С выхода фильма «Подкидыш» в 1939 году её допекали фразой «Муля, не нервируй меня!» Эту фразу, которую она сама же экспромтом и придумала на съёмках, Раневская в итоге возненавидела.
Как и фильм, принёсший ей всенародную популярность. Даже Брежнев, в 1970-х гг. вручая ей орден Ленина, прошамкал эту злосчастную «Мулю». «Я не Муля, я Фуфа!» – обычно парировала актриса. Фуфой, Фуфочкой звали её самые близкие – так её прозвал когда-то внук подруги за вечное пыханье папиросой «Беломор» и клубы выпускаемого дыма.
На самом деле Фаина Георгиевна Раневская – Фаина Гиршевна (Григорьевна) Фельдман. Её отец, Гирш Фельдман, был таганрогским миллионером. (Позже в советских анкетах она писала: «Мой отец был небогатый нефтепромышленник».) Особняк в центре города, собственный пароход, на котором в 1917-м вся семья эмигрировала за границу... Вся, кроме Фанни. Крупная, рыжеватая, басовитая, восторженная провинциальная барышня, дочка миллионера мечтала о театре!
Безумное увлечение театром и желание стать актрисой остались в ней несмотря ни на что. Ни на совет отца повнимательнее посмотреть на себя в зеркало. Ни на то, что в театральные школы её не приняли, как она сама говорила, за «некрасивость и неталантливость». Эта нелепая, застенчивая, сентиментально-слезливая девица ещё и заикалась. На сцене и экране этот дефект чудесным образом пропадал.
Читайте также: Факты о девице Миллер – будущей королеве захватывающих преступлений
Много позже Ахматова скажет Раневской: «Вам 11 лет и никогда не будет 12!» Она и впрямь до старости, несмотря на грозный неукротимый нрав и величественность, во многом оставалась ребёнком, коря себя за «бестолковость и забывчивость», за вечное разбазаривание денег, изумляя окружающих тем, как легко ударялась в слёзы, изводя порой невероятными капризами.
Принято говорить, что Раневская мало сыграла. «Пропищала – и только», писала она сама о своём творчестве. 23 роли в кино – и всё эпизоды. Трагическая, по сути, актриса играла комедийные, характерные маленькие роли. Но каждая из них, каждая её реплика, чаще всего придуманная ею самой, впечатывается в память.
Её нелепая влюблённая домработница Маргарита Львовна в «Весне»: «Красота – это страшная сила!»
Её покоряющая даже в своей злобе и коварстве Мачеха в «Золушке»: «Жалко, королевство маловато, разгуляться негде!»
А фразу, тоже ставшую афоризмом: «Я никогда не была красива, но я всегда была чертовски мила!» – в фильме по чеховскому «Человеку в футляре» она придумала и вписала в текст. Потом испугалась собственной наглости и позвонила Книппер-Чеховой с извинениями, но та одобрила эту вполне чеховскую фразу.
Главная драматическая роль у Раневской была всего одна – в «Мечте» у Михаила Ромма в 1941 году. Этот фильм оценили и за границей. Говорят, посмотрев его, великий Теодор Драйзер так впечатлился, что вышел из безнадёжного запоя. Раневская же сниматься в кино не любила: «Это всё равно как вы моетесь в бане, а туда приводят экскурсию».
Читайте также: Маяковский и Яковлева: любовь бессмертна
Те, кто её любил, никогда на неё не обижались. А она, со своим едким, подчас ядовитым остроумием, с убийственными афоризмами, более всего «любила влюбляться в людей» – прежде всего за талант, который чувствовала в других безошибочно: в начинающих Елене Камбуровой (услышав её, тут же написала на радио восторженное письмо), Марине Неёловой («Неёлочке»), сыгравшей лично для Фуфы спектакль на её кухне.
Юрий Завадский, худрук Театра им. Моссовета, где Раневская служила последние годы жизни, сказал ей по поводу её крошечной роли Маньки в «Шторме»: «Вы не могли бы исполнять роль не так ярко? Вы затмеваете остальных!» Раневская подчёркнуто кротко ответила: «Хорошо, если это нужно для дела, я обещаю играть значительно хуже!» Но Завадский её эпизод попросту убрал из спектакля.
Она в разных театрах всё-таки грандиозно сыграла и Вассу Железнову, и Бабуленьку в «Игроке», и Марью Александровну в «Дядюшкином сне», и Фелицату в спектакле «Правда – хорошо…», и Люси в «Дальше – тишина». Но, «переспав с несколькими театрами», по её признанию, «так и не получила удовольствия».
Из режиссёров, с кем работала, ценила Ромма в кино и Таирова в театре. Других же по обыкновению едко высмеивала, пригвождая афоризмами: «уценённый Мейерхольд», «вытянутый лилипут»... Один был у неё «хрен-скиталец», другие – «с грудями во всех местах», «помесь гремучей змеи со степным колокольчиком», «заслуженная мещанка республики», «жуткая дама без собачки».
Да и себя не щадила. Свою кухню с развешенными под потолком трусами называла «мой итальянский дворик». Награды – «похоронными принадлежностями». Внешность – «с моей рожей надо сидеть в погребе и ждать околеванца». Её афоризмы, экспромты передавались из уст в уста, их записывали все кому не лень.
Читайте также: Первая бизнес-мадам вдова Клико
Последние годы в кино ей предлагали лишь эпизоды, в театре 10 лет не было новых ролей. «Раневская – это целая труппа», – писали о ней. Она и сама уверяла, что могла бы сыграть всех, кроме Ленина, просто потому что точно упала бы с броневика. А её всё больше одолевали болезни, мучили утраты, вечная бессонница, недовольство собой («играла чепуху, неловко и стыдно перед публикой»), разочарование в своём театре: «Театр катится в пропасть по коммерческим рельсам».
Так и не встретив «своего» режиссёра, она с горечью называла себя «выкидыш Станиславского». Считала себя «вполне нормальной психопаткой»: «В жизни мне больше всего помешала душа – как хорошо быть бездушной!» И уж «нет большего счастья, чем обладать одной извилиной в мозгу и большим количеством долларов».
В последние годы Фаина Георгиевна страдала от одиночества, которое считала, впрочем, спутником славы и таланта. Семьи не сложилось по многим причинам.
А ведь у неё, язвительной, подчас беспощадно грубой с людьми, было столько нежности, искреннего восхищения, благодарности к тем, кого она любила: к Качалову, Таирову, Орловой, Марецкой, Станиславскому (в юности она как-то с криком «Мальчик мой!» в экстазе погналась за коляской, в которой он ехал), Ахматовой, Твардовскому…
Она жила в квартире со скромной мебелью. (При переезде ей советовали перевозить вещи ночью, чтобы народ не увидел, как она живёт. «Ничего, он поймёт», – ответила Фаина Георгиевна.)
Со множеством любимых фотографий, приколотых к стенам иголками от инъекций, с постоянно незапертой дверью, с обожаемой собакой-уродцем Мальчиком, подобранной на Тверском бульваре с отмороженными лапами. Мучаясь без сна, она слушала классическую музыку по радио, читала Мальчику Пушкина и Верлена по-французски.
А когда засыпала ненадолго, во снах к ней являлись Марк Аврелий, Толстой, Ахматова, любимейший Пушкин. Правда, она рассказывала, что во сне гений сказал ей: «Как ты надоела мне со своей любовью, старая б…!» Что у неё осталось к 85 годам? «Юмор, печаль и любовь к тому, чего уже нет». И грустный итог: «Жизнь кончена, а я так и не узнала, что к чему…».
28 июля (воскресенье) футболисты «Белшины» в матче 1/16 финала Кубка Беларуси 2019/20 г. у себя дома на стадионе «Спартак» встретятся с игроками ФК «Минск».
Начало встречи – в 18.00.
Стоимость билетов: 2 руб. (детский — 1 руб.). Обладатели «Карты болельшика» — бесплатно.
До и во время матча на стадионе «Спартак» работают бесплатные детские аттракционы (надувные горки и батуты).
По материалам сайта ФК «Белшина»
27 июля в творческой мастерской Бобруйска ждут девушек от 14-ти до 31 года.
В 14.00 начнётся бесплатный мастер-класс на тему: «Витражная роспись» (подсвечник). Он пройдёт по адресу: ул. М. Горького, д. 28 - 133 (вход со двора, подъезд «Кабельное телевидение»).
Организатор мастер-класса – Бобруйское городское отделение «Матери против наркотиков».
Все материалы предоставляются абсолютно бесплатно, с собой необходимо взять только хорошее настроение. Для участия в мастер-классе необходимо взять с собой одну пол-литровую банку.
Количество мест ограничено. Участие бесплатно.
Спешите записаться, чтобы вместе с нашей талантливой ведущей Татьяной Луканской сделать самый креативный подсвечник. Запись по телефону обязательна: +375 29 369-15-19. Информация для записи: фамилия, имя, возраст, контактный телефон.
Свежий воздух, чистая природа, активный отдых, вкусная еда, конкурсы, призы и подарки ждут Вас, если провести воскресный день вместе с «Евой».
28 июля приглашаем весело провести день взрослых и детей.
Локация: «Наше место» (у первого озера слева в направлении пос. Туголица Бобруйского района).
8.30 йога
10.00 завтрак+чаепитие
11.00 подвижные игры+конкурсы
12.00 аквааэробика
13.00 обед
14.00 мнуши
15.00 йога в парах
16.00 табата
17.00 чаепитие.
Для детей - йога, аквагрим, подвижные игры, детский фитнес.
Стоимость всего мероприятия - 15 руб.(входит питание и входной билет).
Добраться до «Наше место», можно самостоятельно, либо на трансфере.
Трансфер туда и обратно от фитнес-клуба «Ева» Чонгарская,98 составляет 5 руб. доплата:
От вас требуется только оставить заявку администратору или позвонить по телефону 233 с мобильного.
Масса эмоций и хорошее настроение гарантируются!