Операция «Большой вальс» Сталина: Как проходил парад побеждённых, и зачем немцев в 1944 году по Москве водили

Победа в Великой Отечественной войне ковалась не только на фронте. Огромную роль в борьбе с врагом сыграли операции идеологического плана. Одной из таковых стала операция, известная как «Большой вальс», организованная по приказу Верховного Главнокомандующего Иосифа Сталина в июле 1944 года.

Проведённая почти за год до исторического Парада Победы, операция «Большой вальс» уже тогда символизировала неизбежность поражения Гитлера и торжества советского оружия.

Какие цели преследовала операция «Большой вальс»

1944 год во Второй мировой войне был ознаменован блестяще осуществлённой советским командованием операцией «Багратион».

Летом в результате широкомасштабного наступления Красной армии на территории Белоруссии, Прибалтики и восточной Польши войска вермахта потерпели сокрушительное поражение, понеся тяжелейшие потери боевой техники и живой силы – около 400 тысяч убитых и взятых в плен солдат и офицеров, 21 пленённый генерал.

Союзникам СССР было нелегко поверить в реальность этих цифр. К тому же фюрер, стремясь опровергнуть данные сводки, отдал приказ присвоить номера и названия некоторых из двадцати шести разгромленных дивизий другим воинским подразделениям.

Для того, чтобы наглядно продемонстрировать военные успехи Советского Союза, была разработана и осуществлена уникальная показательная операция, известная как «Большой вальс», – массовое шествие пленных гитлеровских вояк по московским улицам.

Такое наименование акции предложил Лаврентий Берия – по названию популярной в то время голливудской кинокартины. Сталин с юмором отнёсся к названию, заявив, что заокеанским союзникам не помешает посмотреть этот «фильм» в советском исполнении.

Кроме информативной нагрузки, операция «Большой вальс» проводилась с целью поднять боевой дух советских воинов на фронте и укрепить веру в победу у гражданского населения.


Читайте также: В детстве философ Соломон Маймон перерисовывал фрески Несвижского дворца


Как проходила организация марша и кто «принимал участие» в параде побеждённых

Отбор гитлеровцев для участия в «Большом вальсе» начался в июле 1944 года в обстановке строгой секретности. 57 600 человек были доставлены из лагерей для военнопленных на железнодорожные станции белорусских городов Бобруйск и Витебск.

Под охраной личного состава специальных конвойных дивизий войск НКВД 40 эшелонов с немецкими солдатами и офицерами, среди которых – 19 генералов, прибыли в Москву.

Пленных разместили на территории городского ипподрома и стадиона «Динамо». Для прохождения марша их разделили на две группы. Как бы повторяя вращение в вальсе и этим подчёркивая название операции, движение колонн пленных немцев должно было проходить по кругу – Садовому кольцу.

Первой группе (около 42 тысяч человек) предстоял путь по улице Горького, а затем по Садовому кольцу до Курского вокзала по часовой стрелке. Возглавляли шествие военачальники вермахта, за ними следовали офицерские чины и рядовые.

 

Шествие колонны длилось два с половиной часа. Вторая группа (около 15 тысяч) также проследовала по улице Горького до Садового кольца и направилась по нему против часовой стрелки до станции Канатчиково Окружной железной дороги. Участники этой группы находились на марше более четырёх часов.

Замыкали процессию поливальные машины. Это было продиктовано санитарно-гигиеническим соображениями, так как улицы столицы были в буквальном смысле слова загажены. Дело в том, что для поддержания сил изголодавшихся пленных сытно накормили перед «парадом», и у многих желудки не выдерживали жирной пищи.

Кроме того, полив мостовых был ещё и символическим актом смывания нацистской грязи с земли.

Как вело себя население при прохождении колонн гитлеровских вояк

Согласно рапорту Лаврентия Берии, марш нацистских военнопленных, названный в народе «парадом побеждённых», прошёл без эксцессов. Собравшиеся на улицах Москвы люди не предпринимали попыток физической расправы над конвоируемыми, ограничиваясь выкриками «Смерть Гитлеру!», «Смерть фашизму!».

Однако воспоминания очевидцев несколько расходятся с этим заявлением. По словам свидетелей события, население созерцало прохождение колонн без особых восклицаний. На пленных глядели с презрением, но вместе с тем и с долей жалости, вызванной их убогим внешним видом.

Высшие военные чины шли в мундирах и с наградами, оставленными им согласно условиям капитуляции. А вот рядовой состав представлял собой плачевное зрелище.


Читайте также: Профессии, изменившиеся за столетие: врач


Кто дирижировал «Большим вальсом» в Москве и как сложилась дальнейшая судьба организаторов «парада побеждённых»

К организации прохождения пленных нацистов по столичным улицам были привлечены надёжные и ответственные служащие разных родов войск.

Так, охрану ипподрома и стадиона «Динамо», где разместили немецких военнопленных перед маршем, обеспечивали караулы 36-й дивизии конвойных войск НКВД под командованием полковника Ивана Ивановича Шевлякова. Ему же было поручено конвоирование колонн и предотвращение актов насилия по отношению к пленным на всем пути следования.

Разработка мероприятий по проведению «Большого вальса» легла на Наркомат внутренних дел, в частности – на генерал-полковника Аркадия Николаевича Аполлонова. Ответственность за прохождение гитлеровских вояк по улицам столицы была возложена на генерал-полковника Павла Артемьевича Артемьева, командующего войсками Московского военного округа.

Впоследствии судьбы этих людей сложились по-разному. Иван Шевляков был удостоен звания генерал-майора. В открытом доступе об этом человеке очень мало информации, так как в послевоенные годы он имел отношение к секретным проектам, связанным с ракетно-ядерными разработками.

Аркадий Аполлонов в 46-летнем возрасте был уволен в запас с поста замминистра госбезопасности по управлению войсками. В 1978 году скончался, похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

Павел Артемьев после смерти Сталина был отправлен для дальнейшего прохождения службы в Уральский военный округ с понижением в должности. Вышел в отставку в 1960-м, после смерти в 1979-м был похоронен на Новодевичьем кладбище.

1

kulturologia.ru

Поделиться

Читайте также

«Семейное пространство «тут СВАЕ» предлагает консультативную помощь логопеда ребятам с проблемами речи, а также дефектолога и психолога «особенным» деткам.

Если вы нуждаетесь в таком виде психолого-педагогической и коррекционной помощи, то звоните +375(44) 588-94-07 (Елена Леонидовна).

Высококвалифицированные специалисты, педагоги-волонтёры обязательно помогут.


Читайте также: Занятия по профилактике сколиоза у детей в Бобруйске


 

Читать дальше

6 апреля 2024 года в 15.00 театр песни «Шина-най» приглашает всех жителей и гостей города во Дворец искусств Бобруйска на свою концертную программу «Сделано с душой».

К сведению

Заслуженный любительский  коллектив Республики Беларусь образцовый театр песни «Шина-най» — один из самых известных музыкальных коллективов города Бобруйска, лауреат многочисленных международных и республиканских фестивалей и конкурсов. Основатель и неизменный руководитель коллектива — Алла Евгеньевна Ефименко.

Разножанровый репертуар, яркая самобытность, мастерство и искренность исполнения неизменно привлекают зрителей на концерты театра песни «Шина-най» и вызывают восторженные отзывы.

Справки по телефонам: 8(0225) 72-60-95, 73-75-76, +375(29) 693-10-89.

Цена билета: от 18,00 до 20,00 руб.

1

Читать дальше

С 10 февраля 2020 года во Дворце искусств проходит персональная выставка мастера вышивки лентами Елены Поляковой. В технике, которую автор называет «затейливые узелки», выполнены натюрморты и портреты, жанровые сценки.

Всего в экспозиции представлено более 40 работ. И, хотя вышивать картины атласными лентами Елена начала недавно, она в совершенстве освоила приёмы этого популярного некогда вида рукоделия. Обыгрывая фон-основу из батика, деликатно добавляя детали из лент, мастеру удаётся создать готовое произведение. Умение с большим вкусом подбирать разные по объёму и фактуре стежки лентами сочетается в её работах с аккуратностью и кропотливостью.

Порой для создания образа достаточно всего несколько стежков – и перед нами графическая зарисовка настроения. Особенно удачны букеты цветов, сочные и живописные, с нежными переходами тонов. Хорошее настроение зрителю от их созерцания гарантировано. Проверено на себе. Предлагаем и вам ещё один повод для улыбки в пасмурном феврале.

Экспозицию можно увидеть до конца февраля 2020 года. Многие из выставленных работ можно приобрести.

vystavka-eleny-polyakovoi-vo-dvorce-iskusstv-bobruiska

Справочно.

С 2018 года в фойе Дворца искусств Бобруйска действует обновляемая экспозиция работ самодеятельных художников «Атмосфера», организовываемая отделом художественного творчества.

Традиция проводить здесь выставки зародилась несколько лет назад благодаря инициативе директора Инны Анатольевны Новиковой и, как показало время, оказалась весьма к месту. Ведь благодаря посещаемости учреждения в связи с проводимыми мероприятиями с творчеством мастеров и самодеятельных художников можно ознакомиться ещё на одной площадке нашего города.

 

mogomc.by

Читать дальше