Наше подсознание стремится к исцелению, ищет способ гармонизироваться. Подсознание говорит на языке символов, ощущений, образов и метафор. Предлагая ребёнку «здоровую» метафору, мы даём толчок к этой волшебной исцеляющей работе.
Для нижеприведенных практик особенно важны гармоничное состояние взрослого, которое будет их проводить, и временной ресурс.
Используем метафору растения, пускающего корни в новом месте. Сочиняем сказку (рисуем картинку, лепим из пластилина/глины, используем природные материалы и «оживляем» их наклейками глазками или рисунками) о Зёрнышке (Цветке или Деревце), которое пересаживают в другой горшок (его переносит ветер, перевозят родные за собой), чтобы ухаживать и заботиться. Или семечко само отправилось путешествовать.
Сказка о том, как деревце присматривается к новой «почве», разглядывает, кто рядом растёт, пускает корни. Приживается. И со временем начинает цвести, к нему прилетают друзья-птицы, прибегают звери… Если дерево, по словам ребёнка, чувствует себя неуютно и небезопасно, спрашиваем, что бы ему помогло, возможно, забор, возможно, ангел или фея деревьев, возможно, взрослый друг (можно после практики подойти к реальному дереву, повязать ленточку, обнять его, погладить).
Читайте также: Сенсорные игры, которые помогут успокоить ребёнка
Детки, перенесшие стресс, капсулируются/зацикливаются в прошлых травматических событиях. Они как будто бы отделены от реальности. Возвращаем их в «настоящее» игрой «Линия жизни». Эту практику можно делать только тогда, когда у взрослого есть запас времени и ресурса. Ниточкой или длинной лентой выкладываем ровную линию (идеально использовать гирлянду со светящимися огоньками). В зависимости от того, сколько ребёнку лет, ставим на линии яркие предметы (можно обувь) через несколько шагов друг от друга. Количество отметок по количеству лет + 1 (через год от реального возраста) и +1 через 5 лет от реального возраста.
Линия из ниток должна быть намного длиннее, чем отметки возраста. Ребёнок становится на первую «зарубку» – мы ему напоминаем, что эта точка, где ему всего годик. На этом месте малыш только начинает ходить (ребёнок может присесть, попроситься на ручки, обязательно обнимаем его, если он попросит. Можно даже дать попить воды из трубочки). По мере продвижения по линии ребёнок распрямляется.
На каждой остановке говорим искренние слова: «О! Ещё один годик! Как я тебе рад! В этом году ты стала/а … (говорим какое-то достижение)».
Обязательно чуть дольше постоять на отметке реального возраста… А потом ребёнок делает шаг в «будущее» – родитель говорит: «О! Ты будешь таким счастливым взрослым!». Возможно, подхватить ребёнка на руки и «перелететь» над ниткой….
Для читающих деток можно раскладывать на отметках лет бумажки с написанными пожеланиями или ресурсными словами. Более простой вариант – нарисованные мелом «классики». Ребёнок прыгает в клеточку возраста. В этой ячейке его ждёт перевёрнутый листок с рисунком, словами, сердечком, сюрпризом, который нужно открыть. Последняя ячейка – нарисованы радостные символы (по секрету: это чудная игра для дня рождения).
На лице человека любого возраста, перенесшего травматизацию, может застывать маска (постоянное безучастное или застывшее в одной сложно определимой эмоции выражение лица). В таком случае будут полезны любые «пластические» игры.
Читайте также: Готовим детей к школе: игры на внимательность
У человека, перенёсшего тяжёлый опыт, часто возникает ощущение невозможности радости в будущем и «предательства» перед тяжёлым событием или другими пострадавшими людьми, огромная вина и сопротивление, если позволить себе даже немного удовольствия.
Нам важно помочь деткам опять позволить себе радость. Не испытывая вины перед прошлым или теми людьми, кому сложнее. Делаем сюрпризы близким. Фокусируем внимание на достижениях (записываем, рисуем их), отмечаем, что было хорошего за день.
Придумываем праздники. Например, праздник застилания постели, праздник взбивания подушки, праздник мыльной пены на щеках, праздник умывания зубной щётки. Специально делаю акцент на «телесности». Часто травмированные дети либо начинают очень тщательно мыться, либо избегают темы мытья, чистоты, прикосновений к телу.
Ребёнок часто «зависает» в прошлом, переставая обращать внимание на текущий день. Опыт тяжёлого прошлого переносит в реальность. Его взгляд, как будто бы обращён внутрь. Показываем ребёнку «течение времени» и фиксируемся на каждом дне, оживляем чувства. Например, каждому дню даётся определенный цвет. Предположим, среда красная. На протяжении дня ищем красные предметы, кушаем красные продукты, сами используем красный цвет в одежде, аксессуарах.
1
Для фиксации на настоящем часто играем в игру «ты где?». Задаем неожиданно, в любое время дня вопрос – «ты где?». Ответ должен начинаться со слов «я здесь!». Дальше несколько предложений об этом «здесь» с описанием разных модальностей – аромат, слух, телесность, вкус. Например: Я здесь. В комнате, сижу на мягкой подушке с компьютером на коленях, ем сладкую ягоду.
Для стабилизации состояния, для возвращения опоры и снятия тревоги ребёнку нужно больше информации и внешняя «предсказуемость». Т. е. достаточно четкий распорядок дня. И любая структура. То, что можно запланировать, планируем. Обязательно предупреждаем об изменениях в планах. Вы можете сделать вместе расписание, украсить его, поручить ребёнку следить за выполнением задуманного – это хорошая практика.
Читайте также: 28 фантастических игр, в которые можно играть лёжа
Многие детки нуждаются в большем общении, но избегают контакта. Эта маленькая практика хороша и для застенчивых детей, и для адаптации к новой группе.
Вырезаем из бумаги гирлянду-человечков, держащихся за руки. Можно нарисовать мордочки, можно написать имена друзей, родственников, детей из группы. Так мы создаём метафору соединённости – «мы вместе».
Для снятия напряжения, расслабления, трансформации фиксации на одном переживании, состоянии, событии. Капаем акварельной краской в воду, рассматриваем узоры на воде, наблюдаем за тем, как растворяется краска. Будет здорово, если потом с ребёнком протанцевать, прожить пластикой тела движение краски в воде. Пусть ребёнок своим телом покажет движение волн акварельки.
Еще одна очень простая экологично «оживляющая» техника, которая помогает снять запрет на фантазию и чувствования.
Травмированные люди замораживают чувствительность – если я позволю себе чувствовать, вместе с радостью проявятся страх, боль и злость. А также создать метафору «многовариантности» (ещё эта техника помогает в работе с невротическими запорами).
Окунаем пальчик в краску или свекольный сок. Ставим на лист несколько отпечатков пальчика. Спрашиваем, а что нужно дорисовать, чтобы получился поросёнок, заяц, лебедь, рыбка…
Мелками, пастелью, гуашью. Любые темы. Этот метод помогает в трансформации тревоги, выводит «на поверхность» закапсулированный/спрятанный внутрь страх. Из темноты неизвестного, прошлого, страшного, выступает что-то новое и красочное.
Метафора: из темноты ночи рождается новая жизнь-день.
Прошлый опыт сложно отпустить. Человек, переживший травму или потерю, может начинать «цепляться» за то, что считает важным и дорогим. Нам нужна метафора «отпускания с радостью» – шарики. Отпускаем в небо шарики, пускаем кораблики по реке…
Работа с именем. Пишем в столбик буквы имени. На каждую букву имени вспоминаем какое- то ресурсное качество.
Например: ВАНЯ – Внимательный, Аккуратный, Нежный, Яркий.
Читайте также: Четыре игры на развитие ловкости
Часто ребёнок, переживший сложный опыт, сталкивается с повышенной заботой и вниманием, с тем, что взрослые за него многое делают. Такой ребёнок становится более инфантильным, пассивным. Важно не провоцировать в нём «выученную беспомощность».
Каждое сделанное именно им действие дает ресурс для его будущего. Не делаем за ребёнка то, что он может делать сам. Когда ребёнок говорит: «Не могу! Не получится! Помоги!», когда ноет и уклоняется от действия, играем в игру – превращаемся в суперменов.
Часто подсознание детей переносит их в тот возраст, когда они были счастливы и жили в ощущении безопасности. Они начинают себя вести, как малыши, сюсюкать, проситься на ручки. Мы играем с ребёнком в «малыша», даём энергии силы его детской части. А потом «превращаем» его во взрослого.
Даем ребёнку возможность командовать – сколько шагов идти (игра «Великаны-лилипуты»), становимся у него «поварёнком» на кухне, даём ему возможность выбирать маршрут прогулки (можно даже дать руль-крышку от кастрюли в руки).
Тревожные детки интуитивно выбирают для себя игры с прыжками. Им важно прыгать на батуте (вместо батута они все равно выберут кровать). Прыжки снимают напряжение, дают возможность почувствовать опору на стопу. «Невесомость» при прыгании воздействует на стволовые структуры мозга. Вместо запрета прыгать можно создать «специальные места для прыгания». Например, «тут можно прыгать на одной ноге, тут – на двух»
Нужно учитывать, что ребёнок будет просить играть или читать то, что ему важно и целительно, по несколько раз. Взрослый терпеливо и радостно играет и читает. Ребёнок не будет играть в игру, вызывающую у него эмоции, с которыми он не готов справиться. Относимся к этому с уважением и не настаиваем.
Фото: Depositphotos
С 12 по 13 ноября 2021 года на базе Центра дополнительного образования детей и молодёжи Бобруйска проходила выставка творческих работ людей с инвалидностью и учащихся учреждений образования города. Экспозиция была организована к Международному дню слепых (13 ноября).
Второй год в Бобруйске проводят онлайн-гостиную «Тепло души», в которой принимают участие
Участники онлайн-гостиной активно делятся творческими работами, записывают видеообращения к людям с инвалидностью, здоровым сверстникам и всем людям, обмениваются информационными материалами, которые они разместили на сайтах своих учреждений и организаций.
Выставка работ бобруйчан – один из этапов республиканской информационной онлайн-гостиной «Тепло души», которая стартовала 26 октября 2021 года.
Данная акция объединила более 50 центров социального обслуживания, учреждений образования, общественных объединений инвалидов со всей республики. С приветственным видеообращением к участникам гостиной выступил Алексей Талай – известный паралимпиец Беларуси по плаванию, мотивационный спикер и основатель благотворительного фонда.
Спортивный класс для особенных детей открылся в Бобруйске. Он работает в специальной общеобразовательной школе-интернате для детей с нарушениями слуха.
Это шестой класс, и в нём только 6 учеников – 5 мальчиков и одна храбрая девочка. Ребята занимаются три раза в неделю в бассейне «Лесной» у Родиона Синицына, тренера-преподавателя Бобруйской СДЮШОР.
Читайте также: В бобруйском «Тёплом доме» помогают родителям, воспитывающим особенных детей
Все они мечтают быть как паралимпиец Игорь Бокий и берут со знаменитого земляка пример. Будущие чемпионы тренируются в спортзале и в бассейне. Они готовы учиться, тренироваться и развиваться, чтобы связать свою жизнь с большим спортом.
1
В Вене начали вакцинировать от COVID-19 детей в возрасте до 12 лет, хотя Европейское агентство по лекарственным средствам (ЕМА) ещё не одобрило иммунизацию несовершеннолетних, сообщает радио Wien.orf.at.
Около 1000 детей в Вене уже были вакцинированы педиатрами не по назначению. Поэтому было принято решение создать возможность для врачей работать на базе одного из вакцинационных центров города.
Детям от 5 до 12 лет вводят уменьшенное количество вакцины Biontech и Pfizer. Точную дозу врач определяет на месте. Она зависит от физического состояния и веса ребёнка. Пока детей будут прививать в рамках пилотного проекта – ежедневно около 200 человек. Столь малое количество вакцинируемых объясняют в Австрийском центре (ACV) тем, что врач перед прививкой проводит беседу с родителями и детьми.
Министерство здравоохранения Австрии ожидает, что примерно в течение двух недель (ориентировочно 24 ноября) препарат Pfizer будет разрешен ЕМА для применения его несовершеннолетним.
Читайте также: 23 миллиона детей на планете не получили в 2020 году основные детские прививки
1
Фото: APA / Роланд Шлагер