Пять неожиданных фактов о фильме «Уроки фарси», который снимали в Бобруйске

Когда секретарь Американской киноакадемии впервые взяла в руки статуэтку, которой награждали лауреатов премии упомянутой киноакадемии, она воскликнула что-то вроде «Вылитый мой дядя Оскар!»

Так приз получил имя, а списки тех, кто за призом выстраивался в очередь, стали напоминать астрономический атлас — звёзды, звёзды, звёзды...

Белорусы также хотят иметь «Оскар»... Кто же его не хочет… Последние годы мы даже попадали в премиальную очередь. В 2018-м в номинации «Лучший иностранный фильм» засветился «Хрусталь» Дарьи Жук, в 2019-м — документалка «Дебют» Анастасии Мирошниченко. В этом году Беларусь представляет лента «Уроки фарси», которая уже засветилась на Берлинале и Московском кинофестивале, и если бы не пандемия, заявилась бы ещё на десятках кинофестивалей мира и собрала зрителей в кинотеатрах...

Блага плоды сопродукции России, Германии и Беларуси. Снимал фильм американский режиссер, который родился в Украине, Вадим Перельман. Съёмки происходили в Беларуси. Сюжет — тот, который вынуждает сравнивать с такими всемирно известными фильмами, как «Список Шиндлера», «Пианист», «Жизнь прекрасна».

Холокост. Фашизм. Жертвы и палачи. Человечность и бесчеловечность. И вопрос исторической памяти, который для белорусов актуален чрезвычайно.

Что же, давайте вспомним, чем особенна эта лента.

Сценарист нашёл сюжет в пятнадцатилетнем возрасте

Илья Цофин, российский сценарист, рассказывает, что сюжет для этого фильма он нашёл, ещё когда ему было пятнадцать лет. Читал какой-то советский журнал — даже точно не вспомнит, какой, возможно, «Вокруг света». Там и прочитал рассказ о еврее, узнике фашистского концлагеря, который, чтобы уцелеть, выдал себя за перса и учил одного из своих охранников персидскому языку, сам его не зная, выдумывая на ходу. История та врезалась в память, герой вызвал восторг — нужно быть почти гением, чтобы вот так придумывать правдоподобно язык, держать в памяти слова и правила, чтобы тебя не разоблачили...

Прошло время, и уже известный сценарист Илья Цофин написал сценарий на тот сюжет. Им заинтересовался известный продюсер и режиссер Тимур Бекмамбетов, который взялся за переговоры со студиями. Однако, как рассказал Цофин берлинскому радио, известная киностудия поставила условие: надо представить доказательства, что в основе — настоящая история! Сценарист перелопатил в Московской «Ленинке» все подшивки советских журналов. Не нашёл ту публикацию, что впала в память в подростковом возрасте. Нанял человека, который продолжил поиски — напрасно. А потом выяснилось, что в истории литературное происхождение — а именно пересказ рассказа писателя из ГДР Вольфганга Кальхаазе «Изобретение языка», который иногда можно встретить под названием «Персидский для капо». Авторские права были куплены, но притом Кальхаазе утверждал, что в основе его повествования как раз реальная история!

Цофин придал сюжету колорита. Бельгийского еврея Жиля Кремье вместе с другими жертвами везут в грузовике к месту расстрела. В машине один из товарищей по несчастью выменивал у него бутерброд на книжку персидских сказок. Именно эта книжка спасет Жилю жизнь — как подтверждение, что он, смуглый и глазастый, не еврей, а перс. А заведующему «пищевой части» в концлагере повару Клаусу Коху как раз пригодился учитель фарси — Клаус мечтает открыть ресторан в Тегеране.

Местами съёмок были Бобруйская крепость и Микашевичский карьер

Название концлагеря, где происходит действие, в фильме весьма условное — «Jedem das Seinе», в переводе «Каждому своё». А конкретное место остаётся на символическом уровне, «где-то в Европе», то есть всё это могло произойти, где угодно. Но съёмки происходили в основном в Бобруйске, и местные жители заняты там в массовых сценах.

База для актеров массовки находилась в одном из корпусов Бобруйской крепости. Бобруйчане на какое-то время превращались в узников с жёлтыми звёздами на груди и конвоиров. К ним присоединялись жители Минска, Осипович, Жлобина, которые также хотели принять участие в съёмках... Отдельные сцены снимали в лесу возле деревни Думановщина в Бобруйском районе.


Читайте также: В Беларуси выходит в прокат фильм «Уроки фарси», снимавшийся в Бобруйске


Были и съёмки в карьере в Микашевичах, принадлежащем предприятию «Гранит». Там, кстати, вообще любят снимать фильмы — атмосферно, живописно... Глубина в сотне метров, скалы, камни, водопады. Как не в Беларуси. Здесь «узники концлагеря» работали, сновали с тачками и кайлами. Кстати, говорят, что использованные во время съёмок декорации можно увидеть и сегодня, в Бобруйской крепости — они были подарены городу.

 

Для фильма придумали настоящий отдельный язык, основанный на именах жертв Холокоста

А вот то, что выводит фильм за рамки жанра и превращает в, считайте, философский проект — это то, что для него специально создали несуществующий язык, фейк-фарси.

  • Все знают эсперанто, придуманный польским окулистом Заменгофом. Но есть в истории вымышленные языки, которые издавались за существующие, — такой язык называется канланг.
  • В XVIII веке жил авантюрист Джордж Салманазар, выдававший себя за уроженца острова Формоза — Тайваня. Его даже Оксфордский университет нанял, чтобы тот переводил на формозский язык (который Салманазар не знал) религиозную литературу. И переводил же! В сети можно найти молитву «Отче наш» на формозском языке в переводе Салманазара.
  • Самый известный, однако, изобретатель несуществующих языков — автор книг о хоббитах и эльфах Толкиен. Он, опытный лингвист, для своего литературного проекта придумал 15 языков, на которых разговаривают народы фэнтезийного окружения. Два из них, квенью и синдарин, язык эльфов, профессор Толкиен разработал настолько, что сегодня можно их изучить и общаться на них с такими же «толкиенутыми».
  • Берроуз придумал язык обезьян Мангани, на котором говорит Тарзан.
  • Ричардс Адамс в сказочной повести «Обитатели холмов» разработал для своих героев язык «лапн».
  • У Джонатана Свифта Гулливер в стране великанов должен усвоить местный язык «гуигнгнм», в котором нет слов, обозначающих человеческие недостатки.
  • ...Толкиен, кстати, в 1931 году подготовил доклад о том, как правильно конструировать языки. Нужно сохранить три необходимых пункта. Языку нужна история. Язык должен быть эстетически приятен на слух. Языку нужна грамматика.

Создатели фильма отнеслись к созданию псевдо-персидского с энтузиазмом. Был нанят молодой лингвист из МГУ Антон Киров, который разработал фейк-фарси по всем правилам. Там есть грамматика, орфография, словарь из шестисот слов. Правда, в фильме звучит, что под руководством Жиля Кох выучил две с половиной тысячи слов фейк-фарси. Именно на территории искусственного языка повар концлагеря и узник могут выйти за свои роли. Кох пишет на фейк-персидском стихи. «Я люблю тебя» на этом языке звучит как «Или бар онай ау».

А ещё удивительная деталь: для создания языка Жиль использует имена узников концлагеря из тетради учёта, которую поручили ему вести. Таким образом превращает искусственный язык в огромный мемориал. И в конце, когда с помощью Коха ему удаётся убежать и попасть к антифашистам и у него спрашивают, помнит ли он имена кого-то из жертв лагеря, Жиль отвечает, что помнит 2840 имен. Весь словарь псевдо-персидского.

И в жизни режиссёр также совершил такой мемориал, предложив лингвисту использовать при придумывании слов реальный список имен жертв Холокоста. Это уже Борхесовские конструкции: пока Клаус Кох верит, что знает фарси и будет на нем разговаривать, будут звучать имена убитых.

Режиссёр случайно поймал бобруйский туман

Жители Беларуси, принимавшие участие в съёмках, с нетерпением ждали массового проката фильма, несмотря на препятствия пандемии, чтобы узнать себя в впечатляющих кадрах. Познаётся там и природа Беларуси... Хотя иногда это сделать трудно, благодаря «магическому хрусталю» искусства.

Например, есть в фильме сцена, когда Жиль в сопровождении лагерного конвоира выходит выбрасывать мусор, а всё застилает почти сюрреалистический туман. Когда Вадима Перельмана в «Российской газете» спросили, каким образом ему удалось добиться такого эффекта, тот ответил: «Это вообще было чудо. Мы снимали в Бобруйске, и у нас на этот день были назначены другие съёмки. На кухне. Пока все к ним готовились, я вышел покурить. Посмотрел на эту дорогу.

pyat-neozhidannykh-faktov-o-filme-uroki-farsi-kotoryi-vydvinut-ot-belarusi-na-oskar

А там за деревьями метров 20 постройки — гаражи «совковые», которые сохранились ещё с 60-х годов прошлого века. Оранжевые, красные — мы туда камеру даже не направляли, старались не смотреть. И вот я выхожу, смотрю... и обалдел даже. Быстро побежал к рации: «Всех-сюда! Камеру — сюда! Где бочка?» Бочка с отходами вообще не должна была быть в кадре в этот день. Я говорю: «Быстренько её собирайте, колеса надо прикрутить. Всё сейчас уйдёт!» Костюмы тоже были другие... Все забегали. Это было начало смены — часов 7–8 утра. К 10–11 мы все отсняли. И обычно этот туман развеивается солнцем. Но он стоял весь день. И мы тогда сняли ещё и обе сцены на плацу — когда утром ходят солдаты».

«Очень повезло» — так описывает режиссёр свой роман с бобруйским туманом.

Сценарий написали на русском языке, перевели на английский, на площадке пользовались немецким

Языковой вопрос и сохранение исторической памяти — болезненные и актуальные для белорусов во все времена. Сколько раз нас вынуждали не быть собой, белорусский язык скрывали, стеснялись или боялись ею пользоваться...

С другой стороны, здесь, на пересечении европейских путей, встречались культуры и конфессии, употреблялись в одних местах и местечках. Такая мультикультурность образовалась и на съёмочной площадке «Уроков фарси».

Как уже упоминалось, фильм — проект трёх стран, а режиссёр — американец украинского происхождения. Оператор Владислав Апельянц — из России, исполнитель роли Жиля Науэль Перес Бискаярт — аргентинец, исполнитель роли Коха — немец Ларс Айдингер.

Сценарий Илья Цофин изначально написал на русском языке. Впоследствии был переведён на английский. Но на съёмочной площадке пользовались в основном немецким языком. О присутствии фарси знаем. Основная тема — Холокост, судьбы евреев. Но Вадим Перельман утверждает, что фильм — о взаимодействии между людьми и доверии.

А ещё создатели фильма хотели, чтобы каждый зритель запомнил хоть одно слово вымышленного Жилем языка — и тем присоединился к возвращению памяти.

Что же, нам остаётся ждать. 93-я церемония вручения премии «Оскар» состоится 25 апреля 2021 года.

1

Звязда

Поделиться

Читайте также

10 марта 2020 года в бобруйском Центре досуга и творчества открывается выставка Марины Таплёнкиной «Весны чарующая сила», работа которой продлится до конца месяца.

О мастере

Таплёнкина Марина Владимировна родилась 18 января 1966 года в Бобруйске. Училась в средних школах №11 и №12. После окончания школы в 1983 году поступила в Могилёвский технологический университет (сейчас государственный университет продовольствия).

Закончила университет в 1988 году, став химиком-технологом, хотя мечтала быть врачом, как мама Элеонора Васильевна, которая 43 года работала врачом в санатории имени В. И. Ленина. Отец Владимир Иванович – лётчик. Уйдя в отставку, работал в театре драмы и комедии им. В. И. Дунина-Марцинкевича.

У Марины Владимировны дружная семья: муж Виктор, главный механик ОАО «ТАиМ», дочь Ирина, основательница студии «Сальма», сын Николай, студент Бобруйского лесотехнического колледжа, внучка Арина.

На увлечение Марины Владимировны повлияла мама, научила дочь-школьницу вышивать и вязать.

 

Об экспозиции

На выставке «Весны чарующая сила» в основном все работы – вышивка крестиком. Выполнение креста требует большой точности в счёте ниток, ошибка ведёт к смещению рисунка. Как и в судьбе человека, переплетение светлых нитей с тёмными делают неповторимый путь.

Четыре года назад Марина Владимировна вернулась к детскому увлечению и взялась за творчество с новыми силами. Вышивание позволяет успокоиться и отбросить лишние мысли. Большая любовь, зарядка и отдушина от города - домик на даче, где выращивает уток, пчёл, карасей и раков. Это и даёт вдохновение для картин, где преобладают пейзажи и животные.

Но вышивка не единственное увлечение нашей героини, есть ещё музыка, ведь в детстве окончила музыкальную школу по классу фортепиано. Дома есть синтезатор. Когда на душе есть переживания хорошие или не очень, Марина Владимировна начинает импровизировать, сочиняя музыку.

«Могу гордиться, что честно училась и работала, вырастила замечательных детей, у них есть стремления и они достигают поставленных целей».

1

Читать дальше

В преддверии Международного женского дня в Бобруйском технологическом колледже прошёл традиционный конкурс красоты и грации «Мисс колледж –2020». В этом году за почётное звание боролись 8 участниц.

Несмотря на пасмурную погоду, в актовом зале колледжа царила поистине волшебная атмосфера и праздничное настроение. Девушкам предстояло не только блеснуть природной красотой и обаянием, но и раскрыть многогранность своих талантов в разнообразных конкурсах.

Для жюри выбрать победительницу оказалось непросто. Петровая Лиана, Казакевич Анастасия, Ширяева Анастасия, Матюшёнок Ангелина, Астапович Дарья, Тамкова Ангелина, Бублевич Эвелина – все конкурсантки оказались целеустремлёнными и умными девушками, которые готовы на всё, чтобы победить.

По результатам пяти конкурсов почётный титул «Мисс колледж – 2020» завоевала учащаяся группы №31 Курлянчик Анастасия.


Читайте также: Конкурс «Мисс & Мистер Олимпия Kids Model Fit» пройдёт в Бобруйске


Все участницы конкурса награждены ценными подарками от ученической профсоюзной организации, а победительницы, занявшие 1-е, 2-е и 3-е место получили в награду подарочные сертификаты от Ленинской районной организации ОО «БРСМ».

Прекрасные творческие выступления «ФриАРТ», вокальной студии и студии ведущих порадовали присутствующих.

1

 

По материалам сайта БГТК

Читать дальше

Не на кого оставить малыша? Некогда вспомнить о себе и своей фигуре, начать уделять время тренировкам? Специально для мам в фитнес-клубе «Ева»  (филиал по ул. Чонгарская) есть группа «Мама и малыш». Позаботьтесь не только о любимом малыше, но и о себе!

  • Пятница 10.00
  • Инструктор: Наталья Карпова
  • Ребёнок от 3 месяцев

Звонки 233 с участием!

Как проходит фитнес-тренировка Мама+Малыш

  • Вы занимаетесь (силовая тренировка без или с небольшим воздействием интенсивного кардио);
  • максимально комфортные условия не только для мамы, но и для малышей: игрушки, питьевая вода, салфетки и другие средства гигиены;
  • ваш малыш играет рядом, вы не волнуетесь – вы уверены!

Результат тренировок

  1. Снижение веса.
  2. Уменьшение твердости прослойки.
  3. Проработка проблемных зон.
  4. Приобретение рельефности мышц.
  5. Укрепление костно-мышечных структур.
  6. Увеличение выносливости и силы.

Читайте также: Если ребёнку нужна помощь логопеда, дефектолога или психолога


1

Читать дальше