Помогаем детям справиться со стрессом с помощью игр

Чем младше ребёнок, тем острее он реагирует на изменения в жизни семьи и общества, сталкиваясь с чем-то новым, неизвестным, непонятным, а потому опасным и пугающим его. Причинами стресса могут стать как вполне безобидные изменения распорядка дня или настроения родителей, так и более серьёзные кризисные события – травмы, болезни самого ребёнка или близких ему людей, катастрофы, потери.

Неважно, реальные или вымышленные страхи беспокоят вашего ребёнка, – в любом случае в такой момент он особенно нуждается в общении, понимании и помощи со стороны взрослых. Как лучше поддержать ребёнка, чтобы он вновь обрел спокойствие и равновесие, как помочь ему приобрести опыт и знания для преодоления стресса?

Ребёнок, находящийся в кризисной ситуации, переживает новые сложные чувства, поэтому ресурсы лучше всего искать в естественной и привычной для него деятельности – игре. Она защищает от пугающей действительности и даёт возможность создавать свой мир, в котором можно безопасно проживать и научиться справляться с теми аспектами реальности, которые являются разрушительными для детской психики. Вспомните (или посмотрите) пронзительный фильм «Жизнь прекрасна» Роберто Бениньи о спасительной силе игры – с её помощью герой фильма сумел во время войны сохранить сыну не только психику, но и жизнь.

Для оказания эффективной помощи игры должны быть направлены на обработку нового опыта ребёнка и активизацию ресурсов для преодоления кризиса.

 

В первую очередь, необходимо помочь ребёнку осознать и понять, что он чувствует, а также помочь безопасно выразить эти чувства.

  • Для этой цели можно предложить ему нарисовать своё настроение красками или цветными карандашами. Не стоит задавать какие-то рамки и ограничения. Когда он закончит, попросите рассказать о рисунке, поинтересуйтесь, с каким настроением он связывает разные цвета. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, поощряйте к продолжению рассказа, чтобы ребёнок чувствовал вашу заинтересованность.
  • Поиграйте в «Зеркало». Станьте напротив друг друга. Один из вас будет
  • зеркалом, другой должен показывать разные эмоции и чувства. Тот, кто будет зеркалом, должен как можно точнее повторить их. Можно угадывать и называть показываемые эмоции вслух. Обсудите, в каких ситуациях ребёнок испытывает эти эмоции.
  • Если вы видите, что ребёнку важно сопротивляться всему, что вы говорите, попробуйте поиграть в «Да - Нет». Попросите ребёнка на все, что вы будете спрашивать, отвечать только «нет», а потом наоборот, только «да». Старайтесь предлагать варианты, при которых противоположный ответ будет вызывать улыбку.
  • Также вы можете использовать для помощи ребёнку в понимании и выражении его чувств игры «Отгадай настроение», «Джебериш», «Закончи фразу», «Волшебный дождь», которые можно посмотреть здесь.

Читайте также: Как помочь ребёнку справиться со стрессом


После осознания и выражения чувств, можем перейти к снятию эмоционального и телесного напряжения с помощью физических игр.

  • Предложите ребёнку поиграть в «Солдатиков» – чередовать очень сильное напряжение и максимальное расслабление тела. По команде «солдаты» надо выпрямиться, сильно-сильно напрячь все мышцы, не шевелиться и ничего не говорить. По команде «отмена» можно расслабиться и качаться, как листочек на ветру, произносить звуки.
  • Ещё одна игра на контраст ощущений – «Бабочка». Предложите ребёнку сначала испытать ощущения активности и движения, как будто «бабочка порхает» (можно под музыку), а затем – пассивности замирания: «бабочка села на цветок».
  • Для преодоления страха одиночества и темноты отлично подойдут всем известные «Жмурки» или «Прятки». Эти игры любят абсолютно все дети, испытывая радость от «находок». Если ваш ребёнок слишком тревожен или сильно боится темноты, то завязывать глаза ему не стоит – достаточно их просто закрыть.
  • Простая игра «Куча мала» с близкими научит ребёнка лучше чувствовать границы своего тела. Телесный контакт с мамой жизненно необходим не только младенцу, но и детям постарше. Они также нуждаются в прикосновениях, объятиях, поцелуях. Это послание от вас: «Я тебя люблю, мне хорошо рядом с тобой».
  • Также можно использовать для снятия напряжения и стресса игры «Повелитель погоды», «Замри», «Огонь и лед», «Крючки-закорючки», которые можно посмотреть здесь.

1

И, наконец, для поиска ресурсов и способов справиться с ситуацией нужно научиться использовать воображение, создавать и запоминать приятные события, ощущения и образы.

  • В возрасте до 5 лет для детей эффективнее всего будут волшебные сказки. Через одушевленных персонажей – кукол, мягких игрушек, фигурок можно познакомить детей с готовыми или придумать вместе новые способы возможного поведения и благоприятного разрешения проблем. Чем младше ребенок, тем более простыми должны быть куклы.
  • Детям постарше подходят более сложные сюжетно-ролевые игры, где воспроизводятся события и ситуации, происходящие в мире и выходящие за рамки их личного опыта. В таких играх дети учатся находить решение различных задач, осмысливать действия, потребности и эмоции, анализировать, планировать, ставить цели, управлять своим поведением, соблюдать правила и контролировать себя. В игре выявляются переживания и формируются чувства ребёнка. Например, играя во врача или спасателя, ребёнок восхищается ими, хочет стать таким же. При этом у него формируются ответственность за дело, радость и гордость в связи с успешным выполнением. Сюжет, роли и правила игры создавайте в зависимости от ситуации, которая тревожит ребёнка или в которой он испытывает затруднения. Игра должна помочь ему разобраться в этой ситуации, понять, как лучше действовать и научиться справляться с ней.
  • Для развития навыков саморегуляции предложите ребёнку представить, что над его головой есть «зонтик», который защищает от страхов, тревог и невзгод. В течение 5-7 минут надо крепко подержать за ручку этот «зонтик». Обсудите с ребёнком, что он чувствует. Предложите ему вспоминать это чувство, когда он испытывает тревогу.
  • Предложите мысленно и во всех подробностях представить «Безопасное место», где ребёнок чувствует себя спокойно и счастливо. Это может быть реальное место или воображаемое. Нужно представить и запомнить все детали этого места, приятные звуки, запахи, цвета и ощущения. Затем представить, что в этом месте рядом с ребёнком есть помощник, который может решить любые проблемы (это может быть фантастический герой или вымышленный друг). Осмотреться ещё раз вокруг и запомнить все как можно лучше. Скажите ребёнку, что он любое время может мысленно возвращаться в это место.
  • Ещё одна техника называется «Дерево». Предложите ребёнку выбрать себе удобное место в комнате, закрыть глаза и представить себя каким-нибудь деревом. Попросите ребёнка представить, какие корни, ствол и крона у «его» дерева, как от корней движутся питательные соки и поднимаются по стволу к листочкам, как дерево наполняется жизненной энергией, как солнышко своими лучами ласкает крону, согревает каждый листочек. После этого попросите ребенка нарисовать своё дерево силы.

Каждая игра может иметь многочисленные варианты. Детям необходимо богатство и многообразие игр, пространство для фантазии и творчества. Им нужно изобретать, усложнять или упрощать известные игры, дополнять новыми правилами и деталями.

Игры помогают снять психологические барьеры, вселяют уверенность в собственных силах, помогают детям избавиться от стресса и проработать свои переживания, улучшают общение со сверстниками и взрослыми. Играйте вместе на здоровье!

ЮНИСЕФ

 

Поделиться

Читайте также

Перенос мероприятий, запланированных в театре драмы и комедии им. В. И. Дунина-Марцинкевича. Даты переноса будут сообщаться дополнительно.

27 марта

GOLDEN OSKAR по-бобруйски

 

28 марта

молодёжный драйв «Сиртаки»

 

29 марта

интерактивная сказка «Маленькие истории большой семьи»

 

29 марта

комедия «Самидуры?»

 

1 апреля

вечер поэзии «Бессмертное наследие»

 

2 апреля

Цирк Венцев

переносится на 19 сентября

3 апреля

детектив «8 любящих женщин»

 

4 апреля

интригующая комедия «На струнах дождя»

переносится на 16 июня

5 апреля

музыкальная сказка «Кошкин дом»

 

5 апреля

комедия «Если бабе-45...»

 

9 апреля

из жизни замечательного человека «Дежа вю»

 

10 апреля

экспериментальная постановка «Тень Гамлета»

 

11 апреля

музыкальная сказка о царе Салтане и прекрасной царевне Лебеди

 
11 апреля мелодраматическая комедия «Смешанные чувства, или Два старых краба с нежным панцирем»  
12 апреля музыкальная сказка «Волшебная лампа Аладдина»  
12 апреля криминальная комедия «Осторожно! Тётки!»  

Билеты действительны. За возвратом денег обращайтесь в кассу театра.

 

Читать дальше

В то время как о распространении коронавируса ежедневно говорят по телевизору, дома, на улицах, отменяются мероприятия, авиарейсы и закрываются межгосударственные границы — ваши дети это всё наблюдают. Однако они могут понимать слова взрослых неправильно, формировать искажённые представления о том, что происходит, и из-за этого переживать слишком сильно.

Родителям может казаться, что говорить с детьми об этом не нужно: что они сами всё понимают или, наоборот, что они слишком маленькие для этого. Но сделать это важно, даже если ребёнок сам молчит и ничего не спрашивает — возможно, он или она просто боится или не знает, как спросить. Важно честно и спокойно рассказать ребёнку о том, что известно про коронавирус, обсудить меры осторожности и уверить в том, что паниковать не нужно.

На сайте The Guardian вышла статья, в которой родителям даются советы о том, как рассказать детям про коронавирус. В ней психиатр Карен Гансон и эксперт по медиа-грамотности Сэффрон Хаудэн говорят о том, как правильно подойти к этому обсуждению и что именно важно рассказать.

Как рассказывать:

  1. Нужно выбрать спокойное, комфортное место и время, когда вы сможете уделить ребёнку достаточно внимания и не будете торопиться и отвлекаться. Лучше запланировать разговор на день, потому что вечером проблемы могут показаться детям серьёзнее и страшнее.
  2. Сначала узнайте, что ребёнку уже известно про коронавирус (задайте открытый вопрос). Спросите, как они себя чувствуют по этому поводу.
  3. Признайте их переживания (например, проговорив, что это действительно может напугать) и поделитесь фактами, которые помогут устранить недопонимания и излишние опасения ребёнка, особенно о степени угрозы для жизни.
  4. Дайте возможность ребёнку направлять беседу. Предусмотрите сложные вопросы, но не форсируйте их обсуждение. Не стоит перегружать ребёнка информацией.
  5. Дайте им знать, что они могут обратиться к вам с новыми вопросами в любое время.
  6. Во время разговора оставайтесь спокойными.
  7. Лучше поговорить с ребёнком раньше, чтобы сразу стать для него источником доверительной информации.
  8. Будьте честным с ребёнком, но дайте ему понять, что вы в порядке, и что он не должен о вас беспокоиться. Что в случае необходимости вы позаботитесь о себе сами или вам помогут другие взрослые. Ребёнок не должен чувствовать себя ответственным за то, что происходит.
  9. Если вы расстроены или обеспокоены коронавирусом, поделитесь с ребёнком этим, но скажите, что скоро ваше эмоциональное состояние улучшится.
 

Что рассказывать:

  1. Поделитесь фактами, не усложняйте и фокусируйтесь на позитивных сценариях.
  2. Убедите ребёнка, что большинство людей переносят болезнь легко и полностью выздоравливают через несколько недель. Расскажите, что дети болеют коронавирусом крайне редко, а когда это всё-таки случается, это похоже на простуду. Можно сказать, что домашние питомцы коронавирусом не заражаются.
  3. Расскажите про основные симптомы и попросить сообщить вам, если они почувствуют себя плохо.
  4. Объясните, что люди во всем мире занимаются решением этой проблемы, заботятся друг о друге, разрабатывают вакцины и делают лекарства.
  5. Если они переживают за бабушек и дедушек, скажите, что это очень заботливо с их стороны, и фокусируйтесь на позитивном сценарии развития ситуации.
  6. Можно в это время рассказать ребёнку, как устроено тело человека, что такое вирусы и как организм с ними борется, как мы можем помогать организму, когда болеем, что симптомы являются признаком того, что иммунная система работает.
  7. Если распорядок дня и рутина в вашей семье изменились или вы предвидите это, объясните ребёнку, почему так происходит и что он должен делать.
  8. Расскажите, что конкретно должен делать ребёнок. Это поможет ему почувствовать контроль над ситуацией.
  9. Рассказывая про коронавирус, делайте отсылки к прошлому опыту ребёнка. Расскажите, что заболеть коронавирусом это как простудиться, а карантин похож на каникулы или выходные.

CHIPS journal

Читать дальше

ПСО «АНГЕЛ» г. Бобруйск приглашает ВСЕХ желающих (18+) посетить встречу с представителями отряда в г. Бобруйске.

Мы с вами познакомимся, расскажем о деятельности отряда, поделимся своим опытом и интересно проведём время за беседой.

  • Дата: 28 марта 2020 г., суббота.
  • Время: 18.00
  • Место: Средняя школа №31 (бульвар Приберезенский, 29)

Предварительно напиши координатору отряда Артёму для формирования количества мест.

Приходи и становись частью нашей КОМАНДЫ! Мы ждём тебя!

Ознакомиться с общей информацией ПСО «Ангел» можно здесь.

 

Читать дальше