Как оторвать детей от гаджетов без скандала

Вам когда-нибудь приходилось силой отрывать детей от экрана смартфона, планшета или компьютера? Часто ли это оканчивалось ссорой?

Как и многие родители, я пробовала грозиться. «Ещё пять минут, и марш ужинать!» — кричала я из кухни. Это заявление либо игнорировалось, либо ребёнок мычал в ответ что-то невнятное.

Спустя пять минут я шла в гостиную и выключала гаджет, ожидая, что ребёнок молчаливо с этим согласится и последует на кухню, где нас будет ждать тихий идиллический ужин.

И что я получала в ответ? Крики. Истерики. Остывший ужин. Поседевшие волосы.

Я поняла, что делаю что-то не так. Мои дети до этого не были склонны к истерикам, поэтому их поведение выбивало меня из колеи. Но я никак не могла понять, что можно сделать, чтобы прекратить эти внезапные крики в момент, когда забираю гаджеты.

Я хотела найти мягкий способ «отлучения» детей от экрана и возвращения обратно в реальный мир без постоянных стычек (а они случались буквально каждый вечер), но не знала, как. И тут подруга познакомила меня с маленькой хитростью, придуманной Изабель Филльоза.

Изабель Филльоза — клинический психолог, автор множества книг о воспитании детей и авторитетное имя в теме бережного родительства во франкоговорящих странах. Её крайне простой метод помог мне покончить со скандалами и истериками детей в моменты, когда установленное время пользования гаджетами истекает.

Что говорит о гаджетах наука

Бывало ли у вас когда-нибудь, что электричество отключалось в разгар интереснейшего футбольного матча?

Или ваш трёхлетка нажал кнопку «выкл» ровно в тот момент, когда главные герои романтической комедии вот-вот должны наконец поцеловаться?

Или в компьютерной игре у вашего персонажа кончился запас энергии именно тогда, когда он собрался убить пришельца и пройти на следующий уровень?

Очень трудно выйти из состояния, в котором ты получаешь удовольствие, а именно такое состояние возникает у нас, когда мы проводим время у экранов. Это трудно даже для взрослых. Для детей это может быть невыносимо. В буквальном смысле. И вот почему, объясняет Изабель Филльоза.

Когда человек (не только ребёнок, но и взрослый!) увлечён просмотром фильма или играет в компьютерную игру, он мысленно находится в другом мире. Экраны действуют на наш мозг гипнотически. Свет, звуки, смена картинок – всё это погружает нас в состояние потока. Мы чувствуем себя хорошо и не хотим делать ничего другого. И, конечно, мы не хотим, чтобы ситуация менялась.

В этот момент наш мозг вырабатывает дофамин – нейромедиатор, предназначение которого снимать стресс и боль. Всё в порядке – но до тех пор, пока включен экран. Когда мы выключаем гаджет ребёнка быстро и без предупреждения, уровень дофамина резко падает, что может без преувеличения вызвать ощущение боли в теле. Этот гормональный спад и связанный с ним физиологический дискомфорт — тот самый момент, когда у ребёнка начинается истерика.

 

Не имеет значения то, что мы, родители, чётко обозначаем время, когда пора выключить гаджет. Мы думаем: «Ну, мы же договорились, что не больше 20 минут в день», или «Я же предупредила – ещё пять минут, и всё». Для нас это ясно, но для ребёнка — нет. Сидя перед экраном, он не в состоянии мыслить, как мы, и правильно воспринять эту информацию. Мозг ребёнка «купается» в дофамине, помните? Его ощущения в момент выключения телевизора или планшета напоминают физическую боль. Вы, конечно, и не думали его бить, но так это может переживаться, говоря языком нейропсихологии.

Другими словами, силой оторвать ребёнка от гаджета болезненно для него. Поэтому вместо того чтобы просто нажимать кнопку «выкл» на устройстве, попробуйте маленькую хитрость – сначала войдите в пространство ребёнка.

Метод Изабель Филльоза: наводим мосты

Если вы решили, что ребёнку пора заканчивать сидеть у экрана, сначала войдите в его мир, побудьте рядом. Посмотрите с ним телевизор или посидите на соседнем стуле, пока он играет в компьютерную игру. Нет нужды делать это долго, достаточно и полминуты. Просто разделите с ним то, что он делает.

А потом задайте ребёнку вопрос. Некоторых детей можно спросить: «Что ты смотришь?». Другим требуются более конкретные вопросы: «На каком ты сейчас уровне в игре?», или «Какой забавный персонаж на заднем плане. Кто это такой?».

Обычно детям нравится, когда родители интересуются их миром. Но если ребёнок по-прежнему поглощён происходящим на экране и не откликается, не сдавайтесь. Посидите с ним чуть подольше, а потом задайте ещё один вопрос.

Как только ребёнок начинает отвечать на ваши вопросы или рассказывать о том, что он смотрит или во что играет, это означает, что он постепенно возвращается из виртуального мира в реальный. Он выходит из состояния потока и возвращается в пространство, где снова начинает замечать ваше присутствие — однако происходит это медленно. Дофамин в этом случае не падает резко, так как вы построили мост между виртуальным и реальным миром. Вы можете начать общаться – и тут и происходит волшебство.

В этот момент вы можете сказать ребёнку, что настало время ужинать или идти в душ, или просто напомнить, что время пользования гаджетом закончилось. Благодаря тому, что вы вернули ребёнка в реальность достаточно мягко, он будет в состоянии вас слушать и реагировать на ваши просьбы. Он даже может так искренне обрадоваться родительскому вниманию, что сам захочет выключить телевизор (планшет, компьютер). Я пробовала, мои дети иногда так делают, честное слово.

kak-otorvat-detei-ot-gadzhetov-bez-skandala

Подводя итог, скажу: справиться с проблемой нежелания детей отрываться от гаджетов мне помогает одно только осознание того, что происходит в их головах в эти моменты. Не всегда всё проходит так гладко, как мне хотелось бы, но у них больше не было бурных истерик и криков с тех пор, как я открыла для себя метод Изабель Филльоза.

Не верьте мне на слово, опробуйте его сами

В следующий раз, когда ваш ребёнок зависнет у экрана, попробуйте:

  • Посидеть рядом с ним 30 секунд, минуту или чуть дольше и просто понаблюдать за тем, что он смотрит (делает).
  • Задать невинный вопрос о том, что происходит на экране. Большинству детей нравится родительское внимание, и они ответят на ваш вопрос.
  • Если вам удалось добиться диалога, считайте, вы построили мост — он поможет вашему ребёнку постепенно вернуться из мира виртуального в реальный без гормонального скачка, а значит без крика и скандала.
  • Наслаждайтесь остатком дня вместе.

Источник: Parent.com. Перевод с английского Анастасии Храмутичевой для Матроны.ру. Фото: iStock

Поделиться

Читайте также

22 февраля в 15.00 начнётся бесплатный мастер-класс на тему: «Косоплетение».

Причёски на основе кос – не только красивый, но и очень удобный вид причёски.

Девушек от 14 до 31 года приглашают  научиться создавать удивительные хитросплетения и кружева из волос.

В программе:

  • французская коса (обычная и обратная),
  • плетение с прихватом по одной стороне,
  • плетение из 2-х прядей (рыбий хвост),
  • хвост-жгут,
  • уход за волосами и кожей головы.

Для участия в мастер-классе необходимо принести свои резинки и расчёски.

Участие бесплатно. Количество мест ограничено.

Запись по телефону обязательна: +375 (29) 140-64-35.

Мастер-класс пройдёт по адресу: ул. М. Горького, 28-133.

Организатор – Бобруйское отделение РОО «Матери против наркотиков».

Читать дальше

Калі вы беларус/ка, які турбуецца пра стан роднай мовы, калі вы бабруйчанін/ка, які шукае, як цікава адзначыць 21 лютага. то пэўна вы ставіце сабе пытанне, дзе правесці гэты дзень?

У гэтым посце вы дазнаецеся, што гэта за дзень і чаму важна гаварыць пра яго. Як можна адсвяткаваць запамінальна. А каб разабрацца больш у гэтай тэме, трэба патраціць пэўны час. Мы дапаможам вам зрабіць гэта пазнавальна і разнастайна. Наперад!

Што мы з вамі можам зрабіць для беларускай мовы 21 лютага 2020 года:

  1. Наведаць курсы «Мова нанова» ў Тайм-клубе «1387». Пачатак а 19 00.
  2. Цэлы дзень размаўляць па-беларуску. І няхай гэта будзе трасянка.
  3. Зрабіць свой пост ці сторыс у сацсетках па-беларуску, пра мову.
  4. Набыць у краме кнігу ці часопіс па-беларуску.
  5. Зладзіць тэматычную вечарыну, дзе «дрэскодам» будзе беларуская мова)
  6. Пачаць флэшмоб у сацсетках «Слухай сваё», «Свае Вершы», «Чытаю кнігу…»
  7. Мудрыя выказванні беларускіх аўтараў пра мову, Радзіму, сэнс жыцця можна занатаваць на старонках нататніка ці сацсетках.

Любы дзень – гэта час, які мы пражываем.

Гэта тое, што не паўторыцца больш ніколі. Гэта наш унікальны досвед, які застаецца ў гісторыі пэўнай асобы, любой краіны ці ўсяго чалавецтва цалкам.

У лістападзе 1999 года ЮНЭСКА абвясціла Міжнародны дзень роднай мовы, які адзначаецца кожны год у лютым з 2000 году, дзеля захавання і развіцця моваў малых нацыяў і народнасцяў, якія знаходзяцца пад пагрозай знікнення.

Дні роднай мовы ў Беларусі пачалі ладзіцца дзяржаўнымі ўстановамі з 2009 года.

Дзень святкавання — 21 лютага, быў абраны не выпадкова. У гэты дзень у 1952 годзе загінулі пяць студэнтаў, якія змагаліся за наданне мове бангла статуса дзяржаўнай у тагачасным Пакістане, усходняя частка якога пазней стала незалежнай дзяржавай Бангладэш.

У свеце існуе каля 6000 моў і 43% з іх знаходзяцца пад пагрозай знікнення.

Кожныя два тыдні знікае адна мова, якая забірае з сабой цэлую культурную і інтэлектуальную спадчыну.

Паводле дадзеных ЮНЭСКА, беларуская мова апынулая ў той групе моў, якім пагражае знікненне. У Атласе моваў свету ў небяспецы яна пазначана як vulnerable (уразлівы, саслабелы). Гэта першая з чатырох ступеняў на шляху да вымірання.

Самая мілагучная пасля італьянскай – гэта беларуская мова!

Так вырашылі эксперты ЮНЭСКА. Пэўныя гісторыкі сцвярджаюць, што яна яшчэ і адна са старажытных сярод славянскіх, бо ў Вялікім Княстве Літоўскім на ёй пісаліся ўсе законы, вяліся суды, адбываліся соймы і іншае. Адны толькі чэхі раней за нас займелі надрукаваную Біблію на сваёй мове, якая з`явілася ў 1488 годзе. А ў 1517-м — у Празе доктар лекарскіх навук Францішак Скарына з Полацка выдаў Біблію па-старабеларуску — першую друкаваную ўсходнеславянскую кнігу. Але статыстыка перакрэслівае ўсё пачуццё гонару, бо падчас апошняга перапісу ўсяго 23,4% жыхароў краіны сказалі, што размаўляюць па-беларуску ў паўсядзённым жыцці.

Сэнс гэтага свята – гэта заахвоціць да моўнай разнастайнасці і шматмоўнай адукацыі, а таксама спрыяць усведамленню моўных і культурных традыцый, якія грунтуюцца на ўзаемапаразуменні, цярпімасці і дыялогу (ЮНЭСКА). Сваімі словамі – гэта паважаць усе мовы. Вывучаць ангельскую ці іншыя замежныя мовы для добрай камунікацыі ў вандроўках, на працы. Але не забываць сваю карэнную, матчынную, якая захоўвае традыцыі. Толькі родная мова робіць магчымым сапраўдны дыялог паміж сучасным чалавекам і яго продкамі.

Для кожнай нацыі Дзень роднай мовы асаблівы, бо няма народа без мовы, няма мовы без яго носьбіта. І беларусы не выключэнне. Паэтычная, жывая, мілагучная, песенная, старажытная, сучасная! Вось якая нам у спадчыну засталася ўнікальная мова. Усё залежыць ад нас, усё залежыць ад жадання кожнага з нас!

Тэма Міжнароднага дня роднай мовы ў 2020 годзе – «Мовы без меж».

Як адзначаюць свята ў нашым горадзе, у Бабруйску?

Школы праводзяць канцэрты і літаратурна-музычныя вечары, дзе лепшыя чытачы дэкламуюць вершы і ўрыўкі з твораў нацыянальных аўтараў. Малым расказваюць пра вартасці роднай мовы, патрэбы ведаў ейных асаблівасцяў. Бібліятэкі робяць выставы кніг.

Адзiн дзень — гэта, канешне, нiшто, але ж трэба з нечага пачынаць! Поспеху нам і плёну!

Мова Нанова - Бабруйск

Читать дальше

Дорогие друзья!

Приглашаем Вас принять участие в акции «Донорство крови имеет значение».

Помощь донора нужна каждому третьему человеку в мире. Для многих больных донорская кровь – единственный шанс выжить и выздороветь.

  • Если ТЫ ХОЧЕШЬ, но боишься
  • Если ТЫ ХОЧЕШЬ, но не знаешь, как
  • Если ТЫ ХОЧЕШЬ, то действуй ВМЕСТЕ С НАМИ!

По всем вопросам звони 411-199 (Татьяна, Юлия, Ольга) – и тебе ответят на все вопросы.

Молодёжь «Белшины»|БРСМ

Читать дальше