Учёные 14 лет изучали, как гаджеты влияют на детский организм. Ответ получен — и он не радует

В 2005 году учёные Института биохимической физики им. Н. М. Эмануэля РАН и Российского национального комитета по защите от неионизирующего излучения начали эксперимент по изучению воздействия электромагнитного излучения на детский организм.

В ходе его было отобрано 1531 участника. Их разделили на две группы:

  • в 1-й школьники пользовались гаджетами,
  • во 2-й мобильники были запрещены.

Читайте также: Гаджеты вызывают косоглазие у детей — офтальмолог


На протяжении 14 лет — с 2005-го по 2019-й — врачи с психологами внимательно следили за любыми изменениями в психофизическом состоянии детей. При сравнении подопечных из обеих групп исследователи сделали ряд выводов:

  1. У активных пользователей мобильников замедлилась реакция на световые и звуковые сигналы.
  2. В 50,7% случаев снизились показатели работоспособности.
  3. Заметно возросло число ошибок при письме.
  4. Из-за смещения позвонков ухудшается кровоснабжение мозга и зрения.
  5. В 39,7% случаев у пользователей гаджетов зарегистрировали увеличение показателя утомляемости (в 30,3% он был значительным).
  6. Ослабли внимание и смысловая память.
 

Среди тревожных симптомов учёные выделили покраснение и сухость глаз, расплывчатость и нечёткость зрения при взгляде вдаль, мигрень, боли в шее и плечевом поясе, свидетельствующие о нарушении осанки.


Читайте также: Покупать ли детям статусные гаджеты и игрушки


У детей дошкольного и младшего школьного возраста излучение затрагивает 80% структур головного мозга, у подростков — до 60%. Только к восемнадцати годам стенки черепа обретают нужную толщину, благодаря чему опасные лучи захватывают только 15% мозговых структур. Но всё равно учёные советуют не разговаривать по телефону слишком долго.

Использование гаджетов имеет накопительный эффект и ведёт к нарушению психики, к гиперактивности, перепадам настроения, сбою биоритмов и нарушению сна. Из-за этого дети быстро устают, у них не остаётся сил на учёбу и спорт, они не могут сконцентрироваться на них.

К доводам учёных прислушались в российских надзорных ведомствах. Так, уже в августе 2019-го Роспотребнадзор с Рособрнадзором направили в учреждения образования рекомендации по ограничению использования гаджетов в школах.

В этих рекомендациях указано, что ранний возраст начала использования гаджетов и длительное накопленное время их эксплуатации являются факторами, ведущим к нарушениям детской психики. Это проявляется в гиперактивности ребёнка, повышенной раздражительности, нарушении коммуникативных способностей, расстройстве сна, снижении долговременной памяти и умственной работоспособности.

Ещё в 2001 году Российский национальный комитет по защите от неионизирующих излучений, опираясь на российские и зарубежные исследования, рекомендовал не использовать мобильные телефоны детям и подросткам до 16 лет. Также это касалось беременных женщин.

При этом ряд учёных по-прежнему отрицает негативное воздействие электромагнитного излучения на мозг и другие органы человека. Споры между исследователями продолжаются.


Читайте также: Как оторвать детей от гаджетов без скандала


Важно знать

Последние пять лет эксперимента учёные работали над тем, чтобы снизить вред от смартфонов для ребят из основной группы. Использование гарнитуры, а также общение с помощью SMS и MMS улучшило психофизиологическое состояние испытуемых. Чем дальше источник излучения от детского мозга, тем лучше.

1

life.ru

Фото: Shutterstock

Поделиться

Читайте также

Финансовая грамотность, экологическое мышление, психология, основы программирования — дисциплины, которыми уже не удивить школьников во всём мире. Станут ли они частью обязательной школьной программы или так и останутся дополнительными предметами — вопрос будущего.

Рассказываем, как уже сегодня детям можно получить полезные знания в этих областях, даже если предметы ещё не стали обязательными.

Финансовая грамотность

Исследование НАФИ в прошлом году определило, что в Италии, России и Турции показатели финансовой грамотности сегодня довольно низкие. А вот Франция, Канада и Китай лидируют, и это вполне объяснимо: в Китае финансовую грамотность преподают с самых младших классов, а в Канаде этот предмет является частью национальной стратегии.

Современные школьники могут улучшить эту статистику. А может, наша страна даже станет лидером по финграмости: ведь у 82% подростков в возрасте от 14 до 17 лет уже есть карманные деньги, а половина из них пользуется банковскими картами. Кроме того, подрастающее поколение сегодня буквально живёт в гаджетах и лучше взрослых ориентируется в технологиях и трендах.

В некоторых зарубежных странах финансовая грамотность уже есть в школьной программе. Так, в Великобритании финграмотность как самостоятельный предмет появился во всех школах в 2014 году, в Чехии в школы часто приглашают экспертов в сфере экономики и финансов, которые делятся с учениками личным опытом и важными лайфхаками, а в Японии благодаря отдельной программе финобразования первоклассники уже разбираются в том, что такое стоимость товара или услуги, умеют самостоятельно совершать покупки и распределять карманные деньги.

В российских школах предмет основы финансовой грамотности планируют сделать обязательным к 2022 году. Детей научат, как правильно совершать финансовые операции, как соблюдать правила безопасности в интернете, что такое кредиты, ставки и инвестиции. Можно не дожидаться 2022 года и изучать историю денег и суть финансовых операций в игровой форме с самого раннего возраста.


Читайте также: Единый экзамен в школах Беларуси совместят с ЦТ с 2023 года


Экологическое мышление

Во многих школах мира уже изучают основы бережного потребления, экономии ресурсов и экологического мышления. В Австралии и Новой Зеландии дети сажают деревья, в США и Канаде школьники часто ходят в мини-походы (иногда вместо уроков).

В российских школах проблемы экологии обсуждают на факультативных занятиях или через смежные с экологией предметы, например биологию, или через внеклассную деятельность. В России уже появляются инициативы сделать предмет обязательным. Возможно, скоро предмет можно будет сдавать на ОГЭ и ЕГЭ, а пока школьники могут проверить свои знания во всероссийских олимпиадах по экологии.

 

Робототехника

Робототехника — дисциплина одновременно творческая и практическая: дети придумывают и воплощают в жизнь различные технические задумки, но при этом их действия подчинены довольно чётким алгоритмам, а в основе всего процесса лежит инженерная смекалка. Курсы робототехники — прекрасный способ заинтересовать ребёнка технической профессией, научить его основам математического мышления, а также развить лидерские качества и коммуникативные навыки.

Кроме того, занятия робототехникой предполагают интенсивную работу в команде, а это значит, что по ходу обучения ребёнок научится взаимодействовать с другими детьми, обсуждать дальнейшие шаги, распределять задачи и договариваться.

С недавних пор робототехника больше не считается сугубо мужским занятием: существуют женские группы, специализирующиеся на создании роботов. Некоторые компании также разрабатывают гендерно-нейтральные роботизированные решения: например, робот-птица вместо робота-куклы или машины. В российских школах отдельного предмета «робототехника» пока нет, но на уроке технологии школьники могут изучать в том числе и основы робототехники. Дальше всех в этом предмете продвинулись США: лучшие вузы робототехники находятся именно там.

1

Психология и осознанное мышление

Разговоры об утверждении урока психологии как обязательного в России ведутся давно. Его планировали включить в школьную программу в 2020 году, но пока безуспешно. Тем не менее в российских школах есть отдельные специалисты — психологи, ведущие регулярные беседы с учениками, проводятся факультативы и вебинары с экспертами. На дополнительных занятиях дети учатся распознавать свои и чужие эмоции, различать их оттенки и правильно с ними обращаться.

В Европе и США урокам психологии уделяется много времени: дети рисуют свои страхи, прорабатывают тревоги с преподавателями, делятся переживаниями и учатся правильно выражать любые эмоции. Так, например, одна из техник работы со страхами в школе — игра Worry Dragon, где ребёнок рисует на бумаге дракончика и те проблемы, которые его волнуют, а затем «запирает» этого дракона за нарисованной дверью.

Во многих школах также практикуется арт-терапия — способ выражения и проработки эмоций через творчество. В России же школьные психологи делают акцент на разговор: они прорабатывают проблемы не только с учениками, но и с родителями и учителями — проводят групповые встречи и личные терапии, на которых разбирают общие и индивидуальные проблемы.


Читайте также: Все постановки на фестивале национальной драматургии в Бобруйске исключительно по произведениям белорусских авторов


Основы программирования

Ещё каких-то лет десять назад сложно было представить, что программирование станет отдельным школьным предметом, а не одной из тем на уроке информатики. Во многих школах этому предмету уделяют внимание наряду с математикой, физикой и литературой. Изучение языков программирования и web design — дисциплины, которые сегодня школьники начинают изучать с раннего возраста. Можно заранее проверить навыки ребёнка и подготовить его к обязательному школьному предмету.

Специалисты рекомендуют обучаться основам программирования с раннего возраста: уже лет с семи ребёнок сможет выполнять простейшие действия, потренировать память, логику и внимательность. В этом ему помогут различные курсы, например тренажер памяти, и вебинары. Кроме того, есть много настольных игр, не менее полезных в тренировке памяти.

В ближайшие десятилетия школьная программа может сильно измениться: актуальные предметы сегодня, возможно, станут обыденными в будущем. Мир постоянно меняется: отношение к тратам и личным счетам становится совершенно другим, об экологических проблемах говорят ежедневно, повышается уровень стресса, что связано, в том числе, и с цифровизацией всех сфер жизни общества.

И именно новые школьные предметы, которые, возможно, станут обязательными — финграмотность, экология, психология и программирования, помогут подросткам отвечать на новые вызовы современности.

wday.ru

Фото: Legion Media

 

Читать дальше

Американские учёные и инженеры разработали светильник, видимый синий свет которого подавляет инфекцию и репликацию коронавируса SARS-CoV-2 не только в помещении, но и в клетках человека. Такую информацию сообщает «Мир-24».

Специалисты исходили из того, что ультрафиолет используется для стерилизации, но при больших дозах облучения он может вызывать повреждение геномов млекопитающих, вызывая нарушая ДНК.

Смягчение инфекции SARS-CoV-2 с помощью световой терапии требует базовых знаний о том, какое сочетание длины волны и доз света наиболее эффективно препятствует вирусной инфекции и репликации, сводя к минимуму повреждение тканей и клеток хозяина.

Учёные экспериментальным путем подобрали частоту, которая убивает вирус SARS-CoV-2 независимо от того, находится он внутри живой клетки или за её пределами. Исследовали создали трёхмерные клеточные модели из донорских клеток, которые получили из бронхов и трахеи одного человека.


Читайте также: Минздрав о вакцинации детей от COVID-19: как только появится разрешение на применение, будем прививать


Модели обладали толщиной в 3-4 слоя клеток мукоцилиарного эпителия, их подвергали воздействию света длин волн 385, 405 и 425 нанометров. Первые показали уменьшение жизнеспособности клеток на 50%, вторые – на 25%, а волны длиной 425 нанометров в видимой части спектра тканям не причиняли вреда.

Чтобы закрепить результаты, специалисты изучили влияние синего света с длиной волны 425 нанометров на клетки Vero E6, которые используются для оценки цитотоксических свойств потенциальных агентов против SARS-CoV-2. В итоге низких доз света было достаточно, чтобы уменьшить вирусную нагрузку. Высокие дозы показали снижение инфицирования на 99,9% без отрицательного воздействия на жизнеспособность неинфицированных клеток.

1

Фото: Shutterstock

Читать дальше

Министерство здравоохранения прорабатывает вопрос вакцинации детей и подростков от инфекции COVID-19, сообщила журналистам главный специалист отдела медицинской помощи матерям и детям главного управления организации медицинской помощи Министерства здравоохранения Татьяна Бурдь, передает корреспондент БЕЛТА.

«Вакцинация – это важный компонент противоэпидемических мероприятий. Детей надо прививать. Вопрос в том, что на данный момент (в Беларуси. – Прим. БЕЛТА) нет вакцин, у которых есть разрешение на применение в детском возрасте. Как только появится вакцина, у которой есть такое разрешение, мы будем прививать», – сказала Татьяна Бурдь.

По её словам, от родителей по этому поводу поступает очень много вопросов. «Родители готовы прививать своих детей. Но мы работаем по действующим инструкциям по применению», – отметила она.

Имеющиеся в стране вакцины разрешены к применению с 18 лет.

Что касается опыта зарубежных стран, есть примеры, где прививают с 12 или 5 лет. «Мы рассматривали разные варианты. Для старта, наверное, будем с 12 лет. Всё зависит от того, с какого возраста будет разрешение для использования», – добавила Татьяна Бурдь.


Читайте также: Акция «Поговори с ребёнком» проходит в Приднепровском крае


1

Читать дальше