На фото: Борис и Розалия Гельфанд с дочерями Эммой и Ремой. 1921 год, Бобруйск
Борис Львович Гельфанд – один из видных организаторов здравоохранения БССР в 1920–1950-е годы.
Борис Гельфанд родился в 1885 году в Бобруйске. Летом 1902 года он поступил в зубоврачебную школу в Одессе на бесплатную форму обучения при условии, что будет работать техником в частном кабинете. Вскоре молодой человек стал членом революционно-марксистского кружка, который нелегально действовал в школе. Члены кружка изучали труды Ленина, газету «Искра» и другую литературу. Борису Гельфанду поручили организовать работу гектографа (копировального аппарата). В первую очередь нужно было достать глицерин, и хоть добыть его в нужном количестве было непросто, Борису это удалось. На гектографе перепечатывали «Искру», листовки и распространяли их среди рабочих и студентов.
В 1905 году начались забастовки среди заводских и портовых рабочих, на броненосце «Потемкин», к восставшим присоединилось студенчество. Когда начались погромы магазинов и домов, члены кружка организовали боевые отряды для борьбы с погромщиками. На третий день восстания Борис Гельфанд был ранен, доставлен в полицейский участок, три месяца лежал в тюремной больнице и был в административном порядке выслан из города.
По возвращении в Одессу в 1908 году Борис работал протезистом и одновременно преподавателем зубоврачебной школы. В этом же году стал членом профсоюза. Затем вернулся в Бобруйск, два года трудился у частного врача Шапиро, а в 1913-м открыл собственный зубной кабинет на улице Пушкинской.
В 1914 году ему как активному революционеру предложили трудоустроиться на фанерный завод в предместье Титовка и организовать подпольный заводской комитет. Рабочие трудились в две смены по 11 с половиной часов, оплата была мизерная, за каждую мелочь штрафовали.
После захвата в 1917 году польскими войсками Бобруйского уезда Борис Гельфанд ушёл в подпольное движение. В 1918-м вернулись немцы. Главная задача подпольного комитета партии состояла в разъяснительной работе среди населения, кроме этого Борис занимался закупкой оружия и патронов.
Читайте также: Бобруйская противомалярийная станция заработала в июле 1944 года
После освобождения Бобруйского уезда в конце 1918 года молодой медик работал по специальности в уездном отделе здравоохранения. В начале 1919-го все аптеки были национализированы, при уездной больнице открыто отделение для венерических больных на 40 коек, в городе оборудованы две амбулатории: северная и южная, открыт ряд фельдшерских пунктов.
Но эпидемия сыпного тифа росла как в Бобруйске, так и в сельской местности. Для борьбы с ней требовались не только средства, но и люди. Отдел здравоохранения разместил статью в местной газете «Коммунист» о мерах по борьбе с эпидемией, обратился к населению с призывом прийти на работу в инфекционные больницы, так как медиков не хватало.
Борис Гельфанд работал в этот период всё так же активно. 4 марта 1919 года он был делегатом на съезде в Вильно, а 29 марта уже направлен центральным комитетом в Гомель для разгрома банды. В середине 1919-го при наступлении белополяков по указанию уездного комитета партии большевиков Борис Львович остался в Бобруйске для подпольной работы и связи с партизанским движением (был членом штаба). Он должен был обеспечить хранение печатающего аппарата «Американка» и шрифта, а также организовать разведку в тылу — узнавать планы белополяков, засылать к ним в штаб своих осведомителей.
Борис Львович беспокоился и о военнопленных, которые находились в местной крепости. В казармах белополяков вспыхнул сыпной тиф. Польские врачи не могли с ним справиться, позвали на помощь городских медиков. Воспользовавшись этой ситуацией, Борис Гельфанд организовал комитет Красного Креста. Через него лечили русских военнопленных и устраивали им побеги, снабжали одеждой и лекарственными препаратами. На эти цели расходовались средства финансового отдела, которые удалось спрятать в городском кооперативе «Единение».
На третий день после изгнания белополяков 14 июля 1920 года возобновил деятельность Бобруйский уездный отдел здравоохранения, который возглавил Борис Гельфанд. В его составе было образовано четыре подотдела:
Из больниц функционировали лишь уездная в Бобруйске и в Глуске, остальные были полностью разрушены. Большинство аптек в период оккупации работали, но на день освобождения были полностью опустошены. В то время в городе свирепствовали эпидемии скарлатины, оспы и дизентерии. В таких чрезвычайных условиях надо было быстро сформировать структуру здравоохранения и обеспечить кадрами лечебные и аптечные учреждения. Также была создана коллегия уездрава в составе 10 человек.
В Бобруйском уезде в августе 1920 года были национализированы уездная больница и аптека при ней с переименованием в 1-ю Советскую больницу, а в середине сентября — ещё 4 городские аптеки, одна из которых была закрыта, в её помещении разместился аптечный склад.
В этом же году
В середине августа 1920 года в уезде уже функционировало 6 больниц на 570 коек, из них 280 — заразных, 7 амбулаторных участков и 29 фельдшерских пунктов.
23 августа 1920-го в Минске был проведён съезд заведующих уездными отделами здравоохранения, в работе которого участвовал и Борис Гельфанд.
По окончании боевых действий на территории Беларуси осталось немало банд, в том числе и в Бобруйском уезде. Так, в 1921 году уездрав докладывал о многочисленных налётах, в результате которых медицинская помощь понадобилась сотням раненых, больным и детям-сиротам. Но даже в таких условиях не приостанавливалась деятельность медицинских учреждений.
В середине 1921 года были национализированы все частные аптеки в уезде (Свислочь, Старые Дороги, Уречье, Глуск, Паричи, Озаричи, Щедрин). Открыт санаторий для больных туберкулёзом на 30 коек в урочище Зеленко (в 5 км от Бобруйска). И даже появился журнал «Бобруйские медицинские известия», в состав редколлегии которого входили 7 человек, в том числе Борис Гельфанд.
О дальнейшей жизни Бориса Львовича Гельфанда практически ничего не известно. Есть предположения, что он работал на ответственных должностях в Могилеве, Минске, Витебске. Согласно архивным документам, в 1934 году он возглавил Белаптекоуправление. В то время организационная структура аптечной службы БССР включала химико-фармацевтический завод, центральный аптечный склад, две базы — лабораторного оборудования и медицинских инструментов, контрольно-аналитическую лабораторию, 212 аптек, 35 магазинов санитарии и гигиены и 217 санитарных киосков.
В сентябре 1938 года Борис Гельфанд был назначен начальником вновь образованного ГАПУ Наркомздрава БССР и руководил им до начала Великой Отечественной войны. В Музее истории медицины Беларуси хранится его служебное удостоверение в этой должности. В тот период аптечная служба республики достигла хороших результатов. На 1 января 1941 года структура ГАПУ НКЗ БССР включала:
Общая численность персонала составляла более 5 600 человек.
В годы Великой Отечественной войны вместе с семьей Борис Львович был эвакуирован в город Бузулуки Чкаловской (ныне Оренбургской) области и руководил райздравотделом до окончания войны. Затем был назначен руководителем Барановичского облаптекоуправления ГАПУ НКЗ БССР, где проработал до 1951 года. Снова, как и в 1920-е годы, восстанавливал разрушенную войной систему лекарственного обеспечения в одной из областей страны. Был сформирован аппарат управления, возобновлена работа аптечного склада и аптек Барановичской области (особенно на селе), приняты меры по укомплектованию аптек кадрами, организовано медснабжение населения и лечебно-профилактических учреждений, обеспечен контроль, проведены фармацевтические курсы по подготовке практикантов к сдаче испытаний на звание помощника провизора и т. д.
На 1 января 1950 года в структуру Барановичского облаптекоуправления входило 56 аптек (из них 43 сельских), 101 аптечный пункт, 6 аптечных киосков и ларьков, оптическая мастерская, магазин санитарии и гигиены, аптечный склад и аналитическая лаборатория. В системе облаптекоуправления работали 280 человек, из них 225 женщин.
После ухода с должности в августе 1950 года Борис Гельфанд получил статус персонального пенсионера республиканского значения. Умер Борис Львович 2 ноября 1969 года в возрасте 84 лет в Барановичах.
Читайте также: Врачи, художники и швеи, где вы сейчас, бобруйские евреи?..
Информации о жене Бориса Львовича — Розалии Иосифовне — немного. Она была врачом, с 1918 года работала в различных лечебных учреждениях. В период Великой Отечественной войны трудилась врачом-стоматологом в городе Бузулуки, а после возвращения из эвакуации — в центральной поликлинике Барановичей. В 1946 году Розалия Иосифовна была награждена медалью «За доблестный и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны», а в 1951-м — орденом Ленина. Умерла осенью 1953 года.
Всего у Гельфандов было 3 дочери — Эмма, Рема и Ирлена.
Старшая дочь Эмма родилась в 1914 году в Бобруйске. С 1929 по 1933 год училась в Минском химико-технологическом техникуме и получила специальность техника-химика. Потом работала лаборантом в санитарно-гигиеническом институте Витебска, а с 1934-го — заведующей аналитической лабораторией на фармацевтическом заводе в Минске.
По окончании учебы на химико-фототехнологическом факультете Ленинградского института киноинженеров получила специальность инженера-химика. В этом городе встретила войну. Будучи студенткой, с 24 июля 1941 года зачислена бойцом военно-санитарной дружины специального строительства, а получив диплом, трудилась инженером-исследователем завода № 5 НКБ, 20 августа 1942-го была эвакуирована в Бузулуки. Здесь она работала лаборантом санитарно-бактериологической лаборатории.
Потом Эмма Борисовна вместе с семьей приехала в Барановичи. В сентябре 1944 года приняла управление городской санитарной лабораторией, а в январе 1945-го — аналитической лабораторией Барановичского обл-аптекоуправления, проработав на этой должности 5 лет. Дальнейший период ее деятельности (1950–1973) связан с лабораторией Барановичской санэпидстанции, 20 лет из них она была ее заведующей. Умерла 9 сентября 1983 года.
Не менее яркой личностью была Ирлена, младшая дочь Бориса и Розалии. Ирлена родилась в 1924 году в Бобруйске. Находясь в эвакуации с семьей в Бузулуках, с марта 1942 года по сентябрь 1943-го трудилась аптекарской ученицей в аптеке № 16. Затем поступила в Минский медицинский институт на лечебный факультет (вуз тогда находился в Ярославле), окончила его в 1948 году. Была направлена на работу в Барановичи и вскоре на курсы по циклу микробиологии в Белорусский государственный институт усовершенствования врачей в Минске.
Вся дальнейшая профессиональная деятельность Ирлены Гельфанд прошла в Барановичской городской санэпидстанции. Здесь она бессменно проработала 32 года врачом-бактериологом — никогда не боялась опасных инфекционных болезней, любила свое дело и постоянно совершенствовалась. Ирлена Борисовна ушла на заслуженный отдых в июне 1980 года, умерла в 2008 году.
Что касается средней дочери — Ремы, известно, что она получила высшее техническое образование.
Жизненный путь всех членов семьи Гельфанд был непростым, но они преодолевали трудности и шли к намеченной цели, всех их объединило служение любимому делу.
1
С 6 по 13 марта 2021 года в Минске проходила высшая лига чемпионата Республики Беларусь среди мужчин и женщин по шашкам-64. Соревнования проводились по швейцарской системе.
Чемпионкой РБ среди женщин стала международный гроссмейстер Хващинская Вера из Бобруйска. Так как соревнования являлись отборочными к личным чемпионатам мира 2021 года, бобруйчанка будет представлять нашу страну на международной арене.
Второе и третье место у минчанок Петрусевой Полины и Федорович Дарьи.
Читайте также: Биочип для выявления вирусов разрабатывают белорусские учёные
Остальные результаты бобруйской команды:
Лучшие среди мужчин в команде из Бобруйска:
Тренер бобруйской команды – Николай Кадесников, мастер спорта, двукратный чемпион мира, работает в Центре дополнительного образования детей и молодёжи Бобруйска.
Вера Хващинская (слева)
Анастасия Соколова (слева)
Даниил Троилов (слева)
Дарья Кардымон (справа)
Алеся Масюк (справа)
1
Фото: belarus.fmjd.org
Детская школа искусств №2 имени В. В. Оловникова подготовила для горожан концерт «Любимые мелодии кино».
Он пройдёт в театре драмы и комедии им. В. И. Дунина-Марцинкевича 1 апреля 2021 года.
Творческие коллективы и солисты школы искусств исполнят знакомые мелодии из известных фильмов.
Начало концерта – в 18.00.
Билеты на него приобрести в кассе театра. Стоимость билета – 5 руб.
Дайте угадаем, как вы представляете себе жену священника: голова покрыта платком, платье в пол и взгляд направлен туда же, голос — тихий, говорит редко. Верно? А теперь знакомьтесь: Дарья Васина, жена священника бобруйского Свято-Иверского храма Артемия, каратистка и педагог, обладательница чёрного пояса. Виски выбриты, взгляд искрометно-задорный, смех заразительный. После занятий с матушкой Дарьей солдаты плакали, женщины выползали из зала, дети просили «ещё-о-о!». Заинтригованы? Давайте знакомиться с ней ближе вместе с TUT.BY.
В Бобруйск ломающая стереотипы семья Васиных приехала в 2018 году. Дарья отправилась вслед за мужем, который согласился стать священником в Свято-Иверском храме. До этого они жили и работали в Минске, а познакомились и вовсе в Бресте.
Дарья вообще родилась во Владивостоке, в Беларусь семья переехала в 1996 году. Отец был военным моряком, но после развала СССР начались проблемы с зарплатой, и семья рванула в Брест к друзьям-белорусам.
Дарья занялась карате ещё в школе — вместе с братом. Хотя оба тяготели не только к спорту, но и к творчеству. Брат, например, окончил в Санкт-Петербурге театральную академию, а Дарья поступила в БГУ на дизайнера. Но её хватило только до 3 курса — тогда она поняла, что жить не может без карате. И поступила на факультет спортивной психологии в Белгосуниверситет физической культуры.
А с мужем познакомились в Бресте через общего друга. Встреча была забавной, вроде: «Привет, я каратистка». — «Привет, а я магистрант духовной академии». Она вернулась в Минск, он — в Жировичи, но потом закрутилось — поженились и стали жить в Минске.
Дарья к тому времени уже и сама была тренером — вела занятия в арендованном зале. Мало того, она была создателем и председателем молодёжного объединения. Успела перейти из одной федерации карате в другую и получить два чёрных пояса: второй как раз был подтверждением первого после смены организаций. В федерации IKO Дарья стала первой девушкой — обладательницей чёрного пояса, потом её ученица стала второй.
Чтобы вы понимали: первый чёрный пояс Дарья получила в 23 года. И экзамен длился с 8 утра до 10 вечера без остановки — разрешили только 2 раза попить воды и один раз сходить в туалет. Сначала — ряд экзаменов на каждый из поясов в системе карате, потом — 100 отжиманий, 100 приседаний, 100 скручиваний, а затем — 20 боев.
Отец Артемий, кстати, тоже получил синий пояс по карате — тренировался, конечно, у жены. И да, синяки, смеются они, оставались: потому что «муж — не муж, без разницы — это ученик».
— Почему вы вообще решили пойти учиться к жене?
— А что делать-то было? — мягко улыбается отец Артемий. — Она разделяла со мной какие-то мои интересы — я решил разделить её интересы с ней. К тому же я всегда любил спорт, занимался греблей, всегда был в нормальной спортивной форме. И если во время университета ещё были какие-то занятия физкультурой, то после выпуска их почти не стало. И физической активности стало не хватать, а она ведь тоже помогает развиваться.
Артемий занимался в группе со всеми и иногда даже вёл тренировки, когда жена болела или уезжала на соревнования. Синий пояс по карате он получил, уже став отцом Артемием — приняв сан священника. Дальше, возможно, пойдёт и к жёлтому поясу, но это, признаётся он, неточно.
— Во-первых, для этого нужно больше времени. Во-вторых, в спаррингах я уже не поучаствую. Я священник, я не должен и не могу бить людей.
— А мне можно, — смеется матушка Дарья.
Объясняют: чтобы получить синий пояс, нужно, по сути, показать технику. Постоять в спарринге тоже нужно, но символически — показать, что можешь выполнять соответствующие уровню приёмы. А вот для получения следующего пояса уже нужно прямо немного «навалять» оппоненту в спарринге. В принципе, всё относительно мирно, но сама возможность причинить кому-то вред для отца Артемия сейчас неприемлема.
— Да и цель ведь не пояс, а получение знаний и умений, преодоление своих возможностей, — пожимает плечами Дарья.
Для нее муж — тоже учитель. Ведь до замужества Дарья почти не имела отношения к религии и росла, можно сказать, в семье атеистов. А теперь вот ходит в церковь, задаёт мужу вопросы о религии и занимается в воскресной школе. «Это очень интересно!» — с жаром говорит она.
В Бобруйск Дарья переехала за мужем, оставив в Минске учеников и тренерство. При этом, говорит, не волновалась: знала, что найдёт себе занятие.
— Мне кажется, только самая лучшая жена так делает — едет за своим мужем, — с любовью смотрит на неё Артемий.
— Не подлизывайся, — хохочет Дарья. — Знаете, многие наши друзья сравнивали меня с женой декабриста. Честно говоря, для меня решение было несложным — уж точно не сложнее, чем мужу было решиться на рукоположение в священники. Я ведь нашла занятие, которое делает меня счастливой. И мне хотелось, чтобы он был счастлив настолько же.
Дарья продолжала тренировать детей в «SOS — Детской деревне» в Марьиной Горке: ездила туда трижды в неделю — с 2013 года, когда её попросили провести один раз семинар. Она приехала, влюбилась в это место и стала преподавать карате.
Занятия проводила бесплатно, а с помощью семинаров и соревнований собирала деньги и покупала за них и за свои детям кимоно, защиту, экипировку. Помимо этого, Дарья вела карате у детей в агрогородке Мышковичи в Кировском районе в 25 км от Бобруйска, и там же — тай-бо у женщин. Плюс — занятия карате с детьми и тай-бо со взрослыми в Бобруйске.
А ещё — представляете? — матушка Дарья тренировала солдат-срочников в/ч 5527 в Бобруйске.
— Как так получилось? Меня все находят сами, — смеётся жена священника. — Позвонили из военной части, предложили проводить занятия по самообороне с солдатами-срочниками, в том числе с ножом, пистолетом. Ну я и согласилась. Сначала, когда я впервые зашла в зал, солдаты хихикали. Потом выходили из зала после занятия — плакали. А со следующей тренировки начали относиться более серьёзно.
Солдат внутренних войск МВД Дарья тренировала около года, потом, говорит, отпала потребность в занятиях. Почему? Так, видимо, решило руководство части, пожимает плечами матушка. Хотя, говорит, по логике, навыки самообороны — первое, что нужно патрулирующим улицы силовикам. Ну да бог с ними.
Весной 2020 года из-за пандемии коронавируса все залы, где тренировала матушка Дарья, закрылись. На карантин ушла и «SOS — Детская деревня» в Марьиной Горке. Найти альтернативу занятиям Дарья не смогла и… просто выдохнула.
— Летом 2020-го я работала в детском лагере, а с осени приняла решение не возобновлять свой прежний график работы. Просто поняла, что загнала себя: я 15 лет без перерыва тренировала, тренировала, тренировала. А с приходом пандемии поняла, что нагрузка у меня была огромная, здоровье за все эти годы ухудшилось. Снизить же нагрузку и выбрать какой-то один из залов не смогла: это было бы нечестно по отношению к остальным. Потому я занялась здоровьем, семьёй и просто позволила себе отдых.
— Но на пенсию уходить пока не хочет, — замечает отец Артемий.
— Думаю… Нет, я точно знаю, что вернусь к карате, к тренировкам. Просто пока немного отдохну.
«Отдыхом» Дарья называет три изматывающие тренировки по тай-бо в неделю. Проходят они в здании воскресной школы на территории Свято-Иверского храма, и приходят сюда прихожанки, в том числе мамы посещающих воскресную школу детей.
Когда женщины узнали, что в храме — новый священник, а его жена — каратистка, сами подошли и попросили «дать им хоть какую-то физкультуру», если есть такая возможность, вспоминает Дарья с улыбкой.
— Смотрели на меня с удивлением, конечно. У меня были коротко стриженые обесцвеченные волосы, виски выбриты. У них, наверное, плохо укладывалась в голове пара «священник и каратистка». Но привыкли быстро.
Вообще, тай-бо ну очень сильно отличается от карате. Но Дарья им давно интересовалась, смотрела видео, обучающие уроки. Даже курсы хотела пройти и получить сертификат — потому что «прикольно же».
И на просьбу женщин Дарья не смогла отказать. На первом занятии, говорит, очень волновалась: и люди незнакомые, и форма занятий — тоже: «Я же просто смотрела видосики по тай-бо, а это совсем не означает, что я могу преподавать».
Оказалось, может, и ещё как. Начинали с одной тренировки в неделю, потом — две, теперь вот занимаются трижды в неделю.
— Почему мы не занимаемся в фитнес-зале? Не знаю, если честно. Возможно, потому что там будут незнакомые люди, а у нас тут все очень по-семейному в общине, поэтому их сюда и тянет.
После первой тренировки новички обычно «умирают» и говорят: «Больше никогда». Это понятно. Часовое занятие начинается с быстрой прыжковой разминки, потом — непосредственно сама тренировка. А это — активные движения под музыку, удары, комбинации ударов, силовые упражнения. В спаррингах несмотря на то, что это боевой фитнес, никто не стоит: лишь иногда Дарья может просто для разнообразия принести «лапы» — и тогда женщины выполняют те же удары, что обычно, по воздуху.
Но даже те, кто громче всех стонет и еле выползает из зала после первого занятия, возвращаются. Правда, раньше приходили заниматься до 15 человек, сейчас — 7−8: возможно, говорит Дарья, пандемия так повлияла на людей — расслабила и немного «потушила».
— Мне кажется, 2020 год всех нас изменил, и мы больше никогда не будем прежними. Но продолжать нужно, и мы будем работать, — говорит Дарья.
Занятия для прихожанок бесплатные, зарабатывает же Дарья как педагог в воскресной школе, руководит которой её муж.
— А как вас на занятиях тай-бо называют? Мастером? Учителем? Матушкой?
— Просто Дарьей.
Супруги объясняют, что матушка — это традиционное неофициальное «звание» жены священника. Потому что его тоже традиционно неофициально могут называть «отец» или «батюшка». А «по должности» Артемий — священник.
— У нас даже вопрос был такой на игре «Что? Где? Когда?», в которую мы с детьми в воскресной школе играли.
Артемий — имя священника, полученное при крещении. По паспорту он Артур.
— А вот мне в детстве говорили никому не называть своё имя, данное при крещении.
— Чтобы не сглазили, да? — улыбается отец Артемий.
— Вера в сглаз — это вообще очень «по-православному», — смеется Дарья.
— Это проблема нашей безграмотности, — считает Артемий. И именно для того, чтобы безграмотных становилось меньше, в воскресной школе и учат и детей, и взрослых.
Дарья тоже ходит на занятия в воскресную школу, ходит в храм и хочет сейчас петь в хоре — несколько раз уже пробовала и будет учиться дальше.
— В отличие от меня, у неё есть слух, — с любовью смотрит на жену Артемий.
— А я думала, все священники умеют петь.
— Это ещё один стереотип, — улыбается Артемий.
Разбивающая стереотипы семья живёт в квартире, которую сами нашли и арендуют у прихожанки храма, — в 15 минутах от церкви. Район им нравится: тихо, зелено. Недавно завели собаку — стаффордширского терьера Юлая. Дарья мечтала о щенке очень давно и вот получила в подарок на Новый год. Юлаю 3 месяца, и он уже выполняет команды «сидеть», «ко мне», «место», «рядом», «лежать». Ещё бы он не слушался! Дарья — очень строгий тренер.
Хотя по женщинам на тай-бо не скажешь. Нет-нет, никто не филонит, все стараются и без ежовых рукавиц тренера. Дарья только улыбается и подбадривает. Тренировка идёт легко и тяжело одновременно: пот — градом, из динамика гремит ремикс Kiss «I Was Made For Lovin' You», а женщины хохочут, когда не получается держать темп за тренером. Посмеются, глотнут водички — и снова «в бой».
1
TUT.BY