Варшавка шла через Бобруйск

Эта уникальная в своём роде «шоссированная дорога» была проложена в первой половине ХІХ века из Москвы в Варшаву, которая вместе в другими польскими городами и землями попала в состав Российской империи по условиям Венского конгресса (1815). По существу, шоссе стало магистральной дорогой — самой длинной на ту пору в империи и одновременно наикратчайшей из старой столицы России в западную Европу. Прошло шоссе через белорусские земли, получившие от тогдашних властей в 1840 году официальное название «Северо-Западный край».

Длинные вёрсты Варшавки

Сегодня в пределах Беларуси это шоссе, для краткости именуемое «Варшавкой», нанизало на себя ни много ни мало одиннадцать районных центров Брестской, Минской, Гомельской и Могилёвской областей. Оно было построено «волею блаженной памяти императора Николая І» — так почтительно писал в своём указе его сын Александр ІІ — и прошло в обход столицы Минской губернии, ибо альтернативой Минску стал… Бобруйск. Недаром же в Бобруйске и ныне говорят «со значением»: «Таки Бобруйск не первый город в Беларуси, но и не второй!»

varshavka-shla-cherez-bobruisk-1

Почтовая станция в д. Барак Бобруйского района

Заглянув сегодня в атлас автодорог Беларуси, нетрудно заметить: прокладывали дорогу строго по линейке. Абсолютно прямые участки связали шесть тогдашних поветовых (уездных) центров: Брест, Кобрин, Слуцк, Бобруйск, Рогачёв и Чериков.

Попавшие на эту линейку местечки, имения, села, такие как Берёза, Ивацевичи, Старые Дороги, Пропойск (с 1945 года — Славгород), Кричев, благодаря шоссе выросли со временем в города, более того — в центры районов по нынешнему их статусу.

Обозначенное сегодня в республиканском перечне дорог как «Р43» (а участок от Кобрина до Ивацевич — «Р2»), шоссе продолжает неутомимо трудиться уже второе столетие…


Читайте также: Путешествие во времени: главная улица Бобруйской крепости


Однако чем солиднее становится его возраст, тем больше возрастает интерес к нему как к памятнику истории. Ведь именно здесь, в отличие от других белорусских шляхов, трактов, гостинцев, лучше всего сохранилась изначальная трассировка дороги и в немалой степени её инфраструктура, включающая в себя кое-где участки придорожных древесных посадок, почтовые станции и заставные дома.

Проезжая мимо них, современные автомобилисты вряд ли задумываются о прежнем назначении этих построек и посадок. А между тем...

varshavka-shla-cherez-bobruisk-2

Почтовая станция в Слуцке (1846)

«По дороге зимней скучной...»

Когда Пушкин, хорошо знакомый с белорусскими дорогами, писал в 1826 году эти строки, действовал только участок дороги от Варшавы до Брест-Литовска, а вскоре развернулось строительство шоссе (это французское слово обозначает дорогу с искусственным покрытием поверх грунтового основания, с четко спланированным полотном для движения, оборудованную обочинами и кюветами) от Брест-Литовска до Бобруйска, завершенное в 1846 году. Участок Москва — Бобруйск заработал три года спустя.

Особое внимание власти уделяли внешнему виду дороги, её благоустроенности. Верстовые столбы (ну конечно же: «Навстречу мне только вёрсты полосаты попадаются одне...») и указатели, сделанные из дерева и камня по утверждённым образцам, придавали дороге необходимую строгость и регулярность.

Очень точно соблюдались пропорции шоссе: ширина как проезжей части, так и обочины жестко регламентировалась. Вдоль дороги возводятся мосты, появляются липовые, кленовые, но чаще всего берёзовые аллеи. Прямой, как стрела, Варшавке они придавали ещё большую стройность и  романтическую красоту. Словно приглашая укрыться в их тени, они создавали живописную перспективу, неудержимо манящую вперед. А кроме того, защищали шоссе в зимнюю пору от снежных заносов, помогали отыскать дорогу в ненастье.

 

Прямизна Варшавки, с одной стороны, укорачивала путь, а с другой – отвечала требованиям транспорта того времени: экипажей, карет, колясок, повозок, тарантасов, двигавшихся неспешно и с частыми остановками, что доставляло, по слову Владимира Соллогуба, автора знаменитого «Тарантаса» (1840), «много беспокойства для боков».

Вот и Павел Шпилевский, известный белорусский этнограф, писатель и театральный критик, следуя по Варшавке в 1853 году, потратил аж целую ночь на переезд из Кобрина в Миловиды (всего-то 130 километров!), о чём и сообщил в своих колоритных очерках «Путешествие по Полесью и Белорусскому краю».

varshavka-shla-cherez-bobruisk-3Почтовая станция в Миловидах (1846)

Станционные дома и их смотрители

В 20–40-х годах ХІХ века правительство Российской империи утверждает «образцовые», или, говоря современным языком, типовые проекты станционных (почтовых) и застáвных домов. В последних располагались военные заставы, караульни, предназначенные для проверки документов проезжающих и для взимания «шоссейного сбора» (чем сейчас, между прочим, занимается система BelToll).

Если поначалу эти проекты придерживались однотипного решения фасадов, то затем стали значительно разнообразнее, соединив в себе элементы позднего классицизма — в ту пору официального стиля николаевской России, — а также реминисценции из готики и «византийско-русского» стиля.

К проектам прилагались рекомендации строить дома с неодинаковыми фасадами, благодаря чему дорога обретала индивидуальный характер.


Читайте также: Похитительница поросят. Как в 19-м веке в Бобруйске судили очень странную преступницу


Как правило, станционные дома состояли из основного здания (гостиницы и административного помещения) и двора с хозяйственными постройками: конюшнями, сараями, амбарами для фуража. Предусматривались три разряда (класса) домов в зависимости от количества мест... для лошадей на конюшне (от 18 до 54 — с отклонениями в ту или иную сторону).

Располагались станционные дома как в центре населенных пунктов, так и на выездах, «на околицах», «где пригоже». Иногда — вблизи уже существующей корчмы, что… да, по понятным причинам, могло непредвиденно и намного увеличить срок поездки…

1

Для сегодняшнего путешественника уже не звучат слова «перекладные», «прогоны», «подорожная», «ямщик», «почтовая станция»... А ведь в прошлом эти слова обозначали понятия жизненно важные при передвижении по стране. Почтовый тракт был разбит на участки — прогоны чаще всего по 17 верст (~18 км), на границах которых размещались почтовые станции, где меняли лошадей (перекладных) по предъявлении специального документа — подорожной (прогонной), выдаваемой государственными органами.

varshavka-shla-cherez-bobruisk-4

Обязательным атрибутом шоссе были заставные дома для взимания дорожного сбора. Заставной дом в Глуше Бобруйского района

В почтовом доме жил смотритель. Его портрет, полный теплоты и сострадания к нелёгкой доле этого, по выражению недоброжелателей, «почтовой станции диктатора», воссоздал Пушкин в своей повести «Станционный смотритель» (1831). Там есть такие пылкие строки:

«Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? <...> Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, ограждённый своим чином токмо от побоев, и то не всегда... Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый,  лошади не везут — а виноват смотритель... Сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые. Из их разговоров... можно почерпнуть много любопытного и поучительного».

varshavka-shla-cherez-bobruisk-5

Фрагмент Почтовой карты Европейской России, 1871 г.

Впрочем, у современника Пушкина, уроженца Беларуси Фаддея Булгарина были совсем иные мнения об этих так называемых «услужливых людях». В своём романе «Иван Выжигин» (1829) Булгарин гневно обличал «закоснелое упрямство станционных смотрителей, которые, по большей части, исполнение своей должности поставляют в том, чтобы скорее отправлять курьеров и задерживать едущих по своей надобности». А на упрёки в плутовстве и мздоимстве «не слишком сребролюбивые», по свидетельству писателя, обыкновенно отвечали: «Ведь жить надобно как-нибудь». Что правда, то правда! Слова эти должно просто высечь в граните — время над ними воистину не властно…


Читайте также: «Койки, подушки, матрацы вместе с детишками летели вон». Как в Бобруйске в 1945-м выгнали сирот из детского дома


Узлы памяти

В деревне Миловиды доныне стоит почтовая станция, выстроенная по «образцовому» проекту 1846 года.

Продолжая путь от Миловид в сторону Ивацевичей и далее, к Берёзе, можно на 50-километровом участке Варшавки повстречаться с ещё двумя станционными домами — в Артычанке и Нехачево.

Скромный неоготический вид первого, полностью, увы, заброшенного дома и развёрнутая, удивляющая своим размахом классицистическая композиция второго дома служат наилучшим доказательством того, что стремление к индивидуализации облика дороги тут вполне реализовано её создателями.

varshavka-shla-cherez-bobruisk-6

Почтовая станция (1846) в Нехачево

Участь станции 1 класса — между прочим, с покоями «для царской фамилии» — воистину радует в Нехачево. Отремонтированное, ухоженное здание с обширным двором и чудесным, со вкусом оформленным уютным интерьером стало рестораном. И в то же время это – очень уместное напоминание посетителям о богатом прошлом старинного шоссе. «Шэрай бясконцай нiткай з вузламi памяцi» именовал дороги Максим Танк. Кажется, будто сей меткий поэтический образ списан им с Варшавки...

По материалам сайта Планета Беларусь

Фото: Виаполь, Картолог

 

Поделиться

Читайте также

О трёхцветной маркировке продуктов питания в ЕАЭС заговорили ещё в 2017-м. При помощи красной, жёлтой и зелёной полоски покупателям планируют сообщать о содержании в продуктах жира, сахара и соли. Так называемую маркировку «светофор» предложил российский Роспотребнадзор. Новация может заработать уже к концу 2019 года, причём на территории стран – участниц СНГ.

В чём суть?

Принцип «светофора» подразумевает, что низкая концентрация сахара, соли и жиров будет обозначена на упаковках товаров полосой зелёного цвета. О средней концентрации покупателям сообщит жёлтая полоса, о высокой – красная. При этом за критерий высокой концентрации этих веществ, сообщают российские СМИ, Роспотребнадзор предложил считать на 100 граммов продукта 20 граммов жиров, 15 граммов сахара и 600 миллиграммов соли. Разработчики уверены: потребителям это поможет лучше заботиться о своём здоровье и внимательнее выбирать продукты, что в итоге сократит и заболеваемость из‑за неправильного питания.

У инициативы нашлось немало как сторонников, так и противников. Последние подчёркивают: важно не только, что едим, но и  в каком количестве. Сторонники же «светофора» приводили в пример опыт других стран, в том числе Великобритании, где уже используют красный, янтарный и зелёный цвета.

Предварительно известно, что требования стандарта не будут распространяться на сырьё и продукты с однородным составом, то есть сахар, сливочное масло, шпик. Не будет маркировки и на упаковках питьевой воды, пищевых добавок и специализированной продукции. Также принцип «светофора» решили не применять к кондитерским изделиям, напиткам с подсластителями и сырам: покупатель изначально понимает, что содержание этих веществ в такой продукции критическое.


Читайте также: На любом месте можно творчески относиться к своей работе


Спорят о маркировке ещё и потому, что применение ГОСТов на территории ЕАЭС – дело добровольное. Поэтому в случае введения «светофора» далеко не все производители сразу начнут помечать свою продукцию разноцветными полосками, а те, чьи товары должны получить красную метку, и вовсе не будут спешить маркировать их.

Что думают эксперты?

Ирина Почицкая, начальник Республиканского контрольно‑испытательного комплекса по качеству и безопасности пищевых продуктов Научно‑практического центра Национальной академии наук Беларуси по продовольствию, поддерживает инициативу выносить на упаковку всю правду:

– Идея с трёхцветной маркировкой была ещё лет 10 назад. Мы говорили о том, чтобы потребитель, когда приходит за продуктами, не тратил время на этикетку. Цветовая окраска будет свидетельствовать о доброкачественности продукции. Зелёная метка – гарантированное качество. При этом покупатель ­–редупрежден и сам решает, покупать ли товары с жёлтой и красной маркировкой.

Специалист отмечает, что для покупателей такие метки – стимул делать выбор в пользу более здоровых продуктов, а для производителей – повышать качество товаров. Уже сейчас пользуется спросом шоколад без сахара, производят и мясные изделия с низким содержанием соли, а также кондитерские и хлебобулочные, в которых меньше соли, жира и сахара. Продукты обогащают микро‑ и макроэлементами, витаминами, пищевыми волокнами и пребиотиками.

Что же касается необязательности нормы, здесь, уверена специалист, торопиться действительно не стоит. Если сразу обязать указывать маркировку, это поставит многих производителей в сложную ситуацию: они не смогут так быстро перестроиться. Нужен переходный период, за который полезную привычку приобретут и покупатели, и производители.

 

Когда введут?

Впрочем, появление «светофора» на наших прилавках к концу 2019 года – ещё не окончательное решение. Как рассказали специалисты Госстандарта, первая редакция проекта межгосударственного стандарта «Продукция пищевая. Продукция пищевая, содержащая критически значимые пищевые вещества. Предупредительная маркировка. Общие требования» была рассмотрена в Беларуси в конце прошлого года. С нашей стороны внесены предложения по доработке. И пока нет окончательной редакции, подчёркивает заместитель начальника управления Госстандарта Наталия Парковская, говорить о нововведениях рано.


Читайте также: Как выглядит шлем, который старше шапки Мономаха


Какие корректировки предложили белорусские специалисты? Некоторые требования проекта ГОСТа не приведены в соответствие с требованиями технических регламентов Таможенного союза ЕАЭС: «О безопасности пищевой продукции», «Пищевая продукция в части её маркировки», «О безопасности молока и молочной продукции».

Открытым остаётся и вопрос, что подразумевается под «основной частью упаковки», поскольку в зависимости от её размеров исчисляются и размеры графического изображения с информацией о массовой доле критически значимых пищевых веществ в продуктах.

Многие производители считают, что размеры графического изображения завышены. При этом в Госстандарте отметили, что Беларусь готова рассмотреть окончательную редакцию проекта ГОСТа, которая также будет направлена всем заинтересованным сторонам – концерну «Белгоспищепром», Минсельхозпроду, Минздраву, облисполкомам и другим. Соответственно, говорить о том, присоединится ли Беларусь к цветовой маркировке или нет, можно будет лишь после рассмотрения окончательной редакции.

1

 

Ольга Пасияк, «СБ. Беларусь сегодня»

Читать дальше

Указ Президента №264 предусматривает создание в стране автоматизированной информационной системы учёта многодетных, сообщает Mlyn.by. Речь идёт о семьях, в которых на иждивении и воспитании находятся трое и более несовершеннолетних детей и при этом они постоянно проживают на территории Беларуси. Документ прокомментировали в Минтруда.

Автоматизированная информационная система (АИС) предназначена для формирования общереспубликанской базы данных многодетных семей.

Она позволит обеспечить адресность мер государственной семейной политики и мониторинг комплексной реализации такими семьями права на господдержку в сфере социальной защиты (назначение государственных пособий, социальных пенсий, семейного капитала, предоставления социальных услуг, материальной помощи к учебному году, награждения орденом Матери и др.).

В базу данных АИС будет включена информация, которая содержит персональные данные несовершеннолетних, их родителей, опекунов, попечителей, постоянно проживающих на территории Беларуси.

Ответственность за создание и функционирование общереспубликанской базы данных многодетных семей возложена на Минтруда. Ведомство также будет являться её владельцем.

Источниками информации станут системы и ресурсы МВД, Минздрава и Министерства образования. Порядок предоставления сведений установит Совмин.


Читайте также: Школа, где родители платят за обучение пластиковыми бутылками


Также в Указе прописано, что информация из АИС учёта многодетных семей используется:

  • Министерством труда и социальной защиты, местными исполнительными и распорядительными органами информация используется в полном объёме — для обеспечения мониторинга комплексной реализации многодетными семьями права на государственную поддержку в сфере социальной защиты;
  • иными госорганами — в случаях и порядке, определённых законодательными актами.

Информацию о включении в общереспубликанскую базу данных многодетных семей можно будет получить через личный кабинет пользователя на едином портале электронных услуг:

  • для государственных органов и организаций — при использовании личного ключа электронной цифровой подписи;
  • для граждан в отношении себя лично — при использовании личного ключа электронной цифровой подписи либо при использовании уникального идентификатора (выдается в службе «одно окно» бесплатно).

Автоматизированная информационная система учёта многодетных семей будет создана до 1 января 2020 г.

1

Фото: bing.com

Читать дальше

32-летняя нигерийка Ориола Олувасейи идёт по оживлённым улицам Аджегунле. У неё четверо детей. Она собирает на улицах, в магазинах пластиковые бутылки, а вечером сортирует их, сообщает CNN. Они будут использованы в качестве платежа за обучение Ребекки, её дочери.

Зарплаты Ориолы, мелкого трейдера на рынке автомобильным моторным маслом, не хватает на покрытие школьных сборов, составляющих в год 18 000 найр (около $50). Теперь недостающую сумму можно заплатить при помощи ПЭТ-тары, которую принимают в обмен на плату за обучение. Это стало возможным благодаря партнёрству международной школы Морит и ACI (Африканской инициативы по очистке), занимающейся устойчивым развитием неправительственной организации.

Ориола Олувасейи 2 раза в месяц приносит мешки с предварительно отсортированными бутылками в школу дочери. Собрав 200 кг пригодного для переработки сырья, мать 8-милетней Ребекки может заработать до 4 тыс. фунтов стерлингов (около $11) и тем самым оплатить за семестр половину стоимость обучения своего ребёнка. Полная стоимость семестра составляет около 24 долларов, или 7,5 тыс. фунтов стерлингов.

По словам Ориолы, программа дала возможность направить средства, ранее уходившие на школьные сборы, на приобретение новой пары сандалий, школьной сумки, книг для дочери.


Читайте также: Впервые в истории женщина без маточных труб родила ребёнка, зачатого естественным образом


Согласно сообщениям местных СМИ, ежегодно в воды нигерийского Лагоса выбрасывается более 450 000 мегатонн пластиковых отходов. Страна занимает в мире, согласно отчёту Ocean Atlas 2017 года, 11-е место по количеству скопившегося пластика, который наносит ущерб окружающей среде и представляет опасность для здоровья.

Свои проекты организация ACI реализует сегодня в 5 школах Лагоса. Свыше тысячи школьников охватывает эта программа. С её помощью решаются экологические и климатические проблемы Нигерии.

Эту страну называют мировой столицей бедности. В Нигерии 87 миллионов жителей, то есть около половины населения страны, живут менее чем на 1,90 долл. США в день.

1

Читать дальше