Мышеловка на прилавках: как «обманывают» продавцы

Хитрость – самое подходящее понятие. Если мы ведёмся на слова «акция», «скидки», «уникальное предложение», то это не проблема продавцов, ведь зачастую люди сами рады обманываться.

Исходим из того, что торговцы не обвешивают и не продают просроченный товар, а выбирают формы привлечения покупателя и ускорения продаж. И если технология, проверенная годами, работает, то почему бы её не использовать.

Корреспондент Sputnik Беларусь Николай Михновец посетил магазины, в том числе работающие онлайн, и поделился своими наблюдениями.

Покупай больше, плати меньше?

В своё время в Германии провели уникальный эксперимент. Один из ресторанов фаст-фуда предложил акцию «Купите бургер по цене двух и получите второй бесплатно». Результат превысил все возможные ожидания. Даже если люди делали это по приколу, автор акции вышел победителем.

Часто похожие вещи делаются более скрыто. Например, один из массажных салонов периодически постоянно предлагает скидку в 30%. Но иногда приходит акционное смс с возможностью оплатить второе посещение за половину стоимости, если оно состоится в течение 14 дней. Из этого мы понимаем, что каждый из двух походов обойдется на 25% дешевле (что меньше скидки в 30%), а потратить деньги вас «заставляют» в более короткий и определённый период.

Примерно такая же схема применяется в магазинах одежды. Может быть вариант купить одну вещь со скидкой в 25% или одну за полную цену и вторую меньшей стоимости со снижением наполовину. В первом случае получается, например, 100 рублей – 25% = 75 рублей. Во втором – покупатель ищет наиболее дорогую вторую вещь, чтобы, по его логике, остаться в большем выигрыше. Но в итоге: 100 + (90 – 50%) = 145, то есть реально на две вещи покупатель получает скидку в 24% (190 – 145 = 45).

Читайте также: Нидерланды пересаживаются на женские велосипеды

1+1 – это не кино

Уже ставшая классической акция вроде бы предлагает второй такой же товар бесплатно. Снижение цены действительно происходит, как и подмена понятий. Просто скидка в 10% не так притягательна для уха, как волшебное «безвозмездно, то есть даром». Если магазин предложит два продукта, которые стоили 20 рублей, за 18, вероятность привлечения покупателя может быть не такой, как реакция на акцию «купите 1 товар (за 18 рублей) и получите такой же бесплатно».

Сегодня магазины могут предложить разные варианты: 2+1, 3+1 и т. д. Суть не меняется. Более того, желание продать большее количество товаров быстрее может объясняться истекающим сроком годности либо отсутствием большого спроса.

Есть сомнения по поводу реальности снижения цены всех жёлтых или оранжевых ценников. Магазин никого не обманывает, говоря о скидке. Вопрос в том, какая установлена первоначальная цена. И если покупатель видел разницу на других товарах, он может доверять продавцу и не отслеживать ситуацию в дальнейшем.

Также часто сейчас возле пустующего места на стеллаже можно увидеть ценники с надписью «этот товар пользуется повышенным спросом». Не очень понятно, для чего данная информация покупателю. Выглядит как формирование отложенного спроса: «Если товар такой популярный – надо будет взять, когда появится», – подумает покупатель.

Читайте также: В скором будущем в Бобруйске появится технопарк

Манипуляции с весом и сортом

Не самую очевидную хитрость подарили ретейлерам производители. Во времена подорожаний продуктов они начали уменьшать объём. Так было, например, с крупами и подсолнечным маслом. Плитки шоколада «похудели» до 90 и 85 граммов.

Показательно уменьшилось в стандарте сливочное масло. Когда-то популярный вес в 200 граммов сократился до 160. Безусловно, остаются торговые марки, которые не изменяют себе. К тому же многие продукты с уменьшением массы потеряли и в цене, то есть соотношение может быть справедливым, но такой товар по стоимости выгодно отличается от рядом стоящих, которые дороже из-за большего объёма.

С 21 февраля 2019 года Министерство антимонопольного регулирования и торговли обязало магазины (в том числе в интернете) указывать «честные цены» за литр и килограмм продукта. Но иной раз покупателю не до поиска минимальной выгоды. А кто-то и вовсе руководствуется принципом «главное вкусно» и не обращает внимания на такие «мелочи», полагая, что нужно не экономить, а больше зарабатывать. Зачастую скрупулезно всматриваются в ценники пенсионеры, у которых на счету может быть каждая копейка.

Бывают ситуации, когда цена объективно меньше из-за сорта предлагаемого продукта. Так случается с теми же крупами и мукой. На вид отличия могут быть незаметны, но, если бы не было разницы, никто бы не вводил разграничения по сортности.

Расстановка продуктов

Уже давно известно, что продукты в магазинах расставляются в определённом порядке. На пути к самым ходовым (хлебу, «молочке», яйцам) будут те, которые вроде не нужны, но заманчивые предложения заставят и их прихватить с собой.

Возможно, на сегодня расстановка не так актуальна, поскольку поводы для похода в магазин и пристрастия покупателей могут быть непредсказуемыми. Например, в пешей доступности корреспондента Sputnik находятся три магазина разных ретейлеров и нельзя однозначно сказать, что принцип размещения товаров в них одинаковый. В двух из них начинается всё с овощей, но затем в одном через молоко человек попадает в мясной отдел, в другом – в хлебный.

Очевидная логика сохраняется в расположении по высоте – более дешевые продукты стоят ниже, более дорогие – на уровне глаз.

Читайте также: Уйти на больничный: на какой срок и сколько должны заплатить на работе

Магия 99

В США не раз проводили эксперименты с девятками, и они подтверждали более оперативную продажу. Часто приводится пример одного американского магазина, повысившего стоимость платья с 34 до 39 долларов – продажи выросли на треть.

Покупатели не замечают большой разницы между 20 и 25, но всё меняется, когда становится 19,99 и 24,99.

Часто девятки ставят интернет-магазины, некоторые даже округляют до десятых, что опять же теоретически выделяет их на фоне остальных (29,99 и 29,90).

Продавцы на белорусских рынках усиливают эффект, маскируя две девятки под нули, полагая, что никто этого не заметит.

В целом, сколько бы люди не говорили, что на них это не действует, статистика и показатели продаж свидетельствуют об обратном, подтверждая теорию психологов о том, что покупатели фиксируют внимание на правой части ценников.

1

«Чёрная пятница» по-белорусски

Белорусские продавцы часто берут на вооружение западные подходы, хотя на самом Западе в них мог изначально вкладываться совсем другой смысл.

Термин впервые появился в Филадельфии и означал сильные пробки на дорогах в пятницу после Дня благодарения. Современная трактовка в английском языке связана с идиомой in the black («положительный баланс»), подразумевая, что многие продавцы будут в большом плюсе.

Современные маркетологи играют на совокупности факторов: любви к шопингу как таковому, покупкам к праздникам и отложенный спрос, когда человек, заприметив товар, запланирует купить его в дни скидок. Для магазинов это ещё и возможность разгрузить склады и получить максимальную прибыль за короткий промежуток времени. По статистике, 20% всей розничной торговли в США совершается в период между «чёрной пятницей» и Рождеством. И скидки при этом могут достигать 80-90%.

В Беларуси к скидкам есть вопросы, и зачастую, реагируя на объявления о «чёрной пятнице», белорус сталкивается с возможностью купить вещь не по завышенной цене.

Торговые центры и продуктовые ретейлеры придумали моду объявлять летнюю «чёрную пятницу», желая спровоцировать больший ажиотаж или усилить продвижение. А меж тем пятница в Беларуси, как и во всем мире, остаётся самой «потребительской». Большинство покупок приходится на последний рабочий день недели вне зависимости от акций – закупиться перед выходными в привычке большинства народов мира.

Читайте также: Учёные обнаружили препарат против COVID-19 с эффективностью 70%

Онлайн не без грехов

Интернет-торговля в Беларуси тоже может похвастаться типичными только для онлайн-ретейла «багами». В частности, корреспондент Sputnik при поиске нужного товара на одной из крупных интернет-площадок во время распродажи заметил, что зачёркнутый «дораспродажный» ценник меньше, чем тот, который стал «акционным». При обращении в техподдержку сотрудники магазина поблагодарили, отметив, что возникла ошибка. Чуть позже цена изменилась, но при просмотре остальных «акционных» позиций стало ясно, что проблема носит не единичный характер.

Интернет-шопоголики также часто жалуются на ещё одну крупную онлайн-площадку, на которой в магазинах, продающих товар по более низкой цене, чем остальные, указанных позиций никогда нет в наличии. Ну и всегда, в случае, к примеру, с электроникой есть шанс попасть на «серый» товар с такой же непонятной гарантией.

Поделиться

Читайте также

18 декабря в Бобруйске состоятся V региональные Рождественские образовательные чтения на тему: «Великая победа: наследие и наследники». В Бобруйской епархии сообщили, что в пленарном заседании примут участие представители исполнительной власти города, в том числе председатель горисполкома Александр Студнев, а также педагогическая общественность и учащаяся молодежь, медики, священослужители, социальные работники, военнослужащие, представители МЧС и правоохранительных органов.

С докладом «Праваслаўная Царква ў Беларусі ў гады II Сусветнай вайны: час духоўнага подзвігу» перед участниками чтений выступит кандидат исторических наук, доцент, завкафедрой современных технологий довузовского образования Гродненского государственного университета имени Я. Купалы Светлана Силова.

С 12 часов дня начнут работать секции (всего их три):

  • «Современный мир: как быть счастливым» (для учащейся молодежи),
  • «Церковь и общество: взаимодействие в сохранении духовных ценностей»,
  • «Церковь и армия: путь совместного служения Отечеству».

В заключении чтений в выставочном зале пройдёт методический семинар для педагогов.

Читать дальше

Туристический проект «Путешествие в Поместье Деда Мороза» существует уже на протяжении 8 лет и пользуется большой популярностью как у жителей, так и у гостей нашей страны. Данный проект стал лауреатом и обладателем специальной награды «Лучший в регионе» республиканского конкурса «Лучшие товары Республики Беларусь» 2018 года, а система качества работы «Дортур» подтверждена Сертификатом соответствия требованиям международного стандарта ISO 9001.

В текущем году специальный маршрут выходного дня пользуется также большим спросом. Он рассчитан для туристов в новогодние и рождественские праздники, а также на период зимних каникул у школьников. Специальный Новогодний поезд, состоящий из купейных вагонов, будет курсировать из Минска в поместье Деда Мороза в Национальном парке «Беловежская пуща» 13, 20, 24 и 27 декабря, а также 2, 4, 6 и 11 января.

Поездки предлагаются в формате туров выходного дня с выездом в пятницу вечером, а рейсы Новогоднего экспресса 24 декабря, 2, 4, 6 и 11 января рассчитаны на период зимних каникул у школьников.

Новогодний состав будет отправляться в поместье Деда Мороза со станции Минск-Пассажирский в 21.57 и прибывать в Брест утром следующего дня в 07.50, откуда туристов доставят в Беловежскую пущу на комфортабельных автобусах.

Праздничную атмосферу пассажиры почувствуют с первых минут – у вагона их встретят девушки-проводники в костюмах Снегурочек.

В Национальном парке гости проведут целый день. Путешественников ожидает насыщенная новогодняя экскурсионная программа: они увидят домик Снегурочки, волшебную мельницу, посетят музей подарков Деда Мороза – «Скарбніца», побывают на аллее знаков Восточного календаря и поляне двенадцати месяцев, встанут в хоровод возле Новогодней елки и, конечно, встретятся с хозяином резиденции – Дедом Морозом.

В программу тура также входит знакомство с музеем природы Национального парка «Беловежская пуща», прогулка вдоль вольеров с животными и угощение блинами с чаем на пущанских травах.

Обратно в столицу из Бреста Новогодний поезд отправится в 17.28 и прибудет в Минск в 22.18. Ярким моментом путешествия станет развлекательная программа с аниматорами и встреча с железнодорожным Дедом Морозом. Юные путешественники расскажут Деду Морозу стихи, споют с ним песенки, порадуют своими рисунками – впечатлениями о поездке, разгадают загадки и, конечно, получат сладкие угощения.

Ежегодно туристическим поездом по направлению Минск–Брест–Минск перевозится более 1600 человек. Планируется, что в текущем сезоне «Путешествие в Поместье Деда Мороза» совершат более 2000 пассажиров.

Белорусская железная дорога

Читать дальше

Белорусская железная дорога с 15 декабря расширила маршрутную сеть со странами Западной Европы, передаёт БЕЛТА. Так, увеличивается маршрутная сеть пересадочных/согласованных поездов в сообщении Варшава — Брест — Минск, а также открывается новое пересадочное сообщение Прага — Варшава — Брест — Минск.

Из Варшавы поезд №126 Варшава — Брест будет отправляться в 13:10 и прибывать на станцию Брест-Центральный в 19:10.

Со станции Брест-Центральный поезд №125 Брест-Варшава будет выезжать в 19:56 и прибывать на станцию Варшава в 22:15.

Для пересадки пассажиров, следующих до станции Минск-Пассажирский и назад, предусмотрено курсирование согласованного поезда №726 Брест — Минск (отправление со станции Брест-Центральный в 20:00, прибытие на Минск-Пассажирский в 23:25). Назад поезд отходит в 15:59 и прибывает на станцию Брест-Центральный в 19:01.

Из Праги поезд №136 Прага — Варшава — Брест будет выезжать в 10:23 под №115 и прибывать на станцию Брест-Центральный в 00:37.

Из Бреста поезд №137 будет отправляться в 7:11 и прибывать на станцию Прага-Главная в 17:39 под №114.

Поезд Прага — Варшава — Брест будет следовать через станции Острава-Главная (Чехия), Катовице, Варшава-Центральная, Тересполь (Польша).

Пассажиры поездов №136/137 Прага — Варшава — Брест смогут сделать пересадку на станции Брест-Центральный на поезд №96 Брест — Москва. Также такая возможность будет у тех, кто поедет на поезде №27 Москва — Брест.

Более подробные сведения о расписании движения поездов можно узнать на сайте Белорусской железной дороги в разделе «Услуги пассажирам» и в контакт-центре по телефону 105.

 

Читать дальше