Не нужно следовать неким стандартам в воспитании своего ребёнка

Школа смотрит на ребёнка сквозь узкую щель, где интеллект детей – это лишь качественно выполненное домашнее задание и контрольные работы. Это коррелируется с уровнем IQ, потому что школьные задания построены на неких алгоритмах, и кому-то из детей просто повезло, что их уникальный набор качеств позволяет справляться с ними легко и даже случайным образом.

Представьте, если бы в школе считались успешными те, кто обладает определённым цветом глаз или волос и если бы этот набор не совпадал со стандартом, то ребёнок считался бы неуспешным. Примерно то же самое происходит, когда мы отправляем его в школу, где на полном серьёзе считается, что успехи в заданиях сопоставимы с успешностью в будущем. Поэтому мой призыв: не нужно отождествляться с этой точкой зрения.

После школы жизнь предъявит детям требования всех видов интеллекта, а не только тех 2,5, которые требует школа. Поэтому те, кто учился хорошо и совпал с уникальным набором интеллекта под стандарты среднего образования, не обязательно станут большими начальниками.

И наоборот: если ребёнок учится плохо, то это не показатель его тупости. Наверняка, он одарен в чем-то другом. Поэтому нужно стараться смотреть на детей более широким и разноплановым взглядом, а не ангажированным.

8 основных видов интеллекта

1. Пространственный

Один из видов интеллекта, который у среднестатистического мужчины выше, чем у женщины. Это в принципе понятно, ведь сильная половина человечества занималась охотой в течение долгих лет своего существования. Такие умения могут встречаться как в профессиональной среде, так и в бытовой жизни человека.

Например, пространственный вид интеллекта может выражаться в прекрасном умении парковаться или в кройке и шитье. В школе это практически не востребовано. Ученик может из конструктора строить потрясающие сооружения, но при этом быть троечником, считать себя неуспешным учеником и искренне верить, что он глупый, так как пишет с ошибками.

А на самом деле ребёнок может быть гением пространственного интеллекта, которого годами не замечают.

2. Телесно-кинетический

Этот вид интеллекта основан на умении чувствовать и понимать своё тело. Если у ребёнка это хорошо выражено, то можно попробовать учиться в спортивной школе.

Бывает, что явных успехов в спорте нет, но дети просто получают радость от движения, танца или бега. Если ребёнок с телесно-кинетическим видом интеллекта плохо учится в школе, то он может самоутверждаться за счёт спортивных достижений.

Если школьник не интересуется различными видами активности, но, например, много читает, то может произойти перекос всей конструкции и негармоничное развитие личности. И это один из самых важных вопросов воспитания: что мы с этим будем делать и что мы делаем с тем обстоятельством, которое и так развито?

 

3. Музыкальный

Это вид интеллекта, который достаточно хорошо развивается и в разной степени обусловлен генетически. Он связан с чувством ритма и проявляется в музыке. В школе музыкальный интеллект не востребован, если только это не специализированное образовательное учреждение.

Есть примеры, когда человек чувствовал себя в музыкальной школе неуспешными, потому что нужно было выполнять задания по алгоритму, а его интеллект, в общем-то, никого не интересует.

4. Вербальный

Умение выражать чувства и мысли словами, говорить, писать – богатая и правильная речь, способность к языкам.

Проявляется такой вид интеллекта по-разному. Например, может быть такое, что языки ребёнку даются легко, а публичные выступления он ненавидит. Или писать дети могут хорошо, а говорить не любят.

Считается, что харизма – это и есть вербальный интеллект. Такой вид востребован в школе, так как ребёнок, у которого подвешен язык, может рассказать даже то, что не читал.

Чтение книг в больших количествах не всегда гарантируют формирование грамотности. Если у ребёнка плохо развит вербальный интеллект, то могут возникнуть риски с дезадаптацией, так как у него могут западать внимание, память, анализ. Не нужно заставлять школьника переписывать сочинение по 10 раз, так как это только снизит его способности.

5. Логико-математический

Ещё один вид, который востребован в школе и даёт возможность сделать умозаключение. Логико-математический интеллект воспринимается как синоним умности. Но можно разговаривать с профессором математических наук и совершенно не понимать его. Этот вид интеллекта может выражаться в системном мышлении, которое есть и в спорте, музыке, медицине.

В школе он задействован в небольшом размере, так как многое в среднем образовании покажется странным, если в нём будет слишком много логики.

6. Межличностный

Умение разговаривать с людьми, договариваться, понимать людей, манипулировать, вести переговоры, улаживать конфликты. Зависит от моральных убеждений.

В школе ребёнок с развитым межличностным интеллектом может многое не знать, но всегда договорится с учителями или спишет у одноклассников.

7. Внутриличностный

Этот вид отвечает за умение чувствовать психику человека, а также распознавать свои мотивы, чувства, ценности и всю внутреннюю психическую жизнь.

Внутриличностым интеллектом обладают дети, которые пишут дневники и размышляют о себе, а также психологи и писатели. Этот вид не востребован в школе и является одним из самых поздноразвивающихся.

Чем больше человек способен понимать, что с ним происходит, тем он более стрессоустойчив. Если ребёнок не умеет справляться с собой, то могут случаться срывы и депрессии. Внутриличностный интеллект может быть только врождённым, и его нельзя развить.

8. Натуралистический

Ранее это был самый востребованный вид интеллекта, но сейчас ситуация изменилась. Им обладают ветеринары или просто люди, которые любят животных или растения.

Кроме того, выделяют технический, эстетический и экзистенциальный виды интеллекта, которые отвечают за умение работать с механизмами, чувствовать красоту и способность понимать и видеть смыслы, соответственно.

Не нужно следовать неким стандартам

Умный ребёнок – это широкое понятие. Своего ребёнка важно понимать и знать его сильные и слабые стороны.

Вернёмся к вопросу воспитания: что делать, если что-то у детей развито лучше, а что-то хуже? Есть несколько базовых стратегий. Можно подтягивать слабые стороны или вложить все силы на преимущества.

Никто не знает, как правильно, и очень хорошо, если получится сочетать эти стратегии. Обязательно нужно сначала подумать про себя, так как наши способности – это наш огород и хозяйство, поэтому не нужно следовать неким стандартам.

1

Людмила Петрановская

Поделиться

Читайте также

С начала года в водоёмах Беларуси утонули 23 ребёнка. Такую информацию разместила в Telegram-канале официальный представитель МВД Ольга Чемоданова. «Только за минувшую неделю – шестеро», – говорится в сообщении.

Едва не обернулся трагедией и такой случай. Вечером 20 июля в Минске подросток отдыхал с мамой и годовалой сестрой. Дети играли в мяч, который попал в воду. Мальчик побежал за ним, вышел туда, где оказалось глубоко, и начал тонуть. К счастью, парня вытащил из водоёма милиционер, который в этот момент находился на маршруте патрулирования. Поблизости были и другие люди, но они не слышали и не видели, что мальчик стал звать на помощь.

Правоохранители отмечают: это беда не конкретной семьи, а всего общества.

«Не проходите мимо, если видите детей у водоёма без сопровождения старших. Возможно, именно ваше внимание предотвратит беду. Мы не хотим рассказывать о трагедиях и считать количество утонувших детей. Их не должно быть вовсе», – добавили в МВД.

 

Фото: pexels.com, Kasuma

Читать дальше

18 июля девочка в Бобруйске утонула в бассейне. Об этом передаёт БЕЛТА, ссылаясь на председателя Могилевской областной организации ОСВОД Константина Иванова.

Во дворе дома погибшей был установлен каркасный бассейн. Годовалая девочка утонула во время купания.

По данному факту проводится проверка.

К слову

16 июля в Климовичском районе около деревни Борисовичи в реке Сож утонули отец и сын – ребёнку было шестнадцать лет.

За неделю с 12 по 18 июля в Могилёвской области 13 человек погибли на водоёмах. Двое погибших – несовершеннолетние.

1

Читать дальше

22 июля 2021 года с 9.00 до 10.30 управлением социальной защиты администрации Ленинского района Бобруйска проводится «прямая телефонная линия» по вопросам:

  • выплаты единовременной материальной помощи к учебному году многодетным семьям (заместитель начальника управления Долгая Елена Михайловна, тел. 72-05-12),
  • предоставления государственной адресной социальной помощи, награждения орденом Матери (начальник службы назначения и выплаты пособий, социально-бытового обеспечения Кураленя Ирина Викторовна, тел. 71-77-39),
  • пенсионного обеспечения многодетных матерей и матерей, воспитывающих детей-инвалидов (начальник службы назначения и выплаты пенсий Громыко Ирина Олеговна; заместитель начальника службы назначения и выплаты пенсий Сыман Валентина Ивановна, тел. 76-58-51).
 

Администрация Ленинского района Бобруйска

Читать дальше