Среди них есть и кирпичи из Бобруйска. Во время возведения в городе крепости в местечке появилось сразу несколько производителей, среди них завод Акулича, Розенбергов, Казённый кирпичный завод.
Первый экспонат своей коллекции Алексей Чистяков нашёл в 2010 году, прогуливаясь возле замковых стен в Лиде. Строители чистили расположенное рядом озеро и достали много мусора, среди него был необычный кирпич с клеймом «К».
Алексей Алексеевич заинтересовался происхождением строительного материала и, отмыв его, принёс в местный краеведческий музей. Как оказалось, информации о подобных исторических артефактах очень мало. В Беларуси — вообще крохи. Но бывший военный Алексей Чистяков — человек основательный, поэтому занялся изучением вопроса вплотную.
Прошло более трёх лет. За это время кирпичей с историей в коллекции Чистякова уже около 300. Жизнь Алексея Алексеевича изменилась. Теперь, проходя мимо полуразрушенного здания, он видит не кучу отработанных строиматериалов, а источник пополнения коллекции. Благодаря связям, налаженным с коллекционерами и историками, многие находки удалось идентифицировать. Тайну других ещё предстоит разгадать.
Мы встречаемся с Алексеем Чистяковым у стен реставрируемого Лидского замка. Коллекционер с нескрываемым восторгом смотрит на кладку: «Только представьте, многим из этих кирпичей уже полтысячелетия, а не рассыпались. И ещё столько же простоят!»
Алексей Алексеевич может говорить о банальном строительном материале часами. Для него старый кирпич не просто кусок обожжённой глины, а вещь с большой буквы, которая может многое рассказать о своей эпохе.
Читайте также: Испанские ученые предложили очищать водоемы с помощью пивных дрожжей
— Крупные кирпичные заводы создавались в местах, где шло массовое централизованное строительство, — рассказывает Алексей Алексеевич. — Чаще всего там, где возводили крепости. Так, например, во время возведения Бобруйской крепости в местечке появилось сразу несколько производителей, среди них завод Акулича, Розенбергов, Казённый кирпичный завод. Заканчивалось строительство — и заводы постепенно закрывались, а их продукция жива и приносит пользу до сих пор. А как долог век, допустим, мобильного телефона?
А вообще, выйдя из печи обжига, кирпичи порой проделывают удивительный путь как в пространстве, так и во времени. В старых зданиях Лидского района, например, я находил кирпичи, произведённые в Беларуси, России, Польше, Германии и даже Англии! В Витебске два года назад снесли двухэтажный дом, построенный уже после Великой Отечественной. Осмотрев руины, я нашёл кирпичи послевоенного периода, довоенного и даже изготовленные в позапрошлом веке. Ситуация, на самом деле, не такая уж уникальная — просто здание строили пленные немцы, а в качестве материала использовали то, что осталось от разрушенных окрестных домов. В Лиде был ещё один пример — сносили дом конца XIX века, на руинах я нашёл 16 кирпичей, изготовленных разными производителями!
К современным кирпичам Алексей относится с легким пренебрежением. «Они безликие,— говорит он. — А помимо этого, есть все основания утверждать, что раньше кирпич делали значительно качественнее — проверено временем! Посмотрите на кирпич, изготовленный 200 лет назад и 20. Старичок, пролежавший в стене два века, чаще выглядит крепче 20-летнего». Берёт в руки один из своих экспонатов: «Вот красноречивый пример: строители снесли дом и хотели старый кирпич размолотить на крошку. С первого раза не разбили и пошли на принцип —начали методично пытаться расколоть его со всех сторон. Не получилось!»
Экскурсия по Лиде, которую устроил нам Алексей Алексеевич, превращается в своеобразную игру. Коллекционер показывает очередное неприметное здание, и после мы долго пытаемся найти спрятанный в кладке артефакт. «Некоторые говорят, что мы, коллекционеры кирпичей, — вандалы, — возмущается Алексей Алексеевич. — На самом деле это не так! Кирпичи, которые лежат в кладке, никогда не трону, если будет интересный экспонат, вмурованный в стену, — сфотографирую его и буду изучать по карточке».
Алексей Чистяков пытается воссоздать старые технологии кирпичного производства. В теории всё вроде бы просто, а вот на практике пока мало что получается — изготовленный им строительный материал пока не выдерживает никакой критики. Но коллекционер не отчаивается, уверен, что рано или поздно добьётся хороших результатов.
Посчитать, сколько в Беларуси было производителей кирпича лет, допустим, сто назад, сейчас практически невозможно. Во-первых, вопрос мало изучен. Во-вторых, их было действительно много, как крупных производств, так и совсем маленьких. И каждое с гордостью ставило на своё изделие уникальное клеймо. Порой доходило до абсурда — некоторые известные марки начали подделывать! Чтобы не быть голословным, Алексей Алексеевич показывает несколько примеров. Сверху — оригинал, снизу — подделка. Попробуй найти отличия.
Читайте также: Белстат подсчитал, сколько учеников приходится на одного учителя
Отдельная часть коллекции —кирпичи-артефакты, несущие на себе отпечатки прошлого. Один из них — своеобразная «валентинка», созданная около века назад. Есть кирпичи с оттисками копыт животных и птичьих лап, ведь нередко их изготавливали в совершенно примитивных условиях и оставляли сушиться прямо возле деревенской хаты. Большая редкость — старые кирпичи с оттисками детских рук. Таких, к сожалению, в коллекции Алексея Чистякова нет. Ну и, конечно, достойное место занимает традиционная «пальчатка».
Оказывается, коллекционирование кирпичей не такое уж редкое занятие. В интернете сейчас существует немало специализированных ресурсов по этой тематике, старыми кирпичами обмениваются, их дарят, продают.
Некоторые студии дизайна массово скупают старые, заклеймённые кирпичи, а после используют их как декоративные элементы при отделке интерьеров. «Даже на „Барахолке“ Onliner.by регулярно появляются объявления по этой тематике»,— смеётся коллекционер. Цена вопроса пока небольшая — от $2 до $30—50.
Но кто знает, что станет с их стоимостью, когда увлечение получит большее распространение? А предпосылки к этому есть. Собирать такую необычную коллекцию — одно удовольствие. И памятники архитектуры посмотришь, и по сёлам-весям поколесишь. Только вот демонстрировать экспонаты знакомым непросто.
На встречу с нами Алексей Алексеевич привёз в машине некоторые экземпляры. Достал из машины, показал, бережно сложил обратно. Считай, полтонны общего веса уже перетаскал.
Сегодня часть коллекции Чистякова выставлена в залах Лидского музея, говорят, нередко посетители приходят сюда с конкретной целью —посмотреть именно эту экспозицию. Но большинство потенциальных экспонатов хранится дома и в гараже. Алексей Алексеевич мечтает, что рано или поздно в Беларуси, а именно в Лиде, появится настоящий музей кирпичей. К слову, подобные музеи уже есть в России и Украине. А в Японии музей кирпичей даже лидирует по посещаемости. Чем мы хуже?
1
Фото: Алексей Матюшков
Детская ванночка Aqua Scale от компании Baby Patent Ltd является многофункциональным инновационным продуктом.
Электронные весы позволяют взвешивать ребенка в воде и без воды. Чудо-ванночка записывает метрику веса ребенка, показания движения в воде и самой воде.
Температура воды постоянно отображается на ЖК-дисплее. Встроенный термометр автоматически контролирует температуру воды, чтобы малыш чувствовал себя комфортно – всегда можно откорректировать температуру воды, глядя на дисплей.
Читайте также: Кроваткой управлять со смартфона?
Специально разработанная конструкция ванночек эргономичной формы, с индикатором противоскользящего регулирования, была создана, чтобы обеспечить максимальный комфорт купания для малышей до шести месяцев. Как только наверху научится кресло, детская ванночка легко превращается в такую, в которой дети смогут купаться до двух лет.
Дополнительно можно приобрести и положить под ванночку, чтобы было удобно покупать малышу.
С 8 февраля по 31 марта 2024 года в выставочном зале Бобруйского художественного музея большая выставка рептилий.
Наша планета Земля полна необыкновенных созданий. Мир братьев наших меньших имеет множество уникальных экземпляров. И выставка экзотических животных служит тому подтверждением.
Необычный формат выставки – интерактивный мини-зооцентр – позволит в полной мере познать такой удивительный и загадочный мир дикой природы, проявить свои творческие способности, приятно провести время со своими близкими людьми. Это прекрасная возможность познакомиться с разнообразием декоративных животных и запастись положительными эмоциями.
Жители Бобруйска увидят настоящего аллигатора крокодилового каймана, мини-дракона бородатую агаму, ящерицу-сладкоежку геккона-бананоеда, гигантских пауков-птицеедов, огромных тропических тараканов из Коста-Рики, леопардовых эублефаров, королевских змеей, огромных удавов, питонов и многих других не менее ярких жителей выставки.
В рамках выставки тематический конкурс рисунков «Рисуем крокодила» – нарисуйте крокодила, подарите организаторам экспозиции и получите гарантированный подарок.
Крокодиловые кайманы, хамелеоны, игуаны, королевские змеи, огромные ящерицы, пауки-птицееды, лягушки и многие другие, большое количество террариумов, а также суперновинка – хамелеон – и огромная игуана. А ещё на выставке – в подарок – экспозиция грызунов.
Шиншиллы, мышевидные, сирийские, джунгарские хомячки, крысы, декоративные мыши, в том числе сатиновые, морские свинки, кролики, дегу и многие другие.
Вход на выставку по билетам. Информация по телефону: +375(29) 120-15-00.
Время работы выставки – ежедневно с 11.00 до 19.00.
27 марта 2024 года в 18.00 на сцене Дворца искусств Бобруйска начнётся концерт солистов и творческих коллективов детской школы искусств №2 им. В. В. Оловникова «Музыка с экрана» (0+).
Телефон кассы Дворца - 72-60-95.