Варшавка шла через Бобруйск

Эта уникальная в своём роде «шоссированная дорога» была проложена в первой половине ХІХ века из Москвы в Варшаву, которая вместе в другими польскими городами и землями попала в состав Российской империи по условиям Венского конгресса (1815). По существу, шоссе стало магистральной дорогой — самой длинной на ту пору в империи и одновременно наикратчайшей из старой столицы России в западную Европу. Прошло шоссе через белорусские земли, получившие от тогдашних властей в 1840 году официальное название «Северо-Западный край».

Длинные вёрсты Варшавки

Сегодня в пределах Беларуси это шоссе, для краткости именуемое «Варшавкой», нанизало на себя ни много ни мало одиннадцать районных центров Брестской, Минской, Гомельской и Могилёвской областей.  Оно было построено «волею блаженной памяти императора Николая І» — так почтительно писал в своём указе его сын Александр ІІ — и прошло в обход столицы Минской губернии, ибо альтернативой Минску стал… Бобруйск. Недаром же в Бобруйске и ныне говорят «со значением»: «Таки Бобруйск не первый город в Беларуси, но и не второй!»

varshavka-shla-cherez-bobruisk-1

Почтовая станция в д. Барак Бобруйского района

Заглянув сегодня в атлас автодорог Беларуси, нетрудно заметить: прокладывали дорогу строго по линейке. Абсолютно прямые участки связали шесть тогдашних поветовых (уездных) центров: Брест, Кобрин, Слуцк, Бобруйск, Рогачёв и Чериков.

Попавшие на эту линейку местечки, имения, села, такие как Берёза, Ивацевичи, Старые Дороги, Пропойск (с 1945 года — Славгород), Кричев, благодаря шоссе выросли со временем в города, более того — в центры районов по нынешнему их статусу.

Обозначенное сегодня в республиканском перечне дорог как «Р43» (а участок от Кобрина до Ивацевич — «Р2»), шоссе продолжает неутомимо трудиться уже второе столетие…

Читайте также: Путешествие во времени: главная улица Бобруйской крепости

Однако чем солиднее становится его возраст, тем больше возрастает интерес к нему как к памятнику истории. Ведь именно здесь, в отличие от других белорусских шляхов, трактов, гостинцев, лучше всего сохранилась изначальная трассировка дороги и в немалой степени её инфраструктура, включающая в себя кое-где участки придорожных древесных посадок, почтовые станции и заставные дома.

Проезжая мимо них, современные автомобилисты вряд ли задумываются о прежнем назначении этих построек и посадок. А между тем...

varshavka-shla-cherez-bobruisk-2

Почтовая станция в Слуцке (1846)

«По дороге зимней скучной...»

Когда Пушкин, хорошо знакомый с белорусскими дорогами, писал в 1826 году эти строки, действовал только участок дороги от Варшавы до Брест-Литовска, а вскоре развернулось строительство шоссе (это французское слово обозначает дорогу с искусственным покрытием поверх грунтового основания, с четко спланированным полотном для движения, оборудованную обочинами и кюветами) от Брест-Литовска до Бобруйска, завершенное в 1846 году. Участок Москва — Бобруйск заработал три года спустя.

Особое внимание власти уделяли внешнему виду дороги, её благоустроенности. Верстовые столбы (ну конечно же: «Навстречу мне только вёрсты полосаты попадаются одне...») и указатели, сделанные из дерева и камня по утверждённым образцам, придавали дороге необходимую строгость и регулярность.

Очень точно соблюдались пропорции шоссе: ширина как проезжей части, так и обочины жестко регламентировалась. Вдоль дороги возводятся мосты, появляются липовые, кленовые, но чаще всего берёзовые аллеи. Прямой, как стрела, Варшавке они придавали ещё большую стройность и  романтическую красоту. Словно приглашая укрыться в их тени, они создавали живописную перспективу, неудержимо манящую вперед. А кроме того, защищали шоссе в зимнюю пору от снежных заносов, помогали отыскать дорогу в ненастье.

 

Прямизна Варшавки, с одной стороны, укорачивала путь, а с другой – отвечала требованиям транспорта того времени: экипажей, карет, колясок, повозок, тарантасов, двигавшихся неспешно и с частыми остановками, что доставляло, по слову Владимира Соллогуба, автора знаменитого «Тарантаса» (1840), «много беспокойства для боков».

Вот и Павел Шпилевский, известный белорусский этнограф, писатель и театральный критик, следуя по Варшавке в 1853 году, потратил аж целую ночь на переезд из Кобрина в Миловиды (всего-то 130 километров!), о чём и сообщил в своих колоритных очерках «Путешествие по Полесью и Белорусскому краю».

varshavka-shla-cherez-bobruisk-3

Почтовая станция в Миловидах (1846)

Станционные дома и их смотрители

В 20–40-х годах ХІХ века правительство Российской империи утверждает «образцовые», или, говоря современным языком, типовые проекты станционных (почтовых) и застáвных домов. В последних располагались военные заставы, караульни, предназначенные для проверки документов проезжающих и для взимания «шоссейного сбора» (чем сейчас, между прочим, занимается система BelToll).

Если поначалу эти проекты придерживались однотипного решения фасадов, то затем стали значительно разнообразнее, соединив в себе элементы позднего классицизма — в ту пору официального стиля николаевской России, — а также реминисценции из готики и «византийско-русского» стиля.

К проектам прилагались рекомендации строить дома с неодинаковыми фасадами, благодаря чему дорога обретала индивидуальный характер.

Читайте также: Похитительница поросят. Как в 19-м веке в Бобруйске судили очень странную преступницу

Как правило, станционные дома состояли из основного здания (гостиницы и административного помещения) и двора с хозяйственными постройками: конюшнями, сараями, амбарами для фуража. Предусматривались три разряда (класса) домов в зависимости от количества мест... для лошадей на конюшне (от 18 до 54 — с отклонениями в ту или иную сторону).

Располагались станционные дома как в центре населенных пунктов, так и на выездах, «на околицах», «где пригоже». Иногда — вблизи уже существующей корчмы, что… да, по понятным причинам, могло непредвиденно и намного увеличить срок поездки…

1

Для сегодняшнего путешественника уже не звучат слова «перекладные», «прогоны», «подорожная», «ямщик», «почтовая станция»... А ведь в прошлом эти слова обозначали понятия жизненно важные при передвижении по стране. Почтовый тракт был разбит на участки — прогоны чаще всего по 17 верст (~18 км), на границах которых размещались почтовые станции, где меняли лошадей (перекладных) по предъявлении специального документа — подорожной (прогонной), выдаваемой государственными органами.

varshavka-shla-cherez-bobruisk-6

Обязательным атрибутом шоссе были заставные дома для взимания дорожного сбора. Заставной дом в Глуше Бобруйского района

В почтовом доме жил смотритель. Его портрет, полный теплоты и сострадания к нелёгкой доле этого, по выражению недоброжелателей, «почтовой станции диктатора», воссоздал Пушкин в своей повести «Станционный смотритель» (1831). Там есть такие пылкие строки:

«Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? <...> Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, ограждённый своим чином токмо от побоев, и то не всегда... Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый,  лошади не везут — а виноват смотритель... Сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые. Из их разговоров... можно почерпнуть много любопытного и поучительного».

varshavka-shla-cherez-bobruisk-5

Фрагмент Почтовой карты Европейской России, 1871 г.

Впрочем, у современника Пушкина, уроженца Беларуси Фаддея Булгарина были совсем иные мнения об этих так называемых «услужливых людях». В своём романе «Иван Выжигин» (1829) Булгарин гневно обличал «закоснелое упрямство станционных смотрителей, которые, по большей части, исполнение своей должности поставляют в том, чтобы скорее отправлять курьеров и задерживать едущих по своей надобности». А на упрёки в плутовстве и мздоимстве «не слишком сребролюбивые», по свидетельству писателя, обыкновенно отвечали: «Ведь жить надобно как-нибудь». Что правда, то правда! Слова эти должно просто высечь в граните — время над ними воистину не властно…

Читайте также: «Койки, подушки, матрацы вместе с детишками летели вон». Как в Бобруйске в 1945-м выгнали сирот из детского дома

Узлы памяти

В деревне Миловиды доныне стоит почтовая станция, выстроенная по «образцовому» проекту 1846 года.

Продолжая путь от Миловид в сторону Ивацевичей и далее, к Берёзе, можно на 50-километровом участке Варшавки повстречаться с ещё двумя станционными домами — в Артычанке и Нехачево.

Скромный неоготический вид первого, полностью, увы, заброшенного дома и развёрнутая, удивляющая своим размахом классицистическая композиция второго дома служат наилучшим доказательством того, что стремление к индивидуализации облика дороги тут вполне реализовано её создателями.

varshavka-shla-cherez-bobruisk-4

Почтовая станция (1846) в Нехачево

Участь станции 1 класса — между прочим, с покоями «для царской фамилии» — воистину радует в Нехачево. Отремонтированное, ухоженное здание с обширным двором и чудесным, со вкусом оформленным уютным интерьером стало рестораном. И в то же время это – очень уместное напоминание посетителям о богатом прошлом старинного шоссе. «Шэрай бясконцай нiткай з вузламi памяцi» именовал дороги Максим Танк. Кажется, будто сей меткий поэтический образ списан им с Варшавки...

По материалам сайта Планета Беларусь

Фото: Виаполь, Картолог

 

Поделиться

Читайте также

В пятницу, 16 апреля 2021 года, в Бобруйске откроется первая пиццерия международной сети ресторанов «Додо Пицца». Новый ресторан будет работать по адресу: ул. Максима Горького, 6Б. В день открытия гости смогут получить пиццу в подарок.

Интерьер ресторана оформлен в современном стиле. Рядом с каждым столиком установлены розетки и USB-разъёмы для зарядки ноутбука или телефона. В помещении есть детская комната и зона ожидания заказа. Новая пиццерия готова принять одновременно немалое количество посетителей: всего в ней предусмотрено 50 посадочных мест. Рядом со входом разместили парковку для велосипедов.


Читайте также: К Новому году в Бобруйске планируют открыть финский ресторан


Как и в других ресторанах сети, в бобруйской «Додо Пицце» можно будет наблюдать за процессом приготовления блюд. Кухня оборудована прозрачными стенами и веб-камерой. Это одна из отличительных особенностей сети: все действия пиццамейкеров здесь видны как на ладони: либо сразу на месте, либо онлайн на сайте или мобильном приложении.

 

В меню пиццерии — пицца и другие блюда:

  • паста,
  • салаты,
  • куриные кусочки,
  • картофель из печи,
  • конвертики в тортилье с разными начинками,
  • десерты,
  • горячие и холодные напитки.

Есть варианты пицц с мясом и без — с рыбой, овощами, грибами, на тонком и традиционном тесте. При заказе можно самостоятельно добавлять или исключать ингредиенты — сделать пиццу более мясной или острой, например. Цена на пиццу стартует с 5,9 рублей.

 

Продают в «Додо» и пиццу кусочками. Как опцию можно выбрать сырный борт с сыром чеддер или взять пиццу из двух разных половинок, чтобы попробовать разные вкусы семьей или компанией.

Доставка будет работать по всему городу. в среднем она занимает 30 минут. Заказ привезут бесплатно при сумме от 12,9 рублей. Если же курьер потратит на доставку больше одного часа, то «Додо» выдаст бесплатный сертификат на одну большую пиццу. Предусмотрен также вариант бесконтактной доставки – в этом случае заказ оплачивается онлайн, а при курьер оставит его у двери.

 

Пиццерия на Горького, 6Б откроется в пятницу 16 апреля 2021 года. Для гостей предусмотрены подарки: в день открытия каждый посетитель, который сделает заказ от 16 рублей на месте, получит бесплатную пиццу «Пепперони» 25 см.

Новый ресторан будет работать ежедневно без выходных с 11 до 23 часов.

К сведению

«Додо Пицца» – международная сеть пиццерий, основанная в России, которая состоит из около 690 ресторанов в 14 странах мира, включая США и Великобританию.

В Беларусь «Додо Пицца» пришла в 2018 году. Сегодня её сеть в нашей стране насчитывает уже 26 пиццерий. В Бобруйске это будет первый ресторан сети.

1

Коммуникационное агентство PR Vision

Читать дальше

С 10 апреля по 10 мая 2024 года Центр поддержки семьи, материнства и детства «Покрова» при поддержке управления по образованию Бобруйского горисполкома проводит в учреждениях образования города конкурс рисунков «Пасхальная радость».

К участию приглашаются учащиеся государственных учреждений общего среднего, дополнительного и профессионального образования.

Возрастные группы конкурса

  • 4-6 лет,
  • 7-10 лет,
  • 11-13 лет,
  • 14-18 лет.

Номинации конкурса

  • семейный рисунок или рисуем с мамой и папой
  • самая красочная и эмоциональная работа
  • самая оригинальная работа.
 

О предоставлении работ

Лучшие работы от учреждений образования необходимо представить в Центр «Покрова» (с 9.00 до 17.00) не позднее 10 мая 2024 года. Координаторы конкурса: Шурина Ольга Александровна, +375(44) 555-58-17, Янович Татьяна Ивановна, +375(29) 324-72-30.

Победители конкурса будут награждены в рамках проведения в мае международного фестиваля поддержки семьи, материнства и детства «Счастье в детях» в Бобруйске.

Организатором конкурса является Центр поддержки семьи, материнства и детства «Покрова».

Конкурсные условия

Конкурсная работа должна отражать духовную сторону, смысл и красоту праздника Пасхи:

  1. Предпочтение работам с использованием сюжетов жизненных ситуаций, возникающих в процессе подготовки к Пасхе (посещение храма, участие в жизни Церкви, добрые дела и др.). Не использовать центральной идеей предметы традиционной православной кухни (крашенки, писанки, куличи).
  2. Работа должна быть выполнена в год проведения конкурса.
  3. Работы выполняются в графической, живописной и нетрадиционных техниках (не допускается использовать продукты питания).
  4. Размер работ не менее 30х40 см и не более 50х70 см.
  5. Работы не оформляются паспарту или рамками.
  6. На оборотной стороне указываются: фамилия, имя, возраст автора, телефон для связи с родителями или представителями автора, название работы, фамилия, имя, отчество педагога, наименование учебного заведения, адрес.
  7. Материалы обратно не возвращаются.

1

Читать дальше

13 февраля 2022 года в фитнес-клубе «Ева» танцевальная вечеринка.

Программа

  1. Зумба.
  2. Латино.
  3. Танец на стуле.
  4. Мастер-классы.
  5. Выступления от хореографов фитнес-клуба.
  6. Весёлые конкурсы и призы.

Оргмоменты

  • Начало – в 17.00.
  • Стоимость – 10,00 руб. В день вечеринки – 15,00 руб.
  • Количество мест ограничено.
  • Инструкторы – Наталья, Ирина, Елена, Валерия, Анна.
  • Запись по номеру 233 с мобильного телефона.

Для записи звоните 233 (с мобильного).

1

Читать дальше