Леонид Шварцман: Уши Чебурашки — это флаги его личности

О Шварцмане я впервые услышал от Сергея Михалкова. Совсем молодым журналистом я брал у него интервью, он по обыкновению стал рассказывать, что Эдуард Успенский – злобный кляузник, я возмутился: как же, ведь он придумал Чебурашку!

– Ч-чебурашку? – переспросил Михалков. – Чебурашку придумал художник Шварцман, к твоему сведению!

Потом я узнал, что этот же мультипликатор Шварцман придумал облик Удава, Мартышки, Слоненка и Попугая, изобретенных Остером. Потом – что он же был художником-постановщиком первого и едва ли не лучшего советского полнометражного мульта «Снежная королева». Потом – что он учитель Норштейна, хотя везде называет себя его учеником. И наконец, знаменитая акварелистка Ира Литманович на презентации ее выставки «Москва. Зона любви и турбулентности» – там очень сильные картинки про московские события этого лета – мне рассказала, что Шварцман жив и активен.

– Сколько же ему?

– 99.

– И его можно увидеть?

– Не только его, но даже первый эскиз Чебурашки. В этом году мультикам про Чебурашку 50 лет, ты в курсе?

Ну и как-то так получилось, что после нескольких звонков от мэтров мировой мультипликации классик и гений Шварцман согласился меня принять, и мы к нему приехали. 99 лет ему дать сложно, ни тебе старческой глухоты, ни медлительности, да и трость скорее декоративная.

«Сами справляемся!»

— Михаил Друян — помните такого? — мне рассказывал, что папа римский прислал ему благодарность за глубокий гуманизм советской мультипликации…

— Михал Захарыча-то? Кто ж его не помнит. Ведущий оператор наш. Только не ему одному, а «Союзмультфильму» в целом. В самом деле, римский папа, кажется, кто-то из Пиев…

— Нет, Иоанн Павел II.

— Ну, тем более прекрасно. Да, назвал советскую мультипликацию лучшим средством воспитания христианских чувств.

— И вот я пытаюсь понять: как же это Советский Союз, довольно страшная страна, делал самые добрые мультики в мире?

— Ну, я же не философ. Я мультипликатор, немного иллюстратор, просто очень старый, понимаете… Но если в самом деле отвечать на ваш вопрос: почему вас не смущает, как это все вообще уживается в человеке? Не только в Советском Союзе, а в отдельном человеческом разуме? Я плохой атеист, колеблющийся, и все-таки я воспитан в концепциях французского Просвещения, и вот вместе с этими замечательными людьми я полагаю, что не Бог создал человека, а наоборот. Это довольно наглядно: у буддийского Бога черты индийского национального характера, у еврейского Яхве — еврейские, у Аллаха — арабские, все по образу и подобию. И этот же человек, создавший Бога и наделивший Его абсолютной мудростью, выдумывает пещерные суеверия, казарменные порядки, он же выдумал и осуществил кошмары двадцатого века — как это все вместить в одну черепную коробку? Привыкши к такому разносу полюсов, уж как-нибудь мы совместим в отдельно взятой стране марксизм-ленинизм и советские мультфильмы. Тем более что это неплохо сочеталось: в семьдесят третьем году был мультфильм «Аврора», ради которого я строил самую масштабную в своей жизни декорацию — весь этот большой крейсер; нас специально в Ленинград командировали подробно его осматривать, видел я ту самую пушечку, отстрелившую начало новой эры, и картинки к тому фильму мне до сих пор нравятся — такие стилизации под гравюру, хотя все это просто черная бумага плюс белила. И странным образом тоже мультфильм получился необыкновенно грустный — может, благодаря песне Шаинского про «Аврору»…

— Точно! Там когда мальчик в конце ее поет — полное чувство, что он милостыню просит.

— Ну, действительно в последние свои годы советская мифология имела довольно жалобный и даже старческий вид. И «Аврору» в том фильме было жалко.

— Но ведь согласитесь, был контраст — советские мультфильмы и та жизнь, к которой нас всех, как оказалось, готовили… все эти зайчики-ежики — и поздний СССР…

— Так ведь не к этому готовили. Была вечная советская идея Светлого Будущего, которое все отодвигалось, и детей готовили к жизни в идеальном мире. В коммунизм, может, и не верили, но в лучшую жизнь верят до сих пор. В пятидесятые, когда расцвела мультипликация, все это было особенно актуально.

— Вот вы наверняка много думали над этим вопросом: зачем евреи в России?

— Я бы его тоже расширил: зачем евреи вообще? Древний народ, умудренный многовековыми преследованиями. Наверное, людям кажется, что преследовать — это лучший способ умудрять. Про это есть хороший анекдот: у армянского радио спрашивают: почему в Армении нет евреев? Они отвечают: сами справляемся.

«Руки дрожат — это не имитируется»

— Вам не кажется, что компьютер, в общем, спас это ремесло? Потому что тысяча рисунков на десять минут — это некоторый перебор…

— Больше! Одна фаза — персонаж руку поднял — это до двадцати рисунков, и фазовщики — это огромный цех. Приходили молодые художники, большей частью девушки, и рисовали — на полнометражный мультфильм уходило три с половиной года, столько делали «Снежную королеву». Но ничего не поделаешь, это такое ремесло — как златошвейное, как кружевное… Не может машина. Я бы компьютеру доверял только раскрашивать, и то не все. Компьютерная анимация быстрее, дешевле, но уходит что-то трудновыразимое. Это, понимаете, вот когда у меня стали руки дрожать, в рисунке появилась такая дрожащая линия. И это оказалось довольно эффектно, многие даже подражать стали, но как-то у них не получалось. Как ты будешь подражать возрасту? Так и здесь — живая ручная работа странным образом передает энергию художника, личность его, и при всем уважении к пиксаровским, допустим, фильмам — это другой жанр.

— Какая техника вам кажется самой сложной?

— Вероятно, технически самое сложное — то, что делает Александр Петров, что принесло ему «Оскара»: живопись по стеклу. Это потрясающее впечатление и тончайшая работа. Очень перспективная вещь — перекладка, это техника, в которой Норштейн делает «Шинель». Он ее делает несколько десятилетий, отвлекаясь на множество дел, потому что он всем нужен, но, я уверен, закончит. Перекладка оказалась идеальной для передачи мимики персонажа, этого больше никак не сделаешь.

leonid-shvarcman-ushi-cheburashki-eto-flagi-ego-lichnosti

— А вы можете сказать, что понимаете «Сказку сказок»?

— До конца? Нет. А зачем ее понимать? Мультипликация — это вообще экранизация не до конца понятных вещей. Хотя я у Норштейна все равно больше всего люблю «Ежика».

— А я — «Цаплю и журавля».

— Ну, это вообще почти Чехов.

— Вам не кажется — вот я у вас над столом вижу Булгакова, — что идеальной экранизацией «Мастера и Маргариты» мог бы стать мультфильм? По крайней мере это решило бы проблему с котом.

— Не представляю, кто бы потянул такой мультфильм, но вообще — да, пожалуй. Наверное, в смешанной технике, потому что Москву надо делать в одной манере, мрачной и несколько гротескной, а Ершалаим — в другой. Но обычная экранизация маловероятна, тут действительно нужен художник, причем редкого класса.

«Чебурашка — вероятно, обезьянка»

— Вы помните, как придумали Чебурашку?

— Чебурашка, можно сказать, рождался в муках: всех персонажей уже нарисовали, а он не получался. Весь подготовительный период — полгода — ушел в основном на него. Вообще у этого мультфильма долгая история: Роман Качанов — замечательный такой гигант, тогда молодой режиссер — решил подружиться с Аджубеем. Ему казалось, что участие человека столь влиятельного подтолкнет мультипликацию вперед, и заказал ему сценарий. Сценарий у него получился так себе — африканская сказка «Соперники» с элементами футбола, — но дружить с Качановым они продолжали, даже когда Хрущев и соответственно Аджубей уже лишились власти. Качанов пришел в гости и увидел, что дети Аджубея с хохотом читают какую-то книжку: его заинтересовала история, и он решил эту сказку снимать. Но Чебурашка тогда еще нынешнего вида не имел: его рисовали в виде обезьянки такой, что ли… Когда я за него взялся, он и был такой обезьянкой, и уши были на макушке, самые тривиальные, а сзади длинный хвост. Но как-то по ходу работы они все увеличивались и съезжали вниз, пока не образовались эти локаторы. А хвост, напротив, все убывал, пока совсем не втянулся.

— Какое он животное? Внешне похож на лемура, лори…

— Он не животное. Он идеальное представление о добром ребенке, ищущем друга.

— Ваша Шапокляк была, конечно, революцией в советском отношении к старости. Стариков всегда изображали с умилением…

— Ну, тут все просто: главной деталью облика оказался нос, который она все время сует не в свое дело. Она не такая плохая старуха, кстати. Я думаю даже, она отчасти примирила многих детей со стариками. Приятней же любить старуху хулиганствующую, чем назидательную, которая всех учит жить…

— Но крокодил, как хотите, идеализирован. Вы вообще наблюдали крокодила?

— В зоопарке? Нет, зачем? Я вообще к прямому наблюдению, в зоопарке, прибегал единственный раз в жизни, когда делал Удава для Остера. Там с остальными было в принципе все понятно, прежде всего со Слоненком, которого Козаков так по-пастернаковски озвучил. Но Удав мне был непонятен — как его очеловечить? Тем более что я змей, признаться, терпеть не могу, на грани фобии, им приписывают какую-то исключительную мудрость, но верится с трудом. И я часами смотрел на этого питона, пытаясь понять: что в нем хорошего? Пока не придумал ему удивленные бровки домиком, и после этого он стал привлекателен. Ливанов тоже с ним мучился, какие только голоса для него не выдумывал, пока Уфимцев, режиссер, не сказал ему: говори своим, ничего более удавского все равно придумать невозможно.

— Как вы, серьезный художник, с такой графикой отличной, пошли в мультипликацию?

— Как большинство советских людей: посмотрел «Бемби». Ну и понял, что хочу делать вот такое.

— Как вы думаете, потенциально всякий хороший художник способен этим заниматься?

— Прежде всего хороший график, предпочтительно шаржист. Сам-то я больше всего люблю живопись: графика, в общем, дело нехитрое. А вот колорит — это надо, чтобы цвет с цветом разговаривал, чтобы Бог поцеловал. Величайший живописец в мире был Рембрандт, я думаю, Рафаэль по сравнению с ним — холодный украшатель… У Рембрандта свет и тень живут, они в трагических отношениях, и ничего трагичней и мучительней «Возвращения блудного сына» я представить не могу. Вот картина, в которой все о человеке, все об участи его: всегда будут рисовать — и ничего к этому не прибавят, к спине этого сына и рукам слепого отца.

«До ещё одной революции я надеюсь не дожить»

— Как вам кажется, кто сделал больше всего — из наших — для превращения мультипликации в серьезное искусство?

— Безоговорочно — Хитрук. Взрослая мультипликация началась с «Истории одного преступления». До этого, как выражались на профессиональном жаргоне, мы делали кино для серунов. С Хитрука началось искусство, временами довольно авангардное. Притом что детское кино он умел делать виртуозно — в «Снежной королеве», скажем, он рисовал всю линию Оле-Лукойе, и человечек с зонтиком получился у него чудесно. Но в собственных картинах он от этой традиции отошел — и Винни Пуха, например, придумал довольно гротескным. Дети оценили.

— Интересно, вы могли бы сделать фильм про старого Чебурашку?

— Почему же нет… Но в чем эта старость могла бы выражаться? Мордочка сморщилась, он бы, возможно, ссутулился… Неизменными остались бы уши. Они бы не поникли, нет. Эти уши — как души. Два флага его души.

— Вы дружили с Успенским?

— Нет. В нашу работу он почти не вмешивался — и правильно делал: есть авторы, которые постоянно ходят в цеха и следят за всеми этапами изготовления куклы, а он был у нас, может, раз или два. Успенский был человек бесконечно талантливый, но по сути своей это был так и не выросший ребенок, что для литературы очень хорошо, особенно для детской, а для жизни трудновато переносится окружающими.

— Ваше поколение дало не-обыкновенно много талантливых людей, справилось с титаническими задачами — как оно получилось таким?

— Поколение действительно потрясающее, сейчас почти уже несуществующее и потому легендарное, а получилось оно таким потому, что воспитывалось сразу после революции. Оно сформировалось на великом переломе, власть еще не окаменела и не одряхлела, у ее сторонников был не только карьеризм, не только жестокость, а еще и некоторый идеализм, и энтузиазм, и новизна. Это все как-то влияло, был какой-то грозовой кислород в атмосфере — который потом постепенно вытеснялся.

— Может, еще одна революция добавила бы кислорода?

— До еще одной революции я надеюсь все-таки не дожить. Поистине, не дай бог жить в эпоху перемен. Да и какая идея может сейчас вдохновлять революцию? Боюсь, в нынешние времена все перемены могут осуществляться только мирно, иначе последствия будут катастрофическими.

— Но согласитесь, СССР был посложнее и поинтереснее нынешних времен?

— Он был поорганичней, так бы я сказал. Естественней. Вот это соединение народов в союз — это все-таки лучше, чем когда все те же народы приезжают в Россию на заработки. Помните, Маршак повторял: для детей надо писать, как для взрослых, только лучше? Ну вот, сейчас почти все то же самое, только хуже.

leonid-shvarcman-ushi-cheburashki-eto-flagi-ego-lichnosti-2

— Есть у вас рецепт долголетия?

— А оно вам нужно? Это непросто, и знаменитое пожелание «До ста двадцати!» — оно ненамного лучше, чем проклятие «Чтоб ты жил во времена перемен». Больше увидишь — но не факт, что увидишь хорошее. Больше узнаешь — но не факт, что это тебя обрадует. Вообще единственный способ как-то не слишком портиться с годами — это про них не вспоминать.

— Вы и к столетию не готовитесь?

— К чему не готовлюсь? Даже не говорите мне об этом. Я о нем и не думаю. Еще чего. Боже упаси! Нас только то и спасало, что мы в этом жанре были люди без возраста. Рисовали детские картинки, лепили куклы — ну и выпали из всех категорий… И все это без помощи компьютера. Компьютера у меня и сейчас нет, тоже фактор долголетия — я не читаю всего этого, что там у вас пишут…

— Может быть, власть нам как раз и подарит долголетие — отберет интернет, перестанем огорчаться…

Собеседник

Поделиться

Читайте также

Бенефис артистки Жанетты Зарембо состоится 27 мая 2021 года в театре драмы и комедии им. В. И. Дунина-Марцинкевича.

В связи со сложной эпидемиологической ситуации в прошлом году пришлось отменить юбилейный вечер, посвящённый 80-летию актрисы театра Жанетты Зарембо. Однако он состоится 27 мая в 18.00. У бобруйчан есть возможность присутствовать на этом знаменательном событии.

Театралов города ожидают отрывки из спектаклей, вокальные номера, поздравления коллег в форме капустных номеров и много всего интересного.

Стоимость билетов – 4,20 руб., 4,70 руб., 5,20 руб.

 

Кстати.

Жаннета Константиновна родилась в 1940 году в д. Рудня Логойском районе. Из семьи военного. Школу закончила в 1957 году (военный городок Мачулищи).

Училась в Минском оптико-механическом училище, научилась работать на токарном и фрезерном станках, занималась слесарным делом. После окончания училища работала на заводе, параллельно занимаясь в театральной студии.

В 1961 году поступила в Минский театрально-художественный институт. Закончив его, работала в Брестском, потом в Гомельском театрах. С 1971 года — актриса в Бобруйске, работает в театре драмы и комедии имени В. И. Дунина-Марцинкевича.

В 1981 году поступила на специальность «Экономика, организация театра» в Ленинградский театральный институт.

За 50 лет в театре актриса сыграла свыше 100 ролей.

В 2003 году Жаннета Константиновна завоевала диплом третьей степени международного фестиваля моноспектаклей «Я» (г. Минск) за осуществление великой культурологической цели в формировании классического литературного вкуса молодёжи моноспектаклем «Заступница» по повести Ю. Нагибина.

В 2010 году Жаннета Зарембо награждена медалью Святой Ефросиньи Полоцкой за труды во славу церкви.

В 2015 году актриса удостоена премии «Хрустальная звезда» за большой вклад в развитие театрального искусства.

1

Читать дальше

На Могилёвщине идёт вакцинация от коронавируса — получить прививки бесплатно могут все желающие. Правда, ждать своей очереди можно до двух недель: всё зависит от количества заявок в конкретной поликлинике и наличия вакцины, сообщает TUT.BY.

Вакцинация проходит в два этапа. Препарат вводят в мышцу плеча или бедра: сначала компонент I в дозе 0,5 мл, а через 21−28 дней — компонент II в такой же дозе.

Вакцина бесплатная. Сейчас в поликлиниках области используется только российский «Спутник V».

Читайте также: У белорусов появилась возможность сдать бесплатный тест на антитела к коронавирусу

Чтобы сделать прививку в Бобруйске, необходимо позвонить в поликлинику по месту жительства либо по месту регистрации и оставить свои контактные данные. Работники медучреждения сами связываются с желающими вакцинироваться и сообщают, когда прийти на прививку.

 

Поликлиники Бобруйска, где можно сделать прививку от COVID-19

№ поликлиники

Адрес медучреждения

Телефон для записи на вакцинацию

№1

ул. Пролетарская, 37

8(0225) 44-35-83

№2

ул. Комсомольская, 29

8(0225) 72-63-03

№3

ул. Минская, 102

8(0225) 71-61-37

№6

ул. 50 лет ВЛКСМ, 18

8(0225) 73-62-83

№7

пр-т Строителей, 37

8(0225) 74-16-43

Запись на вакцинацию – с 8.00 до 18.00.

Читайте также: В Беларуси циркулирует коронавирус местного происхождения

1

Фото: pexels.com

Читать дальше

Специалисты убеждены: чтобы повзрослевшее чадо не стало бездеятельным и ленивым, прививать ему любовь к труду необходимо с раннего возраста. О том, в каком возрасте это лучше делать, а также как вести себя с ленивыми подростками, порталу 1prof.by рассказала психолог Лана Куликова.

Наиболее благоприятный возраст для приучения к труду

По мнению собеседницы, дети в дошкольном возрасте чаще всего сами хотят помогать взрослым. И этот благоприятный период не стоит упускать. Главная задача родителей малышей – суметь организовать деятельность мальчиков и девочек таким образом, чтобы они испытывали радость от того, чем занимаются.

– Положительное отношение к труду возникает, когда родители и педагоги поддерживают стремление ребёнка участвовать в жизни взрослых и предоставляют ему возможность проявить свою самостоятельность. Но этого недостаточно. Чтобы малыш полюбил труд, он должен владеть техническими навыками, понимать общественную значимость деятельности, её важности для других людей. Стремление и желание трудиться становится устойчивым, когда малыш осваивает правила, помогающие ему организовать собственную работу, – говорит психолог. – Здорово, когда ребёнок что-то делает по собственному желанию: в этот момент он испытывает яркие положительные эмоции. Маленькие дети охотно помогают взрослым и сверстникам, исходя не из собственных интересов, а из нужд и потребностей другого человека, – поясняет Лана Куликова.

Читайте также: 3 навыка, которые нужно формировать у девочки с детства

Если говорить о конкретном возрасте, то здесь всё просто: чем раньше родители начинают включать детишек в заботы по дому, тем лучше.

 – Примерно с года детки уже хотят вести себя, как взрослые. Мамы с опытом знают, что лучшие игрушки для годовалых малышей – настоящие, «взрослые» вещи. Вот и давайте им эти предметы вместо игрушек, и показывайте, что с ними можно делать. Конечно, давать следует то, что малыши смогут освоить: у них получится приносить бельё для стирки и класть его в стиральную машину. Они сами смогут постирать носовые платочки или другие мелкие предметы в тазике с тёплой водой. Проще говорят, задача родителей не накормить ребёнка, а научить его есть самостоятельно, – делится психолог.

Не важно, сколько ребёнку лет. Мальчикам и девочка можно давать любые поручения, но это должны быть их дела по дому. Когда малыш освоили определённую задачу, можно давать им следующее поручение и так далее. Получается, что со временем у ребёнка накапливается достаточно бытовых забот, а у родителей их становится меньше. Так дети постепенно взрослеют.

 – Совсем не обязательно передавать дела ребёнку в атмосфере серьёзности или тем более напряжения: это может быть весёлым занятием и игрой. Помыть посуду вместе – весело. Сходить с мамой в магазин – занимательная экскурсия и даже целое приключение. Это родители приучают детей к труду, а малыши – просто играют. И лет до 9–10 им важно, чтобы мамы и папы вместе с ними радовались успехам, замечали проделанную работу. Есть ещё один секрет: если родители сами что-то делают ловко, скорее всего, это приносит им удовольствие. Малыши это замечают, заражаются эмоциями и хотят так же, – делится секретами Лана Куликова.

Советы родителям:

  1. Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.
  2. Будьте последовательны в своих требованиях.
  3. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.
  4. Прежде чем поручить что-либо ребёнку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.
  5. Учите ребёнка уважать труд других людей, бережно относится к результатам их трудовой деятельности.
  6. Тактично оценивайте результаты труда ребёнка.
 

Что делать, если ребенок не хочет помогать родителям

Разберём ситуацию, когда ребёнок не хочет выполнять обязанности по дому. Собеседница убеждена, что к такому результату обычно приходят взрослые, которые не допускали малышей к выполнению домашней работы либо критиковали за ошибки. Когда же дети взрослеют, родители требуют помощи от ребёнка, не приученного её оказывать. Можно ли исправить такую ситуацию?

– Раз время упущено, то требовать от детей неукоснительного послушания в этом вопросе бессмысленно. Надо постараться перевести всё в игровую форму – сделайте шутливые карточки с названиями работ по дому и предлагайте на выбор. В конце недели можно посчитать количество исполненных по ним заданий и даже премировать за определённый объём. Речь в данном случае идёт не о денежном вознаграждении, а об обещании какого-либо мероприятия или исполнения давнишней детской просьбы, – делится секретами психолог Анна Куликова.

Читайте по теме: Домашние обязанности детей по возрастам

Для более старших детей – 7-14 лет – можно разместить список дел на кухонной доске и по мере выполнения вычеркивать их.

 – Не придирайтесь к ребёнку, даже если поручение не выполнено. Просто ещё раз напомните: «Проверь список, всё ли сделано?». Можно и не прибегать к словам, а следовать невербальным способам передачи информации. Например, по ранее достигнутой договоренности наклеить яркий стикер там, где работа не сделана. Пометка может очутиться на полке для обуви, если обувь не убрана на место, на собаке, если она не выгуляна, на двери комнаты, которая не убрана и т.д.

Чаще прибегайте к юмору. Развесьте таблички на самых «горячих» точках уборки: «SOS!», «Помой меня, мне плохо!», «Полей меня, я засыхаю!». Старайтесь обсуждать проблему совместно с детьми, не наказывая их, но ставя в зависимость их удовольствия и развлечения от достигнутого результата. Спросите: «Когда ты сможешь это сделать?», «Как только ты сделаешь, сможешь пойти гулять (играть, в кино, в гости)». Без уважительной причины не выполняйте за них обязанности, даже усталость такой не является, только болезнь. Ребёнок четко должен усвоить, что никто его обязанности не выполнит, – отмечает специалист.

Родители не любят свою работу. Нужно ли говорить об этом детям

Во время беседы с психологом мы поинтересовались, насколько важен опыт родителей и нужно ли говорить детям, что папа и мама не любят работу. Не случится ли так, что ребята перенесут негативный опыт в свою жизнь.

  – Признание родителей в том, что у них тяжёлая работа могут мотивировать ребёнка помогать маме и папе дома. Если родители много работают, но счастливы и удовлетворены результатами труда и его оплатой, то разделение с ребёнком ответственности в рамках семьи поможет чаду чувствовать себя значимым, – говорит Лана Куликова.

Если же родители подробно и со вкусом описывают свои страдания на работе или ненависть к начальнику, то здесь есть риск формирования у ребёнка установки «быть продавцом = страдать». 

Почему подросткам важно трудиться и нужна ли им работа на лето

Работу на лето чаще всего ищут школьники до 18 лет, которые не хотят впустую прогулять летние деньки и стремятся подзаработать на что-то из своего wish-листа. Законодательство РБ поощряет это стремление и разрешает работать подросткам с 16 лет без письменного разрешения родителей. Чтобы работать в возрасте 14-15 лет, необходимо письменное разрешение одного из родителей. Согласно белорусскому законодательству, дети старшего школьного возраста могут работать до 23 (14−16 лет) и 35 (16−18 лет) часов в неделю и должны оформляться официально.

– Желание подростка подрабатывать можно лишь приветствовать, но важно, чтобы сам он чётко понимал, зачем ему это нужно, что именно он способен делать и какие проблемы ему придётся решать, – рассуждает Лана Куликова.

Ребята не всегда понимают, с какими трудностями им придется столкнуться. Родителям стоит обсудить намерения любимых чад, задав им следующие вопросы:

  1. Уверен ли ты, что подработка не будет мешать учёбе?

Чаще всего подростки подрабатывают в летние каникулы, но нередко они хотят трудиться и в течение учебного года.

  1. Зачем ты хочешь подрабатывать?

Чаще всего мотивация тут прагматическая: заработать. Тем не менее, нематериальная польза от подработки может многократно превышать денежную. Это, например, обретение начальных навыков в профессии. Это опыт деловых отношений со взрослыми. Это опыт самоорганизации, управления своим временем. Это полезные знакомства, которые могут пригодиться уже после окончания школы. Подросток не всегда видит эти «долгоиграющие» плюсы, поэтому родителям надо акцентировать на них внимание.

  1. Какие условия работы приемлемы, какие – нет?

Речь идёт о том, сколько времени будет занимать работа, как рано придется утром вставать, как далеко ехать, как это будет оплачиваться, с каким начальником подросток может сработаться, а с каким нет.

1

ФПБ

Читать дальше