Как и зачем говорить с ребёнком об общественной жизни (спойлер: помогут мультфильмы)

Родителям часто кажется, будто детям ещё рано знать всё об окружающем мире: ну разве пятилетке объяснишь, как работают банки, зачем папа взял ипотеку или что такое бабушкина пенсия? Но на самом деле знакомить детей с жизнью общества и страны не менее важно, чем показать все виды птиц и полевых цветов: это такая же часть полноценного развития. Рассказываем, зачем ещё нужны «уроки обществознания» и как провести их для малышей и школьников без нудных лекций и сложных терминов.

Зачем ребёнку знать об обществе и стране?

Дети с ранних лет отчётливо понимают разницу между «моим» и «чужим». Они видят, что существуют правила поведения в семье, детском саду — а потом и в школе — по сути, это и есть знакомство с обществом. Если начать знакомить со «взрослыми» понятиями ещё до школы, это поможет ребёнку:

  • понимать, как действительно устроено наше общество и почему важно участвовать в его жизни,
  • знать свои права и уметь отстаивать их,
  • уважать интересы других,
  • уберечься от мошенников.

Ребёнку, который ничего не знает о форме государственного устройства своей страны, налогах, социальных службах и других важных вещах, будет сложнее встроиться в общество. Он рискует вырасти тем самым Незнайкой на Луне, который не понимает, откуда и почему берутся фертинги и сантики и какие возможности и ограничения есть в его стране.

Неужели об этом можно говорить с малышами?

Конечно, есть вещи, которые не стоит обсуждать в раннем возрасте. Но дошкольникам в рамках семейного «обществоведения» можно рассказать о волонтёрах поисковых отрядов, некоммерческих организациях по защите природы, субботниках в парках. Малышам полезны и разговоры на более сложные темы, например о расизме — в этом уверены эксперты британской компании EqualiTeach. Клинический психолог Юлия Ларионова считает, что даже глобальные изменения в жизни страны важно объяснить ребёнку:

Информация от взрослых, какие именно события произошли на уровне семьи, города, страны и мира, — очень важна, это уменьшает напряжение детей. Ребёнок хочет понимать, что происходит, а если не может, то выключается: заболевает или «выдает» буйное поведение и нежелание учиться. Это характерно для старших дошкольников и младших школьников, такое поведение возникает у детей, которые не справляются с самостоятельным проживанием эмоций и новых ситуаций. Они нуждаются в новых словах, понятиях и героях. И новые слова берутся от того, кто знает больше и может действовать шире, — от взрослого. А примером может стать книжный или мультяшный персонаж.

 

Перепись поможет рассказать об участии в жизни страны

Перепись населения — чем не повод начать разговор об обществе с ребёнком? Объяснить ему, что это такое и почему участие каждого важно для нашего будущего, поможет российский мультсериал «Приключения Випина». Птичка Випин, которую специальное жюри сделало талисманом Всероссийской переписи населения, готовится провести перепись на своём родном дереве. Уже вышли пять серий, в которых остроумно и интересно рассказывается о первой в российской истории цифровой переписи населения.

Простая яркая графика, понятный короткий сюжет — за две минуты одной серии ребёнок узнает:

  • почему перепись населения нужна и важна, как она проходит,
  • что такое искусственный интеллект и как он всех посчитает,
  • как понять слова «миграция» или «иждивенец».

Весь мультсериал про Випина можно посмотреть меньше чем за 10 минут

Забавный Випин учится делить пирог (как правильно — по красоте, уму, потребностям или справедливости?), в лицах показывает возможные диалоги при встрече переписчика с жителями города — строгой учительницей, глуховатой бабушкой, веселым подростком и футбольным болельщиком.

Научиться жизни в обществе можно у сказочных персонажей

Ещё в XX в литературе и мультфильмах для детей было много положительных, активных героев. Мальчиш-Кибальчиш, герои Носова, Чуковского, Маршака, Михалкова и Барто — все они были неравнодушными жителями своего города и страны (пускай иногда и фантастической). Дядя Стёпа служил примером того, как должен себя вести настоящий милиционер и спортсмен, Незнайка вместе со своими друзьями меняли общество на Луне, а Чиполлино — в огородном государстве. Кот Леопольд учит мышей делать добрые дела и «жить дружно» — так можно рассказать ребёнку о волонтёрах и важных принципах, которые должны быть в основе общества.

В зарубежной мультипликации об общественной жизни тоже рассказывали. В мультфильмах Диснея дядя Скрудж учит не только копить деньги, но и уважать законы страны. Питер Пэн отлично понимает, в чём разница между реальным миром и Страной Нетинебудет, и действует по её правилам.

И в современных мультфильмах принято говорить не только о приключениях и любви, но и о гражданской позиции: в «Короле Льве» Симба борется за власть с завистливым и жестоким дядей и возвращает прайду процветание. А Эльза из «Холодного сердца» делает всё для блага своего народа и готова пожертвовать своей жизнью, чтобы сохранить мир. Думаете, для ребёнка это только интересный сюжет? На самом деле даже второстепенные персонажи таких мультфильмов:

  • воспитывают гражданскую позицию,
  • учат быть храбрыми и добрыми,
  • дают понять, как поступок каждого отразится на жизни страны в будущем.

1

Chips-Journal.ru

Фото: Мелисса Ньюбери

Поделиться

Читайте также

Министр труда и социальной защиты Ирина Костевич в интервью телеканалу ОНТ рассказала о перспективах введения в Беларуси электронных трудовых книжек, сообщает БЕЛТА.

По ее словам, электронный учет трудовой деятельности, прежде всего, хорош для человека, потому что он позволяет сохранить всю информацию. Ведь в данном случае «чернила не выгорают, а бумага не затирается», - привела аналогию с бумажной трудовой министр.

«Второй момент: мы обезопасим человека от недобросовестного нанимателя», - продолжила Ирина Костевич. Она пояснила, что бывают случаи, когда при формировании пенсионных прав не удается найти какие-то документы о трудовой деятельности человека.

Для нанимателя это тоже очень важный положительный шаг, считают в Минтруда, поскольку упрощается ведение документооборота.

Министр отметила: «Мы сделали первый шаг в 2003 году, второй, на мой взгляд, очень большой шаг мы сделали в прошлом, 2018 году, когда было принято постановление правительства о внесении изменений в персонифицированный учет. Что он дал? Мы расширили поля, которые есть для заполнения в трудовой книжке. Это еще один шаг к автоматизации этого учета. Теперь мы будем иметь наименование профессий, должностей служащих и при этом эти наименования будут оцифрованы. Появится такая информация, как работа по совместительству, перевод с одной должности на другую. Эта информация в октябре текущего года уже придет в персонифицированный учет».

Читать дальше

В Беларуси с октября стартует период вакцинации от гриппа. Об этом журналистам Mlyn.by рассказала заместитель начальника отдела гигиены, эпидемиологии и профилактики Министерства здравоохранения Инна Карабан.

Представитель министерства отметила, что состав вакцин остался прежним. Бесплатно за счет государства можно воспользоваться вакциной «Гриппол плюс» производства Российской Федерации. В Беларусь поставят примерно полтора миллиона ее доз. Эта вакцина трехвалентная. В следующем году специалисты рассмотрят возможность закупки более эффективной тетравакцины.

— Осенью мы традиционно продолжаем вакцинацию от гриппа, — рассказала Инна Карабан. — Она начнется с октября. Иммунизацию пройдут около 40% белорусов — это примерно 3,7 млн человек.

Препаратами «Ваксигрип», «Ваксигрип-тетра» (обе — Франция), а также «Инфлювак» (Нидерланды) можно вакцинироваться на платной основе. Стоимость прививки составит от 10 до 18 рублей. Сейчас вакцины проходят вводный лабораторный контроль.

— Завершить период вакцинации планируется до начала зимы. Всплеск заболеваемости гриппом прогнозируется на январь — февраль. Если говорить в целом, сейчас ситуация по гриппу и ОРВИ находится в пределах нормы, — подытожила Инна Карабан.

Читать дальше

Дважды Александр Тучкин выигрывал Олимпийские игры в составе сборной. Сначала в команде СССР, а затем — России. Причём между этими победами прошло 12 лет! И ещё один раз он примерил бронзовую медаль Олимпиады.

Предлагаем вашему вниманию отрывок из интервью с двукратным олимпийским чемпионом Александром Аркадьевичем Тучкиным.

Лёгкая атлетика присутствует в подготовке гандболистов? Сколько вы набегали за время своей спортивной карьеры?

— Я никогда не занимался статистикой. Сколько я набегал? Ну, наверное, много. Если взять Советский Союз и представить, что из 365 дней в году ты 250 дней тренируешься, — то, конечно, много.

Лёгкая атлетика — это одна из составляющих тренировок?

— Лёгкая атлетика присутствует во всех игровых видах спорта! Во-первых, все игровики бегают кроссы. Во-вторых, в гандболе большое внимание уделяется рывкам. Это тот же спринт. У нас рывки более короткие — 20-30-40 метров. Через барьеры мы прыгали. Гладкий бег бегали. Лёгкая атлетика присутствует всегда!

Существует легенда, что вас в гандбол привели чуть ли не с рынка, где вы работали мясником...

— Да нет, скорее молочником. История такая. Я окончил среднюю школу в городе Бобруйске. После школы поехал поступать в военное училище, потому что отец у меня был военным. В военное училище я не поступил, вернулся в город и стал работать оператором аппарата «Тетрапак» на бобруйском гормолзаводе, который, если помнишь, паковал молоко в треугольные пакеты. Проработал я там месяца четыре. Мы жили в военном городке Киселевичи, и я каждый вечер ходил с солдатами в спортзал. Бегали, играли, гири поднимали. Туда случайно зашёл человек, который отвечал за спорт в Белорусском военном округе, и тихо-спокойно предложил мне играть в гандбол.

odin-iz-luchshikh-levorukikh-mirovogo-gandbola-nachinal-v-bobruiske-1

Понравилось, затянуло?

— Дело в том, что я не знал вообще, что такое гандбол! Мне было без разницы, чем заниматься. Я посчитал, что лучше заниматься спортом, чем работать на заводе. Мне было 17 лет, и я стал заниматься гандболом. Понравилось или не понравилось? Наверное, понравилось, раз так надолго остался в гандболе. Определяющим фактором здесь было то, что отец как-то сказал мне: «Мимо спорта ты не пройдёшь». Я думал: «Ну какой спорт? Мне уже много лет, надо было с детства заниматься!». А видишь, как жизнь повернулась! Мимо спорта я не прошёл. И немножко кое-чего добился даже.

Тяжело в 17 лет начинать спортивную карьеру. Как организм привыкал к новым нагрузкам?

— Как-то привыкал! Видимо, в то время мы были более подготовлены. Если бы тогда были гаджеты, как сейчас, у нас не было бы таких результатов. Мы сейчас сетуем, что становится всё меньше и меньше спортсменов. Это естественный процесс: дети 24 часа в сутки сидят в гаджетах. А мы были на улице! Мы были постоянно в движении. Конечно, свою роль сыграло то, что я попал в команду, где играли чемпионы!

Дома мне всегда говорили: «Если ты что-то делаешь, делай это хорошо или не делай совсем!». Конечно, все мои ровесники были подготовлены гораздо лучше меня. Поэтому мне приходилось догонять, работать больше всех. Но как-то на подсознании я понял, что мне не надо ничего особо делать, а только лучше всех бросать. Для того чтобы лучше всех бросать, надо бросать! Можно делать всевозможные упражнения, можно укреплять плечевой пояс, спину, руку. Но прежде всего — нужно бросать, бросать, бросать! Наш организм, наша мышечная память — как автомат. В сложный игровой момент психика отказывает, нервы на пределе, а рука за счёт количества повторений делает то, что привыкла. Ты на неё своим страхом не можешь повлиять!

Все волнуются! Ну что такое финал Олимпийских игр?! Я не знаю ни одного человека, который бы не волновался! Но человека, который делал упражнение на много тысяч раз больше, чем другие, волнение не будет интересовать! Он будет работать как автомат! Вот и всё.

Поэтому перед тренировкой, после тренировки я бросал, бросал, бросал. По пустым воротам. Потом количество переросло в качество. Бывало и такое, что я бросал и не попадал. А это были игры европейских чемпионатов, европейских кубков. Тогда тебе пробивали так называемую присягу: ты ложился на стол, и вся команда била тебе тапком по заднице. Долго потом это место было синим, запоминалось надолго! (Смеётся.) Я ни в коем случае не пропагандирую насилие, но запоминается такое надолго. И если ты можешь подобное перенести и в следующий момент бросить — у тебя уже получается.

odin-iz-luchshikh-levorukikh-mirovogo-gandbola-nachinal-v-bobruiske-2

Страх в игровых видах спорта — очень большое дело! Если ты силён и это показываешь, то какой бы хороший ни был защитник, на подсознании он тебя уже боится... И ошибается. Ты должен показать свою силу!

А как её показать?

— Если нападающий отводит взгляд от защитника — он никогда не сможет играть! Это же смешно! Нужно показывать результатом! В середине 80-х годов уже были видеопросмотры. И тогда соперники смотрели: «Ого! Он с 10 метров попадает! Надо бежать туда». А это уже разрыв защиты! Там много нюансов! Человек прежде всего должен понимать, что он делает и для чего делает. Ведь честолюбие, тщеславие заложены в человеке. Если это гармонично развито — то приводит к результату. В противном случае уходит в нарциссизм.

Слава ломает людей! С ней очень сложно справиться, когда ты постоянно на виду, такой вот весь хороший. Как дозировать? Это сложно! Надо понять, для чего ты это делаешь. Вот представь... На трибунах сидит 20 тысяч человек... Ты работаешь по три раза в день, болеешь, блюёшь, тебя бьют... Ради чего? Да ради этого момента! Вышел — и показал, что ты мужик! У нас сейчас часто не так — нет стремления.

А почему?

— Не знаю! Лично я всегда рвался к этому!

Рвались к славе?

— Я рвался показать себя. У меня единственный тренер в мире — Спартак Петрович Миронович. В 1988 году он давал большое интервью на советском телевидении, когда мы уже стали олимпийскими чемпионами. Надо сказать, что у нас были непростые отношения. У двух личностей не может быть однозначных отношений. И он сказал: «Вы знаете, у Тучкина очень поганенький характер. Может быть, именно это ему и помогает. Потому что он всегда хочет быть первым». (Смеётся.) Я никогда не позволял наступать на себя. Ну, может быть, он не сказал «поганенький характер». Сказал, что характер непростой.

odin-iz-luchshikh-levorukikh-mirovogo-gandbola-nachinal-v-bobruiske-3

Олимпийские чемпионы, с которыми я разговаривал, говорили, что после победы на Олимпиаде, наступает опустошение...

— Это расхожая фраза. Я не знаю, кто их этой фразе научил! У меня была радость. Ведь ты к этому стремился, к этому шёл. Какое опустошение? (Смеётся.)

Вторая олимпийская медаль отличается от первой?

— А как ты сам думаешь? Первая медаль — в 24 года, вторая — в 36 лет. Поломали меня очень сильно в 1991 году. Правый голеностоп. 4,5 часа делали операцию. 5 докторов и две книжки были им в помощь. 8 месяцев стояли спицы в ноге, начал тренироваться — нога не работает. Через 1,5 года сделали снова операцию — оказалось, что некроз кости уже пошёл. Её спилили, обратно зашили. В 36 лет, конечно, совсем другая ответственность.

Что скажете юным спортсменам?

— Не надо ставить сразу больших целей. Нужно на каждой тренировке к чему-то стремиться. Надо вбить в себя: «Я хочу быть первым!». Сколько бы лет тебе ни было. У меня дети занимаются плаванием. И уже сейчас стремятся быть первыми. Вот сын у меня тут учудил. По свистку все поплыли вперёд. Он остановился посередине бассейна, все доплыли до другого бортика, поплыли обратно. А он с середины бассейна приплыл первым и кричит: «Я первый!». Вся «Олимпия» смеялась. Но сам факт того, что он хочет выигрывать, радует! Ошибка родителей, когда они говорят, что надо становиться олимпийским чемпионом. Не надо этого 10-летним ребятам. У нас родители собирают копейки, отдают в футбол с мыслями: «Вот начнёт зарабатывать — будет нас содержать». Это дикость какая-то! Когда ребёнок занимается чем-то — это важно. Ребёнок изучает себя. Я всегда за командные виды спорта. Коллективная игра воспитывает жизни в обществе. Вы работаете вместе. Человек один не может.

odin-iz-luchshikh-levorukikh-mirovogo-gandbola-nachinal-v-bobruiske-4

Фото: Константин Долгановский

Звезда

Читать дальше