Советы мамам первоклассников (и не только первоклашек)

Решила записать свои советы мамам первоклассников. Советы, понятное дело, мои личные, ни на что не претендующие. Очень даже вероятно, что для Вас и для Вашего ребенка они совершенно не подойдут.

Первый. О самостоятельности

Не делайте за ребёнка его работу. Пусть сам заполняет дневник, сам собирает портфель, сам следит за остротой карандашей и т. д. Я бы посоветовала несколько раз показать, как это делается, объяснить почему так, а не иначе, потом ещё несколько раз постоять «над душой», пока он всё это делает, и затем полностью отдать это дело на откуп ребёнку.

По нашему опыту могу сказать, что бывали накладки… Бывало, что забывал какую-то тетрадь или ещё что… Несколько раз забывал сменку… Но, по-моему, в 1-ом классе всё это гораздо безболезненней и безопаснее. Но зато научится не забывать, а не жить маминой головой. Во втором полугодии, кажется, уже ни разу никаких накладок не было.

Разительная разница с бассейном. Там я этот момент упустила, получилось так, что пакет в бассейн собирала обычно я… В итоге получала «предъявы»: «Мама, ты очки забыла положить!»… Тут я сердилась и говорила: «Что это я забыла? Кто в бассейн идёт? Почему ты сам не проверил, всё ли собрано? Почему сам не положил очки?»… А по сути-то Андрей не виноват — сама избаловала.

И ещё одеваться… И обуваться. Очень для меня дико выглядит 7-летний здоровенный лоб, которому бабушка надевает ботинки…


Читайте также: 12 советов родителям будущих первоклассников


Второй. Об уроках и приоритетах

Вот это как раз очень и очень важная вещь. Но которую я начала внедрять только в конце учебного года, так что о результатах говорить пока рано… Но теоретически мне это кажется верным.

Нужно научить ребёнка расставлять приоритеты при выполнении уроков. То есть он должен в первую очередь посмотреть, что задали, оценить «предполагаемый ущерб». То есть как много вообще задали, какие задания понятны, какие не очень. Какие можно сделать легко и быстро, а с какими придётся повозиться. Какие он может сделать самостоятельно, а где ему нужна помощь и какая именно помощь необходима.

И после этого распределить, когда и в каком порядке он будет делать задания, а если где-то нужна помощь, подстроиться под того, кто будет помогать. Например, он может решить: сначала сделаю то, что легко и быстро, потом то, с чем надо повозиться… А потом как раз мама освободится и поможет мне с тем, что я один не смогу…

Почему это важно… Очень многие дети страдают от того, что на контрольных или олимпиадах делают задания по порядку. В итоге попадается задание, с которым у них «затык», долго с ним возятся, в итоге и его не решают и остальное не успевают. Гораздо разумнее в таком случае отложить неподдающееся задание и решать более лёгкие. А к этому вернуться потом, если время останется. Толку будет больше.

И ещё к вопросу о тех заданиях, которые ребёнок не может сделать самостоятельно. Тут тоже надо смотреть… Кое-что действительно не может… А кое-что… Достаточно посмотреть, как делали аналогичные задания в классе и вспомнить… Или полистать учебник и попытаться разобраться, посмотреть примеры…

 

Третий. О помощи и контроле

Не забывайте, что ребёнок в 1-м классе (да и во всей начальной школе) — это ещё совсем маленький ребёнок. И он может быть ещё психологически не готовым к полной самостоятельности. Многие дети такого возраста ещё не могут самостоятельно концентрироваться долгое время на уроках, не отвлекаться, не считать ворон, не рисовать чертиков на полях…

Не отпускайте ребёнка в самостоятельное плаванье слишком рано! Смотрите по нему — что он уже может, а что нет. И какой минимум помощи ему нужен. Кому-то достаточно, чтобы мама спросила: «Ты сделал уроки?» — «Да» — «Вот и славно», а кому-то надо, чтобы мама сидела рядом. Заметьте, не делала уроки за ребёнка, а сидела рядом и своим присутствием помогала сосредоточиться.

Я долгое время сидела с Андреем за столом. Следила, чтобы он правильно держал ручку, просила, чтобы объяснил мне ход решения… Постепенно я его отпускала всё больше и больше и под конец учебного года моё участие сводилось к тому, что я только проверяла написанное, слушала выразительное чтение (он читает неплохо, но выразительность оценить пока не может) и сидела с ним, только когда он готовил задание по окружающему миру, потому что при самостоятельной подготовке оно у Андрея вообще в голове не задерживалось. Впрочем, там такие темы, такие формулировки…


Читайте также: Собираемся в школу: безопасный и удобный выбор


Четвёртый. О времени

Ребёнок должен уметь определять время по часам. Но… Даже те дети, которые на ты с циферблатом, зачастую совершенно неадекватно оценивают протяженность времени… На просьбу предположить, сколько времени займёт то или иное дело, отвечают что-то совсем не в тему… И прошедшее время оценить тоже не могут…

Между тем это крайне важный навык… Ребёнок может не хотеть делать какое-то дело (те же уроки учить) потому, что искренне верит в то, что это займёт целую вечность. А если он знает, что подготовка «домашки» по математике занимает всего 10 минут (как половина мультика или одна перемена, которая по всем ощущениям бесконечно коротка), то, глядишь, уже и не так страшно приступить.

Поэтому я очень советую приучать ребёнка засекать, сколько времени занимает у него то или иное дело. Сколько нужно времени, чтобы прибраться в комнате? А поужинать? А подготовить ДЗ по информатике? А переодеться?.. И постоянно обращать его внимание на то, какие дела занимают примерно одинаковое время. Причём сравнивать приятные и интересные дела с теми, которые тоже нужно делать.

Более сложная задача, к которой стоит переходить уже после того, как ребёнок более или менее знает, сколько времени у него что занимает, это планирование дел… «Что из необходимых дел ты успеешь сделать до ужина?»..

1

Пятый. Об умении говорить

Учите ребёнка говорить… В самом широком смысле. Чтобы он умел пересказать текст, ситуацию из своей жизни, выразить своё мнение. Чтобы умел нормальным русским языком рассказывать о решении задачи.

Чтобы умел говорить с учителем. Мог задать вопрос, если что-то непонятно, попросить объяснить ещё раз… И ещё, если потребуется. Чтобы мог попросить пояснить задание, если ему непонятно…

В конце учебного года проходили итоговые и переводные контрольные… Сколько возмущения на родительских форумах насчёт некорректных заданий, кривых и непонятных формулировок… Обвинений всех и вся в этом…

Да, я полностью согласна с тем, что очень плохо, когда задания в контрольных некорректно или просто безграмотно сформулированы. Но ошибки в тестах есть и будут, и тут ничего не поделаешь… Можно бороться с мельницами, но не разумнее ли вложить эти силы в своего ребёнка?

Попытаться объяснить ему, что если ему непонятно задание, то надо поднять руку и попросить пояснить… Маленькие дети зачастую свято верят в непогрешимость печатного слова и в то, что взрослые не могут ошибаться. Но мы-то с вами знаем, что это не так… И насколько ребёнку будет проще жить, если он научится разговаривать, научится задавать вопросы…

4curious-eyes.ru

 

Поделиться

Читайте также

Бобруйский районный историко-краеведческий музей приглашает бобруйчан и жителей района посетить выставку, посвящённую Дню единения народов Беларуси и России, которая будет проходить со 2 по 6 апреля 2024 года.

К сведению

2 апреля 1996 года был подписан Договор о создании сообщества Беларуси и России, который был дополнен 5 марта 1997 года Договором о Союзе Беларуси и России, а 8 декабря 1999 г. – о создании Союзного государства Беларуси и России.

Целью этого проекта является тесная интеграция государств в политической, социальной, культурной и экономической сферах, упразднение барьеров между государствами, обеспечение общего рынка труда и социокультурного пространства в регионе.

 

Читать дальше

18 февраля 2024 года на территории спорткомплекса «Бобруйск-Арена» пройдёт спортивный праздник «ЗакалФест». Беговые трассы пройдут по историческому парку. Старт и финиш возле СК «Бобруйск-Арена».

Начало – 12.00. Обязательная регистрация.

В программе

  1. Забеги на дистанции 2 км, 5 км, 10 км (без учёта времени, бег в темпе -57 мин.). На финише каждому участнику будет вручён сертификат.
  2. Забег на дистанцию 15 км (с учётом времени, обязательным обливанием не менее 3 раз, пробежкой босиком по снегу 50 м). Возрастные категории: 1) 40 лет и моложе; 2) 41 год и старше. На финише победителей наградят медалью и призом, призёров – медалями.

Условия дресс-кода

  • Мужчины – шорты и голый торс.
  • Женщины – шорты, боди.
  • Для начинающих – летняя спортивная форма.

В планах организаторов – работа передвижной сауны на месте старта/финиша.

sportivnyi-prazdnik-proidyot-v-bobruiske

Кстати

Вирусы, простуды, плохое самочувствие, отвратительное настроение – всего этого можно избежать, если заниматься спортом и постепенно втянуться в закаливание. Всё, что нужно сделать, – это встать пораньше, сделать зарядку и обтереться мокрым полотенцем при открытой форточке. И тогда вы сразу получите, по крайней мере, прекрасное настроение и хороший заряд на предстоящий день.

Дальше – больше: пробежка на улице в лёгкой майке, голый торс, обливание, контрастный душ, окунание в речке и финал – небольшой (метров 15-20) заплыв.  Всего этого можно достичь, если соблюдать  постепенность (шаг за шагом) и постоянство. Если вы предварительно сделали пусть даже несколько шагов по этому пути, тогда вам пора на «ЗакалФест» в Бобруйске.

42195.by

 

Читать дальше

В целях мотивирования будущих абитуриентов на обучение по профессии на условиях целевой подготовки на базе Дворца искусств с участием организаций-заказчиков кадров и учреждений среднего специального образования 29 февраля 2024 года с 12.00 до 16.00 управление по труду, занятости и социальной защите Бобруйского горисполкома проводит профориентационное мероприятие «Ярмарка целевой подготовки» для учащихся учреждений общего среднего образования города Бобруйска.

1

 

Бобруйский горисполком

Читать дальше