Как помочь ребенку справиться со стрессом

Обычный стресс — это универсальная реакция человека на любые внешние раздражители: смену образа жизни, конфликты, сложности, неудачи… Иными словами, это совершенно нормально.

А вот хронический стресс — это большая проблема, которая не даёт ребёнку развиваться, нормально учиться, общаться и радоваться жизни.

Как зарождается хронический стресс?

Всё начинается с чувства первичной тревоги. Оно возникает, когда ребенок на короткий срок сталкивается с раздражителем. Например, впервые

  • услышал, как ссорятся мама и папа на кухне,
  • пошёл сделать прививку,
  • проспал, собирался в школу, как на пожар, и бежал до автобуса, чтобы успеть до звонка.

Первичная тревога в общем неопасна для психики ребенка и даже может играть роль развивающего тренажера: мы пережили короткий стресс, осмыслили, что это такое с нами было, запомнили состояние дискомфорта и приготовились ко второй стадии — сопротивлению.

Сопротивление начинается тогда, когда раздражитель возвращается снова и снова или его воздействие вообще не прекращается. Например, постоянный страх получить двойку по математике, напряженная атмосфера дома, мама все ругает и ругает, что ты такой неряха и у тебя вечный беспорядок…


Читайте также: Ребёнок подрос, но всё ещё спит с родителями. Это нормально?


Организм ребенка уже знаком с ощущением стресса и сопротивляется всеми возможными способами. Многим родителям этот период знаком как период постоянной «войны»:

  • «Не пойду я в школу»,
  • «Не хочу в детский сад»,
  • «Не буду мыть голову»,
  • «Не хочу, чтобы вы ссорились»,
  • «Перестаньте меня ругать»…

Именно на этом этапе организм детей начинает иногда «выдавать» первые психосоматические реакции: вялотекущие простуды, бессонницу, навязчивые движения.

Если на этом этапе источник беспокойства не исчезнет, мы рискуем перейти к ситуации хронического стресса, который грозит общим истощением. Ребёнок чувствует себя всё хуже, болеет всё чаще, никак не может сосредоточиться, плохо учится и уже как будто не очень всему этому сопротивляется.

На борьбу со стрессом у него уходят все жизненные силы, а на развитие и благополучную жизнь уже ничего не остается. К этому «букету» иногда присоединяются энурез и другие серьёзные проблемы со здоровьем.

 

Где искать причину?

Хорошо, когда проблема лежит на поверхности: вы только переехали в новый дом, ребёнок пошел в школу, сменил класс, у него проблемы со сверстником, конфликт с учителем, родители на грани развода, тяжело болеет любимая бабушка…

Примечательно, что все эти факторы относятся к одной категории — социально-психологических.

Но есть и две другие группы, которые не всегда столь очевидны даже для очень внимательных и заботливых родителей.

Обо всех трёх поговорим подробнее.


Читайте также: Помогаем детям справиться со стрессом с помощью игр


Физиологические факторы развития стресса:

  • Голод. Утром завтракать не хотелось, в школе каша была невкусная, сразу после уроков пришлось бежать на тренировку… И вот пять часов вечера, у ребёнка в желудке за весь день побывали два печенья и бутерброд. Он голоден, возможно, даже не отдаёт себе в этом отчёта, и его желудок уже сжимается от одной мысли, что завтра будет ещё один такой же день, и снова он не успеет толком ни позавтракать, ни пообедать… Комментарии излишни: распорядок нужно наладить так, чтобы ребёнок был сыт в течение дня.
  • Жажда. Позаботьтесь о том, чтобы вода всегда была доступна. Давайте с собой бутылку воды на прогулки, тренировки и экскурсии, следите за тем, чтобы кулер в классе или в детском саду был всегда в рабочем состоянии. Кроме того, нужно, чтобы воспитатели и учителя случайно не «перекрывали» доступ к воде срочными делами или дисциплинарными упражнениями: даже если вы на перемене дописываете контрольную, у детей должно быть время, чтобы утолить жажду.
  • Шум. Есть дети, которые особенно чувствительны к громким звукам или постоянному монотонному шуму. В первом классе они часто приходят домой и ложатся спать: устали от гула, свиста, громких голосов. Даже если ваши дети сами часто бывают источником страшного шума, нужно уважать их право отдыхать, читать, делать уроки в тишине. Не включайте телевизор и постарайтесь унять шумных младших детей, пока старшие заняты умственным трудом или отдыхают после школы.
  • Кислородное голодание. На него дети жалуются реже, чем на голод и жажду, но именно перманентный недостаток кислорода часто является причиной плохого самочувствия. Следите за тем, чтобы помещение, где находится ребёнок, регулярно проветривалось, и найдите возможность выходить на прогулку хотя бы на час-полтора в день.
  • Травмы, болезни, общая интоксикация организма. Недолеченная простуда, наличие очага воспаления, боль, сильный ушиб — все это отнимает силы, раздражает, мучает, и на восстановление после любого недомогания нужно время. Зачастую больше, чем определяет лечащий врач.
  • Физические и психоэмоциональные перегрузки. Если пришлось три часа подряд учить английский, писать по четыре контрольных на неделе, сильно выкладываться на тренировках, то нет ничего удивительного в том, что после этого у ребёнка обнаруживаются признаки стресса. Обратите внимание: физические перегрузки происходят не тогда, когда ребёнок много бегает или активно занимается спортом (это как раз способствует «обнулению» и выходу из состояния стресса). Больше всего нагружен ребёнок, когда ему приходится долго находиться в статичных позах, не шевелиться и накапливать напряжение в теле. Чтобы расслабиться, нужно обязательно делать паузы, ограничивать нахождение в статике, делать гимнастику как для всего тела, так и для спины, шеи, пальцев и кистей рук.
  • Недостаток сна. Сон — это важно. Если приходится выбирать между сном и уроками, занятиями, другими серьёзными делами — выбирайте сон.
  • Режим ограничения времени. У каждого человека есть свой внутренний темп, удобный и органичный для проживания жизни и выполнения различных задач. Некоторые дети по природе достаточно медлительны. Для них источником стресса является ситуация, когда им нужно постоянно успевать, бежать, спешить, укладываться во временные промежутки. Постарайтесь не торопить ребе\ёнка на каждом шагу: если только можно потерпеть, подождать хотя бы несколько минут, используйте их, чтобы дать ребёнку отдых от постоянных попыток попасть в ритм жизни.

1

Это далеко не все факторы стресса, связанные с физиологическими недомоганиями ребёнка. Хронические заболевания, неудобная одежда и обувь, вынужденные асимметричные позы, сложности с посещением туалета или просто необходимость подолгу терпеть — всё это может стать стрессовым фактором.

Чем можно помочь?

Во-первых, просто не забывать об этой значимой группе причин стресса. В этом месте тоже можно «искать», если ребёнок вдруг стал раздражительным, нервным, обзавелся навязчивыми движениями или стал вдруг хуже учиться.

Во-вторых, накануне серьёзных социально-психологических потрясений (смена места жительства, развод родителей, начало учебы в школе, смена школы и т. д.) нужно постараться обеспечить детям максимальный базовый комфорт. Наладить питание и сон, сохранять прогулки и двигательную активность, долечиваться и давать ребёнку время на восстановление.

Социально-психологические факторы развития стресса

Не будем перечислять все возможные глобальные изменения в повседневной жизни ребёнка: нам и так обычно бывает ясно, почему вдруг всё «посыпалось». Скажем лишь о двух факторах, наиболее скрытых и неочевидных:

  • Состояние неуспеха. Детям больно, когда взрослые ими недовольны. Глубина переживаний у каждого ребенка своя, но есть и такие дети, которые просто не могут вынести, когда близкий человек демонстрирует недовольство ими. Конечно, если ребенок однажды натворил что-то из ряда вон выходящее, вы выскажете ему все, что думаете, и это будет кратковременное воздействие стресса. Но если ребенок «не вылезает» из таких ситуаций, у него развивается хронический стресс.
  • Ситуация неопределённости. Об этом факторе мы часто забываем. Детям крайне необходимы прозрачные и понятные правила: за что их похвалят, а за что отругают. Что бывает в будни, а что — в выходные. Какие события произойдут завтра утром обязательно (завтрак, чистка зубов, прогулка, чтение на ночь и т. д.), а какие могут и не произойти. И это тоже нормально. Если ребёнок не знает, где он будет жить через пару месяцев, не забудут ли ему пожелать спокойной ночи, будет он сыт или голоден, будут его ругать за двойку или скажут: «Ерунда, ничего страшного», — ему не на что опереться, он пребывает в постоянном нервном напряжении. Поэтому есть смысл создать более или менее единообразную систему жизни. Конечно, часть решений вы с ребёнком будете принимать «по настроению», но общая канва, система понятных «можно» и «нельзя». «хорошо» и «плохо» пусть будет неизменна для всей семьи.
 

Чем можно помочь?

Прежде всего, не брать на себя слишком много. Понятно, что исключить из жизни ребёнка внешние раздражители не получится; да это и не требуется, чтобы помочь ему справиться со стрессом.

Главная задача — не упустить скрытые психологические факторы стресса, такие как частые неудачи в той или иной сфере, насмешки, которые кажутся безобидными, отсутствие близких друзей

Эмоциональные факторы развития стресса:

  • Травма привязанности. Если у ребёнка утерян контакт с близкими взрослыми, он с любыми стрессовыми ситуациями справляется тяжелее и дольше.
  • Недостаточный эмоциональный контакт с родителями. Мы разные: кто-то более открыт, кто-то более замкнут и внешне холоден. Закрытость родителей может быть для ребёнка дополнительным стрессовым фактором.
  • Недостаточно развитый эмоциональный интеллект. Психологи и педагоги отмечают, что сейчас очень часты случаи, когда дети развиты интеллектуально, они много читали, обладают энциклопедическими знаниями, хорошо усваивают новые знания, но им сложно справляться с собственными эмоциями и понимать эмоции других.
  • Эмоциональное насилие. Это не только насмешки, издевательства, наказания и другие явные признаки. Игнорирование, отказ от контакта с ребёнком, небезопасная и недостаточно дружелюбная атмосфера также являются источниками хронического стресса.

Читайте также: Успокаивающие занятия с ребёнком перед сном. Топ-54


Чем можно помочь?

На этапе подготовки ребёнка к школе, детскому саду и любому другому крупному изменению в жизни уделите внимание эмоциональному состоянию: старайтесь дать ему не только и не столько знания, сколько теплоту и поддержку. Старайтесь находить время, чтобы выслушать ребёнка, поговорить с ним, придумайте поддерживающие практики, ритуалы, которые позволят ему прожить все свои эмоции: гнев, огорчение, грусть, страх.

Будет здорово, если даже в самые сложные периоды жизни вы сможете найти поддержку друг в друге: повеселиться, почитать смешную книжку или просто обняться, перед тем как вернуться на поле брани с повседневными делами.

Family Tree

 

Поделиться

Читайте также

На фото — Светлана и Олег Красные на стажировке в Университете золотого века в Гродно

Основатели новой городской инициативы, супруги Светлана и Олег Красные хотят развенчивать стереотипы, бороться с эйджизмом (дискриминация по возрасту – прим. «БК») и показывать, что активность, реализация идей, экономическая и социальная вовлечённость не зависят от того, сколько тебе лет. А 50+ – это ещё не пенсия и уж точно не пожилой возраст.

Вдохновил гродненский «Университет золотого века»

Авторы идеи «Академии 50+» и её основатели – Светлана Красная филолог, учитель высшей категории, организатор Женского клуба и её супруг, бывший председатель бобруйской еврейской общины, краевед и активный бобруйчанин Олег Красный.

Мысль о необходимости в Бобруйске подобной инициативы родилась у Светланы, когда она вела встречи «Женского клуба» в тайм-клубе «1387».

«Занимаясь Клубом, я увидела, как много у нас женщин, которым надо куда-то выйти, общаться, не быть ограниченными домом, дачей, внуками, – рассказала «Бобруйскому курьеру» Светлана Красная. – Но «Женский клуб» был довольно узкой направленности, а я понимала, что нужно что-то более широкого спектра».

За идеей последовало знакомство с уже известным на всю Беларусь Гродненским «Университетом золотого века». Олег и Светлана прошли там стажировку. Опыт гродненцев ещё больше вдохновил супругов.

«Мы переняли у УЗВ матрицу учебного процесса, принципы обучения. Их особенность в том, что со временем там студенты сами становятся преподавателями, начинают вести различные клубы. Их принцип: ничего для нас без нас», – говорит Олег Красный.

Такую же интерактивность и преемственность Светлана и Олег хотят сделать традицией и в бобруйской «Академии». В этом, подчёркивает Олег, главное отличие их инициативы от, например, территориальных центров обслуживания населения, где слушатели курсов скорее пассивные получатели информации.

«Организации, работающие с этой категорией людей, действуют по принципу «Мы сделаем для вас». Мы же будем работать по принципу «Мы сделаем вместе», – говорит Олег. –  Наша задача – не просто что-то рассказать человеку, а научить его, вовлечь в процесс».


Читайте также: У бобруйчан элегантного возраста есть возможность посещать виртуальный университет золотого века


Дети выращены, деньги заработаны: 50+ как «возраст плюсов»

«Академия 50+» может показаться кому-то заведением «для тех, кому за…», для пенсионеров. Но Светлана Красная подчёркивает: число «50+» в названии не имеет никакого отношения к пенсионному или пожилому возрасту.

«Сегодня старость, по официальным данным, наступает с 75 до 80 лет. А вот прослойка от 50 до 80 в нашем обществе не поддаётся классификации, – отмечает Светлана. – Никто не знает, как с такими людьми работать, даже как их называть – ни государство, ни растерянная молодёжь. Тех, кто старше 50, упрямо пытаются отнести к пенсионерам и пожилым. Но это заблуждение. Вот нам с Олегом 55, и мы себя совершенно не чувствуем пожилыми».

По словам соосновательницы «Академии», сегодня совсем не соответствует реальности старое представление о том, что после 50 больше нет активной жизни. Когда-то люди жили с заданной программой: выйти на пенсию, нянчить внуков, в лучшем случае заниматься огородом, и так встречать старость. Никто не предполагал раньше, что в возрасте после 50 можно всё ещё быть активным, здоровым, энергичным, полным идей.

По мнению нашей собеседницы, попытки выключить таких людей из активной жизни несправедливы и неправильны не только с социальной точки зрения, но и с экономической.

«Сейчас растёт молодёжь, которую называют «поколением впечатлений». Они хотят жить в разных странах, работать удалённо, они очень спокойно бросают работу и ищут новую, – поясняет Светлана. – В то время как люди, которые уже вышли на официальную пенсию, – это поколение, которое не привыкло «скакать» с работы на работу. Кроме того, они могут работать неполный рабочий день, за меньшую зарплату, потому что у них уже другие приоритеты – не заработок любой ценой, а интересное занятие, общение».

 

В пользу сохранения в экономике людей старшего возраста говорит статистика.

«К 2030 году в Беларуси на троих трудоспособных человек будет 2,1 пожилых, а в 2050 году соотношение будет 1:1, – приводит цифры Олег Красный. – Поэтому вопрос о том, чтобы зрелые, взрослые люди как можно дольше оставались в активном не только физическом, но и эмоциональном состоянии, очень важен».

Поспособствовать этому как раз и могут такие инициативы, как «Академия 50+», решая две задачи.

Первая – показать людям, что с достижением 50 лет жизнь не только не заканчивается, а наоборот, начинается возраст скорее плюсов, чем минусов. Ведь уже не нужно так интенсивно, как раньше, работать, выращены дети, есть пассивный доход – пенсия. Это даёт возможность выдохнуть, осмотреться и направить свою энергию на то, что нравится, и при этом оставаться на рынке труда.

Вторая задача – изменить отношение молодёжи к людям старшего возраста с подхода «принести картошку, убрать в квартире, в качестве одолжения послушать воспоминания» на понимание, что эти люди ещё могут очень много дать обществу.

8 ноября – презентация «Академии 50+»

«Академия» предлагает четыре учебных курса.

Олег Красный будет вести «Путешествия во времени и пространстве». Это курс о краеведении, истории Бобруйска, путешествиях. Занятия будут проходить в креативной форме с посещением музеев, экскурсий, реализацией студентами своих творческих проектов.

Психолог Марина Силивончик будет вести «Терапию творчеством» – это психологический курс, направленный на поиски себя и на то, как разобраться с проблемами с помощью творчества.

«Смарт-школа» под руководством Дарьи Черниковой научит справляться со смартфоном, планшетом, пользоваться соцсетями, платить за услуги и товары через интернет.

Курс «Химия и здоровье» Татьяны Капустиной объяснит, как те или иные продукты, вещества влияют на наш организм, как сохранять здоровье в современном мире, где всё меньше натурального.

В будущем Светлана и Олег хотели бы расширять «Академию», добавлять курсы, в частности, иностранные языки. Программа будет составляться с учётом интересов и пожеланий студентов.


Читайте также: Презентация бобруйской Академии 50+


Открытие «Академии 50+» планируется в начале декабря. Точная дата будет зависеть от того, как будет идти набор студентов.

Занятия в «Академии» платные – 15 рублей в месяц. Стоимость обусловлена необходимостью платить за аренду помещений и материалы для занятий. В месяц будет проходить десять занятий – четыре встречи «Смарт-школы» и по две – остальных курсов.

Раз в месяц планируются общие встречи, лекции или совместные празднования каких-либо событий.  Занятия будут проводиться в тайм-клубе «1387», который является партнёром «Академии 50+». Учебный семестр закончится в апреле.

8 ноября 2019 года в 16.00 в тайм-клубе «1387» пройдёт презентация «Академии 50+». Олег и Светлана приглашают всех заинтересованных. На презентации выступят преподаватели курсов, им можно будет задать вопросы. Те, кто захотят учиться в «Академии», смогут записаться на занятия и получить студенческий билет.

Вход на презентацию свободный.

Записаться на презентацию, а также получить ответы на интересующие вопросы можно по телефону: +37529 129 69 06 (с 11 до 16 часов). Запись ведётся до 5 ноября.

1

БК

Читать дальше

Программа мероприятий на этот день

(от Бобруйского райисполкома)

12.50

Встреча у Дома культуры

13.15

Шествие на братские кладбища, возложение цветов

13.30-13.45

Переезд на кладбище, возложение цветов, литургия

14.00

Открытие бюста

14.20

Праздник посёлка с концертной программой

Из Бобруйска будут организованы автобусы. Цена – 4 рубля. Забронировать место - по тел. +375 (25) 538-86-28.

Доехать можно самостоятельно. Автобусы с автовокзала отходят в 10.40 и 12.30.


Читайте также: В Глуше торжественно открыли бюст Алеся Адамовича


 

Читать дальше

Новый рентгеновский маммограф «Маммоскан» открыли в Бобруйском межрайонном онкологическом диспансере к 7 ноября. Второй для медучреждения аппарат увеличит пропускную способность пациентов.

Медтехнику стоимостью 300 тысяч рублей закупило министерство здравоохранения. За 100 тысяч рублей, выделенных из местного бюджета, подготовили кабинет и разместили оборудование.


Читайте также: В бобруйском санатории появился уникальный аппарат ударно-волновой терапии немецкого качества


Цифровой маммограф, оснащенный диагностической приставкой для биопсии непальпируемых образований, снизит стоимость исследований. Проводить их, к слову, будут по показаниям. Аппарат в основном предназначен для женщин 50-70 лет, ведь в этом возрасте особенно высока вероятность рака молочной железы.

1

СБ. Фото Александра Анташкевича

Читать дальше