Как я чуть не утонула с двумя детьми в море: чему необходимо учить детей на воде

11 июля 2020 года мир ужаснулся трагедии, что случилась в Египте. Начал тонуть ребёнок – 10 человек бросились ему на помощь… И все погибли.

Как в такой ситуации могут утонуть люди? О чём нужно знать родителям? Своей историей делится Ксения Чеснокова, однажды чуть не утонувшая в море вместе со своими детьми.

Волны – мой вечный кошмар. Мой страшный сон. Дважды в жизни я чуть не утонула и с тех пор думала, что понимаю воду. Тем ужаснее показалось то, что с нами с детьми случилось прошлым летом. Море просто слизнуло нас волной-языком. И мы утонули. Вернее, мы совершенно случайно не утонули.

Я расскажу, как это случилось. И о том, как неожиданно правильно повели себя дети (9 и 11 лет) в соответствии с тем, чему я их всегда учила. И о том, как было страшно. Потому что это – важно. Это – случай из разряда «со мной такого быть не может».

Получилось длинно. Это слишком сложный рассказ для меня, чтобы я могла уместить в пару слов. Можно пролистать, в конце обобщу как раз в двух словах.

Место: Таиланд, остров Чанг, пляж Лонли Бич.

Позже я погуглила, сколько людей тонет, приехав отдохнуть в райский Тай. Страшно.

Rip Current. Отбойное или обратное течение

Я отлично знаю, что это. И читала, и слышала, и видела. Знаю, что это – смерть. И на пляже висела табличка, об этих течениях всегда предупреждают с картинками для наглядности:

kak-ya-chut-ne-utonula-s-dvumya-detmi-v-more-chemu-neobkhodimo-uchit-detei-na-vode-1

Обратное течение

Я знала, что оно здесь есть. Я видела глазами, где оно бурлит. И всё равно оно нас унесло. Я его недооценила.

Мы провели на острове три дня. Первые два ходили на пляж, было солнечно и были большие волны. Дети резвились в волнах, я не отходила от них, не спускала глаз, большую часть времени держала обоих за руки. Отслеживала, куда их тащат волны. Был прилив, тащили на берег. Играли на глубине от моего бедра до моего колена. Волны накрывали с головой, топили и волокли на берег. В море купались несколько человек, взрослых. Пробивались сквозь полосу волн и плавали глубже.

 

На другой день

На второй день вечером я сильно раскроила локоть, упав на лестнице. Так что на третий день купаться не могла. Не могла даже руку разогнуть. Так что решили, что на море немного пофотографируемся в пене и будем копать-загорать.

День был другой. Вода – дальше. Волны – меньше. И они не волокли на берег, а просто накатывали и разбивались. Дети просили зайти глубже, я не разрешала. Фотографировались там, где мне было чуть глубже колена. Детям, соответственно, по пояс или меньше.

И вдруг – я увидела на экране фотоаппарата изменяющиеся лица детей. Гриша: «Мама, меня тащит». И Алису уже слизывает большая волна. Они сделали несколько шагов в глубину за то время, пока я сделала пару фотографий. Там не стало глубже, но именно там встретились два «бока» обратного течения. То место, где оно устремляется в глубину.


Читайте также: История о том, как врач и морковный суп спасли тысячи жизней


Тут я, видимо, поступила неправильно: крикнула Грише «Выходи!» и прыгнула к Алисе. Гришу нужно было дернуть хоть на полметра к берегу. А я решила, что раз стоит на ногах, то ещё выйдет сам. Уже не вышел. Когда я вынырнула возле Алисы, он уже был в волнах. С другой стороны, может, я бы потеряла Алису, если бы задержалась. Сложно сказать.

Алису тащило очень сильно, я заорала, чтобы она схватилась за меня.

Далее – моя гордость.

Главное правило: не цепляться за спасающего

Практически первое, чему я учила детей (они поплыли в 3-4 года), — что нельзя хвататься за плывущего человека. Ни за другого ребёнка, ни за взрослого. ДАЖЕ ЕСЛИ ТОНЕШЬ (так и говорила). Можно только с разрешения. И только положить руку на плечо (плечевой сустав если точно) сверху. Иначе – вы оба утонете.

Алиса не только не схватилась за меня, она только со второго раза положила руку. Она помнила, знала и боялась меня утопить.

Мы не смогли плыть вместе. Нас тащило на глубину. Нас било и топило волнами. Между двумя волнами не получалось сказать ни слова. Я увидела на берегу семью туристов. Одну. И ещё были люди в ресторане, но им было совсем не до нас. А эти лежали на песке и смотрели на море. Метрах в 10 от нас, наверное. Совсем недалеко. Но в другом изменении. Я попыталась позвать, но между двумя волнами, бившими по голове и топившими, я не успевала и вдохнуть, и ещё успеть крикнуть. Только напугала детей. Гришу как раз поднесло к нам.

В этот момент они очень испугались. Мама, которая зовёт на помощь, — это страшно. Они решили, что я сейчас утону, я это поняла.

Только объяснить им, что тонуть я (пока) не собираюсь и просто пытаюсь позвать на помощь, было невозможно. Одно-два слова между накатами волн. Больше не успевала.

И я толкнула Алису вперёд от себя. И потом ещё раз. Я уже поняла, что не смогу её вытащить за собой.


Читайте также: Как выглядит дом? Ответ вас точно удивит – и заставит по-другому смотреть на вещи (а ещё вы сможете помочь детям)


Потом всё закрутилось, я пыталась вынырнуть из волны и найти Гришу, потом я и его оттолкнула подальше, как могла. Помню, что кричала (пыталась) «Плыви, догоню!». Чтобы он старался плыть вперёд, а не держаться поближе.

Я не знаю, чего он больше боялся (за себя или за меня), но говорил что-то вроде «Мамочка, плыви». За всё это время он ни разу не дотронулся до меня. Мой очень плохо плавающий 9-летний сын, ненавидящий погружение головы под воду, ни разу не дотронулся до меня, не попытался схватиться, чтобы отплеваться и передышаться, несмотря на панический страх в глазах.

kak-ya-chut-ne-utonula-s-dvumya-detmi-v-more-chemu-neobkhodimo-uchit-detei-na-vode-3

Я больше всего боялась, что он это сделает. Потому что в этот момент кончилось бы всё. Я не смогла бы даже отцепить его от себя. Не было ни времени, ни сил на это. Пока я отрывала бы испуганного ребёнка, нас бы отнесло ещё на пару метров, а там уже – всё. Там ещё хуже волны, сильнее и быстрее обратное течение.

А потом я была в волнах, Гриша далеко от меня, но ближе к берегу. А Алиса – вдруг оказалась на берегу. Она – выплыла. Я её оттолкнула, она нырнула под воду, а потом почувствовала дно, встала и выбралась на берег (это она рассказала позже).

В этот момент мне вдруг стало невероятно легко. Она будет живая, у неё всё (ну, не всё) будет хорошо.

В этот момент я, в принципе, смирилась с тем, что нам с Гришей не выбраться. Он плохо плавает, а у меня почти нет сил. Сейчас мы утонем, зато она вылезла. Очень лёгкое и мирное ощущение.

1

Помощь

В тот момент я помнила, что нужно делать в rip current. Нужно плыть поперёк. Не к берегу, борясь с течением, а поперёк него, параллельно берегу, выбираясь из течения по максимально короткому пути. Но поперёк – это от Гриши. А Гриша был внутри течения. Я не могла плыть от него. И пыталась плыть к нему. Наверное, как раз туда, куда не нужно. Как кролик в свете фар. Но я не могла отвернуться и плыть в другую сторону. Между волнами я ловила взглядом светлую голову, почти не заметную среди рушащейся вниз воды.

А потом та семья туристов вскочила и бросилась в воду. Их отец – ко мне, два сына лет по 12-14 – к Грише, а мама – к местным в ресторан. Алиса их позвала. Не знаю, на каком языке.

Мужчина быстро доплыл до меня. А дальше – он был высокий и стоял на дне. И держал меня. Но выйти со мной не мог. Ни шага не мог сделать со мной в сторону берега. А я только мысками цепляла песок, а встать на дно не могла.

А мальчишки держали Гришу и не могли вытащить, но и не давали утонуть и дали передохнуть (он рассказал). Вот только несколько минут спустя стало очевидно, что теперь и они не смогут больше выйти.

Потом появилась их мама с местными ребятами, они тащили спасательный круг на верёвке. Полезли к детям в воду, бросили им круг, как же мне стало легко! Всё, Гришу вытащат. Но мой кошмар не кончился. Круг сломался пополам. Дети соскользнули обратно в волны.

И Гришу унесло сильно глубже. Мальчики остались ближе к берегу, а этот маленький, почти не плавающий и совершенно точно уже уставший детёныш – на глубине.

Тогда я стала толкать моего спасателя к Грише. Вырвалась у него из рук и начала орать, чтоб шёл к ребёнку, потому что я-то ещё поплаваю, а этот сейчас утонет точно.


Читайте также: Устали от ребёнка – нормально ли это


Очень странное ощущение. С одной стороны, я уже согласилась утонуть. Уже поняла, что шансов у нас почти нет. И это совершенно не было страшно. Было жалко не нас, а Алису. Конечно, она бы добралась в Москву, но ей было бы куда хуже, чем нам. Нам было бы всё равно. Тогда казалось, что тонуть – очень гуманно. Наверняка не больно, мягко, прохладно. Мозг молодец, он отлично отрабатывает на уменьшение негатива. Никаких, кстати, «вся жизнь пронеслась» и прочей лабуды. Но лучше б подсказал нырнуть, как Алиса. Наверное, внутри воды проще выплыть.

Но страшно всё равно было. Не утонуть, а не успеть сделать то, что сделать ещё возможно. Я не знала, сколько раз ещё Гриша вынырнет из одной за другой топящих его волн, но там на берегу про нас уже знали. И тут был большой сильный мужик. Не дождаться пару минут – вот это было страшно. Если он не вынырнет, а через минуту меня вытащат, — вот это самое поганое, что с нами могло случиться.

В общем, дяденька не хотел, но пошёл к Грише. И потом то ли я до них доплыла, то ли он вернулся ко мне. Не знаю. Но мы оказались на вот этой границе дна и его отсутствия. Втроем стояли двумя самыми длинными нашими ногами на земле. Я держала правой рукой нашего героя за плечо. А левой, как клешнёй, вцепилась в Гришину руку. Знала, что не выпущу его ни за что. Потому что это был край того, откуда ещё можно было выбраться. Гриша просил отпустить и хотел плыть вперёд (потом сказал, ему было страшно на месте, и хотелось пытаться выплыть). Кажется, я его слегка топила. Но не отпустила бы ни за что.

Спасение

А потом вернулись ребята с берега с сёрфом, привязанным к верёвке. Они знали, что подойти к нам не смогут (иначе сами не вернутся). Что нужно, стоя по колено, закидывать нам что-то плавучее и вытаскивать за веревку.

И вытащили. Сёрф (не с первого раза) добросили до нас, я закинула на него Гришу и себя, и мужик там этот тоже в нас вцепился вместе с сёрфом.

А потом этот мужчина с местными вытащили и его сыновей. Как мне было в тот момент страшно, что их вдруг не достанут! Что нас достали, а их унесёт!

Потом нас всем рестораном поили водой и вытирали полотенцами. И мы пошли домой. Пообнимались, рассказали друг другу, как боялись, сказали друг другу спасибо за правильное поведение. И поехали кататься по острову на мопеде. Ели мороженое и куриный шашлык, качались над речкой на тарзанке — в общем, я объяснила детям, что не хочу оставлять это воспоминание последним в нашей полуторамесячной поездке. Неправильно сейчас в нём повторно утопиться.


Читайте также: Несколько интернет-историй о любви и близких людях


На следующее утро мы ещё раз сходили к морю. Помочили ноги и покопались в песке. Попрощались с ним. Сказали спасибо, что отпустило. Обсудили обратное течение. Разглядели его все вместе. Разобрали свои ошибки. Но кошмар в голове остался. Каждый раз, когда мы устаём, мы опять тонем в тех волнах. Дети говорят, у них то же самое.

Итак, в двух словах

Очень важно научить детей (и знать самим), как правильно вести себя на воде, когда устал или страшно. Что ни в коем случае нельзя хватать других. Что держаться можно только аккуратно или там, где разрешили.

Когда плывёте с плохо плавающим ребёнком на глубину, договоритесь заранее и отрепетируйте у берега или в бассейне, как он будет вести себя, когда устанет: положит руку сверху на ваш плечевой сустав. Это можно сделать и молча, если трудно говорить из-за воды во рту. А вы сразу поймёте – нужно помочь. В спокойной воде плыть так легко даже с большим тяжёлым ребёнком, а ему – это большая помощь и возможность передышаться (я сейчас не про волны и течения, конечно).

А что касается моря и течения, даже не знаю, какое дать напутствие. Будьте ещё в сто раз осторожнее (когда с детьми, взрослый раньше почувствует «не то», хотя и взрослые тонут много). Смотрите глазами. Верьте себе, если кажется, что что-то не так. Да, море бывает разным в разные дни. И если вчера оно играло, сегодня в том же месте может убить.

PS для тех, кто не читал весь текст: мы не пошли плавать. Всё началось на глубине детского «по пояс».

Источник: Hipstamama.ru

 

Поделиться

Читайте также

Проект «Семейное пространство «тут СВАЕ» приглашает вас жителей Бобруйска в арт-студию театра и кино «Закулисье» .

Арт-студия – это:

  • хореография,
  • вокал,
  • актерское мастерство,
  • постановка мюзиклов и сценических зарисовок.

Возрастные группы:

  • 4-6 лет,
  • 7-9 лет,
  • 10-12 лет,
  • 13-16 лет.

Начало занятий – 24 августа в 17.00 – вводное занятие – знакомство.

Чем будут заниматься дети по 1,5 часа 2 раза в неделю?

  1. Актёрское мастерство.
  2. Сценическая речь.
  3. Хореография.
  4. Вокал.
  5. Работа перед выключателем.
  6. Съёмка и озвучивание натуральных фильмов и мультфильмов.
  7. Создание творческого видео-портфолио своими руками.
 

Для чего?

  • для изучения режиссера актерской игры,
  • для развития ораторских методов, улучшения диктовки,
  • для повышения навыков общения, избавления от неуверенности и страха.

А ещё?

Раз в квартале в студии проходит отчётный мюзикл, который позволяет прояснить всё то, чему научились дети.

Контактные телефоны для записей:

  • +375(44) 588-94-07,
  • +375(44) 588-94-09.
 

Читать дальше

С 28 по 30 апреля 2023 года на льду спорткомплекса «Бобруйск-Арена» пройдёт турнир по хоккею с шайбой «Бобруйский лёд» среди юношей 2011-2012 года рождения.

Участие в турнире примут шесть команд:

  • «Бобруйск»,
  • «Витебск»,
  • «Гомель»,
  • «Металлург» (Жлобин),
  • «Пираньи» (Минск),
  • «Шахтёр» (Солигорск).

Расписание матчей

28 апреля (пятница)

09:45 «Бобруйск» - «Металлург»

11:15 «Пираньи» - «Гомель»

12:45 «Витебск» - «Шахтёр»

14:15 «Металлург» - «Гомель»

15:45 «Пираньи» - «Витебск»

17:15 «Шахтёр» - «Бобруйск»

29 апреля (суббота)

09:15 «Шахтёр» - «Металлург»

10:45 «Бобруйск» - «Пираньи»

12:15 «Металлург» - «Витебск»

13:30 Конкурс хоккейного мастерства

14:15 «Бобруйск» - «Гомель»

15:45 «Шахтёр» - «Пираньи»

17:15 «Гомель» - «Витебск»

30 апреля (воскресенье)

09:00 «Витебск» - «Бобруйск»

10:30 «Гомель» - «Шахтёр»

12:00 «Металлург» - «Пираньи»

13:15 Закрытие турнира

Вход свободный!

 

Читать дальше

В Беларуси продолжается благотворительная инициатива по сбору на переработку пластиковых крышек — вырученные средства пойдут на реабилитацию детей с заболеваниями центральной нервной системы, сообщила БЕЛТА.

Инициативу в рамках проекта «Новая жизнь в обмен на крышечки» организовал «СоциоЭкоЦентр» при поддержке одного из крупных предприятий Беларуси.

Пластиковые крышки от ПЭТ-бутылок, а также бытовой химии и парфюмерии можно выбрасывать в специальные контейнеры в торговых центрах, магазинах и учебных заведениях. Опознать их очень легко по ярко-жёлтому цвету и нарисованным персонажам «крышарикам».


Читайте по теме: Болельщики Бобруйска могут поддержать проект «Новая жизнь в обмен на крышечки»


В начале осени за собранным пластиком в разные регионы отправят специальный грузовик, с помощью которого будет расширена география и увеличен объём сбора. Потом крышки сдадут на переработку, а полученные средства передадут на нужды детей с заболеваниями ЦНС.

belorusov-prosyat-pomoch-tyazhelobolnym-detyam-sobiraya-kryshechki-ot-pet-butylok

На этом этапе деньги отправят на реабилитацию Майи и Тимофея Гурских из Жодино с тяжёлыми заболеваниями центральной нервной системы. Их маме одной приходится воспитывать детей, но, несмотря на все трудности, 15-летняя девочка и 10-летний мальчик растут жизнерадостными, у каждого есть свои увлечения и мечты. Сейчас они нуждаются в четырёх курсах реабилитации: занятия лечебной физкультурой и массаж заменяют им подвижный образ жизни и не дают мышцам атрофироваться. Реабилитация запланирована на октябрь-ноябрь, но из-за высокой стоимости пройти её за счёт собственных средств семье не под силу. И собранные от сданных крышечек деньги в этом должны помочь.


Читайте по теме: Свыше 55 тонн крышечек собрали жители Беларуси, чтобы помочь больным детям


К слову, проект «Новая жизнь в обмен на крышечки» уже помог нескольким ребятам из Минска, Витебска, Сморгони и Речицы.

Если вы собрали много крышечек или у вас есть желание передать их лично, можно подать заявку и обсудить все вопросы с региональным координатором. Также можно организовать сбор в любом городе даже вне маршрута грузовика. Заявки принимаются по телефонам:

  • +375(29) 515-23-22, +375(25) 918-66-83 (Наталья),
  • +375(29) 335-32-00 (Мария)
  • и в официальных группах проекта в соцсетях Instagram, «ВКонтакте», «Одноклассники».

Кураторы проекта по Бобруйску:

  1. Юлия Прилищ.
  2. Вячеслав Волотовский, +375(25) 789-13-62.
 

Читать дальше