В мире каждый день происходят самые разные события — от незначительных до тех, которые этот самый мир меняют. Мы не можем делать вид, что всё это нас не касается. Мы взрослые, а значит, так или иначе включены в политические процессы в стране и мире. И мы должны обсуждать это с детьми. Редактор CJ Тамара Высоцкая размышляет о том, почему это, правда, важно.
Наши дети постепенно познают окружающий мир. Сперва они настойчиво облизывают пол в коридоре, потом узнают, что лужи во дворе мокрые, а песок сухой и колется, а потом переходят к изучению огромного мира за пределами своего дома и детской площадки. И лучшее, что мы можем сделать — им в этом помочь.
Из своего детства я мало чего помню о политике — помню, как ходила с родителями на выборы и как мы покупали пирожки в просторном школьном холле. Помню новости по телевизору — там всегда говорили какие-то непонятные слова какие-то неприятные люди. Родители почему-то смотрели их с увлечением, а я ждала, когда новости наконец закончатся, и начнётся что-то поинтереснее.
Читайте также: Опасно для здоровья: какие продукты не стоит покупать даже по скидкам и акциям
В целом за последующие годы моё отношение к политике особо не менялось — она казалась мне скучными, непостижимыми дебрями, которые существовали в какой-то параллельной телевизионной реальности и никак не влияли на мою жизнь. Мне немного стыдно в этом признаваться, но я относительно недавно — несколько лет назад — начала понимать, что политика — это не параллельный мир, а вполне настоящая реальность, которая имеет прямое отношение ко мне, моей семье и моим друзьям.
И как бы мне ни было комфортно в уверенность, что «им там виднее, они всё решат», я поняла, что эта изначально пассивная позиция, в который ты признаёшь себя дураком, и «их там» правыми и всезнающими, как и демонстративная аполитичность, в современном мире уже не работает. И я не хочу, чтобы мой ребёнок рос с этой же позицией, а политика казалась ему чем-то абстрактным и фантастически далёким.
Мне кажется, с детьми важно говорить о политике и об устройстве мира — так же важно, как говорить с ними на другие сложные темы вроде секса или денег. Однако разговор о политике, как и любой другой серьёзный разговор, требует небольшой подготовки от родителей. Я собрала рекомендации психологов, социологов и педагогов о том, как лучше говорить с детьми о политике — и вот, что у меня получилось.
Политика и устройство государства — это сложные темы, а потому не стоит поднимать их с ребёнком, который ещё не до конца разобрался в количестве времен года. Специалисты рекомендуют начинать диалог о политике, когда ребёнок пойдёт в школу, то есть примерно с 6-7 лет. Или же, как в случае с сексом, можно действовать по запросу и реагировать на интерес вашего ребёнка к политическим событиям. Не стоит вдаваться в подробности, детали и термины — адаптируйте информацию на возраст вашего ребёнка.
Вещи, связанные с политикой, нередко кажутся детям скучными — ну серьёзно, где семилетка, а где международные саммиты и цены на нефть? Чтобы познакомить ребёнка с миром политики, не стоит загружать его глобальными вопросами — начните с более простых и понятных тем, например, с устройства муниципальной власти, с того, как происходит процесс выборов, как простые люди могут влиять на политику, и как конкретно политика влияет на людей. Чем проще, понятнее и ближе к дому будут ваши примеры, тем проще ребёнку будет понять, как всё устроено, и перейти к более сложным категориям.
Разговоры о политике — это бескрайний полигон для тренировки критического мышления, поиска нестандартных решений обыденных задач и отработки навыков конфликторазрешения. Обсудите с ребёнком политические проблемы (например, проблемы переработки мусора или вопрос благоустройства придомовой территории) и предложите ему подумать о решении этих проблем. Рассмотрите предложенные варианты, найдите их слабые и сильные места, доработайте их вместе. Относитесь к этому не как к «разговору о политике», а как к отличному интеллектуальному упражнению, которое развивает мышление, а заодно расширяет кругозор ребёнка.
Это не просто в политических вопросах, но крайне важно для развития детей. Говоря о политике, не пытайтесь навязать свою точку зрения — вместо этого предоставьте ребёнку возможность самому во всём разобраться и сформировать собственную оценку происходящего. Так вы научите ребёнка не только анализировать ситуацию, рассматривая её с разных сторон, но и быть более терпимым и толерантным к альтернативным взглядам и ценностям. Большинство политических вопросов нельзя оценить однозначно, а это значит, что мнения людей будут различаться — важно, чтобы ребёнок это увидел и осознал. Говоря о различных взглядах, обращайте внимание ребёнка на ценности, которые за ними стоят — так вы научите его анализировать мотивы других людей и лучше их понимать.
1
В разговорах между собой (или в односторонних беседах с телевизором) родители иногда позволяют себе высказывания в адрес политиков, которые могут быть не совсем понятны детям. Если ребёнок заметил, как вы ругаетесь с выпуском новостей или что-то обсуждаете друг с другом за обеденным столом, постарайтесь объяснить ему, с чем связаны ваши эмоции (неважно, негативные они или позитивные) и почему происходящее для вас важно. Воздержитесь от резко негативных оценочных суждений в присутствии детей.
Политика — это не та вещь, которую можно объяснить на пальцах, а потому вам потребуется подкрепление в виде книг. Вы удивитесь, но немало детских книг поднимают тему политики и государственного устройства и могут стать хорошим подспорьем для того, чтобы обсуждать с детьми важные вопросы.
Читайте также: Как и зачем говорить с ребёнком об общественной жизни (спойлер: помогут мультфильмы)
Навскидку я могу вспомнить «Чиполлино», «Три толстяка», «Незнайку на Луне» и замечательного «Короля Матиуша Первого» Януша Корчака.
Для детей постарше есть «Выборы зверей», «Что такое демократия?» и другие книги из «политической» серии издательства «Самокат».
В мультиках, кстати, тоже можно найти вдохновение для разговоров о политике и государственном устройстве: возьмите, например, «Зверополис» или «Мадагаскар». Сказочные примеры помогут вам пробудить в ребёнке интерес к политике и покажут, что она не обязательно имеет отношение только к скучным дяденькам из телевизора.
Я предвижу под этим текстом много комментариев в духе «Зачем детям политика?» или «Не хватало ещё этим голову ребёнку забивать», и заранее хочу на них ответить. Нравится нам это или нет, но политика напрямую связана с тем, как мы живём сейчас, и как будут жить наши дети в будущем.
В ней не обязательно активно участвовать, не обязательно даже хотеть стать президентом (хотя интересно иногда помечтать — опять-таки помогает развить фантазию), но разбираться и понимать, что откуда берётся и почему происходит — важно. Как показывает практика, знание своих прав и устройства мира во взрослой жизни часто пригождается больше, чем курс школьной алгебры или химии — просто потому, что, в отличие от алгебры, эти знания нужны представителям всех профессий.
А потому давайте уже снимем с политических разговоров табу «непостижимости» и начнём вести их со своими детьми — без давления, оценок и пропаганды. Так, чтобы, став взрослыми, наши дети могли самостоятельно принимать решения, мыслить критически и выбирать то, что будет лучше для них.
Давненько в чемпионате страны среди мужчин интрига перед последним туром не была так лихо закручена. Как чемпионом, так и призёрами могли стать сразу несколько шахматистов. В результате 4 спортсмена набрали по 7,5 очков. Именно они и поделили 2-5 места. Вторым стал Денис Лазовик, третьим – Алексей Фёдоров, четвёртым – Кирилл Ступак, пятым – Вячеслав Зарубицкий. Чемпионом страны с результатом 8 очков стал Максим Царук.
У девушек бобруйчанка Ксения Зеленцова лишь по дополнительным показателям смогла обойти Варвару Полякову (обе набрали по 7,5 очков). Третье место – у Ксении Норман (5,5 очков).
Читайте также: Бобруйчанка Ксения Зеленцова включена в состав белорусской команды на Всемирную шахматную онлайн-олимпиаду
Зеленцова Ксения 2005 года рождения, WFM, рейтинг ФИДЕ – 1953, участница 2 чемпионатов, чемпионка страны (2020). (Первенство до 20 – 3 место, до 18 лет – 4 место, до 16 – 1 место).
Соревнования в чемпионате страны среди женщин проводятся по круговой системе в один круг при участии 10 спортсменок.
Места участниц определяются по наибольшему количеству набранных очков (за победу в партии – 1 очко, ничья – ½, поражение в партии – 0 очков). В случае равенства очков у двух или нескольких участниц порядок мест определяется с учётом следующих дополнительных показателей:
Победительнице турнира присваивается звание «Чемпионка Республики Беларусь по шахматам 2022 года». Она награждается золотой медалью, дипломом первой степени и призом Министерства спорта и туризма Республики Беларусь.
Ребёнок постоянно сидит в телефоне или компьютере? В фитнес-клубе «Ева» знают, как увлечь его!
ул. Чонгарская, 98 (центр города)
День недели |
Начало занятия |
Инструктор |
Суббота |
10.00 |
Павел Поляков |
Воскресенье |
10.00 |
ул. Чонгарская, 98 (центр города)
День недели |
Начало занятия |
Возраст ребёнка |
Инструктор |
Суббота |
9.45 |
4-5 лет |
Тихонов Александр |
Суббота |
11.00 |
3-4 года |
Шкалаберда Ирина |
Воскресенье |
9.45 |
4-5 лет |
Тихонов Александр |
Воскресенье |
11.00 |
3-4 года |
Есаненко Мария |
Читайте также: Арт-студия театра и кино «Закулисье» объявляет набор бобруйчан от 4 до 16 лет
Место проведения занятия |
День недели |
Начало занятия |
ул. Чонгарская, 98 (центр города) |
Понедельник, среда, пятница |
20.00 |
пр-т Строителей, 58 (ТЦ Спектр) |
Воскресенье |
15.00 |
Место проведения занятия |
День недели |
Начало занятия |
ул. Чонгарская, 98 (центр города) |
Суббота |
13.00 |
пр-т Строителей, 58 (ТЦ Спектр) |
Воскресенье |
12.30 |
Запись обязательна: 233 с мобильного!
Министерством образования определён порядок отбора одарённых детей для обучения в Национальном детском технопарке, пишет pravo.by.
Выбирать одарённых детей для обучения в детском технопарке будут в 9–11 классах. Сроки проведения отбора определит сам технопарк и опубликует их на официальном сайте. Отбирать будет экспертный совет в три этапа:
Для участия в первом этапе отбора учащийся направляет на официальный сайт детского технопарка проект (работу) исследовательского характера в виде отсканированного файла в формате PDF.
Читайте также: В скором будущем в Бобруйске появится технопарк
Участники первого этапа, набравшие наибольшее количество баллов, по результатам рассмотрения представленных проектов допускаются к участию во втором этапе. Но тут есть и исключение. Сразу ко второму туру допускаются:
На втором этапе учащиеся выполняют тестовые задания на определение уровня технического, аналитического и пространственного мышления. Тестовые задания и критерии из оценки разрабатываются специалистами детского технопарка и утверждаются его руководителем. При необходимости к работе на общественных началах могут привлекаться специалисты Республиканского института контроля знаний, специалисты, имеющие достижения в научной, научно-технической и инновационной деятельности.
На третьем этапе школьники проходят собеседование, по результатам которого формируются группы для обучения по соответствующим направлениям.
Ребята, набравшие наибольшую сумму баллов на втором этапе, имеют первоочередное право для зачисления на обучение по выбранному направлению. Иным претендентам может быть предоставлена возможность обучаться по другим направлениям при наличии вакантных мест. Учащиеся зачисляются на свободные места по наибольшему количеству набранных ими баллов.
1
Информация о зачислении в детский технопарк направляется в школы, которые в течение пяти календарных дней должны разработать для отобранных детей индивидуальный учебный план.
Во время обучения в технопарке занятия в школе проходят по следующим предметам: «Беларуская мова», «Беларуская літаратура», «Русский язык», «Русская литература», «Иностранный язык», «Математика», «Всемирная история», «История Беларуси», «Обществоведение», «География», «Биология», «Физика», «Химия».
Постановление вступает в силу после его официального опубликования.
Дополнительно
Планируется, что детский технопарк заработает в начале 2021 года. Порядок отбора учащихся определён Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 30 августа 2019 г. №145 «О деятельности учреждения образования «Национальный детский технопарк».
Фото БЕЛТА носит иллюстративный характер