Лето повышенной опасности. Как избежать детских травм дома и на улице

С какими детскими травмами врачам приходится чаще всего иметь дело? Какие игры и развлечения наиболее опасны и требуют повышенной осторожности и внимания? Есть ли способы свести риск детского травматизма к минимуму? С наступлением летних каникул актуальность этих вопросов выходит на передний план.

О проблеме детского травматизма, как она есть, и о правилах безопасного поведения расскажут специалисты на портале Здоровые люди.

Опасный возраст

Несмотря на то, что в целом количество детских травм за последние 10 лет снизилось почти втрое, уровень повреждений от внешних причин по-прежнему остается высоким и занимает третье место в структуре детской заболеваемости.

Ежегодно в Беларуси регистрируется порядка 750 тысяч травм, из них 150 тысяч – у детей в возрасте от 0 до 17 лет включительно. Около 70 детей остаются инвалидами… В некоторых случаях травмы приводят к невосполнимой утрате. Так, в прошлом году из-за полученных травм погибли 127 детей, из них 22 – в возрасте до 1 года.

Самый травмоопасный возраст – 10-13 лет, почти 45 тысяч зарегистрированных случаев травматизма приходится именно на него. На втором месте дети в возрасте от 5 до 9 лет, на третьем – 15-17-летние подростки.

Из всех детских травм с огромным отрывом (75%) лидируют травмы конечностей – ушибы рук и ног, вывихи, растяжения, переломы. 12% случаев приходится на повреждения головы и шеи. Остальное занимают прочие травмы – переломы позвоночника, травмы внутренних органов, ожоги, отравления, множественные травмы.


Читайте также: «Даже если ребёнок умеет плавать, его нельзя оставлять одного»: инспектор МЧС о безопасном отдыхе на воде


За последние годы увеличилось количество и появились новые виды травм, полученные при прыжках на батуте, катании на тюбингах, роликах и скейтбордах, электросамокатах и электроскутерах, моноколесах и т. д. Если структурировать по месту и механизму их получения, то оказывается, что преобладают бытовые (почти 55%) и уличные травмы (34%). Значительно реже встречаются спортивные, школьные, транспортные, насильственные и прочие.

В организованной обстановке, так скажем, где есть контроль и надзор за детьми со стороны взрослых (школа, спортивная секция, летний лагерь), вероятность несчастных случаев и травм крайне низкая. Но когда ребенок предоставлен сам себе (на игровой площадке, на улице, дома в отсутствии родителей), риск травматизации многократно возрастает, что и показывает статистика.

Профилактика детского травматизма. Запрещая – объясняй

Дети младшего возраста чаще всего попадают в травмирующие ситуации или погибают по недосмотру. Бусины, мелкие игрушки, монеты, лего, пуговицы, любые мелкие предметы из обихода – объекты повышенного интереса для малышей. Они тянут их в рот и проглатывают.

Попадание инородных тел в дыхательные пути приводит к асфиксии – самой частой причине гибели детей дошкольного возраста. Каждый год фиксируются случаи проглатывания магнитных шариков с самыми негативными последствиями, но родители с необъяснимым упорством продолжают покупать опасную игрушку своим детям.

 

Большой риск для здоровья и жизни малышей несут также маленькие батарейки: попадая в дыхательные пути, они приводят к асфиксии, в пищеварительный тракт – к тяжелейшим ожогам. Москитные сетки – это вообще бич нашего времени…

Единственный способ борьбы с травмами детей во всех перечисленных случаях – настороженность, внимательность и ответственность родителей.

  1. Не оставляйте детей одних в любом месте, которое для них может быть потенциально опасно: в ванной комнате при купании, на детской площадке, на берегу открытых водоемов и тем более в воде, даже в собственной квартире до тех пор, пока не будете абсолютно уверены, что они точно знают правила безопасного поведения и умеют их применять на практике. Дошкольников и младших школьников не оставляйте без надзора ни при каких обстоятельствах. Помните очень точный слоган спасателей: дети не ищут опасности, они просто играют.
  2. Окно и подоконник – не место для игр. Это правило должно быть незыблемо, если вы всерьёз беспокоитесь о безопасности. Мебель в квартире должна быть расставлена таким образом, чтобы у ребёнка не было возможности забраться на подоконник.
  3. Не храните в зоне доступа бытовую химию, лекарства, спички, острые колющие и режущие предметы.
  4. Не оставляйте детей одних в автомобиле, даже если вы отлучаетесь ненадолго.
  5. В стремлении облагородить окружающее пространство, декор дома рассматривайте обустройство с точки зрения безопасности: например, не станет ли искусственный водоём на придомовом участке или открытый камин в гостиной ещё одним потенциально опасным местом для ребёнка и т. д.
  6. Не забывайте о правиле вытянутой руки, которое врачи и спасатели считают едва ли не самым главным для предотвращения детского травматизма. Малолетний ребёнок должен всегда находиться в поле зрения родителей, причём на расстоянии, при котором взрослому достаточно было бы протянуть руку при внезапно возникшей опасной ситуации, чтобы предотвратить беду.

Читайте также: Купание в жару: что нужно знать о безопасности детей на воде


Конечно, в первую очередь важно заниматься воспитанием и ликбезом основ безопасного поведения у детей. Воспитание – это не наказание, а убеждение и личный пример. То есть мало просто запретить ребёнку приближаться к открытому огню, совать руки в работающие механизмы карусели или в розетку, трогать бытовую химию и прочее.

Важно объяснить, почему так делать нельзя, рассказать, чем это может быть опасно. Парадокс в том, что все дети знают, что им нельзя, но далеко не все знают, почему именно нельзя. А это, как говорится, две большие разницы. Ведь то, что просто нельзя, – в понимании детей всё-таки немножечко можно.

1

Поделиться

Читайте также

Отделение дневного пребывания для граждан пожилого возраста территориального Центра социального обслуживания населения Первомайского района Бобруйска приглашает неработающих жителей района в возрасте 60 лет и старше в кружки и клубы по интересам.

Здесь можно приобщиться к активному образу жизни, развить творческие способности, повысить культурный и образовательный уровень, разнообразить досуг и расширить круг общения.

На базе отделения работают кружки, секции и клубы по направлениям:

КРУЖКИ  

­«Гигабайт»

Обучение работе на планшете и мобильном телефоне на операционной системе Android

«Компьютерная азбука»

Обучение пользованию персональным компьютером и Интернетом

«Тонус»

Обучение дыхательной гимнастике по методу Стрельниковой, суставной гимнастике по методу Норбекова поддержание двигательной активности, пропаганда здорового образа жизни

«Аэробика»

Занятия по классической аэробике

«Йога»

Комплекс физических упражнений

«Школа танца»

Обучение различным танцевальным стилям и направлениям

«Вдохновение»

Обучение вокальному искусству

«Фитнес для мозга»

Профилактика когнитивных нарушений

 

СЕКЦИИ
(на безвозмездной основе, 1 раз в неделю)

«Ладья»

Объединение любителей игры в шашки и шахматы

«Пинг–понг»

Объединение любителей игры в настольный теннис

«Скандинавская ходьба»

Школа приверженцев спортивно-оздоровительной ходьбы

«АВС»

Практика устной и письменной речи на английском языке

КЛУБЫ
(на безвозмездной основе, 1-2 раза в месяц)

«Народные ремёсла»

Обучение технике плетения из лозы, соломки, газетных трубочек, освоение техники кумихимо

«Текстильная кукла»

Изготовление авторских кукол из ткани

«Вышивка лентами»

Обучение технике вышивки шёлковыми и кружевными лентами, объёмной вышивки, декорирования бисером и стразами

«Творческая группа 18+»

Сообщество творческих людей, обладающих вокальными и артистическими способностями

«Волшебный клубок»

Обучение вязанию крючком и на спицах 

«Лира»

Сообщество людей, увлеченных литературой, площадка для совместного чтения и обсуждения книг, обзора книжных новинок

«Дачник»

Объединение садоводов и огородников (полезные советы по растениеводству)

«Радость движения»

Объединение любителей велопрогулок

«Гармония»

Психологический клуб для повышения жизненных ресурсов человека

«Мир игр»

Группа любителей настольных игр

«Школа православия»

Место встречи для духовного общения, знакомства с основами Православия и православной культурой

Уважаемые жители Первомайского района! Если вы находитесь на заслуженном отдыхе, полны сил, энергии и энтузиазма, будем рады видеть вас в отделении.

Контактный телефон 8(0225) 72-73-66.

1

Администрация Первомайского района г. Бобруйска

Читать дальше

Верный способ – отдать его увлечённому своему делу педагогу. Именно о таком учителе Бобруйска и пойдёт речь.

Людмила Добровольская – человек в городе известный. Учитель, педагог от Бога, увлеченный краевед и просто любящая Беларусь и белорусов женщина. Предлагаем вам ее рассказ-размышление о своем пути, работе с воспитанниками в Центре туризма, экскурсиях и экскурсиях для детей и молодёжи Бобруйска . У ваших детей есть уникальная возможность быть рядом с Людмилой Николаевной во время археологических раскопок и путешествий по родной стране, научиться быть патриотами и гражданами своей страны – и просто ЧЕЛОВЕКОМ.

…Я пытаюсь рассказать о своём направлении. Честно пытаюсь сделать рекламу с целью поиска «моих» блоков.

В общем-то, их всегда достаточно, но тех, с кем можно заниматься краеведением по-настоящему, – с каждым годом всё меньше и меньше. У меня уже занимаются дети с помощью моих кабелей, и их родители приходят, смотрят наши старые дневники походов и экспедиций, фотографии и фильмы, смотрят на своих детей и... вздыхают. Правительство, все дети интересны и дороги. Но краеведение – это сложно...

Я работаю в Центре туризма, крае экскурсий и экскурсий уже 28 лет. По образованию учитель истории и художник ДПИ (декоративно-прикладное искусство).

В бескрайнем краеведческом поле мои знания и интересы помогают детям путешествовать по родной Синеокой в ​​самых разных направлениях. Были краеведческие экспедиции (очень длительные – по 18 дней) на месте, в котором художник ХІХ века Наполеон Орда рисовал. А это замки, парки, усадьбы, дворцы, монастыри и храмы. Мы даже пытались нарисовать то, что досталось нам спустя 200 лет. С 1998-го по 2008 год мы обошли/объехали пол Беларуси. Мечтали о Литве и Варшаве, Вильнюсе и Париже… Что ни говорили, отбрасывая пугающие политические аспекты, места этого влияния с нашей страной. Да и кто из любителей вояжей не капитан побывать в этих и других соседях городах?! А по рисункам Орды у нас в Беларуси уже два замка, одно имя восстановлено. Также можно поднять из руин многие костёлы и церкви, утерянные архитектурные жемчужины.

По итогам моей просветительской работы я приняла участие в международной конференции, посвящённой 200-летию земляка – патриота, музыканта, художника, просветителя Матеуши Тадеуши Наполеона Орды…

Параллельно с этой темой я очень много сотрудничала с археологами Национальной академии наук РБ. Да. И объясняется это тем, что когда наш городской (единственный) музей переезжал из старой тесной квартиры по Пушкина на площадь Победы, требовалось расширить его экспозиции... К нам на Бобруйщину археологи поехали прямо косяками. Трудно перечислить все экспедиции от 1992-го года. Но я продолжаю их организовывать по настоящее время. И как я это делаю - можно увидеть в фоторепортаже Александра Чугуева в нашем «Вечернем Бобруйске» от 23 июля 2020 г., в видеороликах на ютубе, в публикациях нашей корпоративной «Настаўніцкай газеты» от 25 августа 2020 г. (кстати, она (Н. г.) даже наградила меня за многолетнее сотрудничество).

Я всегда начинаю именно с этих «великих дел», придя в классы к детям, когда делаю набор. Но увы, наше сотрудничество с ними заканчивается скоро. Дорогие родители знают, что где-то в 8-9-11-... ну максимум 12 лет детская пытливость, здоровая любознательность и контакт с реальным миром вскоре заканчиваются. Ребятишек – и из начальной школы, и средней, и старшей – достаточно много для обычных прогулок в лес. Как говорят иногда с горечью коллеги, попрыгать через костёр и пожарить мамины сосиски – для этого «туризма» собрать детей труда не составляет.

Если вы ещё продолжаете читать моё эссе, то я просто расскажу вам, чем я занималась с учениками в последнем учебном году. Ребята были новичками. Из классов 8-х и 9-х. Обычные, весьма. Не отличники, как те, что ушли в студенты из последнего выпуска. Очень любознательны, добры и отзывчивы душой.

Программа наша сложена 50 на 50 – Туризм и Краеведение. Я знакомлю детей с основами туризма (снаряжение, движение по карте, препятствия, медицинская помощь, узлы, топографические карты, соответственно). Ну вот, как видите, много всего. По этому разделу у нас много соревнований. Они и названы так – очень красиво – «Властелин леса». За год мы 5-6 раз в соревнованиях отрабатываем, сдаём зачёт как бы. Для того чтоб справиться с «поставленными задачами», много ходим, учимся разжигать костры, готовить обеды по-туристски, вяжем узлы и т. д., и т. д.


Читайте также: Дворец искусств приглашает в свои коллективы творческих бобруйчан


С краеведением на-а-амного сложнее. Тут ва-аще встречаю забавнейшие вещи. Например, дети уровня 8-го класса не знают, где в Бобруйске площадь Ленина. Они совсем не передвигаются по городу, их возят в авто родители. И вот мы открываем город для себя. Что уж тут говорить о погружении в историю? Об исторических периодах в жизни нашего 633-летнего Бобруйска, о следах этой истории на челе нашего родного города?

А ведь в программе и Бобруйщина есть, и земляки... Вот, привлекательный такой дядя стоит у «Чырвоной вежы» – кто он? Даже студент из БГУ столичного внятно не объяснит, за какие заслуги мошенник и мелкий жулик товарищ Балаганов удостоился такой чести?

Вот у нас уже целый год работает проект «5000 шагов по любимому городу» – экскурсии для всех желающих по Бобруйску. Не для детей. Для взрослых. Да маловато очень этих взрослых к нам приходят. Не развлечение это – это серьёзный взгляд на окружающий мир.

Но для детей мы делаем и очень увлекательные вещи, например:

  • И ориентирование по крепости «Цитадель»,
  • и квесты по городу «Тёплые буквы»,
  • и фэст экскурсовода для тех же школьников…

И поездки «на войну в Рогачёв» – освобождение этого города в феврале: везём детей. Это делаем большими группами.

 

Но за один год мои школьники узнали… я буду перечислять просто:

  1. Много тропинок в окрестных лесах и как по ним не заблудиться.
  2. Что Масленицу можно справлять в лесу по-настоящему с куклой Зимы, которую можно тут же сделать из сухой травы и блинов напечь прям на костре для всех.
  3. Что в Рогачёве есть не только сгущёнка, но и красивое городище, и обалденный экскурсовод дядя Саша, и по музею с ним здорово гулять!
  4. Что в соседних Осиповичах музей уютный и гостеприимный. Да, мои новички принимали участие в научно-практической конференции. Я выступала с докладом «Общее в истории соседей». А дети иллюстрировали нашу, бобруйскую, историю. Тут её являли своими рассказами и в образах (костюмах) и дреговичанка Янка, и два князя-брата Ягайло и Скиргайло, и королева Цецилия Рената, и призрак Наполеона, и красноармеец. О последнем в крепости столько повествований можно найти!!
  5. Мои ученики познакомились с Гомелем и дворцом Румянцевых-Паскевичей. Ехали туда, чтоб посмотреть археологическую выставку из экспедиций всей Гомельщины. Трудно было, потому как этот дворец затмил всю археологию.

НО… ведь я их готовила к лету – к археологическом лагерю. А тут вот ррраз – и 12 марта началась пандемия. Но мы-то успели 7 марта побывать в Гомеле.

Потом началось онлайн-обучение. Я сделала два макета археологического памятника – кургана и городища. Заполнила его артефактами. И копали-копали много раз. Тренировались. И сомневались – а будет ли наш археологический лагерь?

И он получился!!! Да ещё какой! С каждым годом всё интереснее и интереснее! Без ложной скромности, в мае-июне 5 недель я была на больничном из-за вирусной пневмонии, но слово сдержала. Студенты всю зиму меня уговаривали снова в лагерь.

Вот и моим юным новичкам повезло!

Видео Анастасия Кеплин

И с заведующим того археологического отдела музея в Гомеле встретились на раскопках, и жили в палатках, и разглядывали рассветы и закаты, и песни слушали у костра, и рыбу ловили в озёрах.


Читайте также: Учреждения культуры Бобруйска объявляют о наборе на новый учебный год


А в Речицу прям влюбились! Очень красивый город!

Что же я хочу сказать читателю? Я ищу своих учеников. Мне было порой удивительно, что дети шли со мной в поход, а их родители порой даже и не звонили мне, не интересовались – с кем, куда?

Или наоборот – ребёнок ходит на теоретические занятия. А в лес, в поход – оёёёй, страшно родителям отпускать. Были у меня такие встречи, когда родители и бабушки-дедушки замечали нас на улице, в транспорте и просили взять в компанию своих детей и внуков. Вот это был хороший вариант. То есть у меня была конкретная поддержка.

Подробнее о занятиях

Добираться сложно. Это такой квадрат внутри улиц Ульяновской, 50 лет ВЛКСМ, Орджоникидзе и Лынькова, в здании бывшего детского сада, <рядом с детской поликлиникой №4. Там ещё рядом и библиотека, и ЖЭУ-6, и центр социального обслуживания населения Первомайского района города.

Занятия для вашего ребёнка будут проходить два раза в неделю.

Раз в месяц будут походы выходного дня. А так много занятий на улице при погоде, экскурсии по городу.

Для родителей, у которых дети маленькие. Да, программа для них начинается с малого – с тем и понятий, с расстояний и препятствий, которые по силам вашему ребёнку. Об этом подробнее при встрече.

  • Если ребёнок в начальной школе: учится в первую смену, то занятия с 15.00 до 16.30. Если во вторую смену – то с утра с 9.00 до 10.30.
  • Для детей 5-6 классов занятия будут в один из рабочих дней в 15.00-16.30 и в субботу или по той же схеме – в один из рабочих дней и в воскресенье. Соответственно возрасту – 2 часа + 4 часа или 2 часа + 6 часов (последняя нагрузка для школьников 7-8 классов).

Занятия бесплатные. Пока ещё. Государство поговаривает о переходе на платное. Но платы, как в школах искусств или секциях спортивных, пока нет. Спешите.

1

Для чего нужно детям заниматься туризмом и краеведением?

Помните такую формулу: ТУРИЗМ – ЭТО ШКОЛА ЖИЗНИ. Дети, которые не в спорте, конкретно, не дано физически или по характеру – они очень пассивны, гиподинамичны, у них не очень хорошо с друзьями. Чего таить? Одно дитятко в доме – оно и Бог, и царь, и герой. Как собираются вместе в нашей неформальной обстановке, вижу: хотят общаться, да не умеют!

Вот здесь можно исправить ситуацию – найти друзей по духу, по интересам.

О краеведении: да в нашем, для вас таком знакомом городе, столько незнакомого! Столько интересного! Ну а там, если и вам, дорогие родители, интересно будет, подключайтесь, и мы с вами тогда займёмся серьёзными исследовательскими темами. Только с вами! Город наш большой. Интеллигентный.

А теперь, где искать, что читать о том, что я вам и вашим детям предлагаю:

  • Статья «Бобруйские туристы-краеведы участвуют с экспедицией в бронзовый век» – на сайте bobruisk.ru
  • Статья «Дэтэктывы минуўщыны» – на сайте газеты «Навука» Газета-navuka.by.
 

Читать дальше

2 сентября 2023 года (суббота) в рамках городской акции «В нашем доме рады всем» пройдёт выставка-ярмарка изделий декоративно-прикладного искусства «Вместе к новым знаниям». Во время неё будут проводиться мастер-классы бобруйских мастеров декоративно-прикладного искусства.

  • Время проведения: с 12.00 до 15.00.
  • Место проведения: Молодёжный парк.
  • Организатор мастер-классов и выставки-ярмарки – Дворец искусств Бобруйска.
 

Фото носит иллюстративный характер.

Читать дальше