Леонид Шварцман: Уши Чебурашки — это флаги его личности

О Шварцмане я впервые услышал от Сергея Михалкова. Совсем молодым журналистом я брал у него интервью, он по обыкновению стал рассказывать, что Эдуард Успенский – злобный кляузник, я возмутился: как же, ведь он придумал Чебурашку!

– Ч-чебурашку? – переспросил Михалков. – Чебурашку придумал художник Шварцман, к твоему сведению!

Потом я узнал, что этот же мультипликатор Шварцман придумал облик Удава, Мартышки, Слоненка и Попугая, изобретенных Остером. Потом – что он же был художником-постановщиком первого и едва ли не лучшего советского полнометражного мульта «Снежная королева». Потом – что он учитель Норштейна, хотя везде называет себя его учеником. И наконец, знаменитая акварелистка Ира Литманович на презентации ее выставки «Москва. Зона любви и турбулентности» – там очень сильные картинки про московские события этого лета – мне рассказала, что Шварцман жив и активен.

– Сколько же ему?

– 99.

– И его можно увидеть?

– Не только его, но даже первый эскиз Чебурашки. В этом году мультикам про Чебурашку 50 лет, ты в курсе?

Ну и как-то так получилось, что после нескольких звонков от мэтров мировой мультипликации классик и гений Шварцман согласился меня принять, и мы к нему приехали. 99 лет ему дать сложно, ни тебе старческой глухоты, ни медлительности, да и трость скорее декоративная.

«Сами справляемся!»

— Михаил Друян — помните такого? — мне рассказывал, что папа римский прислал ему благодарность за глубокий гуманизм советской мультипликации…

— Михал Захарыча-то? Кто ж его не помнит. Ведущий оператор наш. Только не ему одному, а «Союзмультфильму» в целом. В самом деле, римский папа, кажется, кто-то из Пиев…

— Нет, Иоанн Павел II.

— Ну, тем более прекрасно. Да, назвал советскую мультипликацию лучшим средством воспитания христианских чувств.

— И вот я пытаюсь понять: как же это Советский Союз, довольно страшная страна, делал самые добрые мультики в мире?

— Ну, я же не философ. Я мультипликатор, немного иллюстратор, просто очень старый, понимаете… Но если в самом деле отвечать на ваш вопрос: почему вас не смущает, как это все вообще уживается в человеке? Не только в Советском Союзе, а в отдельном человеческом разуме? Я плохой атеист, колеблющийся, и все-таки я воспитан в концепциях французского Просвещения, и вот вместе с этими замечательными людьми я полагаю, что не Бог создал человека, а наоборот. Это довольно наглядно: у буддийского Бога черты индийского национального характера, у еврейского Яхве — еврейские, у Аллаха — арабские, все по образу и подобию. И этот же человек, создавший Бога и наделивший Его абсолютной мудростью, выдумывает пещерные суеверия, казарменные порядки, он же выдумал и осуществил кошмары двадцатого века — как это все вместить в одну черепную коробку? Привыкши к такому разносу полюсов, уж как-нибудь мы совместим в отдельно взятой стране марксизм-ленинизм и советские мультфильмы. Тем более что это неплохо сочеталось: в семьдесят третьем году был мультфильм «Аврора», ради которого я строил самую масштабную в своей жизни декорацию — весь этот большой крейсер; нас специально в Ленинград командировали подробно его осматривать, видел я ту самую пушечку, отстрелившую начало новой эры, и картинки к тому фильму мне до сих пор нравятся — такие стилизации под гравюру, хотя все это просто черная бумага плюс белила. И странным образом тоже мультфильм получился необыкновенно грустный — может, благодаря песне Шаинского про «Аврору»…

— Точно! Там когда мальчик в конце ее поет — полное чувство, что он милостыню просит.

— Ну, действительно в последние свои годы советская мифология имела довольно жалобный и даже старческий вид. И «Аврору» в том фильме было жалко.

— Но ведь согласитесь, был контраст — советские мультфильмы и та жизнь, к которой нас всех, как оказалось, готовили… все эти зайчики-ежики — и поздний СССР…

— Так ведь не к этому готовили. Была вечная советская идея Светлого Будущего, которое все отодвигалось, и детей готовили к жизни в идеальном мире. В коммунизм, может, и не верили, но в лучшую жизнь верят до сих пор. В пятидесятые, когда расцвела мультипликация, все это было особенно актуально.

— Вот вы наверняка много думали над этим вопросом: зачем евреи в России?

— Я бы его тоже расширил: зачем евреи вообще? Древний народ, умудренный многовековыми преследованиями. Наверное, людям кажется, что преследовать — это лучший способ умудрять. Про это есть хороший анекдот: у армянского радио спрашивают: почему в Армении нет евреев? Они отвечают: сами справляемся.

«Руки дрожат — это не имитируется»

— Вам не кажется, что компьютер, в общем, спас это ремесло? Потому что тысяча рисунков на десять минут — это некоторый перебор…

— Больше! Одна фаза — персонаж руку поднял — это до двадцати рисунков, и фазовщики — это огромный цех. Приходили молодые художники, большей частью девушки, и рисовали — на полнометражный мультфильм уходило три с половиной года, столько делали «Снежную королеву». Но ничего не поделаешь, это такое ремесло — как златошвейное, как кружевное… Не может машина. Я бы компьютеру доверял только раскрашивать, и то не все. Компьютерная анимация быстрее, дешевле, но уходит что-то трудновыразимое. Это, понимаете, вот когда у меня стали руки дрожать, в рисунке появилась такая дрожащая линия. И это оказалось довольно эффектно, многие даже подражать стали, но как-то у них не получалось. Как ты будешь подражать возрасту? Так и здесь — живая ручная работа странным образом передает энергию художника, личность его, и при всем уважении к пиксаровским, допустим, фильмам — это другой жанр.

— Какая техника вам кажется самой сложной?

— Вероятно, технически самое сложное — то, что делает Александр Петров, что принесло ему «Оскара»: живопись по стеклу. Это потрясающее впечатление и тончайшая работа. Очень перспективная вещь — перекладка, это техника, в которой Норштейн делает «Шинель». Он ее делает несколько десятилетий, отвлекаясь на множество дел, потому что он всем нужен, но, я уверен, закончит. Перекладка оказалась идеальной для передачи мимики персонажа, этого больше никак не сделаешь.

leonid-shvarcman-ushi-cheburashki-eto-flagi-ego-lichnosti

— А вы можете сказать, что понимаете «Сказку сказок»?

— До конца? Нет. А зачем ее понимать? Мультипликация — это вообще экранизация не до конца понятных вещей. Хотя я у Норштейна все равно больше всего люблю «Ежика».

— А я — «Цаплю и журавля».

— Ну, это вообще почти Чехов.

— Вам не кажется — вот я у вас над столом вижу Булгакова, — что идеальной экранизацией «Мастера и Маргариты» мог бы стать мультфильм? По крайней мере это решило бы проблему с котом.

— Не представляю, кто бы потянул такой мультфильм, но вообще — да, пожалуй. Наверное, в смешанной технике, потому что Москву надо делать в одной манере, мрачной и несколько гротескной, а Ершалаим — в другой. Но обычная экранизация маловероятна, тут действительно нужен художник, причем редкого класса.

«Чебурашка — вероятно, обезьянка»

— Вы помните, как придумали Чебурашку?

— Чебурашка, можно сказать, рождался в муках: всех персонажей уже нарисовали, а он не получался. Весь подготовительный период — полгода — ушел в основном на него. Вообще у этого мультфильма долгая история: Роман Качанов — замечательный такой гигант, тогда молодой режиссер — решил подружиться с Аджубеем. Ему казалось, что участие человека столь влиятельного подтолкнет мультипликацию вперед, и заказал ему сценарий. Сценарий у него получился так себе — африканская сказка «Соперники» с элементами футбола, — но дружить с Качановым они продолжали, даже когда Хрущев и соответственно Аджубей уже лишились власти. Качанов пришел в гости и увидел, что дети Аджубея с хохотом читают какую-то книжку: его заинтересовала история, и он решил эту сказку снимать. Но Чебурашка тогда еще нынешнего вида не имел: его рисовали в виде обезьянки такой, что ли… Когда я за него взялся, он и был такой обезьянкой, и уши были на макушке, самые тривиальные, а сзади длинный хвост. Но как-то по ходу работы они все увеличивались и съезжали вниз, пока не образовались эти локаторы. А хвост, напротив, все убывал, пока совсем не втянулся.

— Какое он животное? Внешне похож на лемура, лори…

— Он не животное. Он идеальное представление о добром ребенке, ищущем друга.

— Ваша Шапокляк была, конечно, революцией в советском отношении к старости. Стариков всегда изображали с умилением…

— Ну, тут все просто: главной деталью облика оказался нос, который она все время сует не в свое дело. Она не такая плохая старуха, кстати. Я думаю даже, она отчасти примирила многих детей со стариками. Приятней же любить старуху хулиганствующую, чем назидательную, которая всех учит жить…

— Но крокодил, как хотите, идеализирован. Вы вообще наблюдали крокодила?

— В зоопарке? Нет, зачем? Я вообще к прямому наблюдению, в зоопарке, прибегал единственный раз в жизни, когда делал Удава для Остера. Там с остальными было в принципе все понятно, прежде всего со Слоненком, которого Козаков так по-пастернаковски озвучил. Но Удав мне был непонятен — как его очеловечить? Тем более что я змей, признаться, терпеть не могу, на грани фобии, им приписывают какую-то исключительную мудрость, но верится с трудом. И я часами смотрел на этого питона, пытаясь понять: что в нем хорошего? Пока не придумал ему удивленные бровки домиком, и после этого он стал привлекателен. Ливанов тоже с ним мучился, какие только голоса для него не выдумывал, пока Уфимцев, режиссер, не сказал ему: говори своим, ничего более удавского все равно придумать невозможно.

— Как вы, серьезный художник, с такой графикой отличной, пошли в мультипликацию?

— Как большинство советских людей: посмотрел «Бемби». Ну и понял, что хочу делать вот такое.

— Как вы думаете, потенциально всякий хороший художник способен этим заниматься?

— Прежде всего хороший график, предпочтительно шаржист. Сам-то я больше всего люблю живопись: графика, в общем, дело нехитрое. А вот колорит — это надо, чтобы цвет с цветом разговаривал, чтобы Бог поцеловал. Величайший живописец в мире был Рембрандт, я думаю, Рафаэль по сравнению с ним — холодный украшатель… У Рембрандта свет и тень живут, они в трагических отношениях, и ничего трагичней и мучительней «Возвращения блудного сына» я представить не могу. Вот картина, в которой все о человеке, все об участи его: всегда будут рисовать — и ничего к этому не прибавят, к спине этого сына и рукам слепого отца.

«До ещё одной революции я надеюсь не дожить»

— Как вам кажется, кто сделал больше всего — из наших — для превращения мультипликации в серьезное искусство?

— Безоговорочно — Хитрук. Взрослая мультипликация началась с «Истории одного преступления». До этого, как выражались на профессиональном жаргоне, мы делали кино для серунов. С Хитрука началось искусство, временами довольно авангардное. Притом что детское кино он умел делать виртуозно — в «Снежной королеве», скажем, он рисовал всю линию Оле-Лукойе, и человечек с зонтиком получился у него чудесно. Но в собственных картинах он от этой традиции отошел — и Винни Пуха, например, придумал довольно гротескным. Дети оценили.

— Интересно, вы могли бы сделать фильм про старого Чебурашку?

— Почему же нет… Но в чем эта старость могла бы выражаться? Мордочка сморщилась, он бы, возможно, ссутулился… Неизменными остались бы уши. Они бы не поникли, нет. Эти уши — как души. Два флага его души.

— Вы дружили с Успенским?

— Нет. В нашу работу он почти не вмешивался — и правильно делал: есть авторы, которые постоянно ходят в цеха и следят за всеми этапами изготовления куклы, а он был у нас, может, раз или два. Успенский был человек бесконечно талантливый, но по сути своей это был так и не выросший ребенок, что для литературы очень хорошо, особенно для детской, а для жизни трудновато переносится окружающими.

— Ваше поколение дало не-обыкновенно много талантливых людей, справилось с титаническими задачами — как оно получилось таким?

— Поколение действительно потрясающее, сейчас почти уже несуществующее и потому легендарное, а получилось оно таким потому, что воспитывалось сразу после революции. Оно сформировалось на великом переломе, власть еще не окаменела и не одряхлела, у ее сторонников был не только карьеризм, не только жестокость, а еще и некоторый идеализм, и энтузиазм, и новизна. Это все как-то влияло, был какой-то грозовой кислород в атмосфере — который потом постепенно вытеснялся.

— Может, еще одна революция добавила бы кислорода?

— До еще одной революции я надеюсь все-таки не дожить. Поистине, не дай бог жить в эпоху перемен. Да и какая идея может сейчас вдохновлять революцию? Боюсь, в нынешние времена все перемены могут осуществляться только мирно, иначе последствия будут катастрофическими.

— Но согласитесь, СССР был посложнее и поинтереснее нынешних времен?

— Он был поорганичней, так бы я сказал. Естественней. Вот это соединение народов в союз — это все-таки лучше, чем когда все те же народы приезжают в Россию на заработки. Помните, Маршак повторял: для детей надо писать, как для взрослых, только лучше? Ну вот, сейчас почти все то же самое, только хуже.

leonid-shvarcman-ushi-cheburashki-eto-flagi-ego-lichnosti-2

— Есть у вас рецепт долголетия?

— А оно вам нужно? Это непросто, и знаменитое пожелание «До ста двадцати!» — оно ненамного лучше, чем проклятие «Чтоб ты жил во времена перемен». Больше увидишь — но не факт, что увидишь хорошее. Больше узнаешь — но не факт, что это тебя обрадует. Вообще единственный способ как-то не слишком портиться с годами — это про них не вспоминать.

— Вы и к столетию не готовитесь?

— К чему не готовлюсь? Даже не говорите мне об этом. Я о нем и не думаю. Еще чего. Боже упаси! Нас только то и спасало, что мы в этом жанре были люди без возраста. Рисовали детские картинки, лепили куклы — ну и выпали из всех категорий… И все это без помощи компьютера. Компьютера у меня и сейчас нет, тоже фактор долголетия — я не читаю всего этого, что там у вас пишут…

— Может быть, власть нам как раз и подарит долголетие — отберет интернет, перестанем огорчаться…

Собеседник

Поделиться

Читайте также

За 6 месяцев текущего года в организации здравоохранения г. Бобруйска по поводу присасывания клещей обратилось 259 человек, из них детей до 18 лет – 131 человек (в прошлом году 251 человек, из них 97 дети).

Наибольшее число обращений зарегистрировано в июне 2020 года – 144 человек, из них 74 дети (в июне прошлого года 116 человек, из них детей- 43 человека).

За это же время зарегистрировано два случая болезни  Лайма.

Присасывание клещей происходит на территории лесных массивов, дачных участках, а также в самом Бобруйске (в лесопосадках, в районе реки Березина, придомовых территориях).

Меры предосторожности

  1. Отправляясь в лес, необходимо надевать  головной убор, плотную гладкую одежду с манжетами, лучше светлую, брюки заправлять в носки.
  2. Использовать репелленты (средства, отпугивающие клещей).
  3. По возвращении из леса, дачи необходимо осмотреть себя. В случае присасывания клеща нужно немедленно его удалить, ранку обработать йодом, спиртом. Обязательно обратиться в медицинское учреждение для назначения профилактического лечения.

Берегите и своих четвероногих друзей, присасывание клеща для них может быть не менее опасным.

Своевременно проводите покос сорной растительности, удаление сухостоя на дачных участках и частных домовладениях, чтобы не создавать инкубатор для кровососов.

Надеемся, что эти меры предосторожности помогут Вам сохранить здоровье.

1

Центр гигиены и эпидемиологии Бобруйска

Читать дальше

День города отметили в понедельник в Бобруйске. Накануне здесь ввели масочный режим. Корреспондент Sputnik Юлия Балакирева прогулялась по городу и посмотрела, что подготовили для горожан.

На свежем воздухе

Городские власти поступили с Днём города мудро. Праздник решили не отменять, тем самым почтив память погибших солдат во время Великой Отечественной войны. Ведь именно 29 июня город был освобождён от захватчиков.

vozdushnye-zmei-i-kacheli-kak-bobruisk-otmetil-den-goroda

С другой стороны, праздник не стали переносить на выходные, а провели его в понедельник, когда многие на работе. Так удалось избежать большого скопления людей. Всё же время сейчас непростое: весь мир охватил опасный коронавирус, а в самом Бобруйске накануне ввели масочный режим.

Праздник начался с торжественной части. Были возложены цветы к памятникам и местам захоронений времен Великой Отечественной. В городе открылась первая подстанция скорой помощи.

Основные гулянья прошли в городском парке. К вечеру здесь начался концерт, на котором выступили местные исполнители. Кстати, стулья для зрителей расставили с учётом дистанции, несмотря на то что праздник проходил на свежем воздухе.

Концерт в режиме онлайн

К вечеру в парк начал подтягиваться народ, а днём здесь было немноголюдно. Главными посетителями стали дети, которых сопровождали мамы и папы, бабушки и дедушки.

 

По случаю праздника на аттракционы действовали скидки. Детвора веселилась от души: бегала по парку, купалась в местном фонтане. В общем, наслаждалась летом.

Для детей устроили ещё один праздник – фестиваль воздушных змеев, который прошёл возле Ледового дворца.

Впервые за долгое время в Бобруйске не было фейерверка. Зато появились мероприятия в новом формате. Например, во Дворце искусств прошёл концерт без зрителей: посмотреть его можно было онлайн. В таком же формате показал спектакль городской театр.

Работали летние террасы, правда, днём здесь было тихо. Несмотря на праздник, город продолжал решать насущные проблемы: рабочие укладывали асфальт и приводили в порядок клумбы.

Мнение людей

А что о празднике думают сами горожане? Самое время спросить у них.

«Спокойно относимся к такому формату – зачем рисковать людям. Мы так понимаем, что это вынужденная мера. Конечно, с грустью к этому относимся. Потому что у нас прекрасный День города проходил прежде. Мы живём в центре, а там были и город мастеров, и различные подворья. Очень нравилась кухня от директоров предприятий», – ответили горожане.

Но есть и ложка дегтя: несмотря на масочный режим, который начал действовать в Бобруйске с 19 июня, почти все жители города масок не носят.

1

Читать дальше

За строительством новенького детсада бобруйчанка Ольга Русецкая наблюдает прямо из окон квартиры, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.

Режим «инспектора» включён. Здесь всё объяснимо. Вопрос с садиком для мамы двоих малышей, как и для сотен других родителей 7-го микрорайона, уж очень актуален. Эта часть города активно застраивается многоэтажками. А среди новосёлов немало и многодетных семей.

Ольга Русецкая, жительница Бобруйска:

- Ой, наблюдаем. Нас неделю не было, муж говорит – уже третий этаж строят, нам аж весело. Хочется, скорей бы. Работают они усердно. Что дождь, что жара – они работают. Надеюсь, в ближайшее время мы попадем сюда.

muzh-govorit-uzhe-tretii-etazh-stroyat-nam-azh-veselo-v-bobruiske-stroyat-sadik-analogov-kotoromu-net-v-gorode-1

Садик, аналогов которому в Бобруйске нет, рассчитан на 240 мест. Здесь обустроят комнаты для детей, уличные площадки для игр. Будет и бассейн – о таком люди уже постарше в своём детстве только могли мечтать.

muzh-govorit-uzhe-tretii-etazh-stroyat-nam-azh-veselo-v-bobruiske-stroyat-sadik-analogov-kotoromu-net-v-gorode-2

Сергей Власик, директор Бобруйского завода крупнопанельного домостроения:

- Мы понимаем, что микрорайон молодой, бурными темпами развивается. Есть сегодня большая необходимость. Потому мы стараемся завершить этот объект к 7 ноября.

muzh-govorit-uzhe-tretii-etazh-stroyat-nam-azh-veselo-v-bobruiske-stroyat-sadik-analogov-kotoromu-net-v-gorode-3

muzh-govorit-uzhe-tretii-etazh-stroyat-nam-azh-veselo-v-bobruiske-stroyat-sadik-analogov-kotoromu-net-v-gorode-4

 

Но смотрят в Бобруйске и гораздо дальше. Ещё два детсада появятся в этом микрорайоне. Дело нужное. Да и для города, как и всей страны, социальная направленность в работе всегда в приоритете.

Елена Лисица, начальник управления по образованию Бобруйского горисполкома:

- Социальная политика нашего города направлена на то, чтобы в динамично развивающихся новых микрорайонах было как можно больше социальных объектов. 7-й микрорайон не стал исключением. В настоящее время там ведётся строительство дошкольного учреждения образования, которое откроет свои двери в ближайшее время.

muzh-govorit-uzhe-tretii-etazh-stroyat-nam-azh-veselo-v-bobruiske-stroyat-sadik-analogov-kotoromu-net-v-gorode-5

Читать дальше