Помогаем детям справиться со стрессом с помощью игр

Чем младше ребёнок, тем острее он реагирует на изменения в жизни семьи и общества, сталкиваясь с чем-то новым, неизвестным, непонятным, а потому опасным и пугающим его. Причинами стресса могут стать как вполне безобидные изменения распорядка дня или настроения родителей, так и более серьёзные кризисные события – травмы, болезни самого ребёнка или близких ему людей, катастрофы, потери.

Неважно, реальные или вымышленные страхи беспокоят вашего ребёнка, – в любом случае в такой момент он особенно нуждается в общении, понимании и помощи со стороны взрослых. Как лучше поддержать ребёнка, чтобы он вновь обрел спокойствие и равновесие, как помочь ему приобрести опыт и знания для преодоления стресса?

Ребёнок, находящийся в кризисной ситуации, переживает новые сложные чувства, поэтому ресурсы лучше всего искать в естественной и привычной для него деятельности – игре. Она защищает от пугающей действительности и даёт возможность создавать свой мир, в котором можно безопасно проживать и научиться справляться с теми аспектами реальности, которые являются разрушительными для детской психики. Вспомните (или посмотрите) пронзительный фильм «Жизнь прекрасна» Роберто Бениньи о спасительной силе игры – с её помощью герой фильма сумел во время войны сохранить сыну не только психику, но и жизнь.

Для оказания эффективной помощи игры должны быть направлены на обработку нового опыта ребёнка и активизацию ресурсов для преодоления кризиса.

В первую очередь, необходимо помочь ребёнку осознать и понять, что он чувствует, а также помочь безопасно выразить эти чувства.

  • Для этой цели можно предложить ему нарисовать своё настроение красками или цветными карандашами. Не стоит задавать какие-то рамки и ограничения. Когда он закончит, попросите рассказать о рисунке, поинтересуйтесь, с каким настроением он связывает разные цвета. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, поощряйте к продолжению рассказа, чтобы ребёнок чувствовал вашу заинтересованность. 
  • Поиграйте в «Зеркало». Станьте напротив друг друга. Один из вас будет
  • зеркалом, другой должен показывать разные эмоции и чувства. Тот, кто будет зеркалом, должен как можно точнее повторить их. Можно угадывать и называть показываемые эмоции вслух. Обсудите, в каких ситуациях ребёнок испытывает эти эмоции.
  • Если вы видите, что ребёнку важно сопротивляться всему, что вы говорите, попробуйте поиграть в «Да - Нет». Попросите ребёнка на все, что вы будете спрашивать, отвечать только «нет», а потом наоборот, только «да». Старайтесь предлагать варианты, при которых противоположный ответ будет вызывать улыбку.
  • Также вы можете использовать для помощи ребёнку в понимании и выражении его чувств игры «Отгадай настроение», «Джебериш», «Закончи фразу», «Волшебный дождь», которые можно посмотреть здесь.
 

После осознания и выражения чувств, можем перейти к снятию эмоционального и телесного напряжения с помощью физических игр.

  • Предложите ребёнку поиграть в «Солдатиков» – чередовать очень сильное напряжение и максимальное расслабление тела. По команде «солдаты» надо выпрямиться, сильно-сильно напрячь все мышцы, не шевелиться и ничего не говорить. По команде «отмена» можно расслабиться и качаться, как листочек на ветру, произносить звуки.
  • Ещё одна игра на контраст ощущений – «Бабочка». Предложите ребёнку сначала испытать ощущения активности и движения, как будто «бабочка порхает» (можно под музыку), а затем – пассивности замирания: «бабочка села на цветок».
  • Для преодоления страха одиночества и темноты отлично подойдут всем известные «Жмурки» или «Прятки». Эти игры любят абсолютно все дети, испытывая радость от «находок». Если ваш ребёнок слишком тревожен или сильно боится темноты, то завязывать глаза ему не стоит – достаточно их просто закрыть.
  • Простая игра «Куча мала» с близкими научит ребёнка лучше чувствовать границы своего тела. Телесный контакт с мамой жизненно необходим не только младенцу, но и детям постарше. Они также нуждаются в прикосновениях, объятиях, поцелуях. Это послание от вас: «Я тебя люблю, мне хорошо рядом с тобой».
  • Также можно использовать для снятия напряжения и стресса игры «Повелитель погоды», «Замри», «Огонь и лед», «Крючки-закорючки», которые можно посмотреть здесь.

pomogaem-detyam-spravitsya-so-stressom-s-pomoshyu-igr

И, наконец, для поиска ресурсов и способов справиться с ситуацией нужно научиться использовать воображение, создавать и запоминать приятные события, ощущения и образы.

  • В возрасте до 5 лет для детей эффективнее всего будут волшебные сказки. Через одушевленных персонажей – кукол, мягких игрушек, фигурок можно познакомить детей с готовыми или придумать вместе новые способы возможного поведения и благоприятного разрешения проблем. Чем младше ребенок, тем более простыми должны быть куклы.
  • Детям постарше подходят более сложные сюжетно-ролевые игры, где воспроизводятся события и ситуации, происходящие в мире и выходящие за рамки их личного опыта. В таких играх дети учатся находить решение различных задач, осмысливать действия, потребности и эмоции, анализировать, планировать, ставить цели, управлять своим поведением, соблюдать правила и контролировать себя. В игре выявляются переживания и формируются чувства ребёнка. Например, играя во врача или спасателя, ребёнок восхищается ими, хочет стать таким же. При этом у него формируются ответственность за дело, радость и гордость в связи с успешным выполнением. Сюжет, роли и правила игры создавайте в зависимости от ситуации, которая тревожит ребёнка или в которой он испытывает затруднения. Игра должна помочь ему разобраться в этой ситуации, понять, как лучше действовать и научиться справляться с ней.
  • Для развития навыков саморегуляции предложите ребёнку представить, что над его головой есть «зонтик», который защищает от страхов, тревог и невзгод. В течение 5-7 минут надо крепко подержать за ручку этот «зонтик». Обсудите с ребёнком, что он чувствует. Предложите ему вспоминать это чувство, когда он испытывает тревогу.
  • Предложите мысленно и во всех подробностях представить «Безопасное место», где ребёнок чувствует себя спокойно и счастливо. Это может быть реальное место или воображаемое. Нужно представить и запомнить все детали этого места, приятные звуки, запахи, цвета и ощущения. Затем представить, что в этом месте рядом с ребёнком есть помощник, который может решить любые проблемы (это может быть фантастический герой или вымышленный друг). Осмотреться ещё раз вокруг и запомнить все как можно лучше. Скажите ребёнку, что он любое время может мысленно возвращаться в это место.
  • Ещё одна техника называется «Дерево». Предложите ребёнку выбрать себе удобное место в комнате, закрыть глаза и представить себя каким-нибудь деревом. Попросите ребёнка представить, какие корни, ствол и крона у «его» дерева, как от корней движутся питательные соки и поднимаются по стволу к листочкам, как дерево наполняется жизненной энергией, как солнышко своими лучами ласкает крону, согревает каждый листочек. После этого попросите ребенка нарисовать своё дерево силы.

Каждая игра может иметь многочисленные варианты. Детям необходимо богатство и многообразие игр, пространство для фантазии и творчества. Им нужно изобретать, усложнять или упрощать известные игры, дополнять новыми правилами и деталями.

Игры помогают снять психологические барьеры, вселяют уверенность в собственных силах, помогают детям избавиться от стресса и проработать свои переживания, улучшают общение со сверстниками и взрослыми. Играйте вместе на здоровье!

1

ЮНИСЕФ

Поделиться

Читайте также

Согласно Постановлению Совета Министров РБ №202 от 16.02.2011 г. (пункт 1.1), учащиеся общеобразовательных учреждений и учреждений, обеспечивающих получение специального образования,  с 1 июля по 31 августа включительно должны будут оплачивать проезд в общественном транспорте в полном объеме.
 
Напомним, данные категории имеют право на бесплатный проезд на автомобильном транспорте общего пользования регулярного городского сообщения, городском электрическом транспорте и в метрополитене от места жительства (места пребывания) к месту учебы и обратно в период с 1 сентября по 30 июня включительно.  Данное право реализуется на основании карты учащегося или справки учащегося нового образца (постановление Министерства образования от 21.06.2012 № 67 в редакции постановления Министерства образования от 01.03.2017 № 15) о том, что гражданин является обучающимся или воспитанником учреждения образования с указанием места жительства (пребывания) и учебы.
 
Что касается учащихся, закончивших  11 класс, они имеют право пользоваться бесплатным проездом в общественном транспорте до момента окончания сдачи выпускных экзаменов и отчисления их из учреждений образования. Например, в нынешнем году действие льготы на проезд для выпускников 11-х  классов закончилось 10 июня (на следующий день после проведения выпускных вечеров, которые рекомендовано было провести 8-9 июня).

Могилевньюс

Читать дальше

Сегодня, 20 июня, в лесах Бобруйского района, в связи с установлением 4-го класса пожарной опасности, введен запрет на посещение лесов.

Напомним: запрет подразумевает, что в лесах и на торфяниках нельзя разжигать костры, оставлять непотушенные источники горения или тления (горящие спички, окурки и др.), промасленные или пропитанные горючими веществами материалы (бумагу, ткань, паклю, вату и др.), осуществлять заправку топливных баков машин и механизмов в неустановленных местах и при работающих двигателях. На автотранспорте в это время можно проезжать только по дорогам, ведущим к населенным пунктам, а также к обустроенным местам отдыха.

Нарушителям, в соответствие со статьей 15.29 Кодекса об административных правонарушениях, грозит штраф до 25 базовых величин.

К слову, запреты и ограничения на посещение лесов введены в 74 районах Беларуси. На сайте Минлесхоза есть интерактивная карта, по которой можно отслеживать введение и снятие ограничений в своем регионе.

Трыбуна працы

Читать дальше

Международная группа ученых из японского университета установила, что есть прямая зависимость между показателем соответствия роста и веса, объема талии и скоростью приема пищи.

Как пишет ToDay News Ufa, в ходе исследования специалисты обработали сведения, которые собрали после медицинских осмотров более 59 700 человек в период с 2008 по 2013 год. Все участники ответили на семь вопросов об их образе жизни и приеме пищи. 

Оказалось, что больше всего от лишнего веса страдают те, кто ест быстро – таких 45%. 30% страдающих ожирением едят со средней скоростью. Меньше всего от этой проблемы страдают те, кто ест медленно: 21,5%. 

Интересно, что объем талии увеличивается пропорционально скорости принятия пищи. Исследование прошло только среди людей, у которых диагностирован диабет второго типа. Более того, среди респондентов было мало людей старшего возраста. Также во время исследования не брались в расчет количество физических нагрузок и ежедневный объем потребляемой пищи. 

Материал на Яндекс.Дзен

Фото: pixabay.com

Читать дальше