Как помочь ребенку справиться со стрессом

Обычный стресс — это универсальная реакция человека на любые внешние раздражители: смену образа жизни, конфликты, сложности, неудачи… Иными словами, это совершенно нормально.

А вот хронический стресс — это большая проблема, которая не даёт ребёнку развиваться, нормально учиться, общаться и радоваться жизни.

Как зарождается хронический стресс?

Всё начинается с чувства первичной тревоги. Оно возникает, когда ребенок на короткий срок сталкивается с раздражителем. Например, впервые

  • услышал, как ссорятся мама и папа на кухне,
  • пошёл сделать прививку,
  • проспал, собирался в школу, как на пожар, и бежал до автобуса, чтобы успеть до звонка.

Первичная тревога в общем неопасна для психики ребенка и даже может играть роль развивающего тренажера: мы пережили короткий стресс, осмыслили, что это такое с нами было, запомнили состояние дискомфорта и приготовились ко второй стадии — сопротивлению.

Сопротивление начинается тогда, когда раздражитель возвращается снова и снова или его воздействие вообще не прекращается. Например, постоянный страх получить двойку по математике, напряженная атмосфера дома, мама все ругает и ругает, что ты такой неряха и у тебя вечный беспорядок…


Читайте также: Ребёнок подрос, но всё ещё спит с родителями. Это нормально?


Организм ребенка уже знаком с ощущением стресса и сопротивляется всеми возможными способами. Многим родителям этот период знаком как период постоянной «войны»:

  • «Не пойду я в школу»,
  • «Не хочу в детский сад»,
  • «Не буду мыть голову»,
  • «Не хочу, чтобы вы ссорились»,
  • «Перестаньте меня ругать»…

Именно на этом этапе организм детей начинает иногда «выдавать» первые психосоматические реакции: вялотекущие простуды, бессонницу, навязчивые движения.

Если на этом этапе источник беспокойства не исчезнет, мы рискуем перейти к ситуации хронического стресса, который грозит общим истощением. Ребёнок чувствует себя всё хуже, болеет всё чаще, никак не может сосредоточиться, плохо учится и уже как будто не очень всему этому сопротивляется.

На борьбу со стрессом у него уходят все жизненные силы, а на развитие и благополучную жизнь уже ничего не остается. К этому «букету» иногда присоединяются энурез и другие серьёзные проблемы со здоровьем.

 

Где искать причину?

Хорошо, когда проблема лежит на поверхности: вы только переехали в новый дом, ребёнок пошел в школу, сменил класс, у него проблемы со сверстником, конфликт с учителем, родители на грани развода, тяжело болеет любимая бабушка…

Примечательно, что все эти факторы относятся к одной категории — социально-психологических.

Но есть и две другие группы, которые не всегда столь очевидны даже для очень внимательных и заботливых родителей.

Обо всех трёх поговорим подробнее.


Читайте также: Помогаем детям справиться со стрессом с помощью игр


Физиологические факторы развития стресса:

  • Голод. Утром завтракать не хотелось, в школе каша была невкусная, сразу после уроков пришлось бежать на тренировку… И вот пять часов вечера, у ребёнка в желудке за весь день побывали два печенья и бутерброд. Он голоден, возможно, даже не отдаёт себе в этом отчёта, и его желудок уже сжимается от одной мысли, что завтра будет ещё один такой же день, и снова он не успеет толком ни позавтракать, ни пообедать… Комментарии излишни: распорядок нужно наладить так, чтобы ребёнок был сыт в течение дня.
  • Жажда. Позаботьтесь о том, чтобы вода всегда была доступна. Давайте с собой бутылку воды на прогулки, тренировки и экскурсии, следите за тем, чтобы кулер в классе или в детском саду был всегда в рабочем состоянии. Кроме того, нужно, чтобы воспитатели и учителя случайно не «перекрывали» доступ к воде срочными делами или дисциплинарными упражнениями: даже если вы на перемене дописываете контрольную, у детей должно быть время, чтобы утолить жажду.
  • Шум. Есть дети, которые особенно чувствительны к громким звукам или постоянному монотонному шуму. В первом классе они часто приходят домой и ложатся спать: устали от гула, свиста, громких голосов. Даже если ваши дети сами часто бывают источником страшного шума, нужно уважать их право отдыхать, читать, делать уроки в тишине. Не включайте телевизор и постарайтесь унять шумных младших детей, пока старшие заняты умственным трудом или отдыхают после школы.
  • Кислородное голодание. На него дети жалуются реже, чем на голод и жажду, но именно перманентный недостаток кислорода часто является причиной плохого самочувствия. Следите за тем, чтобы помещение, где находится ребёнок, регулярно проветривалось, и найдите возможность выходить на прогулку хотя бы на час-полтора в день.
  • Травмы, болезни, общая интоксикация организма. Недолеченная простуда, наличие очага воспаления, боль, сильный ушиб — все это отнимает силы, раздражает, мучает, и на восстановление после любого недомогания нужно время. Зачастую больше, чем определяет лечащий врач.
  • Физические и психоэмоциональные перегрузки. Если пришлось три часа подряд учить английский, писать по четыре контрольных на неделе, сильно выкладываться на тренировках, то нет ничего удивительного в том, что после этого у ребёнка обнаруживаются признаки стресса. Обратите внимание: физические перегрузки происходят не тогда, когда ребёнок много бегает или активно занимается спортом (это как раз способствует «обнулению» и выходу из состояния стресса). Больше всего нагружен ребёнок, когда ему приходится долго находиться в статичных позах, не шевелиться и накапливать напряжение в теле. Чтобы расслабиться, нужно обязательно делать паузы, ограничивать нахождение в статике, делать гимнастику как для всего тела, так и для спины, шеи, пальцев и кистей рук.
  • Недостаток сна. Сон — это важно. Если приходится выбирать между сном и уроками, занятиями, другими серьёзными делами — выбирайте сон.
  • Режим ограничения времени. У каждого человека есть свой внутренний темп, удобный и органичный для проживания жизни и выполнения различных задач. Некоторые дети по природе достаточно медлительны. Для них источником стресса является ситуация, когда им нужно постоянно успевать, бежать, спешить, укладываться во временные промежутки. Постарайтесь не торопить ребе\ёнка на каждом шагу: если только можно потерпеть, подождать хотя бы несколько минут, используйте их, чтобы дать ребёнку отдых от постоянных попыток попасть в ритм жизни.

1

Это далеко не все факторы стресса, связанные с физиологическими недомоганиями ребёнка. Хронические заболевания, неудобная одежда и обувь, вынужденные асимметричные позы, сложности с посещением туалета или просто необходимость подолгу терпеть — всё это может стать стрессовым фактором.

Чем можно помочь?

Во-первых, просто не забывать об этой значимой группе причин стресса. В этом месте тоже можно «искать», если ребёнок вдруг стал раздражительным, нервным, обзавелся навязчивыми движениями или стал вдруг хуже учиться.

Во-вторых, накануне серьёзных социально-психологических потрясений (смена места жительства, развод родителей, начало учебы в школе, смена школы и т. д.) нужно постараться обеспечить детям максимальный базовый комфорт. Наладить питание и сон, сохранять прогулки и двигательную активность, долечиваться и давать ребёнку время на восстановление.

Социально-психологические факторы развития стресса

Не будем перечислять все возможные глобальные изменения в повседневной жизни ребёнка: нам и так обычно бывает ясно, почему вдруг всё «посыпалось». Скажем лишь о двух факторах, наиболее скрытых и неочевидных:

  • Состояние неуспеха. Детям больно, когда взрослые ими недовольны. Глубина переживаний у каждого ребенка своя, но есть и такие дети, которые просто не могут вынести, когда близкий человек демонстрирует недовольство ими. Конечно, если ребенок однажды натворил что-то из ряда вон выходящее, вы выскажете ему все, что думаете, и это будет кратковременное воздействие стресса. Но если ребенок «не вылезает» из таких ситуаций, у него развивается хронический стресс.
  • Ситуация неопределённости. Об этом факторе мы часто забываем. Детям крайне необходимы прозрачные и понятные правила: за что их похвалят, а за что отругают. Что бывает в будни, а что — в выходные. Какие события произойдут завтра утром обязательно (завтрак, чистка зубов, прогулка, чтение на ночь и т. д.), а какие могут и не произойти. И это тоже нормально. Если ребёнок не знает, где он будет жить через пару месяцев, не забудут ли ему пожелать спокойной ночи, будет он сыт или голоден, будут его ругать за двойку или скажут: «Ерунда, ничего страшного», — ему не на что опереться, он пребывает в постоянном нервном напряжении. Поэтому есть смысл создать более или менее единообразную систему жизни. Конечно, часть решений вы с ребёнком будете принимать «по настроению», но общая канва, система понятных «можно» и «нельзя». «хорошо» и «плохо» пусть будет неизменна для всей семьи.
 

Чем можно помочь?

Прежде всего, не брать на себя слишком много. Понятно, что исключить из жизни ребёнка внешние раздражители не получится; да это и не требуется, чтобы помочь ему справиться со стрессом.

Главная задача — не упустить скрытые психологические факторы стресса, такие как частые неудачи в той или иной сфере, насмешки, которые кажутся безобидными, отсутствие близких друзей

Эмоциональные факторы развития стресса:

  • Травма привязанности. Если у ребёнка утерян контакт с близкими взрослыми, он с любыми стрессовыми ситуациями справляется тяжелее и дольше.
  • Недостаточный эмоциональный контакт с родителями. Мы разные: кто-то более открыт, кто-то более замкнут и внешне холоден. Закрытость родителей может быть для ребёнка дополнительным стрессовым фактором.
  • Недостаточно развитый эмоциональный интеллект. Психологи и педагоги отмечают, что сейчас очень часты случаи, когда дети развиты интеллектуально, они много читали, обладают энциклопедическими знаниями, хорошо усваивают новые знания, но им сложно справляться с собственными эмоциями и понимать эмоции других.
  • Эмоциональное насилие. Это не только насмешки, издевательства, наказания и другие явные признаки. Игнорирование, отказ от контакта с ребёнком, небезопасная и недостаточно дружелюбная атмосфера также являются источниками хронического стресса.

Читайте также: Успокаивающие занятия с ребёнком перед сном. Топ-54


Чем можно помочь?

На этапе подготовки ребёнка к школе, детскому саду и любому другому крупному изменению в жизни уделите внимание эмоциональному состоянию: старайтесь дать ему не только и не столько знания, сколько теплоту и поддержку. Старайтесь находить время, чтобы выслушать ребёнка, поговорить с ним, придумайте поддерживающие практики, ритуалы, которые позволят ему прожить все свои эмоции: гнев, огорчение, грусть, страх.

Будет здорово, если даже в самые сложные периоды жизни вы сможете найти поддержку друг в друге: повеселиться, почитать смешную книжку или просто обняться, перед тем как вернуться на поле брани с повседневными делами.

Family Tree

 

Поделиться

Читайте также

Как сообщили в горисполкоме, 14 ноября 2023 года в связи с производством ремонтных работ на железнодорожном переезде по ул. Пушкина (в районе ул. Свердлова) с 9 час. 00 мин. до 16 час. 00 мин. движение автобусов по маршрутам №2, №6, №6а, №16 и «Бобруйск - Туголица» будет осуществляться по улицам:

…Пушкина, Бахарова, Чонгарская, Парковая … Ванцетти… в прямом и обратном направлениях (для маршрута №16 после ул. Ванцетти - ул. Пушкина, ул. Жуковского и далее по маршруту.

Исключаются остановочные пункты: ул. Пушкина и Авиагородок.

Расписание движения автобусов №16 «ул. Дзержинского – Скрипочка» (14 ноября 2023 года):

ул. Дзержинского

6.15 6.50 7.25 8.00 8.35 9.11 9.49 10.26 11.55* 12.25 13.02 13.45 14.25 15.08 15.46 16.24 16.53 17.23 17.55 18.20* 19.10 20.10 21.10 22.00* 23.10 0.20*

Скрипочка

5.45 6.33 7.03 7.23** 7.43 8.15 8.53 9.31 10.08 10.45 11.58** 12.44 13.21 14.04 14.51 15.28 16.06 16.39 17.09 17.38 18.13 19.00** 19.48 20.28 21.28 22.40** 23.28 0.55**

* - до Туголицы

** - из Туголицы

___ - Туголица ч/з Вороновичи

 

Читать дальше

18 мая 2019 года в Молодёжном парке Бобруйска Центр поддержки семьи, материнства и детства «Покрова» совместно с центром «Росквит» подготовили семейный праздник, приуроченный к Международному дню семьи.

Девять семей-участниц на фоне музыкально-танцевальных выступлений проходили захватывающий квест.

Все семьи отлично справились с непростыми заданиями и были награждены дипломами и подарками.

Центр поддержки семьи, материнства и детства «Покрова» благодарит «Росквит» за плодотворное сотрудничество в деле укрепления традиционных семейных ценностей.


Читайте также: Всё внимание – детям


1

pokrova.by

Читать дальше

Многодетные семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, с 2021 года будут направляться на строительство жилья в течение 12 месяцев с момента постановки на учёт. Предусмотрены соответствующие механизмы, сообщила БЕЛТА начальник главного управления градостроительства, проектной, научно-технической и инновационной политики Министерства архитектуры и строительства Беларуси Ольга Верамей, комментируя план мероприятий по реализации Директивы №8 «О приоритетных направлениях развития строительной отрасли».

Планы-графики возведения жилых домов для этой категории очередников будут разрабатываться и утверждаться ежегодно. Также при формировании жилищной программы необходимо будет ежегодно вводить в эксплуатацию не менее 135 тыс. кв. м арендного жилья, в том числе за счёт бюджетных средств – не менее 90 тыс. кв. м. Определено также введение в практику страхования профессиональной ответственности проектной организации за разработанную проектную документацию.


Читайте также: На каких этажах жилого дома ученые не рекомендуют жить


К сведению

В марте 2019 года Президент подписал Директиву №8 «О приоритетных направлениях развития строительной отрасли». В середине мая постановлением Совета Министров утверждён план по её реализации, который включает 60 мероприятий по различным направлениям.

 

Читать дальше