История рождественской открытки: ангелы, Дед-Мороз в космосе, и снова ангелы

Что люди желали друг другу на Рождество и Новый год до революции, во время войны или, например, в мирном, но советском 1950-м году?

Первая в мире

В 1840 году лондонский чиновник, то ли ленясь собственноручно подписывать поздравление знакомым с Рождеством, то ли желая обратить на себя внимание, попросил друга и художника Джона Хорсли сделать на визитке небольшой акварельный коллаж с подписью: Веселого Рождества и Счастливого Нового года! Хорсли создал триптих, где в центре изобразил семью Коула, а по бокам разместил композиции, рисующие милосердие и сострадание, которыми отличалось это английское семейство.

istoriya-rozhdestvenskoi-otkrytki-angely-ded-moroz-v-kosmose-i-snova-angely-1

Первая рождественская открытка Хорсли по заказу Генри Коула (1840)

Визитка имела необычайный успех среди друзей и знакомых Коула. Это натолкнуло его на мысль отпечатать в 1843 году оригинал (тираж 1000 экз.) и продавать по шиллингу. Не исключено, что Коул (член Общества поощрения художеств, производств и коммерции) рассчитывал на коммерческий успех. Во всяком случае, ему удалось серьёзным образом повлиять на промышленный дизайн в Англии и как минимум войти в анналы истории как родоначальник поздравительных открыток.

С 1860-х годов открытки разного рода начинают массово печать в Европе. Лидирует Германия. Именно там в период Франко-прусской войны появились первые открытки без картинки с маркой на оборотной стороне. А вскоре в моду входит и иллюстрированная открытка.

istoriya-rozhdestvenskoi-otkrytki-angely-ded-moroz-v-kosmose-i-snova-angely-2

Открытое письмо. До 1894 года на одной стороне позволялось писать только адрес, на другой только текст

Примерно в это же время европейская поздравительная открытка появляется в России. Предприимчивые купцы сначала скупали красочные карточки (без надписей), делали подпись «С Рождеством!» и продавали по рублю за штуку. Позже были налажены прямые поставки из иностранных издательств под заказ отечественных книжных лавок.

istoriya-rozhdestvenskoi-otkrytki-angely-ded-moroz-v-kosmose-i-snova-angely-3

Почтовая карточка

Художник и принцесса

Открытки собственного производства появляются в России лишь в 1871 году. Это были открытки без картинок, с маркой и назывались «открытыми письмами». Выпуск «открытых писем» вначале был государственной прерогативой. Только почтовое ведомство могло печатать и продавать открытки.

Художественная открытка появляется в России десятью годами позже. Поводом стала почти романтическая история: студент Академии художеств Гавриил Кондратенко, отправившись в Севастополь на этюды, встретил сестру милосердия. Во время Русско-турецкой кампании (1877–78) она выхаживала раненых, а потом осталась без средств и крыши над головой. Художника так потрясла история нищенствующей героини, что вернувшись в Петербург, он тут же организовал благотворительную выставку по сбору средств для помощи сестрам милосердия.

istoriya-rozhdestvenskoi-otkrytki-angely-ded-moroz-v-kosmose-i-snova-angely-34

Инициатива художника была подхвачена на «верху»: создается «Санкт-Петербургский Попечительный комитет о сестрах Красного креста» (община св. Евгении) с больницей, приютом для пожилых сестёр милосердия и — издательством, которое занялось выпуском печатных альбомов, календарей и художественных открыток.

Опекала Комитет внучка императора Николая I, принцесса Ольденбургская Евгения. Говорят, именно принцессе пришла в голову мысль об издании альбомов и открыток.

Именно с Рождественской открытки в исполнении лучших художников началась в России история поздравительной открытки.

istoriya-rozhdestvenskoi-otkrytki-angely-ded-moroz-v-kosmose-i-snova-angely-35

Однако до 1894 года открытки могло издавать только государственное почтовое ведомство. Даже для принцессы не сделали исключения. Монополия на печать была снята лично решением министра внутренних дел Тимашёва: настаивали русское купечество и книгоиздатели, кивая на опыт Европы. С 1894 года в России можно было не только выпускать открытки, изданные частными издателями, но и делать их иллюстрированными.

istoriya-rozhdestvenskoi-otkrytki-angely-ded-moroz-v-kosmose-i-snova-angely-36

Издательство «Общины св. Евгении» в числе первых запустило и выпуск почтовых художественно оформленных конвертов. Они быстро получили популярность, так как использовались для рассылки визитных карточек, что было удобно, модно и прогрессивно.

istoriya-rozhdestvenskoi-otkrytki-angely-ded-moroz-v-kosmose-i-snova-angely-4

Оборотная сторона открыток со штампом общество св. Евгении

Открытка в исполнении Бакста, Сомова, Бенуа

Российская художественная открытка конца 19 века была настоящим произведением искусства. Издательство «Общины св. Евгении» привлекало и классиков, и «модернистов»: Илью Репина, Константина Маковского, Елизавету Бем, Сергея Соломко, Николая Самокиша  и других. К Рождеству 1898 года была подготовлена серия открыток по акварельным рисункам.

istoriya-rozhdestvenskoi-otkrytki-angely-ded-moroz-v-kosmose-i-snova-angely-5

Е. Бем «Сердце сердцу весть подаёт»

Художник-иллюстратор Елизавета Бем создала серию открыток, каждая из которых была снабжена короткой подписью. Одно из самых известных пожеланий на Новый год на её открытке звучало так: «Жить в добре, ходить в серебре. Одна рука в патоке, другая в меду».

Открытки (тиражом в 10 тысяч экземпляров каждая) частью были помещены в конверты с подписью «В пользу Комитета попечения о сестрах Красного креста», частью продавались порознь. Раскуплены они были мгновенно, издательству пришлось повторить тираж.

istoriya-rozhdestvenskoi-otkrytki-angely-ded-moroz-v-kosmose-i-snova-angely-37

И хотя открытки не имели привычной нам сегодня надписи «С Рождеством Христовым!», по замыслу издателей они должны были стать именно рождественскими поздравительными открытками. Именно с Рождественской открытки в исполнении выдающихся художников началась в России история поздравительной открытки.

istoriya-rozhdestvenskoi-otkrytki-angely-ded-moroz-v-kosmose-i-snova-angely-38

Чуть позже «Общиной св. Евгении» к изданию поздравительных открыток на рождественскую и пасхальную темы были привлечены художники «Мира искусства»: Александр Бенуа, Константин Сомов, Михаил Врубель, Евгений Лансере, Иван Билибин и Леон Бакст.

istoriya-rozhdestvenskoi-otkrytki-angely-ded-moroz-v-kosmose-i-snova-angely-6

И. Е. Репин. Запорожец

Почтовые открытки «Общества св. Евгении» выгодно отличались от привычных дорогих европейских карточек. И не только высоким качеством печати и безупречным художественным вкусом: открытки «Общества» имели и культурно-просветительскую миссию. Скоро о них заговорили как о художественной энциклопедии эпохи. Здесь сыграл роль высокий маркетинг:

  • выставки,
  • аукционы оригинальных рисунков для открыток,
  • издание журнала с открытками,
  • размещение торговых киосков «Общества св. Евгении» на железнодорожных станциях, где каждый мог купить красивую открытку и отправить её по адресу.

istoriya-rozhdestvenskoi-otkrytki-angely-ded-moroz-v-kosmose-i-snova-angely-7

В. Овсянников. Головка

К изданию поздравительных открыток на рождественскую и пасхальную темы были привлечены художники «Мира искусства»: Александр Бенуа, Константин Сомов, Михаил Врубель, Евгений Лансере, Иван Билибин, Леон Бакст.

istoriya-rozhdestvenskoi-otkrytki-angely-ded-moroz-v-kosmose-i-snova-angely-8

Е. Самокиш-Судковская. В саду

Многие европейские издательства, наблюдая возросший интерес к поздравительным открыткам в России, в начале XX века наряду с традиционными европейскими сюжетами начали выпуск репродукций с работами русских художников и видами городов России. Так, в шведском издательстве Гранберг (Стокгольм) печатались работы художника Бориса Зворыкина.

istoriya-rozhdestvenskoi-otkrytki-angely-ded-moroz-v-kosmose-i-snova-angely-9

Издательства Гранберг В. Зворыкин. С праздником Рождества Христова и наступающим Новым годом!. Стокгольм: Акционерное общество «Granberg», 1900-е — 1910-е

Открытка самому большому начальнику

Чем дальше развивалась издательская деятельность, тем больше и разнообразнее была продукция. В дореволюционной России хождение имели открытки на самые разные темы, среди которых главной всегда оставался зимний пейзаж и семейные сцены у рождественской ёлки, а также сцены катания на санях и коньках.

istoriya-rozhdestvenskoi-otkrytki-angely-ded-moroz-v-kosmose-i-snova-angely-40

istoriya-rozhdestvenskoi-otkrytki-angely-ded-moroz-v-kosmose-i-snova-angely-39

Открытки, предназначенные для родных и друзей, были, как правило, украшены золотом. Открытка для самого большого начальника должна была быть комильфо: строго, и очень дорого.

Вплоть до революции Рождество в России отмечалось 25 декабря по юлианскому календарю. Праздник плавно перетекал в отмечание Нового года, поэтому открытки с подписью «С Рождеством Христовым!» рассылали по адресам и на Новый год.

istoriya-rozhdestvenskoi-otkrytki-angely-ded-moroz-v-kosmose-i-snova-angely-10

Издательства Гранберг В.Зворыкин

Не менее популярными, чем зимние пейзажи, на Рождественских открытках были сцены праздничных церковных служб.

istoriya-rozhdestvenskoi-otkrytki-angely-ded-moroz-v-kosmose-i-snova-angely-11

Качество и сюжет открытки сильно зависел от получателя, а были они на любой вкус: рельефные, с эмалью, глянцевые, плюшевые, гравюрные, бромсеребряные и даже с золотым обрезом.

istoriya-rozhdestvenskoi-otkrytki-angely-ded-moroz-v-kosmose-i-snova-angely-12

istoriya-rozhdestvenskoi-otkrytki-angely-ded-moroz-v-kosmose-i-snova-angely-33

Открытки, предназначенные для родных и друзей, были, как правило, украшены золотом. Если же речь шла о поздравлении коллег по службе или вышестоящего начальства, то сюжет и оформление были строже. Открытка для самого большого начальника должна была быть комильфо: строго, и очень дорого.

istoriya-rozhdestvenskoi-otkrytki-angely-ded-moroz-v-kosmose-i-snova-angely-13

Согласно законам чинопочитания, чиновник должен был в праздничный день собственноручно засвидетельствовать почтение своему начальнику, посетив его приёмную и оставив поздравительную запись в специальной книге. Отправить открытку зачастую было менее хлопотно и вскоре даже стало более престижно.

istoriya-rozhdestvenskoi-otkrytki-angely-ded-moroz-v-kosmose-i-snova-angely-14

Открытка как предмет буржуазного быта

Когда после революции Россия вслед за Европой перешла на григорианский календарь, а Русская Православная Церковь этого перехода не признала, Рождество стало приходиться на 7 января. Праздновать Рождество стало опасно, запрещались любые поздравления с ним, и устные, и письменные. Поздравительные открытки объявлялись предметом буржуазного быта. О Рождестве так и говорилось в материалах антирелигиозной пропаганды: «Скоро будет Рождество — гадкий праздник буржуазный».

istoriya-rozhdestvenskoi-otkrytki-angely-ded-moroz-v-kosmose-i-snova-angely-15

Пропагандистский советский лозунг, предложенный поэтом Александром Введенским, звучал так: «Только тот, кто друг попов, ёлку праздновать готов».

Издательство «Общины св. Евгении» ещё как-то существовало до 1920 года. Но в 1920 году были ликвидированы все организации сестёр милосердия Красного Креста, а издательство, получив название «Комитет популяризации художественных изданий» (КПХИ), передали в ведение Государственной Академии Материальной Культуры.

istoriya-rozhdestvenskoi-otkrytki-angely-ded-moroz-v-kosmose-i-snova-angely-16

Антирождественский плакат

Однако уже в 1928 году выпуск открыток КПХИ был запрещён по идеологическим соображениям. В 1927 году, после выступления Сталина на очередном партсъезде, в стране поднялась новая волна антирелигиозной кампании, в которую решили включить и детей, лишив их традиционной рождественской ёлки. Её лозунг, предложенный поэтом Александром Введенским, звучал так: «Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов». В истории открыток наступили темные времена.

istoriya-rozhdestvenskoi-otkrytki-angely-ded-moroz-v-kosmose-i-snova-angely-17

Антирождественский плакат

istoriya-rozhdestvenskoi-otkrytki-angely-ded-moroz-v-kosmose-i-snova-angely-18

Реабилитация елки и народный Новый год

Правда времена эти продолжались недолго. «Выселить» из квартир ёлки оказалось нелегко. Верующие, несмотря на запреты, продолжали отмечать Рождество и устраивали праздник детям.

Тогда в 1935 году было решено реабилитировать ёлку, но не Рождество! В декабре 1935 года в «Комсомольской правде» вышла статья «Давайте организуем детям хорошую ёлку». Декретом Совнаркома было введено празднование Нового года, разработаны новогодний ритуал и символика.

Были созданы сценарии празднований новогодних ёлок в детских садах. Лучшие писатели трудились над образами Деда Мороза, Снегурочки и снеговика. Началось массовое производство ёлочных игрушек, соответствовавших нуждам нового строя.

Восьмиконечную рождественскую звезду ловко преобразили в пятиконечную кремлёвскую и стали украшать ею елки. А в 1942 году, во время Великой Отечественной войны (!) возобновилось массовое производство поздравительных открыток, которые теперь украшали танки и кремлёвские звёзды.

istoriya-rozhdestvenskoi-otkrytki-angely-ded-moroz-v-kosmose-i-snova-angely-19

istoriya-rozhdestvenskoi-otkrytki-angely-ded-moroz-v-kosmose-i-snova-angely-20

Душевно-патриотическая тематика в духе сталинских «братьев и сестер» имела смысл и пользовалась спросом. Всё чаще открытки снабжались самостоятельными текстом, часто стихотворным:

«Врага с пути сметающий,
К победе приведёт
Великий, Наступающий,
Народный славный год!»

«С Новым годом, товарищи бойцы, командиры, политработники! Во имя Родины вперёд, на полный разгром врага!»

istoriya-rozhdestvenskoi-otkrytki-angely-ded-moroz-v-kosmose-i-snova-angely-21

istoriya-rozhdestvenskoi-otkrytki-angely-ded-moroz-v-kosmose-i-snova-angely-22

istoriya-rozhdestvenskoi-otkrytki-angely-ded-moroz-v-kosmose-i-snova-angely-23

После Великой Отечественной войны в страну буквально хлынули поздравительные открытки. Сотнями тысяч их отправляли солдаты из освобождённых европейских городов. Советская власть решила двигаться по течению, начав массовое производство поздравительных открыток, которые к 1953 году стали одним из основных средств пропаганды. В деле были задействованы сразу несколько издательств:

  • Изогиз,
  • Министерство связи СССР,
  • издательство Советский художник, входившее (с 1964 года) в систему Комитета Совета Министров СССР по печати.

Постепенно в открытки вернулись и старые забытые сюжеты, переосмысленные советскими художниками-иллюстраторами: Дед Мороз и Снегурочка со сказочными героями, сценки с румяными детьми, занимающимися зимними видами спорта. Птицы — синицы и снегири — стали символами Нового года. Появлялись и отвлечённые композиции с бокалами искрящегося шампанского и часами, которые вот-вот пробьют полночь.

istoriya-rozhdestvenskoi-otkrytki-angely-ded-moroz-v-kosmose-i-snova-angely-24

Даже освоение космоса нашло отражение в новогодних открытках, на которых в небо на ракете взмывал Дед Мороз или его напарник — молодой мальчик Новый год.

istoriya-rozhdestvenskoi-otkrytki-angely-ded-moroz-v-kosmose-i-snova-angely-41 

istoriya-rozhdestvenskoi-otkrytki-angely-ded-moroz-v-kosmose-i-snova-angely-42

istoriya-rozhdestvenskoi-otkrytki-angely-ded-moroz-v-kosmose-i-snova-angely-43

Олимпиада, трудовые подвиги, освоение космических пространств — всё это находило отражение в открытках, которые выходили миллионами тиражами, стоили копейки и были непременными участниками новогодних праздников.

istoriya-rozhdestvenskoi-otkrytki-angely-ded-moroz-v-kosmose-i-snova-angely-25

istoriya-rozhdestvenskoi-otkrytki-angely-ded-moroz-v-kosmose-i-snova-angely-25-1

istoriya-rozhdestvenskoi-otkrytki-angely-ded-moroz-v-kosmose-i-snova-angely-25-2

Рождественская открытка в СССР

Однако отправление Деда-Мороза в космос не значило, что Рождество ушло из жизни советских граждан.

istoriya-rozhdestvenskoi-otkrytki-angely-ded-moroz-v-kosmose-i-snova-angely-44

В Тульском историко-архитектурном музее экспонировалась в 2015 году уникальная выставка «Рождественское письмо». Представленная коллекция рождественских открыток протоиерея Ростислава Лозинского из фондов ТИАМ свидетельствует о том, как развивалось религиозное искусство в советское время.

Куратор выставки, историк Алексей Панин:

Лозинский Ростислав Романович (1912–1994) протоиерей, доктор богословия и Почётный гражданин города Тулы. Он был знаком со множеством людей, прежде всего, священниками, назначенными в приходы РПЦ за рубеж, со многими из которых годами вёл переписку и, конечно же, получал поздравительные открытки. Своё служение он начинал в Эстонии, где его помнили вплоть до начала 1990-х годов.

После смерти о. Ростислава в музей ТИАМ были переданы его архивы, в том числе альбомы «художественных поздравлений» с Пасхой и Рождеством за период 1957–1989 годов, позволяющие проследить динамику религиозного искусства в советское время.

Конечно же, открытки с религиозным сюжетом в СССР официально не издавались. Но так как был спрос, были верующие, которые продолжали отмечать религиозные праздники, то существовало и предложение. Использовались:

  • дореволюционные открытки с религиозной символикой;
  • аналогичные открытки, изданные за рубежом;
  • фотооткрытки и литографии, выпущенные нелегально в государственных фотомастерских и распространявшиеся потом преимущественно в поездах «глухонемыми».

Ну и, конечно, в ход шли имевшиеся под рукой видовые, художественные и поздравительные открытки с нейтральной тематикой. Иногда такие открытки переделывали. Обычную вполне «атеистическую» открытку, дополненную «церковной» надписью, могли вручить на Рождество или Пасху.

istoriya-rozhdestvenskoi-otkrytki-angely-ded-moroz-v-kosmose-i-snova-angely-27

В коллекции отца Ростислава представлены практически все виды открыток, которые могли использоваться в СССР в качестве поздравительных.

istoriya-rozhdestvenskoi-otkrytki-angely-ded-moroz-v-kosmose-i-snova-angely-28

Лубок, почтовая открытка и религиозное искусство

Условно рождественские открытки в СССР можно разделить на несколько групп.

Прежде всего, это открытки, изданные по инициативе Церкви в 1970–1980 годы (дореволюционные и репринтные переиздания). Учитывая отсутствие выходных данных, скорее всего, такие открытки выпускались не издательским отделом РПЦ, а каким-либо крупным приходом или монастырём, потому что являют нечто среднее между ручной и печатной работой, предполагающей использование технических приспособлений и некоторое тиражирование.

По качеству печати практически неотличимы от поздравительных фотооткрыток, изготавливавшихся в СССР полулегально (1949—1975 гг.). Производились эти открытки без участия советского государства (Церковью, кустарями-фотографами, часто изготавливались вручную).

Другой значительной частью коллекции являются открытки «иностранного происхождения». Некоторые из поздравлений, хотя и изданы за рубежом, содержат поздравительные тексты на русском языке. Например, вполне «католическая» открытка, изданная в Нью-Йорке, которую просто использовали для отправки поздравлений в Россию. Или открытка с репродукцией картины «Рождество Христово» (1523 г., Государственная галерея в Вашингтоне). Автор картины — венецианский живописец Лоренцо Лотто (1480—1556).

istoriya-rozhdestvenskoi-otkrytki-angely-ded-moroz-v-kosmose-i-snova-angely-29

Несмотря на то, что изображение не имеет ничего общего с православной традицией, а сама картина, скорее всего, была неизвестной в СССР, на лицевой и оборотной стороне она имеет текст на русском языке. С большой долей вероятности мы можем предположить, что это открытка, изданная в США для нужд верующих в СССР.

istoriya-rozhdestvenskoi-otkrytki-angely-ded-moroz-v-kosmose-i-snova-angely-30

Среди поздравительных открыток есть и обычные, советские новогодние или видовые открытки, изданные вполне легально. Поздравительный текст на обороте делает и эти скромные образцы почтовых карточек уникальными открытками, поздравляющими с православными праздниками.

istoriya-rozhdestvenskoi-otkrytki-angely-ded-moroz-v-kosmose-i-snova-angely-31

Наибольший интерес в коллекции представляют шесть открыток пасхального цикла 1982–1987 гг. Это авторские работы, принадлежащие кисти московского художника и иконописца Владислава Низова. Каждая из таких работ обозначена как «Офорт с подкрашиванием акварелью и гуашью» однако имеет на обороте текст поздравительного содержания, что превращает эти «офорты» в особый вид пасхальных и рождественских открыток.

istoriya-rozhdestvenskoi-otkrytki-angely-ded-moroz-v-kosmose-i-snova-angely-32

Интересно проследить, как со временем меняется стилистика подобных открыток. Первое, что обращает на себя внимание, – использование религиозной символики, которая становится более «каноничной» по мере нормализации отношений Церкви и государства – вплоть до использования иконографических образов в 1980-е годы.

Что до тем сюжетов, то они кажутся достаточно произвольными и скорее говорят о возможностях отправителя, чем о сознательном предпочтении той или иной темы. Лишним подтверждением ограниченности выбора открыток с религиозными сюжетами является наличие самодельных (или переделанных открыток).

В целом на основании «художественных поздравлений» о. Ростислава можно прийти к выводу, что сюжеты рождественских открыток стали более разнообразными по сравнению с дореволюционными аналогами, а требования к форме снизились – в качестве открыток используются и полукустарные фотокопии, и обычные советские праздничные открытки, и авторские офорты.

По сути, если попытаться объединить все эти разнородные образчики жанра, то мы увидим, что перед нами новый вид прикладного искусства – сам отец Ростислав называл коллекцию «художественными поздравлениями». В этих «поздравлениях» в одно соединились народный лубок, почтовая карточка и религиозное искусство.

Милосердие

Изображения: filokartist.net и из открытых источников.

Поделиться

Читайте также

На этой неделе Беларусь и Евросоюз подписали договор об упрощении визового режима. Главная новость для нас – стоимость шенгенских виз станет вдвое меньше, а сама процедура получения проще.

Хорошая новость для журналистов, студентов и официальных делегаций – многоразовые визы можно будет получить с  большим сроком действия. И это же хорошо.

С таким шенгеном белорусский паспорт станет более привлекательнее. В начале каждого квартала обновляется рейтинг паспортов – новый появился ещё до подписания соглашения с ЕС.

Беларусь в нём демонстрирует стабильность вот уже третий год – 68-е место. Первое место удерживает Япония – 191 страна не требует виз от японцев, Сингапур – на второй строчке, а Южная Корея и Германия делят третье место.

Без визы мы можем попасть в 75 стран. Да и сами мы открыты миру – примем без предварительного разрешения граждан 73 государств.

ОНТ

Читать дальше

17 января 2020 года Министерство связи и информатизации Республики Беларусь выпускает в обращение тиражом в 48 тысяч почтовую марку «Год Крысы» из ерии «Восточный календарь».

  • Художник - Виктор Чайчук. Дизайн Евгении Бедоник.
  • Печать офсетная, полноцветная.
  • Бумага мелованная, гуммированная.
  • Размер марки 28х35 мм. В листе шесть (3х2) марок. Размер листа 103х90 мм.
  • При изготовлении марки и на марочном поле использована технология термического тиснения металлизированной фольгой золотистого цвета.

Марка печаталась в РУП «Бобруйская укрупненная типография им. А. Т. Непогодина».

Восточный (китайский) календарь основан на 12-летнем лунном цикле, в котором каждый год проходит под знаком одного животного. Считается, что знак зодиакального животного влияет на характер человека.

Знаки китайского гороскопа: Крыса, Бык, Тигр, Кролик (Кот), Дракон, Змея, Лошадь, Коза, Обезьяна, Петух, Собака и Свинья.

Новый год по восточному календарю приходится на разные даты между 21 января и 20 февраля. 2020-й — год Белой Металлической Крысы — открывает двенадцатилетний цикл восточного календаря: он наступит 25 января 2020 года и продлится до 11 февраля 2021 года.

Проект подготовлен в сотрудничестве с Республиканским институтом китаеведения имени Конфуция Белорусского государственного университета.

tipografiya-bobruiska-otpechatala-pochtovuyu-marku-god-krysy

Художник спецштемпеля и конверта «Первый день» В. Чайчук. Дизайн Е. Бедоник.

Белпочта

Читать дальше

В Бобруйске пройдет ежегодный открытый турнир среди пожарных-спасателей. Как сообщили в Бобруйском  горрайотделе по чрезвычайным ситуациям, торжественное открытие турнира состоится 15 января во Дворце искусств в 18.00. В концертной программе примут участие работники МЧС и творческие коллективы города.

В этом году ожидается участие 12 команд. 8 из них – это представители МЧС Беларуси, четыре команды – коллеги из Эстонии, Латвии, Польши и России.

16 января пройдут соревнования по волейболу, 17 января - по мини-футболу. Соревнования состоятся в спортивных залах «Спартак», «Гелиос» и «Славянка».

Лучших в пожарном спорте и в перетягивании каната определят 17 января в спортивном манеже пожарного аварийно-спасательного отряда №7 на объектах ОАО «Белшина» (ул. Энергетиков, 7). Начало игр по волейболу, мини-футболу и пожарному спорту – 9.00.

Подведение итогов соревнований, награждение победителей и торжественное закрытие турнира состоится 18 января в спортивном зале «Спартак» в 17.00.

Вход на все мероприятия свободный.

MogilevNEWS.by

Читать дальше