Варшавка шла через Бобруйск

Эта уникальная в своём роде «шоссированная дорога» была проложена в первой половине ХІХ века из Москвы в Варшаву, которая вместе в другими польскими городами и землями попала в состав Российской империи по условиям Венского конгресса (1815). По существу, шоссе стало магистральной дорогой — самой длинной на ту пору в империи и одновременно наикратчайшей из старой столицы России в западную Европу. Прошло шоссе через белорусские земли, получившие от тогдашних властей в 1840 году официальное название «Северо-Западный край».

Длинные вёрсты Варшавки

Сегодня в пределах Беларуси это шоссе, для краткости именуемое «Варшавкой», нанизало на себя ни много ни мало одиннадцать районных центров Брестской, Минской, Гомельской и Могилёвской областей.  Оно было построено «волею блаженной памяти императора Николая І» — так почтительно писал в своём указе его сын Александр ІІ — и прошло в обход столицы Минской губернии, ибо альтернативой Минску стал… Бобруйск. Недаром же в Бобруйске и ныне говорят «со значением»: «Таки Бобруйск не первый город в Беларуси, но и не второй!»

varshavka-shla-cherez-bobruisk-1

Почтовая станция в д. Барак Бобруйского района

Заглянув сегодня в атлас автодорог Беларуси, нетрудно заметить: прокладывали дорогу строго по линейке. Абсолютно прямые участки связали шесть тогдашних поветовых (уездных) центров: Брест, Кобрин, Слуцк, Бобруйск, Рогачёв и Чериков.

Попавшие на эту линейку местечки, имения, села, такие как Берёза, Ивацевичи, Старые Дороги, Пропойск (с 1945 года — Славгород), Кричев, благодаря шоссе выросли со временем в города, более того — в центры районов по нынешнему их статусу.

Обозначенное сегодня в республиканском перечне дорог как «Р43» (а участок от Кобрина до Ивацевич — «Р2»), шоссе продолжает неутомимо трудиться уже второе столетие…

Читайте также: Путешествие во времени: главная улица Бобруйской крепости

Однако чем солиднее становится его возраст, тем больше возрастает интерес к нему как к памятнику истории. Ведь именно здесь, в отличие от других белорусских шляхов, трактов, гостинцев, лучше всего сохранилась изначальная трассировка дороги и в немалой степени её инфраструктура, включающая в себя кое-где участки придорожных древесных посадок, почтовые станции и заставные дома.

Проезжая мимо них, современные автомобилисты вряд ли задумываются о прежнем назначении этих построек и посадок. А между тем...

varshavka-shla-cherez-bobruisk-2

Почтовая станция в Слуцке (1846)

«По дороге зимней скучной...»

Когда Пушкин, хорошо знакомый с белорусскими дорогами, писал в 1826 году эти строки, действовал только участок дороги от Варшавы до Брест-Литовска, а вскоре развернулось строительство шоссе (это французское слово обозначает дорогу с искусственным покрытием поверх грунтового основания, с четко спланированным полотном для движения, оборудованную обочинами и кюветами) от Брест-Литовска до Бобруйска, завершенное в 1846 году. Участок Москва — Бобруйск заработал три года спустя.

Особое внимание власти уделяли внешнему виду дороги, её благоустроенности. Верстовые столбы (ну конечно же: «Навстречу мне только вёрсты полосаты попадаются одне...») и указатели, сделанные из дерева и камня по утверждённым образцам, придавали дороге необходимую строгость и регулярность.

Очень точно соблюдались пропорции шоссе: ширина как проезжей части, так и обочины жестко регламентировалась. Вдоль дороги возводятся мосты, появляются липовые, кленовые, но чаще всего берёзовые аллеи. Прямой, как стрела, Варшавке они придавали ещё большую стройность и  романтическую красоту. Словно приглашая укрыться в их тени, они создавали живописную перспективу, неудержимо манящую вперед. А кроме того, защищали шоссе в зимнюю пору от снежных заносов, помогали отыскать дорогу в ненастье.

 

Прямизна Варшавки, с одной стороны, укорачивала путь, а с другой – отвечала требованиям транспорта того времени: экипажей, карет, колясок, повозок, тарантасов, двигавшихся неспешно и с частыми остановками, что доставляло, по слову Владимира Соллогуба, автора знаменитого «Тарантаса» (1840), «много беспокойства для боков».

Вот и Павел Шпилевский, известный белорусский этнограф, писатель и театральный критик, следуя по Варшавке в 1853 году, потратил аж целую ночь на переезд из Кобрина в Миловиды (всего-то 130 километров!), о чём и сообщил в своих колоритных очерках «Путешествие по Полесью и Белорусскому краю».

varshavka-shla-cherez-bobruisk-3

Почтовая станция в Миловидах (1846)

Станционные дома и их смотрители

В 20–40-х годах ХІХ века правительство Российской империи утверждает «образцовые», или, говоря современным языком, типовые проекты станционных (почтовых) и застáвных домов. В последних располагались военные заставы, караульни, предназначенные для проверки документов проезжающих и для взимания «шоссейного сбора» (чем сейчас, между прочим, занимается система BelToll).

Если поначалу эти проекты придерживались однотипного решения фасадов, то затем стали значительно разнообразнее, соединив в себе элементы позднего классицизма — в ту пору официального стиля николаевской России, — а также реминисценции из готики и «византийско-русского» стиля.

К проектам прилагались рекомендации строить дома с неодинаковыми фасадами, благодаря чему дорога обретала индивидуальный характер.

Читайте также: Похитительница поросят. Как в 19-м веке в Бобруйске судили очень странную преступницу

Как правило, станционные дома состояли из основного здания (гостиницы и административного помещения) и двора с хозяйственными постройками: конюшнями, сараями, амбарами для фуража. Предусматривались три разряда (класса) домов в зависимости от количества мест... для лошадей на конюшне (от 18 до 54 — с отклонениями в ту или иную сторону).

Располагались станционные дома как в центре населенных пунктов, так и на выездах, «на околицах», «где пригоже». Иногда — вблизи уже существующей корчмы, что… да, по понятным причинам, могло непредвиденно и намного увеличить срок поездки…

1

Для сегодняшнего путешественника уже не звучат слова «перекладные», «прогоны», «подорожная», «ямщик», «почтовая станция»... А ведь в прошлом эти слова обозначали понятия жизненно важные при передвижении по стране. Почтовый тракт был разбит на участки — прогоны чаще всего по 17 верст (~18 км), на границах которых размещались почтовые станции, где меняли лошадей (перекладных) по предъявлении специального документа — подорожной (прогонной), выдаваемой государственными органами.

varshavka-shla-cherez-bobruisk-6

Обязательным атрибутом шоссе были заставные дома для взимания дорожного сбора. Заставной дом в Глуше Бобруйского района

В почтовом доме жил смотритель. Его портрет, полный теплоты и сострадания к нелёгкой доле этого, по выражению недоброжелателей, «почтовой станции диктатора», воссоздал Пушкин в своей повести «Станционный смотритель» (1831). Там есть такие пылкие строки:

«Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? <...> Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, ограждённый своим чином токмо от побоев, и то не всегда... Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый,  лошади не везут — а виноват смотритель... Сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые. Из их разговоров... можно почерпнуть много любопытного и поучительного».

varshavka-shla-cherez-bobruisk-5

Фрагмент Почтовой карты Европейской России, 1871 г.

Впрочем, у современника Пушкина, уроженца Беларуси Фаддея Булгарина были совсем иные мнения об этих так называемых «услужливых людях». В своём романе «Иван Выжигин» (1829) Булгарин гневно обличал «закоснелое упрямство станционных смотрителей, которые, по большей части, исполнение своей должности поставляют в том, чтобы скорее отправлять курьеров и задерживать едущих по своей надобности». А на упрёки в плутовстве и мздоимстве «не слишком сребролюбивые», по свидетельству писателя, обыкновенно отвечали: «Ведь жить надобно как-нибудь». Что правда, то правда! Слова эти должно просто высечь в граните — время над ними воистину не властно…

Читайте также: «Койки, подушки, матрацы вместе с детишками летели вон». Как в Бобруйске в 1945-м выгнали сирот из детского дома

Узлы памяти

В деревне Миловиды доныне стоит почтовая станция, выстроенная по «образцовому» проекту 1846 года.

Продолжая путь от Миловид в сторону Ивацевичей и далее, к Берёзе, можно на 50-километровом участке Варшавки повстречаться с ещё двумя станционными домами — в Артычанке и Нехачево.

Скромный неоготический вид первого, полностью, увы, заброшенного дома и развёрнутая, удивляющая своим размахом классицистическая композиция второго дома служат наилучшим доказательством того, что стремление к индивидуализации облика дороги тут вполне реализовано её создателями.

varshavka-shla-cherez-bobruisk-4

Почтовая станция (1846) в Нехачево

Участь станции 1 класса — между прочим, с покоями «для царской фамилии» — воистину радует в Нехачево. Отремонтированное, ухоженное здание с обширным двором и чудесным, со вкусом оформленным уютным интерьером стало рестораном. И в то же время это – очень уместное напоминание посетителям о богатом прошлом старинного шоссе. «Шэрай бясконцай нiткай з вузламi памяцi» именовал дороги Максим Танк. Кажется, будто сей меткий поэтический образ списан им с Варшавки...

По материалам сайта Планета Беларусь

Фото: Виаполь, Картолог

 

Поделиться

Читайте также

В матче чемпионата Республики Беларусь по футболу футболисты «Белшины» примут на домашнем стадионе «Спартак» футбольный клуб «Динамо-Брест» (Жодино).

Игра пройдёт 1 октября 2022 года. Начало матча – 13.00.

Вход для взрослых – 4,00 руб., для детей – 2,00 руб.

О сопернике

Наш соперник, команда из Бреста была основана в 1960 году и под именем «Спартак» дебютировала во втором дивизионе чемпионата СССР. Со временем клуб несколько раз менял названия – «Буг», «Динамо», «Брест».

В 1992 году динамовцы дебютировали в чемпионате Беларуси. И сразу же оказались на пьедестале, завоевав бронзовые медали.

В 2007 году брестчане впервые завоевали Кубок Беларуси. Во второй раз динамовцы одержали победу в Кубке спустя 10 лет, в 2017 году. В третий раз брестчане завоевали Кубок в 2018 году.

Впервые в истории турнира одной из команд удалось завоевать почётный трофей два года подряд.

В сезоне-2019 «бело-синие» впервые в истории стали чемпионами Беларуси. Также на счету брестчан три завоеванных Суперкубка – в 2018, 2019 и 2020 годах.

История встреч

Команды из Бобруйска и Бреста провели между собой 55 встреч, из них в высшей лиге – 49, в розыгрыше Кубка Беларуси – 4 и 2 – товарищеские.

В 24-х матчах победу праздновали «красно-черные», в 15-и лучшими были футболисты из Бреста, и 16 встреч закончились вничью (со счётом 1:1 закончился и матч первого круга нынешнего сезона).

Самую крупную победу над динамовцами со счетом 7:0 наши земляки одержали в апреле 2014 года.

1

Читать дальше

В Беларуси отменили сбор за покупку билетов на поезд через интернет, а также сбор за предварительную продажу билетов на автобус. Это предусмотрено постановлением Совета Министров от 29 октября 2019 года №725, сообщает БЕЛТА со ссылкой на сайт Министерства антимонопольного регулирования и торговли.

Постановление вносит изменения в перечень услуг транспортных терминалов, тарифы на которые регулируются МАРТ. Например, по предложению БЖД исключена такая услуга, как «заказ и оформление проездного документа (билета) через глобальную компьютерную сеть Интернет по банковским платёжным карточкам».

«Таким образом, при покупке билета на проезд в железнодорожном транспорте через интернет теперь пассажиру не нужно будет дополнительно оплачивать сбор за заказ и оформление проездного документа в размере 24 копейки на поезда региональных линий бизнес-класса и межрегиональных линий и в размере 78 копеек на поезда международных линий», – пояснили в министерстве.

Как уточнили в МАРТ, это решение принято для стимулирования электронных продаж и сокращения затрат, связанных с работой билетных кассиров.

Кроме того, из перечня исключена услуга по предварительной продаже билетов на автобус при пригородных и междугородных перевозках пассажиров в регулярном сообщении.

Это значит, что при покупке билета пассажиру не нужно дополнительно оплачивать сбор за предварительную продажу в размере 11 копеек, уточнили в МАРТ.

Кроме того, перечень услуг транспортных автомобильных терминалов, оказываемых перевозчику, дополнен новыми услугами: предоставление места для остановки автобуса для посадки-высадки пассажиров; реализация билетов, багажных квитанций.

В соответствии с законодательством услуги транспортных терминалов признаются сферой естественной монополии. Более того, услуги по перевозке пассажиров можно предлагать, только заключив с владельцем пассажирского терминала договор на использование терминала (или автомобильный перевозчик сам может быть владельцем пассажирского терминала).

Как пояснили в МАРТ, данное решение принято с учетом социального характера услуг и их значимости для широкого круга автомобильных перевозчиков различных форм собственности и подчиненности. Это позволит не допустить злоупотребления автомобильными терминалами своим доминирующим положением и установить единые подходы ценообразования и равные условий деятельности для всех автоперевозчиков

Читать дальше

В течение 2-х лет развитие Бобруйска в экономической и социальной сферах должно ускориться.

Несомненно, что фундамент, на котором будут строиться эти изменения, – сильная экономика, то есть рентабельность бобруйских предприятий, их прибыль, объёмы производства, модернизация и, разумеется, достойная зарплата горожан. Только в совокупности перечисленных факторов и возможно высокое качество жизни бобруйчан.

Не последнее место в обеспечении уровня жизни играют:

  • качество медицинского обслуживания,
  • наличие рабочих мест с достойной оплатой труда,
  • доступное и качественное образование,
  • возможность иметь своё жильё.

bobruisk-kachestvo-medicinskikh-uslug-i-molodye-talanty-3

Пару слов о медицине

Говоря о медуслугах в Бобруйске, следует сказать, что в центральной больнице города приём пациента начинается с создания электронной карты, то есть для начала сканируется его паспорт. Благодаря информатизации больничные доктора могут оперативно связаться с поликлиникой больного и вовремя принять нужное решение.

Информатизация – это, конечно, хорошо и в ногу со временем, но самыми главными в медицинском обслуживании горожан и жителей Бобруйского района всё-таки остаются два критерия:

  • высокая квалификация медицинского персонала
  • и использование современных диагностических инструментов.

В марте 2019-го в центральной больнице Бобруйска установили дорогостоящий компьютерный томограф. Повышать квалификацию, чтобы в дальнейшем работать максимально эффективно на новом оборудовании, бобруйские специалисты ездили в Санкт-Петербургский медуниверситет им. Мечникова.

С помощью компьютерной диагностики врачи теперь проводят комплексное обследование пациентов, в том числе и обследование головного мозга. Что важно и при экстренном, и при плановом исследованиях – томограф работает круглосуточно.

Компьютерный томограф – не единственное приобретение бобруйской медицины в этом году. В онкодиспансере, уютно расположившемся в зелёном массиве микрорайона Киселевичи, появился новый магнитно-резонансный томограф. Теперь наряду с бобруйчанами обследоваться на новом оборудовании могут и жители близлежащих районов – Бобруйского, Глусского, Кировского, Кличевского, Осиповичского.

bobruisk-kachestvo-medicinskikh-uslug-i-molodye-talanty-1

В День города Бобруйска стали приятным, но ожидаемым сюрпризом пять автомобилей от Могилёвского облисполкома. Все они трудятся вот уже несколько месяцев на городской станции скорой помощи. Благодаря такому своевременному, современно оборудованному подарку врачи и фельдшера получили возможность поставить точный диагноз и принять верное решение по лечению либо госпитализации пациентов.

Говоря о будущем

Высокое качество медицинских услуг важно, но не менее важна доступность инновационного образования для молодёжи Бобруйска. И шаги в этом направлении есть, и даже победы.

Так, к примеру, городская гимназия №3 вошла в 10-ку победителей конкурса «Хочу учиться в STEM-классе», проводимом ассоциацией «Образование для будущего» (в расшифровке СТЭМ-вектор обозначает «наука, технологии, инженерия, математика»). Всего в этой образовательной инициативе участвовало 250 школ.

bobruisk-kachestvo-medicinskikh-uslug-i-molodye-talanty-2

Молодые таланты Бобруйска, учащиеся 1-11 классов гимназии №3, учатся создавать роботов и программировать их. Некоторые из ребят могут даже похвастаться собственными разработками. В копилке гимназистов уже есть 3D-принтер, на подходе интерактивное приложение для родителей и автоматический школьный звонок.

Бобруйск развивается – и развивается ускоренными темпами. В городе работают над созданием условий для плодотворного труда бобруйчан, придумывают эффективные стимулы для привлечения в Бобруйск необходимых трудовых ресурсов.

Читать дальше