Как оторвать детей от гаджетов без скандала

Вам когда-нибудь приходилось силой отрывать детей от экрана смартфона, планшета или компьютера? Часто ли это оканчивалось ссорой?

Как и многие родители, я пробовала грозиться. «Ещё пять минут, и марш ужинать!» — кричала я из кухни. Это заявление либо игнорировалось, либо ребёнок мычал в ответ что-то невнятное.

Спустя пять минут я шла в гостиную и выключала гаджет, ожидая, что ребёнок молчаливо с этим согласится и последует на кухню, где нас будет ждать тихий идиллический ужин.

И что я получала в ответ? Крики. Истерики. Остывший ужин. Поседевшие волосы.

Я поняла, что делаю что-то не так. Мои дети до этого не были склонны к истерикам, поэтому их поведение выбивало меня из колеи. Но я никак не могла понять, что можно сделать, чтобы прекратить эти внезапные крики в момент, когда забираю гаджеты.


Читайте также: Гаджеты вызывают косоглазие у детей — офтальмолог


Я хотела найти мягкий способ «отлучения» детей от экрана и возвращения обратно в реальный мир без постоянных стычек (а они случались буквально каждый вечер), но не знала, как. И тут подруга познакомила меня с маленькой хитростью, придуманной Изабель Филльоза.

Изабель Филльоза — клинический психолог, автор множества книг о воспитании детей и авторитетное имя в теме бережного родительства во франкоговорящих странах. Её крайне простой метод помог мне покончить со скандалами и истериками детей в моменты, когда установленное время пользования гаджетами истекает.

Что говорит о гаджетах наука

Бывало ли у вас когда-нибудь, что электричество отключалось в разгар интереснейшего футбольного матча?

Или ваш трёхлетка нажал кнопку «выкл» ровно в тот момент, когда главные герои романтической комедии вот-вот должны наконец поцеловаться?

Или в компьютерной игре у вашего персонажа кончился запас энергии именно тогда, когда он собрался убить пришельца и пройти на следующий уровень?

Очень трудно выйти из состояния, в котором ты получаешь удовольствие, а именно такое состояние возникает у нас, когда мы проводим время у экранов. Это трудно даже для взрослых. Для детей это может быть невыносимо. В буквальном смысле. И вот почему, объясняет Изабель Филльоза.


Читайте также: Сколько спать, двигаться и пользоваться гаджетами. Рекомендации ВОЗ для детей до 5 лет


Когда человек (не только ребёнок, но и взрослый!) увлечён просмотром фильма или играет в компьютерную игру, он мысленно находится в другом мире. Экраны действуют на наш мозг гипнотически. Свет, звуки, смена картинок – всё это погружает нас в состояние потока. Мы чувствуем себя хорошо и не хотим делать ничего другого. И, конечно, мы не хотим, чтобы ситуация менялась.

В этот момент наш мозг вырабатывает дофамин – нейромедиатор, предназначение которого снимать стресс и боль. Всё в порядке – но до тех пор, пока включен экран. Когда мы выключаем гаджет ребёнка быстро и без предупреждения, уровень дофамина резко падает, что может без преувеличения вызвать ощущение боли в теле. Этот гормональный спад и связанный с ним физиологический дискомфорт — тот самый момент, когда у ребёнка начинается истерика.

 

Не имеет значения то, что мы, родители, чётко обозначаем время, когда пора выключить гаджет. Мы думаем: «Ну, мы же договорились, что не больше 20 минут в день», или «Я же предупредила – ещё пять минут, и всё». Для нас это ясно, но для ребёнка — нет. Сидя перед экраном, он не в состоянии мыслить, как мы, и правильно воспринять эту информацию. Мозг ребёнка «купается» в дофамине, помните? Его ощущения в момент выключения телевизора или планшета напоминают физическую боль. Вы, конечно, и не думали его бить, но так это может переживаться, говоря языком нейропсихологии.

Другими словами, силой оторвать ребёнка от гаджета болезненно для него. Поэтому вместо того чтобы просто нажимать кнопку «выкл» на устройстве, попробуйте маленькую хитрость – сначала войдите в пространство ребёнка.

Метод Изабель Филльоза: наводим мосты

Если вы решили, что ребёнку пора заканчивать сидеть у экрана, сначала войдите в его мир, побудьте рядом. Посмотрите с ним телевизор или посидите на соседнем стуле, пока он играет в компьютерную игру. Нет нужды делать это долго, достаточно и полминуты. Просто разделите с ним то, что он делает.

А потом задайте ребёнку вопрос. Некоторых детей можно спросить: «Что ты смотришь?». Другим требуются более конкретные вопросы: «На каком ты сейчас уровне в игре?», или «Какой забавный персонаж на заднем плане. Кто это такой?».

Обычно детям нравится, когда родители интересуются их миром. Но если ребёнок по-прежнему поглощён происходящим на экране и не откликается, не сдавайтесь. Посидите с ним чуть подольше, а потом задайте ещё один вопрос.


Читайте также: Чрезмерное использование гаджетов может повлиять на развитие ребёнка


Как только ребёнок начинает отвечать на ваши вопросы или рассказывать о том, что он смотрит или во что играет, это означает, что он постепенно возвращается из виртуального мира в реальный. Он выходит из состояния потока и возвращается в пространство, где снова начинает замечать ваше присутствие — однако происходит это медленно. Дофамин в этом случае не падает резко, так как вы построили мост между виртуальным и реальным миром. Вы можете начать общаться – и тут и происходит волшебство.

В этот момент вы можете сказать ребёнку, что настало время ужинать или идти в душ, или просто напомнить, что время пользования гаджетом закончилось. Благодаря тому, что вы вернули ребёнка в реальность достаточно мягко, он будет в состоянии вас слушать и реагировать на ваши просьбы. Он даже может так искренне обрадоваться родительскому вниманию, что сам захочет выключить телевизор (планшет, компьютер). Я пробовала, мои дети иногда так делают, честное слово.

Подводя итог, скажу: справиться с проблемой нежелания детей отрываться от гаджетов мне помогает одно только осознание того, что происходит в их головах в эти моменты. Не всегда всё проходит так гладко, как мне хотелось бы, но у них больше не было бурных истерик и криков с тех пор, как я открыла для себя метод Изабель Филльоза.

Не верьте мне на слово, опробуйте его сами

В следующий раз, когда ваш ребёнок зависнет у экрана, попробуйте:

  • Посидеть рядом с ним 30 секунд, минуту или чуть дольше и просто понаблюдать за тем, что он смотрит (делает).
  • Задать невинный вопрос о том, что происходит на экране. Большинству детей нравится родительское внимание, и они ответят на ваш вопрос.
  • Если вам удалось добиться диалога, считайте, вы построили мост — он поможет вашему ребёнку постепенно вернуться из мира виртуального в реальный без гормонального скачка, а значит без крика и скандала.
  • Наслаждайтесь остатком дня вместе.

1

Источник: Parent.com. Перевод с английского Анастасии Храмутичевой для Матроны.ру. Фото: iStock

Поделиться

Читайте также

По информации областного ОСВОД, 30 августа 2020 года компания несовершеннолетних отдыхала на берегу реки Березина в районе улицы Комбинатской. В какой-то момент один из ребят решил нырнуть с обрыва в воду.

Позже его тело обнаружили спасатели на трёхметровой глубине.

Специалисты ОСВОДа предупреждают: донная часть воды в это время уже холодная и резкий перепад температуры (как в случае ныряния) может привести к трагедии.


Читайте также: «Даже если ребёнок умеет плавать, его нельзя оставлять одного»: инспектор МЧС о безопасном отдыхе на воде


 

MogilevNEWS.by

Читать дальше

Отделение дневного пребывания для граждан пожилого возраста территориального Центра социального обслуживания населения Первомайского района Бобруйска приглашает неработающих жителей района в возрасте 60 лет и старше в кружки и клубы по интересам.

Здесь можно приобщиться к активному образу жизни, развить творческие способности, повысить культурный и образовательный уровень, разнообразить досуг и расширить круг общения.

На базе отделения работают кружки, секции и клубы по направлениям:

КРУЖКИ  

­«Гигабайт»

Обучение работе на планшете и мобильном телефоне на операционной системе Android

«Компьютерная азбука»

Обучение пользованию персональным компьютером и Интернетом

«Тонус»

Обучение дыхательной гимнастике по методу Стрельниковой, суставной гимнастике по методу Норбекова поддержание двигательной активности, пропаганда здорового образа жизни

«Аэробика»

Занятия по классической аэробике

«Йога»

Комплекс физических упражнений

«Школа танца»

Обучение различным танцевальным стилям и направлениям

«Вдохновение»

Обучение вокальному искусству

«Фитнес для мозга»

Профилактика когнитивных нарушений

 

СЕКЦИИ
(на безвозмездной основе, 1 раз в неделю)

«Ладья»

Объединение любителей игры в шашки и шахматы

«Пинг–понг»

Объединение любителей игры в настольный теннис

«Скандинавская ходьба»

Школа приверженцев спортивно-оздоровительной ходьбы

«АВС»

Практика устной и письменной речи на английском языке

КЛУБЫ
(на безвозмездной основе, 1-2 раза в месяц)

«Народные ремёсла»

Обучение технике плетения из лозы, соломки, газетных трубочек, освоение техники кумихимо

«Текстильная кукла»

Изготовление авторских кукол из ткани

«Вышивка лентами»

Обучение технике вышивки шёлковыми и кружевными лентами, объёмной вышивки, декорирования бисером и стразами

«Творческая группа 18+»

Сообщество творческих людей, обладающих вокальными и артистическими способностями

«Волшебный клубок»

Обучение вязанию крючком и на спицах 

«Лира»

Сообщество людей, увлеченных литературой, площадка для совместного чтения и обсуждения книг, обзора книжных новинок

«Дачник»

Объединение садоводов и огородников (полезные советы по растениеводству)

«Радость движения»

Объединение любителей велопрогулок

«Гармония»

Психологический клуб для повышения жизненных ресурсов человека

«Мир игр»

Группа любителей настольных игр

«Школа православия»

Место встречи для духовного общения, знакомства с основами Православия и православной культурой

Уважаемые жители Первомайского района! Если вы находитесь на заслуженном отдыхе, полны сил, энергии и энтузиазма, будем рады видеть вас в отделении.

Контактный телефон 8(0225) 72-73-66.

1

Администрация Первомайского района г. Бобруйска

Читать дальше

Верный способ – отдать его увлечённому своему делу педагогу. Именно о таком учителе Бобруйска и пойдёт речь.

Людмила Добровольская – человек в городе известный. Учитель, педагог от Бога, увлеченный краевед и просто любящая Беларусь и белорусов женщина. Предлагаем вам ее рассказ-размышление о своем пути, работе с воспитанниками в Центре туризма, экскурсиях и экскурсиях для детей и молодёжи Бобруйска . У ваших детей есть уникальная возможность быть рядом с Людмилой Николаевной во время археологических раскопок и путешествий по родной стране, научиться быть патриотами и гражданами своей страны – и просто ЧЕЛОВЕКОМ.

…Я пытаюсь рассказать о своём направлении. Честно пытаюсь сделать рекламу с целью поиска «моих» блоков.

В общем-то, их всегда достаточно, но тех, с кем можно заниматься краеведением по-настоящему, – с каждым годом всё меньше и меньше. У меня уже занимаются дети с помощью моих кабелей, и их родители приходят, смотрят наши старые дневники походов и экспедиций, фотографии и фильмы, смотрят на своих детей и... вздыхают. Правительство, все дети интересны и дороги. Но краеведение – это сложно...

Я работаю в Центре туризма, крае экскурсий и экскурсий уже 28 лет. По образованию учитель истории и художник ДПИ (декоративно-прикладное искусство).

В бескрайнем краеведческом поле мои знания и интересы помогают детям путешествовать по родной Синеокой в ​​самых разных направлениях. Были краеведческие экспедиции (очень длительные – по 18 дней) на месте, в котором художник ХІХ века Наполеон Орда рисовал. А это замки, парки, усадьбы, дворцы, монастыри и храмы. Мы даже пытались нарисовать то, что досталось нам спустя 200 лет. С 1998-го по 2008 год мы обошли/объехали пол Беларуси. Мечтали о Литве и Варшаве, Вильнюсе и Париже… Что ни говорили, отбрасывая пугающие политические аспекты, места этого влияния с нашей страной. Да и кто из любителей вояжей не капитан побывать в этих и других соседях городах?! А по рисункам Орды у нас в Беларуси уже два замка, одно имя восстановлено. Также можно поднять из руин многие костёлы и церкви, утерянные архитектурные жемчужины.

По итогам моей просветительской работы я приняла участие в международной конференции, посвящённой 200-летию земляка – патриота, музыканта, художника, просветителя Матеуши Тадеуши Наполеона Орды…

Параллельно с этой темой я очень много сотрудничала с археологами Национальной академии наук РБ. Да. И объясняется это тем, что когда наш городской (единственный) музей переезжал из старой тесной квартиры по Пушкина на площадь Победы, требовалось расширить его экспозиции... К нам на Бобруйщину археологи поехали прямо косяками. Трудно перечислить все экспедиции от 1992-го года. Но я продолжаю их организовывать по настоящее время. И как я это делаю - можно увидеть в фоторепортаже Александра Чугуева в нашем «Вечернем Бобруйске» от 23 июля 2020 г., в видеороликах на ютубе, в публикациях нашей корпоративной «Настаўніцкай газеты» от 25 августа 2020 г. (кстати, она (Н. г.) даже наградила меня за многолетнее сотрудничество).

Я всегда начинаю именно с этих «великих дел», придя в классы к детям, когда делаю набор. Но увы, наше сотрудничество с ними заканчивается скоро. Дорогие родители знают, что где-то в 8-9-11-... ну максимум 12 лет детская пытливость, здоровая любознательность и контакт с реальным миром вскоре заканчиваются. Ребятишек – и из начальной школы, и средней, и старшей – достаточно много для обычных прогулок в лес. Как говорят иногда с горечью коллеги, попрыгать через костёр и пожарить мамины сосиски – для этого «туризма» собрать детей труда не составляет.

Если вы ещё продолжаете читать моё эссе, то я просто расскажу вам, чем я занималась с учениками в последнем учебном году. Ребята были новичками. Из классов 8-х и 9-х. Обычные, весьма. Не отличники, как те, что ушли в студенты из последнего выпуска. Очень любознательны, добры и отзывчивы душой.

Программа наша сложена 50 на 50 – Туризм и Краеведение. Я знакомлю детей с основами туризма (снаряжение, движение по карте, препятствия, медицинская помощь, узлы, топографические карты, соответственно). Ну вот, как видите, много всего. По этому разделу у нас много соревнований. Они и названы так – очень красиво – «Властелин леса». За год мы 5-6 раз в соревнованиях отрабатываем, сдаём зачёт как бы. Для того чтоб справиться с «поставленными задачами», много ходим, учимся разжигать костры, готовить обеды по-туристски, вяжем узлы и т. д., и т. д.


Читайте также: Дворец искусств приглашает в свои коллективы творческих бобруйчан


С краеведением на-а-амного сложнее. Тут ва-аще встречаю забавнейшие вещи. Например, дети уровня 8-го класса не знают, где в Бобруйске площадь Ленина. Они совсем не передвигаются по городу, их возят в авто родители. И вот мы открываем город для себя. Что уж тут говорить о погружении в историю? Об исторических периодах в жизни нашего 633-летнего Бобруйска, о следах этой истории на челе нашего родного города?

А ведь в программе и Бобруйщина есть, и земляки... Вот, привлекательный такой дядя стоит у «Чырвоной вежы» – кто он? Даже студент из БГУ столичного внятно не объяснит, за какие заслуги мошенник и мелкий жулик товарищ Балаганов удостоился такой чести?

Вот у нас уже целый год работает проект «5000 шагов по любимому городу» – экскурсии для всех желающих по Бобруйску. Не для детей. Для взрослых. Да маловато очень этих взрослых к нам приходят. Не развлечение это – это серьёзный взгляд на окружающий мир.

Но для детей мы делаем и очень увлекательные вещи, например:

  • И ориентирование по крепости «Цитадель»,
  • и квесты по городу «Тёплые буквы»,
  • и фэст экскурсовода для тех же школьников…

И поездки «на войну в Рогачёв» – освобождение этого города в феврале: везём детей. Это делаем большими группами.

 

Но за один год мои школьники узнали… я буду перечислять просто:

  1. Много тропинок в окрестных лесах и как по ним не заблудиться.
  2. Что Масленицу можно справлять в лесу по-настоящему с куклой Зимы, которую можно тут же сделать из сухой травы и блинов напечь прям на костре для всех.
  3. Что в Рогачёве есть не только сгущёнка, но и красивое городище, и обалденный экскурсовод дядя Саша, и по музею с ним здорово гулять!
  4. Что в соседних Осиповичах музей уютный и гостеприимный. Да, мои новички принимали участие в научно-практической конференции. Я выступала с докладом «Общее в истории соседей». А дети иллюстрировали нашу, бобруйскую, историю. Тут её являли своими рассказами и в образах (костюмах) и дреговичанка Янка, и два князя-брата Ягайло и Скиргайло, и королева Цецилия Рената, и призрак Наполеона, и красноармеец. О последнем в крепости столько повествований можно найти!!
  5. Мои ученики познакомились с Гомелем и дворцом Румянцевых-Паскевичей. Ехали туда, чтоб посмотреть археологическую выставку из экспедиций всей Гомельщины. Трудно было, потому как этот дворец затмил всю археологию.

НО… ведь я их готовила к лету – к археологическом лагерю. А тут вот ррраз – и 12 марта началась пандемия. Но мы-то успели 7 марта побывать в Гомеле.

Потом началось онлайн-обучение. Я сделала два макета археологического памятника – кургана и городища. Заполнила его артефактами. И копали-копали много раз. Тренировались. И сомневались – а будет ли наш археологический лагерь?

И он получился!!! Да ещё какой! С каждым годом всё интереснее и интереснее! Без ложной скромности, в мае-июне 5 недель я была на больничном из-за вирусной пневмонии, но слово сдержала. Студенты всю зиму меня уговаривали снова в лагерь.

Вот и моим юным новичкам повезло!

Видео Анастасия Кеплин

И с заведующим того археологического отдела музея в Гомеле встретились на раскопках, и жили в палатках, и разглядывали рассветы и закаты, и песни слушали у костра, и рыбу ловили в озёрах.


Читайте также: Учреждения культуры Бобруйска объявляют о наборе на новый учебный год


А в Речицу прям влюбились! Очень красивый город!

Что же я хочу сказать читателю? Я ищу своих учеников. Мне было порой удивительно, что дети шли со мной в поход, а их родители порой даже и не звонили мне, не интересовались – с кем, куда?

Или наоборот – ребёнок ходит на теоретические занятия. А в лес, в поход – оёёёй, страшно родителям отпускать. Были у меня такие встречи, когда родители и бабушки-дедушки замечали нас на улице, в транспорте и просили взять в компанию своих детей и внуков. Вот это был хороший вариант. То есть у меня была конкретная поддержка.

Подробнее о занятиях

Добираться сложно. Это такой квадрат внутри улиц Ульяновской, 50 лет ВЛКСМ, Орджоникидзе и Лынькова, в здании бывшего детского сада, <рядом с детской поликлиникой №4. Там ещё рядом и библиотека, и ЖЭУ-6, и центр социального обслуживания населения Первомайского района города.

Занятия для вашего ребёнка будут проходить два раза в неделю.

Раз в месяц будут походы выходного дня. А так много занятий на улице при погоде, экскурсии по городу.

Для родителей, у которых дети маленькие. Да, программа для них начинается с малого – с тем и понятий, с расстояний и препятствий, которые по силам вашему ребёнку. Об этом подробнее при встрече.

  • Если ребёнок в начальной школе: учится в первую смену, то занятия с 15.00 до 16.30. Если во вторую смену – то с утра с 9.00 до 10.30.
  • Для детей 5-6 классов занятия будут в один из рабочих дней в 15.00-16.30 и в субботу или по той же схеме – в один из рабочих дней и в воскресенье. Соответственно возрасту – 2 часа + 4 часа или 2 часа + 6 часов (последняя нагрузка для школьников 7-8 классов).

Занятия бесплатные. Пока ещё. Государство поговаривает о переходе на платное. Но платы, как в школах искусств или секциях спортивных, пока нет. Спешите.

1

Для чего нужно детям заниматься туризмом и краеведением?

Помните такую формулу: ТУРИЗМ – ЭТО ШКОЛА ЖИЗНИ. Дети, которые не в спорте, конкретно, не дано физически или по характеру – они очень пассивны, гиподинамичны, у них не очень хорошо с друзьями. Чего таить? Одно дитятко в доме – оно и Бог, и царь, и герой. Как собираются вместе в нашей неформальной обстановке, вижу: хотят общаться, да не умеют!

Вот здесь можно исправить ситуацию – найти друзей по духу, по интересам.

О краеведении: да в нашем, для вас таком знакомом городе, столько незнакомого! Столько интересного! Ну а там, если и вам, дорогие родители, интересно будет, подключайтесь, и мы с вами тогда займёмся серьёзными исследовательскими темами. Только с вами! Город наш большой. Интеллигентный.

А теперь, где искать, что читать о том, что я вам и вашим детям предлагаю:

  • Статья «Бобруйские туристы-краеведы участвуют с экспедицией в бронзовый век» – на сайте bobruisk.ru
  • Статья «Дэтэктывы минуўщыны» – на сайте газеты «Навука» Газета-navuka.by.
 

Читать дальше