Дети постоянно учатся, узнают новое, ежедневно получают новый опыт и новую информацию. Большая часть может быть захватывающей и интересной, однако часть нового опыта и информации может оказаться непростой и действовать угнетающе. И тут на помощь придёт неотъемлемая часть счастливого детства – игра.
Благодаря играм ребёнок развивается, учится понимать и выражать свои эмоции, свои надежды и желания, справляться со стрессом и преодолевать трудности. Интересные игры снимают напряжение, поднимают настроение, дарят радость, делают жизнь детей более полной, активной и насыщенной.
Мы предлагаем вам примеры таких игр, но, пожалуйста, не забывайте давать простор детской инициативе, использовать фантазию и отступать от шаблона. Поощряйте создание новых сюжетов и игр, которые интересны вашему ребёнку. Желаем Вам полезного и приятного совместного времяпрепровождения с детьми.
Цель: учиться различать чувства и мысли людей по выражению лица.
Материалы: набор карточек с изображением персонажей с различным выражением лица.
Правила игры: сначала рассмотреть картинки, на которых изображены персонажи с разными выражениями лица. Нужно определить, что за чувства выражают эти герои. Затем карточки перевернуть и перемешать. Детям следует брать карточки наугад и, не показывая никому, постараться передать «настроение» через мимику и жесты. Остальные участники должны отгадать, что это за настроение.
Инструкция для детей: «Сейчас я покажу картинки, на которых изображены персонажи с различным настроением. Давай попробуем отгадать, что это за настроения, а потом назовём их. Хорошо, а теперь возьми любую карточку, внимательно посмотри на неё и определи, какое настроение показано. Никому не показывая, подумай, как ты изобразишь это настроение без слов. Ну что ж, начнём. Отгадай, какое настроение показываю я. А теперь твоя очередь!»
Читайте также: Успокаивающие занятия с ребёнком перед сном. Топ-54
Цель: устранение психологического дискомфорта, агрессии, формирование умения понимать и учитывать позицию другого человека, безопасное проявление негативных чувств.
Правила игры: расскажите детям о чудесном языке, на котором можно сказать всё, что думаешь — и плохое, и хорошее, и поругаться, и помириться. Этот язык называется «джебериш». Каждый очень легко может его выучить.
Инструкция для детей: «Если с кем-то повздоришь, мы часто пытаемся сдерживать свои чувства и эмоции. Я тоже так делаю. Давай попробуем научиться выражать всё плохое на тайном языке. Он придуман для того, чтобы можно было сказать всё-всё! И плохое, и хорошее. А потом помириться! Этот язык очень легко выучить — просто включай фантазию! Смотри, как это делаю я: «Харр! Я-я-я-я! Куздра-шуздра! Тратт! Тратт! Тратт! Дуррр! Муррр! Фуррр!» Ну что? Попробуем поругаться и помириться на тайном языке «джебериш»?
Цель: развитие умения слушать, тренировка наблюдательности.
Правила игры: засечь время 10 минут, удобно расположиться, закрыть глаза и «слушать тишину». Нужно постараться услышать как можно больше различных звуков. Затем открыть глаза и поделиться всем, что услышали.
Инструкция для детей: «Устройся поудобнее, закрой глаза и послушай тишину вокруг нас, постарайся не разговаривать, не шуметь. Когда услышишь сигнал таймера, тихонько открой глаза. И мы поговорим о том, кто что услышал в тишине».
Читайте также: 11 крутых документалок для семейного просмотра
Цель: активизация воображения, возможность выразить агрессивные чувства в безопасной форме.
Материалы: газеты и яркие глянцевые журналы (старые номера), что есть дома. Клей ПВА, двусторонний скотч, большой лист бумаги.
Правила игры: игра состоит из трёх этапов. Первый этап: предложите взять себе несколько журналов и газет. Затем решите, за какое время газеты будут разорваны на мелкие кусочки (но не больше 3–4 минут). По сигналу нужно остановиться. Второй этап: также вместе с детьми определите промежуток времени, когда можно всласть побросаться кусочками, а также подбрасывать их вверх, устраивая «волшебный дождь». По сигналу нужно остановиться и перейти к третьему этапу. Опять же, за ограниченное время нужно собрать все кусочки в специальный пакет. В игре очень поможет звуковой таймер. Потом из кусочков можно сделать какие-то аппликации и коллажи.
Инструкция для детей: «Выберите себе несколько журналов и газет. Эти газеты и журналы нужно порвать на мелкие кусочки. Но сначала мы должны определить время, за которое это нужно сделать. Начинаем по сигналу. Это первый этап игры. Теперь за это же время можно бросаться, слепляя из кусочков шары, разбрасывать вокруг, подбрасывать вверх. Это второй этап игры. А теперь третий этап. Как ты думаешь, за сколько минут ты сможешь это убрать? Проверим: быстро собирать все кусочки в этот пакет!»
Цель: научиться понимать и разграничивать разные чувства, а также осознавать взаимосвязи между действиями, отношениями и чувствами.
Материалы: игровой мячик или мягкая игрушка.
Правила игры: Взрослый бросает ребёнку мяч и произносит начало фразы. Ребёнок должен вернуть ему мяч, произнеся окончание предложения.
Сначала все фразы придумывает взрослый, а в конце, когда ребёнок хорошо поймёт смысл игры, он сам может быть ведущим. В «Закончи фразу» можно играть много раз.
Примеры фраз:
Инструкция для детей: «Сейчас я буду бросать тебе мяч, говоря начало фразы. Ты должен вернуть мне его, закончив эту фразу по-своему. Например, я говорю: «Я радуюсь, когда…». Ты оканчиваешь: «…мне делают подарки».
Читайте также: 6 простых настольных игр для развития логического мышления
Цель: расслабление, снятие физического и эмоционального напряжения.
Правила игры: кто-то становится «повелителем погоды», а кто-то должен оказаться «местом погодных условий». «Место погоды» ложится, стоит или сидит, облокотившись на спинку стула, а «повелитель» делает массажирующие движения по спине, сопровождая определенным текстом. Движения создаются под историю перехода солнечной погоды в дождливую, грозовую, ветреную, а потом опять солнечную. Затем «повелитель» и «место погоды» меняются местами. Можно показать пример, начав первым.
Инструкция для детей: «Начинать нужно с солнышка, приятного тепла (этому соответствуют легкие, поглаживающие прикосновения «повелителя»). Потом появляется ветерок, он дует всё сильнее, нагоняет тучи (прикосновения «повелителя» становятся более динамичными, то есть он делает круговые движения руками по всей поверхности спины). Затем небо темнеет, гремит гром, начинается дождик, он усиливается, превращается в ливень, гремит гроза (движения «повелителя» усиливаются: это уже хлопки, щипки, стремительные круговые движения). Постепенно природа успокаивается, небо очищается, появляется солнышко, а на небе — радуга («повелитель» возвращается к нежным, ласковым, поглаживающим движениям). «Повелитель» может приговаривать: «Сейчас хорошая погода, светит солнышко, поют птички, веет лёгкий ветерок… Он становится сильнее, качаются деревья, начинается настоящий ураган! И вот крупные капли смывают все на своем пути, потом дождь становится тише, ветер стихает, дождь прекращается… И вот снова поют птички, а на небе появляется радуга». Когда «повелитель» сделает массаж «месту погоды», поменяться ролями».
1
Цель: снять физическое и эмоциональное напряжение, учиться осознавать процессы в теле, а также понимать разные темп, ритм и энергию.
Правила игры: дети выбирают себе образ какого-то животного и двигаются в его темпе, а потом замирают по команде ведущего. Можно повторить несколько раз.
Инструкция для детей: «Подумайте о животных, которых вы знаете, и выберите одного медленного (например, улитка, черепаха), одного побыстрее (например, курица, коза), одного быстрого (например, верблюд, слон, лошадь) и одного очень быстрого (например, леопард, заяц, собака). Выбрали? Начинаем спокойно двигаться по комнате в любом направлении. Дышите спокойно во время движения. Теперь я буду просить вас двигаться с разной скоростью, как разные животные, и вы должны или ускоряться, или замедляться в зависимости от моих указаний. Сначала двигайтесь, как самое медленное животное, теперь чуть более быстрое… Не забывайте дышать спокойно и оставайтесь расслабленными. Не замедляйтесь, не ускоряйтесь, удерживайте ритм дыхания. Двигайтесь во всех направлениях. Теперь ускоряйтесь, как быстрое животное, но не забывайте спокойно дышать, оставаться расслабленными. Теперь двигайтесь, как самое быстрое животное. А сейчас замрите! Повторим? Вам понравилось? (Когда все усядутся на свои места) Было сложно или просто? Почему?»
Читайте также: Искусство из отпечатков пальцев: весёлое и лёгкое занятие для детей
Цель: уменьшить напряжение, научить детей расслаблять и напрягать мышцы, что позволит научиться управлять напряжением и снимать стресс.
Правила игры: по команде «Огонь!» начинать движения всем телом. Плавность и интенсивность движений ребёнок выбирает самостоятельно. По команде «Лёд!» застыть в позе, в которой застигла команда, напрягая все тело до предела. Попросить представить, как застывают, замораживаются все части тела. По команде «Оттаять!» ребенок снижает напряжение и как будто медленно «тает», постепенно расслабляя все части тела. Как только ребенок становится подвижным, снова звучит команда «Огонь!». Команды меняются несколько раз.
Инструкция для детей: «Давай поиграем в игру «Огонь и лёд». Как только я скажу: «Огонь!», ты должен двигаться, как языки пламени в том темпе и ритме, каком позволяет твоё воображение. Как только я скажу: «Лёд!», ты должен тут же застыть и напрячь тело настолько сильно, насколько можешь, как будто лед сковал все твои мышцы и движения. Как только я скажу: «Оттаять!», медленно снижай напряжение и расслабляй мышцы. Потом я снова буду повторять команды, мы потренируем смену «движение–напряжение–расслабление» несколько раз. Итак, начали!».
Цель: сбалансированная активизация моторных и сенсорных центров каждого полушария мозга, способствующая интеграции, снятию напряжения и стресса.
Правила игры: нужно занять некую странную позу, буквально скрючиться, сплести ноги-руки и провести в такой позе 5 минут.
Инструкция для детей: «Для игры «крючки-закорючки» вначале скрести лодыжки, как тебе это удобно. Затем скрести руки, соедини пальцы рук в «замок» и выверни их. Для этого вытяни руки вперед, тыльными сторонами ладоней друг к другу и большими пальцами вниз. Теперь перенеси одну руку через другую, соедини ладони и возьми пальцы в замок. Затем опусти руки вниз и выверни их внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз. Находясь в этом положении, прижми язык к твёрдому небу за верхними зубами и побудь в этом положении 5 минут».
Читайте также: Чем занять ребёнка в холодное время года
Цель: формирование чувства опоры, устойчивости, объединение телесных и образных фантазий.
Материалы: цветные карандаши, бумага.
Правила игры: выбирать себе удобное место в комнате, закрыть глаза и представить себя каким-нибудь деревом. Попросить ребёнка представить, какие корни, ствол и крона у «его» дерева. Потом — как от корней движутся питательные соки и поднимаются по стволу к листочкам, как дерево наполняется жизненной энергией. А также, как солнышко своими лучиками ласкает крону, согревает каждый листочек. После того, как ребёнок проделают это упражнение, нужно нарисовать свое дерево.
Инструкция для детей: «Сейчас ты можешь походить по комнате и выбрать то место, которое кажется тебе наиболее комфортным. Теперь останься в своем удобном месте и закрой глаза. Представьте, что ты — это дерево. Любое дерево, какое возникнет в твоем воображении.
Попробуй ощутить себя им. Почувствуй корни, питательные соки, которые поднимаются вверх, к кроне. Почувствуй ствол, крону, шелест листьев. Почувствуй, как крепко корни держат тебя, какой сильный и крепкий у тебя ствол, но в то же время — гибкая и нежная крона. Почувствуй, как солнышко согревает тебя, а сейчас вернись в себя из этого образа. Теперь нарисуй свое дерево».
Цель: научиться выражать свои эмоции через рисунок.
Материалы: бумага А4, цветные карандаши, кисточки, акварель или гуашь, стаканчик с водой.
Правила игры: предложите ребёнку на бумаге карандашами или красками выразить, то есть нарисовать своё настроение.
Инструкция для детей: «Сегодня необычный день и необычное задание. Сейчас мы будем рисовать... настроение. Давай попробуем сделать это! Берем бумагу, карандаши или краски, стараемся определить свое настроение и начинаем его рисовать!».
Cвыше 200 тысяч врачей, полмиллиона фельдшеров, санитарок, санинструкторов cамоотверженно спасали, возвращали в строй воинов в годы Великой Отечественной войны.
Тысячи женщин и девушек уходили на фронт, чтобы сражаться с врагом наравне с мужчинами.
Всё меньше остаётся участников и свидетелей той трагедии, и тем ценнее каждое воспоминание этих сильных духом людей.
Мы должны сберечь память о тех днях, каждое мгновение которых герои помнят, будто это происходило вчера.
Я хочу рассказать о замечательном человеке, орденоносце, ветеране Великой Отечественной войны и ветеране труда, фронтовой медсестре Екатерине Андреевне Сапрыкиной, которая проработала в нашей поликлинике (поликлиника №3 Бобруйска — примеч. редакции сайта) много лет. В 2018 году её не стало.
В рамках акции «Цветы Великой Победы» Екатерина Андреевна участвовала в закладке яблоневой аллеи и установлении памятного знака в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне на территории поликлиники, посадила именную яблоньку.
Помню, как коллектив поздравлял её с 90-летним юбилеем. На пороге уютной квартиры в Бобруйске на улице Тухачевского нас встретила стройная улыбчивая женщина. Взгляд ясных голубых глаз выдавал доброго и открытого человека, и лишь морщинки на лице говорили о том, что жизнь была нелёгкой. Мы волновались, ведь нам была оказана честь поздравить свидетеля тех страшных лет.
Екатерина Андреевна общалась спокойно и доброжелательно.
— Хотите, прочту стихотворение? — неожиданно спросила она. — Очень люблю поэтессу Юлию Друнину, ведь она, как и я, была на фронте медицинской сестрой.
Качается рожь несжатая,
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы — девчата,
Похожие на парней.
Нет, это горят не хаты —
То юность моя в огне…
Идут по войне девчата,
Похожие на парней.
На какое-то мгновение она задумалась, притихли и мы, ясно представив хрупких девчонок в военной форме, идущих по пыльным военным дорогам.
11111
— Эти стихи Юлия Друнина словно обо мне написала, — тихо сказала Екатерина Андреевна. — В этом году мне исполнилось 90 лет. Я родилась 7 декабря 1924 года в деревне Николаевка Можайского района Московской области. Когда началась война, мне было всего 16 с половиной лет. 30 июня 1941 года окончила Московскую школу медицинских сестер. 1 июля весь выпуск был направлен на фронт. Попала сразу на передовую. Выносила раненых, оказывала медицинскую помощь прямо на поле боя. Страха не было, о себе не думала, потому что видела вокруг столько крови, горя, страданий, понимала, что во мне нуждаются люди. Приходилось с поля боя за день выносить десятки окровавленных солдат, слышать стоны раненых, не спать по двое суток.
Помню, как тащила на плащ-палатке одного бойца, которому осколком снаряда распороло живот. В госпитале выяснилось: он потерял много крови, нужно переливание. Дала свою. Затем в газете увидела снимок — «Медсестра Катя спасает Героя Советского Союза». Этот герой, уроженец Казахстана, разыскал меня уже после войны, мы переписывались какое-то время.
Письма, к сожалению, не сохранились, и фамилия стёрлась из памяти, потому что имен и званий мы не спрашивали — просто спасали людей.
Читайте также: В рейтинг-20 самых продвинутых бизнес-городов Беларуси попал Бобруйск
Запомнился ещё один случай. Это было под Берлином. Шёл страшный бой, на поле, под обстрелом со всех сторон, я увидела человека с оторванной ногой. Подползла, оказалось, что это немец. Смотрит на меня, рукой показывает — пить. Жара стояла страшная, от крови и пороха воздух был тошнотворный. Забыла о том, что передо мной враг, так мне его жалко стало!
На протяжении долгого времени Екатерина Андреевна была почётным гостем на всех мероприятиях, приуроченных к празднованию Дня Победы, в горполиклинике № 3 Бобруйска.
Оказала первую помощь, схватила его пустую фляжку и рванула по минному полю к реке за водой. Бог, видно, пожалел в тот момент и его, и меня. Добежала, принесла воды. Немец, сделав всего один глоток, заплакал. На всю жизнь запомнила его благодарный взгляд.
Через некоторое время нас, медиков, отправили в деревню, якобы освобождённую от немцев. Приехали, а там полно гитлеровцев. Шофера и санитара расстреляли сразу, а нас, девчат — врача, медсестёр, санитарок, — закрыли в сарае.
Спаслись чудом. Немец, что нас охранял, напился шнапса и уснул. Мы оторвали несколько досок сарая, потихоньку выбрались и вернулись к своим.
Фото предоставлены Н. Кизимовой.
В медучреждении ведутся электронные амбулаторные карты. Кроме регистратуры, получить талон можно в единственном в городе информационно-справочном терминале в холле медучреждения.
Бобруйская горполиклиника №3 участвует в двух республиканских проектах одновременно — «Заботливая поликлиника» и «Электронная Беларусь». Учреждение первым в области начало работать с электронным рецептом. За 2018 год их выдано 36 900.
В медучреждении всё для пациента, начиная от схемы распределения потоков, кнопки вызова работника на входе для инвалидов-колясочников и заканчивая квалифицированными специалистами — из 42 врачей 20 имеют первую категорию.
— Наша визитная карточка — умение идти в ногу со временем, — отмечает главврач Бобруйской горполиклиники №3 Наталия Кизимова. — Все службы объединены в единую информационную локальную сеть, работает электронная регистратура.
Наталия Кизимова руководит медучреждением с 2001 года. Она первая в городе инициировала внедрение информатизации рабочих мест в поликлинике. Затем эта деятельность продолжилась в рамках программы «Электронная Беларусь» (с 2007 года). И через 10 лет заслуженное признание — победа в номинации «Крупнейший проект автоматизации деятельности амбулаторно-поликлинического учреждения» в Могилевской области.
Читайте также: Как заказать талон к врачу в Бобруйске онлайн
В поликлинике организована инфозона, которая включает в себя открытую регистратуру, колл-центр, электронную бегущую строку и информационно-справочный терминал.
— Насколько чётко налажена обратная связь на этапе первого контакта, настолько хорошее останется впечатление у пациента, от этого будет зависеть, как сложатся последующие отношения с врачом, — уверена Наталия Владимировна. — Главная фигура — пациент. И наша задача — сберечь его здоровье. Чем эффективнее результаты, тем выше наш авторитет. Коллектив поликлиники — команда единомышленников, которые помогают друг другу.
— Не упустить ни один шанс принести пользу, — формулирует принцип своей работы главврач.
И как итог — выполнены целевые показатели Национальной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016–2020 годы. Охват пациентов трудоспособного возраста с АГ составил 95,2%, удельный вес БСК в структуре общей смертности снизился на 6%, количество ИГМ в трудоспособном возрасте уменьшилось на 46,7%, ИМ — на 10%, возврат к труду после перенесенного ИМ — 100%.
1
Совсем недавно на книжных прилавках белорусской столицы появилась очень необычная книга с интересным названием − «Сказки старенького смартфона». Эту книжку написал и проиллюстрировал Сергей Стельмашонок, известный минской публике как «художник, который рисует котов». Во время презентации новой книги, прошедшей в столичном книжном магазине «Светоч» 16 августа 2019 года, у корреспондента БЕЛТА появилась возможность поговорить с автором необычных текстов и запоминающихся иллюстраций.
– Сергей, вас все знают по прекрасным рисункам с котами. Но, оказывается, вы ещё и сказочник! Расскажите, что вдохновило пойти по стопам Антуана де Сент-Экзюпери и Ганса Христиана Андерсена?
– Вы знаете, я уже давно пишу смешные истории. Мои байки в редакции одного из белорусских журналов даже ходили по рукам в печатном виде. Сказки же сочинялись постепенно, собирались из разных впечатлений, встреч и поездок. Однажды я понял, что их накопилось порядком, сел, собрал сказки вместе, и оказалось, что их уже более четырёх десятков, хватает на целую книжку. Решил обратиться в издательство, с которым уже давно сотрудничаю как иллюстратор, с идеей о выпуске первой в моей жизни детской книжки. Для них это тоже был совершенно новый проект. На удивление в издательстве согласились, и вот теперь мы все вместе надеемся, что опыт будет успешным.
– Каждый сказочник – это в чем-то волшебник. Именно так характеризовал их писатель Александр Шаров в своей книге «Волшебники приходят к людям». Признайтесь, в чем волшебство ваших сказок?
– Говоря откровенно, раз я волшебник, значит моё волшебство – это тайна. Но я её немного приоткрою. Думаю, что волшебство состоит в том, что в сказочном мире всё реально, в нём могут жить, любить и радоваться не только вымышленные создания – шуршачка, дракошка или хрустальный человечек, но и хорошо известные существа и даже предметы – ехидна, светофор, лужа, сахарный кубик, капелька, балкон. А моя задача как сказочника ввести в этот мир заинтересованного читателя.
Читайте также: Детское приложение «Мультик» от MEGOGO появилось в App Store
– Как родился сюжет «Альтернативной истории шведской музыки»? Он имеет хоть какое-то отношение к реальной истории группы АВВА?
– Да нет, что вы! Может только тем, что принцы и принцессы носят имена артистов АВВА. А когда принцесса целует лягушку, то, в отличие от традиции, из этой магии возникает не принц, а вторая принцесса. История придумана в немецком городке Бельциг, куда идёт поезд прямо из Берлинского аэропорта. В Бельциге есть старинная башня. Туристов мало, охраны нет, касса непонятно где, и какой-то находчивый администратор оставил надпись на входе: «Кто не купил входной билет, того унесёт дракон из башни». А рядом расположено кафе, где звучит песенка АВВА «Take a chance on me». Так что обстоятельства этой сказки сложились сами собой.
– А история про Дракошку? Если бы я был маленьким, то обязательно спросил бы – он действительно живет у вас в ванной?
– У нас в доме шёл капремонт, и в момент замены труб из ванной стали раздаваться такие странные, тихие, очень милые звуки – «кувырк, кувырк». Вот из этого звука и получилась вся история про Дракошку, которая живет в ванной, и её можно увидеть, только если напустить в ванну воды и взболтать пену. Тогда Дракошке становится интересно, она начинает плескаться.
– Вы много рисовали котов, но в вашей книге большое внимание уделено птицам. Какая у вас самая любимая сказка о птицах?
– Про голубя, который учил меня летать. Я был в поездке в маленьком городке на Рейне, гостиница была так себе – всё это в сказке по-честному описано. И лесной голубь на дереве за окном издавал такие монотонные звуки, которые совпали с моим настроением. Придумал эту сказку, и настроение сразу улучшилось, ведь по сюжету я научился летать, как птица.
– Многие ваши читатели считают, что самым трогательным героем в вашей книге является Дон Жильберто, который превратился в чайку с жемчужиной на груди. Как родился этот персонаж?
– Вы, возможно, знаете, что один из первых трамваев в Европе был пущен в городе Порту, в Португалии. Эта линия работает до сих пор. Трамвайчики в Порту древние, деревянные и очень атмосферные. За окнами, задраенными медными шпингалетами, проплывают вывески мелких ресторанчиков. В первой половине дня посетителей здесь немного, так что их хозяева – в основном, жилистые загорелые старики, греясь на солнышке, приветливо машут рукой водителю трамвая. Тот с достоинством отвечает. Линия идёт из центра города вдоль реки до океанского побережья, несколько километров. В Порту достопримечательность – старинные особняки, с фасадами, отделанными разноцветной керамической плиткой, азулежу. Сейчас эти старые дома полностью перестраивают, чтобы сделать их пригодными для обитания. И вот я ехал на трамвайчике, разглядывал эти дома, и увидел один такой дом – он был полностью разобран, только фасад с азулежу остался. И на фасаде маленький балкончик, а на нем всё ещё стоят тапочки бывшего владельца. Я задумался – кто был этот человек? Он жил здесь на набережной, близко к океану. Наверное, каждый день кормил чаек. И так появилась эта история. Дон Жильберто – последний из своего рода, он хранит старинную семейную реликвию, жемчужину, и не может умереть, потому что он заботится о чайках. Кто-то должен их кормить. И только когда увидел, что чаек кормят мальчишки на пристани, он освобождается от своих обязанностей и взмывает в небо.
– Сергей, спасибо за интересную беседу, и удачи вам!
– Спасибо и вам. Очень надеюсь, что моя книга порадует белорусских читателей от мала до велика.
1
Фото: Георгий Лихтарович, Татьяна Буланова