Время читать Эфраима Севелу: «Земля жаждет чуда»

Драма режиссёра Эфраима Севелы, уроженца Бобруйска, «Колыбельная» снята в 1986 году. Фильм состоит из трёх новелл. Все события кинокартины происходят во время Второй мировой войны.

Перед вами киносценарий одной из этих новелл.

1. Экстерьер. Лес.

(Ночь)

Белёсые облака, как месиво паутины. Как космы старушечьих волос. Бегут, тянутся, извиваясь и тая. И сквозь них проступает неясный болезненный свет.

Призрачный свет озаряет дремучий лес. От исполинских сосен чёрные тени пиками ложатся на большую поляну. Девственный дерн. Мягкий слой истлевающих игл.

И как рана, как страшная язва — глубокая яма, свежевырытая траншея через всю поляну с жёлтым бугром песка по краю. Лунный свет режет чёрной тенью золотую стенку ямы.

Тихо. До звона в ушах. Этот звон нарастает до рокотов моторов, и в библейский покой врывается рев тяжёлых автомобилей.

При свете луны, как из небытия, выплывают на поляну грузовики с кузовами, полными людей, как сельдей в бочке.

Рвутся с поводков у солдат бешеные сторожевые псы. Подгоняемые солдатами, люди спрыгивают с кузовов на землю. Большие люди и маленькие. Женщины и мужчины. Дети.

Мы не видим их лиц. Мы видим силуэты. Вот они уже выстроены у края рва, спиной к пропасти — неровная цепочка темных силуэтов. Большие и маленькие. Древние, как патриархи, старцы и несмышлёные малыши.

vremya-chitat-efraima-sevelu-zemlya-zhazhdet-chuda-1

А напротив, у подножия могучего дуба, тоже силуэты — солдаты, устанавливающие пулемет, деловито заправляющие магазин бесконечной патронной лентой. И силуэты сторожевых псов, нервно поскуливающих и облизывающихся в предвкушении крови.

Только собачий вой и слышен. Люди же молчат. Молчат палачи — они заняты установкой пулемета. Молчат тёмные силуэты у края рва. Их участь — ждать.

Солдаты легли за пулемет, и его ребристый ствол с прицельной планкой плотоядно поплыл по безликим силуэтам, большим и маленьким, как по мишеням в тире, выбирая, с кого бы начать, в кого первого плюнуть огнем.

vremya-chitat-efraima-sevelu-zemlya-zhazhdet-chuda-2

В узкой прорези прицела, как в тесной рамке, возникают и исчезают не люди, а призраки. А ребристый ствол всё движется, пресыщенно выбирая, облюбовывая, на ком бы остановиться, в кого бы метнуть смертельный кусочек свинца из первого патрона длинной ленты, свисающей до земли.

И замер, найдя. Чёрное отверстие дула застыло на силуэте женщины с младенцем на руках. Знакомом до боли силуэте.

В прорези прицела стояла ОНА. Богоматерь. Мадонна. Рождённая кистью Рафаэля.

vremya-chitat-efraima-sevelu-zemlya-zhazhdet-chuda-3

И уже не силуэт, а всю её видим, озарённую светом изнутри. И это юное прелестное лицо, и эту неповторимую улыбку, обращённую к младенцу на её руках.

Сикстинская мадонна стоит перед пулеметом. Но в отличие от той, библейской, она мать не одного, а двоих детей. Старший ребёнок — мальчик, лет десяти, кудрявый и черноволосый, с глазами, как вишни, и оттопыренными ушами, ухватился за юбку матери и недоуменно глядит на пулемет.

vremya-chitat-efraima-sevelu-zemlya-zhazhdet-chuda-4

Стоит такая гнетущая, зловещая тишина, что хочется закричать, завыть. Словно замер весь мир, остановилось сердце вселенной. И вдруг в этой жуткой тишине неожиданно послышался тихий плач ребёнка.

На руках у мадонны заплакало дитя. Земным, обычным плачем. И таким неуместным здесь, у края могилы, перед чёрным отверстием пулеметного дула.

Мадонна склонила лицо к нему, качнула дитя на руках и тихо запела ему колыбельную.

Древнюю, как мир, еврейскую колыбельную, больше похожую на молитву, чем на песенку, и обращенную не дитяти, а богу.

Про беленькую козочку, которая стоит под колыбелью у мальчика.

Про беленькую козочку, которая пойдёт на ярмарку и принесёт оттуда мальчику гостинцы: изюм и миндаль.

И утихло дитя на руках у мадонны.

А колыбельная не умолкла. Рвется к небу, как мольба, как вопль. Уже не одна мадонна, а десятки, сотни женских голосов подхватили песню. Вступили мужские голоса.

Метнула в небо мольбу вся цепь людей, больших и малых, расставленных у края могилы, и заметался, забился под луной их предсмертный крик, захлебнувшись в сухом неумолимом стуке пулемета.

Отстучал пулемет. Умолк, насытившись. Нет у края рва ни одного человека. Нет и самого рва. Он наспех засыпан. И через всю поляну, из конца в конец по девственному дерну тянется, как шрам, жёлтая песчаная полоса.

Ушли, пристыженно гудя моторами, крытые грузовики.

У подножия дуба уже нет пулемета. Лишь горки пустых стреляных гильз отливают латунью в лунном свете.

Только эхо колыбельной перекликается в лесу, мечется среди оцепеневших от ужаса сосен.

Луна глядит на поляну, на жёлтый песчаный рубец. Золотится песок, шевелится, словно дышит, вздыхает от горя.

Нет, это не привиделось.

Песок вздрогнул, осыпаясь, и из могилы показалась голова. Чёрная кудрявая голова мальчика с оттопыренными по-детски ушами. Это старший сын мадонны.

Он уцелел, прикрытый телом матери. И вылез с того света, из чёрного мрака, из груды мёртвых тел. Он стоит на жёлтом песке и чёрными, как вишни, глазами смотрит на этот свет. На луну. На дремучий лес кругом. И мальчику становится страшно, как стало бы страшно любому его сверстнику, очутись он ночью один в лесу.

Впереди шевельнулась тень. Из-за могучего дуба, оскользаясь по стреляным гильзам, вышел католический ксендз в чёрной сутане. Старый, как дедушка из сказки. С глубокими морщинами на бритом лице. И печальными, всё понимающими глазами.

vremya-chitat-efraima-sevelu-zemlya-zhazhdet-chuda-5

Он подошёл, задыхаясь, к жёлтой полосе песка и стал перед мальчиком.

Мальчик молчал и смотрел в его старые глаза.

Мальчик:

- Я хочу жить.

Ксёндз (тяжело вздохнув):

- При одном условии.

Мальчик:

- Каком?

Ксёндз:

- Это последние слова, что ты произнёс. Ты — немой. Ты не умеешь говорить. И тогда, возможно, останешься жив. Согласен?

Мальчик хотел было ответить, но, спохватившись, только кивнул. Ксендз печально улыбнулся и взял его за руку.

2. Экстерьер. Деревня.

(Утро)

Среди дремучего леса затерялась, укрылась от всего мира деревушка, и в ней, среди убогих избушек, устремил в небо островерхий шпиль красный кирпичный костёл.

3. Интерьер. Жилище ксёндза.

(Утро)

На низком, тёмном потолке между тяжёлых балок горит, коптя, керосиновая лампа. С деревянного распятия на стене смотрит Христос на ксёндза с закатанными рукавами сутаны, склонившегося над большим деревянным корытом, из которого струится пар. В корыте сидит по грудь в воде мальчик. Голый. Грязный, в крови, одежда его лежит на полу у корыта. Деревянным черпаком ксёндз набирает воду из деревянной бадьи и поливает голову мальчика.

Скрипит дверь. Ксёндз в испуге оглядывается. В дверь просовывается старуха-экономка в ночном чепце. Ксёндз машет на неё руками и запирает за ней дверь на щеколду.

Мальчик стоит в корыте, вытираясь простыней. Ксёндз заботливо протирает ему глаза, уши.

4. Интерьер. Костёл.

(Утро)

В костёле — прохлада и покой. Под расписанными сводами мягко плывут звуки органа, навевая тихую печаль, уводя от земных забот и горестей.

Идёт воскресное богослужение. Старый ксендз, в белом облачении, с кружевной пелериной на плечах, направляется к алтарю, и за ним следуют парами двенадцать мальчиков, тоже в белом и с кружевными пелеринами вокруг тонких шей.

Двенадцать мальчиков. Одиннадцать светлоголовых и один с чёрными кудрями и с чёрными, как спелые вишни, глазами. Он новенький, и белые головки с любопытством оглядываются на него.

Мальчики (переговариваясь):

- Он немой…
- Ни слова не может сказать, только мычит…
- Наш ксёндз подобрал его… сироту… убогого…

Обитатели деревушки заполнили костёл и с благоговением слушают проповедь ксёндза. Эти люди ищут утешения в его словах, потому что жизнь вокруг безжалостна и многих из них она пометила своей печалью. Здесь безногие и одноногие, безрукие и слепые, обрубки человека, изувеченная плоть.

И тянутся они к старому ксёндзу, как испуганные дети, и поверяют ему свои горести и тревоги.

Жители деревушки:

- Спаси, отец, нет больше сил… не дожить до светлого дня.
- Дочку угнали на каторгу, последнее дитя отняли.
- Сына повесили… такой был молоденький… убит.
- Корову отняли… чем деточек кормить?

Ксёндз (печально глядит на горе людское и беспомощно шепчет:

- На чудо уповайте… другого спасения нет.

5. Интерьер. Костёл.

(День)

В опустевшем после службы костёле одиноко бродит черноголовый мальчик в белой кружевной пелеринке. Всё здесь ему непривычно и чуждо. И серебристые трубы органа, и обнажённая фигура Христа, прибитого гвоздями к кресту, и библейские картины на витражах в стрельчатых узких окнах.

Что-то знакомое угадывает он в каменных фигурах в нишах храма.

Старцы с еврейскими лицами. Святые. Где видал он их? Почему так знаком ему их облик?

Да ведь такие же старики стояли рядом с ним у края могилы. И так же глядели на убийц своих. Мудро и всезнающе. Теперь они глядят на него, маленького еврейского мальчика в белом облачении служки христианского храма. Глядят понимающе и сочувственно.

А в этой нише — мадонна с младенцем. Из камня лучится материнская улыбка. До жути знакомая.

Мальчик (зовёт):

- Мама...

И будто дрогнул, потеплел камень, и мать подняла глаза от младенца к своему старшему сыну.

Глубоко-глубоко, в неизбывной печали вздохнул всеми трубами серебристый орган, и поплыла под сводами густая мелодия той колыбельной, похожей на молитву, и голос мамы сорвался с каменных губ, зашептал мальчику слова о белой козочке, что стоит под его колыбелью и скоро пойдет на ярмарку купить ему гостинцев: изюм и миндаль.

И все святые в своих нишах поддержали низкими мужскими голосами.

А орган, вздыхая, вторил им и уводил молитву под купол храма.

vremya-chitat-efraima-sevelu-zemlya-zhazhdet-chuda-6

Старый ксёндз нашёл мальчика распростёртым на полу костёла у подножия каменной мадонны и унёс его на руках.

6. Экстерьер. Поле.

(День)

Колышется под дуновением ветерка золотое море ржи. У края поля женщины жнут рожь. Серпами. Как в далёкую старину. И одеты они, как в давние времена, в длинные холщовые юбки. На головах чепцы. На ногах деревянная обувь. Ни одного мужчины в поле. Одни женщины. Молодые и старые. С отрешёнными в своём женском одиночестве, увядающими лицами.

За их спинами остаются на жнивье туго стянутые золотистые снопы.

7. Экстерьер. Луч.

(Вечер)

Два могучих коня, распустив хвосты и гривы, играют на лугу в любовные игры, от страсти вставая на дыбы. Воздух сотрясается нетерпеливым ржанием.

А на краю луга танцуют девушки. Бесстрастно и печально. Потому что нет им пар. И танцуют девушка с девушкой, став в два ряда лицом к лицу, не касаясь телами друг друга. Движутся медленно и плавно. Как в полусне. Длинные юбки, распахиваясь, открывают крепкие ноги, под кофтами вздымаются в неутолённой жажде ласки большие созревшие груди.

А играет им на флейте парень — инвалид: из штанины торчит голый обрубок ноги.

Девушки в танце усмиряют свою плоть, подавляют своё естество.

И лишь кони ликуют в любовном танце, дают полную волю страстям.

Сладостный колокольный звон плывёт над землей.

8. Интерьер. Костёл.

(Вечер)

Идёт служба в храме. Двенадцать мальчиков в белых одеяниях шествуют за ксёндзом. Ангельскими голосами поют мальчики. Поют одиннадцать белоголовых, темноволосый молчит. Он немой.

Брюнет глазами косит на каменную мадонну с младенцем. На ее неподвижном лице возникает сочувственная улыбка.

 

9. Экстерьер. Берег реки.

(День)

У самого костёла под обрывом река. Мальчики в белых пелеринках после службы в храме шумно сбегают вниз по песчаному откосу, на ходу раздеваясь.

Мальчики (немому):

- Эй, немой, идём купаться!

Черноголовый мальчик не раздевается, мотает головой, показывая, что плавать не умеет.

Мальчики (не отставая от него):

- А мы научим!

Они с хохотом хватают его за руки и за ноги и, раскачав, бросают в реку. Он погрузился в воду с головой и, вынырнув, стал судорожно барахтаться в намокшей белой пелеринке.

За поворотом реки, скрытые обрывом от постороннего глаза, купаются женщины. Нагишом. Одна другой краше. Крепкие красивые тела. Полные женственности, неутоленной жажды неги и ласки.

На крики мальчишек женщины стали выбегать из воды и, кутаясь в простыни, облепившие их тела, потянулись вверх по обрыву.

Шедший из храма народ бросился к реке, привлечённый криками мальчишек. Вышел из костёла и ксёндз.

Черноволосый мальчик снова появился над водой, пуча глаза и захлебываясь.

Мальчик (вдруг закричал):

- Помоги-и-и-те!

И все на берегу, от мальчишек до стариков, замерли.

Прихожанин (ахнув):

- Немой заговорил!

Люди (закричали все вместе):

- Чудо!
- Чудо!
- Немой заговорил!
- Господь явил нам чудо!

Калеки и уродцы (пали на колени и простерли руки к небу):

- Чудо!
- Чудо!

Мальчик (закричал из последних сил):

- Помоги-и-и-те!

И снова погрузился в воду.

Мальчика извлекли из воды уже бездыханным.

Над ним хлопочут женщины, купавшиеся в речке. Стаскивают с него одежду. И когда они сняли с него штанишки — отпрянули от неожиданности, зашептали друг другу в уши.

Жители деревушки:

- Еврей!
- Евреем храм опоганили!

И гнев толпы стал накаляться.

Ксёндз, задыхаясь, протолкался к мальчику, грузно опустился на землю, дрожащими руками снял с него белое облачение с кружевной пелериной. Поднял нагого мальчика на руки и приподнялся с колен.

Толпа от него отшатнулась.

На руках у ксёндза, как Христос, снятый с креста, лежал неподвижно еврейский мальчик.

Ксёндз направился в костёл, переступая через калек, лежавших на его пути.

Толпа, всё больше разъяряясь, хлынула за ним. Замелькали над головами костыли. Оскалились беззубые рты.

10. Интерьер. Костёл.

(День)

В пустом костёле стоит с мальчиком на руках ксёндз. Широкий рукав его сутаны перекрыл чресла ребёнка.

Одобрительно улыбаясь, взирают на священника каменные апостолы из своих ниш.

И мадонна улыбается ему.

Вздохнул, заплакал мелодию колыбельной. Заметалась, забилась под куполом храма песня-мольба.

Ползут по ступеням, заполняют костёл обрубки людей. Испуганные лица.

Калеки и уродцы:

- Чудо!
- Чудо!
- Немой заговорил!
- Господь, яви нам свою милость!

Но эти голоса заглушают другие. Остервенелые, разъяренные.

Жители деревушки:

- Осквернил святыню!
- Опоганил храм!

Ксёндз склонил лицо к ребёнку. Приложил ухо к его ребристой груди, и губы его тронула улыбка. Ксёндз:

- Он жив!

Жители деревушки:

- Воскрес!
- Воскрес!
- Воскрес!

Улыбнулись апостолы. Улыбнулась мадонна.

Мощный хор сотряс своды костёла.

Коленопреклоненная толпа устремилась к ксёндзу и пала перед ним ниц.

Мальчик шевельнул рукой и обхватил ею шею ксендза. Он открыл глаза и улыбнулся людям.

«Э. Севела. Собрание сочинений», том 6. – Изд-во «Грамма», Москва, 1997.
OCR: Гершон. г. Хеврон.

Смотреть фильм «Колыбельная».

К сведению.

Из интервью Эфраима Севелы Анатолию Козаку:

- Я помню премьеру «Колыбельной» в Московском Доме кино. Лента о евреях, страстная, пронзительная, которая говорила о Холокосте. Как родилась идея фильма?

- Это очень любопытная история. Примерно лет тридцать пять назад в Риге сошлись три молодых кинематографиста – Витас Жалакявичюс (поставивший потом нашумевший фильм «Никто не хотел умирать»), Варис Круминь (поставил позднее «Сына рыбака») и ваш покорный слуга, тогда ещё начинающий сценарист.

Мы сидели в ресторане «Астория». Там была изумительная латышская певица Мирдза, она исполняла песни разных народов, причём прекрасно передавая характер, интонации каждого языка... Вдруг она запела еврейскую колыбельную, под которую посетители ресторана-офицеры танцевали со своими дамами вальс-бостон. Все мы были охвачены необыкновенным волнением: еврейская песня в те годы, да ещё звучащая так проникновенно, страстно, искренне, словно это на самом деле пела еврейская мать над колыбелькой своего ребёнка...

Когда Мирдза закончила, мои товарищи, латыш и литовец, посмотрели на меня. Я сказал: «Ребята, клянусь вам, сколько бы времени ни прошло, но я когда-нибудь сделаю фильм, темой которого станет эта песня».

Прошло много лет – я сдержал свое слово. «Колыбельная» была поставлена с помощью американской кинокомпании, съёмки велись на польской земле. Американская «Чикаго сан таймс» назвала этот фильм одним из сильнейших произведений о судьбе еврейского народа в годы второй мировой войны. Лента состоит из трёх новелл:

  • «Белые ромашки» – о нежном, только просыпающемся чувстве между еврейскими мальчиком и девочкой, детьми-смертниками, ибо они оказались в гетто, которое вскоре санируется гитлеровцами.
  • «Безлюдье» – о еврее, узнике концлагеря, которому удается бежать, но его находит сторожевая овчарка и притаскивает, обессилевшего, обратно в лагерь.
  • «Предсказание кукушки» – о польском ксёндзе, спасающем от гитлеровцев еврейского мальчика, у которого расстреляны родители. Эта новелла – одна из самых моих любимых.

Поделиться

Читайте также

Безопасное лето сочными, разноцветными красками и образами воплотилось в детском творчестве. А путеводителем этого действия стал областной конкурс комиксов среди воспитанников воспитательно-оздоровительных учреждений образования Могилевской области, рассказала старший инспектор областного управления МЧС Ольга Нехороших.  

Более 100 работ, прошедших районный и городской отборы, боролись за победу. Разная техника, исполнение, а цель одна – безопасность!

Про то, что думают звери, когда люди нарушают покой их лесной жизни, жгут костры, захламляют пространство красноречиво описали бобруйчанки Каролина Милишкевич и Настя Забелло.

komiks-bobruichanok-bespechnyi-vampir-s-pervykh-kartinok-pokoril-serdca-zhyuri-oblastnogo-konkursa-1 

komiks-bobruichanok-bespechnyi-vampir-s-pervykh-kartinok-pokoril-serdca-zhyuri-oblastnogo-konkursa-2

komiks-bobruichanok-bespechnyi-vampir-s-pervykh-kartinok-pokoril-serdca-zhyuri-oblastnogo-konkursa-3

 

«Беспечный Вампир» с первых картинок покорил сердца жюри. Коллективная работа бобруйчанок Анны Соловей и Арины Россохи – это шедевр юмора, остроты мысли, высоты полёта фантазии и злободневности темы.

komiks-bobruichanok-bespechnyi-vampir-s-pervykh-kartinok-pokoril-serdca-zhyuri-oblastnogo-konkursa-4

komiks-bobruichanok-bespechnyi-vampir-s-pervykh-kartinok-pokoril-serdca-zhyuri-oblastnogo-konkursa-5

komiks-bobruichanok-bespechnyi-vampir-s-pervykh-kartinok-pokoril-serdca-zhyuri-oblastnogo-konkursa-6

komiks-bobruichanok-bespechnyi-vampir-s-pervykh-kartinok-pokoril-serdca-zhyuri-oblastnogo-konkursa-7

komiks-bobruichanok-bespechnyi-vampir-s-pervykh-kartinok-pokoril-serdca-zhyuri-oblastnogo-konkursa-8

komiks-bobruichanok-bespechnyi-vampir-s-pervykh-kartinok-pokoril-serdca-zhyuri-oblastnogo-konkursa-9

Комикс вполне может стать «флагманом» республиканской акции «Не прожигай свою жизнь». Работа единогласно признана победителем.

1

По материалам mogilev-region.gov.by

Читать дальше

О том, что раздельный сбор появляющихся в процессе жизнедеятельности бытовых отходов –– дело нужное, в Беларуси говорили давно. И хотя культура многих наших соотечественников в этом плане всё ещё не на должном уровне, большинство старается разделять мусор, понимая важность вклада в экологическую составляющую.

Актуальную на сегодня проблему утилизации постоянно растущего количества отходов призваны решить мусороперерабатывающие заводы страны, строительство одного из которых начинается в нынешнем году на Бобруйщине. Что будет представлять собой производство? Какие задачи оно призвано решать? На какой стадии находится проект объекта? На эти и другие вопросы нашего корреспондента ответил начальник Бобруйской горрайинспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды Анатолий Гриб.

– Полигон твёрдых коммунальных отходов с площадками для их захоронения в Вишнёвке и мусороперерабатывающий завод будут находиться в непосредственной близости друг к другу и работать в едином комплексе. На переработку ТКО будут поступать не только из Бобруйского региона, но также из Осиповичского, Глусского, Кировского и Кличевского районов.

Проектно-сметная документация для возведения объекта готова. На отведённом под строительство участке уже начались подготовительные работы. Решение о возможности начала реализации проекта будет принято по завершении прохождения государственной экологической и строительной экспертиз.

К слову

Средства для строительства мусороперерабатывающего завода привлечены из городского и областного бюджетов, а также из Республиканского экологического фонда. Предполагаемый объём инвестиций – около 40 миллионов рублей. Застройщиком выступит «Белкоммунпроект». Ввести Бобруйский мусороперерабатывающий завод в эксплуатацию планируется в 2022 году.

– Анатолий Николаевич, стоит ли опасаться каких-то неудобств в плане воздействия продуктов переработки на окружающую среду жителям окрестных населенных пунктов, в частности Вишнёвки и Брожи?

– Размещение завода не противоречит требованиям действующего санитарно-эпидемиологического законодательства. Тем более что оба населённых пункта отделены от объекта лесным массивом. Вреда для окружающей среды это производство оказывать не будет. Для этого проект и направлен на госэкологическую экспертизу.

Мусороперерабатывающие производства призваны не только, используя по максимуму отходы, решать проблему нагрузки на спецполигоны, получать возможность зарабатывать на вторичном сырье, но и улучшать экологию, позволяя в том числе сберегать гектары леса.

– Что войдёт в структуру предприятия, и какой объём мусора оно сможет перерабатывать?

– Объект будет состоять из:

  • административно-бытового комплекса,
  • открытых складов для вторичных материальных ресурсов,
  • участка сортировки и дробления сырья,
  • блока вспомогательных служб,
  • автовесовой на два проезда,
  • инженерной инфраструктуры,
  • очистных сооружений.

Проектом предусматриваются три линии:

  • сортировки твёрдых коммунальных отходов,
  • переработки бутылок во флекс (пластиковые хлопья),
  • линия переработки полиэтилена.

На открытой сортировочно-перегрузочной станции будут сортироваться промышленные и твёрдые бытовые отходы с последующим их разделением на классы и виды. Отсортированное сырье и выделенные вторичные материальные ресурсы – ПЭТ-бутылка, различного вида пластики, стекло, картон, текстиль, резина, кожа, дерево – отправятся на объекты по использованию. Из не подлежащих переработке видов пластика, дерева и других горючих частиц будет производиться альтернативное твёрдое топливо. Это так называемое RDF-топливо, величина зерна которого составляет 20-25 мм, востребовано, в частности, на цементных заводах. Балласт, то есть все остальные отходы, которые не предполагается перерабатывать, будет захоронен на действующем полигоне.

 

По плану площадь участка под строительство составляет более 10 гектаров. Мощность завода позволит ежегодно перерабатывать до 100 тысяч тонн мусора.

– Кроме областных центров, такие производства также действуют в нескольких районных. Проект возводимого в окрестностях Бобруйска завода подобен тому, что около десяти лет работает, к примеру, в Барановичах?

– Это предприятие станет более современным, прогрессивным: его возведение будет проходить с учётом последних научных разработок в мусороперерабатывающей отрасли, с задействованием новейших технологических процессов. Так, отходы сортироваться будут не столько ручным, сколько полуавтоматическим и автоматическим способами. Применение полуавтоматической линии позволит увеличить процент сортировки коммунальных отходов по сравнению с ручной в полтора-два раза, минимизируя участие в нем людей.

– Уже можно назвать примерное количество рабочих мест на предприятии?

– Завод будет представлять из себя пять мини-производств, на каждом из которых будет занято не менее пяти человек.

К слову

Коммунально-бытовые отходы образуются в результате жизнедеятельности человека. Это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары, продукция, утратившие свои потребительские свойства.

– Отходы органического происхождения на Бобруйском мусороперерабатывающем заводе смогут, образно говоря, превращаться в киловатты?

– Проектом заложено использование итальянских технологий, предусматривающих дальнейшую выработку электрической энергии. Часть отобранных растительных остатков будет отправляться на компост, а часть — в биогазовую установку, которая способна вырабатывать энергию для самого завода. Стоит задача максимально эффективного обращения с отходами, ведения процесса переработки мусора с наименьшим количеством затрат.

Эффективность в обращении с отходами должна начинаться в любом доме. Самое простое, что может сделать каждый из нас, – сортировать мусор, прежде чем отправить его в контейнер для сбора смешанных отходов. Ведь на обращение с отходами государство тратит огромные деньги, которые могли бы пойти на строительство новых социальных объектов. Об этом необходимо помнить каждому.

– Спасибо за беседу.

1

Трыбуна працы

Фото к материалу носит иллюстративный характер.

Читать дальше

Всемирная организация здравоохранения рекомендует ежедневно съедать 300-400 граммов овощей.

  • Нужно ли придерживаться этой рекомендации?
  • Так ли важно соблюдать эту норму?
  • Зачем организму овощи?

Кабачки влияют на уровень холестерина, помидоры снижают вязкость крови, огурцы помогают при работе почек. Иными словами, все овощи обладают витаминами, минералами и органическими кислотами.

Человек, который регулярно употребляет овощи, укрепляет свой иммунитет и замедляет своё старение, потому что его клетки активно обновляются.

Овощи кушать лучше отдельно. Любителям салатов нужно помнить о сочетаемости овощей с продуктами. Идеально кушать овощи с грядки. У кого нет возможности выращивать их самим, внимательно выбирайте в магазинах и правильно храните.

Мы уверены, что к рекомендации ВОЗ нужно прислушаться, ведь 400 граммов не так и много, а польза овощей проверена веками.

1

Читать дальше