С выхода фильма «Подкидыш» в 1939 году её допекали фразой «Муля, не нервируй меня!» Эту фразу, которую она сама же экспромтом и придумала на съёмках, Раневская в итоге возненавидела.
Как и фильм, принёсший ей всенародную популярность. Даже Брежнев, в 1970-х гг. вручая ей орден Ленина, прошамкал эту злосчастную «Мулю». «Я не Муля, я Фуфа!» – обычно парировала актриса. Фуфой, Фуфочкой звали её самые близкие – так её прозвал когда-то внук подруги за вечное пыханье папиросой «Беломор» и клубы выпускаемого дыма.
На самом деле Фаина Георгиевна Раневская – Фаина Гиршевна (Григорьевна) Фельдман. Её отец, Гирш Фельдман, был таганрогским миллионером. (Позже в советских анкетах она писала: «Мой отец был небогатый нефтепромышленник».) Особняк в центре города, собственный пароход, на котором в 1917-м вся семья эмигрировала за границу... Вся, кроме Фанни. Крупная, рыжеватая, басовитая, восторженная провинциальная барышня, дочка миллионера мечтала о театре!
Безумное увлечение театром и желание стать актрисой остались в ней несмотря ни на что. Ни на совет отца повнимательнее посмотреть на себя в зеркало. Ни на то, что в театральные школы её не приняли, как она сама говорила, за «некрасивость и неталантливость». Эта нелепая, застенчивая, сентиментально-слезливая девица ещё и заикалась. На сцене и экране этот дефект чудесным образом пропадал.
Читайте также: Факты о девице Миллер – будущей королеве захватывающих преступлений
Много позже Ахматова скажет Раневской: «Вам 11 лет и никогда не будет 12!» Она и впрямь до старости, несмотря на грозный неукротимый нрав и величественность, во многом оставалась ребёнком, коря себя за «бестолковость и забывчивость», за вечное разбазаривание денег, изумляя окружающих тем, как легко ударялась в слёзы, изводя порой невероятными капризами.
Принято говорить, что Раневская мало сыграла. «Пропищала – и только», писала она сама о своём творчестве. 23 роли в кино – и всё эпизоды. Трагическая, по сути, актриса играла комедийные, характерные маленькие роли. Но каждая из них, каждая её реплика, чаще всего придуманная ею самой, впечатывается в память.
Её нелепая влюблённая домработница Маргарита Львовна в «Весне»: «Красота – это страшная сила!»
Её покоряющая даже в своей злобе и коварстве Мачеха в «Золушке»: «Жалко, королевство маловато, разгуляться негде!»
А фразу, тоже ставшую афоризмом: «Я никогда не была красива, но я всегда была чертовски мила!» – в фильме по чеховскому «Человеку в футляре» она придумала и вписала в текст. Потом испугалась собственной наглости и позвонила Книппер-Чеховой с извинениями, но та одобрила эту вполне чеховскую фразу.
Главная драматическая роль у Раневской была всего одна – в «Мечте» у Михаила Ромма в 1941 году. Этот фильм оценили и за границей. Говорят, посмотрев его, великий Теодор Драйзер так впечатлился, что вышел из безнадёжного запоя. Раневская же сниматься в кино не любила: «Это всё равно как вы моетесь в бане, а туда приводят экскурсию».
Читайте также: Маяковский и Яковлева: любовь бессмертна
Те, кто её любил, никогда на неё не обижались. А она, со своим едким, подчас ядовитым остроумием, с убийственными афоризмами, более всего «любила влюбляться в людей» – прежде всего за талант, который чувствовала в других безошибочно: в начинающих Елене Камбуровой (услышав её, тут же написала на радио восторженное письмо), Марине Неёловой («Неёлочке»), сыгравшей лично для Фуфы спектакль на её кухне.
Юрий Завадский, худрук Театра им. Моссовета, где Раневская служила последние годы жизни, сказал ей по поводу её крошечной роли Маньки в «Шторме»: «Вы не могли бы исполнять роль не так ярко? Вы затмеваете остальных!» Раневская подчёркнуто кротко ответила: «Хорошо, если это нужно для дела, я обещаю играть значительно хуже!» Но Завадский её эпизод попросту убрал из спектакля.
Она в разных театрах всё-таки грандиозно сыграла и Вассу Железнову, и Бабуленьку в «Игроке», и Марью Александровну в «Дядюшкином сне», и Фелицату в спектакле «Правда – хорошо…», и Люси в «Дальше – тишина». Но, «переспав с несколькими театрами», по её признанию, «так и не получила удовольствия».
Из режиссёров, с кем работала, ценила Ромма в кино и Таирова в театре. Других же по обыкновению едко высмеивала, пригвождая афоризмами: «уценённый Мейерхольд», «вытянутый лилипут»... Один был у неё «хрен-скиталец», другие – «с грудями во всех местах», «помесь гремучей змеи со степным колокольчиком», «заслуженная мещанка республики», «жуткая дама без собачки».
Да и себя не щадила. Свою кухню с развешенными под потолком трусами называла «мой итальянский дворик». Награды – «похоронными принадлежностями». Внешность – «с моей рожей надо сидеть в погребе и ждать околеванца». Её афоризмы, экспромты передавались из уст в уста, их записывали все кому не лень.
Читайте также: Первая бизнес-мадам вдова Клико
Последние годы в кино ей предлагали лишь эпизоды, в театре 10 лет не было новых ролей. «Раневская – это целая труппа», – писали о ней. Она и сама уверяла, что могла бы сыграть всех, кроме Ленина, просто потому что точно упала бы с броневика. А её всё больше одолевали болезни, мучили утраты, вечная бессонница, недовольство собой («играла чепуху, неловко и стыдно перед публикой»), разочарование в своём театре: «Театр катится в пропасть по коммерческим рельсам».
Так и не встретив «своего» режиссёра, она с горечью называла себя «выкидыш Станиславского». Считала себя «вполне нормальной психопаткой»: «В жизни мне больше всего помешала душа – как хорошо быть бездушной!» И уж «нет большего счастья, чем обладать одной извилиной в мозгу и большим количеством долларов».
В последние годы Фаина Георгиевна страдала от одиночества, которое считала, впрочем, спутником славы и таланта. Семьи не сложилось по многим причинам.
А ведь у неё, язвительной, подчас беспощадно грубой с людьми, было столько нежности, искреннего восхищения, благодарности к тем, кого она любила: к Качалову, Таирову, Орловой, Марецкой, Станиславскому (в юности она как-то с криком «Мальчик мой!» в экстазе погналась за коляской, в которой он ехал), Ахматовой, Твардовскому…
Она жила в квартире со скромной мебелью. (При переезде ей советовали перевозить вещи ночью, чтобы народ не увидел, как она живёт. «Ничего, он поймёт», – ответила Фаина Георгиевна.)
Со множеством любимых фотографий, приколотых к стенам иголками от инъекций, с постоянно незапертой дверью, с обожаемой собакой-уродцем Мальчиком, подобранной на Тверском бульваре с отмороженными лапами. Мучаясь без сна, она слушала классическую музыку по радио, читала Мальчику Пушкина и Верлена по-французски.
А когда засыпала ненадолго, во снах к ней являлись Марк Аврелий, Толстой, Ахматова, любимейший Пушкин. Правда, она рассказывала, что во сне гений сказал ей: «Как ты надоела мне со своей любовью, старая б…!» Что у неё осталось к 85 годам? «Юмор, печаль и любовь к тому, чего уже нет». И грустный итог: «Жизнь кончена, а я так и не узнала, что к чему…».
Согласно Постановлению Совета Министров РБ №202 от 16.02.2011 г. (пункт 1.1), обучающиеся общеобразовательных учреждений и учреждений, обеспечивающие получение специального образования, с 1 июля по 31 августа обязательно должны оплачиваться проезд в общественном транспорте в полном объёме.
Напоминаем, что данные категории имеют право на бесплатный проезд на автомобильном транспорте, обычном пользовании городским сообщением, городском электрическом транспорте и в метрополитене от места проживания (места пребывания) до утра учёбы и обратно в период с 1 сентября по 30 июня включительно.
Настоящее право реализуется на основании карты учащегося или справки учащегося нового образца (постановление Министерства образования от 21.06.2012 № 67 в редакцию постановления Министерства образования от 01.03.2017 № 15) о том, что является гражданином обучающимся или воспитанником соответствующего образования с указанием места проживания ( пребывание) и учёбы.
Что касается учащихся, окончивших 11 классов, они имеют право пользоваться проездом в общественном транспорте до момента окончания сдачи выпускных экзаменов и отчисления их из учреждений образования.
Читайте также: Билеты на общественном транспорте Бобруйска будут на белорусском языке
Международная группа учёных из японского университета установила, что существует прямая зависимость между показателями соответствия роста и веса, объёма талии и скорости приёма пищи.
Как пишет ToDay News Ufa, в ходе исследования специалисты обработали сведения, которые собрали после осмотров более 59 700 человек за пять лет. Все участники ответили на семь вопросов об их образе жизни и питании.
Читайте также: Учёные рассказали, как правильно есть яблоки
Оказалось, что больше всего от лишнего веса страдают те, кто есть быстро – таких 45%. 30% страдающих ожирением едят со средней скоростью. Меньше всего от этой проблемы страдают те, кто есть медленно: 21,5%.
Интересно, что объём талии увеличивается пропорционально скорости поглощения пищи. Исследование проводилось только среди людей, у которых диагностирован диабет второго типа. Более того, среди респондентов было мало людей старшего возраста. Также во время исследования не брались в расчёт количество физических нагрузок и ежедневный объём потребляемой пищи.
Материал на Яндекс.Дзен
Отдел народонаселения ООН заявил в новом докладе, что население мира может достичь своего пика в 11 миллиардов человек в конце века и 9,7 миллиарда к 2050 году.
Новые демографические прогнозы показывают, что девять стран будут нести ответственность более чем за половину прогнозируемого прироста населения до 2050 года. В порядке убывания прироста населения список этих государств выглядит следующим образом:
В Африке к югу от Сахары численность населения, по прогнозам, к 2050 году увеличится почти вдвое, говорится в докладе.
Читайте также: Впервые в истории женщина без маточных труб родила ребенка, зачатого естественным образом
«Многие из наиболее быстрорастущих групп населения находятся в беднейших странах, где рост населения создает дополнительные проблемы в усилиях по искоренению нищеты, способствует гендерному неравенству и ухудшению здравоохранения и образования», — заявил заместитель генерального секретаря ООН по экономическим и социальным вопросам Лу Чжэньминь.
В докладе подтверждается, что население мира стареет в связи с увеличением продолжительности жизни и падением уровня рождаемости. Глобальный коэффициент рождаемости снизился с 3,2 рождений на одну женщину в 1990 году до 2,5 рождений в 2019 году и, по прогнозам, сократится до 2,2 рождений к 2050 году. Согласно докладу, чтобы обеспечить воспроизводство населения и не дать его численности упасть, коэффициент рождаемости должен быть не меньше 2,1.
В период между 2019 и 2050 годом численность населения, как прогнозируется, станет меньше на один процент. Население сократится в 55 странах, из которых 26 могут увидеть падение по крайней мере на 10 процентов. В Китае, по словам авторов доклада, население сократится на 31,4 миллиона человек, или около 2,2 процента, в период между 2019 и 2050 годом.
Глава Отдела народонаселения сообщил на пресс-конференции, открывающей доклад, что темпы роста населения замедляются по мере постепенного снижения уровня рождаемости. По его словам, это снижение обычно следует за падением уровня смертности, который первоначально спровоцировал рост рождаемости.
В конце доклада авторы отметили, что, поскольку до конца XXI века еще много времени, их прогноз не может быть точным, так как включает множество факторов, которые невозможно предвидеть. По их мнению, пик населения Земли в 11 миллиардов человек может наступить раньше или позже 2100 года.
1
Источник: naked-science.ru
Фото: bigstock