Да, но детей с депрессией часто называют «невоспитанными», «глупыми», говорят, что они «выпендриваются», «строят из себя обиженных», «бездельничают». Всё дело в том, что симптомы депрессии у детей и подростков отличаются от тех, что есть у взрослых. И если депрессию у взрослых сейчас более-менее могут заподозрить непрофильные специалисты или родные, то с детьми всё сложнее.
Один из самых частых провоцирующих факторов, которые запускают депрессию, — насилие. Это может быть травля в школе или другом коллективе и семейное насилие (в случае с подростками — ещё и возможное партнёрское). Под насилием в семье имеется в виду не только физическое, но и унижение, обесценивание, издевки, психологическое давление, игнорирование, запрет на выражение эмоций. Это все формы психологического и эмоционального насилия, которые наносят непоправимый вред психике ребёнка.
Также насилие может быть иного характера. В семьях, где есть дисбаланс власти, ребёнок становится его заложником. По данным Росстата, 71,2% пострадавших от насилия в отношении члена семьи в России — это женщины.
Всемирная организация здравоохранения сообщает, что в мире в среднем почти треть женщин, состоящих в отношениях, подвергается насилию со стороны партнёра. Дети в таких ситуациях зачастую остаются невидимыми и не получают помощи. Эту ситуацию описывают термином «побочный вред» (collateral damage).
Читайте также: Пробиотики и дети: что нужно знать
Чувства тревоги и страха свидетелей насилия сопоставимы с чувствами, которые испытывают непосредственные жертвы. Более того, очень часто ребёнок берёт на себя вину за то, что происходит в семье, что только усугубляет тяжёлое состояние.
Другие факторы риска таковы:
Признаки очень сильно зависят от возраста и уровня развития несовершеннолетнего: ребёнок пяти лет и подросток 15 лет, находящиеся в депрессии, с высокой долей вероятности будут выглядеть и вести себя абсолютно по-разному. Также важно, что дети, особенно младшего возраста, не всегда умеют описывать свои чувства и эмоции, и далеко не каждый ученик начальной школы может рассказать о своём настроении словами.
Чем младше ребёнок, тем больше симптомов он будет демонстрировать «в мир», а не переживать внутри себя, то есть тем менее «депрессивным» в классическом понимании он будет выглядеть. Именно поэтому так легко спутать детскую депрессию и нарушения поведения в рамках других расстройств (например, синдрома дефицита внимания).
1
Очень важный и тяжёлый маркер депрессивного состояния — суицидальные мысли, высказывания и самоповреждения. Эти симптомы встречаются и у детей младше 12 лет, но их выраженность и то, как именно ребёнок говорит о смерти, также коррелирует с его возрастом и уровнем развития. Важно понимать, что любое суицидальное высказывание ребёнка заслуживает пристального внимания, даже если оно кажется вам, как родителю, «манипуляцией».
Также должны насторожить выражения «лучше бы меня не было», «хочу это прекратить», «вот бы всё закончилось», которые по сути являются мыслями о прекращении жизни, несмотря на отсутствие прямого указания на суицид.
Суицидальное поведение доказанно коррелирует с депрессией. 95% суицидов совершаются людьми, у которых есть психическое расстройство, и в большинстве случаев это депрессивный эпизод.
Читайте также: Если ребёнок манипулирует взрослыми, что делать
Да. А может быть и депрессия, особенно если симптомы длятся дольше двух недель. Если депрессию не лечить, то это может привести к разным тяжелым последствиям:
Последующие депрессивные эпизоды. Единичный эпизод, особенно если ребёнок не получил лечения, с большой долей вероятности повторится в будущем.
Проблемы в отношениях. Депрессия негативно влияет на формирование и удержание социальных связей. Ребёнок с депрессией будет скорее негативно относиться к своим способностям выстраивать дружбу и формировать близкие отношения, а также вряд ли будет способен доверять другим людям и делиться с ними эмоциями.
Рискованные и безрассудные поступки. Часто дети с депрессией ввязываются в авантюры, которых в другом состоянии они могли бы избежать: уходы из дома, исследование заброшенных зданий, «плохие компании».
Злоупотребление психоактивными веществами. Алкоголь, курение, запрещённые вещества — это то, к чему прибегают дети и подростки от безвыходности, чтобы хоть как-то поднять своё настроение.
Депрессия, которая началась в раннем возрасте (в дошкольном или раннем школьном), может приводить к формированию негативной картины мира и негативного образа мышления, со склонностью к самообвинениям, неуверенности в себе и неумению решать возникающие проблемы.
Читайте также: Как помочь ребёнку справиться со стрессом
Да. Или психотерапевту (только проверьте, чтобы у него было медицинское образование). Такой специалист должен иметь опыт работы с детьми.
Диагностика детской депрессии — сложный процесс, и нет никаких объективных анализов и исследований, способных точно ответить на вопрос о том, есть ли у ребёнка депрессия. Поэтому для уверенности может потребоваться несколько приемов и углубленное патопсихологическое обследование у клинического психолога.
Чтобы поставить диагноз, специалист тщательно соберет анамнез жизни, оценит семейную ситуацию, жалобы родных и близких, а также психическое состояние ребёнка на приеме. Очень сильно может пригодиться дополнительная информация от друзей ребёнка или из учебного заведения (сведения от учителей, характеристика из школы).
При депрессии лёгкой степени можно обойтись психотерапией. В остальных случаях психотерапия редко применяется без антидепрессантов: обычно рекомендуется сочетать эти методы. В первую очередь в случае депрессии детям назначают препараты из такой группы антидепрессантов, как селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (они делают так, что серотонин в мозге действует дольше).
Это зависит от множества факторов, но обычно не меньше полугода. Некоторые факторы могут благоприятно повлиять на скорость излечения. Это например:
Фото носят иллюстративный характер. Источник: pixabay.com
В преддверии Дня пожилых людей территориальный центр социального обслуживания населения Первомайского района Бобруйска приглашает бобруйчан старшего поколения на серию информационных встреч «Ваше право».
20 сентября 2024 гола в 14.00 в помещении отделения дневного пребывания для граждан пожилого возраста ТЦСОН Первомайского района пройдёт первая встреча на тему «Работа и бизнес для старшего поколения».
Разговор о самозанятости и о том, как начать собственное дело, состоится с участием компетентных гостей:
представителя Бобруйского регионального инновационного центра развития бизнеса,
главного государственного налогового инспектора.
Если у вас есть бизнес-идея, но не знаете, как её воплотить в жизнь, нуждаетесь в дополнительном доходе, но не знаете, что лучше – самозанятость или официальное трудоустройство, – приходите на встречу. У вас есть уникальная возможность задать профессионалам интересующие вопросы.
Жительниц Бобруйска школа танцев «Лилу» приглашает присоединиться к группе «Владей телом» – это два занятия в одном. Подарите себе лёгкость в теле, ровную осанку и грациозную походку. Обретите новые силы и заряд молодости!
На занятиях бобруйчанок ждут:
Мы все такие разные, но вместе легче достигать целей и становиться красивыми, здоровыми и стройными, влюбляясь в себя заново!
Занятия проходят 1 раз в неделю по воскресеньям длительностью 1,5 часа.
В программе белорусских школ появятся новые факультативы, цель которых – разностороннее развитие учащихся. Круг предлагаемых тем для занятий школьников широкий – от музыки, здорового образа жизни и кулинарии до финансовой грамотности, танцев, предпринимательства и военного перевода. Программы рассчитаны на ребят разного возраста.
В Беларуси ввели факультатив «Моё Отечество» для учащихся 5–7 классов, об этом говорится в постановлении, опубликованном на Национальном правовом портале. Занятия рассчитаны на 105 часов в течение трёх лет обучения с 5 по 7 класс – в каждом из годов обучения по 35 часов.
Факультатив «Шчаслівы беларусам звацца» рассчитан на учеников 5-9 классов.
Цель дополнительных активностей для школьников – формирование гражданско-патриотических качеств личности подростка, расширение знаний об историческом развитии Республики Беларусь и жизни белорусского народа, формирование активной гражданской позиции, развитие критического мышления на основе анализа различных источников информации.
Постановлением Минобразования в учебных заведениях общего среднего образования утверждены учебные программы факультативных занятий:
А ещё учащиеся будут иметь возможность индивидуального обучения игре на музыкальных инструментах – гитаре, скрипке, фортепиано, цимбалах, синтезаторе. Факультативы рассчитаны на ребят с 1-го по 9 класс. В конце каждого учебного полугодия школьники смогут продемонстрировать свои навыки на академическом концерте. Притом исполнить не только классику, но и произведения современных композиторов в разных стилях и жанрах.
Читайте также: Действительно ли дети учатся стоя лучше
Согласно постановлению Совмина в свободное от уроков время дети будут учиться танцевать. Факультатив рассчитан на занятия учащихся II–IX классов и будет проходить 1-2 раза в неделю. В программе изучение классического, историко-бытового, народно-сценического, бального, современного танца. Учащихся одновременно ознакомят и с этикой соответствующей эпохи и элементами быта того времени.
На учащихся 10 и 11 классов рассчитан факультатив по английскому языку «Военный перевод». В программе занятий 69 учебных часов, в течение которых школьники узнают о жизни военнослужащего, известных военачальниках, подготовке к боевым действиям, структуре вооружённых сил некоторых стран. В целях факультатива есть и формирование у учащихся навыков военного переводчика.
Учащиеся V-IX классов смогут подготовить себя к семейной жизни, занимаясь на практических занятиях факультатива «Домашняя кулинария». На это отпущено по 35 часов в каждом классе, занятия будут проходить один раз в неделю.
Интересен и факультатив «Школа моды» для учащихся VIII-IX классов. Здесь ребята узнают об истории моды и одежды, о правилах ухода за собой, пройдут обучение шитью, научатся работать с тканью. Иногда к занятиям с учащимися педагог будет привлекать психолога. Курс рассчитан на 35 часов в каждом классе.
Для юных туристов и путешественников предназначен факультатив «Путешествуем без опасности». Научиться правильно вести себя в походах, путешествиях и на экскурсиях, уметь безопасно взаимодействовать с окружающей средой – этому и многому другому будут обучать шестиклассников на этих занятиях.
Восьмиклассники на факультативе «Выбираем здоровый образ жизни» узнают о принципах правильного питания, получат мотивацию для сохранения здоровья, приобретут навыки ЗОЖ и научатся анализировать свой образ жизни.
Читайте также: Эксперты: запрет на смартфоны в школах улучшает результаты обучения детей
Для учащихся начальных классов подготовлены программы двух факультативов – «Когда учиться легко. В мире финансов» и «Когда учиться легко. В мире информационной безопасности».
На занятиях первого дети смогут получить первоначальный опыт решения финансовых задач, узнают о финансовой безопасности, семейных доходах и расходах, видах сбережений и пр.
Занятия второго направлены на усвоение детьми правил информационной безопасности, умения работать с информацией.
Об информационной безопасности поведают старшеклассниками на факультативе «Информационная безопасность: миф или реальность?». Учащиеся 10-11 классов смогут научиться выявлению информационных угроз и противодействию им, узнают о способах защиты данных и многом другом.
Ученики 10-х классов на занятиях факультатива «Предпринимательство в действии» получат базовые знания о предпринимательской деятельности, приобретут практические навыки создания и ведения бизнеса, выбора и оценки бизнес-идей, анализа рынка и конкурентов, смогут ставить перед собой бизнес-цели.
Подготовлено по материалам открытых источников