Как помочь ребенку справиться со стрессом

Обычный стресс — это универсальная реакция человека на любые внешние раздражители: смену образа жизни, конфликты, сложности, неудачи… Иными словами, это совершенно нормально.

А вот хронический стресс — это большая проблема, которая не дает ребенку развиваться, нормально учиться, общаться и радоваться жизни.

Как зарождается хронический стресс?

Всё начинается с чувства первичной тревоги. Оно возникает, когда ребенок на короткий срок сталкивается с раздражителем. Например, впервые

  • услышал, как ссорятся мама и папа на кухне,
  • пошёл сделать прививку,
  • проспал, собирался в школу, как на пожар, и бежал до автобуса, чтобы успеть до звонка.

Первичная тревога в общем неопасна для психики ребенка и даже может играть роль развивающего тренажера: мы пережили короткий стресс, осмыслили, что это такое с нами было, запомнили состояние дискомфорта и приготовились ко второй стадии — сопротивлению.

Сопротивление начинается тогда, когда раздражитель возвращается снова и снова или его воздействие вообще не прекращается. Например, постоянный страх получить двойку по математике, напряженная атмосфера дома, мама все ругает и ругает, что ты такой неряха и у тебя вечный беспорядок…

Организм ребенка уже знаком с ощущением стресса и сопротивляется всеми возможными способами. Многим родителям этот период знаком как период постоянной «войны»:

  • «Не пойду я в школу»,
  • «Не хочу в детский сад»,
  • «Не буду мыть голову»,
  • «Не хочу, чтобы вы ссорились»,
  • «Перестаньте меня ругать»…

Именно на этом этапе организм детей начинает иногда «выдавать» первые психосоматические реакции: вялотекущие простуды, бессонницу, навязчивые движения.

kak-pomoch-rebenku-spravitsya-so-stressom-1

Если на этом этапе источник беспокойства не исчезнет, мы рискуем перейти к ситуации хронического стресса, который грозит общим истощением. Ребёнок чувствует себя всё хуже, болеет всё чаще, никак не может сосредоточиться, плохо учится и уже как будто не очень всему этому сопротивляется.

На борьбу со стрессом у него уходят все жизненные силы, а на развитие и благополучную жизнь уже ничего не остается. К этому «букету» иногда присоединяются энурез и другие серьёзные проблемы со здоровьем.

Где искать причину?

Хорошо, когда проблема лежит на поверхности: вы только переехали в новый дом, ребёнок пошел в школу, сменил класс, у него проблемы со сверстником, конфликт с учителем, родители на грани развода, тяжело болеет любимая бабушка…

Примечательно, что все эти факторы относятся к одной категории — социально-психологических.

Но есть и две другие группы, которые не всегда столь очевидны даже для очень внимательных и заботливых родителей.

Обо всех трёх поговорим подробнее.

Физиологические факторы развития стресса:

  • Голод. Утром завтракать не хотелось, в школе каша была невкусная, сразу после уроков пришлось бежать на тренировку… И вот пять часов вечера, у ребёнка в желудке за весь день побывали два печенья и бутерброд. Он голоден, возможно, даже не отдаёт себе в этом отчёта, и его желудок уже сжимается от одной мысли, что завтра будет ещё один такой же день, и снова он не успеет толком ни позавтракать, ни пообедать… Комментарии излишни: распорядок нужно наладить так, чтобы ребёнок был сыт в течение дня.
  • Жажда. Позаботьтесь о том, чтобы вода всегда была доступна. Давайте с собой бутылку воды на прогулки, тренировки и экскурсии, следите за тем, чтобы кулер в классе или в детском саду был всегда в рабочем состоянии. Кроме того, нужно, чтобы воспитатели и учителя случайно не «перекрывали» доступ к воде срочными делами или дисциплинарными упражнениями: даже если вы на перемене дописываете контрольную, у детей должно быть время, чтобы утолить жажду.
  • Шум. Есть дети, которые особенно чувствительны к громким звукам или постоянному монотонному шуму. В первом классе они часто приходят домой и ложатся спать: устали от гула, свиста, громких голосов. Даже если ваши дети сами часто бывают источником страшного шума, нужно уважать их право отдыхать, читать, делать уроки в тишине. Не включайте телевизор и постарайтесь унять шумных младших детей, пока старшие заняты умственным трудом или отдыхают после школы.
  •  Кислородное голодание. На него дети жалуются реже, чем на голод и жажду, но именно перманентный недостаток кислорода часто является причиной плохого самочувствия. Следите за тем, чтобы помещение, где находится ребёнок, регулярно проветривалось, и найдите возможность выходить на прогулку хотя бы на час-полтора в день.   
  • Травмы, болезни, общая интоксикация организма. Недолеченная простуда, наличие очага воспаления, боль, сильный ушиб — все это отнимает силы, раздражает, мучает, и на восстановление после любого недомогания нужно время. Зачастую больше, чем определяет лечащий врач.
  • Физические и психоэмоциональные перегрузки. Если пришлось три часа подряд учить английский, писать по четыре контрольных на неделе, сильно выкладываться на тренировках, то нет ничего удивительного в том, что после этого у ребёнка обнаруживаются признаки стресса. Обратите внимание: физические перегрузки происходят не тогда, когда ребёнок много бегает или активно занимается спортом (это как раз способствует «обнулению» и выходу из состояния стресса). Больше всего нагружен ребёнок, когда ему приходится долго находиться в статичных позах, не шевелиться и накапливать напряжение в теле. Чтобы расслабиться, нужно обязательно делать паузы, ограничивать нахождение в статике, делать гимнастику как для всего тела, так и для спины, шеи, пальцев и кистей рук.
  • Недостаток сна. Сон — это важно. Если приходится выбирать между сном и уроками, занятиями, другими серьёзными делами — выбирайте сон.
  • Режим ограничения времени. У каждого человека есть свой внутренний темп, удобный и органичный для проживания жизни и выполнения различных задач. Некоторые дети по природе достаточно медлительны. Для них источником стресса является ситуация, когда им нужно постоянно успевать, бежать, спешить, укладываться во временные промежутки. Постарайтесь не торопить ребе\ёнка на каждом шагу: если только можно потерпеть, подождать хотя бы несколько минут,  используйте их, чтобы дать ребёнку отдых от постоянных попыток попасть в ритм жизни.

kak-pomoch-rebenku-spravitsya-so-stressom-2

Это далеко не все факторы стресса, связанные с физиологическими недомоганиями ребёнка. Хронические заболевания, неудобная одежда и обувь, вынужденные асимметричные позы, сложности с посещением туалета или просто необходимость подолгу терпеть — всё это может стать стрессовым фактором.

Чем можно помочь?

Во-первых, просто не забывать об этой значимой группе причин стресса. В этом месте тоже можно «искать», если ребёнок вдруг стал раздражительным, нервным, обзавелся навязчивыми движениями или стал вдруг хуже учиться.

Во-вторых, накануне серьёзных социально-психологических потрясений (смена места жительства, развод родителей, начало учебы в школе, смена школы и т. д.) нужно постараться обеспечить детям максимальный базовый комфорт. Наладить питание и сон, сохранять прогулки и двигательную активность, долечиваться и давать ребёнку время на восстановление.

Социально-психологические факторы развития стресса

Не будем перечислять все возможные глобальные изменения в повседневной жизни ребёнка: нам и так обычно бывает ясно, почему вдруг всё «посыпалось». Скажем лишь о двух факторах, наиболее скрытых и неочевидных:

  • Состояние неуспеха. Детям больно, когда взрослые ими недовольны. Глубина переживаний у каждого ребенка своя, но есть и такие дети, которые просто не могут вынести, когда близкий человек демонстрирует недовольство ими. Конечно, если ребенок однажды натворил что-то из ряда вон выходящее, вы выскажете ему все, что думаете, и это будет кратковременное воздействие стресса. Но если ребенок «не вылезает» из таких ситуаций, у него развивается хронический стресс.
  • Ситуация неопределённости. Об этом факторе мы часто забываем. Детям крайне необходимы прозрачные и понятные правила: за что их похвалят, а за что отругают. Что бывает в будни, а что — в выходные. Какие события произойдут завтра утром обязательно (завтрак, чистка зубов, прогулка, чтение на ночь и т. д.), а какие могут и не произойти. И это тоже нормально. Если ребёнок не знает, где он будет жить через пару месяцев, не забудут ли ему пожелать спокойной ночи, будет он сыт или голоден, будут его ругать за двойку или скажут: «Ерунда, ничего страшного», — ему не на что опереться, он пребывает в постоянном нервном напряжении. Поэтому есть смысл создать более или менее единообразную систему жизни. Конечно, часть решений вы с ребёнком будете принимать «по настроению», но общая канва, система понятных «можно» и «нельзя». «хорошо» и «плохо» пусть будет неизменна для всей семьи.  

Чем можно помочь?

Прежде всего, не брать на себя слишком много. Понятно, что исключить из жизни ребёнка внешние раздражители не получится; да это и не требуется, чтобы помочь ему справиться со стрессом.

kak-pomoch-rebenku-spravitsya-so-stressom-3

Главная задача — не упустить скрытые психологические факторы стресса, такие как частые неудачи в той или иной сфере, насмешки, которые кажутся безобидными, отсутствие близких друзей.  

Эмоциональные факторы развития стресса:

  • Травма привязанности. Если у ребёнка утерян контакт с близкими взрослыми, он с любыми стрессовыми ситуациями справляется тяжелее и дольше.
  • Недостаточный эмоциональный контакт с родителями. Мы разные: кто-то более открыт, кто-то более замкнут и внешне холоден. Закрытость родителей может быть для ребёнка дополнительным стрессовым фактором.   
  • Недостаточно развитый эмоциональный интеллект. Психологи и педагоги отмечают, что сейчас очень часты случаи, когда дети развиты интеллектуально, они много читали, обладают энциклопедическими знаниями, хорошо усваивают новые знания, но им сложно справляться с собственными эмоциями и понимать эмоции других.
  • Эмоциональное насилие. Это не только насмешки, издевательства, наказания и другие явные признаки. Игнорирование, отказ от контакта с ребёнком, небезопасная и недостаточно дружелюбная атмосфера также являются источниками хронического стресса.  

Чем можно помочь?

На этапе подготовки ребёнка к школе, детскому саду и любому другому крупному изменению в жизни уделите внимание эмоциональному состоянию: старайтесь дать ему не только и не столько знания, сколько теплоту и поддержку. Старайтесь находить время, чтобы выслушать ребёнка, поговорить с ним, придумайте поддерживающие практики, ритуалы, которые позволят ему прожить все свои эмоции: гнев, огорчение, грусть, страх.

Будет здорово, если даже в самые сложные периоды жизни вы сможете найти поддержку друг в друге: повеселиться, почитать смешную книжку или просто обняться, перед тем как вернуться на поле брани с повседневными делами.  

Family Tree

Поделиться

Читайте также

В 2005 году учёные Института биохимической физики им. Н. М. Эмануэля РАН и Российского национального комитета по защите от неионизирующего излучения начали эксперимент по изучению воздействия электромагнитного излучения на детский организм.

В ходе его было отобрано 1531 участника. Их разделили на две группы:

  • в 1-й школьники пользовались гаджетами,
  • во 2-й мобильники были запрещены.

На протяжении 14 лет — с 2005-го по 2019-й — врачи с психологами внимательно следили за любыми изменениями в психофизическом состоянии детей. При сравнении подопечных из обеих групп исследователи сделали ряд выводов:

  1. У активных пользователей мобильников замедлилась реакция на световые и звуковые сигналы.
  2. В 50,7% случаев снизились показатели работоспособности.
  3. Заметно возросло число ошибок при письме.
  4. Из-за смещения позвонков ухудшается кровоснабжение мозга и зрения.
  5. В 39,7% случаев у пользователей гаджетов зарегистрировали увеличение показателя утомляемости (в 30,3% он был значительным).
  6. Ослабли внимание и смысловая память.
 

Среди тревожных симптомов учёные выделили покраснение и сухость глаз, расплывчатость и нечёткость зрения при взгляде вдаль, мигрень, боли в шее и плечевом поясе, свидетельствующие о нарушении осанки.

У детей дошкольного и младшего школьного возраста излучение затрагивает 80% структур головного мозга, у подростков — до 60%. Только к восемнадцати годам стенки черепа обретают нужную толщину, благодаря чему опасные лучи захватывают только 15% мозговых структур. Но всё равно учёные советуют не разговаривать по телефону слишком долго.

Использование гаджетов имеет накопительный эффект и ведёт к нарушению психики, к гиперактивности, перепадам настроения, сбою биоритмов и нарушению сна. Из-за этого дети быстро устают, у них не остаётся сил на учёбу и спорт, они не могут сконцентрироваться на них.

К доводам учёных  прислушались в российских надзорных ведомствах. Так, уже в августе 2019-го Роспотребнадзор с Рособрнадзором направили в учреждения образования рекомендации по ограничению использования гаджетов в школах.

В этих рекомендациях указано, что ранний возраст начала использования гаджетов и длительное накопленное время их эксплуатации являются факторами, ведущим к нарушениям детской психики. Это проявляется в гиперактивности ребёнка, повышенной раздражительности, нарушении коммуникативных способностей, расстройстве сна, снижении долговременной памяти и умственной работоспособности.

Ещё в 2001 году Российский национальный комитет по защите от неионизирующих излучений, опираясь на российские и зарубежные исследования, рекомендовал не использовать мобильные телефоны детям и подросткам до 16 лет. Также это касалось беременных женщин.

При этом ряд учёных по-прежнему отрицает негативное воздействие электромагнитного излучения на мозг и другие органы человека. Споры между исследователями продолжаются.

Важно знать

Последние пять лет эксперимента учёные работали над тем, чтобы снизить вред от смартфонов для ребят из основной группы. Использование гарнитуры, а также общение с помощью SMS и MMS улучшило психофизиологическое состояние испытуемых. Чем дальше источник излучения от детского мозга, тем лучше.

1

Фото: Shutterstock

Читать дальше

Как сообщает Национальный статистический комитет, индекс потребительских цен на товары и услуги в октябре по сравнению с сентябрем этого года составил 100,6%. Базовый индекс потребительских цен, исключающий изменение стоимости отдельных товаров и услуг, подверженных влиянию факторов административного и сезонного характера, в октябре по сравнению с сентябрем составил 100,9%, пишет 1prof.by.

Средние цены на товары рассчитывались с учётом мониторинга стоимости отдельных товаров в розничных сетях, магазинах и на городских рынках, и приведены они в расчёте на килограммы, литры, десятки и изделия.

Мясо

В октябре немного подешевела говядина без кости: 14,49 руб. вместо сентябрьских 14,59. Самое дорогое мясо реализовывалось в Минске, а по самым доступным ценам – в Брестской области.

Не изменились в цене мясные пельмени: и в сентябре, и в октябре их средняя стоимость равнялась 6,61 руб.

Что подорожало

  1. Свинина бескостная: её средняя стоимость в октябре составила 10,62 руб., месяцем ранее – 10,56. Дороже всего такую продукцию предлагали в Гродненской области, дешевле – в Витебской.
  2. На 2 копейки выросла стоимость курятины и составила 4,14 руб. Самые высокие цены на неё были в Минске, а низкие – в Брестской области.
  3. Сало и грудинку в октябре продавали по 11,50 руб., в сентябре – по 11,36.
  4. Полукопчёную колбасу в прошлом месяце можно было купить за 11,77 руб., в сентябре – за 11,65.
  5. Стали дороже сосиски и сардельки: 8,05 руб. цена поднялась до 8,15.

Подорожала и рыба

В октябре продавцы живой рыбы просили 6,27 руб., а в сентябре – 6,19. Высокими ценами на неё отличилась Могилёвская область, а самыми низкими – Брестская.

Та же история с мороженой рыбой: 9,97 руб. против 9,84. Самая дорогая продукция традиционно предлагалась в Минске, а по самой привлекательной цене – на Брестчине.

Незначительно изменилась стоимость солёной: с 5,73 руб. в сентябре до 5,79 в октябре.

 

Молочка, хлеб и другие продукты

На копейку подешевело молоко: в октябре его можно было купить за 1,52 руб. Самое дорогое реализовывалось в Гродненской области, дешевое – в Могилёвской и Гомельской.

Держится на одном уровне стоимость 250-граммовой упаковки йогурта – 1,39 руб.

Что подорожало

  1. Немного подорожал творог: с 6,83 руб. до 6,9.
  2. Стал дороже твёрдый сыр: в октябре его продавали за 16,62 руб., в сентябре – за 16,48.
  3. Сливочное масло в прошлом месяце обходилось в 16,91 руб., ещё раньше – в 16,86.
  4. Стало дороже и растительное масло: 3,46 против 3,18 руб.
  5. Подорожали куриные яйца: за десяток в октябре брали в среднем 2,22 руб., а в сентябре – 2,11.
  6. Цена на ржаной хлеб в прошлом месяце установилась на уровне 1,88 руб., в сентябре этот продукт стоил на 2 копейки меньше.

Чай, кофе, бакалея, алкоголь

Подешевел чёрный чай: с 38,58 руб. до 38,40. А вот кофе стал чуть дороже: 31,9 и 31,83 руб. в октябре и сентябре соответственно.

Практически не изменились цены на крупы: в октябре рис стоил 2,8 руб. (в сентябре также), гречка – 3,08 (3,07), горох и фасоль – 2,94 (3,01), макароны – 2,28 (2,27).

Незначительно скорректировалась стоимость алкоголя. Так, в прошлом месяце водку можно было купить за 16,36 руб., в сентябре – за 16,45; коньяк – за 38,56 и 38,19 руб.

Овощи/фрукты

Яблоки стали прилично дешевле: с 2,94 руб. цена упала до 2,26.

Что подорожало

  1. Изменения коснулись и стоимости плодоовощной продукции. На 52% выросли цены на свежие огурцы: с 2,11 руб. в сентябре до 3,22 в октябре.
  2. Не так резко, но всё же подорожали помидоры – с 2,57 руб. до 2,77.
  3. Апельсины и мандарины в прошлом месяце стоили 4,67 руб., в сентябре – 5,44.

А что с одеждой и обувью?

Подешевели зимние женские и мужские дублёнки – на 4 и 8%. А вот детские зимние куртки подорожали на 15% для мальчиков и на 12% для девочек. На 20% выросла стоимость летних женских туфель.

Почти на 10% в прошлом месяце упали цены на цветные телевизоры, однако увеличились на посудомоечные машины – разница составила почти 5%.

1

Читать дальше

Каждому водителю рано или поздно может потребоваться помощь с машиной. Для кого-то это ремонт автомобиля, для кого-то шиномонтаж, для кого-то срочная замена деталей. Неважно, насколько сложным будет ремонт, важно, чьи руки будут ремонтировать машину.

К ремонту автомобилей нужно подходить со всей ответственностью, поскольку это в первую очередь средство повышенной опасности.

Мы предлагаем широкий спектр услуг по доступным ценам – от проверок ТО, ремонта автомобилей и диагностики двигателя до поставки и монтажа шин.

Запишите эти адреса и будьте уверены в завтрашнем дне:

  • Станция техобслуживания по у. Батова, 9А,
  • Шиномонтаж по ул. Батова, 9Б,
  • Шиномонтаж по пр-ту Строителей, 7А,
  • Шиномонтаж по ул. Минская, 123/1 (на авторынке по ул. Орджоникидзе).

Преимущества нашего автосервиса

Цель специалистов станции технического обслуживания «У Мороза» – убедиться, что ваш автомобиль пригоден для эксплуатации и остаётся безопасным для вас и вашей семьи.

Команда высококвалифицированных автомехаников СТО проведёт качественное обслуживание и ремонт автомобиля и поможет устранить все неисправности в кратчайшие сроки. В числе наших преимуществ:

  1. Высокий уровень надёжности и качества обслуживания клиентов.
  2. Использование современных технологий.
  3. Опытные специалисты с большим опытом работы.
  4. Большой ассортимент автозапчастей и автомобильных принадлежностей.
  5. Для постоянных клиентов стабильно действующие скидки и накопления.

avtoservis-u-moroza-avtoritetnyi-biznes-kotoromu-mozhno-doveryat-4

На нашем СТО по ул. Батова 9А можно сделать:

  • диагностику ходовой,
  • ремонт подвески,
  • замену сцепления,
  • развал-схождение 3D,
  • замену ГРМ,
  • компьютерную заправку кондиционеров,
  • замену цепи ГРМ,
  • регулировку света фар,
  • замену технических жидкостей.

Мы занимаемся продажей автозапчастей, как имеющихся в наличии, так и под заказ на месте с быстрой доставкой.

Телефоны станции техобслуживания:

  • +375(29) 666-61-54,
  • +375(33) 666-61-54.

СТО «У Мороза» – это выгодно, качественно, недорого и быстро!

Шиномонтаж

avtoservis-u-moroza-avtoritetnyi-biznes-kotoromu-mozhno-doveryat-1

Шиномонтаж на ул. Батова, 9Б

 

 

«Качество любой ценой» – таков девиз мастерских «У Мороза». Здесь бобруйчанам окажут все виды услуг по шинам и дискам:

  • любой ремонт шин,
  • электронная проверка давления в них,
  • правка дисков,
  • балансировка колёс,
  • ремонт боковых порезов шин
  • и многое другое.

Пока мастера будут трудиться над заменой шин, вы сможете выпить ароматного чая или кофе.

avtoservis-u-moroza-avtoritetnyi-biznes-kotoromu-mozhno-doveryat-2

Шиномонтаж на пр-те Строителей, 7А

В мастерских действует система скидок от 10 до 20% на установку новой резины:

  • постоянным клиентам,
  • многодетным семьям,
  • пенсионерам.

avtoservis-u-moroza-avtoritetnyi-biznes-kotoromu-mozhno-doveryat-3

Шиномонтаж на ул. Минская, 123/1

Широкий ассортимент услуг по правильным ценам – это шиномонтаж по адресам:

  • ул. Батова, 9Б,
  • пр-т Строителей, 7А,
  • ул. Минская, 123/1 (авторынок по ул. Орджоникидзе).

Телефон шиномонтажа: +375(29) 627-21-05.

«Качество любой ценой» – таков девиз мастерских «У Мороза»!

1

Читать дальше