Наше подсознание стремится к исцелению, ищет способ гармонизироваться. Подсознание говорит на языке символов, ощущений, образов и метафор. Предлагая ребёнку «здоровую» метафору, мы даём толчок к этой волшебной исцеляющей работе.
Для нижеприведенных практик особенно важны гармоничное состояние взрослого, которое будет их проводить, и временной ресурс.
Используем метафору растения, пускающего корни в новом месте. Сочиняем сказку (рисуем картинку, лепим из пластилина/глины, используем природные материалы и «оживляем» их наклейками глазками или рисунками) о Зёрнышке (Цветке или Деревце), которое пересаживают в другой горшок (его переносит ветер, перевозят родные за собой), чтобы ухаживать и заботиться. Или семечко само отправилось путешествовать.
Сказка о том, как деревце присматривается к новой «почве», разглядывает, кто рядом растёт, пускает корни. Приживается. И со временем начинает цвести, к нему прилетают друзья-птицы, прибегают звери… Если дерево, по словам ребёнка, чувствует себя неуютно и небезопасно, спрашиваем, что бы ему помогло, возможно, забор, возможно, ангел или фея деревьев, возможно, взрослый друг (можно после практики подойти к реальному дереву, повязать ленточку, обнять его, погладить).
Читайте также: Сенсорные игры, которые помогут успокоить ребёнка
Детки, перенесшие стресс, капсулируются/зацикливаются в прошлых травматических событиях. Они как будто бы отделены от реальности. Возвращаем их в «настоящее» игрой «Линия жизни». Эту практику можно делать только тогда, когда у взрослого есть запас времени и ресурса. Ниточкой или длинной лентой выкладываем ровную линию (идеально использовать гирлянду со светящимися огоньками). В зависимости от того, сколько ребёнку лет, ставим на линии яркие предметы (можно обувь) через несколько шагов друг от друга. Количество отметок по количеству лет + 1 (через год от реального возраста) и +1 через 5 лет от реального возраста.
Линия из ниток должна быть намного длиннее, чем отметки возраста. Ребёнок становится на первую «зарубку» – мы ему напоминаем, что эта точка, где ему всего годик. На этом месте малыш только начинает ходить (ребёнок может присесть, попроситься на ручки, обязательно обнимаем его, если он попросит. Можно даже дать попить воды из трубочки). По мере продвижения по линии ребёнок распрямляется.
На каждой остановке говорим искренние слова: «О! Ещё один годик! Как я тебе рад! В этом году ты стала/а … (говорим какое-то достижение)».
Обязательно чуть дольше постоять на отметке реального возраста… А потом ребёнок делает шаг в «будущее» – родитель говорит: «О! Ты будешь таким счастливым взрослым!». Возможно, подхватить ребёнка на руки и «перелететь» над ниткой….
Для читающих деток можно раскладывать на отметках лет бумажки с написанными пожеланиями или ресурсными словами. Более простой вариант – нарисованные мелом «классики». Ребёнок прыгает в клеточку возраста. В этой ячейке его ждёт перевёрнутый листок с рисунком, словами, сердечком, сюрпризом, который нужно открыть. Последняя ячейка – нарисованы радостные символы (по секрету: это чудная игра для дня рождения).
На лице человека любого возраста, перенесшего травматизацию, может застывать маска (постоянное безучастное или застывшее в одной сложно определимой эмоции выражение лица). В таком случае будут полезны любые «пластические» игры.
Читайте также: Готовим детей к школе: игры на внимательность
У человека, перенёсшего тяжёлый опыт, часто возникает ощущение невозможности радости в будущем и «предательства» перед тяжёлым событием или другими пострадавшими людьми, огромная вина и сопротивление, если позволить себе даже немного удовольствия.
Нам важно помочь деткам опять позволить себе радость. Не испытывая вины перед прошлым или теми людьми, кому сложнее. Делаем сюрпризы близким. Фокусируем внимание на достижениях (записываем, рисуем их), отмечаем, что было хорошего за день.
Придумываем праздники. Например, праздник застилания постели, праздник взбивания подушки, праздник мыльной пены на щеках, праздник умывания зубной щётки. Специально делаю акцент на «телесности». Часто травмированные дети либо начинают очень тщательно мыться, либо избегают темы мытья, чистоты, прикосновений к телу.
Ребёнок часто «зависает» в прошлом, переставая обращать внимание на текущий день. Опыт тяжёлого прошлого переносит в реальность. Его взгляд, как будто бы обращён внутрь. Показываем ребёнку «течение времени» и фиксируемся на каждом дне, оживляем чувства. Например, каждому дню даётся определенный цвет. Предположим, среда красная. На протяжении дня ищем красные предметы, кушаем красные продукты, сами используем красный цвет в одежде, аксессуарах.
1
Для фиксации на настоящем часто играем в игру «ты где?». Задаем неожиданно, в любое время дня вопрос – «ты где?». Ответ должен начинаться со слов «я здесь!». Дальше несколько предложений об этом «здесь» с описанием разных модальностей – аромат, слух, телесность, вкус. Например: Я здесь. В комнате, сижу на мягкой подушке с компьютером на коленях, ем сладкую ягоду.
Для стабилизации состояния, для возвращения опоры и снятия тревоги ребёнку нужно больше информации и внешняя «предсказуемость». Т. е. достаточно четкий распорядок дня. И любая структура. То, что можно запланировать, планируем. Обязательно предупреждаем об изменениях в планах. Вы можете сделать вместе расписание, украсить его, поручить ребёнку следить за выполнением задуманного – это хорошая практика.
Читайте также: 28 фантастических игр, в которые можно играть лёжа
Многие детки нуждаются в большем общении, но избегают контакта. Эта маленькая практика хороша и для застенчивых детей, и для адаптации к новой группе.
Вырезаем из бумаги гирлянду-человечков, держащихся за руки. Можно нарисовать мордочки, можно написать имена друзей, родственников, детей из группы. Так мы создаём метафору соединённости – «мы вместе».
Для снятия напряжения, расслабления, трансформации фиксации на одном переживании, состоянии, событии. Капаем акварельной краской в воду, рассматриваем узоры на воде, наблюдаем за тем, как растворяется краска. Будет здорово, если потом с ребёнком протанцевать, прожить пластикой тела движение краски в воде. Пусть ребёнок своим телом покажет движение волн акварельки.
Еще одна очень простая экологично «оживляющая» техника, которая помогает снять запрет на фантазию и чувствования.
Травмированные люди замораживают чувствительность – если я позволю себе чувствовать, вместе с радостью проявятся страх, боль и злость. А также создать метафору «многовариантности» (ещё эта техника помогает в работе с невротическими запорами).
Окунаем пальчик в краску или свекольный сок. Ставим на лист несколько отпечатков пальчика. Спрашиваем, а что нужно дорисовать, чтобы получился поросёнок, заяц, лебедь, рыбка…
Мелками, пастелью, гуашью. Любые темы. Этот метод помогает в трансформации тревоги, выводит «на поверхность» закапсулированный/спрятанный внутрь страх. Из темноты неизвестного, прошлого, страшного, выступает что-то новое и красочное.
Метафора: из темноты ночи рождается новая жизнь-день.
Прошлый опыт сложно отпустить. Человек, переживший травму или потерю, может начинать «цепляться» за то, что считает важным и дорогим. Нам нужна метафора «отпускания с радостью» – шарики. Отпускаем в небо шарики, пускаем кораблики по реке…
Работа с именем. Пишем в столбик буквы имени. На каждую букву имени вспоминаем какое- то ресурсное качество.
Например: ВАНЯ – Внимательный, Аккуратный, Нежный, Яркий.
Читайте также: Четыре игры на развитие ловкости
Часто ребёнок, переживший сложный опыт, сталкивается с повышенной заботой и вниманием, с тем, что взрослые за него многое делают. Такой ребёнок становится более инфантильным, пассивным. Важно не провоцировать в нём «выученную беспомощность».
Каждое сделанное именно им действие дает ресурс для его будущего. Не делаем за ребёнка то, что он может делать сам. Когда ребёнок говорит: «Не могу! Не получится! Помоги!», когда ноет и уклоняется от действия, играем в игру – превращаемся в суперменов.
Часто подсознание детей переносит их в тот возраст, когда они были счастливы и жили в ощущении безопасности. Они начинают себя вести, как малыши, сюсюкать, проситься на ручки. Мы играем с ребёнком в «малыша», даём энергии силы его детской части. А потом «превращаем» его во взрослого.
Даем ребёнку возможность командовать – сколько шагов идти (игра «Великаны-лилипуты»), становимся у него «поварёнком» на кухне, даём ему возможность выбирать маршрут прогулки (можно даже дать руль-крышку от кастрюли в руки).
Тревожные детки интуитивно выбирают для себя игры с прыжками. Им важно прыгать на батуте (вместо батута они все равно выберут кровать). Прыжки снимают напряжение, дают возможность почувствовать опору на стопу. «Невесомость» при прыгании воздействует на стволовые структуры мозга. Вместо запрета прыгать можно создать «специальные места для прыгания». Например, «тут можно прыгать на одной ноге, тут – на двух»
Нужно учитывать, что ребёнок будет просить играть или читать то, что ему важно и целительно, по несколько раз. Взрослый терпеливо и радостно играет и читает. Ребёнок не будет играть в игру, вызывающую у него эмоции, с которыми он не готов справиться. Относимся к этому с уважением и не настаиваем.
Фото: Depositphotos
С 1 декабря по 31 марта ежегодно в садовом центре «Сияние» традиционно работает «Школа садоводов».
На занятиях мастера природного земледелия делятся своим опытом выращивания экологически чистого урожая.
Вы хотите вырастить на своем дачном участке большой, вкусный и экологически чистый урожай?
Наш центр природного земледелия «Сияние» поможет осуществить вашу мечту. Мы поделимся с вами методами природного земледелия, которые сделают почву на участке плодородной без лишних усилий.
Множество садоводов и огородников, воспользовавшись этими методами, воплотили свои мечты в реальность - они выращивают богатые урожаи без использования химических препаратов и удобрений.
Занятия бесплатные.
Запишитесь в нашу Школу садовода по телефонам:
Татьяна Васько, руководитель Бобруйского садового центра природного земледелия «Сияние»
Бобруйск всегда славился высокими спортивными достижениями своих жителей. Здесь сосредоточены десятки спортивных школ по разным видам спорта, основываются профессиональные спортивные клубы, и есть училище олимпийского резерва, где могут продолжать своё обучение талантливые спортсмены.
Именно из Бобруйска вышли призёры самых престижных мировых турниров по гребле, борьбе, боксу, шахматам, лёгкой и тяжёлой атлетике. Секрет успеха — в детско-юношеских школах и тренерах, с которыми будущие звёзды делают свои первые шаги.
Одним из самых известных детско-юношеских спортивных заведений города является школа №3, которая специализируется на единоборствах. Именно здесь выросли серебряный призёр Олимпийских игр Сергей Лиштван, двукратная чемпионка Европы Ванесса Колодинская и победитель Европейских игр Ирина Курочкина.
СДЮСШ №3 Бобруйска была основана 1 ноября 1966-го. За 54 года существования школа накопила богатые традиции в единоборствах. На данный момент здесь занимается около 520 детей по таким направлениям, как женская борьба, мужская вольная борьба, греко-римская борьба, дзюдо и тхэквондо. В учебном заведении три зала.
Основной (зал для борьбы и тренажёрный зал) находится в новом спальном районе Бобруйска; поблизости больше нет спортивных секций, то есть выбор детей и родителей очевиден. Ещё один зал школа арендует специально для занятий тхэквондо, а третий находится в самом центре города. Такое распределение объектов помогает охватить весь город, поэтому с набором детей в школы проблем нет.
«В Бобруйске очень популярна борьба, наша основная проблема сегодня — это здоровье детей, — рассказывает директор СДЮСШ № 3 Евгений Лукомский. — Прежде чем прийти на первую тренировку, ребёнок должен взять справку у своего участкового врача, а уже после года занятий мы ведём его в спортивный диспансер, где зачастую проявляется очень много нюансов. Например, проблемы со зрением или сколиоз, которые не позволяют детям заниматься борьбой или участвовать в соревнованиях. Для единоборств рамки по здоровью очень жёсткие, поэтому мы работаем с каждым воспитанником индивидуально, чтобы сохранить его».
Евгений Лукомский
Евгений Александрович отмечает, что часто детей в школу приводят родители, которые сами занимались единоборствами здесь же, — такая преемственность поколений стала уже привычной. В группы начальной подготовки набираются дети с 8–9 лет, до этого тренеры рекомендуют родителям отдавать ребят в гимнастику или плавание: лучше, когда ребёнок приходит на борьбу уже подготовленным, с хорошей координацией движений, умея делать элементарный кувырок.
Первый год никто не учит маленьких спортсменов броскам и приёмам — сначала они занимаются общей физической подготовкой, растягиваются.
«Сегодня нам приходится конкурировать только с игровыми видами спорта, хотя в нашу программу тренировок также входят различные виды, например, летом делаем оздоровительные лагеря, играем в футбол в качестве разминки перед основными занятиями. Стараемся сделать тренировки разнообразными», — объясняет Евгений Лукомский.
Своих воспитанников школа единоборств передаёт Бобруйскому училищу олимпийского резерва и Минскому республиканскому училищу олимпийского резерва.
«Туда переходят лучшие. В среднем ежегодно мы направляем в эти учреждения около 10 человек, это большой показатель», — отмечает директор. Добавляя, что попробовать борьбу может каждый ребёнок, потому что в школу принимают всех.
Чтобы у детей была хорошая мотивация, руководители стремятся часто проводить различные соревнования — это не только турниры, которые предусматривает городской календарь мероприятий, но и соревнования, которые придумывает сама школа, приглашая на них спортсменов из Жлобина и Марьиной Горки, например. «После таких турниров дети приносят свои медали в школу, одноклассники их видят и тоже приходят к нам», — отмечает Евгений Александрович.
Сегодня довести ребёнка до училища олимпийского резерва достаточно сложно, говорит директор: детям из обеспеченных семей спорт часто становится неинтересен. Опытом и временем доказано, что именно дети из семей с небольшим достатком добиваются большего результата.
«Они больше стремятся, им интересно куда-нибудь выехать, посмотреть новые города, получить те же суточные», — объясняет Евгений Лукомский. Хотя борьба — один из самых недорогих видов спорта и с этой точки зрения также доступна каждому. Для занятий ребёнку нужен только лёгкий спортивный костюм для тренировок на улице и трико.
«Успехов добиваются большим трудом, подбором людей с хорошим умом и физической структурой тела, — отмечает тренер по греко-римской борьбе СДЮСШ №3 Владимир Савалев. — Сразу у ребёнка этого можно и не разглядеть, но с 15–16 лет уже видно. Мы часто выигрываем спартакиаду школьников, но борьба — это волнообразный спорт, поэтому в какие-то годы наши воспитанники на подъёме, в другие происходит провал. Вообще, работая тренером более 20 лет, могу сказать: чем дальше, тем больше понижается уровень здоровья детей. Сейчас у них практически у каждого какой-то диагноз. Раньше было меньше всяких соблазнов, дети шли на борьбу охотнее, через мои руки прошли сотни. Самое сложное в работе с детьми — удержать на высоком уровне талантливых. Некоторые уходят, потому что сложно: борьба — непростой вид спорта, тяжелый для детей. Но кто склонен, того не выгонишь. Это внутреннее ощущение каждого человека, к делу должна лежать душа. Родители стали более равнодушными, потому что приходит много очень хороших детей, но со стороны их семей должной поддержки и стимулирования нет».
Сегодня ученики Владимира Иосифовича выступают на республиканских, европейских и мировых стартах, в СДЮСШ №3 и во время нашего визита с большим интересом следили за чемпионатом Европы, который проходит в эти дни. Здесь всегда рады бывшим воспитанникам — кто-то возвращается в свою родную школу, чтобы провести мастер-классы, а кто-то — в роли тренера.
Вообще, с кадрами в Бобруйске всё гладко, в школе единоборств сейчас работают 24 учителя. Таких опытных специалистов, как Владимир Иосифович, немного, основа — это молодёжь.
«Стараемся удержать молодых, заинтересовать премиями, помогаем с общежитием. В основном стараемся брать своих же учеников», — рассказывает Евгений Лукомский, который, кстати, сам воспитанник бобруйской школы единоборств. Он пришёл сюда в 10 лет, после поступил в училище олимпийского резерва, вернулся в СДЮСШ №3 и работал тренером, а потом уже стал директором.
Ванесса Колодинская (категория — 53 кг) завоевала золотую медаль чемпионата Европы по борьбе, который проходит в Риме (Италия), сообщает сайт Белорусской федерации борьбы. Ванесса Колодинская уверенно провела четыре схватки. В финале белоруска встречалась со спортсменкой из Нидерландов Джессикой Блажкой и одержала победу со счетом 3-1.
В поединке за бронзу уверенную победу одержала Ирина Курочкина (весовая категория 57 кг). Ирина не оставила шансов спортсменке из Азербайджана и победила со счётом 4-1.
Ирина Курочкина
Поздравляем бобруйских спорстменок с заслуженными наградами!