подумал и съел хлеб. В это время вошла сиделка с новыми мисками. На этот раз в мисках было жаркое с картофелем.

— А где же хлеб-то? — спросила сиделка.

Вместо ответа Пашка надул щеки и выдыхнул воздух.

— Ну, зачем сожрал? — сказала укоризненно сиделка. — А с чем же ты жаркое есть будешь?

Она вышла и принесла новый кусок хлеба. Пашка отродясь не ел жареного мяса и, испробовав его теперь, нашёл, что оно очень вкусно. Исчезло оно быстро, и после него остался кусок хлеба больше, чем после щей. Старик, пообедав, спрятал свой оставшийся хлеб в столик; Пашка хотел сделать то же самое, но подумал и съел свой кусок.

Наевшись, он пошёл прогуляться. В соседней палате, кроме тех, которых он видел в дверь, находилось ещё четыре человека. Из них только один обратил на себя его внимание. Это был высокий, крайне исхудалый мужик с угрюмым волосатым лицом; он сидел на кровати и всё время, как маятником, кивал головой и махал правой рукой. Пашка долго не отрывал от него глаз. Сначала маятникообразные, мерные кивания мужика казались ему курьёзными, производимыми для всеобщей потехи, но, когда он вгляделся в лицо мужика, ему стало жутко, и он понял, что этот мужик нестерпимо болен. Пройдя в третью палату, он увидел двух мужиков с тёмно-красными лицами, точно вымазанными глиной. Они неподвижно сидели на кроватях и со своими странными лицами, на которых трудно было различить черты, походили на языческих божков.

— Тётка, зачем они такие? — спросил Пашка у сиделки.

— У них, парнишка, воспа.

Вернувшись к себе в палату, Пашка сел на кровать и стал дожидаться доктора, чтобы идти с ним ловить чижей или ехать на ярмарку. Но доктор не шёл. В дверях соседней палаты мелькнул ненадолго фельдшер. Он нагнулся к тому больному, у которого на голове лежал мешок со льдом, и крикнул:

— Михайло!

Спавший Михайло не шевельнулся. Фельдшер махнул рукой и ушел. В ожидании доктора Пашка осматривал своего соседа-старика. Старик, не переставая, кашлял и плевал в кружку; кашель у него был протяжный, скрипучий. Пашке понравилась одна особенность старика: когда он, кашляя, вдыхал в себя воздух, то в груди его что-то свистело и пело на разные голоса.

— Дед, что это у тебя свистит? — спросил Пашка.

Старик ничего не ответил. Пашка подождал немного и спросил:

— Дед, а где лисица?

— Какая лисица?

— Живая.

— Где ж ей быть? В лесу!

Прошло много времени, но доктор всё ещё не являлся. Сиделка принесла чай и побранила Пашку за то, что он не оставил себе хлеба к чаю; приходил ещё раз фельдшер и принимался будить Михайлу; за окнами посинело, в палатах зажглись огни, а доктор не показывался. Было уже поздно ехать на ярмарку и ловить чижей; Пашка растянулся на постели и стал думать. Вспомнил он леденцы, обещанные доктором, лицо и голос матери, потёмки в своей избе, печку, ворчливую бабку Егоровну... и ему стало вдруг скучно и грустно. Вспомнил он, что завтра мать придёт за ним, улыбнулся и закрыл глаза.

Его разбудил шорох. В соседней палате кто-то шагал и говорил полушёпотом. При тусклом свете ночников и лампад возле кровати Михайлы двигались три фигуры.

— Понесём с кроватью аль так? — спросила одна из них.

— Так. Не пройдёшь с кроватью. Эка, помер не вовремя, царство небесное!

Один взял Михайлу за плечи, другой — за ноги и приподняли: руки Михайлы и полы его халата слабо повисли в воздухе. Третий — это был мужик, похожий на бабу, — закрестился, и все трое, беспорядочно стуча ногами и ступая на полы Михайлы, пошли из палаты.

В груди спавшего старика раздавались свист и разноголосое пение. Пашка прислушался, взглянул на тёмные окна и в ужасе вскочил с кровати.

— Ма-а-ма! — простонал он басом.

И, не дожидаясь ответа, он бросился в соседнюю палату. Тут свет лампадки и ночника еле-еле прояснял потемки; больные, потревоженные смертью Михайлы, сидели на своих кроватях; мешаясь с тенями, всклоченные, они представлялись шире, выше ростом и, казалось, становились всё больше и больше; на крайней кровати в углу, где было темнее, сидел мужик и кивал головой и рукой.

Пашка, не разбирая дверей, бросился в палату оспенных, оттуда в коридор, из коридора влетел в большую комнату, где лежали и сидели на кроватях чудовища с длинными волосами и со старушечьими лицами. Пробежав через женское отделение, он опять очутился в коридоре, увидел перила знакомой лестницы и побежал вниз. Тут он узнал приёмную, в которой сидел утром, и стал искать выходной двери.

Задвижка щёлкнула, пахнул холодный ветер, и Пашка, спотыкаясь, выбежал на двор. У него была одна мысль — бежать и бежать! Дороги он не знал, но был уверен, что если побежит, то непременно очутится дома у матери. Ночь была пасмурная, но за облаками светила луна. Пашка побежал от крыльца прямо вперед, обогнул сарай и наткнулся на пустые кусты; постояв немного и подумав, он бросился назад к больнице, обежал её и опять остановился в нерешимости: за больничным корпусом белели могильные кресты.

— Ма-амка! — закричал он и бросился назад.

Пробегая мимо тёмных, суровых строений, он увидел одно освещённое окно.

Яркое красное пятно в потёмках казалось страшным, но Пашка, обезумевший от страха, не знавший, куда бежать, повернул к нему. Рядом с окном были крыльцо со ступенями и парадная дверь с белой дощечкой; Пашка взбежал на ступени, взглянул в окно, и острая, захватывающая радость вдруг овладела им. В окно он увидел весёлого, покладистого доктора, который сидел за столом и читал книгу. Смеясь от счастья, Пашка протянул к знакомому лицу руки, хотел крикнуть, но неведомая сила сжала его дыхание, ударила по ногам; он покачнулся и без чувств повалился на ступени.

Когда он пришёл в себя, было уже светло, и очень знакомый голос, обещавший вчера ярмарку, чижей и лисицу, говорил возле него:

— Ну и дурак, Пашка! Разве не дурак? Бить бы тебя, да некому.

Примечание.

По воспоминаниям брата писателя Михаила Чехова, в рассказе отразились впечатления, полученные Чеховым во время практики в Чикинской больнице в 1884 г. (Чехов в воспоминаниях, стр. 85). Это подтверждает и сестра Антона Павловича, Мария Чехова в своей книге «Из далёкого прошлого» (стр. 34).

1

Поделиться

Читайте также

Наш голосовой помощник Алиса находит общий язык с людьми разных возрастов. В том числе и с маленькими детьми — Алиса может рассказать им сказку, включить песенку, загадать загадку или сыграть в игру. Малыши, которые не так давно начали говорить, произносят слова совсем не так, как взрослые. Поэтому когда-то мы специально учили Алису разбирать детскую речь. Но нам хочется, чтобы Алиса не только понимала детей, но и помогала им говорить лучше.

Сегодня в каталоге навыков Алисы появился детский тренажёр для развития речи. Мы назвали его «Легко сказать». Тренажёр создан с участием педагогов-логопедов. С его помощью дети 5–7 лет могут отработать правильное произнесение шести звуков, которые часто вызывают трудности: это [з], [ц], [ш], [ч], [р] и [л].

Ольга Бобкова, педагог-логопед, стаж работы — 26 лет:

Те или иные дефекты речи встречаются у 70–80 процентов детей. Нарушение звукопроизношения — один из самых лёгких случаев. Скорректировать такое нарушение достаточно просто: сначала ребёнку «ставят» звук, то есть учат произносить его правильно, а затем доводят это умение до автоматизма.

Занятия на тренажёре проходят в форме игры. Играть можно вместе с фиксиками и звуклями. Фиксики — герои одноимённого мультсериала; их голоса знает почти каждый ребёнок. Звуклей мы придумали специально для игры, а озвучили их современные артисты: Даниил Мацейчук из Quest Pistols Show, Катя IOWA и Максим Свобода. Скоро в «Легко сказать» появится ещё один персонаж-звукль — за него будут говорить солистки группы Open Kids.

 

Персонажей легко запомнить: у каждого свой голос, своё имя и свой звук, который он помогает освоить ребёнку. Так, звукль Безошибка — эксперт по звуку [ш], а фиксик Нолик научит правильно выговаривать [р].

Каждому звуку посвящено пять занятий. Они организованы по одной схеме. Сначала персонаж проводит с ребёнком разминку. Она состоит из несложных упражнений, задача которых — разогреть речевой аппарат. Например, ребёнка могут попросить широко улыбнуться, высунуть язык или поцокать.

За разминкой идёт распевка: вслед за персонажем ребёнок произносит припев из повторяющихся слогов. Это позволяет отработать звук в одной из возможных позиций. Последнее задание — спеть куплет песенки. Тексты песенок написали детские поэты по требованиям, составленным логопедами. В песенках изучаемый звук встречается во всех позициях: в ударных, безударных, обратных и прямых слогах.

Ольга Бобкова, педагог-логопед, стаж работы — 26 лет:

Если вы хотите слепить что-нибудь из пластилина, сначала надо покатать его в руках — тогда он станет мягким и податливым. Так же и с речевым аппаратом: ребёнку тяжело выговаривать слова, пока он не сделал гимнастику и не проработал отдельные слоги. Поэтому все уроки в тренажёре строятся по единой схеме: разминка, распевка со слогом в нужной позиции и песенка.

Каждое занятие длится примерно пять минут. Это оптимальная продолжительность — ребёнок не успевает утомиться и сохраняет способность к концентрации. Впрочем, заниматься с фиксиками и звуклями весело: они рассказывают интересные истории и выдают за успехи награды — раскраски.

Занятия составлены так, что их можно проходить в произвольном порядке. Кто-то, возможно, захочет осваивать в тренажёре все звуки подряд, а кто-то — тренировать именно тот звук, который малыш сейчас изучает с логопедом.

Ольга Бобкова, педагог-логопед, стаж работы — 26 лет:

Вовремя выявить и скорректировать нарушения речи очень важно — это позволит избежать проблем в будущем. Во-первых, ошибки отражаются на письме: ребёнку с фонетико-фонематическим недоразвитием плохо даются слова вроде «учительница» или «зайцы». Во-вторых, таким детям трудно читать вслух стихи. Кроме того, дефекты речи порой вызывают насмешки ровесников. Наконец, речевые нарушения могут сказаться и на выборе профессии. К нам приходит много взрослых людей, которые стесняются вести совещания или выступать на публике.

Тренажёр «Легко сказать» доступен в умных колонках с Алисой и в мобильных приложениях Яндекс, Браузер и Навигатор. Тренироваться можно в любом месте: дома, в детском саду, в гостях или даже в машине. Чтобы запустить тренажёр, просто попросите: «Алиса, включи навык „Легко сказать“».

yandex.ru

Читать дальше

5 марта 2020 года «Белпочта» в отделениях почтовой связи республики проведёт акцию «Весенний комплимент».

Так, все желающие (физические лица) в этот день могут приобрести (в местах проведения акции) простые почтовые карточки или открытки в конвертах (до 20г) и поздравить любимых мам, бабушек, жен, дочерей, а сотрудники предприятия бесплатно доставят эти послания в любую точку Беларуси!

Безусловно, праздничная открытка с тёплыми словами станет приятным сюрпризом для каждой представительницы прекрасного пола к празднику 8 Марта.

В Бобруйске акция пройдёт 5 марта с 11 до 12 часов в отделении почтовой связи по ул. Минской, 21 (Дом связи).

 

Читать дальше

Об этом сообщила сегодня журналистам на форуме «Умные устойчивые города: от концепции до реализации» заместитель начальника управления реализации государственных ИКТ-проектов и закупок Минсвязи Елена Шорр, передаёт корреспондент БЕЛТА.

Правительство поставило задачу точечно начинать цифровизацию, поскольку планово по всей стране сразу сделать невозможно.

Начали с пилотного проекта (по внедрению концепции «умного города». – Прим. БЕЛТА) в Орше в 2019 году, сделали адаптацию типовой концепции. В этом году планируется её внедрить ещё в 10 городах:

  • Барановичах,
  • Бобруйске,
  • Борисове,
  • Лиде,
  • Молодечно,
  • Мозыре,
  • Новополоцке,
  • Пинске,
  • Полоцке,
  • Солигорске.

Также в 2020-2021 годах намерены внедрить концепцию в Минске.

 

По её словам, цифровизация предполагается как проект республиканского масштаба. «Мы видим некий проект, который развивается от пилотного и масштабируется на всю страну», – отметила Елена Шорр, уточнив, что реализовывать задуманное будут исходя из возможностей финансирования.

Форум «Умные устойчивые города: от концепции до реализации» проходит 3-5 марта в Минске. Организаторами выступают Международный союз электросвязи, ОАО «Гипросвязь» при поддержке Министерства связи и информатизации Беларуси.

Читать дальше