Мышеловка на прилавках: как «обманывают» продавцы

Хитрость – самое подходящее понятие. Если мы ведёмся на слова «акция», «скидки», «уникальное предложение», то это не проблема продавцов, ведь зачастую люди сами рады обманываться.

Исходим из того, что торговцы не обвешивают и не продают просроченный товар, а выбирают формы привлечения покупателя и ускорения продаж. И если технология, проверенная годами, работает, то почему бы её не использовать.

Корреспондент Sputnik Беларусь Николай Михновец посетил магазины, в том числе работающие онлайн, и поделился своими наблюдениями.

Покупай больше, плати меньше?

В своё время в Германии провели уникальный эксперимент. Один из ресторанов фаст-фуда предложил акцию «Купите бургер по цене двух и получите второй бесплатно». Результат превысил все возможные ожидания. Даже если люди делали это по приколу, автор акции вышел победителем.

Часто похожие вещи делаются более скрыто. Например, один из массажных салонов периодически постоянно предлагает скидку в 30%. Но иногда приходит акционное смс с возможностью оплатить второе посещение за половину стоимости, если оно состоится в течение 14 дней. Из этого мы понимаем, что каждый из двух походов обойдется на 25% дешевле (что меньше скидки в 30%), а потратить деньги вас «заставляют» в более короткий и определённый период.

Примерно такая же схема применяется в магазинах одежды. Может быть вариант купить одну вещь со скидкой в 25% или одну за полную цену и вторую меньшей стоимости со снижением наполовину. В первом случае получается, например, 100 рублей – 25% = 75 рублей. Во втором – покупатель ищет наиболее дорогую вторую вещь, чтобы, по его логике, остаться в большем выигрыше. Но в итоге: 100 + (90 – 50%) = 145, то есть реально на две вещи покупатель получает скидку в 24% (190 – 145 = 45).

1+1 – это не кино

Уже ставшая классической акция вроде бы предлагает второй такой же товар бесплатно. Снижение цены действительно происходит, как и подмена понятий. Просто скидка в 10% не так притягательна для уха, как волшебное «безвозмездно, то есть даром». Если магазин предложит два продукта, которые стоили 20 рублей, за 18, вероятность привлечения покупателя может быть не такой, как реакция на акцию «купите 1 товар (за 18 рублей) и получите такой же бесплатно».

Сегодня магазины могут предложить разные варианты: 2+1, 3+1 и т. д. Суть не меняется. Более того, желание продать большее количество товаров быстрее может объясняться истекающим сроком годности либо отсутствием большого спроса.

Есть сомнения по поводу реальности снижения цены всех жёлтых или оранжевых ценников. Магазин никого не обманывает, говоря о скидке. Вопрос в том, какая установлена первоначальная цена. И если покупатель видел разницу на других товарах, он может доверять продавцу и не отслеживать ситуацию в дальнейшем.

Также часто сейчас возле пустующего места на стеллаже можно увидеть ценники с надписью «этот товар пользуется повышенным спросом». Не очень понятно, для чего данная информация покупателю. Выглядит как формирование отложенного спроса: «Если товар такой популярный – надо будет взять, когда появится», – подумает покупатель.

 

Манипуляции с весом и сортом

Не самую очевидную хитрость подарили ретейлерам производители. Во времена подорожаний продуктов они начали уменьшать объём. Так было, например, с крупами и подсолнечным маслом. Плитки шоколада «похудели» до 90 и 85 граммов.

Показательно уменьшилось в стандарте сливочное масло. Когда-то популярный вес в 200 граммов сократился до 160. Безусловно, остаются торговые марки, которые не изменяют себе. К тому же многие продукты с уменьшением массы потеряли и в цене, то есть соотношение может быть справедливым, но такой товар по стоимости выгодно отличается от рядом стоящих, которые дороже из-за большего объёма.

С 21 февраля 2019 года Министерство антимонопольного регулирования и торговли обязало магазины (в том числе в интернете) указывать «честные цены» за литр и килограмм продукта. Но иной раз покупателю не до поиска минимальной выгоды. А кто-то и вовсе руководствуется принципом «главное вкусно» и не обращает внимания на такие «мелочи», полагая, что нужно не экономить, а больше зарабатывать. Зачастую скрупулезно всматриваются в ценники пенсионеры, у которых на счету может быть каждая копейка.

Бывают ситуации, когда цена объективно меньше из-за сорта предлагаемого продукта. Так случается с теми же крупами и мукой. На вид отличия могут быть незаметны, но, если бы не было разницы, никто бы не вводил разграничения по сортности.

Расстановка продуктов

Уже давно известно, что продукты в магазинах расставляются в определённом порядке. На пути к самым ходовым (хлебу, «молочке», яйцам) будут те, которые вроде не нужны, но заманчивые предложения заставят и их прихватить с собой.

Возможно, на сегодня расстановка не так актуальна, поскольку поводы для похода в магазин и пристрастия покупателей могут быть непредсказуемыми. Например, в пешей доступности корреспондента Sputnik находятся три магазина разных ретейлеров и нельзя однозначно сказать, что принцип размещения товаров в них одинаковый. В двух из них начинается всё с овощей, но затем в одном через молоко человек попадает в мясной отдел, в другом – в хлебный.

Очевидная логика сохраняется в расположении по высоте – более дешевые продукты стоят ниже, более дорогие – на уровне глаз.

Магия 99

В США не раз проводили эксперименты с девятками, и они подтверждали более оперативную продажу. Часто приводится пример одного американского магазина, повысившего стоимость платья с 34 до 39 долларов – продажи выросли на треть.

Покупатели не замечают большой разницы между 20 и 25, но всё меняется, когда становится 19,99 и 24,99.

Часто девятки ставят интернет-магазины, некоторые даже округляют до десятых, что опять же теоретически выделяет их на фоне остальных (29,99 и 29,90).

Продавцы на белорусских рынках усиливают эффект, маскируя две девятки под нули, полагая, что никто этого не заметит.

В целом, сколько бы люди не говорили, что на них это не действует, статистика и показатели продаж свидетельствуют об обратном, подтверждая теорию психологов о том, что покупатели фиксируют внимание на правой части ценников.

1

«Чёрная пятница» по-белорусски

Белорусские продавцы часто берут на вооружение западные подходы, хотя на самом Западе в них мог изначально вкладываться совсем другой смысл.

Термин впервые появился в Филадельфии и означал сильные пробки на дорогах в пятницу после Дня благодарения. Современная трактовка в английском языке связана с идиомой in the black («положительный баланс»), подразумевая, что многие продавцы будут в большом плюсе.

Современные маркетологи играют на совокупности факторов: любви к шопингу как таковому, покупкам к праздникам и отложенный спрос, когда человек, заприметив товар, запланирует купить его в дни скидок. Для магазинов это ещё и возможность разгрузить склады и получить максимальную прибыль за короткий промежуток времени. По статистике, 20% всей розничной торговли в США совершается в период между «чёрной пятницей» и Рождеством. И скидки при этом могут достигать 80-90%.

В Беларуси к скидкам есть вопросы, и зачастую, реагируя на объявления о «чёрной пятнице», белорус сталкивается с возможностью купить вещь не по завышенной цене.

Торговые центры и продуктовые ретейлеры придумали моду объявлять летнюю «чёрную пятницу», желая спровоцировать больший ажиотаж или усилить продвижение. А меж тем пятница в Беларуси, как и во всем мире, остаётся самой «потребительской». Большинство покупок приходится на последний рабочий день недели вне зависимости от акций – закупиться перед выходными в привычке большинства народов мира.

Онлайн не без грехов

Интернет-торговля в Беларуси тоже может похвастаться типичными только для онлайн-ретейла «багами». В частности, корреспондент Sputnik при поиске нужного товара на одной из крупных интернет-площадок во время распродажи заметил, что зачёркнутый «дораспродажный» ценник меньше, чем тот, который стал «акционным». При обращении в техподдержку сотрудники магазина поблагодарили, отметив, что возникла ошибка. Чуть позже цена изменилась, но при просмотре остальных «акционных» позиций стало ясно, что проблема носит не единичный характер.

Интернет-шопоголики также часто жалуются на ещё одну крупную онлайн-площадку, на которой в магазинах, продающих товар по более низкой цене, чем остальные, указанных позиций никогда нет в наличии. Ну и всегда, в случае, к примеру, с электроникой есть шанс попасть на «серый» товар с такой же непонятной гарантией.

Поделиться

Читайте также

Неформальный студенческий центр «Эволюция» вынужден отменить супер-мега-киновечера «Человек и другие вселенные» и «Человек-вселенная», запланированные ранее в тайм-клубе «1387». Они перенесены на неопределённый срок.

Читать дальше

Загородные лагеря Могилёвской области этим летом были загружены на 85%. В них отдохнуло более 10 тысяч детей.

В этом году в связи с профилактикой распространения инфекций, количество смен в лагерях сократили: для ребят организовали максимум по 3 заезда. Все 16 загородных лагерей функционировали.

Ещё большее внимание уделили санитарным требованиям. Напомним, в загородных лагерях воспитатели и весь персонал работали вахтовым методом, т. е. в течение смены не покидали территорию. Равно как и присутствие родителей на территории лагеря не допускалось, чтобы минимизировать контакты.

Такие ограничения не отразились на настроении отдыхающих. Ведь главное, это максимум положительных эмоций на ближайший учебный год.

 

ТРК Могилёв

Читать дальше

Фонд «Шанс» приглашает всех педагогов, школьников и их родителей принять участие в ежегодной благотворительной акции «БУКЕТ ДОБРА». 

Этот год стал для многих из нас катализатором внешних и внутренних изменений, но мы с оптимизмом смотрим в будущее! Ведь именно от нас зависит то, какими людьми вырастут наши дети, что они будут ценить, во что верить и что нести в этот мир.

Одними из ключевых идей акции «Букет добра» являются объединение и сплочение детей, родителей и учителей посредством участия в благотворительности. И мы искренне хотим, чтобы 1-е сентября в этом году было наполнено добротой сердец, взаимоуважением и взаимопомощью.

Уже несколько лет подряд фонд проводит акцию, призванную изменить давно сложившуюся традицию начала учебного года, украсив День знаний не только хрупкими цветами, а и добрыми делами, благими намерениями. Подарите учителю один красивый букет цветов от всего класса, а средства, не потраченные на многочисленные букеты, направьте на оказание помощи тяжелобольному ребёнку. Вы будете гордиться своим классом!

dengi-na-cvety-ko-dnyu-znanii-luchshe-otdat-na-lechenie-detei-kak-eto-sdelat-3

1 сентября мы предлагаем детям прийти на линейку с флажками, воздушными шарами, открытками или другими сувенирами, сделанными для учителей своими руками. Макеты флажков, открыток-раскрасок и информационный плакат с символикой акции мы вышлем вам на электронную почту после регистрации. Учителя могут провести для ребят «Урок добра», на котором подробнее расскажут о благотворительности и о важности взаимопомощи. Мы готовы поделиться с вами идеями для проведения этого доброго урока.

Давайте наполним День знаний добротой и начнём учебный год с важных и нужных понятий для нашего подрастающего поколения!

dengi-na-cvety-ko-dnyu-znanii-luchshe-otdat-na-lechenie-detei-kak-eto-sdelat-1

Благотворительная акция «Букет добра» проходит ежегодно с 2017 года по инициативе школьников, родителей и педагогов из различных учебных заведений по всей Беларуси. Мы бесконечно рады, что с каждым годом участников нашей акции становится всё больше.

Только за 2019 год в акции «Букет добра» приняли участие школьники из 92 населенных пунктов Беларуси – это более 20 000 учащихся из 903 классов. Все собранные средства были направлены на оплату лечения для наших подопечных.

В этом году все средства, собранные во время акции «Букет добра», пойдут на лечение 2-летней Маши Зейдель, нуждающейся в проведении протонной терапии после тотального удаления злокачественной опухоли.

 

Как принять участие в акции «Букет добра» в 2020 году:

  1. Мы рекомендуем, чтобы решение об участии вашего класса в акции было принято совместно учителем, учениками и их родителями. При этом инициатором может быть любая из этих сторон.
  2. Для участия в акции контактному лицу от класса необходимо заполнить регистрационную форму. После того как вы отправите форму, в течение суток на указанную вами электронную почту придёт письмо от Фонда «Шанс» с дополнительной информацией. Если вы регистрируете несколько классов, нужно заполнять форму для каждого класса отдельно!
  3. Сделайте пожертвование от вашего класса в Фонд «Шанс» до 3 сентября включительно. Пожертвование можно сделать в любом банке или интернет-банкинге через систему ЕРИП: Благотворительность, общественные объединения → Помощь детям, взрослым → Фонд «Шанс» → Пожертвование на лечение детей: → в графе ФИО укажите ваш город, школу и класс.

Делайте праздничные фотографии вашего класса на линейках, размещайте их в социальных сетях с хэштегами #БукетДобра, #ФондШанс и высылайте их нам на почту info@chance.by. Мы обязательно расскажем о вашем участии в акции на наших страницах в социальных сетях.

Если у вас остались вопросы, вы можете позвонить по телефонам:

  • 8(17) 388-01-43,
  • А1 (44) 711-11-17,
  • МТС (29) 22-22-513.

«Букет добра» – это прекрасный пример того, что добрые дела могут делать абсолютно все, а благотворительность понятна и близка даже детям!

dengi-na-cvety-ko-dnyu-znanii-luchshe-otdat-na-lechenie-detei-kak-eto-sdelat-2

1

Читать дальше