Все ли педагогические приёмы хороши

Ещё в 90-е годы в пособии для пед. вузов «Возрастная педагогика» Август Соломонович Белкин описывал педагогический приём «Погашение потребности». Идея такая, что вместо того чтобы запрещать что-то ребёнку, мы даём ему это в избытке.

Хорошее пособие всегда примеры из жизни содержит. Вот и там был пример про мальчика, который всегда с истериками выпрашивал леденцового петуха. В один прекрасный момент ребёнку купили столько леденцов, что он обожрался и больше в их сторону даже смотреть не мог.

Преподаватель привела другой пример. Про папу, застукавшего сына за первой сигаретой. Папа не стал читать нотации о вреде курения, а заставил чадо выкурить сразу десять сигарет. «Курить хочешь? Вот и кури. Сейчас, при мне» Мальчику стало очень-очень плохо. Настолько плохо, что когда пришёл в себя, решил больше никогда к сигаретам не притрагиваться.

«Вау!» - подумали студентки. «Круто приём работает!» Впечатлились. Взяли в свою педагогическую копилочку, думая когда-нибудь применить. Вот только спустя дцать лет я понимаю, что приём рискованный, что я предпочту сыну нотации читать. А вдруг плохо станет не просто до тошноты и потери сознания, а до летального исхода? Может быть, папа из примера так уверен был в своих действиях, потому что в реанимации работал?

 

Среди студенток курса была счастливица, которая могла теорию сразу на практике применять. Потому что восстановилась после академического отпуска, имея трёхлетнюю дочь. И сказала она по итогу педагогического эксперимента, что её стипендия, потраченная на конфеты, закончилась раньше, чем желание дочери поедать сладости.

Родители бывают разные. Дети бывают разные. Педагогические приёмы не могут быть одинаково эффективны.

Анна Быкова

Поделиться

Читайте также

Более 12 тысяч детей Могилевской области прошли диагностику зрения у врачей-офтальмологов в рамках благотворительного проекта «Я вижу!». Итоги его 4-летней деятельности в Беларуси подведены в конце февраля, сообщает MogilevNEWS.by.

Проект «Я вижу!» стартовал в 2016 году. Его организаторы – Белорусский детский фонд и компания А1. Поддержку организаторам оказали Министерство здравоохранения Республики Беларусь и областные исполнительные комитеты. Всего у врачей-офтальмологов за 4 года провели диагностику зрения 51 474 сельских школьников из Могилёвской, Гомельской, Брестской и Витебской областей.

В Могилёвской области количество осмотренных составило 12702 ребенка (охват детей осмотром 85,8%), в 3460 из них выявлены патологии зрения. Им даны рекомендации по очковой коррекции, часть осмотренных направлена на хирургическое и консервативное лечение, отдельные получили направления на дополнительное обследование.

Данные, полученные врачами в ходе работы в каждом регионе, находятся в информационной базе областных больниц, главных управлений по здравоохранению в областях и будут использованы специалистами.

 

По завершении проекта «Я вижу!» все современное диагностическое офтальмологическое оборудование, которое было закуплено организаторами, передано в учреждения здравоохранения:

  • Могилёвская областная детская больница,
  • Витебский областной детский клинический центр,
  • Полоцкая центральная городская больница,
  • Гомельская центральная городская детская клиническая поликлиника,
  • Мозырская центральная городская поликлиника.

Помимо оказания квалифицированной медицинской помощи школьникам в сельской местности в рамках проекта проводилась профилактика заболеваний органов зрения, в том числе были созданы интерактивные билборды, проведен кулинарный мастер-класс, выпущены социальные видеоролики, которые учили взрослых и детей заботиться о зрении.

В этом году информация с билбордов и телеэкранов переместилась на страницы комиксов. То есть специально к финалу проекта «Я вижу!» организаторы его при участии представителей творческого объединения «Сучасны комікс» Ольги Алдановой и Никиты Сенникова подготовили сборник комиксов «Я бачу!». Это история в картинках на белорусском языке о приключениях школьницы Алеси и её друзей в увлекательной и популярной среди школьников форме напоминает о том, как важно беречь зрение и как полезно бывает носить очки, когда в этом уже есть необходимость.

В дополнение к самой истории читатели найдут на страницах комикса различные задания, выполнение которых представляет собой полезную гимнастику для глаз. Экземпляр сборника комиксов «Я бачу!» появится в школьных библиотеках по всей стране, чтобы вместе с его героями заботиться о своём зрении учились всё новые и новые читатели.

Читать дальше

Наш голосовой помощник Алиса находит общий язык с людьми разных возрастов. В том числе и с маленькими детьми — Алиса может рассказать им сказку, включить песенку, загадать загадку или сыграть в игру. Малыши, которые не так давно начали говорить, произносят слова совсем не так, как взрослые. Поэтому когда-то мы специально учили Алису разбирать детскую речь. Но нам хочется, чтобы Алиса не только понимала детей, но и помогала им говорить лучше.

Сегодня в каталоге навыков Алисы появился детский тренажёр для развития речи. Мы назвали его «Легко сказать». Тренажёр создан с участием педагогов-логопедов. С его помощью дети 5–7 лет могут отработать правильное произнесение шести звуков, которые часто вызывают трудности: это [з], [ц], [ш], [ч], [р] и [л].

Ольга Бобкова, педагог-логопед, стаж работы — 26 лет:

Те или иные дефекты речи встречаются у 70–80 процентов детей. Нарушение звукопроизношения — один из самых лёгких случаев. Скорректировать такое нарушение достаточно просто: сначала ребёнку «ставят» звук, то есть учат произносить его правильно, а затем доводят это умение до автоматизма.

Занятия на тренажёре проходят в форме игры. Играть можно вместе с фиксиками и звуклями. Фиксики — герои одноимённого мультсериала; их голоса знает почти каждый ребёнок. Звуклей мы придумали специально для игры, а озвучили их современные артисты: Даниил Мацейчук из Quest Pistols Show, Катя IOWA и Максим Свобода. Скоро в «Легко сказать» появится ещё один персонаж-звукль — за него будут говорить солистки группы Open Kids.

 

Персонажей легко запомнить: у каждого свой голос, своё имя и свой звук, который он помогает освоить ребёнку. Так, звукль Безошибка — эксперт по звуку [ш], а фиксик Нолик научит правильно выговаривать [р].

Каждому звуку посвящено пять занятий. Они организованы по одной схеме. Сначала персонаж проводит с ребёнком разминку. Она состоит из несложных упражнений, задача которых — разогреть речевой аппарат. Например, ребёнка могут попросить широко улыбнуться, высунуть язык или поцокать.

За разминкой идёт распевка: вслед за персонажем ребёнок произносит припев из повторяющихся слогов. Это позволяет отработать звук в одной из возможных позиций. Последнее задание — спеть куплет песенки. Тексты песенок написали детские поэты по требованиям, составленным логопедами. В песенках изучаемый звук встречается во всех позициях: в ударных, безударных, обратных и прямых слогах.

Ольга Бобкова, педагог-логопед, стаж работы — 26 лет:

Если вы хотите слепить что-нибудь из пластилина, сначала надо покатать его в руках — тогда он станет мягким и податливым. Так же и с речевым аппаратом: ребёнку тяжело выговаривать слова, пока он не сделал гимнастику и не проработал отдельные слоги. Поэтому все уроки в тренажёре строятся по единой схеме: разминка, распевка со слогом в нужной позиции и песенка.

Каждое занятие длится примерно пять минут. Это оптимальная продолжительность — ребёнок не успевает утомиться и сохраняет способность к концентрации. Впрочем, заниматься с фиксиками и звуклями весело: они рассказывают интересные истории и выдают за успехи награды — раскраски.

Занятия составлены так, что их можно проходить в произвольном порядке. Кто-то, возможно, захочет осваивать в тренажёре все звуки подряд, а кто-то — тренировать именно тот звук, который малыш сейчас изучает с логопедом.

Ольга Бобкова, педагог-логопед, стаж работы — 26 лет:

Вовремя выявить и скорректировать нарушения речи очень важно — это позволит избежать проблем в будущем. Во-первых, ошибки отражаются на письме: ребёнку с фонетико-фонематическим недоразвитием плохо даются слова вроде «учительница» или «зайцы». Во-вторых, таким детям трудно читать вслух стихи. Кроме того, дефекты речи порой вызывают насмешки ровесников. Наконец, речевые нарушения могут сказаться и на выборе профессии. К нам приходит много взрослых людей, которые стесняются вести совещания или выступать на публике.

Тренажёр «Легко сказать» доступен в умных колонках с Алисой и в мобильных приложениях Яндекс, Браузер и Навигатор. Тренироваться можно в любом месте: дома, в детском саду, в гостях или даже в машине. Чтобы запустить тренажёр, просто попросите: «Алиса, включи навык „Легко сказать“».

yandex.ru

Читать дальше

5 марта 2020 года «Белпочта» в отделениях почтовой связи республики проведёт акцию «Весенний комплимент».

Так, все желающие (физические лица) в этот день могут приобрести (в местах проведения акции) простые почтовые карточки или открытки в конвертах (до 20г) и поздравить любимых мам, бабушек, жен, дочерей, а сотрудники предприятия бесплатно доставят эти послания в любую точку Беларуси!

Безусловно, праздничная открытка с тёплыми словами станет приятным сюрпризом для каждой представительницы прекрасного пола к празднику 8 Марта.

В Бобруйске акция пройдёт 5 марта с 11 до 12 часов в отделении почтовой связи по ул. Минской, 21 (Дом связи).

 

Читать дальше