Знакомимся с художником Юделем Пэном

Картина «Сироты». Начало ХХ века

Юдель (Юрий, Иегуда, Юдл‎) Мойшевич (Моисеевич) Пэн родился 5 июня 1854 года в Новоалександровске Ковенской губернии Российской империи (теперь это литовский Зарасай).

Российский и белорусский художник, педагог, «отец еврейского ренессанса» в искусстве начала ХХ века.

Юдель Пэн был учителем целой плеяды гениальных еврейских художников –  Марка Шагала, Лазаря Лисицкого, Иосифа Цадкина, Давида Якерсона, Соломона Юдовина, Заира Азгура, Ильи Чашника, Реймонда Брайнина, Ильи Мазеля, Ефима Минина, Елены Кабищер, Оскара Мещанинова и др.

Именно Юдель Пэн создал в Витебске первую художественную школу, которая стала одновременно и первым еврейским художественным заведением.

Пусть и провинциальная, школа Пэна дала возможность еврейским детям получить художественное образование, не выезжая в Вильно, Одессу или Санкт-Петербург.

znakomimsya-s-khudozhnikom-yudelem-penom-1

Об учениках

«Школа живописи Пэна» принимала учеников на платной основе, но часть из них учились бесплатно, так как за них платил владелец пивоваренного завода Адольф Левинсон.

Художник Пётр Явич вспоминал о Пэне так: «Когда мы учились у него, шестеро мальчиков, он обращался с нами, как с самыми любимыми родными сыновьями. Пэн был для нас всем – и искусством, и школой, и даже домом. Поражала его бесконечная открытость, простота и вместе с тем высокая культура. Я ни разу не слышал, чтобы он ругался. Все наставления делал мягко, без окриков, не повышая голоса. Не спрашивая, голодны мы или нет, Юрий Моисеевич грел для нас чай, варил картофель в мундире, ставил на стол кусковый сахар, масло, творог. И ещё селёдку –  «шотландку». Маленькие жирные рыбки…».

Скульптор Заир Азгур вспоминал: «Юрий Моисеевич любил учить и любил, чтобы у него было много учеников. Это его даже вдохновляло на собственное творчество».


Читайте также: О «трех возрастах женщины» Климта


Самый известный ученик школы – Марк Шагал. О своём первом учителе он упомянул в мемуарах «Моя жизнь»: «Вообще-то в первый раз я узнал о существовании Пэна, когда ехал как-то на трамвае вниз к Соборной площади и мне бросилась в глаза белая на синем фоне надпись: «Школа живописи Пэна». «Ого! — подумал я. — Какой культурный город наш Витебск!»

И тогда же решил познакомиться с мэтром... Ведь в нашем городке визитные карточки или маленькие таблички на дверях не имели никакого смысла. Никто не обратил бы на них внимания… Едва переступив порог, на лестнице, ощущаю пьянящий чудесный запах холста и красок. Повсюду висят портреты. Дочь градоначальника. Сам его превосходительство. Г-н и г-жа Л., барон и баронесса К. и другие. Откуда мне их всех знать? Мастерская набита картинами, сверху донизу. Даже на полу свалены рисунки и свёрнутые холсты. Свободен только потолок. Там раскинулись на просторе полотнища паутины. Всё завалено гипсовыми руками, ногами, греческими головами, белыми, покрытыми слоем пыли орнаментами… Но вот наконец и долгожданный мастер.

Грош цена моему таланту, если я не смогу описать вам Пэна! Он мал ростом. Но это его не портит. Тем изящней его фигурка. Полы пиджака косо сбегают к коленям. Разлетаются — вправо, влево, вверх и вниз, и вместе с ними порхает часовая цепочка. Подвижная светлая бородка клинышком выражает приветствие, грусть, похвалу. Мы подходим — мэтр небрежно здоровается. (Внимания достойны лишь градоправитель да богатые заказчики.)

— Что вам угодно?

— Да вот… уж и не знаю, право… вот он хочет быть художником… Прямо спятил!.. Взгляните, пожалуйста, на его рисунки… Если у него есть талант, ещё куда ни шло, может, и стоит ему у вас учиться, а если нет… Может, всё-таки пойдём домой, сынок?…

Пэн непроницаем. (Ну, хоть мигни, мучитель! — думаю я.) Бегло просмотрев копии из «Нивы», он цедит:

— Н-ну… некоторая предрасположенность проглядывает…

«Будь ты неладен…» — чертыхаюсь я про себя.

Мама поняла не больше моего. Но хватило и этого. Я получил от отца пять рублёвых монет и неполных два месяца проучился в витебской школе Пэна. Что я там делал? Не знаю сам… Один из всех учеников Пэна, я пристрастился к фиолетовым тонам. Что это значило? С чего взбрело мне в голову? Пэн был так поражен моей дерзостью, что с тех пор я посещал его школу бесплатно, пока не понял, что мне там, как выразился С…, “ни продать, ни купить”».

znakomimsya-s-khudozhnikom-yudelem-penom-2

О мастере

Юдель Пэн был легендой Витебска, его достопримечательностью; его знали и уважали все горожане.

Потрясающий портретист и колорист, Пэн был влюблён в работы Рембрандта.

Произведения самого художника можно назвать этнографической поэмой, посвящённой жизни и быту членов еврейской общины Витебска.

На полотнах Юделя Пэна запечатлены евреи – булочники и нищие, строители и раввины, показаны их интересы, жизнь, ежедневный труд и история.

Ещё в школе он мог нарисовать всё, что видит, в считаные секунды. Вот только вместо восторженных отзывов он получал от учителя хедера шквал грозных нравоучений о запрете изображения людей. Рано осиротевший, он устроился тогда подмастерьем к маляру.

Маляр, видевший его зарисовки, не сомневался, что ещё услышит о своём подмастерье, но отпускать талант, который приносил ему доход и новых заказчиков, не спешил. Но в один из дней он пришёл принимать работу своего ученика и, любуясь расписанной им лестницей, ухватился за перила. Каково же было его удивление, когда рука просто скользнула по воздуху, не найдя опоры: поручни к лестнице были нарисованы, но с такой детализацией, что отличить их от реальных было невозможно. В этот момент маляр осознал, что дальше удерживать такой талант в своей мастерской он не может – мальчик получил премию в размере полугодовой зарплаты – 25 рублей, и этого ему хватило сполна, чтобы уехать в Петербург.

1

В 1879 году с первого раза поступить Юделю не удалось: помешало незнание русского языка, хотя работы начинающего художника были приняты комиссией благосклонно. Год спустя, со второй попытки Пэн всё-таки сдает вступительные экзамены в Академию художеств. В Санкт-Петербурге он переименовал себя в Юрия. Одновременно с ним в Академии учились Валентин Серов, Михаил Врубель, Илья Репин – будущие ярчайшие звезды русской живописи.

По окончании её Пэн жил в Двинске (ныне Даугавпилс, Латвия) и Риге, там познакомился с бароном Н. Корфом, который приглашает живописца в своё витебское имение, где бывают друзья барона – И. Репин, Ю. Клевер и др.


Читайте также: Классическая история дружбы между мальчиком и его собакой воплощена в скульптуре


Жизнь в Витебске

В Витебск Пэн попал по приглашению генерал-губернатора Левашова. Пэна и его работы генерал-губернатор увидел в Здравнево у Репина, который к тому времени прочно обосновался под Витебском и периодически собирал у себя друзей.

Левашов помог Пэну открыть школу. Уже 19 сентября 1898 года местная газета «Витебские губернские ведомости» напечатала первую рекламу «Школы рисунка и живописи художника Императорской Санкт-Петербургской Академии Юдэля Пэна». Это было первое в России еврейское художественное училище, через которое прошли в том числе и очень успешные впоследствии мастера. Школа рисования и живописи работала до 1919 года, когда она была преобразована Марком Шагалом в Витебское художественное училище (существовало до 1941 года).

В доме Юделя не было почти ничего, кроме картин – ими были увешаны все комнаты. Пэн отказывался продавать свои работы, которые он создавал не на заказ – даже Третьяковская галерея, желавшая заполучить несколько его картин, получила отказ. А на все вопросы недоумевающих родственников, почему он не продаёт картины, когда сам находится в довольно бедственном положении, он отвечал: «Деточки, я не торгую своим вдохновением».

В 1927 году, по случаю 30‑летия творческой деятельности, Пэну было присуждено звание заслуженного еврейского художника.

znakomimsya-s-khudozhnikom-yudelem-penom-3

До конца дней у Пэна не было своей семьи. Конечно, он влюблялся, случались романы, да ещё какие. Была среди возлюбленных, например, дочка местного губернатора. Он рисовал её в стиле ню – и за эти картины Пэну предлагали баснословные суммы, но он хранил их у себя. В ответ же на вопросы, почему он не обзаведётся семьей, Пэн неизменно отвечал: «Я мог бы стать и мужем, и отцом, и дедом, но каким бы я тогда был художником?» Последние годы жизни он провёл в полном одиночестве, за ним ухаживала сестра – и с вопросами о продаже картин время от времени заходили двоюродные родственники, получая очередной отказ.

Тело 82-летнего художника, зарубленного топором, было обнаружено 1 марта 1937 года в его квартире. Официальная версия гласит, что пожилого мастера из-за наследства убили родственники. Художник объявил о своём намерении передать картины городу, и этот факт мог спровоцировать наследников на преступление, предположили тогда следователи.

znakomimsya-s-khudozhnikom-yudelem-penom-4

Но была и другая версия: Пэна убил высокопоставленный муж одной из его натурщиц. Во всяком случае после убийства из квартиры художника пропали несколько работ, в том числе и один портрет в стиле ню.

Загадочные обстоятельства смерти художника не выяснены до сих пор. Пэн похоронен в Витебске на Старо-Семёновском кладбище.

О наследии

После смерти Пэна в Витебске была создана его картинная галерея, в которой выставили почти 800 работ художника. С началом войны коллекция была эвакуирована в Саратов. Но после окончания Великой Отечественной в Витебск вернулась лишь небольшая часть работ, остальные до сих пор числятся пропавшими.

Сохранившиеся же работы хранятся в Витебском художественном музее и Национальном художественном музее Республики Беларусь.

Почти на каждой из картин изображена повседневная жизнь местечковых евреев прошлого века, их мир, наполненный сокровенными мечтами, печалями и радостями – мир, умело и тонко запечатленный еврейским художником Юделем Пэном.

znakomimsya-s-khudozhnikom-yudelem-penom-5

 

Источники: Артхив, 123ru.net,

Поделиться

Читайте также

17 мая 2024 года в краеведческом музее Бобруйска в рамках ежегодной международной акции «Ночь музеев» состоится праздничный вечер «На музейных про100рах». Бобруйчан и гостей города ожидают познавательные и увлекательные развлечения.

Начало в 18.00.

В программе

  • Интерактивные площадки,
  • фотозоны,
  • квесты, игры, квизы,
  • мастер-классы,
  • презентации,
  • выставки.

Вход платный.

Контактный телефон: 8(0225) 72-63-77.

 

Читать дальше

17 декабря 2023 года в галерее Бобруйского художественного музея вечер старинного русского романса в исполнении вокальной студии «Вдохновение» (руководитель Людмила Уланова) и народного ансамбля «Сударушка» (руководитель Галина Балыко). Оба коллектива представляют Центр культуры и досуга Ленинского района города.

Начало концерта – 16.00.

1

Читать дальше

18 мая 2024 года в художественном музее Бобруйска пройдут мероприятия, посвященные Международному дню музеям.

12.00

Открытие выставки «Добро через рисунок» в рамках городского конкурса «Юный художник». Награждение победителей

выставочный зал

15.00

Образовательная программа «Художественный музей: где встречаются искусство и профессия»

Галерея

18.00

Музыкально-литературный вечер «И родины лирический пейхаж...» к 180-летию Василия Поленова

Галерея

 

 

Читать дальше