О «трех возрастах женщины» Климта

Грусть и радость одолевают человека, смотрящего на картину Густава Климта «Три возраста женщины». Написана она более века назад, в 1905 году.

На полотне три фигуры. Каждая из них рассказывает об определённом этапе в жизни:

  • детская беззаботность и доверчивый сон в объятиях матери,
  • умиротворение женщины, прижимающей к себе дитя,
  • молчаливое отчаяние, о котором кричит образ старухи.

Мать с ребёнком – как стилизованный орнамент жизни, так органично смотрятся они, увитые лентами. Женщина на склоне лет на полотне как бы отделена от них, подчеркивая своей фигурой увядание жизни и неизменность постоянства.

Первая и вторая фазы женской жизни – это бесконечность преображения, океан открывающихся возможностей. Третья фаза – конфликт с действительностью, невозможность метаморфоз.

О художнике

Модернист Густав Климт,  австрийский живописец, иллюстратор, график, прославился откровенным эротизмом своих полотен. Любил писать женщин, женское тело.


Читайте также: Каролина Блиш и её тёплые работы


 

Поделиться

Читайте также

Самая холодная ночь с 9 на 10 сентября была в Бобруйске в 1968 году – два с половиной градуса мороза.

А самый тёплый день 9 сентября – в Василевичах. В 1932 году термометр в этом населённом пункте Беларуси показал больше 29 с половиной градусов тепла.


Читайте также: 18 сентября: факт из истории


1

 

По материалам БТ

Фото: unsplash

Читать дальше

Миниатюрный Бомбель из Польши – самый низкорослый конь в мире. Его рост от копыта до лопаток (до холки) – всего 56,7 см. Кличка животного переводится как «Пузырь». Так его назвали из-за округлой формы.

Бомбель, безусловно, самый маленький житель конного завода в Лодзи. Рядом с ним живут более крупные лошади. Владельцы конезавода Патрик и Катаржина Зелиньская уверяют, что, несмотря на небольшой рост, миниатюрный жеребец обладает «огромной индивидуальностью и огромным сердцем». По словам хозяев, Бомбель прекрасно ладит со своими большими друзьями в загоне.

Стандарт для мини-лошади в холке составляет менее 38 дюймов (это 96,5 см), поэтому польского жеребца готовятся внести в Книгу рекордов Гиннесса.

Владелец конного завода впервые увидел двухмесячного Бомбеля в 2014 году. Даже тогда он был заметно крошечным, хотя его миниатюрные родители нормального стандартного размера.

Раз в месяц Пузырь посещает местную детскую больницу, чтобы скрасить день молодым пациентам.

По словам Катаржины, «Бомбель полностью изменил нашу жизнь, потому что он позволяет нам помогать другим людям и делать детей счастливыми. Дети просто любят Бомбеля, и им наплевать на его размер. Взрослые реагируют иначе: «Что это!». Они даже не могут представить такую ​​маленькую лошадь…».


Читайте также: Сколько длится декретный отпуск в других странах


К сведению

Самая высокая в мире живая лошадь, Большой Джейк из Висконсина (США), выше почти в четыре раза польского Пузыря.

Самая короткая лошадь в мире – Дюймовочка – скончалась в 2018 году. Эта миниатюрная коричневая кобыла жила в Сент-Луисе (штат Миссури, США). Она была высотой в 44,5 см.

1

 

По материалам сайта Книги рекордов Гиннесса

Читать дальше

Среди них есть и кирпичи из Бобруйска. Во время возведения в городе крепости в местечке появилось сразу несколько производителей, среди них завод Акулича, Розенбергов, Казённый кирпичный завод.

Первый экспонат своей коллекции Алексей Чистяков нашёл в 2010 году, прогуливаясь возле замковых стен в Лиде. Строители чистили расположенное рядом озеро и достали много мусора, среди него был необычный кирпич с клеймом «К».

Алексей Алексеевич заинтересовался происхождением строительного материала и, отмыв его, принёс в местный краеведческий музей. Как оказалось, информации о подобных исторических артефактах очень мало. В Беларуси — вообще крохи. Но бывший военный Алексей Чистяков — человек основательный, поэтому занялся изучением вопроса вплотную.

Прошло более трёх лет. За это время кирпичей с историей в коллекции Чистякова уже около 300. Жизнь Алексея Алексеевича изменилась. Теперь, проходя мимо полуразрушенного здания, он видит не кучу отработанных строиматериалов, а источник пополнения коллекции. Благодаря связям, налаженным с коллекционерами и историками, многие находки удалось идентифицировать. Тайну других ещё предстоит разгадать.

Мы встречаемся с Алексеем Чистяковым у стен реставрируемого Лидского замка. Коллекционер с нескрываемым восторгом смотрит на кладку: «Только представьте, многим из этих кирпичей уже полтысячелетия, а не рассыпались. И ещё столько же простоят!»

Алексей Алексеевич может говорить о банальном строительном материале часами. Для него старый кирпич не просто кусок обожжённой глины, а вещь с большой буквы, которая может многое рассказать о своей эпохе.


Читайте также: Испанские ученые предложили очищать водоемы с помощью пивных дрожжей


Крупные кирпичные заводы создавались в местах, где шло массовое централизованное строительство, — рассказывает Алексей Алексеевич. — Чаще всего там, где возводили крепости. Так, например, во время возведения Бобруйской крепости в местечке появилось сразу несколько производителей, среди них завод Акулича, Розенбергов, Казённый кирпичный завод. Заканчивалось строительство — и заводы постепенно закрывались, а их продукция жива и приносит пользу до сих пор. А как долог век, допустим, мобильного телефона?

А вообще, выйдя из печи обжига, кирпичи порой проделывают удивительный путь как в пространстве, так и во времени. В старых зданиях Лидского района, например, я находил кирпичи, произведённые в Беларуси, России, Польше, Германии и даже Англии! В Витебске два года назад снесли двухэтажный дом, построенный уже после Великой Отечественной. Осмотрев руины, я нашёл кирпичи послевоенного периода, довоенного и даже изготовленные в позапрошлом веке. Ситуация, на самом деле, не такая уж уникальная — просто здание строили пленные немцы, а в качестве материала использовали то, что осталось от разрушенных окрестных домов. В Лиде был ещё один пример — сносили дом конца XIX века, на руинах я нашёл 16 кирпичей, изготовленных разными производителями!

 

К современным кирпичам Алексей относится с легким пренебрежением. «Они безликие,— говорит он. — А помимо этого, есть все основания утверждать, что раньше кирпич делали значительно качественнее — проверено временем! Посмотрите на кирпич, изготовленный 200 лет назад и 20. Старичок, пролежавший в стене два века, чаще выглядит крепче 20-летнего». Берёт в руки один из своих экспонатов: «Вот красноречивый пример: строители снесли дом и хотели старый кирпич размолотить на крошку. С первого раза не разбили и пошли на принцип —начали методично пытаться расколоть его со всех сторон. Не получилось!»

Экскурсия по Лиде, которую устроил нам Алексей Алексеевич, превращается в своеобразную игру. Коллекционер показывает очередное неприметное здание, и после мы долго пытаемся найти спрятанный в кладке артефакт. «Некоторые говорят, что мы, коллекционеры кирпичей, — вандалы, — возмущается Алексей Алексеевич. — На самом деле это не так! Кирпичи, которые лежат в кладке, никогда не трону, если будет интересный экспонат, вмурованный в стену, — сфотографирую его и буду изучать по карточке».

Алексей Чистяков пытается воссоздать старые технологии кирпичного производства. В теории всё вроде бы просто, а вот на практике пока мало что получается — изготовленный им строительный материал пока не выдерживает никакой критики. Но коллекционер не отчаивается, уверен, что рано или поздно добьётся хороших результатов.

Посчитать, сколько в Беларуси было производителей кирпича лет, допустим, сто назад, сейчас практически невозможно. Во-первых, вопрос мало изучен. Во-вторых, их было действительно много, как крупных производств, так и совсем маленьких. И каждое с гордостью ставило на своё изделие уникальное клеймо. Порой доходило до абсурда — некоторые известные марки начали подделывать! Чтобы не быть голословным, Алексей Алексеевич показывает несколько примеров. Сверху — оригинал, снизу — подделка. Попробуй найти отличия.


Читайте также: Белстат подсчитал, сколько учеников приходится на одного учителя


Отдельная часть коллекции —кирпичи-артефакты, несущие на себе отпечатки прошлого. Один из них — своеобразная «валентинка», созданная около века назад. Есть кирпичи с оттисками копыт животных и птичьих лап, ведь нередко их изготавливали в совершенно примитивных условиях и оставляли сушиться прямо возле деревенской хаты. Большая редкость — старые кирпичи с оттисками детских рук. Таких, к сожалению, в коллекции Алексея Чистякова нет. Ну и, конечно, достойное место занимает традиционная «пальчатка».

Оказывается, коллекционирование кирпичей не такое уж редкое занятие. В интернете сейчас существует немало специализированных ресурсов по этой тематике, старыми кирпичами обмениваются, их дарят, продают.

Некоторые студии дизайна массово скупают старые, заклеймённые кирпичи, а после используют их как декоративные элементы при отделке интерьеров. «Даже на „Барахолке“ Onliner.by регулярно появляются объявления по этой тематике»,— смеётся коллекционер. Цена вопроса пока небольшая — от $2 до $30—50.

Но кто знает, что станет с их стоимостью, когда увлечение получит большее распространение? А предпосылки к этому есть. Собирать такую необычную коллекцию — одно удовольствие. И памятники архитектуры посмотришь, и по сёлам-весям поколесишь. Только вот демонстрировать экспонаты знакомым непросто.

На встречу с нами Алексей Алексеевич привёз в машине некоторые экземпляры. Достал из машины, показал, бережно сложил обратно. Считай, полтонны общего веса уже перетаскал.

Сегодня часть коллекции Чистякова выставлена в залах Лидского музея, говорят, нередко посетители приходят сюда с конкретной целью —посмотреть именно эту экспозицию. Но большинство потенциальных экспонатов хранится дома и в гараже. Алексей Алексеевич мечтает, что рано или поздно в Беларуси, а именно в Лиде, появится настоящий музей кирпичей. К слову, подобные музеи уже есть в России и Украине. А в Японии музей кирпичей даже лидирует по посещаемости. Чем мы хуже?

1

 

Оnliner.by

Фото: Алексей Матюшков

Читать дальше