Среди них есть и кирпичи из Бобруйска. Во время возведения в городе крепости в местечке появилось сразу несколько производителей, среди них завод Акулича, Розенбергов, Казённый кирпичный завод.
Первый экспонат своей коллекции Алексей Чистяков нашёл в 2010 году, прогуливаясь возле замковых стен в Лиде. Строители чистили расположенное рядом озеро и достали много мусора, среди него был необычный кирпич с клеймом «К».
Алексей Алексеевич заинтересовался происхождением строительного материала и, отмыв его, принёс в местный краеведческий музей. Как оказалось, информации о подобных исторических артефактах очень мало. В Беларуси — вообще крохи. Но бывший военный Алексей Чистяков — человек основательный, поэтому занялся изучением вопроса вплотную.
Прошло более трёх лет. За это время кирпичей с историей в коллекции Чистякова уже около 300. Жизнь Алексея Алексеевича изменилась. Теперь, проходя мимо полуразрушенного здания, он видит не кучу отработанных строиматериалов, а источник пополнения коллекции. Благодаря связям, налаженным с коллекционерами и историками, многие находки удалось идентифицировать. Тайну других ещё предстоит разгадать.
Мы встречаемся с Алексеем Чистяковым у стен реставрируемого Лидского замка. Коллекционер с нескрываемым восторгом смотрит на кладку: «Только представьте, многим из этих кирпичей уже полтысячелетия, а не рассыпались. И ещё столько же простоят!»
Алексей Алексеевич может говорить о банальном строительном материале часами. Для него старый кирпич не просто кусок обожжённой глины, а вещь с большой буквы, которая может многое рассказать о своей эпохе.
Читайте также: Испанские ученые предложили очищать водоемы с помощью пивных дрожжей
— Крупные кирпичные заводы создавались в местах, где шло массовое централизованное строительство, — рассказывает Алексей Алексеевич. — Чаще всего там, где возводили крепости. Так, например, во время возведения Бобруйской крепости в местечке появилось сразу несколько производителей, среди них завод Акулича, Розенбергов, Казённый кирпичный завод. Заканчивалось строительство — и заводы постепенно закрывались, а их продукция жива и приносит пользу до сих пор. А как долог век, допустим, мобильного телефона?
А вообще, выйдя из печи обжига, кирпичи порой проделывают удивительный путь как в пространстве, так и во времени. В старых зданиях Лидского района, например, я находил кирпичи, произведённые в Беларуси, России, Польше, Германии и даже Англии! В Витебске два года назад снесли двухэтажный дом, построенный уже после Великой Отечественной. Осмотрев руины, я нашёл кирпичи послевоенного периода, довоенного и даже изготовленные в позапрошлом веке. Ситуация, на самом деле, не такая уж уникальная — просто здание строили пленные немцы, а в качестве материала использовали то, что осталось от разрушенных окрестных домов. В Лиде был ещё один пример — сносили дом конца XIX века, на руинах я нашёл 16 кирпичей, изготовленных разными производителями!
К современным кирпичам Алексей относится с легким пренебрежением. «Они безликие,— говорит он. — А помимо этого, есть все основания утверждать, что раньше кирпич делали значительно качественнее — проверено временем! Посмотрите на кирпич, изготовленный 200 лет назад и 20. Старичок, пролежавший в стене два века, чаще выглядит крепче 20-летнего». Берёт в руки один из своих экспонатов: «Вот красноречивый пример: строители снесли дом и хотели старый кирпич размолотить на крошку. С первого раза не разбили и пошли на принцип —начали методично пытаться расколоть его со всех сторон. Не получилось!»
Экскурсия по Лиде, которую устроил нам Алексей Алексеевич, превращается в своеобразную игру. Коллекционер показывает очередное неприметное здание, и после мы долго пытаемся найти спрятанный в кладке артефакт. «Некоторые говорят, что мы, коллекционеры кирпичей, — вандалы, — возмущается Алексей Алексеевич. — На самом деле это не так! Кирпичи, которые лежат в кладке, никогда не трону, если будет интересный экспонат, вмурованный в стену, — сфотографирую его и буду изучать по карточке».
Алексей Чистяков пытается воссоздать старые технологии кирпичного производства. В теории всё вроде бы просто, а вот на практике пока мало что получается — изготовленный им строительный материал пока не выдерживает никакой критики. Но коллекционер не отчаивается, уверен, что рано или поздно добьётся хороших результатов.
Посчитать, сколько в Беларуси было производителей кирпича лет, допустим, сто назад, сейчас практически невозможно. Во-первых, вопрос мало изучен. Во-вторых, их было действительно много, как крупных производств, так и совсем маленьких. И каждое с гордостью ставило на своё изделие уникальное клеймо. Порой доходило до абсурда — некоторые известные марки начали подделывать! Чтобы не быть голословным, Алексей Алексеевич показывает несколько примеров. Сверху — оригинал, снизу — подделка. Попробуй найти отличия.
Читайте также: Белстат подсчитал, сколько учеников приходится на одного учителя
Отдельная часть коллекции —кирпичи-артефакты, несущие на себе отпечатки прошлого. Один из них — своеобразная «валентинка», созданная около века назад. Есть кирпичи с оттисками копыт животных и птичьих лап, ведь нередко их изготавливали в совершенно примитивных условиях и оставляли сушиться прямо возле деревенской хаты. Большая редкость — старые кирпичи с оттисками детских рук. Таких, к сожалению, в коллекции Алексея Чистякова нет. Ну и, конечно, достойное место занимает традиционная «пальчатка».
Оказывается, коллекционирование кирпичей не такое уж редкое занятие. В интернете сейчас существует немало специализированных ресурсов по этой тематике, старыми кирпичами обмениваются, их дарят, продают.
Некоторые студии дизайна массово скупают старые, заклеймённые кирпичи, а после используют их как декоративные элементы при отделке интерьеров. «Даже на „Барахолке“ Onliner.by регулярно появляются объявления по этой тематике»,— смеётся коллекционер. Цена вопроса пока небольшая — от $2 до $30—50.
Но кто знает, что станет с их стоимостью, когда увлечение получит большее распространение? А предпосылки к этому есть. Собирать такую необычную коллекцию — одно удовольствие. И памятники архитектуры посмотришь, и по сёлам-весям поколесишь. Только вот демонстрировать экспонаты знакомым непросто.
На встречу с нами Алексей Алексеевич привёз в машине некоторые экземпляры. Достал из машины, показал, бережно сложил обратно. Считай, полтонны общего веса уже перетаскал.
Сегодня часть коллекции Чистякова выставлена в залах Лидского музея, говорят, нередко посетители приходят сюда с конкретной целью —посмотреть именно эту экспозицию. Но большинство потенциальных экспонатов хранится дома и в гараже. Алексей Алексеевич мечтает, что рано или поздно в Беларуси, а именно в Лиде, появится настоящий музей кирпичей. К слову, подобные музеи уже есть в России и Украине. А в Японии музей кирпичей даже лидирует по посещаемости. Чем мы хуже?
1
Фото: Алексей Матюшков
С 6 апреля до 13 мая 2022 года в выставочном зале Бобруйского художественного музея работает интерактивная выставка «Снайперы Великой Победы». В игровой форме посетители узнают о самой засекреченной военной профессии Великой Отечественной – снайперах.
Её посетители смогут не только познакомиться с экспонатами военных времен, но и пройти настоящий квест, в котором их ждут:
В почти настоящем военном блиндаже участники квеста смогут пострелять из лазерных пистолетов и автоматов (лучшего снайпера ждёт сувенир). Затем попробовать пройти по минному полю.
По специальному телефону для связи можно «позвонить» героям Великой Отечественной, а в ответ – услышать послание из далёкого 1945-го...
Стоимость билета – 5,00 руб. (взрослый), 4,00 руб. (детский).
Экспозиция работает с 10.00 до 19.00 ежедневно, кроме понедельника.
1
Руководство социальной сети Facebook признаёт, что использование приложения Instagram может травмировать психическое состояние подростков. В особенности, у юных пользователей соцсети могут развиваться суицидальные мысли или агрессия. Об этом свидетельствуют выдержки из внутреннего расследования Facebook, опубликованные на The Wall Street Journal.
«32% девочек-подростков сообщили, что, если они испытывали негативные чувства из-за своего внешнего вида, Instagram делал эти чувства сильнее. Сравнения себя с другими из-за просмотра Instagram меняют оценку себя и своего внешнего вида у молодых девушек», – цитирует РИА «Новости» выдержки из расследования.
Читайте также: Instagram запускает новую функцию, чтобы обезопасить детей
1
Вакцинацию против COVID-19 и против гриппа можно проводить одновременно при желании пациента. Такое мнение высказал ректор Гомельского государственного медицинского университета, доктор медицинских наук Игорь Стома.
По его словам, то, что человек переболел COVID-19, не говорит о том, что он не должен прививаться. «Все мировые эксперты и современные данные говорят, что нет более надежной защиты от COVID-19 и его тяжёлого течения, чем вакцинация. Даже против индийского штамма вакцинация работает, защищает от тяжёлых форм течения заболевания. Но очень важно подчеркнуть: нам нельзя упустить вакцинацию от гриппа. Грипп не исчез как заболевание с эпидемическим потенциалом. И все страны мира готовятся к сезону вакцинации против гриппа», – отметил ректор.
Читайте также: ВОЗ объяснила, почему не советует обязательную вакцинацию от COVID-19
Нынешней осенью кампании вакцинации от COVID-19 и гриппа совпадают по времени. На экспертном совете по иммунизации Министерства здравоохранения Беларуси, прошедшем недавно, было решено продлить вакцинацию против гриппа – возможна эпидемия гриппа весной 2022 года. Поэтому прививаться от гриппа можно не только в октябре, ноябре, декабре, но и в январе, феврале и даже марте.
На совете также решался вопрос, как совместить, если человек хочет привиться от гриппа и COVID-19. Рекомендовано обеспечить интервал между вакцинами 14 дней. И, при желании пациента, можно вводить обе вакцины единовременно в один день. Например, в одно плечо вводится вакцина против COVID-19, в другое – против гриппа. В большинстве стран мира медики приходят к мнению, что нужно снижать интервал между вакцинами и делать эти прививки одновременно.
Читайте также: Прививать детей против COVID-19 в Беларуси начнут уже в 2022. Будет ли прививка обязательной?
1
Фото: Reuters