17 полезных игр для снятия стресса и тревоги у ребёнка

Наше подсознание стремится к исцелению, ищет способ гармонизироваться. Подсознание говорит на языке символов, ощущений, образов и метафор. Предлагая ребёнку «здоровую» метафору, мы даём толчок к этой волшебной исцеляющей работе.

Для нижеприведенных практик особенно важны гармоничное состояние взрослого, которое будет их проводить, и временной ресурс.

1. Растение

Используем метафору растения, пускающего корни в новом месте. Сочиняем сказку (рисуем картинку, лепим из пластилина/глины, используем природные материалы и «оживляем» их наклейками глазками или рисунками) о Зёрнышке (Цветке или Деревце), которое пересаживают в другой горшок (его переносит ветер, перевозят родные за собой), чтобы ухаживать и заботиться. Или семечко само отправилось путешествовать.

Сказка о том, как деревце присматривается к новой «почве», разглядывает, кто рядом растёт, пускает корни. Приживается. И со временем начинает цвести, к нему прилетают друзья-птицы, прибегают звери… Если дерево, по словам ребёнка, чувствует себя неуютно и небезопасно, спрашиваем, что бы ему помогло, возможно, забор, возможно, ангел или фея деревьев, возможно, взрослый друг (можно после практики подойти к реальному дереву, повязать ленточку, обнять его, погладить).

2. Линия жизни

Детки, перенесшие стресс, капсулируются/зацикливаются в прошлых травматических событиях. Они как будто бы отделены от реальности. Возвращаем их в «настоящее» игрой «Линия жизни». Эту практику можно делать только тогда, когда у взрослого есть запас времени и ресурса. Ниточкой или длинной лентой выкладываем ровную линию (идеально использовать гирлянду со светящимися огоньками). В зависимости от того, сколько ребёнку лет, ставим на линии яркие предметы (можно обувь) через несколько шагов друг от друга. Количество отметок по количеству лет + 1 (через год от реального возраста) и +1 через 5 лет от реального возраста.

Линия из ниток должна быть намного длиннее, чем отметки возраста. Ребёнок становится на первую «зарубку» – мы ему напоминаем, что эта точка, где ему всего годик. На этом месте малыш только начинает ходить (ребёнок может присесть, попроситься на ручки, обязательно обнимаем его, если он попросит. Можно даже дать попить воды из трубочки). По мере продвижения по линии ребёнок распрямляется.

На каждой остановке говорим искренние слова: «О! Ещё один годик! Как я тебе рад! В этом году ты стала/а … (говорим какое-то достижение)».

Обязательно чуть дольше постоять на отметке реального возраста… А потом ребёнок делает шаг в «будущее» – родитель говорит: «О! Ты будешь таким счастливым взрослым!». Возможно, подхватить ребёнка на руки и «перелететь» над ниткой….

Для читающих деток можно раскладывать на отметках лет бумажки с написанными пожеланиями или ресурсными словами. Более простой вариант – нарисованные мелом «классики». Ребёнок прыгает в клеточку возраста. В этой ячейке его ждёт перевёрнутый листок с рисунком, словами, сердечком, сюрпризом, который нужно открыть. Последняя ячейка – нарисованы радостные символы (по секрету: это чудная игра для дня рождения).

17-igr-dlya-snyatiya-stressa-i-trevogi-u-rebyonka-1

3. Игры с лицом

На лице человека любого возраста, перенесшего травматизацию, может застывать маска (постоянное безучастное или застывшее в одной сложно определимой эмоции выражение лица). В таком случае будут полезны любые «пластические» игры.

  • Можно начать с разминания настоящего кусочка пластилина. Затем «превращаем» ребёнка в пластилин. Из его мордочки «вылепливаем» разные формы (теребим щёчки, просим надуть щеку…)
  • Играем в конкурс «кривлялок». Корчим вместе с ребёнком всевозможные рожицы.
  • Маски. Используем готовые, вырезаем, раскрашиваем. Ребёнок выбирает маску своей «силы» – ходит, говорит, жестикулирует из этой роли. Затем, одевает маску «слабости» (например, страха). Говорит от имени этой маски. Затем снимает маску. В конце работы мы спрашиваем, а когда бы тебе пригодилась первая маска, как она может помочь второй маске.
  • Становимся актёрами и делаем маленькую постановку любой сказки. Самые простые – «Репка», «Рукавичка» …

4. Простые праздники

У человека, перенёсшего тяжёлый опыт, часто возникает ощущение невозможности радости в будущем и «предательства» перед тяжёлым событием или другими пострадавшими людьми, огромная вина и сопротивление, если позволить себе даже немного удовольствия.

Нам важно помочь деткам опять позволить себе радость. Не испытывая вины перед прошлым или теми людьми, кому сложнее. Делаем сюрпризы близким. Фокусируем внимание на достижениях (записываем, рисуем их), отмечаем, что было хорошего за день.

Придумываем праздники. Например, праздник застилания постели, праздник взбивания подушки, праздник мыльной пены на щеках, праздник умывания зубной щётки. Специально делаю акцент на «телесности». Часто травмированные дети либо начинают очень тщательно мыться, либо избегают темы мытья, чистоты, прикосновений к телу.

5. Цветотерапия

Ребёнок часто «зависает» в прошлом, переставая обращать внимание на текущий день. Опыт тяжёлого прошлого переносит в реальность. Его взгляд, как будто бы обращён внутрь. Показываем ребёнку «течение времени» и фиксируемся на каждом дне, оживляем чувства. Например, каждому дню даётся определенный цвет. Предположим, среда красная. На протяжении дня ищем красные предметы, кушаем красные продукты, сами используем красный цвет в одежде, аксессуарах.

 

6. Ты где?

Для фиксации на настоящем часто играем в игру «ты где?». Задаем неожиданно, в любое время дня вопрос – «ты где?». Ответ должен начинаться со слов «я здесь!». Дальше несколько предложений об этом «здесь» с описанием разных модальностей – аромат, слух, телесность, вкус. Например: Я здесь. В комнате, сижу на мягкой подушке с компьютером на коленях, ем сладкую ягоду.

7. Составляем расписание

Для стабилизации состояния, для возвращения опоры и снятия тревоги ребёнку нужно больше информации и внешняя «предсказуемость». Т. е. достаточно четкий распорядок дня. И любая структура. То, что можно запланировать, планируем. Обязательно предупреждаем об изменениях в планах. Вы можете сделать вместе расписание, украсить его, поручить ребёнку следить за выполнением задуманного – это хорошая практика.

8. Гирлянда

Многие детки нуждаются в большем общении, но избегают контакта. Эта маленькая практика хороша и для застенчивых детей, и для адаптации к новой группе.

Вырезаем из бумаги гирлянду-человечков, держащихся за руки. Можно нарисовать мордочки, можно написать имена друзей, родственников, детей из группы. Так мы создаём метафору соединённости – «мы вместе».

9. Капелька краски

Для снятия напряжения, расслабления, трансформации фиксации на одном переживании, состоянии, событии. Капаем акварельной краской в воду, рассматриваем узоры на воде, наблюдаем за тем, как растворяется краска. Будет здорово, если потом с ребёнком протанцевать, прожить пластикой тела движение краски в воде. Пусть ребёнок своим телом покажет движение волн акварельки.

10. Отпечатки

Еще одна очень простая экологично «оживляющая» техника, которая помогает снять запрет на фантазию и чувствования.

Травмированные люди замораживают чувствительность – если я позволю себе чувствовать, вместе с радостью проявятся страх, боль и злость. А также создать метафору «многовариантности» (ещё эта техника помогает в работе с невротическими запорами).

Окунаем пальчик в краску или свекольный сок. Ставим на лист несколько отпечатков пальчика. Спрашиваем, а что нужно дорисовать, чтобы получился поросёнок, заяц, лебедь, рыбка…

17-igr-dlya-snyatiya-stressa-i-trevogi-u-rebyonka-2

11. Рисуем на тёмной или чёрной бумаге

Мелками, пастелью, гуашью. Любые темы. Этот метод помогает в трансформации тревоги, выводит «на поверхность» закапсулированный/спрятанный внутрь страх. Из темноты неизвестного, прошлого, страшного, выступает что-то новое и красочное.

Метафора: из темноты ночи рождается новая жизнь-день.

12. Отпускаем в небо

Прошлый опыт сложно отпустить. Человек, переживший травму или потерю, может начинать «цепляться» за то, что считает важным и дорогим. Нам нужна метафора «отпускания с радостью» – шарики. Отпускаем в небо шарики, пускаем кораблики по реке…

13. Возвращаем идентификацию

Работа с именем. Пишем в столбик буквы имени. На каждую букву имени вспоминаем какое- то ресурсное качество.

Например: ВАНЯ – Внимательный, Аккуратный, Нежный, Яркий.

14. Превращаемся в супергероев

Часто ребёнок, переживший сложный опыт, сталкивается с повышенной заботой и вниманием, с тем, что взрослые за него многое делают. Такой ребёнок становится более инфантильным, пассивным. Важно не провоцировать в нём «выученную беспомощность».

Каждое сделанное именно им действие дает ресурс для его будущего. Не делаем за ребёнка то, что он может делать сам. Когда ребёнок говорит: «Не могу! Не получится! Помоги!», когда ноет и уклоняется от действия, играем в игру – превращаемся в суперменов.

  • «Сейчас я тебя, а ты меня превращаешь в супермена. Нужно только съесть (конфету, ягоду, витаминку, выпить сок, морс…)
  • «У тебя будут какие сверхспособности? У меня – переносить предметы. Смотри – я переношу эту корзину с бельем в ванную. А у тебя, давай – скорость. И ты быстро сможешь идти? (Встать с кровати, одеться, покушать…)»

15. Играем в малыша

Часто подсознание детей переносит их в тот возраст, когда они были счастливы и жили в ощущении безопасности. Они начинают себя вести, как малыши, сюсюкать, проситься на ручки. Мы играем с ребёнком в «малыша», даём энергии силы его детской части. А потом «превращаем» его во взрослого.

Даем ребёнку возможность командовать – сколько шагов идти (игра «Великаны-лилипуты»), становимся у него «поварёнком» на кухне, даём ему возможность выбирать маршрут прогулки (можно даже дать руль-крышку от кастрюли в руки).

16. Закономерный этап

  1. Агрессия: ищем способы экологичного проживания – щёлкать пузырьками упаковки, драться подушками, сбивать кегли, забивать «гвозди».
  2. Боязнь громких звуков: игры с аплодисментами, музыкальные инструменты.
  3. Страх прикосновений: представляем, что идёт дождик. Вначале он стучит по ладошкам ребёнка (подушками пальцев стучим по ладошкам), затем по всему телу. Дождик может быть разной силы.

17. Прыжки

Тревожные детки интуитивно выбирают для себя игры с прыжками. Им важно прыгать на батуте (вместо батута они все равно выберут кровать). Прыжки снимают напряжение, дают возможность почувствовать опору на стопу. «Невесомость» при прыгании воздействует на стволовые структуры мозга. Вместо запрета прыгать можно создать «специальные места для прыгания». Например, «тут можно прыгать на одной ноге, тут – на двух»

Нужно учитывать, что ребёнок будет просить играть или читать то, что ему важно и целительно, по несколько раз. Взрослый терпеливо и радостно играет и читает. Ребёнок не будет играть в игру, вызывающую у него эмоции, с которыми он не готов справиться. Относимся к этому с уважением и не настаиваем.

1

Светлана Ройз

Фото: Depositphotos

Поделиться

Читайте также

Утром 12 декабря 6-тилетняя девочка с мамой переходила по нерегулируемому переходу Парковую улицу в районе 64-го дома.

Renault, которым управлял 39-летний бобруйчанин, совершил на ребёнка наезд. Травмированную девочку госпитализировали.

По словам представителей городской госавтоинспекции, в момент совершения дорожно-транспортного происшествия водитель был трезв, а на иномарке стояли зимние шины. Почему произошло ДТП, при каких обстоятельствах? Поиском ответов на эти вопросы занимаются эксперты, следователи, сотрудники ОГАИ Бобруйского горисполкома.

rebyonka-sbili-na-bobruiskom-perekhode-1

rebyonka-sbili-na-bobruiskom-perekhode-2

Фото: ОГАИ УВД Бобруйского горисполкома

Читать дальше

Оформлять дорожно-транспортное происшествие беспилотниками. Новый способ предлагают в Могилёвском институте МВД. Алгоритм действий такой: взлететь, снять, приземлиться и обработать полученную информацию. Получается быстро и точно. Фотоснимок помогает разобраться не только в спорных ситуациях при рядовом ДТП, но и решить более сложную задачу, когда дело касается взрывов, пожаров или поиска людей.

Зацепили во дворе, водитель не держал дистанцию и врезался в едущую впереди машину или же промахнулся с радиусом поворота. Каждый день инспекторы разбирают десятки таких происшествий.

Беспилотник зависает над местом аварии: фотографирует, записывает видео. Эти материалы и помогут разобраться, кто прав, а кто виноват. Сделать фото с воздуха может любой квадрокоптер, а вот чтобы эти снимки стали инструментом в руках инспектора, вместе с коллегами из БГУ в Могилевском институте МВД разработали специальную программу. В два клика она переводит крошечные объекты в реальные размеры.

Дроны помогают справиться и с большим количеством ДТП, которые происходят одновременно. Все помнят первый белорусский ледяной дождь сезона, который произошёл в конце ноября. Как итог – более 30 ДТП в одном только Могилёве, и все утром. Место каждой аварии надо было осмотреть, вручную сделать необходимые измерения, перенести их на схему и все подробно описать в протоколе.

Евгений Жилинский, начальник отделения по агитации и пропаганде ГАИ УВД Могилёвского облисполкома: «Если фотографии будут делать квадрокоптеры, то это, конечно же, облегчит работу инспекторов ГАИ. Они будут тратить меньше времени на оформление ДТП, а значит, меньше времени будут затрачивать и водители».

Законодательная база под новый способ не нужна. Беспилотные технологии для одних могут быть развлечением, для других – оружием или способом найти правду: с высоты расследуют взрывы и пожары, ищут заблудившихся в лесах людей.

При этом гражданским владельцам дронов любой полет следует согласовать в милиции, написав заявление. Или же квадрокоптер спустят на землю. Есть даже «красные» зоны, где летать вообще запрещено. К силовым подразделениям это не относится. Так что запатентованная разработка, которую, кстати, готовы передать безвозмездно, сможет легко работать на любых сложных участках.

ОНТ

Читать дальше

Благотворительный телемарафон «Согреем детские сердца» состоится 13 декабря 2019 года в прямом эфире на телеканале «Беларусь 4» Могилёв». На «Радио Могилёв» будут специальные включения участников и организаторов марафона.

Телемарафон начнется в 14:00 и завершится в 20:30. За 6 с половиной часов в прямом эфире «Беларусь 4» Могилев» побывают более 50 гостей.

Марафон направлен на помощь нуждающимся детям из малообеспеченных и многодетных семей, детям-сиротам, находящимся под опекой, детям-инвалидам, больным детям. Он призван оказать материальную помощь и привлечь внимание к проблемам этих категорий детей, а также подарить радость новогоднего праздника тем, кто лишён его в обычной жизни.

В этом году деньги собираются:

  • на создание комфортной среды в Бобруйской детской больнице и Могилёвском доме ребёнка,
  • на медицинское оборудование для Весновского дома-интерната для детей-инвалидов и музыкальные инструменты для Мстиславской специальной общеобразовательной школы-интерната для детей с тяжёлыми нарушениями речи,
  • а также на адресную помощь конкретным детям.     

Телемарафон «Согреем детские сердца» проводится пятый год подряд. За средства, собранные в 2018 году приобретены:

  1. аппараты ультразвуковой терапии для физиотерапевтического кабинета Весновского дома-интерната, Глусского района стоимостью 2550 рублей,
  2. для Могилевского и Бобруйского городских Центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации – подъёмники лестничные для организации подъёма по лестнице детей-инвалидов колясочников,
  3. Для воспитанников детских домов семейного типа г. Мстиславль, г. Осиповичи, г. Шклов – электробытовая техника,
  4. Для детей с тяжёлыми формами инвалидности – отсасыватель хирургический электрический Armed 7D, ванна надувная для купания ребёнка на кровати, три специализированные коляски для детей с ДЦП.

Ярким примером участия в марафоне стала акция «Музыка добра», организованная учащимися Могилёвской гимназии-колледжа искусств. В течение четырёх дней юные музыканты, лауреаты и участники международных конкурсов играли в универмаге «Центральный». У благотворительных концертов была цель — собрать деньги, чтобы осуществить в новогодние праздники желания тяжелобольных детей. За четыре дня ребятам удалось собрать во время концертов более 2000 рублей.

Благодаря мероприятиям марафона и активной работе областного представительства Белорусского детского фонда за 2018 год на благотворительные счета для лечения и реабилитации детей перечислена общая сумма в размере 76 519,49 рублей.

Принять участие в марафоне может каждый желающий, перечислив средства на благотворительный счет могилевского отделения Белорусского Детского фонда.

Для абонентов МТС для пожертвований нужно набрать *222*5# вызов. Абонент получает смс, с его счета списывается 2 рубля. Оказать помощь можно и, набрав стационарный номер 8 902 215 11 11, спишется 3 рубля.

По материалам ТРК Могилёв

Читать дальше