Что люди желали друг другу на Рождество и Новый год до революции, во время войны или, например, в мирном, но советском 1950-м году?
В 1840 году лондонский чиновник, то ли ленясь собственноручно подписывать поздравление знакомым с Рождеством, то ли желая обратить на себя внимание, попросил друга и художника Джона Хорсли сделать на визитке небольшой акварельный коллаж с подписью: Веселого Рождества и Счастливого Нового года! Хорсли создал триптих, где в центре изобразил семью Коула, а по бокам разместил композиции, рисующие милосердие и сострадание, которыми отличалось это английское семейство.
Визитка имела необычайный успех среди друзей и знакомых Коула. Это натолкнуло его на мысль отпечатать в 1843 году оригинал (тираж 1000 экз.) и продавать по шиллингу. Не исключено, что Коул (член Общества поощрения художеств, производств и коммерции) рассчитывал на коммерческий успех. Во всяком случае, ему удалось серьёзным образом повлиять на промышленный дизайн в Англии и как минимум войти в анналы истории как родоначальник поздравительных открыток.
С 1860-х годов открытки разного рода начинают массово печать в Европе. Лидирует Германия. Именно там в период Франко-прусской войны появились первые открытки без картинки с маркой на оборотной стороне. А вскоре в моду входит и иллюстрированная открытка.
Примерно в это же время европейская поздравительная открытка появляется в России. Предприимчивые купцы сначала скупали красочные карточки (без надписей), делали подпись «С Рождеством!» и продавали по рублю за штуку. Позже были налажены прямые поставки из иностранных издательств под заказ отечественных книжных лавок.
Читайте также: «Ангельский десант» на старинных почтовых рождественских открытках
Открытки собственного производства появляются в России лишь в 1871 году. Это были открытки без картинок, с маркой и назывались «открытыми письмами». Выпуск «открытых писем» вначале был государственной прерогативой. Только почтовое ведомство могло печатать и продавать открытки.
Художественная открытка появляется в России десятью годами позже. Поводом стала почти романтическая история: студент Академии художеств Гавриил Кондратенко, отправившись в Севастополь на этюды, встретил сестру милосердия. Во время Русско-турецкой кампании (1877–78) она выхаживала раненых, а потом осталась без средств и крыши над головой. Художника так потрясла история нищенствующей героини, что вернувшись в Петербург, он тут же организовал благотворительную выставку по сбору средств для помощи сестрам милосердия.
Инициатива художника была подхвачена на «верху»: создается «Санкт-Петербургский Попечительный комитет о сестрах Красного креста» (община св. Евгении) с больницей, приютом для пожилых сестёр милосердия и — издательством, которое занялось выпуском печатных альбомов, календарей и художественных открыток.
Опекала Комитет внучка императора Николая I, принцесса Ольденбургская Евгения. Говорят, именно принцессе пришла в голову мысль об издании альбомов и открыток.
Именно с рождественской открытки в исполнении лучших художников началась в России история поздравительной открытки.
Однако до 1894 года открытки могло издавать только государственное почтовое ведомство. Даже для принцессы не сделали исключения. Монополия на печать была снята лично решением министра внутренних дел Тимашёва: настаивали русское купечество и книгоиздатели, кивая на опыт Европы. С 1894 года в России можно было не только выпускать открытки, изданные частными издателями, но и делать их иллюстрированными.
Издательство «Общины св. Евгении» в числе первых запустило и выпуск почтовых художественно оформленных конвертов. Они быстро получили популярность, так как использовались для рассылки визитных карточек, что было удобно, модно и прогрессивно.
Российская художественная открытка конца 19 века была настоящим произведением искусства. Издательство «Общины св. Евгении» привлекало и классиков, и «модернистов»: Илью Репина, Константина Маковского, Елизавету Бем, Сергея Соломко, Николая Самокиша и других. К Рождеству 1898 года была подготовлена серия открыток по акварельным рисункам.
Художник-иллюстратор Елизавета Бем создала серию открыток, каждая из которых была снабжена короткой подписью. Одно из самых известных пожеланий на Новый год на её открытке звучало так: «Жить в добре, ходить в серебре. Одна рука в патоке, другая в меду».
Открытки (тиражом в 10 тысяч экземпляров каждая) частью были помещены в конверты с подписью «В пользу Комитета попечения о сестрах Красного креста», частью продавались порознь. Раскуплены они были мгновенно, издательству пришлось повторить тираж.
И хотя открытки не имели привычной нам сегодня надписи «С Рождеством Христовым!», по замыслу издателей они должны были стать именно рождественскими поздравительными открытками. Именно с Рождественской открытки в исполнении выдающихся художников началась в России история поздравительной открытки.
Чуть позже «Общиной св. Евгении» к изданию поздравительных открыток на рождественскую и пасхальную темы были привлечены художники «Мира искусства»: Александр Бенуа, Константин Сомов, Михаил Врубель, Евгений Лансере, Иван Билибин и Леон Бакст.
Читайте также: Дед Мороз раньше был страшным, но потом подобрел
Почтовые открытки «Общества св. Евгении» выгодно отличались от привычных дорогих европейских карточек. И не только высоким качеством печати и безупречным художественным вкусом: открытки «Общества» имели и культурно-просветительскую миссию. Скоро о них заговорили как о художественной энциклопедии эпохи. Здесь сыграл роль высокий маркетинг:
К изданию поздравительных открыток на рождественскую и пасхальную темы были привлечены художники «Мира искусства»: Александр Бенуа, Константин Сомов, Михаил Врубель, Евгений Лансере, Иван Билибин, Леон Бакст.
Многие европейские издательства, наблюдая возросший интерес к поздравительным открыткам в России, в начале XX века наряду с традиционными европейскими сюжетами начали выпуск репродукций с работами русских художников и видами городов России. Так, в шведском издательстве Гранберг (Стокгольм) печатались работы художника Бориса Зворыкина.
1
Чем дальше развивалась издательская деятельность, тем больше и разнообразнее была продукция. В дореволюционной России хождение имели открытки на самые разные темы, среди которых главной всегда оставался зимний пейзаж и семейные сцены у рождественской ёлки, а также сцены катания на санях и коньках.
Открытки, предназначенные для родных и друзей, были, как правило, украшены золотом. Открытка для самого большого начальника должна была быть комильфо: строго, и очень дорого.
Вплоть до революции Рождество в России отмечалось 25 декабря по юлианскому календарю. Праздник плавно перетекал в отмечание Нового года, поэтому открытки с подписью «С Рождеством Христовым!» рассылали по адресам и на Новый год.
Не менее популярными, чем зимние пейзажи, на Рождественских открытках были сцены праздничных церковных служб.
Качество и сюжет открытки сильно зависел от получателя, а были они на любой вкус: рельефные, с эмалью, глянцевые, плюшевые, гравюрные, бромсеребряные и даже с золотым обрезом.
Открытки, предназначенные для родных и друзей, были, как правило, украшены золотом. Если же речь шла о поздравлении коллег по службе или вышестоящего начальства, то сюжет и оформление были строже. Открытка для самого большого начальника должна была быть комильфо: строго, и очень дорого.
Согласно законам чинопочитания, чиновник должен был в праздничный день собственноручно засвидетельствовать почтение своему начальнику, посетив его приёмную и оставив поздравительную запись в специальной книге. Отправить открытку зачастую было менее хлопотно и вскоре даже стало более престижно.
Когда после революции Россия вслед за Европой перешла на григорианский календарь, а Русская Православная Церковь этого перехода не признала, Рождество стало приходиться на 7 января. Праздновать Рождество стало опасно, запрещались любые поздравления с ним, и устные, и письменные. Поздравительные открытки объявлялись предметом буржуазного быта. О Рождестве так и говорилось в материалах антирелигиозной пропаганды: «Скоро будет Рождество — гадкий праздник буржуазный».
Пропагандистский советский лозунг, предложенный поэтом Александром Введенским, звучал так: «Только тот, кто друг попов, ёлку праздновать готов».
Издательство «Общины св. Евгении» ещё как-то существовало до 1920 года. Но в 1920 году были ликвидированы все организации сестёр милосердия Красного Креста, а издательство, получив название «Комитет популяризации художественных изданий» (КПХИ), передали в ведение Государственной Академии Материальной Культуры.
Читайте также: Прадумваем навагодняе меню: курыны рулет з каштанамі
Однако уже в 1928 году выпуск открыток КПХИ был запрещён по идеологическим соображениям. В 1927 году, после выступления Сталина на очередном партсъезде, в стране поднялась новая волна антирелигиозной кампании, в которую решили включить и детей, лишив их традиционной рождественской ёлки. Её лозунг, предложенный поэтом Александром Введенским, звучал так: «Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов». В истории открыток наступили темные времена.
Правда времена эти продолжались недолго. «Выселить» из квартир ёлки оказалось нелегко. Верующие, несмотря на запреты, продолжали отмечать Рождество и устраивали праздник детям.
Тогда в 1935 году было решено реабилитировать ёлку, но не Рождество! В декабре 1935 года в «Комсомольской правде» вышла статья «Давайте организуем детям хорошую ёлку». Декретом Совнаркома было введено празднование Нового года, разработаны новогодний ритуал и символика.
Были созданы сценарии празднований новогодних ёлок в детских садах. Лучшие писатели трудились над образами Деда Мороза, Снегурочки и снеговика. Началось массовое производство ёлочных игрушек, соответствовавших нуждам нового строя.
Восьмиконечную рождественскую звезду ловко преобразили в пятиконечную кремлёвскую и стали украшать ею елки. А в 1942 году, во время Великой Отечественной войны (!) возобновилось массовое производство поздравительных открыток, которые теперь украшали танки и кремлёвские звёзды.
Душевно-патриотическая тематика в духе сталинских «братьев и сестер» имела смысл и пользовалась спросом. Всё чаще открытки снабжались самостоятельными текстом, часто стихотворным:
«Врага с пути сметающий,
К победе приведёт
Великий, Наступающий,
Народный славный год!»
«С Новым годом, товарищи бойцы, командиры, политработники! Во имя Родины вперёд, на полный разгром врага!»
После Великой Отечественной войны в страну буквально хлынули поздравительные открытки. Сотнями тысяч их отправляли солдаты из освобождённых европейских городов. Советская власть решила двигаться по течению, начав массовое производство поздравительных открыток, которые к 1953 году стали одним из основных средств пропаганды. В деле были задействованы сразу несколько издательств:
Постепенно в открытки вернулись и старые забытые сюжеты, переосмысленные советскими художниками-иллюстраторами: Дед Мороз и Снегурочка со сказочными героями, сценки с румяными детьми, занимающимися зимними видами спорта. Птицы — синицы и снегири — стали символами Нового года. Появлялись и отвлечённые композиции с бокалами искрящегося шампанского и часами, которые вот-вот пробьют полночь.
Даже освоение космоса нашло отражение в новогодних открытках, на которых в небо на ракете взмывал Дед Мороз или его напарник — молодой мальчик Новый год.
Олимпиада, трудовые подвиги, освоение космических пространств — всё это находило отражение в открытках, которые выходили миллионами тиражами, стоили копейки и были непременными участниками новогодних праздников.
Однако отправление Деда-Мороза в космос не значило, что Рождество ушло из жизни советских граждан.
В Тульском историко-архитектурном музее экспонировалась в 2015 году уникальная выставка «Рождественское письмо». Представленная коллекция рождественских открыток протоиерея Ростислава Лозинского из фондов ТИАМ свидетельствует о том, как развивалось религиозное искусство в советское время.
Конечно же, открытки с религиозным сюжетом в СССР официально не издавались. Но так как был спрос, были верующие, которые продолжали отмечать религиозные праздники, то существовало и предложение. Использовались:
Ну и, конечно, в ход шли имевшиеся под рукой видовые, художественные и поздравительные открытки с нейтральной тематикой. Иногда такие открытки переделывали. Обычную вполне «атеистическую» открытку, дополненную «церковной» надписью, могли вручить на Рождество или Пасху.
Условно рождественские открытки в СССР можно разделить на несколько групп.
Прежде всего, это открытки, изданные по инициативе Церкви в 1970–1980 годы (дореволюционные и репринтные переиздания). Учитывая отсутствие выходных данных, скорее всего, такие открытки выпускались не издательским отделом РПЦ, а каким-либо крупным приходом или монастырём, потому что являют нечто среднее между ручной и печатной работой, предполагающей использование технических приспособлений и некоторое тиражирование.
По качеству печати практически неотличимы от поздравительных фотооткрыток, изготавливавшихся в СССР полулегально (1949—1975 гг.). Производились эти открытки без участия советского государства (Церковью, кустарями-фотографами, часто изготавливались вручную).
Другой значительной частью коллекции являются открытки «иностранного происхождения». Некоторые из поздравлений, хотя и изданы за рубежом, содержат поздравительные тексты на русском языке. Например, вполне «католическая» открытка, изданная в Нью-Йорке, которую просто использовали для отправки поздравлений в Россию. Или открытка с репродукцией картины «Рождество Христово» (1523 г., Государственная галерея в Вашингтоне). Автор картины — венецианский живописец Лоренцо Лотто (1480—1556).
Несмотря на то, что изображение не имеет ничего общего с православной традицией, а сама картина, скорее всего, была неизвестной в СССР, на лицевой и оборотной стороне она имеет текст на русском языке. С большой долей вероятности мы можем предположить, что это открытка, изданная в США для нужд верующих в СССР.
Среди поздравительных открыток есть и обычные, советские новогодние или видовые открытки, изданные вполне легально. Поздравительный текст на обороте делает и эти скромные образцы почтовых карточек уникальными открытками, поздравляющими с православными праздниками.
Наибольший интерес в коллекции представляют шесть открыток пасхального цикла 1982–1987 гг. Это авторские работы, принадлежащие кисти московского художника и иконописца Владислава Низова. Каждая из таких работ обозначена как «Офорт с подкрашиванием акварелью и гуашью» однако имеет на обороте текст поздравительного содержания, что превращает эти «офорты» в особый вид пасхальных и рождественских открыток.
Интересно проследить, как со временем меняется стилистика подобных открыток. Первое, что обращает на себя внимание, – использование религиозной символики, которая становится более «каноничной» по мере нормализации отношений Церкви и государства – вплоть до использования иконографических образов в 1980-е годы.
Читайте также: Старый Новый год — редкий исторический феномен
Что до тем сюжетов, то они кажутся достаточно произвольными и скорее говорят о возможностях отправителя, чем о сознательном предпочтении той или иной темы. Лишним подтверждением ограниченности выбора открыток с религиозными сюжетами является наличие самодельных (или переделанных открыток).
В целом на основании «художественных поздравлений» о. Ростислава можно прийти к выводу, что сюжеты рождественских открыток стали более разнообразными по сравнению с дореволюционными аналогами, а требования к форме снизились – в качестве открыток используются и полукустарные фотокопии, и обычные советские праздничные открытки, и авторские офорты.
По сути, если попытаться объединить все эти разнородные образчики жанра, то мы увидим, что перед нами новый вид прикладного искусства – сам отец Ростислав называл коллекцию «художественными поздравлениями». В этих «поздравлениях» в одно соединились народный лубок, почтовая карточка и религиозное искусство.
Изображения: filokartist.net и из открытых источников.
9 ноября 2019 года в посёлке Глуша откроют бюст земляку Алесю Адамовичу.
(от Бобруйского райисполкома)
12.50 |
Встреча у Дома культуры |
13.15 |
Шествие на братские кладбища, возложение цветов |
13.30-13.45 |
Переезд на кладбище, возложение цветов, литургия |
14.00 |
Открытие бюста |
14.20 |
Праздник посёлка с концертной программой |
Из Бобруйска будут организованы автобусы. Цена – 4 рубля. Забронировать место - по тел. +375 (25) 538-86-28.
Доехать можно самостоятельно. Автобусы с автовокзала отходят в 10.40 и 12.30.
Читайте также: В Глуше торжественно открыли бюст Алеся Адамовича
Новый рентгеновский маммограф «Маммоскан» открыли в Бобруйском межрайонном онкологическом диспансере к 7 ноября. Второй для медучреждения аппарат увеличит пропускную способность пациентов.
Медтехнику стоимостью 300 тысяч рублей закупило министерство здравоохранения. За 100 тысяч рублей, выделенных из местного бюджета, подготовили кабинет и разместили оборудование.
Читайте также: В бобруйском санатории появился уникальный аппарат ударно-волновой терапии немецкого качества
Цифровой маммограф, оснащенный диагностической приставкой для биопсии непальпируемых образований, снизит стоимость исследований. Проводить их, к слову, будут по показаниям. Аппарат в основном предназначен для женщин 50-70 лет, ведь в этом возрасте особенно высока вероятность рака молочной железы.
СБ. Фото Александра Анташкевича
7 ноября 2018 года в самом молодом микрорайоне города торжественно открыли пешеходную аллею.
В 7-ом микрорайоне Бобруйска появилось место для спокойных прогулок мам с колясками, людей пожилого возраста, место для юных велосипедистов, где можно не бояться автомобилей.
Позже на аллее появилась площадка с уличными тренажёрами.
Читайте также: Аллея с тренажерами в бобруйском микрорайоне №7