Фаина Раневская: «В жизни мне больше всего помешала душа – хорошо быть бездушной!»

Звезда эпизода

С выхода фильма «Подкидыш» в 1939 году её допекали фразой «Муля, не нервируй меня!» Эту фразу, которую она сама же экспромтом и придумала на съёмках, Раневская в итоге возненавидела.

Как и фильм, принёсший ей всенародную популярность. Даже Брежнев, в 1970-х гг. вручая ей орден Ленина, прошамкал эту злосчастную «Мулю». «Я не Муля, я Фуфа!» – обычно парировала актриса. Фуфой, Фуфочкой звали её самые близкие – так её прозвал когда-то внук подруги за вечное пыханье папиросой «Беломор» и клубы выпускаемого дыма.

На самом деле Фаина Георгиевна Раневская – Фаина Гиршевна (Григорьевна) Фельдман. Её отец, Гирш Фельдман, был таганрогским миллионером. (Позже в советских анкетах она писала: «Мой отец был небогатый нефтепромышленник».) Особняк в центре города, собственный пароход, на котором в 1917-м вся семья эмигрировала за границу... Вся, кроме Фанни. Крупная, рыжеватая, басовитая, восторженная провинциальная барышня, дочка миллионера мечтала о театре!

Безумное увлечение театром и желание стать актрисой остались в ней несмотря ни на что. Ни на совет отца повнимательнее посмотреть на себя в зеркало. Ни на то, что в театральные школы её не приняли, как она сама говорила, за «некрасивость и неталантливость». Эта нелепая, застенчивая, сентиментально-слезливая девица ещё и заикалась. На сцене и экране этот дефект чудесным образом пропадал.


Читайте также: Факты о девице Миллер – будущей королеве захватывающих преступлений


Много позже Ахматова скажет Раневской: «Вам 11 лет и никогда не будет 12!» Она и впрямь до старости, несмотря на грозный неукротимый нрав и величественность, во многом оставалась ребёнком, коря себя за «бестолковость и забывчивость», за вечное разбазаривание денег, изумляя окружающих тем, как легко ударялась в слёзы, изводя порой невероятными капризами.

Принято говорить, что Раневская мало сыграла. «Пропищала – и только», писала она сама о своём творчестве. 23 роли в кино – и всё эпизоды. Трагическая, по сути, актриса играла комедийные, характерные маленькие роли. Но каждая из них, каждая её реплика, чаще всего придуманная ею самой, впечатывается в память.

Её нелепая влюблённая домработница Маргарита Львовна в «Весне»: «Красота – это страшная сила!»

Её покоряющая даже в своей злобе и коварстве Мачеха в «Золушке»: «Жалко, королевство маловато, разгуляться негде!»

А фразу, тоже ставшую афоризмом: «Я никогда не была красива, но я всегда была чертовски мила!» – в фильме по чеховскому «Человеку в футляре» она придумала и вписала в текст. Потом испугалась собственной наглости и позвонила Книппер-Чеховой с извинениями, но та одобрила эту вполне чеховскую фразу.

Главная драматическая роль у Раневской была всего одна – в «Мечте» у Михаила Ромма в 1941 году. Этот фильм оценили и за границей. Говорят, посмотрев его, великий Теодор Драйзер так впечатлился, что вышел из безнадёжного запоя. Раневская же сниматься в кино не любила: «Это всё равно как вы моетесь в бане, а туда приводят экскурсию».


Читайте также: Маяковский и Яковлева: любовь бессмертна


Те, кто её любил, никогда на неё не обижались. А она, со своим едким, подчас ядовитым остроумием, с убийственными афоризмами, более всего «любила влюбляться в людей» – прежде всего за талант, который чувствовала в других безошибочно: в начинающих Елене Камбуровой (услышав её, тут же написала на радио восторженное письмо), Марине Неёловой («Неёлочке»), сыгравшей лично для Фуфы спектакль на её кухне.

 

Женщина-афоризм

Юрий Завадский, худрук Театра им. Моссовета, где Раневская служила последние годы жизни, сказал ей по поводу её крошечной роли Маньки в «Шторме»: «Вы не могли бы исполнять роль не так ярко? Вы затмеваете остальных!» Раневская подчёркнуто кротко ответила: «Хорошо, если это нужно для дела, я обещаю играть значительно хуже!» Но Завадский её эпизод попросту убрал из спектакля.

Она в разных театрах всё-таки грандиозно сыграла и Вассу Железнову, и Бабуленьку в «Игроке», и Марью Александровну в «Дядюшкином сне», и Фелицату в спектакле «Правда – хорошо…», и Люси в «Дальше – тишина». Но, «переспав с несколькими театрами», по её признанию, «так и не получила удовольствия».

Из режиссёров, с кем работала, ценила Ромма в кино и Таирова в театре. Других же по обыкновению едко высмеивала, пригвождая афоризмами: «уценённый Мейерхольд», «вытянутый лилипут»... Один был у неё «хрен-скиталец», другие – «с грудями во всех местах», «помесь гремучей змеи со степным колокольчиком», «заслуженная мещанка республики», «жуткая дама без собачки».

Да и себя не щадила. Свою кухню с развешенными под потолком трусами называла «мой итальянский дворик». Награды – «похоронными принадлежностями». Внешность – «с моей рожей надо сидеть в погребе и ждать околеванца». Её афоризмы, экспромты передавались из уст в уста, их записывали все кому не лень.


Читайте также: Первая бизнес-мадам вдова Клико


Последние годы в кино ей предлагали лишь эпизоды, в театре 10 лет не было новых ролей. «Раневская – это целая труппа», – писали о ней. Она и сама уверяла, что могла бы сыграть всех, кроме Ленина, просто потому что точно упала бы с броневика. А её всё больше одолевали болезни, мучили утраты, вечная бессонница, недовольство собой («играла чепуху, неловко и стыдно перед публикой»), разочарование в своём театре: «Театр катится в пропасть по коммерческим рельсам».

Так и не встретив «своего» режиссёра, она с горечью называла себя «выкидыш Станиславского». Считала себя «вполне нормальной психопаткой»: «В жизни мне больше всего помешала душа – как хорошо быть бездушной!» И уж «нет большего счастья, чем обладать одной извилиной в мозгу и большим количеством долларов».

В последние годы Фаина Георгиевна страдала от одиночества, которое считала, впрочем, спутником славы и таланта. Семьи не сложилось по многим причинам.

А ведь у неё, язвительной, подчас беспощадно грубой с людьми, было столько нежности, искреннего восхищения, благодарности к тем, кого она любила: к Качалову, Таирову, Орловой, Марецкой, Станиславскому (в юности она как-то с криком «Мальчик мой!» в экстазе погналась за коляской, в которой он ехал), Ахматовой, Твардовскому…

Она жила в квартире со скромной мебелью. (При переезде ей советовали перевозить вещи ночью, чтобы народ не увидел, как она живёт. «Ничего, он поймёт», – ответила Фаина Георгиевна.)

Со множеством любимых фотографий, приколотых к стенам иголками от инъекций, с постоянно незапертой дверью, с обожаемой собакой-уродцем Мальчиком, подобранной на Тверском бульваре с отмороженными лапами. Мучаясь без сна, она слушала классическую музыку по радио, читала Мальчику Пушкина и Верлена по-французски.

А когда засыпала ненадолго, во снах к ней являлись Марк Аврелий, Толстой, Ахматова, любимейший Пушкин. Правда, она рассказывала, что во сне гений сказал ей: «Как ты надоела мне со своей любовью, старая б…!» Что у неё осталось к 85 годам? «Юмор, печаль и любовь к тому, чего уже нет». И грустный итог: «Жизнь кончена, а я так и не узнала, что к чему…».

АиФ

 

Поделиться

Читайте также

На малой сцене театра драмы и комедии им. В. И. Дунина-Марцинкевича спектакли «Нежность»  (27 февраля) и «Моня» (28 и 29 февраля) 2020 года Театра Одесского разлива «ЛанжеронЪ».

Начало - в 18 часов.

29 февраля дополнительный спектакль «Моня» начнётся в 19.30.

Стоимость билета - 12 рублей.

Возрастное ограничение! 18+

Спектакль-этюд «Нежность»

по пьесе Николая Коляды из цикла «Кренделя»

Электричка до станции Нежность… Нежность. Что это такое? Она есть вообще? Или её нет? А почему нет? А когда она есть? А зачем она? За ответами на эти вопросы отправляйтесь на пригородной электричке вместе с героями спектакля «Нежность».

Случайная встреча в электричке двух бывших одноклассников. Она — мечтательница, он — приземлённый жизнью мужик. Она едет в сад, где в погребе хранит тетрадку со стихами «про нежность».

И Он, и Она очень изменились с тех пор, как виделись последний раз, постарели. Но Она с детских лет всё мечтает и мечтает о Принце на белом коне. Она мечтает о нежности, под которой она подразумевает, вероятно, так много: и верность, и красивую любовь, и честность, и открытость и многое-многое другое. А Ему – смешны её слова. Для него мир, прежде всего, материален.

Мы заперлись в кругу собственных убеждений и страхов, и всё тяжелее принимать действительность. Окружающая действительность подавливает человека, и мы приспосабливаемся. Приспосабливаемся и теряем. Теряем важное, ценное, самое главное в жизни.

Спектакль-этюд в одном действии по пьесе Николая Коляды из цикла «Кренделя» в одной электричке с театром «Ланжеронъ» в поисках счастья и познания человеческой сущности.

 

Спектакль «Моня»

по произведению Эфраима Севелы «Моня Цацкес - знаменосец»

трагикомедия

Режиссёр – Галина Панибратец.

В ролях: Моня – Заслуженный артист Украины Виталий Бондарев.

Это очень смешной и грустный спектакль о судьбе маленького человека на большой войне – простого парикмахера Мони Цацкеса из маленького местечка на севере Литвы, мобилизованного на фронт для борьбы с фашистами.

Моня Цацкес – невероятный персонаж, со всеми присущими его национальности навыками и умениями, а изобретательности ума Мони позавидует даже другой такой же еврей!

Монины истории порой на грани фола, но какие же они яркие, гомерически смешные, нелепые - но вполне реальные, ведь чего только в жизни не происходит! И - грустные, потому что идёт война…

Спектакль наполнен таким душевным светом, что хочется и плакать, и смеяться одновременно. Жизнелюбие – нежный росток на тонкой ножке среди громыхающей канонады артиллерийских залпов...

Жизнелюбие, человеколюбие, мечта о мирной жизни - только это подчас и помогало выстоять. Только это и должно быть основой человеческих взаимоотношений, основой самого человеческого существования.

1

Читать дальше

В Беларуси есть Единая база чипированных животных – animalid.by. Это программно-технический комплекс, интегрированный в Международную базу данных.

Доступ к ресурсу открыт. В поле ввода на главной странице сервиса вводится 15-значный код – и все животные, внесённые в базу, перед вами.

Проект Единой базы чипированных животных стартовал в республике в 2015 году. Причиной создания послужило повышение спроса на электронную систему идентификации со стороны владельцев животных и предприятий зооветеринарного назначения.

С 2010 года в страны Евросоюза запрещён ввоз нечипированных животных, все пересечения границы животными возможны только при наличии микрочипа.


Читайте также: Площадки для выгула животных в Бобруйске


 

По материалам animalid.by

Читать дальше

В минувшем году в Беларуси было зарегистрировано более 88,3 тысячи актов о рождении. Больше всего детей родилось в Минске — свыше 19 тысяч малышей, в Брестской области — более 14,1 тысячи, в Гомельской — 13,4 тысячи, в Минской — 12,6 тысячи.

В десятку самых популярных попали мужские имена Максим, Артём, Михаил, Александр, Матвей, а также женские — София, Анна, Мария, Ксения, Анастасия.

В Минюсте заметили, что родители стали чаще называть детей редкими именами. Например, только в Минске 180 мальчиков и 251 девочка в записях актов о рождении по итогам года не повторяются. Среди редких имен маленьких жителей столицы значатся Ассоль, Венера, Дженнифер, Лёля, Рогнеда, а также Фадей, Оскар, Добромир, Ив и Витовт.


Читайте также: Михаил и София по-прежнему в топе. Какие имена давали новорожденным белорусы


В регионах Беларуси также старались «не отставать», и там появились на свет девочки Мерседес, Германика, Айсель, Веселина, Златославия, Миледи, Добромила, Эльза, Аян, Ясна, Луна, Лея, Вирсавия, Лазарина, Любава, Ясмина, Симона, Сена, Фёкла, Элис, Юнона, Ядвига, а также мальчики Геральд, Филат, Соломон, Тамерлан, Франц, Марс, Камиль, Автандил, Мейлис, Тадевуш, Фома, Мартин, Леонтий.

Интересно, что редкие имена чаще доставались девочкам. Необычные имена также чаще всего встречались в Минске и областных центрах.

В Минюсте добавили, что родители имеют полное право дать ребёнку любое имя, которое не противоречит нормам общественной морали, при этом оно должно состоять не более чем из двух собственных имён.

 

СБ

Читать дальше