Советы мамам первоклассников (и не только первоклашек)

Решила записать свои советы мамам первоклассников. Советы, понятное дело, мои личные, ни на что не претендующие. Очень даже вероятно, что для Вас и для Вашего ребенка они совершенно не подойдут.

Первый. О самостоятельности

Не делайте за ребёнка его работу. Пусть сам заполняет дневник, сам собирает портфель, сам следит за остротой карандашей и т. д. Я бы посоветовала несколько раз показать, как это делается, объяснить почему так, а не иначе, потом ещё несколько раз постоять «над душой», пока он всё это делает, и затем полностью отдать это дело на откуп ребёнку.

По нашему опыту могу сказать, что бывали накладки… Бывало, что забывал какую-то тетрадь или ещё что… Несколько раз забывал сменку… Но, по-моему, в 1-ом классе всё это гораздо безболезненней и безопаснее. Но зато научится не забывать, а не жить маминой головой. Во втором полугодии, кажется, уже ни разу никаких накладок не было.

Разительная разница с бассейном. Там я этот момент упустила, получилось так, что пакет в бассейн собирала обычно я… В итоге получала «предъявы»: «Мама, ты очки забыла положить!»… Тут я сердилась и говорила: «Что это я забыла? Кто в бассейн идёт? Почему ты сам не проверил, всё ли собрано? Почему сам не положил очки?»… А по сути-то Андрей не виноват — сама избаловала.

И ещё одеваться… И обуваться. Очень для меня дико выглядит 7-летний здоровенный лоб, которому бабушка надевает ботинки…


Читайте также: 12 советов родителям будущих первоклассников


Второй. Об уроках и приоритетах

Вот это как раз очень и очень важная вещь. Но которую я начала внедрять только в конце учебного года, так что о результатах говорить пока рано… Но теоретически мне это кажется верным.

Нужно научить ребёнка расставлять приоритеты при выполнении уроков. То есть он должен в первую очередь посмотреть, что задали, оценить «предполагаемый ущерб». То есть как много вообще задали, какие задания понятны, какие не очень. Какие можно сделать легко и быстро, а с какими придётся повозиться. Какие он может сделать самостоятельно, а где ему нужна помощь и какая именно помощь необходима.

И после этого распределить, когда и в каком порядке он будет делать задания, а если где-то нужна помощь, подстроиться под того, кто будет помогать. Например, он может решить: сначала сделаю то, что легко и быстро, потом то, с чем надо повозиться… А потом как раз мама освободится и поможет мне с тем, что я один не смогу…

Почему это важно… Очень многие дети страдают от того, что на контрольных или олимпиадах делают задания по порядку. В итоге попадается задание, с которым у них «затык», долго с ним возятся, в итоге и его не решают и остальное не успевают. Гораздо разумнее в таком случае отложить неподдающееся задание и решать более лёгкие. А к этому вернуться потом, если время останется. Толку будет больше.

И ещё к вопросу о тех заданиях, которые ребёнок не может сделать самостоятельно. Тут тоже надо смотреть… Кое-что действительно не может… А кое-что… Достаточно посмотреть, как делали аналогичные задания в классе и вспомнить… Или полистать учебник и попытаться разобраться, посмотреть примеры…

 

Третий. О помощи и контроле

Не забывайте, что ребёнок в 1-м классе (да и во всей начальной школе) — это ещё совсем маленький ребёнок. И он может быть ещё психологически не готовым к полной самостоятельности. Многие дети такого возраста ещё не могут самостоятельно концентрироваться долгое время на уроках, не отвлекаться, не считать ворон, не рисовать чертиков на полях…

Не отпускайте ребёнка в самостоятельное плаванье слишком рано! Смотрите по нему — что он уже может, а что нет. И какой минимум помощи ему нужен. Кому-то достаточно, чтобы мама спросила: «Ты сделал уроки?» — «Да» — «Вот и славно», а кому-то надо, чтобы мама сидела рядом. Заметьте, не делала уроки за ребёнка, а сидела рядом и своим присутствием помогала сосредоточиться.

Я долгое время сидела с Андреем за столом. Следила, чтобы он правильно держал ручку, просила, чтобы объяснил мне ход решения… Постепенно я его отпускала всё больше и больше и под конец учебного года моё участие сводилось к тому, что я только проверяла написанное, слушала выразительное чтение (он читает неплохо, но выразительность оценить пока не может) и сидела с ним, только когда он готовил задание по окружающему миру, потому что при самостоятельной подготовке оно у Андрея вообще в голове не задерживалось. Впрочем, там такие темы, такие формулировки…


Читайте также: Собираемся в школу: безопасный и удобный выбор


Четвёртый. О времени

Ребёнок должен уметь определять время по часам. Но… Даже те дети, которые на ты с циферблатом, зачастую совершенно неадекватно оценивают протяженность времени… На просьбу предположить, сколько времени займёт то или иное дело, отвечают что-то совсем не в тему… И прошедшее время оценить тоже не могут…

Между тем это крайне важный навык… Ребёнок может не хотеть делать какое-то дело (те же уроки учить) потому, что искренне верит в то, что это займёт целую вечность. А если он знает, что подготовка «домашки» по математике занимает всего 10 минут (как половина мультика или одна перемена, которая по всем ощущениям бесконечно коротка), то, глядишь, уже и не так страшно приступить.

Поэтому я очень советую приучать ребёнка засекать, сколько времени занимает у него то или иное дело. Сколько нужно времени, чтобы прибраться в комнате? А поужинать? А подготовить ДЗ по информатике? А переодеться?.. И постоянно обращать его внимание на то, какие дела занимают примерно одинаковое время. Причём сравнивать приятные и интересные дела с теми, которые тоже нужно делать.

Более сложная задача, к которой стоит переходить уже после того, как ребёнок более или менее знает, сколько времени у него что занимает, это планирование дел… «Что из необходимых дел ты успеешь сделать до ужина?»..

1

Пятый. Об умении говорить

Учите ребёнка говорить… В самом широком смысле. Чтобы он умел пересказать текст, ситуацию из своей жизни, выразить своё мнение. Чтобы умел нормальным русским языком рассказывать о решении задачи.

Чтобы умел говорить с учителем. Мог задать вопрос, если что-то непонятно, попросить объяснить ещё раз… И ещё, если потребуется. Чтобы мог попросить пояснить задание, если ему непонятно…

В конце учебного года проходили итоговые и переводные контрольные… Сколько возмущения на родительских форумах насчёт некорректных заданий, кривых и непонятных формулировок… Обвинений всех и вся в этом…

Да, я полностью согласна с тем, что очень плохо, когда задания в контрольных некорректно или просто безграмотно сформулированы. Но ошибки в тестах есть и будут, и тут ничего не поделаешь… Можно бороться с мельницами, но не разумнее ли вложить эти силы в своего ребёнка?

Попытаться объяснить ему, что если ему непонятно задание, то надо поднять руку и попросить пояснить… Маленькие дети зачастую свято верят в непогрешимость печатного слова и в то, что взрослые не могут ошибаться. Но мы-то с вами знаем, что это не так… И насколько ребёнку будет проще жить, если он научится разговаривать, научится задавать вопросы…

4curious-eyes.ru

 

Поделиться

Читайте также

Согласно исследованию, опубликованному ЮНИСЕФ (детский фонд ООН), недовольство вызывают психические проблемы, ожирение, а также отсутствие базовых навыков чтения и счета.

Специалисты ЮНИСЕФ отмечают, что все эти факторы отрицательно сказывается на благополучии детей.

В большинстве из 41 страны Евросоюза и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), где проводились исследования, менее 80% 15-летних детей заявили, что удовлетворены своим состоянием. Самый низкий уровень удовлетворенности – 53%, зафиксирован в Турции, далее следуют Япония и Великобритания.

Самые счастливые дети оказались в Нидерландах, Дании и Норвегии, при этом в Нидерландах довольных детей оказалось 90%.

По данным ООН, самоубийство является одной из основных причин смерти среди 15–19-летних молодых людей в богатых странах. Самый высокий показатель отмечается в Литве, за ней следуют Новая Зеландия и Эстония.

Ещё одним фактором риска для благополучия детей стало ожирение. Эта проблема затрагивает примерно каждого третьего ребёнка.

 

Около 40% детей в странах ЕС и ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) не имеют базовых навыков чтения и математики. Наиболее удручающие показатели в этом отношении у Болгарии, Румынии и Чили. А вот почти нет проблем у школьников в Эстонии, Ирландии и Финляндии.

Дети Исландии, Чили и Японии считают, что их навыков общения недостаточно, чтобы заводить друзей.

В докладе ЮНИСЕФ подчеркивается, что продолжающаяся пандемия коронавируса оказывает «катастрофическое воздействие на детей», особенно из-за закрытия школ и ограничений на передвижение. Кроме того, ожидаемый спад мировой экономики в ближайшие несколько лет приведёт к росту детской бедности.


Читайте также: Платёжные браслеты помогут белорусским детям научиться правильно расходовать свои деньги


К сведению

В ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) входят 34 страны: Австралия, Австрия, Бельгия, Канада, Чешская Республика, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Исландия, Ирландия, Италия, Япония, Корея, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Словакия, Португалия, Испания, Швеция, Швейцария, Турция, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты, Чили, Эстония, Израиль, Словения.

1

1prof.by

Фото: unsplash

Читать дальше

В древнем египетском некрополе Саккара археологи нашли подземный тайник, в котором хранятся как минимум 13 деревянных гробов возрастом 2500 лет, сообщает Lenta.ru.

Гробницы обнаружены в погребальной шахте на глубине 11 метров. Гробы запечатаны и имеют хорошо сохранившийся внешний вид, на некоторых есть остатки краски.

Как сообщает издание Science Alert, известно о ещё трёх запечатанных нишах в шахте, в которых также могут находиться могилы.

Саккара служила некрополем Мемфиса, столицы древнего Египта. Около трёх тысяч лет египтяне хоронили здесь умерших. Однако за тысячелетие было разграблено большое количество могил, поэтому найденный тайник может стать местом для обнаружения погребальной утвари и останков. Всё это может дать больше информации о древнеегипетских погребальных обычаях.


Читайте также: Необычно горячая точка обнаружена японскими учёными в Антарктиде


 

Фото: pixabay.com

Читать дальше

Место отдыха на озере «Наше место» Бобруйского района стало победителем республиканского конкурса на лучшее обустройство и содержание мест пользования поверхностными водными объектами для рекреации, спорта и туризма.

Конкурс на лучшее обустройство и содержание мест пользования поверхностными водными объектами для рекреации, спорта и туризма, проводится в республике ежегодно и проходит в два этапа:

  • на областном уровне с 1 мая по 31 июля
  • и на республиканском уровне с 1 по 31 августа.

Читайте также: Белстат опубликовал данные последней переписи. Что нового?


Отрадно отметить, что Могилёвская область уже второй год  подряд в этом конкурсе занимает первые места.

Так, в 2019 году на республиканском этапе этого конкурса государственное унитарное коммунальное дочернее строительное предприятие «Круглянская ПМК № 266» заняло первое место, награждено дипломом первой степени и денежной премией за обустройство и содержание места массового отдыха на пруду у д. Грибино Круглянского района.

 

В 2017 году победителем республиканского конкурса также становилось место отдыха на озере «Наше место» Бобруйского района.

Ежегодно для обеспечения комфортного отдыха людей на водных объектах в каждом районе области проводится работа по подготовке мест отдыха у воды. При подготовке эти места обустраиваются беседками, скамейками, урнами и контейнерами для мусора, туалетами, подготавливаются стоянки для автотранспорта.

В текущем году в Могилёвской области к летнему сезону было обустроено 87 мест массового отдыха населения на водных объектах.

1

mogilevpriroda.gov.by

Читать дальше